укажите какого типа государства не существовало
Укажите какого типа государства не существовало
Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.
Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.
Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.
Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).
Выделяют следующие формационные типы государства:
—рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;
—буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);
—социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.
Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Достоинства формационной типологии:
· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество
· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью
· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.
Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.
Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
Достоинства цивилизационного подхода:
· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.
· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств
Недостатки цивилизационного подхода:
· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.
· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.
Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.
Укажите какого типа государства не существовало
Решаю задачи по праву на studentshop.ru запись закреплена
Вариант 1.
1. Теоретическая часть
Дайте письменный развернутый ответ.
Древнегреческих философ Демокрит считал, что государство призвано обеспечить всеобщее благо и справедливость, что «хорошо управляемое государство есть величайший оплот: все в нем заключается, и, когда оно сохраняется – все цело, а погибает оно – с ним вместе и все гибнет». Представители такого течения, как анархизм, полагали, что государство, напротив, следует уничтожить, поскольку оно подавляет личность.
Чья точка зрения кажется вам правильной? С чем связано столь различное отношение к государству? Как взаимодействуют личность и государство.
2. Практическая часть
2.1. Оформите следующую таблицу:
Теории происхождения государства
Название теории Представители Сущность теории
1 2 3
Ирригационная
Инцестная
Спортивная
Диффузная
2.2. Тест.
Укажите определение права, предлагаемое сторонниками материалистической теории происхождения государства и права:
а) право-это возведенная в закон воля всего народа,
б) право-это нормативно закрепленная справедливость,
в) право-это мера свободы,
г) право-это возведенная в закон воля господствующего класса.
Укажите признаки социальных норм первобытного общества:
а) общеобязательная нормативность, б) формальная определенность, в) неразделенность прав и обязанностей, г) обеспеченность государственным принуждением.
3. Укажите, какого типа государства не существовало:
а) первобытного; б) рабовладельческого; в) феодального; г) социалисти¬ческого.
4. Укажите, какая из указанных функций является регуля¬тивной:
а) экономическая; б) охраны правопорядка; в) экологическая; г) защиты государства от внешней угрозы.
5. Укажите, какой признак характерен для всех социальных норм:
а) результат сознательно-волевой деятельности людей,
б) обеспечение принудительной силой государства,
в) обязательное правило поведения,
г) выражены в официальной форме.
6. Источником права является:
а) юридический прецедент, б) традиция,
в) нравственность, г) юридический факт.
7. Укажите, какой из источников права является результатом правотворчества:
а) нормативно-правовой акт,
б) правовой обычай,
в) правовая доктрина,
г) судебный прецедент.
8. Укажите, какой элемент правовой нормы содержит перечень условий действия юридической нормы:
а) гипотеза, б) преамбула,
в) диспозиция, г) санкция.
9. Представительные органы власти в теории государства и права принято называть: а) правительствами; б) префектурами; в) парламентами; г) судами.
10. Государственный орган — это:
а) политическая организация; б) элемент механизма государства; в) обще¬ственная организация; г) верный ответ отсутствует.
Вариант 2.
1. Теоретическая часть
Дайте письменный развернутый ответ.
Крупнейший немецкий юрист конца ХIХ в. Георг Мейер писал: «Первая и важнейшая задача государства есть обеспечение правовой защиты: как ни разнообразно может сложить круг деятельности государств, от этой задачи не может уклониться ни один общественный союз, претендующий на обозначение его государством».
О какой функции государства идет речь? Согласны ли вы с точкой зрения Г. Мейера? Ответ аргументируйте.
Какие функции государства выделяют? Охарактеризуйте основные функции государства.
2. Практическая часть
2.1. Составьте схему, в которой покажите соотношение понятий «правовая система» и «правовая семья».
2.2. Тест.
1. Понятие государства в современной юридической литературе определяется как:
а) машина для поддержания господства одного класса над другим;
б) сосре¬доточение всех умственных и нравственных интересов граждан;
в) полити¬ческая организация общества, обладающая верховной властью на опреде¬ленной территории;
г) союз людей, объединенных началами общей пользы.
2. Укажите, какой признак является общим и для государства
и для социальной организации первобытного общества:
а) территориальная организация населения; б) оборона; в) налоги; г) суве¬ренитет.
3. Особый слой людей, профессионально занимающихся управлением, называют:
а) военными; б) политиками; в) бюрократами; г) верно все вышеперечисленное.
4.Укажите, в каком регионе мира процесс возникновения государства является подтверждением ирригационной теории происхождения государства:
а) Латинская Америка, б) Междуречье, в) Западная Европа, г) Дальний Восток.
5. Функции государства — это:
а) методы осуществления государственной власти;
б) основные направле¬ния государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления общества;
в) виды государствен¬ной деятельности;
г) объективные трудности, решение которых представ¬ляет существенный интерес для общества и входит в круг полномочий го¬сударства.
6. Укажите, какие ветви власти соответствуют принципу разделения властей:
а) законодательная, судебная, контрольная; б) законодательная, исполни¬тельная, судебная; в) законодательная, избирательная, судебная; г) законодательная, политическая, судебная.
7. Укажите, какой элемент правовой нормы содержит перечень условий действия юридической нормы:
а) гипотеза, б) преамбула,
в) диспозиция, г) санкция.
8. Укажите, что характерно для норм морали:
а) формальная определенность,
б) письменная форма
в) юридическая ответственность,
г) выражение общественного мнения.
9. Укажите, какой из перечисленных ниже видов социальных норм возник позже других:
а) нормы морали, б) нормы религии,
в) нормы права, г) нормы обычаев.
10. Укажите, какой прием систематизации законодательства осуществляется по хронологическому и предметному принципу:
а) компьютерный учет, б) инкорпорация,
в) кодификация, г) консолидация.
Типология государства и права
Необходимость в типологии
Многие государства, изменяя свою форму и содержание, существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Например, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. В то же время некоторые некогда могущественные народы, наводившие ужас на другие государства, наоборот, так и не преобразовались в собственные государства. Например, монголо-татарское иго так и не стало государством. На протяжении всей истории развития человечества многие государства, оставив яркий след, по тем или иным причинам растворились в истории. К таким государствам следует отнести Спарту, Афинское государство, государство Ацтеков, Хазарское царство и др.
Попробуем проследить историческую судьбу одного из таких государств. Пришедшие во II в. нашей эры с Алтая потомки хазар караимы с проживающими по соседству племенами на диких землях от низовьев Волги до Крыма создали обширное Хазарское царство, столицей которого был находившийся на территории Крыма город Джуфт-Кале. В последующем не выдержав конкуренции со стороны природы (острейший дефицит воды) и соседних государств (в первую очередь России) оно распалось. Последний караим покинул свою столицу Джуфт-Кале в 1878 г. (иссякла вода). Население по большей части ассимилировалось в другие нации. В настоящее время во всем мире насчитывается около трех тысяч караимов. В 1917 г. в России их было более 13 тыс. Сейчас в Москве их проживает около трехсот человек. Они носят ветхозаветные имена и стараются сохраниться как обособленная нация со своей культурой и своими традициями.
Караимы тюркского происхождения. Они не воспринимали Талмуд, но признавали Ветхий Завет с его десятью заповедями. По караимской вере Иисус Христос и Магомет в равной степени признаются пророками Бога. Для исполнения религиозных обрядов они могут молиться как в православном, так и в мусульманском храме. В караимизме нет ритуала отпущения грехов. Каждый должен молиться сам за себя. Высшим критерием во всем считается совесть человека. Исповедующие караимизм не обязаны принимать на веру все религиозные постулаты. Они имеют право выдвигать свои аргументы «за» или «против» вызывающих сомнение религиозных положений.
Таким образом, типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.
Понятие типа и сущности государства
Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются:
Формационные и цивилизационные типологии
Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.
Для определения типа государства и права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:
Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются единым понятием эксплуататорского государства.
В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.
Рассматривая формационный подход к типологии государства в тесной связи с марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины девятнадцатого столетия, когда завершилось формирование промышленного капитализма.
Благодаря вмешательству государства в экономику, начало которому положили теория Дж. Кейнса и практика Ф. Рузвельта, он окреп и оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.
Немало противоречий возникает в применении формационного подхода и к социалистическому типу государства, сложившемуся после Октябрьской революции. В соответствии с марксистской типологией все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была многовариантной. Далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип. В развитии некоторых из них наблюдалось движение назад, длительные переходные состояния.
Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство.
К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.
Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости». В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.
Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.
При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами.
Формационные и цивилизационные объяснения типологии государства и права существенно дополняют друг друга. Это имеет большое политическое и государственно-управленческое значение.
Разновидность смены типов государства
Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем.
Характеристика основных типов государства
Рабовладельческое государство
Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.
К внутренним функциям рабовладельческого государства относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.
Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами; функцию захвата чужих территорий; функцию управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.
Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.
В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.
Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.
Феодальное государство
На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.
Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.
Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.
Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.
В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.
Буржуазное (капиталистическое) государство
Первый этап можно назвать периодом становления и развития. Это период конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяет стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.
Для более эффективного развития рыночных отношений в государствах формируются банковские системы. По мере развития денежно-кредитной национальной системы происходит процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Впоследствии монопольное право выпуска банкнот и проведение единой кредитно-денежной политики государства стало закрепляться за одним банком, ставшим центральным. Необходимость создания центральных банков возникла как историческая и экономическая потребность в условиях дальнейшего развития рыночных отношений.
По указу императора Александра II Государственный банк России был учрежден в 1860 г. В соответствии с уставом он подчинялся министерству финансов и являлся банком краткосрочного коммерческого кредита, предназначенным содействовать «упрочению денежной кредитной системы» и «оживлению торговых оборотов» в стране. Вначале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о «временных выпусках» в небольших объемах кредитных билетов, в том числе векселя и срочные обязательства.
В 1884 г. по инициативе министра финансов России С.Ю. Витте, являвшегося сторонником идеи национальной экономики, был принят новый устав Государственного банка. Теперь он стал обладать правом кредитования отечественных производителей посредством выдачи промышленных ссуд, значительную часть которых составляли кредиты, предоставляемые для развития промышленности и торговли, а также крестьянам и ремесленникам.
В 30-е годы двадцатого столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, который является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. Однако более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, стали происходить только после Второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.
Социалистическое государство
Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.
В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.
Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.
Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Догматизм в теории, субъективизм, волюнтаризм и необоснованное стремление к «большим скачкам» в социальном развитии, как свидетельствует не только опыт Китая, приводит к ошибкам в практике государственного строительства (например, опыт культурной революции).
Практически каждое государство на протяжении своей истории знало революционные периоды, предшествующие переходу от одного состояния общества к другому. Структура и характер полномочий органов советской власти формировались с учетом возникающих видов угроз завоеваниям революции, которые следует рассматривать как чрезвычайные ситуации военно-политического и социального характера. Само название новых государственных структур свидетельствует о их чрезвычайном, чаще всего незаконном и временном характере действий.
Революционные эпохи регулируют общественные отношения по собственным законам, наполненным диктаторским содержанием. В противном случае новую власть может ждать участь Временного правительства России. Узурпировав императорскую власть, оно в свое время «не озаботилось сохранением российской государственности и не ввело на период до созыва Учредительного собрания диктатуру, что было бы естественно в условиях революционного изменения государственного строя и продолжающейся войны».
Система органов власти Российской Республики этого периода носила двойственный и неэффективный характер. Она включала в себя следующие элементы двух блоков: органы власти Временного правительства; Советские органы власти.
Пришедшие к власти большевики не были намерены повторять ошибок Временного правительства. Проводимая ими политика не предусматривала места для нерешительности и терпимости к классовым врагам. Выражение «кто не с нами, тот против нас» стало официальной программой действия новых властей.
Позже эта позиция была облечена в конкретные нормативные акты и не потеряла своей актуальности и в современных условиях.
В первые годы советской власти само государство, его институты и система законодательства находились, что вполне объяснимо, в стадии формирования. На этот процесс сильнейшее влияние оказывали такие обстоятельства, как:
Немаловажным фактором следует считать и фактическое отрицание большевиками сначала на теоретическом уровне, а затем и в процессе осуществления практики государственного строительства роли права как универсального регулятора общественных отношений. В программных документах сначала ВКП(б), а позже и КПСС провозглашалось поэтапное построение коммунистического общества и постепенное отмирание государства с присущими ему признаками.
Абсолютное большинство правоотношений в этот период носит вертикальный (управленческий) характер и регламентируется нормами административного права. Основной формой реализации революционного законодательства является возложение на граждан подлежащих беспрекословному исполнению обязанностей по выполнению правовых предписаний государства и воздержание от неправомерных действий под угрозой применения жесткой юридической ответственности, соответствующей переживаемому периоду. Фактически государство только за собой и формально за рабочим классом (пролетариатом) оставляет возможность на осуществление полномочий, предоставляемых правовыми нормами. Не стоит объяснять причину того, что государство не желало ни с одной негосударственной структурой делиться правом на применение норм права.
Постановлением ВЦИКа от 3(16) января 1918 г. объявлялась контрреволюционным действием «всякая попытка со стороны кого бы то ни было или какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти». Она подавлялась «всеми имеющимися в распоряжении Советской власти средствами вплоть до применения вооруженной силы».
До октябрьских событий 1917 г. В.И. Ленин критически характеризовал Положение 1881 г., называя его «одним из самых устойчивых, основных законов Российской империи». Однако это не помешало возглавляемому им правительству РСФСР сделать основными и на протяжении нескольких лет постоянными чрезвычайные меры государственного управления. В их основу была положена материализованная в нормативных документах идея разделения общества на классы с целью закрепления их конституционного неравенства в различных сферах деятельности. Таким образом, субъектом ограничительного правового воздействия становится социальная общность.
Первая советская Конституция РСФСР 1918 г. открыто закрепляла неравенство граждан. Избирательных прав были лишены «эксплуататоры и их пособники». Избирательное право, посредством установленных на конституционном уровне диспропорций, предоставляло значительные преимущества представителям рабочего класса перед крестьянами, которые делились на бедняков, середняков и зажиточных.
В период между съездами высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Республики являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов. Практика наделения новых властных структур одновременно различными полномочиями широко применялась во всех сферах государственного строительства и на всех управленческих уровнях.
«а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором».
Исторический опыт свидетельствует, что в борьбе за власть противостоящие силы нередко использовали метод, получивший название «избирательная география». В ее основе лежит выгодное для одной из сторон (чаще всего обладающей властью) изменение родовой, территориальной, сословной, классовой или административной организации выборов с целью достижения победы и придания ей легитимного характера.
Исследователи отмечают, что впервые в практику понятие «избирательная география» было введено еще в 509 году до нашей эры. Борясь с аристократическим засильем во властных структурах, Клисфен вместо родоплеменного деления граждан ввел их территориальное закрепление. Это позволило ему разделить традиционные аристократические роды на разные территориальные единицы (демы, тритти и филы). Новое территориальное деление страны сокрушило единство, а значит, и господство родовой аристократии. Приоритет в политической сфере получили неродовитые и без властных амбиций, но владеющие большим имуществом граждане.
Сама Конституция РСФСР (1918 г.) стала основой формирования чрезвычайного законодательства нового социалистического государства периода гражданской войны, определив направления его развития на несколько десятилетий вперед.
Сразу же по приходу к власти большевиков стал складываться номенклатурный принцип назначения на наиболее важные должности в государственном аппарате. Руководящие посты могли занимать только члены ВКП(б) с обязательным утверждением их партийными комитетами соответствующих уровней. Все стороны жизни номенклатурных работников жестко контролировались спецслужбами. И.В. Сталин считал, что каждого советского работника необходимо «изучать по косточкам». Только Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 22 августа 1990 г. подобные требования к номенклатурным должностям были отменены.
Право революционного периода определялось как «система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой». Нетрудно заметить, что такое определение четко отражало позицию В.И. Ленина, формулировавшего это понятие как «возведенную в закон волю господствующего класса». Совет Народных Комиссаров принял Декларацию прав народов России, в которой ничего не было сказано о стремлении государства одинаково относиться к гражданам независимо от их классовой принадлежности.
По прошествии двух с небольшим лет после октябрьской революции Постановлением народного комиссариата юстиции от 12 декабря 1919 г. были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Их подготовка объяснялась необходимостью осуществления революционных изменений во всех сферах государственной жизни. Они были направлены на согласование и централизацию разрозненных действий пролетариата по выработке правил «обуздания своих классовых врагов», разработку методов борьбы «с врагами». Прежде всего это относилось к уголовному праву. Постановление подчеркивало, что для молодого пролетарского государства уголовное право является ведущим среди других отраслей.
Предусматривалась возможность применения аналогии уголовного закона. Подобное правило действовало до 1958 г., когда были приняты Основы уголовного законодательства СССР. В то же время, до недавнего времени в некоторых монографических исследованиях по-прежнему обосновывалась необходимость допустимости на определенных условиях аналогии уголовного закона.
Стремясь достигнуть провозглашенной цели государство использовало все возможности, которые условно можно разделить на две группы: массовое привлечение населения к вопросам управления государством и создание властных структур, которые наделялись чрезвычайными карательными полномочиями.
Основным регулятором общественных отношений на исследуемом этапе становится законодательство революционного времени, представляющее совокупность носящих чрезвычайный характер, разнообразных по юридической силе нормативных правовых актов, принимаемых властными структурами (как правило, исполнительными органами власти) в рассматриваемый период с целью сохранения власти. Ведущая роль в нем принадлежит нормам (материальным и процессуальным) административного и уголовного права.
При формировании законодательства революционного времени государством диктатуры пролетариата широко использовались два органично дополняющих друг друга метода.
Первый заключался в издании отдельных нормативных актов, направленных на реализацию положений откровенно классовой конституции.
Специфику законодательства рассматриваемого периода определяет то, что оно стало основой формирования права социалистического типа, отдающего «предпочтение» в вопросах защиты государственной собственности и охраны общественного правопорядка в ущерб интересам отдельной личности.