укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле

Главный храм Московской Руси. Закладка Успенского собора в Кремле

30 апреля по благословению митрополита Московского Филиппа в Кремле было торжественно заложено основание каменного Собора в честь Успения Божией Матери, главного храма Московской Руси на все последующие века.

Как шла подготовка

К торжеству готовились целый месяц: весь апрель копали рвы, набивая их деревом и камнем, созидая подошву храма. Работа шла быстро. Пока одни копали и клали фундаменты, другие мастера разбирали притворы и алтарь старой деревянной церкви. В назначенный день состоялась торжественная закладка алтаря и углов нового Собора.

Облаченный в праздничные ризы, с крестом в руке Предстоятель Церкви, во главе всего собора иерархов, с иконами и хоругвями под колокольный благовест всех московских храмов пришел, чтобы своими руками означить алтарь. Народ заполнил весь Кремль, государь Иван Васильевич явился с сыном Иваном, матерью, братьями и первыми боярами. Служили молебен, воскрилья сияющих риз колыхались под дуновением весеннего ветра, к самому Небу неслось многоголосие: «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Тебе Небеснаго Бога Отца…». Людское море шумело, мальчишки оседлали деревья и окрестные ограды, чтобы видеть, как маленькая золотая фигурка митрополита склонилась и выпрямилась, когда он закладывал основание будущего храма. Будущее сокрыто от нас: митрополиту Филиппу не придется увидеть завершение строительства, а гробницу его потеряют потомки, но для многих тысяч его современников, память о нем будет связана с этим днем и его детищем, Успенским Собором.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. kruspen3. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-kruspen3. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка kruspen3

Византийские веяния, русские «корни», итальянское мастерство

При Иване III Москва, в ту пору уже переросшая значение центра удельного княжества, понемногу обретала облик Великокняжеской столицы, меняя «ветхие ризы» на величественное убранство белокаменных храмин. В год 1472 она готовилась встречать новую княгиню — овдовевший князь остановил свой выбор на греческой принцессе Зое (Софье) Палеолог. Племянница последнего византийского императора — Константина принесла в Москву традиции империи, стараясь привить своему супругу сознание не просто первенства среди знатных своей земли, но Божественного избрания. «Базилеями» на московском престоле желала видеть она и мужа и своих наследников. Великая Княгиня позаботилась и об обустройстве Москвы по образцу столиц крупнейших христианских империй — Рима и Константинополя. — Начатое за полгода до приезда невесты Великого князя в первопрестольную, строительство Успенского Собора было первым знаком изменения архитектуры и духа Москвы.

Примечательно, что образцом для первого храма Великого Княжества послужил не византийский, греческий или итальянский собор, а собственный, русский, Владимирский, построенный князем Андреем Боголюбским в честь любимейшего, самого почитаемого на Руси образа Божией Матери. Это имело огромное значение: после падения Константинополя, Русь, освободившаяся от татарского ига, ощутившая свое величие, становилась самым мощным православным государством, к которому было обращено внимание всего православного мира. По наказу митрополита мастера, которым поручено было возведение храма в Московском Кремле, побывали во Владимире и измерили храм Пречистой Богородицы Владимирской, «превеликий зело и чудный делом», «в меру и лепоту» которого митрополит мечтал Успенский Собор.

Руководить возведением храма было поручено Василию Дмитриевичу Ермолину (Дмитриеву) и Ивану Владимировичу Ховрину-Голове. Но вскоре они поссорились, и Ермолин вынужден был отказаться от выгодного и почетного заказа. По известию Никоновской летописи, перед своей смертью в 1473 году митрополит Филипп поручил возглавить строительные работы И.В. Ховрину-Голове и его отцу В.Г. Ховрину: «Посем же начят о том же деле церковном приказывати Володимеру Григорьевичю и сыну его Ивану Голове». Иван Голова приходился крестником самому Великому Князю Ивану III. Однако их обоих постигла неудача: недостроенный храм рухнул. Ховриным явно недоставало опыта и знаний для воплощения столь масштабного проекта, и тогда, разочаровавшись в русских мастерах, Иван III нанял итальянца Аристотеля Фиораванти.

Обретение мощей святителей московских

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. uspsob 2. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-uspsob 2. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка uspsob 2

И, все же, и закладка храма и начало строительства были временем особенно радостным для москвичей: при разборе старой церкви, Москва обретала мощи своих великих святителей. Их перенесение привлекло не меньше народа, чем событие 30 апреля. Звонили колокола, вся соборная площадь была объединена общим чувством благоговения. Передавали, что когда с гроба преосвященного митрополита Ионы сняли каменную доску, по всему храму изошло благоухание, мощи же его все были целы и нерушими, суставы не рассыпались, а ризы и омофорий не истлели ни у него, ни у прочих святителей. Священники и миряне, бояре и простолюдины благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за дарованную народу милость.

Когда же строители, разбирая церковь, дошли до мощей святителя Петра, первого митрополита Московского, митрополит Филипп, посовещавшись с Великим Князем, собрал для перенесения мощей собор епископов. Накануне совершалось вечернее пение у гроба, а во время перенесения мощей, по сохранившемуся преданию, священники видели высоко в небе над гробом Петра парящего белого голубя, который тотчас стал невидим, когда раку святого закрыли крышкою. Решено было установить ежегодный праздник перенесения мощей митрополита Петра. Набиравшая силу Москва возвышала главы церквей и славила своих небесных предстателей…

Источник

Этот день в истории: 1471 год — В Москве заложен Успенский собор

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. 2d11d371a1e29ed9f27987e068c22. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-2d11d371a1e29ed9f27987e068c22. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка 2d11d371a1e29ed9f27987e068c22

30 апреля 1471 года в московском Кремле состоялась закладка нового Успенского собора. Начатое по приказу великого князя Ивана III строительство закончено не было — через три года недостроенный храм был разрушен в результате землетрясения.

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, при Иване Калите. Белокаменный Успенский собор, построенный в 1326—1327 годах на месте деревянной церкви, стал первым каменным храмом Москвы.

При Иване III храм перестал соответствовать своему статусу. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, в связи с чем, летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением».

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года.

После этого Иван III по совету своей жены Софьи Палеолог пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Зодчий полностью разобрал остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм многократно страдал от пожаров, и столь же многократно поновлялся и реставрировался. Собор стал знаковым местом российской истории — в 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV, а в 1613 году в этом храме проходил Земский собор, на котором царём был избран Михаил Федорович Романов.

Храм был закрыт большевиками в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР. Тем не менее Успенскому собору повезло — он не подвергся разрушению и в 1955 году был снова открыт как музей. Это позволило храму в целости дожить до 1990 года, когда в нем снова начались богослужения.

Источник

Успенский собор Московского Кремля. История создания. Святыни.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. xP1130083 1.jpg.pagespeed.ic.Ip6WHJmwuk. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-xP1130083 1.jpg.pagespeed.ic.Ip6WHJmwuk. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка xP1130083 1.jpg.pagespeed.ic.Ip6WHJmwuk

Успенский собор Московского Кремля — летопись Российского государства, первопрестольный храм страны. В нём венчали на царство наших государей. Кроме того, Успенский собор являлся усыпальницей российских митрополитов и патриархов. Находится он в центре Кремля и является его сердцем. Древностью веет от стен собора. Кажется, что не было времени, когда он не существовал. Но давайте заглянем лет этак на семьсот назад и проследим историю появления шедевра церковного зодчества.

Итак, мы видим Боровицкий холм, а на нём московский Кремль. Но он совсем не похож на наш любимый Кремль из красного кирпича! Заложенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, Кремль сделан из сосновых брёвен. И все постройки в Кремле тоже деревянные. На месте, где теперь каменный Успенский собор, стоит деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, окружённая погостом (кладбищем).

Первый каменный Успенский собор

В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату- Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. Moskovskij Kreml. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-Moskovskij Kreml. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка Moskovskij KremlМосковский Кремль при Иване Калите. Аполлинарий Васнецов.

Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.

Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.

Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. pervyj Uspenskij sobor 1. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-pervyj Uspenskij sobor 1. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка pervyj Uspenskij sobor 1Предполагаемый вид первого Успенского собора

Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.

Строительство «белокаменного» Кремля

В 1337 году в Кремле был крупный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал заново отстроить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, обмазанными известью и глиной. Изнутри стены были укреплены камнем. Кроме того, периметр стен увеличился более, чем втрое.

Крупные пожары с частотой примерно раз в десять лет безжалостно уничтожали московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал отстроить новые кремлёвские стены и укрепления. Теперь они были выстроены из белого известняка. С тех пор Москву стали именовать «белокаменной». Протяжённость стен Кремля стала ещё больше и достигла 2000 м, что ненамного меньше современной.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. xAppolinarij Vasnetsov Drevnyaya. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-xAppolinarij Vasnetsov Drevnyaya. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка xAppolinarij Vasnetsov DrevnyayaАпполинарий Васнецов. Москва белокаменная.

Закладка второго Успенского собора

А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.

Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.

Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.

Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.

На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.

И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище — 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.

Строительство и разрушение второго Успенского собора

Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.

20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.

Решение о строительстве третьего Успенского собора

Перед смертью митрополит Филипп взял с великого князя Ивана III слово, что он не оставит начатое строительство собора и доведёт его до конца. Князь не мог не сдержать данное слово.

Жена князя Софья Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая её культуру, очень расхваливала мужу красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии Византийских императоров, а Москву- преемницей Византии.

Византийским двуглавым орлом, что на гербе Российской Федерации, мы обязаны именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», — и московский князь вновь приступает к строительству величественного собора.

Однако, на этот раз для завершения строительства он решил пригласить итальянского зодчего. На приглашение князя и обещание большого вознаграждения откликнулся известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.

Аристотель Фьораванти — строитель нового собора

В начале весны 1475 года Фьораванти был уже в Москве. Здесь было принято решение полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. С делом не медлили, и летом фундамент нового собора был уже заложен.

Иван III не отказался от замысла построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. . укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинкаУспенский собор во Владимире

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать другим княжествам главенство Москвы и утвердить преемство от древней столицы.

Для знакомства с древнерусской архитектурой Аристотель Фьораванти зимой 1476 года отправился во Владимир. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского владимирского собора просматриваются черты архитектуры итальянского возрождения.

Стены собора были выстроены из тёсаных блоков белого камня, а шесть столпов внутри соборного пространства, своды и основания пяти глав были выложены из кирпича.

Для крепления стен Фьораванти применил железные, а не дубовые сваи, как было принято на Руси при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал прочную, как камень, известь; применял механизацию работ, всё тщательно выверял циркулем и линейкой.

Успенский собор построен

Через четыре года храм был построен. Южный и северный порталы были оформлены арками и украшены росписью. Успенский собор поразил современников не только размерами, интерьером храма, подобным просторному залу, но и богатством внутреннего убранства.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. ikonostas. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-ikonostas. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка ikonostasИконостас Успенского собора Кремля

К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году для росписи Успенского собора пригласили известного иконописца Дионисия с учениками. Иконы и фрески работы Дионисия украсили иконостас, стены и своды в алтаре. Успенским собором началась перестройка всего московского Кремля.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. rospis uspenskogo sobora. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-rospis uspenskogo sobora. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка rospis uspenskogo soboraРоспись Успенского собора укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. interer. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-interer. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка intererВнутреннее убранство Успенского собора Кремля

Современный план Успенского собора

Святыни и захоронения Успенского собора

С самого начала своего существования первопрестольный Успенский собор являлся драгоценным ковчегом, в котором находились чудотворные и чтимые святыни, привозимые со всей Руси.

Справа от Царских врат находится храмовая икона «Успение Пресвятой Богородицы», которая относится к первоначальному убранству Храма.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. ikona uspeniya v uspenskom sobore 1. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-ikona uspeniya v uspenskom sobore 1. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка ikona uspeniya v uspenskom sobore 1Древняя икона Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе

Самой древней иконой Успенского собора является двусторонняя новгородская икона конца XI-начала XII веков, на которой с одной стороны изображена чтимая икона Богородицы Одигитрия, а с другой — великомученик Георгий Победоносец.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. ikona bogoroditsy odigitriya. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-ikona bogoroditsy odigitriya. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка ikona bogoroditsy odigitriyaИкона Богородицы Одигитрия укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. vmch. georgij pobedonosets. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-vmch. georgij pobedonosets. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка vmch. georgij pobedonosetsвмч.Георгий Победоносец

В Успенском соборе Московского Кремля с 26 августа 1395 года (со времени перенесения иконы из Успенского собора г.Владимира) находилась чудотворная икона Божией Матери «Владимирская»,- главная православная святыня Земли Русской. В настоящее время эта святыня находится в храме святителя и чудотворца Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. . укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинкаИкона «Богоматерь Владимирская»

В соборе же находится список (копия) Владимирской иконы 1514 года.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. kopiya vladimirskoj ikony 1514 god. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-kopiya vladimirskoj ikony 1514 god. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка kopiya vladimirskoj ikony 1514 godСписок Владимирской иконы 1514 год

В Успенском соборе и сейчас пребывают чудотворные и чтимые образы:

В северном приделе находятся святые мощи святителя Петра. Как уже говорилось в начале статьи, в 1325 году по просьбе великого московского князя Ивана Даниловича Калиты митрополит Пётр перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и будущее возвышение Москвы, как столицы государства Российского. Именно по его благословению в августе 1326 года и был заложен Успенский собор.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. mitropolit petr s zhitiem. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-mitropolit petr s zhitiem. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка mitropolit petr s zhitiemОбраз «Митрополит Петр с житием»

21 декабря 1326 года святитель Пётр скончался, а его святое тело было погребено в каменном гробу, который он сам приготовил. По молитвам святителя Петра совершилось множество чудес.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. raka s moshhami mitr.petra. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-raka s moshhami mitr.petra. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка raka s moshhami mitr.petraРака с мощами митрополита Петра

Рядом с мощами святителя Петра находятся святые мощи святителя Феогноста, преемника святителя Петра. Святителю Феогносту выпало управлять Русской Церковью в 1328-1353 годах и защищать её перед правителями Золотой Орды.

В северо-западном углу собора почивают святые мощи святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Святитель Иона был избран в митрополиты всея Руси в 1433 году. За свои труды на благо Церкви удостоился от Бога дара чудотворения и прозорливости. В 1451 году великий князь, оставляя Москву, чтобы собрать войско против ногайских татар, доверил святителю Ионе с боярами охрану столицы. Когда же ногайцы зажгли предместье Москвы, святитель Иона. отстаивая Кремль, совершил среди пламени пожара крестный ход по стенам Кремля, отчего ветер, гнавший пламя на Кремль, внезапно утих. Скончался святитель Иона 31 марта 1461 года. При гробе святителя совершалось множество исцелений. Память святителя Ионы — 31 марта и 5 октября в соборе Московских Святителей.

У северной стены Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Время его правления пришлось на годы правления Ивана Грозного. Святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи — «все чтомые книги на Руси» до XVI века. Под его руководством составлен многотомный «Лицевой летописный свод» и «Степенная книга царского родословия», начато на Руси книгопечатание. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. Почил 31 декабря 1563 года.

У южных дверей собора, возле иконостаса, почивают святые мощи священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца. Святитель Филипп, умученный во времена Ивана Грозного.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. xmitropolit filipp.png.pagespeed.ic.UkIlmXgNS8. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-xmitropolit filipp.png.pagespeed.ic.UkIlmXgNS8. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка xmitropolit filipp.png.pagespeed.ic.UkIlmXgNS8Митрополит Филипп

У южной стены под спудом почивают святые мощи святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Святитель Иов, первый русский Патриарх, был великий постник и молитвенник. Время его патриаршего служения совпало со Смутным временем. Когда в июне 1605 года толпа бунтовщиков, ожидавших самозванца, ворвалась в Успенский собор, святитель Иов молился перед Владимирской иконой Божией Матери. Он был схвачен, избит, а затем до самой кончины 19 июня 1607 года находился в ссылке в Старицком монастыре.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. x2020 01 17 18 17 49.png.pagespeed.ic.Yqd9AhLieK. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-x2020 01 17 18 17 49.png.pagespeed.ic.Yqd9AhLieK. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка x2020 01 17 18 17 49.png.pagespeed.ic.Yqd9AhLieKПатриарх Иов

У западной стены почивают святые мощи священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. В Смутное время Первосвятитель самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая Православную веру от латинства, а Отечество от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Руси святитель Ермоген увенчал мученической кончиной. В 2013 году по инициативе Российской Православной Церкви в Александровском саду Московского Кремля был установлен памятник Патриарху Всея Руси Ермогену.

В юго-западном углу Успенского собора почивают под спудом святые мощи святителей Киприана (1380-1385, 1390-1406) и Фотия (1408-1431). Обретение и перенесение мощей произошло 27 мая 1472 года.

Источник

Успенский собор Московского Кремля

Дом Пресвятой Богородицы

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. 45094.p. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-45094.p. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка 45094.p
Успенский собор Московского Кремля. Фото: С. Власов / Патриархия.Ru

Традиция возведения Успенских храмов на Руси началась еще в древнем Киеве: тогда наряду с храмом Святой Софии был построен и первый в новообращенной стране Успенский собор, в Киево-Печерском монастыре. По преданию, Сама Пресвятая Богородица прислала из Константинополя зодчих, дала им золото на строительство и пообещала прийти и жить в новоустроенном храме. Стольному Киеву стали подражать другие русские города. Успенские соборы появились во Владимире, Ростове, Смоленске и других княжеских центрах.

В Москве до правления Ивана Калиты главным храмом был Дмитровский собор, посвященный святому воину Димитрию Солунскому, покровителю защитников Отечества и небесному патрону владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Возможно, этот храм был репликой Дмитровского собора в стольном Владимире, хотя эту версию разделяют не все ученые.

В начале XIV века русские митрополиты предпочитали проживать уже не в Киеве, а во Владимире. Однако владимирский князь невзлюбил тогдашнего митрополита – святителя Петра. С князем же московским Иваном Калитой у святителя, напротив, сложились добрые отношения. И когда митрополит Петр приехал в Москву на похороны старшего брата Ивана Калиты, убитого в Орде, князь пригласил его остаться в Москве навсегда. Святитель принял приглашение в 1325 году. А его преемники уже сразу приезжали на жительство в Москву, которая таким образом и стала de facto церковной столицей Руси.

Митрополит Петр тогда же уговорил московского князя построить Успенский собор по образцу владимирского, желая, чтобы главным храмом Москвы стал собор, посвященный Богоматери. В августе 1326 года святитель заложил в Кремле Успенский собор. Тогда это был скромный одноглавый храм, но с ним Москва предстала наследницей древнего Владимира. На следующий год после закладки собора Иван Калита получил от монгольского хана ярлык на великое княжение, и Москва стала русской столицей.

Московский Успенский собор продолжил традицию первых русских Софийных храмов, что стояли в Киеве, Новгороде и Полоцке, которые уже осмыслялись в связи с Пресвятой Богородицей. Согласно богословскому учению о Святой Софии – Премудрости Божией (в переводе с древнегреческого «софия» означает «мудрость»), Бог, сотворяя человека, уже знал о его предстоящем грехопадении. По Божественному замыслу в мир для совершения искупительной жертвы должен был прийти Христос, Спаситель рода человеческого, воплощенный Логос – Слово Божие. Пресвятая Богородица – Мать Христа, а следовательно, и Мать всей Церкви – мистического тела Христова. В праздник Успения Пресвятой Богородицы чествуется начало Ее прославления как Царицы Небесной, когда Божественный замысел о спасении человека совершается полностью.

Византийская традиция отождествляла Софию не с Богоматерью, а с Самим Иисусом Христом. И Софийский собор в Константинополе был посвящен Христу. Поскольку главный христианский храм и прообраз всех христианских храмов – храм Воскресения Господня в Иерусалиме был воздвигнут на месте исторических событий земной жизни Спасителя, его нельзя было повторить. Оттого обращались к богословскому истолкованию. Так в VI веке появился первый в мире храм Святой Софии в Константинополе как символ иерусалимского храма Воскресения Господня.

В России сложилась иная, Богородичная, трактовка Святой Софии. Если византийская традиция отождествляла Святую Софию с Логосом-Христом, то в России образ Софии начал восприниматься в связи с Богоматерью, через Которую осуществился Божественный замысел о Спасителе. На Руси существовало два престольных праздника Святой Софии: в Киеве – 15/28 августа, в праздник Успения Богоматери, а в Новгороде – 8/21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, когда чествуют явление в мир Той, Которая со временем стала Матерью Иисуса Христа. Празднование же Святой Софии в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная и как Заступница рода человеческого перед небесным престолом Ее Божественного Сына.

Строительство собственно Софийных храмов было характерно только для раннего периода древнерусского зодчества X–XIII столетий. Стольные грады Киев и Новгород подражали в этом Византии. А затем укоренилась традиция строительства соборов, посвященных Пресвятой Богородицы как русскому образу Святой Софии. Так Успенский собор в Кремле стал московской Софией. В то же время он был богословским и градостроительным символом Софии константинопольской, переосмысленным в русской традиции, поскольку Москва – Третий Рим – ориентировалась и на символику Второго Рима. Москва осознавала себя домом Пречистой Богоматери с главным чертогом Ее – Успенским собором.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. 45095.p. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-45095.p. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка 45095.p
Петровская икона Богоматери

4 августа 1327 года Успенский собор был освящен, но святитель Петр не дожил до этого торжества. Он был похоронен в новоустроенном соборе, где еще при жизни своими руками вытесал себе гроб.

В 1329 году его преемник митрополит Феогност устроил в Успенском соборе придел в честь Поклонения честным веригам апостола Петра – по тезоименитству почившего святителя. В 1459 году святитель Иона устроил в Успенском соборе придел в честь Похвалы Богородицы – в благодарность за победу над татарским ханом Седи-Ахматом. Так у главного храма России появился престол в честь праздника, с которого началась история Москвы, ибо легендарная встреча князей-союзников Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича 4 апреля 1147 года состоялась в канун праздника Похвалы. А в память прежнего соборного храма Москвы в Успенском соборе освятили Дмитровский придел. (Все эти приделы были перенесены в новый храм, построенный Аристотелем Фиораванти.)

До конца XIV века главной святыней Успенского собора была Петровская икона Богоматери, написанная самим святителем Петром (ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее). А в 1395 году в Успенский собор была перенесена Владимирская икона Божией Матери, спасшая Москву от Тамерлана и ставшая на века главной святыней Русского государства.

В 1453 году пал Константинополь, и Москва стала исторической и духовной наследницей Византии. Близилось к концу татаро-монгольское иго. Иван III, объединив под властью Москвы удельные русские княжества в единое государство, решил возвести новый Успенский собор по образцу владимирского, что должно было символизировать победу Москвы.

Поначалу никто не собирался обращаться к итальянским мастерам. Строить собор предложили архитектору Василию Ермолину, первому русскому зодчему, чье имя сохранила история. Но тот отказался из-за «обидного» условия – работать вместе с другим мастером, Иваном Головой-Ховриным, и работы поручили псковским архитекторам Кривцову и Мышкину, поскольку Псков наименее пострадал от ордынского ига и в нем сохранялись опытные мастера.

Пока возводили новый храм, рядом с ним поставили деревянную церквушку, чтобы не прекращать богослужений. Именно в ней 12 ноября 1472 года Иван III обвенчался с византийской царевной Софьей Палеолог. Вскоре после этой свадьбы грянула катастрофа: в мае 1474 года почти возведенный Успенский собор рухнул. По совету жены, проживавшей до свадьбы в Италии, Иван III отправил туда своего посла Семена Толбузина с поручением подыскать знающего мастера, ибо итальянцы были лучшими в Европе строителями. Толбузин пригласил Аристотеля Фиораванти.

Уроженец Болонии, он, как говорили, получил свое прозвище за мудрость и искусность. Он умел передвигать здания, выпрямлять колокольни, и его считали архитектором, «равного которому нет во всем мире», что не помешало обвинить его (как оказалось, напрасно) в сбыте фальшивых монет. Обиженный на соотечественников, Фиораванти согласился на предложение русского посла ехать в Московию. Есть версия, что архитектор сразу предложил московскому князю уже составленный проект Успенского собора, но по настоянию митрополита все же отправился во Владимир изучать русские образцы. Ему поставили условия – создать собор исключительно в русских храмовых традициях и с применением самой передовой технологии, а главное, решить задачу, с которой не справились псковские мастера – в несколько раз увеличить внутреннее пространство Успенского собора по сравнению с прежним храмом времен Ивана Калиты.

Новый Успенский собор был заложен в 1475 году. По легенде, под ним архитектор устроил глубокий склеп, куда сложили знаменитую либерию, привезенную в Москву Софьей Палеолог (она войдет в историю как библиотека Ивана Грозного). Три храмовых придела расположились в алтарной части, сохранив свои посвящения (лишь при Петре I Петроверигский придел был переосвящен во имя апостолов Петра и Павла). В Дмитровском приделе русские цари переоблачались во время венчания на престол. А в приделе Похвалы Богородицы избирали русских митрополитов и патриархов. Во второй половине XVII века Похвальский придел перенесли на самый верх, в юго-восточную главу Успенского собора, провели к нему винтовую лестницу из алтаря и служили там только на престольный праздник.

Торжественное освящение Успенского собора состоялось в августе 1479 года. На следующий год Русь освободилась от татаро-монгольского ига. Эта эпоха отчасти отразилась в архитектуре Успенского собора, который стал символом Третьего Рима. Его пять мощных глав, символизирующих Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, примечательны своей шлемовидной формой. Маковица, то есть верхушка храмовой главы, символизирует пламя – горящую свечу и огненные небесные силы. В период татарского ига маковица становится похожей на воинский шлем. Это лишь несколько иной образ огня, поскольку русские воины почитали своими покровителями воинство небесное – ангельские силы под предводительством архистратига Михаила. Шлем воина, на котором часто помещался образ архистратига Михаила, и шлем-маковица русского храма сливались в единый образ.

В древности на православных храмах устанавливали греческие четырехконечные кресты: соединение четырех концов в едином центре символизировало, что высота, глубина, долгота и широта мира содержатся Божией силой. Затем появился русский восьмиконечный крест, имевший прообразом Крест Господень. По легенде, первый восьмиконечный крест Иван Грозный водрузил на центральной главе Успенского собора. С тех пор этот вид креста был принят Церковью повсеместно для установления на храмовых главах.

укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. 45096.p. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле фото. укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле-45096.p. картинка укажите по приказу какого князя был заложен успенский собор в московском кремле. картинка 45096.p
После Божественной литургии 20 мая 2007 г.

Идея Софии запечатлена в росписи восточного фасада, обращенного к звоннице, с фресками в нишах. На центральном месте изображена Новозаветная Троица, а в правой нише – Святая София в виде восседающего на престоле огненного Ангела с царскими регалиями и свитком. По версии современного исследователя кремлевских храмов И.Л. Бусевой-Давыдовой, так собирательно представлен образ Премудрости Божией: огонь просвещает душу и испепеляет страсти, огненные крылья возносят от врага рода человеческого, царский венец и скипетр означают сан, свиток – Божественные тайны. Семь столпов трона иллюстрируют строфу из Священного Писания: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов семь» (Притч. 9: 1). По сторонам Софии изображены крылатые Богоматерь и Иоанн Предтеча, их крылья символизируют непорочность и ангельское житие. Вопреки канонической традиции, в Успенском соборе главенствует южный фасад, обращенный к Соборной площади, тоже прославляющий Святую Софию. Над его вратами – огромный Владимирской образ Божией Матери – в честь Владимирской иконы, пребывавшей в стенах собора.

В южном портале собора установлены знаменитые Корсунские врата. Существовало предание, что их привез из Корсуни (Севастополя) святой князь Владимир. На самом же деле врата изготовлены в XVI веке, а сюжеты, вытисненные на них, посвящены рождению в мир Спасителя как воплощению Божественной Премудрости. Оттого среди изображенных персонажей – Богоматерь, библейские пророки, древние сивиллы и языческие мудрецы, предсказывавшие Рождество Спасителя от Девы. Врата осеняет Спас Нерукотворный, почитаемый защитником города.

Южный портал был царским входом в Успенский собор, он назывался «красными дверями». После коронации государей традиционно осыпали здесь золотыми монетами – в знак пожелания благополучия и богатства его державе. Западный же фасад служил для торжественных шествий при коронациях и крестных ходах. Прежде его осенял образ Успения Богоматери в соответствии с храмовым посвящением. А врата северного фасада, обращенного к патриаршим палатам, служили входом для высшего духовенства, поскольку он был ближайшим к митрополичьему двору. В северо-западном углу – небольшой белокаменный крест: так отмечено место внутри собора, где захоронен святитель Иона – первый русский митрополит, поставленный в Москве собором русских епископов без Константинопольского патриарха.

Интерьер собора вторит общей идее. Первая роспись была исполнена, как только подсохли стены, в 1481 году великим иконописцем Дионисием. Она была столь красивой, что, когда государь с митрополитом и боярами осматривали собор, они воскликнули «Мы видим небеса!». Однако собор долго не имел отопления, резкие перемены температуры вредили росписи, и в 1642 его расписали заново: считается, что старые фрески были переведены на бумагу, и по ним роспись была создана заново. Интересно, что вместе с боярином Репниным работами руководил стольник Григорий Гаврилович Пушкин, предок поэта. Роспись собора отчасти запечатлела свою эпоху. В юго-западном куполе изображен Бог Саваоф в восьмиконечном нимбе, при этом видны только семь концов нимба. Ведь земная история человечества продлится семь условных тысячелетий от сотворения мира. Тысячелетие символически отождествлялось с «веком». И семь видимых концов означают, что Бог есть повелитель всех «семи веков» земной истории, а невидимый восьмой конец символизирует «восьмой век» – «жизнь будущего века» в вечном Царствии Божием. Эта тема была очень важной на Руси в конце XV века, когда ожидалось истечение роковой седьмой тысячи лет и конец света в 1492 году.

Большую часть южной и северной стен занимают Богородичные циклы – изображения, посвященные земной жизни Пресвятой Богородицы и образы на тему акафиста Богоматери, где Царица Небесная прославляется как Заступница рода человеческого. В нижнем ярусе стен изображены семь Вселенских соборов. Западная стена канонически отдана образу Страшного суда, причем в виде грешников изображены и иноземцы-еретики в европейских костюмах с белыми круглыми воротничками.

Успенский собор был символом единства Руси, сплоченной вокруг стольной Москвы. В местном чине иконостаса стояли иконы, привезенные из удельных княжеств, и наиболее почитаемые образа.

Тот иконостас, что сейчас находится в соборе, был создан в 1653 году по велению патриарха Никона и запечатлел в себе новшества его эпохи. На самом почетном месте, справа от царских врат, где всегда находится образ Господа Иисуса Христа – древняя икона «Спас Златая риза», известная также как «Спас императора Мануила». Возможно, еще Иван III взял его из новгородского храма Святой Софии, но более вероятно, что икону в Москву привез Иван Грозный после похода на Новгород в 1570 году. Название «Златая риза» произошло от огромного позолоченного оклада, который прежде покрывал образ Спасителя. В XVII веке царский мастер Кирилл Уланов, реставрируя образ, тщательно расписал золотом одеяние Христа, пытаясь восстановить древнюю иконографию. По преданию, этот образ написал византийский император Мануил. Спаситель был изображен согласно канону – благословляющим, с воздетой правой рукой. Но однажды император обрушил свой гнев на священника. И тогда во сне ему явился Господь, указующий перстами вниз, в назидание о смирении гордыни. Проснувшись, потрясенный император увидел, что Спаситель на его иконе действительно опустил вниз правую руку. Потом император будто бы подарил образ новгородцам. Патриарх Никон намеренно поместил именно эту икону на самое почетное место, чтобы утвердить свое учение о превосходстве духовной власти над светской.

Храмовый образ Успения написан Дионисием, хотя раньше его авторство приписывали святителю Петру. Это иконографический тип «облачного Успения»: здесь апостолы изображены чудесным образом переносимыми на облаках к одру Пресвятой Богородицы, когда Она пожелала всех их видеть перед отшествием из мира. За южной дверью – икона «Предста Царица», тоже вывезенная из Новгорода. По преданию, ее написал Алипий, первый известный русский иконописец, инок Киево-Печерского монастыря. Господь изображен в облачении священника, в то же время напоминающем одеяния императора, что символизирует слияние во Христе духовной и светской власти и симфонию Церкви и государства. Над крайней правой дверью, ведущей в Похвальский придел, – знаменитый «Спас Ярое око», написанный греческим художником в 1340-х годах еще для старого Успенского собора времен Ивана Калиты.

Образ слева от царских врат – второе почетное место в иконостасе, где традиционно ставится образ Богоматери. Именно здесь с 1395 года и до Октябрьской революции стояла чудотворная Владимирская икона Богоматери, которая всегда сама избирала себе место пребывания. В страшном московском пожаре 1547 года лишь Успенский собор, в котором пребывала святыня, остался невредимым. Митрополит Макарий, отслужив, задыхаясь в дыму, молебен, хотел было вынести икону из огня, но ее не смогли сдвинуть с места. Ныне она находится в замосквореченском храме Николая Чудотворца в Толмачах – домовом храме Третьяковской галереи, а в Успенском соборе ее место занял список (копия), исполненный учеником Дионисия в 1514 году. Над северными дверями иконостаса – еще один образ Успения Богоматери, написанный, по одному преданию, на доске от купели, где крестили Пресвятую Богородицу, а по другому – на доске от гроба святителя Алексия Московского. От времени доска рассохлась и выгнулась, оттого икона называется «Согбенная».

Ведущий в иконостасе ряд – деисусный чин. Здесь предстоящими Господу, согласно традиции, введенной патриархом Никоном, изображены все 12 апостолов – так называемый «апостольский деисус». Раньше же в деисусном чине изображали только двух первоверховных апостолов, Петра и Павла, а за ними следовали образы отцов Церкви. Необычна и центральная икона – «Спас в силах». На ней серебряными нимбами обозначены символические образы четырех апостолов-евангелистов: человек (Матфей), орел (Иоанн Богослов), лев (Марк) и телец (Лука). Символы были заимствованы из Откровения Иоанна Богослова: «И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6–7). Согласно церковному толкованию, эти апокалиптические животные олицетворяют собой «тварный мир» – вселенную с четырьмя сторонами света. В христианской иконографии их символически отождествляли с четырьмя апостолами-евангелистами, проповедовавшими Благую весть на четыре стороны света, то есть по всему миру.

Вдоль стен и в застекленных витринах собора представлены не менее символичные образы.

На южной стене – огромная икона митрополита Петра с житием, написанная Дионисием. Московский святитель изображен в белом клобуке, который носили только новгородские епископы, тогда как все остальные архиереи должны были носить черный клобук. По преданию, византийский император Константин Великий послал белый клобук папе Римскому Сильвестру в те времена, когда Рим еще не отпал от Православия. После же разделения 1054 года ангел велел папе Римскому вернуть белый клобук в Константинополь, столицу Православия, а оттуда он будто бы был передан в Новгород, в храм Святой Софии. После того как Москва покорила Новгород, белой клобук стал знаменовать собой величие Третьего Рима.

У южной стены в витрине находится знаменитый образ «Спас Золотые власы» начала XIII века: волосы Спасителя написаны золотом как символ Божественного света. Здесь же можно увидеть старинную икону «Явление архангела Михаила Иисусу Навину», по преданию, написанную для князя Михаила Хоробрита, брата святого Александра Невского, который, вероятно, и основал в Кремле Архангельский собор в честь своих именин. На северной стене Успенского собора находится необычная икона Ветхозаветной Троицы. На столе изображены не только хлеб и виноград – символы святого причастия, но и редька, вероятно символизирующая аскетический, постнический образ жизни. Самая замечательная икона в северной витрине – «Спас Недреманное око». Юный Христос изображен возлежащим на ложе с открытым оком – как знак неусыпного попечения Господа о людях. На западной стене находится запасная Владимирская икона Божией Матери начала XV века: ее носили в крестные ходы в непогоду, чтобы уберечь подлинник. Она необычна тем, что взор Богоматери не обращен к молящемуся.

В Успенском соборе хранились самые великие святыни, которые были в России: риза Господня – частица одежды Иисуса Христа и подлинный гвоздь Господень, один из тех, которыми были пробиты руки и ноги Спасителя на кресте. Обе святыни были принесены в Москву из Грузии в XVII веке. По преданию, ризу Господню привез в Грузию один воин, присутствовавший при распятии Христа. Там она хранилась до 1625 года, когда персидский шах Абасс, завоевавший Грузию, послал ризу в дар царю Михаилу Федоровичу, причем с предупреждением: если немощный коснется святыни с верою, его Бог милует, а если без веры – ослепнет. Ризу Господню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и «проверили» ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. И тогда ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена.

В конце XVII века в алтаре Успенского собора был возложен гвоздь Господень, один из тех, что обрела византийская царица Елена на горе Голгофе. Ее сын император Константин подарил этот гвоздь грузинскому царю Мириаму, принявшему крещение. А когда в 1688 году грузинский царь Арчил переселился в Москву, он взял святыню с собой. После его кончины гвоздь отправили в Грузию, но Петр I приказал остановить шествие со святыней и передать ее в Успенский собор. По преданию, гвоздь Господень хранит место, где пребывает.

И еще были в Успенском соборе реликвии со Святой Земли. Боярин Татищев, предок знаменитого историка, передал в собор частицу камня с Голгофы, обагренного кровью Господней, и камень от гроба Богоматери. Князь Василий Голицын преподнес часть ризы Пресвятой Богородицы, которую привез из Крымского похода. Михаилу Федоровичу прислали в дар десницу апостола Андрея Первозванного. Его персты были сложены в троеперстное крестное знамение, что потом позволило обличать раскольников-старообрядцев.

В ризнице хранилась «Августова крабия» – сосуд из яшмы, по легенде, принадлежавший римскому императору Августу Октавиану. Согласно другому преданию, эту крабию византийский император Алексей Комнин прислал киевскому князю Владимиру Мономаху вместе с царскими регалиями, венцом и бармами. Из крабии русских монархов помазывали святым миром в таинстве венчания на престол. До 1812 года здесь хранился и нательный Константинов крест, присланный с Афона царю Феодору Иоанновичу. По преданию, он принадлежал императору Константину Великому. В Москве по традиции этот крест отпускали с государем в военные походы, и он спас жизнь Петру I в Полтавской битве: на нем остался след от пули, которая должна была пробить царскую грудь, но ударилась в крест. Реликвией была и ложка из «рыбьей кости» – моржового клыка, принадлежавшая святителю Петру. Еще в соборе хранились финиковые ветви, оплетенные бархатом и парчой. Их привезли в Москву со Святой Земли, чтобы венценосные особы праздновали с ними Вербное воскресение.

Под сенью Успенского собора

Традиция погребения в Успенском соборе русских архипастырей началась с его основателя – святого митрополита Петра. Когда его мощи переносили в новый собор, святитель совершил свое первое посмертное чудо: приподнялся во гробе и благословил москвичей. Ныне он покоится в алтарной части за иконостасом. Ученые полагают, что его гробница оставалась закрытой до нашествия хана Тохтамыша в 1382 году, когда тот вскрыл захоронение святителя в поисках золота, и с тех пор мощи святителя долго почивали открыто. У гроба митрополита Петра удельные князья, бояре и все чины присягали на верность государю. Однако в правление Ивана Грозного гробницу снова запечатали. По преданию, святитель Петр явился во сне царице Анастасии и повелел, чтобы она запретила раскрывать его гроб и наложила бы на него свою печать. Анастасия, исполняя явленную волю, запечатала мощи святителя Петра, и гроб стоял под спудом до 1812 года. По обычаю перед ним возжигали пудовые восковые свечи.

В юго-восточном углу, тоже под спудом, почивают мощи святителя Филиппа (Колычева), мученика времен Ивана Грозного, захороненного при Алексее Михайловиче точно в том месте, где он был схвачен опричниками. У западной стены похоронен последний патриарх петровской эпохи Адриан, «наперсник царя», которого молодой Петр почитал. Современники говорили, что неслучайно царь основал новую русскую столицу после смерти патриарха. Тот непременно уговорил бы государя не создавать главный город России без московских святынь.

О мессианской идее богоизбранной Москвы напоминает царское место – знаменитый «Мономахов трон», поставленный по приказу Ивана Грозного у южных дверей близ царского входа в собор. Это миниатюрный символ идеи Москва – Третий Рим. По преданию, этот трон сделан еще во времена Владимира Мономаха, и на нем он находился во время богослужений в киевском храме Святой Софии. Андрей Боголюбский якобы забрал трон с собой во Владимир, а Иван Калита приказал перенести его в Москву. Ученые же установили, что трон был сделан в 1551 году новгородскими мастерами в прославление первого русского царя, только что венчавшегося на престол. На его стенах и дверцах вырезаны 12 барельефов, передающих сюжеты из «Сказания о князьях Владимирских» – литературного памятника рубежа XIV–XV столетий, где утверждалось, что династия Рюриковичей происходит из рода римского императора Августа Октавиана, в правление которого в Палестине родился Спаситель. Центральное же место занимает повествование, как на Русь из Византии были принесены царские регалии – венец и бармы, будто бы присланные императором Константином Мономахом своему внуку киевскому князю Владимиру Мономаху. (На самом деле Константин Мономах умер, когда его внуку было около двух лет, и предание, утверждавшее, что регалии выслал на Русь другой византийский император Алексей Комнин, ближе к действительности.) В любом случае, все это свидетельствовало о преемственности московской власти от Первого и Второго Рима. Шатровая сень трона, возведенная в знак священности осеняемого места, напоминает по форме шапку Мономаха. А сам трон стоит на четырех опорах в виде фантастических хищных зверей, символизирующих государственную власть и ее силу. В 1724 году Мономахов трон хотели вынести из Успенского собора, но Петр I не позволил: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древности, да и потому что все державные предки – российские государи на нем стояли».

Место для цариц у левого столба было перенесено при Алексее Михайловиче из дворцовой церкви Рождества Богородицы на Сенях. Тогда над ним поместили иконы Рождества Богоматери, Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, в ознаменование моления о продолжении царского рода. А у правого юго-восточного столба находится патриаршее место. Около патриаршего места стоял посох святителя Петра. Его вручали всем архипастырям, поставляемым на митрополичью, а затем патриаршую кафедру. В 1722 году, когда патриаршество было отменено, посох убрали. Из-за своего почтенного возраста он нуждается в музейных условиях хранения и ныне находится в Оружейной палате.

Главным торжеством, совершавшимся под сводами Успенского собора, было венчание русских государей на царство. «Посажение» на трон первых московских князей и самого Ивана Калиты проходило в Успенском соборе города Владимира. Есть свидетельства, что эту традицию первым изменил Василий II еще во времена татаро-монгольского ига. В 1432 году он был торжественно «посажен на трон» у дверей кремлевского Успенского собора ордынским царевичем Мансырь-Уланом, а затем вошел в собор, где московское духовенство вознесло за него молитвы. Иван Грозный первым венчался на престол церковным таинством, и святой митрополит Макарий вручил ему крест и венец как знаки царского сана.

Здесь же, в Успенском соборе, в феврале 1613 года был всенародно провозглашен царем первый Романов. По преданию, юноша, придя в Успенский собор на венчание, остановился на паперти, обливаясь слезами перед тем, как принять бремя власти, а народ целовал полы его одежды, умоляя взойти на престол. В 1724 году Петр короновал здесь свою вторую жену Марту Скавронскую, будущую императрицу Екатерину I. Теперь ученые считают, что именно ей он собирался передать престол, для чего и устроил эту коронацию. Ведь прежний порядок престолонаследия государь отменил, а завещания составить не успел, но, по всей видимости, избрал своей преемницей жену.

Иногда монархи вмешивались в чин коронации. Анна Иоанновна, например, потребовала себе европейскую корону и горностаеву мантию. Екатерина II сама возложила на себя венец. Павел I короновался в военном мундире. Для государей на коронацию ставили в Успенском соборе тронное место, однако все они по традиции обязательно восходили на Мономахов трон.

Последние коронационные торжества в Успенском соборе состоялись 14 мая 1896 года. Государь Николай II был в форме лейб-гвардии Преображенского полка, государыня Александра Федоровна – в парчовом платье, расшитом монахинями московского Иоанновского монастыря. Поразительно, что последний Романов пожелал короноваться на троне Михаила Федоровича – первого Романова, а для императрицы приказал поставить трон, принадлежавший, по преданию, Ивану III – тот самый, что привезла в подарок мужу Софья Палеолог.

В Успенском соборе совершались и бракосочетания государей. Василий III обвенчался здесь с Еленой Глинской, Иван Грозный – с Анастасией Романовой. Благочестивый Алексей Михайлович стал крестить здесь своих детей. (Наследника престола впервые объявляли тоже в Успенском соборе, когда ему исполнялось 10 лет.) А императрица Екатерина II приняла в Успенском соборе Православие в июне 1744 года: юная принцесса Фике была наречена Екатериной Алексеевной и на следующий день обручилась здесь с будущим государем Петром III.

Под сводами собора праздновались многие великие торжества: падение ордынского ига, покорение Казани, победы в Северной войне и над Турцией.

После победы Успенский собор украсило гигантское паникадило «Урожай», отлитое из трофейного серебра, захваченного в Москве наполеоновскими полчищами и отбитого казаками. Его светское название преисполнено религиозного смысла: сноп пшеничных колосьев увивают гирлянды винограда – это символы святого причастия. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе была воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и низложения Наполеона.

А далее под сводами Успенского собора произошло еще одно знаменательное историческое событие. Светлейший князь Потемкин некогда преподнес в этот храм ковчег-дарохранительницу в виде священной горы Синай. У подножия ковчега в алтаре хранились важнейшие государственные документы, такие как грамота об избрании на престол Михаила Романова, наказ Екатерины II для Уложенной комиссии и акт Павла I о престолонаследии. Одним из документов был акт об отречении от престола великого князя Константина Павловича, брата Александра I. В 1822 году он отказался от престола ради брака по любви. Александр I завещал престол своему младшему брату Николаю, о чем тоже составил соответствующий акт и положил его в Успенском соборе. Все это хранилось в строгой тайне. Оттого после скоропостижной кончины государя Александра I в ноябре 1825 года была дана присяга Константину Павловичу. Когда тот вторично отказался, потребовалось снова присягать другому государю – Николаю I. Это, как известно, и послужило поводом для восстания декабристов. А 18 декабря того же года в Успенском соборе в присутствии членов Сената, военных чиновников и простых москвичей архиепископ Филарет, будущий митрополит Московский, вынес из алтаря завещание Александра I о передаче престола великому князю Николаю Павловичу и огласил его. После прочтения документа началась присяга москвичей законному государю Николаю I.

Здесь же в Успенском соборе в феврале 1903 года был прочитан акт об отлучении Льва Толстого от Церкви. Именно поэтому Ленин хотел поставить памятник писателю не где-нибудь, а в Кремле.

После переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, но по особому разрешению Ленина на Пасху в Успенском соборе все-таки прошла служба. Ее возглавил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), а момент окончания этой пасхальной литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Русь уходящая». Ленин сам вышел посмотреть на крестный ход и обронил кому-то из соратников: «Последний раз ходят!». Это было отнюдь не демонстрацией веротерпимости советской власти, а довольно циничным шагом. Ленин дал разрешение на последнюю пасхальную службу в Кремле, чтобы прекратить распространение слухов, будто бы большевики оскверняют, уничтожают и продают за границу православные русские святыни. А это как раз было не за горами. Ризницей собора платили контрибуцию за Брестский мир, причем стоимость вещи определялась не по ее ценности, а по весу. В 1922 году из Успенского собора изъяли 65 пудов серебра. Многие иконы попали в Государственную Третьяковскую галерею и Оружейную палату.

Существует легенда, что зимой 1941 года, когда фашисты стояли под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.

С 1990-х годов в Успенском соборе Московского Кремля регулярно совершаются богослужения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *