укажите какие методы относятся к организационным
Организационные методы управления
Понятие «методы управления»
В переводе с греческого слово «метод» означает «путь к чему-либо». В русском языке данный термин имеет два значения:
1) способ, прием познания, исследования, анализа, диагностики явлений, процессов, систем;
2) способ, прием выполнения какой-либо деятельности, образ действия.
В первом случае речь идет о методах той или иной науки, в частности социального управления или менеджмента — исторический и системный подход, эксперимент, моделирование, ситуационный анализ, организационная диагностика и другие. То есть в данном значении метод дает ответ на вопрос: «Как это узнать, проанализировать, исследовать?»
Во втором случае методы рассматриваются применительно к управленческой деятельности, процессу управления, работе руководителя.
Общим для первого и второго значений выступает слово «как» — сначала узнать, а потом действовать или начинать действовать, а в процессе работы что-то познавать.
Поэтому в методах управления взаимосвязаны эти две важнейшие стороны — познавательная и деятельностная. Методы управления имеют определенные особенности:
— направлены на достижение целей и задач. Как только «возникает» целевой элемент, сразу появляется потребность в методах. Методы — это инструмент целенаправленной деятельности;
— практическим действиям предшествуют анализ, оценка конкретных условий, обстановки, ситуации. Чем глубже их познание, тем обоснованнее выбор нужных способов. В этой связи методы сбора, обработки и анализа информации относят к методам управления;
— методы, как правило, выбираются из возможных способов, поскольку имеет место (в явной или скрытой форме) оценка по критерию «какой метод или образ действия результативнее, эффективнее, целесообразнее?»
Таким образом, методы управления — это способы, приемы практических действий, направленные на достижение целей, задач, основанные на анализе информации; выбранные из возможных вариантов.
Классификация методов управления
По содержанию, назначению и возможностям методы управления классифицируются на группы:
Применительно к классификации существуют следующие подходы.
Первый состоит в делении методов управления на отдельные группы с целью более глубокого познания их содержания, «инвентаризации» и в конечном итоге создания арсенала.
Второй подход называется аспектным. Его представители считают (и не без оснований), что любой метод имеет разные грани — организационную, административную, социальную, экономическую и психологическую. Важно сочетание этих граней, их соотношение для усиления или ослабления какой-то из них в соответствии с конкретными условиями, целями, задачами.
Третий подход — эмпирический. Его сторонники считают бессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна на практике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, какой метод использовать, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот метод принадлежит?»
В процессе управления социальной работой используются разнообразные методы — организационно-административные, экономические, социально-психологические, психологические. Рассмотрим организационные методы, в которые входят и административные.
Ключевым словом в данной группе методов выступает «организация», которое имеет три значения.
Первое значение отражает различные государственные, негосударственные, общественные, коммерческие, некоммерческие, международные, производственные, непроизводственные и другие образования, учреждения, предприятия или организации.
Организация, с одной стороны, проявляется в определенных организационных формах (министерство, департамент, комитет, управление, служба, отдел и др.), а с другой — в характере специализированной деятельности (профсоюзная, финансовая, строительная, торговая, международная Организации и т.д.).
Организация проявляется как в выборе той или иной организационной формы, так и в обосновании организационной структуры, которая должна соответствовать данной организационной форме, характеру данной организации.
Организационная форма и организационная структура являются «зримыми предметами организации», имеющей определенную степень стабильности, статичности.
Поэтому рассматриваемое значение понятия «организация» называется предметным или Статичным и обусловливает предметное значение целого ряда организационных методов, с помощью которых создаются или расформировываются определенная организация и соответствующая организационная структура.
Второе значение используется в смысле совокупности действий, позволяющих что-либо сделать, решить, упорядочить, систематизировать, подготовить, объединить, разъединить и т.п. для достижения целей, выполнения задач. Оно отражает одну из главных функций управления руководителя, администратора и потому называется функциональным.
Можно встретить и другое определение этого значения — динамическое. В нем подчеркивается подвижность организационных действий род влиянием условий, обстановки, ситуации, целей, задач.
Третье значение понятия «организация» отражает уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченности элементов и частей системы, который должен быть достигнут или уже достигнут. Иначе говоря, в этом смысле «организация» — это, с одной стороны, желательное состояние элемента, части или системы в целом, а с другой — результат их упорядочения.
Именно такой смысл часто придается понятиям «организация управления», «организация финансов», «организация социальной работы», «организация труда персонала», «организация документов», «организация совещания» и т.д.
Любой элемент, подсистема и система немыслимы без организации. Она выступает как свойство, атрибут элементов, частей, систем, их функционирования, развития, совершенствования. Поэтому данное значение понятия «организация» называется атрибутивным.
Состав организационных методов
Первая концепция организационных методов была разработана в 20-х годах видным деятелем научной организации труда П.М. Керженцевым.
Для нее характерны следующие особенности: учет опыта использования оргметодов в военной, государственной, партийной сферах и в зарубежной практике; эти методы применяют в своей деятельности руководители разных уровней и сфер трудовой занятости; они представляют такую совокупность мер, способов и приемов, с помощью которых создается, направляется и разрушается организация (в последнем случае — с помощью методов дезорганизации).
В состав оргметодов он включал:
1) организационный план (организационное планирование);
3) формы инструктирования: директива (лозунг); постановление (декрет), инструкция, приказ;
4) распределение сил;
5) организация заново и реорганизация;
8) методы дезорганизации;
9) организационные приемы.
В современной практике управления используются разнообразные оргметоды, которые можно объединить в определенные группы по преобладающему направлению их использования.
Первая группа. Оргметоды, с помощью которых создается та или иная система (предприятие, организация, учреждение) — типовые оргструктуры, методы проектирования структур (целевой, нормативно-расчетный, функциональный, информационно-операционный), регламентирование (уставы, положения, должностные инструкции).
Вторая группа. Оргметоды, используемые в процессе управления (руководства) созданной системой — организационно-распорядительные или административные.
Третья группа. Оргметоды, применяемые для улучшения, совершенствования системы — методы органализа, реорганизации, организационного развития.
Четвертая группа. Оргметоды, направленные на дезорганизацию систем, их расформирование, ликвидацию — методы дезорганизации, расформирования.
Пятая группа. Оргметоды, рассматриваемые по основным элементам процесса управления (табл. 3).
Классификация организационных методов по основным элементам процесса управления
Основные элементы процесса управления | Организационные методы |
Информация | Методы сбора, обработки, систематизации, анализа, хранения, выдачи и передачи информации различного содержания |
Цели, задачи | Методы определения целевых задач (аналитический, эвристический, интуитивный); методы оценки целей, задач (ранжирование по значимости, подведение итогов); методы фиксации целей, задач (официальные документы и документы личного пользования); методы отображения целей, задач (графические методы — «дерево целей», сетевые графики) и другие |
Решения | Индивидуальные и коллективные методы подготовки и принятия решений (индивидуальный и коллективный «блокноты», мозговая атака (мозговой штурм), метод Дельта, групповая дискуссия, аналоги, расчеты — всего свыше двадцати методов |
Организационно-исполнительская система | Методы создания ОИС (регламентирование, инструкции, средства ориентации); методы управления ОИС (оргпланирование, инструктирование, распорядительные (административные) методы); методы преобразования ОИС (реорганизация); методы расформирования, разрушения ОИС (методы дезорганизации) |
Кадры, персонал | Методы подбора и расстановки кадров (описательные и количественные методы, испытание должностью, выполнение задач от простых к сложным, стажировка); формы и методы взаимодействия |
Ресурсы | Методы определения количества ресурсов — нормативный и аналоговый методы, метод укрупненных расчетов, «дерево ресурсов» |
Время | Методы определения необходимого времени (опытно-нормативный, экспертный и аналоговый методы); методы экономии времени (последовательный и параллельный методы выполнения работ, делегирование полномочий) |
Основные элементы процесса управления | Организационные методы |
Контроль, проверка исполнения | Методы контроля: получение периодической информации от подчиненных, нижестоящих руководителей; личные наблюдения; графические методы; данные, получаемые с помощью ЭВМ; контрольные записи в ежедневнике, еженедельнике, журнале, настольном календаре; информация на совещаниях, заседаниях; запрос информации по определенному вопросу; выявление отклонений; личная проверка состояния дел; доклады исполнителей о ходе работы; изучение отчетных данных; инспекции; «экран выполнения работы»; спецкартотеки |
Таким образом, организационные методы управления представляют собой способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы (организации, учреждения), осуществляется воздействие на систему, ее части и элементы и обеспечивается определенный уровень (качество) их организованности.
Однако недостаточно знать организационные методы, нужно также уметь их использовать. Соотношения между знаниями и умениями позволяет выделить несколько типов руководителей.
Первый тип (знающий — умеющий): руководитель знает и умеет использовать многие методы. Это наиболее ценный тип руководителя-организатора.
Второй тип (знающий — неумеющий): руководитель знает, какие методы можно использовать, но не умеет этого делать на практике. К руководителям данного типа относятся обычно начинающие руководители, имеющие хорошую теоретическую подготовку в области организации и управления, но незначительный опыт работы.
Третий тип (умеющий — частично знающий): руководитель в основном умеет использовать методы, однако имеет слабые теоретические знания.
Это так называемый тип руководителя-практика. Повышение квалификации способствует систематизации приобретенных на практике знаний, обогащению опыта новейшими методами.
Четвертый тип (неумеющий — незнающий): руководитель данного типа не является организатором.
Организационные методы управления
Организационные методы управления – это способы воздействия на управляемый объект, направленные на создание организационной основы совместной работы путем распределения функций, обязанности, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений для достижения целей организации.
Объектами организационного воздействия могут быть:
— элементы управляемой (производственной) системы (отдельные исполнители работ, коллективы производственных подразделений, предметы и средства труда, сферы деятельности);
— элементы управляющей системы (отдельные руководители на нижних уровнях управления, специалисты и технические исполнители, коллективы управленческих подразделений);
— процессы непосредственного изготовления продукции;
— организация труда производственного персонала;
Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам:
— методы организационно-стабилизирующего воздействия;
— методы распорядительного воздействия;
— методы дисциплинарного воздействия;
Методы организационно-стабилизирующего воздействия.
Они предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений.
Методы организационно-стабилизирующего воздействия включают:
1) организационное регламентирование;
2) организационное нормирование;
3) организационно-методическое инструктирование.
|
Регламентирование процесса труда в системе управления представлено в табл. 9.2.1., 9.2.2., 9.2.3.
Объект регламентирования | Акт регламентирования |
Правовое положение предприятия, порядок его организации | Устав предприятия |
Разделение труда в управляемой системе, построение производства | Организационно-производственная структура |
Правовое положение внутрихозяйственного подразделения, его организация и выполняемые функции | Положения об отделениях, цехах, производственных участках, бригадах |
Объект регламентирования | Акт регламентирования |
Место управляющей системы предприятия в системе управления производством, её правовое положение | Устав предприятия |
Разделение и кооперация труда в управленческом аппарате. Размер и построение аппарата управления | Организационная структура управления |
Задачи, обязанности, права и ответственность отдела, службы и др. органа аппарата управления | Положение об отделе, службе, органе аппарата управления |
Должностное положение работников аппарата управления, их обязанность, права и ответственность | Должностные инструкции работников управления |
Объект регламентирования | Акт регламентирования |
Правовое регулирование взаимоотношений работников в процессе труда | Правила внутреннего трудового распорядка |
Согласование рабочих процессов во времени | Распорядок рабочего дня. Графики выполнения работ. Расписания |
Порядок выполнения работ и операций | Алгоритмы. Процедуры. Схемы. Технологические карты. Стандарты |
Состав и содержание разделов положения о подразделении (рис. 9.3.1.).
Состав и содержание разделов должностной инструкции разработка (рис. 9.3.2.).
.
Должностная инструкция определяет правовой статус работника. Она необходима в случае возникновения споров, конфликтных ситуаций в трудовых правоотношениях. На основании должностной инструкции составляется трудовой контракт с работником.
Разработка правил внутреннего трудового распорядка по схеме (рис. 9.3.3.).
Рассмотрим некоторые разделы правил внутреннего трудового распорядка, которые могут помочь менеджеру при выработке механизма управления и выборе средств воздействия.
Основные обязанности администрации. Ими являются:
— правильно организовывать труд рабочих и служащих и создавать условия для результативной работы;
— закреплять за каждым рабочим и служащим определённое рабочее место, оборудование и инвентарь;
— укреплять производственную и трудовую дисциплину;
— внедрять передовые методы работы;
— обеспечивать исправное состояние машин, механизмов и прочего оборудования;
— соблюдать законы и правила по охране труда.
Основные обязанности рабочих и служащих. К ним относятся:
— честно и добросовестно трудиться;
— соблюдать дисциплину труда и выполнять правила внутреннего трудового распорядка;
— добиваться высоких качественных и количественных показателей трудовой деятельности;
— бережно относится к имуществу предприятия;
— соблюдать правила техники безопасности.
Меры поощрения рабочих и служащих. Ими являются:
— награждение почётными грамотами;
— награждение ценными подарками;
— назначение на более высокую должность;
— присвоение почётных званий;
— представление к правительственным наградам.
Виды взысканий за нарушение трудовой и производственной дисциплины. К ним можно отнести:
— замечание (постановка на вид);
— предоставление очередного отпуска в зимнее время;
— лишение или уменьшение выплат по итогам года;
— лишение или уменьшение размера дотаций;
— переход на нижеоплачиваемую работу или низшую должность;
Средствами воздействия здесь являются нормы и нормативы, с помощью которых достигается пропорциональность элементов процесса производства и труда, согласованность действий, сравнимость результатов, контроль за количеством и качеством труда. Нормы и нормативы служат организационной основой рационального и прибыльного хозяйствования. Перечислим ряд норм и нормативов по определённым направлениям.
Нормы и нормативы использования ресурсов. К ним можно отнести:
— нормы расхода материалов;
— нормы расхода инструмента;
— нормативы производственных запасов;
— нормы расхода энергии;
Нормы и нормативы использования основных фондов. К ним относятся:
— технические нормы производительности оборудования;
— нормативы срока службы основных фондов;
Нормы и нормативы для расчёта численности персонала. К ним относятся:
Организационно-структурные нормативы. К ним относятся:
— организационные структуры управления;
— типовые схемы управления;
— оптимальные размеры предприятия и его подразделений.
Оперативно-календарные нормативы. К ним относятся:
— нормативы размера партии деталей;
— нормативы продолжительности производственных циклов;
— нормативы размера незавершённого производства.
Нормы и нормативы для оценки и оплаты труда. К ним относятся:
— порядок аттестации руководителей и специалистов;
— нормативные признаки и коэффициенты для бальной оценки труда работников управления;
— разряды рабочих и служащих;
— расценки на отдельные виды работ;
— тарифная сетка и тарифные коэффициенты;
— факторы премирования работников.
Нормы и нормативы являются самым распространенным инструментом регламентации всех сфер деятельности каждой организации (предприятия) и общества в целом.
|
Различные виды инструктирования работников и граждан, решающих многообразные вопросы в районных, городских и областных органах управления, являются распространёнными средствами воздействия.
Каждый рабочий и служащий от момента поступления в организацию и на протяжении всего периода работы соприкасается с инструктированием. В процедуру приема на работу включен обязательный инструктаж работника по правилам безопасности, в дальнейшем в помощь рабочим и служащим будет предложен обширный перечень правил и наставлений методического характера. Как официально обратиться с просьбой по тому или иному вопросу в орган управления, как правильно выполнить работу (задание) с учётом обозначенных требований, разработать схему организационной структуры, рассчитать среднемесячную зарплату работника, проверить качество изготовленного продукта, расставить мебель в офисе, наконец, как правильно одеться деловому человеку? На все эти и многие другие подобные вопросы дадут ответ инструкции, памятки, правила, советы и рекомендации специалистов.
К средствам организационно-методического инструктирования можно отнести:
— вводный инструктаж при приёме на работу;
— инструктаж по технике безопасности;
— инструкцию по хранению предметов труда, химикатов и т.п. материалов;
— инструкции по применению машин, механизмов, передаточных устройств;
— памятки при работе во вредных средах, на высоте, при низких или высоких температурах;
— методические материалы по калькулированию себестоимости, изучению затрат рабочего времени наблюдением, приватизации предприятия;
— формуляры для составления документов;
— правила поведения в трудовом коллективе;
— памятку руководителю коллектива;
— рекомендации по проведению собраний, совещаний, конференций, семинаров;
— рекомендации по структурированию предприятия, оформлению офисов, рабочих помещений, организации сервиса;
— советы специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей, повышению коммуникабельности в деловом мире.
Средства воздействия в форме организационно-методического инструктирования оказывают неоценимую помощь работникам предприятия в выполнении ими своих функций. Их арсенал велик и постоянно пополняется новыми разработками органов управления на уровне предприятия, а также разработками методического характера научно-исследовательских институтов, ведомств, министерств и других федеральных органов управления.
Методы распорядительного воздействия.
Они предназначены для дополнения организации работ, установленных путём организацонно-стабилизирующего воздействия, при решении текущих задач, не предусмотренных ею. Методы распорядительного воздействия позволяют компенсировать неучтённые моменты организации, корректировать сложившуюся систему организации по новым задачам и условиям работы.
Распорядительное воздействие конкретизирует все формы воздействия в процессе управления. Любой метод управления на определённом этапе может быть реализован путём применения распорядительного воздействия. Объём такого воздействия находится в прямой зависимости от состояния организации производства и управления. Распорядительное воздействие, являясь наиболее активной формой управления, направлено на решение многообразных текущих вопросов жизни коллектива.
Характерные черты распорядительного воздействия.Заключаются в том, что оно:
— опирается на акты организационного регламентирования и нормирования, на определённую систему организации;
— носит обязательный характер для исполнителя;
— возникает как следствие отклонений от установленной программы под воздействием конкретных причин;
— направляется сверху вниз по иерархической лестнице, т.е. носит одностороннюю направленность;
— возникает как по программе, так и случайно. Распорядительное воздействие обеспечивает:
— проверку исполнения намеченной программы;
— организацию непосредственного воздействия на факторы производства и отдельные звенья управляющей системы;
— предупреждение отклонений от заданной программы;
— перевод системы из одного состояния в другое.
К средствам распорядительного воздействия относятся:
Методы дисциплинарного воздействия.
Предназначены для поддержания организационных основ работы, чёткого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникших отклонений в системе управления.
Данная группа методов связана с понятием дисциплины и её различными видами.
Дисциплина – обязательное для каждого работника, для каждой организации (предприятия) подчинение установленным порядку, правилам, сложившимся в обществе нормам права, морали и требованиям администрации предприятия.
Различают следующиевиды дисциплины:
— государственная – точное и обязательное выполнение возложенных на органы управления, должностных лиц и всех служащих обязанностей, реализация их функций и прав в соответствии с требованиями законности;
— производственная – совокупность требований, предписывающих участникам производственного процесса обязательное соблюдение правил технологии, определённого порядка поведения в условиях производства;
— технологическая – совокупность норм, определяющих необходимость точного соблюдения работниками на всех этапах производства и на рабочих местах требований технологии;
— трудовая – точное выполнение рабочими и служащими своих трудовых обязанностей, регулируемых правилами внутреннего трудового распорядка;
— договорная – точное и неукоснительное выполнение всех условий договорного обязательства, определённых нормами права, актами планирования и соглашениями сторон;
— плановая – своевременная разработка плана и обеспечение сбалансированности заданий по показателям и звеньям предприятия;
— платёжная – соблюдение предприятием установленных сроков платежей в госбюджет, отчислений в фонды, погашения банковских ссуд, выполнения других финансовых обязательств;
— финансовая – эффективное использование предприятием оборотных средств, обеспечение их сохранности, ускорение оборачиваемости, использование средств строго по назначению и недопущение их перерасхода.
Средствами дисциплинарного воздействия служит набор требований к работникам предприятия по соблюдению установленных порядка, правил, норм морали и этики при выполнении ими своих функций, т.е. государственной, трудовой, производственной, технологической, договорной, платёжной, плановой и финансовой дисциплины. Несоблюдение в полном объёме предъявляемых к работникам требований проводит к применению мер взысканий и санкций.