укажите какой вид методологии обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих ответ
Укажите какой вид методологии обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих ответ
ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ | ЭКЗАМЕНЫ | КУРСЫ запись закреплена
«Общая психология» Правильный ответ помечен «/» символом
1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
голосование
\интервью
тестирование
анкетирование
3. Отметьте задачи психологии:
/анализ развития психических явлений
/содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику
/качественное изучение психологических явлений
/изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
4. Что изучает патопсихология?
аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
/особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
/интерференция навыков
диффузия навыков
индукция навыков
дифференциация навыков
7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные
/экстерорецептивные
интерорецептивные
внешними
8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
пассивное воображение
творческое воображение
/репродуктивное воображение
активное воображение
10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
психотип
/психика
психология
генетика
11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
возрастная психология
зоопсихология
/социальная психология
педагогическая психология
13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
психоанализ
психодиагностика
/эвристика
психоаналитика
14. Укажите основные положения теории отражения:
/Личность и деятельность находятся в единстве
Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
/Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
проективная методика
/ анализ продуктов деятельности
тестирование
анкетирование
16. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
/личностные тесты
/тесты способностей
тесты-анкетирование
/тесты интеллекта
17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
медицинская психология
криминогенная психология
/юридическая психология
военная психология
18. Укажите достоинства метода эксперимента:
/естественность поведения испытуемого
неопределенность во времени
/возможность управления процессом исследования
проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
/сангвинического
флегматического
холерического
меланхолического
Укажите какой вид методологии обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих ответ
9. Какая логико-гносеологическая организация познавательной деятельности соответствует индуктивному методу?
• Для описания и моделирования различных явлений постулируются и фиксируются умозрительные предметы в знаково-символической форме и разрабатываются правила их преобразования.
• На основе регистрации множества явлений и фактов производится их последующее обобщение.
• На основе выдвижения предположений о возможных ненаблюдаемых причинах явлений к планированию эмпирических исследований с целью верификации гипотез.
10. Какой из способов построения объяснения соответствует телеологическому типу?
• Объяснение осуществляется путем установления причинно-следственных законов.
• Явления и события интерпретируются и истолковываются с опорой на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания.
• Объяснение осуществляется путем раскрытия целей, намерений, мотивов, которым субъект подчиняет поведение и деятельность.
11. Что понимается под редукционизмом в процессе исследования психических явлений?
• Сведение с целью объяснения сложных психических явлений к явлениям более простым.
• Использование математических моделей с целью описания определенной группы психических явлений.
• Верификация теоретических гипотез специально организованными экспериментальными исследованиями.
12. Каким образом в науке отказываются от неверных (ошибочных) теоретических гипотез?
• Ошибочность теоретических гипотез устанавливается, если они не получают достаточной методологической и логической обоснованности.
• Ошибочность теоретических гипотез устанавливается на основе результатов практической деятельности людей в соответствующей предметной области.
• Ошибочность теоретических гипотез устанавливается путем опровержения следствий, которые дедуктивным путем выводятся из гипотез и могут быть эмпирически верифицированы.
13. В каком определении дается формулировка эмпирического закона?
• Закон – объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных условиях необходимо воспроизводится.
• Закон – предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно косвенно проверить в эмпирических исследованиях.
• Закон – это общественно выработанные человечеством нормы и правила реализации научных исследований.
14. Какое из суждений характеризует особенности символа как семиотического объекта?
• Обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени от того объекта или явления, которое они обозначают.
• Обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно.
• Обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым содержанием.
15. Какая из характеристик соответствует действию моделирования, как одному из способов использования знаково-символических средств?
• В отсутствии обозначаемых предметов или явлений используются системные знаково-символические средства с целью передачи сложных сообщений, позволяющие раскрыть структуру, элементы и связи, которые характеризуют замещаемое содержание.
• Используются системные знаково-символические средства с целью фиксирования иерархической категоризации различных понятий, на основе которой осуществляется ориентировка в сложных структурированных отношениях и связях, характерных для определенных предметных ситуаций и областей.
• Знаково-символические средства становятся объектом специальных действий, в результате которых субъект получает новые знания о замещаемом содержании.
16. Какое из определений сознания человека наиболее полно соответствует контексту психологической теории деятельности?
• Сознание обеспечивает социальные формы и социальные законы существования сообществ людей (нравственность и мораль). Умение ориентироваться в социальных отношениях, считаться с интересами других людей.
• Сознание это совокупность совместных знаний об окружающем мире и о себе, которые используются людьми для организации совместной деятельности и общения.
• Сознание это присущий только человеку высший уровень психической ориентировки, реализуемый на основе образа окружающего мира, который обеспечивает опосредствованную знаками произвольную и рефлексивную организацию действий.
17. Какое из определений понятия «деятельность» соответствует деятельностному подходу к анализу и объяснению психических явлений?
• Деятельность – это подчиненная определенному мотиву целенаправленная активность живого организма, обеспечивающая удовлетворение каких-либо потребностей.
• Деятельность – это индивидуальная или совместная активность людей, направленная на достижение определенного конечного результата или получение определенного продукта.
• Деятельность – это присущие только человеку формы активности – игровая, учебная, трудовая (производственная), которые обеспечивают сохранение и поддержание социальных отношений.
18. Какое из положений является ошибочной (неверной) характеристикой теоретического понятия «действие»?
• Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как личностный смысл.
• Действия представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации и контроля целенаправленной активности.
• В действии, на основе ориентировочных операций порождается и развивается образ окружающего мира путем активного «уподобления» движения органов чувств предметному окружению. По мере своего формирования образ, в свою очередь, начинает во многом предопределять протекание действий и ориентировать их в процессе реализации.
19. В чем заключается основные функции речи (языка) в деятельности человека?
• Язык, используемый в речевых действиях, включает ряд взаимосвязанных уровней организации: фонемный, морфемный, лексемный, уровень синтаксических способов построения предложений.
• С помощью языковых знаков, обмениваясь речевыми сообщениями, люди передают друг другу различную информацию, которая сложным образом кодируется в нервной системе человека.
• Включаясь в человеческие действия, языковые средства позволяют людям обмениваться сообщениями, планировать и организовывать взаимодействия, фиксировать результаты познавательной деятельности.
20. Какое положение не соответствует (противоречит) закономерностям формирования новых высших психических функций (ВПФ) человека в теории Л.С. Выготского?
• ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом на основе включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств.
• ВПФ формируются через осознание субъектом способов организации своих собственных действий и психических процессов по мере знакомства с языком.
• ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении, и лишь затем становятся индивидуальными и «внутренними» – интериоризируются.
1. Что лежит в основе периодизации психического развития человека в теории Д.Б. Эльконина?
• Процесс закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые включается ребенок на разных этапах развития.
• Различия в способах организации психической ориентировки, которые лежат в основе выполнения предметных действий и действий, обеспечивающих реализацию межличностных отношений.
• Система социальных и предметно-практических задач, которые ставятся перед ребенком обществом и окружающими людьми и которые должен научиться разрешать ребенок на каждом этапе возрастного развития.
2. Какое из положений соответствует методологическому принципу формирования и развития психики в деятельности?
• Психика представляет собой ориентировочно-исследовательские действия живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. На основе образа мира организуются все более сложные форм поведения и деятельности.
• Психическая ориентировка живых организмов носит активный характер: обеспечивает активное избирательное исследование окружающей среды и активное прогнозирование ее возможных изменений.
• Объяснение психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его развития.
3. Какое определение соответствует предмету исследования в научной деятельности?
• Существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.
• Четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта или явления, которую предполагается исследовать.
• Формулировка того, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.
4. Какое из суждений описывает суть идеографического метода организации научного исследования?
• Иисследование уникальных, не повторяющихся событий и явлений с их последующим описанием.
• Обобщение множества явлений на основе выявления закономерностей, которым такие явления подчиняются.
• Сбор максимального количества опытных данных с их последующим обобщением.
5. Какой способ построения теоретических объяснений указан неверно?
• Составно-структурные объяснения – объяснение психических явлений путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на составляющие – анализ путем выделения элементов, компонентов, состава).
• Атрибутивные объяснения – объяснение какого-либо психического явления через его роль, функцию в жизнедеятельности субъекта (анализ путем выделению связей и взаимных влияний и изменений психических явлений).
• Генетические объяснения – выделение исходной «единицы», потенциально содержащей все основные свойства целого, которые определяют последующее развитие-усложнение психического явления (анализ «путем выделения исходных единиц» с последующим выявлением законов и условий их развития).
6. Какой из принципов верификации научных теорий наиболее часто используется в современной научной психологии?
• Теория подтверждается, если ее положения и предсказания согласуются с фактами.
• Научным признается только такое теоретическое знание, которое потенциально может быть признано ложным в процессе эмпирической проверки.
• Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе немногочисленных эмпирических опровержений.
7. Эволюция научного знания протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм – типов организации научного исследования, принятых определенными группами авторитетных ученых за образец. Это положение имеет отношение:
• К анализу теоретического кризиса в научной психологии Л.С. Выготским.
• К работе Т. Куна «Структура научных революций».
• К исследованиям К.Поппером способов верификации научно-теоретических знаний.
8. Какие законы, устанавливаемые психологией, сформулированы неверно (ошибочно)?
• Законы, которым подчиняется формирование психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром.
• Законы, определяющие особенности поведение живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации психических функций.
• Законы, в соответствие с которыми мозг и нервная система живого организма в онтогенезе порождают новые формы психики.
9. Какое из суждений выступает характеристикой значения, как одной из существенных сторон знаково-символического средства?
• Система устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака.
• Индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.
• Множество явлений, которые обозначаются и замещаются знаково-символическим средством и которые располагаются в объективном мире.
10. Какое из высказываний верно характеризует особенности речевых действий человека?
• Речь в деятельности человека выступает особой системой средств, которая обеспечивает обмен сообщениями, организацию совместных действий, фиксирование результатов познавательной деятельности.
• Речь человека – это сложный познавательный психический процесс, который выступает уникальной особенностью психики человека и благодаря которому развивается человеческое сознание.
• Речь является системой знаков, из которых складывается человеческий язык.
11. Какое определение психических явлений соответствует теоретическому контексту деятельностного подхода к анализу психических явлений?
• Мышление – это познавательный психический процесс, который обеспечивает отражение окружающего мира на основе опосредствованного и обобщенного установления межпредметных отношений и связей.
• Сознание – это свойственный только человеку неразрывно связанный с речью высший уровень отражения предметов и явлений окружающего мира.
• Ощущения – исходный уровень ориентировочно-исследовательских операций живого организма: а) во внутренней среде (интерорецепция); б) во внешней окружающей среде (экстерорецепция); в) в собственных движениях и перемещениях (проприорецепция).
12. Какое из определений соответствует термину «мотив» в отечественной психологии?
• Это внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях.
• Это «опредмеченная потребность» – предмет (воспринимаемый или представляемый), направляющий деятельность и служащий удовлетворению потребности.
• Это внутренние неосознаваемые субъектом побуждения к различным типам поведения и направленности активности во внешней среде.
13. Какое отношение между психическим образом и действиями субъекта в окружающем мире указано неверно (носит ошибочный характер)?
• Ориентировочно-исследовательские операции в составе действий являются средством формирования образа. Вторичный образ (представление) – это результат сокращенного выполнения определенных ориентировочно-исследовательских операции и действий в отсутствие объекта.
• Использование образа в процессе решения различных задач происходит путем включения его в то или иное действие в качестве ориентировочной основы.
• Образ мира исходно формируется в результате воздействий на органы чувств разнообразных внешних факторов и фиксируется в мозге в форме представлений и понятий.
14. Что выступает в качестве основного источника развития высших психических функций человека в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?
• Источник развития человеческой психики находится во внешнем мире – в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладевать каждому ребенку с момента рождения.
• Источником развития психики человека выступают естественные психические функции, которые носят врожденный характер и передаются по наследству.
• Источником развития психических функций человека выступает высокоорганизованный головной мозг, а также высоко специализированные органы чувств.
15. Какое из указанных направлений преобразования человеческих действий не соответствует психологическому механизму интериоризации?
• От разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
• От внешних материальных форм действий к умственным, «идеальным» действиям над значениями.
• От подчинения действия сознательной цели к его последующему преобразованию в самостоятельную деятельность.
16. Укажите, из каких функциональных структур складывается индивидуальное сознание человека (по А.Н. Леонтьеву)?
• Из отношений между «чувственной тканью», «объективными значениями» и «личностными смыслами».
• Из отношений между представлениями и понятиями, которые организованы знаково-символическими средствами.
• Из языковых единиц, которые образуют ряд уровней сознания: фонемы, морфемы, лексемы, грамматические способы построения высказываний.
17. Какие психологические механизмы лежат в основе формирования умственных действий человека?
• Умение человека использовать графические знаково-символические средства – овладение чтением и письмом.
• Процессы интериоризации ориентировочных и исполнительных компонентов предметно-практических действий, состав которых фиксируется в языковых (знаково-символических) средствах.
• Многократное установление межпредметных связей и отношений в сходных ситуациях, которые образуют представления и понятия, которые в последующем составляют основу для умственных действий.
18. Какое из направлений анализа психофизиологической проблемы указано ошибочно (неверно)?
• Анализ отношений между психическим образом и нервной системой (мозгом).
• Анализ отношений между психическим образом и эмоциональными переживаниями.
• Анализ отношений между предметными действиями субъекта и психическим образом.
19. Какое из указанных ниже описаний признаков соответствует религиозно-мистическому способу познания?
• Познание часто имеет дедуктивный характер и видимость достаточной систематизированности; апеллирует к вере; принципиально не верифицируется эмпирически.
• Познание преимущественно индуктивно, опирается на единичные не обобщенные факты, основывается на субъективной статистике; знания не полны и несистематизированы, плохо рефлексируются.
• Познание опирается на эмоционально-оценочное отношение к окружающей действительности; предполагает многозначность интерпретаций с позиций эмоциональных обобщений и ценностных отношений.
20. При каком из описанных способов организации научных исследований в качестве результатов получают факты?
• С использованием методов измерения регистрируются результаты описания явлений, которые субъект наблюдает и познает путем интроспекции.
• Построение предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, которые обеспечивают объяснение и предсказание явлений.
• С использованием методов измерения фиксируются и регистрируются результаты, получаемые в процессах практического воздействия на окружающий мир.
55. Уровни методологии психологии: общая, специальная, частная.
Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составлении компонентов, а так же о роле в нём тех явлений которые изучает данная наука(соотв. Философск ур.) В качестве общей психологии и методологии выступает диалектико материалистический. Содержание этого составляют следующие научные представления: о первичности материи и вторичности души, о единстве внешней материальной деятельности и внутренней психической, о социальной обусловленности развитии психики человека, о сознании как высшем этапе развития человека.
Специальная методология или методология конкретной науки позволяет формулировать этой науке собственные законы и закономерности относящиеся к развитию и функционированию тех феноменов которые она исследует, базируется на след. Методол принципах: 1 принцип детерминизма: пс явления причинно обусловлены естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий. 2.принцип развития: психика может быть правельно понята и адекватно объяснена если она рассматривается как продукт развития и в процессе развития. 3.принцип системности 4. Принцип единства сознания и деятельности: сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, тоесть сознание обеспечивает активный характер деятельности.
56. Цель исследования, примерные цели психологического исследования.(Куликов)
1. Определение характеристик явления.
2. Выявление взаимосвязи психических явлений. (определение характеристик взаимосвязей;определить целостность структуры взаимосвязей).
3. Изучение возрастной динамики явления. (Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики)
4. Описание нового феномена, эффекта. новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки гипотезы
5. 0Ткрытие новой (другой) природы явления.
6. Обобщение. Цель такой работы состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо введением новых понятий, либо новым определением имеющихся, например,
7. Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает, поиск и обоснование критериев классификации, очерчивание области явлений, охватываемых классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с определенной теорией, концепцией
9. Адаптация психодиагностической методики. Это модификация имеющейся методики для того, чтобы она сохранила свое назначение, диагностические возможности при использовании ее в новой культурной, этической, языковой среде.