укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов

Тема: Правосознание и правовая культура.

1. Назовите элемент правосознания:

а) правовая идеология; б) диспозиция; в) санкция; г) правовая культура.

2. Назовите уровень правосознания:

а) уникальное; б) профессиональное; в) правовая идеология; г) правовая психология.

3. Назовите вид правосознания:

а) семейное; б) групповое; в) учебное; г) бытовое.

4. Укажите, носителями какого вида правосознания являют­ся работники правоохранительных органов:

а) обыденного; б) профессионального; в) научного (теоретического); г) доктринального.

5. Негативно-отрицательным отношением к праву, законно­сти, правопорядку характеризуется:

а) правовой инфантилизм; б) правовой нигилизм; в) аморальность; г) пе­рерождение правосознания.

а) правовое сознание; б) правовая культура; в) правовая идеология; г) правой нигилизм.

а) легистский нигилизм; б) социологический нигилизм; в) собственно правовой нигилизм; г) молодежный нигилизм.

Тема 17. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

Правомерное поведение – это соответствующее нормам права социально значимое поведение, обеспечиваемое государством.

1. Соответствие праву.

2. Социальная значимость.

3. Осознанность и добровольность.

4. Обеспеченность государством.

Виды правомерного поведения:

1. Поведение в зависимости от мотивов: – социально активное (участвует в выборах); – привычное (здоровается); – конформистское (делает как все); – маргинальное (покупает в автобусе билет, потому что боится штрафа).

2. Поведение в зависимости от внешнего выражения: – активное; – пассивное.

3. Поведение по степени социальной значимости: – обязательное; – желательное; – допустимое.

4. Поведение в зависимости от реализации прав или обязанностей:– возможное; – должное.

5. Поведение в зависимости от форм реализации права: – в форме использования; – в форме исполнения; – в форме соблюдения; – в форме применения.

6. Поведение в зависимости от правовых последствий: – влекущее возникновение правоотношения; – влекущее изменение правоотношения; – влекущее прекращение правоотношения.

7. Поведение в зависимости от субъекта: – индивидуальных субъектов; – коллективных субъектов.

8. Поведение в сферах действия права: – в публично-правовой сфере;– в частноправовой сфере.

Правонарушение – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

1. Акт поведения, выраженный в форме действия или бездействия. 2. Общественная опасность. 3. Противоправность. 4. Виновность лица, совершившего правонарушение. 5. Наказуемость.

Виды: преступления; проступки. Они выделяются в зависимости от характера и степени общ.опасности.

Преступление – общественно опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Проступок – правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью общественной вредности по сравнению с преступлением. Виды: 1. Гражданско-правовые (деликты) 2. Административно-правовые 3. Дисциплинарные.

Состав правонарушения – юридическая конструкция, представляющая собой совокупность элементов объективного и субъективного характера, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

Элементы состава правонарушения: Объект – это охраняемое нормами права общественное отношение, которому правонарушением причиняется вред. Объективная сторона – это юридическая конструкция, которая характеризует внешнее выражение правонарушения. Субъект – это вменяемое лицо, достигшее возраста наступления юридической отвественности, совершившее правонарушение. Субъективная сторона – это юридическая конструкция, характеризующая внутреннюю (психологическую) сторону правонарушения.

укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов. h. укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов фото. укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов-h. картинка укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов. картинка h

Юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность лица претерпевать за совершенное правонарушение неблагоприятные последствия (лишения) личного, имущественного или организационного характера.

1. Устанавливается в нормах права. 2. Предполагает государственное принуждение и является одним из видов государственного принуждения. 3. Связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя. 4. Связана с возложением на правонарушителя новой, дополнительной обязанности. 5. Влечет за собой неблагоприятные последствия (лишения) личного, имущественного или организационного характера. 6. Применение мер юридической ответственности осуществляется в строго установленном законом порядке. 7. Применение мер юридической ответственности осуществляется только уполномоченными субъектами.

Основания юридической ответственности – это те обстоятельства, наличие которых делает юридическую ответственность возможной, а отсутствие их исключает юридическую ответственность.

1) защита права и правопорядка; 2) воспитание граждан в духе уважения к праву; 3) восстановление социальной справедливости; 4) предупреждение новых правонарушений.

Функции юридической ответственности:

1. Репрессивно-карательная (штрафная). 2. Правовосстановительная (компенсационная). 3. Превентивная (предупредительно-воспитательная).

Принципы юридической ответственности:

1. Законность. 2. Справедливость. 3. Целесообразность. 4. Неотвратимость. 5. Своевременность.

Виды юридической ответственности:

1. Гражданско-правовая ответственность. Виды: а) договорная; б) внедоговорная. 2. Административно-правовая ответственность. 3. Дисциплинарная ответственность. 4. Материальная ответственность. 5. Уголовная ответственность.

Виды юридической ответственности не следует путать с порядком ее наложения. Юридическая ответственность может быть наложена в судебном, административном или ином порядке.

Задания к теме №17

1. Контрольные вопросы (подчеркните ответы в лекции)

1. Понятие правомерного и противоправного поведения.

Правомерное поведение – это соответствующее нормам права социально значимое поведение, обеспечиваемое государством.

2. Понятие и виды правонарушений.

Правонарушение – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Виды: преступления; проступки. Они выделяются в зависимости от характера и степени общ.опасности.

3. Состав правонарушения.

Состав правонарушения – юридическая конструкция, представляющая собой совокупность элементов объективного и субъективного характера, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

4. Юридическая ответственность.

Юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность лица претерпевать за совершенное правонарушение неблагоприятные последствия (лишения) личного, имущественного или организационного характера.

2. Составьте схему по материалам лекции 17.

Источник

Правосознание сотрудников правоохранительных органов

Понятие и структура правосознания. Характеристика его функций и видов. Взаимосвязь права и правосознания. Составляющие профессионального правосознания сотрудника правоохранительных органов. Профессиональное мышление работника правоохранительных органов.

РубрикаГосударство и право
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления13.03.2010
Размер файла28,2 K

укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов. ba. укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов фото. укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов-ba. картинка укажите носителями какого вида правосознания являются работники правоохранительных органов. картинка ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие и структура правосознания

2. Функции правосознания

3. Виды правосознания

4. Взаимосвязь права и правосознания

5. Составляющие профессионального правосознания сотрудника правоохранительных органов

6. Профессиональное мышление работника правоохранительных органов

Список использованной литературы

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Профессиональному правосознанию сотрудника правоохранительных органов присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей. Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т. д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

1. Понятие и структура правосознания

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа.

Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т. д.

Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.

По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т. д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой деятельности целого сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в нашей стране правового государства, которое должно соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития приднестровской государственности.

На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии для ПМР, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве государственной и единственно верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого.

Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.

Для нашей страны в переходный период правовая идеология приобретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созидательные цели.

Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.

Можно назвать самые примерные общие параметры будущей целостной и систематизированной концепции правового развития нашего государства.

2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принадлежности он ни был. Правовая идеология должна вбирать все конструктивное и полезное для России из теории и практики прошлого и настоящего.

3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к обществу и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление человека и подавление его самостоятельности и инициативы: все эти крайности не могут служить методологическими основами правовой идеологии. Индивидуальность возможна, только через социальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личности и общества, а не доминирование одного над другим. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его культуру.

4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты государства, которое должно быть демократическим, независимым, обслуживающим общество, а не стоящим над ним, сильным и эффективным. Надо ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с оснащенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать. Государственное управление без угрозы применения насилия или применения насилия в случай угрозы национальной безопасности страны не может сохраниться.

2. Функции правосознания

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание, как социальный регулятор, выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

3. Виды правосознания


Понятия, идеи, убеждения юристов и в частности работников правоохранительных органов формируются на основе, прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа.


Правосознание сотрудника правоохранительных органов неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры работника правоохранительных органов. С другой стороны, от профессионального уровня работника правоохранительных органов зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.


Уровень правосознания профессиональной группы определяется степенью развитости правосознания каждого из его членов, т. е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Работник правоохранительных органов на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов.


4. Взаимосвязь права и правосознания


Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т. е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.


Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается прежде всего в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.


Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании аппарата правоохранительных органов. Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.


1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.


2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм сотрудниками правоохранительных органов. Трудно представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др.


Сотрудники правоохранительных органов обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.


Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены.


От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.


5. Составляющие профессионального правосознания сотрудника правоохранительных органов


Профессиональное правосознание сотрудника правоохранительных органов включает:


— знание законодательства и возможностей юридической науки.


Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;


— убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.


Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;


Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.


Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудника правоохранительных органов, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки работников-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.


Разумеется, что культура профессионала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.


6. Профессиональное мышление работника правоохранительных органов


Итак, в мышлении сотрудника моделируются объективные свойства и взаимосвязи между правовыми явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий. Весь процесс мышления базируется на соотнесении ситуативной информации (о конкретном событии, факте) с обобщенной информацией, хранящейся в памяти индивида.


Динамика (процесс) правового мышления может быть представлена через следующие этапы:


1. выявление, создание и формулировка ситуации, связанной с определенным объектом мышления, получение его фактической и правовой характеристики, формулирование задачи;


2. анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом последствий и существующих ограничений;


3. выбор оптимального варианта решения, определение возможных результатов и негативных последствий.


Профессиональное мышление работника связано с выполнением общественных и государственных задач с помощью юридических средств и способов, действий и операций, вынесенных решений и актов их реализации, придания конкретным общественным отношениям и ситуациям правовой формы. Мышление юриста прагматично по своему характеру, т. к. для него важен, прежде всего, процесс практического осуществления принятых решений, их законности, соответствие компетенции и задачам органа, который он представляет.


Содержание профессионального мышления сотрудника составляют установки на:


— высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;


— обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценить поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям;


— общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;


— приоритет прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности, обеспечении режима благоприятствования честному и добросовестному человеку и исключения безнаказанности правонарушителя. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.


Мышление сотрудника правоохранительных органов должно основываться на принципе презумпции порядочности (невиновности) каждого подследственного, пока его вина не будет доказана в судебном порядке.


Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.


Заключение


Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.


Немалую роль играет и знание зарубежного полезного правового опыта, когда в правосознании формируется представление «у них» и «у нас», причем «у них» со знаком «плюс», «у нас» со знаком «минус».


Такое правосознание также может в определенных исторических условиях выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование чужого опыта, сопоставлять его с национальными традициями, собственным правовым опытом.


Но уголовное законодательство расценивает это как отягчающее обстоятельство. Правосознание находилось в конфликте с правом.


Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.


Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.


Список использованной литературы

Подобные документы

Понятие, структура и виды правосознания. Взаимосвязь права и правосознания. Особенности деформации правосознания у сотрудников органов внутренних дел. Понятие и виды деформации правосознания. Деформация правосознания сотрудников ОВД.

курсовая работа [44,6 K], добавлен 09.02.2007

Структура правовых норм об организации правоохранительных органов. Признаки судебной власти. Место прокуратуры в системе органов российского государства и правоохранительных органов. Система органов безопасности Российской Федерации и её функции.

контрольная работа [49,9 K], добавлен 24.09.2012

Понятие и сущность профессионального правосознания. Основные тенденции, влияющие на формирование профессионального сознания юриста. Деформация профессионального правосознания юриста. Справедливость как принцип права и основа юридической деятельности.

реферат [64,0 K], добавлен 01.12.2014

Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов. Функции правоохранительных органов. Основные направления деятельности. Судебная власть. Понятие правосудия.

курсовая работа [30,9 K], добавлен 24.01.2007

Понятие и признаки профессионального пенитенциарного правосознания. Его функциональная роль в общественных отношениях. Формирование профессионально значимых качеств у будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы. Средства правового воспитания.

контрольная работа [66,3 K], добавлен 12.06.2016

курсовая работа [33,1 K], добавлен 28.03.2006

Изучение понятия, структуры, видов и функций правосознания. Деформация правосознания и формы правового нигилизма. Взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания. Пути повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан в Российской Федерации.

курсовая работа [57,6 K], добавлен 08.04.2016

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *