укажите какой принцип обучения определяет подход к выбору заданий и умений для дошкольников ответ

Принципы обучения дошкольников

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы обучения – это методы и средства, которые использует воспитатель для реализации воспитательно-образовательного процесса. Данные принципы отражают стороны взаимодействия между воспитателем и ребенком, отражают эффективность обучения детей разного возраста и использование различных форм организации процесса обучения.

Определение принципов обучения детей дошкольного возраста

Принципы обучения – исходные положения и закономерности, которые использует воспитатель при отборе методов и форм организации учебного процесса.

Принципы обучения являются исторической категорией, впервые были выделены Я. А. Коменским. В связи с изменением требований к процессу обучения происходит изменение и совершенствование существующих принципов обучения, а также разрабатываются новые. То есть, выделенные принципы обучения не являются строго определенными категориями, с развитием науки они развиваются и приобретают более глубокое значение и обоснование.

На сегодняшний день содержание, форма и методы организации процесса обучения в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Таким образом, принцип обучения – это определенная категория методов и средств, используемые воспитателем для организации оптимального процесса обучения детей дошкольного возраста.

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Принцип гуманизации и демократизации. Состоит в ориентации воспитателя на личность каждого воспитанника, обеспечение условий для полноценного развития детей.

Принцип воспитывающего характера обучения. Заключается в правильной организации процесса обучения. Обучения и воспитание являются взаимосвязанными процессами, несмотря на то, что имеют разные содержание и методы. Процесс обучения всегда должен нести воспитательный характер, то есть формировать личность в целом.

Принцип развивающего обучения. В процессе организации обучения воспитатель должен ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка». То есть необходимо опираться на то, что ребенку интересно и актуально сейчас, а также ориентироваться на то, что находится в процессе становления (ориентироваться на «завтрашний» день).

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип научности. В процессе обучения воспитатель должен формировать у ребенка реальные представления и знания об окружающем мире. Знания, полученные ребенком в дошкольный период, становятся фундаментальными для дальнейшего обучения ребенка. Таким образом, знания, которые дает воспитатель, в последующем не должны войти в противоречие с теми, которые детям дадут в школе.

Принцип наглядности. Использование в процессе обучения различного рода наглядностей (плакаты, макеты, чертежи и т.д.), с целью показать ребенку предмет или действие в естественной среде. При использовании наглядности ребенок имеет возможность увидеть предмет с выделением его особенных, характерных свойств и особенностей. Принцип наглядности подразумевает использование наглядностей в разумном количестве, со словесным сопровождением.

Принцип доступности. Предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, является учет уровня развития познавательной сферы ребенка. То есть, принцип доступности ориентирован на предоставления возможности обучатся каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Данный принцип основан том, что процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы дети получали знания последовательно от более простых (общих) к более сложным. Процесс обучения представляет собой специально составленную программу, имеющую определенную систему подачи учебного материала. Постепенность обучения основано на том, что дети овладевают вначале теми знаниями, которые являются фундаментом для усвоения последующего материала.

Принцип связи обучения с жизнью. Процесс обучения (усвоение нового учебного материала) будет плодотворнее, в том случае, когда занятия организованы с использованием жизненных ситуаций (в процессе игры, трудовой деятельности и т.д.). Организация занятий, связанных с жизненными ситуациями, не только положительно влияют на усвоение знаний, но и вызывают больший интерес у детей.

Принцип активности и сознательности. Усвоение учебного материала основано на активности познавательных процессов и психическом состоянии ребенка. В том случае, если ребенок сам хочет учиться, то процесс усвоения учебного материала происходит намного легче. Именно поэтому важно развивать познавательные процессы у ребенка путем решения познавательных и практических задач.

Принцип учета индивидуальных особенностей. Основан на том, что процесс обучения, организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия педагога с данным ребенком. Реализация принципа индивидуального обучения исходит из того, что педагог ориентируется не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Учет психологических и возрастных особенностей необходим для подбора оптимальных методов и приемов обучения, которые будут понятны каждому ребенку. Принципы индивидуальности обучения предусматривают:

Таким образом, принципы обучения дошкольников представляют собой набор средств и методов, которые должен использовать воспитатель для организации процесса обучения. Принципы обучения являются исторической категорией, которая не стоит на месте, а развивается и совершенствуется с учетом современных требований к процессу обучения детей дошкольного возраста.

Источник

Что такое принципы обучения? В чем своеобразие применения принципов обучения в детском саду?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Принципы обучения— это исходные положения, определяющие особен­ности функционирования всех компонентов процесса обучения. В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Их использование опосредовано возрастными психофизиологическими особенностями и возможностями детей дошкольного возраста. Принципы делятся на две большие группы: принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста, и принципы, опреде­ляющие организацию процесса обучения.

В чем сущность принципов, определяющих особенности содержания обучения детей дошкольного возраста?

Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка определяет подход к выбору знаний и умений для дошкольников. В обучение детей включаются знания о людях и их отношениях, городе, стране, мире предметов и трудовой деятельности взрослых, природе и искусстве. Это создает условия для органичного вхождения ребенка в современный мир. Одновременно происходит формирование позна­вательных умений, основанных на наглядно-образном мышлении и во­ображении, умственных способностей и речи детей. В итоге ребенок ста­новится способен к самостоятельному решению познавательных задач. В процессе обучения он осваивает умения в разных видах деятельности (в рисовании, конструировании, экспериментировании, рассказывании и пр.), которые позволяют проявлять самостоятельность и творчество, занимать позицию субъекта детских видов деятельности.

Принцип научности и системности знаний основан на включении в программу достоверных фактов и явлений, необходимости показывать факты и явления во взаимосвязях, в их существенных проявлениях. Содержание обучения предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных харак­теристик групп объектов, установлении связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение ииспользование наглядных моделей и пр.). Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира.

Принцип доступности основан на соответствии содержания об­учения познавательным возможностям детей, особенностям развития умений в разных видах детской деятельности. Их включение в содер­жание обучения определяется психическими, двигательными, коорди­национными и другими возможностями детей дошкольного возраста. Например, умения, связанные с использованием тонкой моторики руки, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте. В то же время данный принцип базируется на положении «о зоне ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выготский), что предполагает отбор таких знаний и умений, освоение которых становится возможным для ребенка в совместной со взрослым деятельности.

Принцип интеграции основан на комплексно-тематическом подходе, базирующемся на идее объединения содержания разных образователь­ных областей вокруг единой, общей темы (например, «Наш детский сад», «Моя семья», «Мальчики и девочки» и пр.). Интеграция достигается за счет взаимной дополняемости и соответствия элементов содержания, например математического и художественно-эстетического или эколо­гического и художественного.

В чем сущность принципов, определяющих особенности организации процесса обучения?

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения определяет направленность обучения на развитие личности ребенка, его интеллекта, гуманистической направленности чувств и поведения, эмоциональной отзывчивости. Под влиянием обучения интенсивно развиваются основные виды детской деятельности: познавательная, художественная, продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая и др. В этом проявляется важнейшая черта обучения в детском саду — направленность на развитие детской деятельности и становление субъ­ектной позиции ребенка.

Принцип наглядности отражает ведущую роль наглядно-образного и наглядно-действенного мышления ребенка в процессе обучения, ука­зывает на необходимость привлечения сенсорного восприятия, наблюде­ния. Разнообразные виды наглядности — предметы, картины, книжная графика, компьютерные средства и пр. — создают базу для обогащения представлений ребенка о мире, их конкретизации. Реализация данного принципа осуществляется в процессе участия ребенка в совместной со взрослым деятельности, в элементарных опытах, использовании пои­сковых действий и экспериментировании.

Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста связан с использованием таких методов и приемов, которые ставят ребенка в активную позицию, позволяют само­стоятельно «открывать» новые знания и способы действий. Особое значение для реализации данного принципа имеют задания творческо­го характера, которые стимулируют самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи. В то же время степень самостоятель­ности ребенка дошкольного возраста в обучении относительна, она обеспечивается поддержкой со стороны взрослого, использованием занимательных и игровых ситуаций, ярких и красочных материалов, что во многом обусловлено преобладанием у ребенка непроизвольного внимания.

Принцип систематичности, последовательности и прочности ос­ваиваемого в процессе обучения материала. Данный принцип требует установления логики в выборе содержания обучения, определения поэтапности в переходе от одних представлений к другим, в форми­ровании умений с их постепенным усложнением. Систематичность и последовательность обеспечиваются разбивкой содержания обучения на отдельные этапы, установлением связи между этапами и разными образовательными областями программы. Своеобразие применения принципа систематичности и последовательности проявляется в неболь­ших объемах содержания, предлагаемого детям для усвоения, в частой повторяемости содержания с небольшими усложнениями. Тем самым обеспечивается прочность усвоения материала. На прочность усвоения огромное влияние оказывает возможность его практического приме­нения в повседневной деятельности детей: игровой, изобразительной, коммуникативной и пр.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. В процессе обучения важно учитывать высокую эмоциональную воз­будимость детей дошкольного возраста, их быструю утомляемость. Поэтому в процессе обучения важно поддерживать эмоционально положительный фон, чередовать различные формы детской актив­ности (слушание, проговаривание, обыгрывание, упражнения и пр.) для предупреждения утомляемости. Дети различаются по степени активности, быстроте восприятия и запоминания, работоспособности. В соответствии с данными особенностями воспитатель предлагает им индивидуальные задания разной степени сложности, оказывает педаго­гическую поддержку в случае затруднений, использует дополнительные разъяснения и показ способов действия.

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие лич­ности ребенка.

8.5. Методы обучения дошкольников, их своеобразие

Что такое метод обучения? Какие методы используются в обучении детей дошкольного возраста?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Термин «метод» происходит от греч. methodos, что означает «путь, способ движения к цели». Метод обучения— это способ взаимосвязанной, упорядоченной дея­тельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Метод обучения характеризуется тремя важными признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения учебного материала и ха­рактер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Прием обучения — структурная единица метода. Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть ис­пользованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы. Приемы — это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

Какие классификации методов обучения существуют? Как их использовать в процессе обучения?

Классификаций методов много.

Классификация методов по источнику передачи информации и ха­рактеру ее восприятия — наглядные, словесные и практические (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.).

Классификация методов по ведущим дидактическим задачам — ме­тоды приобретения знаний, формирования умений и навыков, приме­нения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Классификация методов по логике изложения и подачи материала — индуктивные и дедуктивные (А. Н. Алексюк).

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся — информационно-рецептивные, репродуктивные, проблем­ного изложения, эвристические, исследовательские (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Классификация методов на основе целостного подхода, отражаю­щего единство целей, содержания обучения, характера учебно-позна­вательной деятельности — методы ее организации, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в процессе обучения (Ю. К. Бабанский).

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характе­ру ее восприятия — это наглядные, словесные и практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.).

Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности. Для того чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности, важно рассмотреть классифи­кацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера (см. табл. 4). В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаи­модействия обучающего и обучаемого.

Таблица 4. Особенности применения классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер)

Название метода обучения и его краткая характеристикаОсобенности деятельности педагога в процессе обученияОсобенности деятельности ребенка в процессе обучения
Информационно- рецептивный метод— экономный путь пере­дачи информацииПредъявление инфор­мации, организация действий ребенка с объектом изученияВосприятие знаний, осознание, запомина­ние
Примеры применения: Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение
Репродуктивный методоснован на мно­гократном повторении ребенком информации или способа деятель­ности сцелью фор­мирования навыков и умений, закрепления представленийПредъявлениезаданий на воспроизведение знаний и способов де­ятельности, руковод­ство их выполнениемАктуализация знаний, воспроизведение знанийи способов действий по образцам, запоминание
Примеры применения: Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов сопорой на предметную или предметно-схематическую модель
Проблемный метод (метод проблемного изложения) — педа­гог ставит проблему ипоказывает путь ее решенияПостановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др.Восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, мыслен­ное прогнозирование способов решения, запоминание
Примеры применения: Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблю­дение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разре­шение изображенной коллизии, дидактические игры:лото, домино и др.
Эвристическийметод (частично-поиско­вый) — проблемная за­дача делится на части-проблемы, в решении которых принимают участие дети (приме­нение знаний в новых условиях)Постановка проблем, предъявление зада­ний для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детейВосприятие и ос­мысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание
Название метода обучения и его краткая характеристикаОсобенности деятельности педагога в процессе обученияОсобенности деятельности ребенка в процессе обучения
Примеры применения: Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа дей­ствия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа
Исследовательский методнаправлен на развитие творческой деятельности, на осво­ение способов решения проблемСоставление и предъ­явление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментиро­ванияи опытовВосприятие пробле­мы, составление плана еерешения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль
Примеры применения: Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование

Таким образом, согласно данной классификации методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями ее организации воспитателем.

8.6. Формы организации обучения дошкольников

В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?

Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, опре­деляющий количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают:

индивидуальные — педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);

групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;

коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;

самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).

Чем форма обучения отличается от формы организации обучения?

Форма организации обучения — ограниченная рамками времени кон­струкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содер­жание, методы, средства обучения.

С 1953 до 2010 года основной формой организации обучения детей в детском саду было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия. Для занятия был характерен ряд признаков:

1) на занятии идет освоение детьми содержания по одному из раз­делов программы обучения;

2) занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;

3) воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию. В каких формах организуется обучение детей в детском саду?

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования обучение детей осуществляется в процессе организован­ной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследователь­скую, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, чтения.

На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно спе­циалистами — музыкальным и физкультурным руководителями в спе­циально оборудованных для данных видов деятельности помещениях.

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определен­ных задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной пе­риод образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ре­бенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рису­нок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержа­ния обучения и способов учебной деятельности (см. табл. 5).

Таблица 5. Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности

Параметры для характеристикиОбразовательные ситуации в организованной образовательной деятельности
Направленность на ре­шение образовательных задачОсвоение новых способов деятельности, умений, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение
Продолжительность в течение дня и количе­ство в неделю (включая музыкальные и физкуль­турные занятия)Младшая группа — 15 мин., 10 образователь­ных ситуаций в неделю Средняя группа — 20 мин., 11 образователь­ных ситуаций в неделю Старшая группа — 25 мин., 13 образователь­ных ситуаций в неделю Подготовительная группа — 30 мин., 15 обра­зовательных ситуаций в неделю
Форма образовательной ситуацииФронтальная и подгрупповая
Позиция педагога в про­цессе взаимодействия с детьмиПозиция передачи социального опыта
Позиция ребенка в обра­зовательной деятель­ностиАктивность, направленная на освоение соци­ального опыта

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, коммуникативной, матема­тической, изобразительной и др.). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Например, рассматривание картины или игрушки, осво­ение счета, измерение. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реали­зации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Обучение в современном дошкольном образовательном учрежде­нии — составная часть педагогического процесса, которое может зани­мать разное место в режиме дня (см. табл. 6).

Таблица 6. Особенности организации обучения в педагогическом процессе детского сада

Обучение в образовательной деятельности в режимных моментахОбучение в организованной образовательной деятельности
Стихийное обучениеЦеленаправленное обучение в режимных моментах
Ребенок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем (житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности1. Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребенок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, эксперименты, наблюдения и пр.). 2. Самообучение ребенка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях)Ребенок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение

Какова структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности?

Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образова­тельной области (или вида деятельности), ее структура соответствует данному виду деятельности. Так, например, начало образовательной си­туации по образовательной области «Коммуникация» (О. Н. Сомкова) направлено на мотивацию речевой активности детей. Для этого могут быть использованы сюрпризные моменты, игровые персонажи, внесение и демонстрация новой игрушки, создание проблемной ситуации, орга­низация опыта и пр. Когда у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность, возникает необходимость в определении ее содержания. Для этого организуется познавательная деятельность ребенка на основе рассматривания предмета, игрушки, картины, слу­шания литературного произведения и пр. Воспитатель стимулирует собственные размышления ребенка, его догадки, желание обсуждать и делать выводы.

Следующий этап образовательной ситуации связан с обучением детей речевой форме. Воспитатель может использовать разные методы и приемы работы над речевыми формами: образец высказывания, план рассказа, моделирование, вопросы и пр. Заканчивается образователь­ная ситуация упражнениями детей в освоенной речевой форме — это детские высказывания, рассказы, рассуждения. При этом воспитатель дает оценку достижений детей, хвалит и мотивирует их, осуществляет диагностику и намечает задачи дальнейшей работы.

В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяется необхо­димостью решения задач разных видов деятельности и является более сложной. Например, в образовательной ситуации «Солнышко» детям старшего дошкольного возраста предлагается прослушать фрагменты сказок о солнце (как варианты можно использовать дидактические сказки Р. М. Чумичевой или фрагмент мифа об Икаре). Далее — по­слушать стихотворения и «описать» образ солнца, назвать самые «сол­нечные» слова, придумать «запахи и интонации» (мелодии) солнечной страны (солнца) — деятельность организуется с опорой на сенсорные коллекции (подбор из наборов лоскутов, цветной бумаги, фактурных материалов, мешочков с разными обонятельными наполнителями). В диалоге педагог активизирует детей пофантазировать на тему влияния солнца на живой мир: бывает ли солнце беспощадным? ласковым? что солнце дарует миру (тепло, свет) и чем его «дары» важны? как природ­ный мир зависит от солнечных лучей (отобрать изображения зверей и птиц, активных в дневное время суток)? Детям предлагается найти «солнечные» цветы и растения (подсолнух, одуванчик) и пояснить их «сходство» с солнцем, проявления с его восходом (поворот соцветия вслед за движением солнца).

Далее педагог предлагает порассуждать над вопросом: «Как относятся люди к солнцу?», организует обсуждение пословиц, стихов, прослуши­вание народных песен. Можно предложить детям найти образы солнца в росписи предметов народных промыслов (круг), рассказать «исто­рии» трех солнц и показать их изображения на прялках, наличниках. Объяснить причины преклонения человека перед солнечным светилом и силами природы. Предложить поразмышлять над тем, почему иногда говорят «солнечный человек» (понимание детьми образного выраже­ния). Заинтриговать поиском «солнечных» предметов, блюд (блины, баранки и т. п.). Разобрать представленные в сказках и песнях образные описания солнца. Предложить детям найти искусственные «солнца» (солярий, лампа) и приспособления, помогающие сохранению «даров» солнца. Предложить «поймать» солнце (опыты с зеркалом: пускание солнечных зайчиков, рассматривание через желтое стекло, смешивание цветов для получения золотых, лимонных, янтарных и других оттен­ков, поиска эффекта радуги, создание «отражателя», зонтика и т. п.). В заключение можно либо направить внимание детей на выразитель­ные образы солнца, созданные кистью художников (рассматривание произведений И. Грабаря, А. Куинджи, подбирать музыкальные фраг­менты, звуки к «Солнечному образу», рисовать «Портрет солнца» или «Солнечную страну» — художественно-эстетическая концовка), либо обсудить «правила общения с солящем» (как защититься от солнца, меры предосторожности и оказание первой помощи (на простых примерах) — содержание безопасности жизнедеятельности и здоровья).

Как показывает пример, в данной образовательной ситуации по­следовательно сменяют друг друга разные виды детской деятельности, организуемые на едином тематическом содержании. Происходит ин­теграция образовательных областей «Чтение художественной литера­туры», «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». Каждая часть образовательной ситуации завершается созданием промежуточного образовательного продукта, относительно небольшого по объему.

Смена видов деятельности в рамках одной образовательной ситуации связана с изменением расположения детей в группе (стоя, сидя на ковре, передвигаясь по группе в поисках солнца в помещении группы, сидя за столами и пр.). Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога, и задания, которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например с использованием раздаточного материала. Такая организация образовательной ситуации способствует поддержа­нию непроизвольного внимания детей, предупреждению утомляемости, позволяет рассмотреть явление целостно, в единстве разнообразных связей и отношений.

С чего начинается образовательная ситуация?

В начале образовательной ситуации воспитатель.вызывает у детей инте­рес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрприз­ных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Что такое педагогическое сопровождение процесса обучения? Как воспитатель сопровождает обучение детей в образовательной ситуации?

Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием общих учебно-познавательных умений (на­блюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать), привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспи­татель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

Чем завершается образовательная ситуация?

Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение обра­зовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуа­ции, и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в’ освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает резуль­таты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаим­ную оценку и самооценку деятельности.

Валено побуждать детей к эмоциональной оценке образовательной ситуации, самостоятельному высказыванию суждений, способствовать установлению связей данной ситуации с последующими видами детской деятельности (как можно применить полученные знания и умения, что еще можно узнать нового, чему еще предстоит научиться), это раскры­вает детям перспективы, создает мотивацию для дальнейшего познания.

Диагностика осуществляется педагогом по ходу образовательной ситуации и направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.

Глава 9. Формы организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

9.1. Своеобразие форм организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Что такое форма организации педагогического процесса?

Форма — наружный вид, внешнее очертание, определенный установ­ленный порядок.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Форма организации педагогического процесса — это ограниченная рам­ками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса.

Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса.

Формы организации педагогического процесса в дошкольном обра­зовательном учреждении могут быть классифицированы в соответст­вии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное:

— на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, комму­никативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктив­ной, музыкально-художественной, чтения);

— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

— самостоятельную деятельность детей;

— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общео­бразовательной программы дошкольного образования.

В чем своеобразие образовательной ситуации как формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении?

Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный характер с воспитателем и другими детьми.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ В качестве основной единицы педагогического процесса выступает образовательная ситуация — форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной пе­риод образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ре­бенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рису­нок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образо­вательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации включаются в образовательную дея­тельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск ее решети, помогает приобрести новый опыт, активизирует само­стоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

Образовательная ситуация включает рефлексию тех средств и спосо­бов, с помощью которых дети решили поставленную задачу. Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и пр.). Рефлек­сивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Особенности дошкольного детства определяют ведущее место игро­вых образовательных ситуацийв педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада. Вместе с тем соотношение игровых и реально-практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педа­гогической задачи. В младших группах, несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. В старшем дошкольном возрасте значительно усиливается роль реально-практических образовательных и условновербальных ситуаций. Вместе с тем игра остается любимой деятель­ностью и старших дошкольников, поэтому игровые образовательные ситуации продолжают включаться в организованную образовательную деятельность, но они приобретают проблемность содержания, включают более сложные игровые задачи.

В качестве особой формы организации образовательного процесса выступает экскурсия. Например, экскурсия по помещениям детского сада, предполагающая знакомство с сотрудниками учреждения, трудо­выми процессами, которые они выполняют; экологические экскурсии, направленные на формирование представлений о существовании живого организма в условиях экосистемы (лес, луг, водоем) и пр. Эк­скурсии на природу, по детскому саду, по родному городу позволяют познакомить детей с объектами и процессами в условиях естественной среды, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интел­лектуальные задачи.

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 12132 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *