укажите с наступлением какого срока технического освидетельствования котла и арматуры сдо
Укажите с наступлением какого срока технического освидетельствования котла и арматуры сдо
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПАРОВЫХ И ВОДОГРЕЙНЫХ КОТЛОВ, СОСУДОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ, ТРУБОПРОВОДОВ ПАРА И ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ
Дата введения 1994-06-01*
________________
* См. ярлык «Примечания»
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России от 23.08.1993 N 30
Методические указания по проведению технического освидетельствования паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды определяют порядок проведения технического освидетельствования названного оборудования и предназначены для специалистов, осуществляющих такое освидетельствование.
В разработке Методических указаний принимали участие B.C.Котельников, Н.А.Хапонен, А.А.Шельпяков (Госгортехнадзор России).
Методические указания применяются в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.2. Методические указания разработаны в развитие требований раздела 6.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, раздела 10.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, раздела 5.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.
Согласно пункту 362 ФНП технические освидетельствования оборудования под давлением проводит уполномоченная в установленном порядке специализированная организация, а также ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования. (Примеч. изд.)
1.4. Целью технического освидетельствования являются проверка технического состояния объекта, соответствия его Правилам по котлонадзору* и определение возможности дальнейшей эксплуатации.
Ростехнадзор не выдает указанные разрешения. (Примеч. изд.)
1.6. О предстоящем освидетельствовании администрация предприятия обязана уведомить инспектора госгортехнадзора или специалиста организации, имеющей разрешение на проведение технических освидетельствований, не позднее чем за 5 дней до его проведения.
1.7. Необходимые для проведения технического освидетельствования контрольно-измерительные приборы, инструменты и другие технические средства, а также спецодежда должны быть предоставлены лицу, проводящему техническое освидетельствование, администрацией предприятия.
1.8. Все работы по определению состояния оборудования в течение его расчетного срока службы, связанные с контролем металла и сварных швов, должны проводиться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей и нормативных документов до начала технического освидетельствования.
Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). (Примеч. изд.)
Перечень нормативно-технической документации по техническому освидетельствованию и диагностированию приведен в приложении.
1.10. При техническом освидетельствовании котлов, сосудов и трубопроводов в химических отраслях промышленности следует также руководствоваться требованиями Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств и другими нормативными документами из перечня, приведенного в приложении.
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КОТЛОВ
2.1. Общие требования
2.1.1. Перед техническим освидетельствованием котел должен быть охлажден, отключен и очищен в соответствии с требованиями Правил. Внутренние устройства барабана, если они мешают осмотру, следует удалить.
В том случае, если котел своевременно не подготовлен к внутреннему осмотру или гидравлическому испытанию, следует потребовать повторного предъявления его к освидетельствованию и наложения взыскания на ответственных за это лиц.
2.1.2. Первичное техническое освидетельствование вновь установленных котлов (за исключением котлов, подвергавшихся техническому освидетельствованию на заводе-изготовителе и прибывших на место установки в собранном виде) проводится после их монтажа и регистрации. Освидетельствование котлов, у которых обмуровочные или изоляционные работы проводятся в процессе монтажа, рекомендуется осуществлять до выполнения этих работ. В этом случае освидетельствование котла проводится до его регистрации.
Необходимость полного или частичного удаления труб, обмуровки или изоляции определяется в зависимости от технического состояния котла по результатам предыдущего освидетельствования или технического диагностирования, продолжительности работы котла со времени его изготовления и последнего освидетельствования с удалением труб, а также от качества выполненных ремонтов.
У клепаных котлов необходимо освобождать от обмуровки и тщательно очищать заклепочные швы барабанов, грязевиков и других элементов котла, а также освобождать от обмуровки и изоляции трубы спускных, продувочных и питательных линий в местах их присоединения к котлу.
2.1.4. Техническое освидетельствование котла проводится в такой последовательности:
проверка технической документации;
наружный и внутренний осмотр;
2.2. Проверка технической документации
2.2.1. При первичном техническом освидетельствовании необходимо ознакомиться с особенностями конструкции котла и убедиться в том, что изготовление и установка котла, оснащение его арматурой, контрольно-измерительными приборами, средствами автоматики и сигнализации и его вспомогательное оборудование соответствуют требованиям Правил, проекта и представленным при регистрации документам. Проверяется также соответствие заводского и регистрационного номеров котла номерам, записанным в паспорте.
2.2.2. Перед периодическим или досрочным техническим освидетельствованием необходимо ознакомиться с ранее сделанными записями в паспорте котла и ремонтном журнале. Если котел подвергался ремонту, следует проверить по документам, были ли полностью соблюдены требования Правил при выполнении ремонтных работ (качество примененных материалов, сварных соединений и др.).
Перед периодическим освидетельствованием котлов высокого давления на тепловых электростанциях необходимо ознакомиться с результатами проверок и обследований, проводимых в соответствии с указаниями Правил и документов, изданных министерствами совместно с Госгортехнадзором России или согласованных с ним (контроль за металлом котлов, проверка барабанов, гибов необогреваемых труб, обследование котлов, проработавших свыше расчетного ресурса).
2.3. Наружный и внутренний осмотр
2.3.1. До начала осмотра котла следует проверить надежность отключения его от действующих котлов и выполнение других мер безопасности (наличие низковольтного освещения, проветривание топочной камеры и газоходов, расшлаковка топочной камеры и др.).
2.3.2. В барабанах осматриваются внутренние поверхности, а также сварные и заклепочные швы, концы завальцованных или приваренных труб и штуцеров.
Внутренние поверхности коллекторов, камер и грязевиков в большинстве случаев доступны для осмотра лишь через лючки или отверстия.
Для внутреннего осмотра безлючковых коллекторов и камер необходимо отрезать донышки у штуцеров, приваренных для этой цели к коллекторам.
2.3.3. При осмотре элементов котла со стороны топочного пространства и газоходов необходимо проверять также состояние обмуровки и газовых перегородок; при этом особое внимание должно быть обращено на состояние обмуровки и тепловой изоляции, защищающих металл котла от перегрева, и на правильность расположения «огневой линии» относительно низшего допускаемого уровня воды в котле.
2.3.4. При первичном осмотре могут быть выявлены дефекты, допущенные при изготовлении или монтаже котла или появившиеся в результате неправильной его транспортировки и хранения. К таким дефектам относятся трещины, расслоения, плены, отдулины барабанов, коллекторов и труб, вмятины, коррозионные повреждения, дефекты сварных соединений (прожоги, незаваренные кратеры, непровары, пористость, отступления от проектных размеров шва и др.), излом или неперпендикулярность осей соединяемых элементов и другие технологические дефекты.
Наиболее опасными дефектами котлов являются трещины. Сомнительные места следует осматривать с применением лупы; эти места предварительно должны быть обработаны механическим способом, отшлифованы и протравлены соответствующим реактивом.
При осмотре мест развальцовки труб следует убедиться в отсутствии трещин в стенках труб, подрезов и смятия стенок труб, смятия гнезд, трещин в трубной решетке, надрывов в выступающих концах труб.
В литых стальных и чугунных изделиях могут быть выявлены выходящие наружу трещины, свищи, раковины и пористость.
2.3.5. При периодических осмотрах выявляются повреждения и износ элементов котла, возникающие в процессе его эксплуатации. При этом особое внимание необходимо уделять местам, подвергавшимся ремонту с применением сварки (ремонтные наплавки или заварки, места установки заплат), а также местам выборок металла.
Различные котлы в зависимости от конструктивных особенностей имеют свои уязвимые места и характерные повреждения. Необходимо иметь в виду, что могут быть и другие повреждения, поэтому следует тщательно осматривать все элементы котла.
Характерные повреждения вертикально-водотрубных и горизонтально-водотрубных котлов
2.3.6. Внутренние поверхности котлов могут иметь коррозионные повреждения в местах ввода питательной воды, слабой циркуляции воды и в местах возможных отложений шлама. Коррозия наружных поверхностей, как правило, наблюдается в местах соприкосновения с сырой кладкой и около люков вследствие их неплотности и течи.
При осмотре котлов особое внимание следует обращать на заклепочные швы и места вальцовки труб, где возможно образование межкристаллитных трещин, возникающих главным образом в пределах водяного пространства. Обычно такие трещины начинают образовываться на соприкасающихся поверхностях листов у заклепок. Поэтому в начальной стадии развития их можно выявить лишь с помощью ультразвуковой или магнитной дефектоскопии.
Повреждения в заклепочных швах вертикальных водотрубных котлов возникают главным образом в нижних барабанах в местах сопряжения продольных и поперечных заклепочных швов.
2.3.7. Межкристаллитные трещины могут появляться в трубных решетках барабанов, а также в местах ввода в барабан рабочей среды с температурой, отличающейся от температуры насыщения (питательная вода, фосфаты). Поэтому в местах ввода должны устанавливаться защитные рубашки. При выявлении мест пропаривания, отложений солей в виде грибков или наростов возле заклепок, кромок листов и развальцованных концов труб или явных признаков хрупких разрушений (отскакивание головок заклепок, кольцевые трещины кипятильных труб в местах вальцовки, трещины в приклепанных фланцах и др.) необходима проверка всех заклепочных швов и вальцовочных соединений котла с применением ультразвуковой или магнитной дефектоскопии.
2.3.8. В днищах старых котлов с малым радиусом переходной дуги и малой высотой выпуклой части могут быть выявлены трещины, расположенные по окружности на внутренней поверхности переходной части, преимущественно в области водяного пространства. Вначале появляются неглубокие бороздки, в дальнейшем они увеличиваются по длине, углубляются и могут стать сквозными. Такие же трещины встречаются на отгибе бортов люковых отверстий.
У обогреваемых газами барабанов следует тщательно осматривать места обогрева, в которых могут образовываться выпучины. Необходимо проверять наличие защиты барабанов торкретом от перегрева в случаях, когда такая защита предусмотрена проектом. Образование трещин возможно в сварных швах барабанов и коллекторов.
2.3.9. Наиболее распространенными дефектами экранных и кипятильных труб являются кольцевые и продольные трещины, отдулины, свищи, местное утонение стенок труб и деформация труб из-за отложений накипи или нарушения циркуляции. При осмотре труб необходимо обращать особое внимание на угловые экранные трубы, горизонтальные и слабонаклонные участки кипятильных труб.
Осмотр внутренней поверхности кипятильных труб в котлах с прямыми трубами производят из камер, секций или барабанов; при этом труба должна быть освещена с противоположной стороны.
2.3.10. При внутреннем осмотре прямоточных котлов, а также котлов высокого давления с естественной циркуляцией с недоступными для осмотра трубными пучками проверка состояния труб поверхностей нагрева осуществляется выборочно путем вырезки образцов.
Наружную поверхность труб осматривают из топки и газоходов. Разрывы, отдулины, прогибы, смещение или вырывание труб из трубных решеток чаще всего встречаются в первых рядах труб, обращенных в топку.
При осмотре наружной поверхности труб следует обращать внимание на износ их золой, движущейся в потоке газов, особенно при камерном сжигании высокозольного топлива. Такому износу чаще подвергаются трубы в местах сужения сечения газоходов и резких изменений направления потока газа.
Разъяснения по котлонадзору: Техническое освидетельствование металлоконструкций каркаса котла
Вопрос:
Какими специалистами проводится техическое освидетельствование металлоконструкций каркаса котла, выведенного из основных элементов котла?
Ответ: В соответствии с » п. 381 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (ФНП ОРПД), техническое освидетельствование металлоконструкций каркаса котла проводится в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации котла. В случае отсутствия указаний в инструкции по эксплуатации котла, освидетельствование металлоконструкций проводится в том числе периодически
В соответствии с п.362 ФНП ОРПД техническое освидетельсвование оборудования под давлением проводит уполномоченная специализированная организация.
Организация, выполняющая работы по техническому освидетельствованию оборудования под давлением, для обеспечения общедоступной информированности организаций, эксплуатирующих оборудование, и возможности осуществления контроля (надзора), должна представить в Ростехнадзор информацию о видах (типах) оборудования под давлением, в отношении которого она обладает организационной и технической возможностью проводить техническое освидетельствование, с указанием сведений, подтверждающих ее соответствие указанному в приложении N 1 к настоящим ФНП понятию «специализированная организация, уполномоченная для проведения технического освидетельствования оборудования под давлением», в том числе в части наличия аттестованных специалистов соответствующей квалификации, комплекта измерительных, диагностических приборов, устройств, а также методик, необходимых для качественного проведения работ по техническому освидетельствованию конкретных видов оборудования.
Согласно приложения 1 ФНП ОРПД, специализированная организация, уполномоченная для проведения технического освидетельствования оборудования под давлением
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Укажите с наступлением какого срока технического освидетельствования котла и арматуры сдо
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2019 г. № 245 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума”
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; 2014, N 6, ст. 566, N 23, ст. 2930, N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 56, N 14, ст. 2021; 2016, N 27, ст. 4160; 2017, N 18, ст. 2662, N 30, ст. 4457; 2018, N 17, ст. 2422, N 31, ст. 4842, N 32, ст. 5105) 1 приказываю:
1. Утвердить Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума.
2. Признать не подлежащим применению приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 25 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума» (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4769).
1 Подпункт 5.2.1 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 12, ст. 1310).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2020 г.
Регистрационный № 57458
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 29 июля 2019 г. № 245
Правила
перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума
I. Общие положения
2. Настоящие Правила не распространяются на перевозки грузов в вагонах бункерного типа, не предназначенных для перевозки нефтебитума.
II. Требования к эксплуатации вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа
5. Для перевозки грузов используются технически исправные и предназначенные для перевозки грузов вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа.
В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик.
6. Перечень грузов (группа грузов), перевозимых в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа, приводится в технических условиях к данным вагонам.
7. Подготовка вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа к погрузке производится с соблюдением требований, предусмотренных приложением N 3 к Правилам перевозок жидких грузов, а также технических регламентов и руководств по эксплуатации моделей вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа.
8. Пригодность вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа для перевозки конкретного груза в коммерческом отношении в соответствии со статьей 20 Устава определяется:
грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими;
перевозчиком, если погрузка обеспечивается им.
Порожний вагон-цистерна перед погрузкой опасного груза должен предъявляться грузоотправителем перевозчику для технического обслуживания, о чем перевозчиком производится соответствующая запись в журнале формы ВУ-14 7 с указанием наименования груза, под перевозку которого данный вагон-цистерна предназначается.
III. Налив грузов
9. Налив грузов, перевозимых в вагонах-цистернах, вагонах бункерного типа производится на оборудованных местах необщего пользования.
10. Налив груза в вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа не допускается:
10.1. В случае, если до наступления срока технического освидетельствования котла и арматуры вагоны-цистерны остается менее 30 суток.
10.2. В случае отсутствия маркировки, трафаретов и надписей на вагонах-цистернах соответствующей Правилам жидких грузов и Правилам опасных грузов.
10.3. В случае наличия неисправностей или дефектов котла вагона-цистерны, бункера вагона бункерного типа, запорно-предохранительной и сливоналивной арматуры.
11. Начало погрузки опасных грузов разрешается производить не позднее 24 часов с момента окончания технического обслуживания вагона-цистерны и вагонов бункерного типа.
13. При предъявлении для технического обслуживания вагонов-цистерн перед погрузкой опасных грузов грузоотправитель представляет перевозчику свидетельство о техническом состоянии вагона-цистерны для перевозки опасного груза (приложение N 2 к Правилам перевозок жидких грузов).
Номер свидетельства о техническом состоянии отмечается перевозчиком в журнале формы ВУ-14.
16. Для жидких грузов, перевозимых при температуре окружающего воздуха без подогрева, запрещается превышать степень наполнения п в процентах от полного объема котла:
16.1. Для легковоспламеняющихся жидкостей (неядовитых и некоррозионных), перевозимых в вагонах-цистернах с вентиляционной системой или предохранительными клапанами (в том числе, если перед ними установлена разрывная мембрана),
— максимальная температура жидкости при транспортировке, °С;
— температура жидкости при наливе, °С;
Коэффициент определяется по формуле,
16.2. Для ядовитых или коррозионных веществ (воспламеняющихся или невоспламеняющихся), перевозимых в вагонах-цистернах с вентиляционной системой или предохранительными клапанами (в том числе, если перед ними установлена разрывная мембрана),
16.3. Для легковоспламеняющихся, а также слабоядовитых или коррозионных веществ (воспламеняющихся или невоспламеняющихся), перевозимых в герметично закрытых вагонах-цистернах без предохранительных клапанов,
16.4. Для сильноядовитых, ядовитых, сильнокоррозионных или коррозионных веществ (как воспламеняющихся, так и невоспламеняющихся), перевозимых в герметично закрытых вагонах-цистернах без предохранительных клапанов,
17. Для жидких грузов с температурой при наполнении более 50°С, величина которой при перевозке поддерживается постоянной при помощи подогревающих устройств, степень наполнения котла должна быть не более 95% от полного объема котла.
18. Предъявлять к перевозке вагоны-цистерны, если степень наполнения котла жидкостью, имеющей вязкость менее 2680 сСт (2,68-10″ 3 м 2 /с) при 20°С, составляет от 20% до 80% от полного объема котла, не разрешается.
19. При наполнении вагона-цистерны горячим продуктом температура на внешних стенках котла или теплоизоляции во время перевозки не должна быть более 70°С.
21. Для перевозки нефтебитума должны использоваться только вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитумов твердых марок.
22. При наливе вагонов бункерного типа бункера заполняются грузом с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливаемого груза не должна превышать 150 °С.
Порядок определения массы нефти и нефтепродуктов расчетным способом приведен в приложении N 4 Правил перевозок жидких грузов.
24. Загружать вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа свыше их грузоподъемности запрещается.
26. После завершения налива грузоотправитель обязан:
26.1. Установить уплотнительную прокладку на крышку загрузочного люка, соответствующую ее диаметру, из материала, не вступающего в реакцию с перевозимым грузом.
26.2. Герметично закрыть крышки загрузочного люка, бункера, сливоналивной арматуры, заглушек технологических отверстий.
26.3. Опломбировать вагон-цистерну.
26.4. Удалить возникшие при наливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа).
26.5. Нанести знаки опасности, таблички оранжевого цвета, надписи в соответствии с приложением N 6 к Правилам перевозок опасных грузов.
26.6. Проверить наличие трафаретов и отличительной окраски согласно требованиям пункта 14 настоящих Правил.
26.7. Восстановить видимость трафаретов и маркировки на вагоне-цистерне.
27. В случае нарушения грузоотправителем требований, изложенных в подпункте 26.7 пункта 26 настоящих Правил, перевозчик не должен принимать к перевозке предъявленный груз в вагоне-цистерне, вагоне бункерного типа до устранения выявленных нарушений.
28. Грузоотправитель обязан иметь в пункте налива нефти и нефтепродуктов технические средства для перекачивания груза из неисправного вагона-цистерны, а также устройства, обеспечивающие раздельный сбор и хранение нефти и нефтепродуктов.
29. Во время перевозки на наружной поверхности груженых вагонов и порожних вагонов-цистерн не должно быть остатков перевозимых грузов.
IV. Слив грузов
30. Слив грузов, перевозимых в вагонах-цистернах, вагонах бункерного типа производится на оборудованных местах необщего пользования.
31. Грузополучатели обязаны обеспечивать слив груза. Производить слив груза через нижний сливной прибор при закрытой крышке верхнего люка в целях недопущения возникновения вакуума в котле вагона-цистерны запрещается.
32. Грузополучатели вязких и застывающих грузов обязаны иметь необходимые по мощности средства подогрева, обеспечивающие полный слив таких грузов из вагонов-цистерн.
При обнаружении на станции назначения после слива (выгрузки) груза вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа с остатками груза, а также с неочищенной внешней поверхностью котла (бункера) составляется акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов и вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа возвращаются грузополучателю для очистки.
36. После слива (выгрузки) груза из вагона-цистерны, вагона бункерного типа грузополучатель обязан:
36.1. Очистить котел (бункер) вагона-цистерны (вагона бункерного типа) от остатков груза, грязи, льда, шлама.
36.2. Удалить возникшие при сливе груза загрязнения с наружной поверхности котла (бункера), рамы, ходовых частей, тормозного оборудования вагона-цистерны (вагона бункерного типа).
36.3. Установить в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора.
36.4. Установить на место уплотнительную прокладку загрузочного люка и закрыть крышку загрузочного люка вагона-цистерны.
36.5. Установить и закрепить без перекоса как по отношению к плоскости рамы, так и по отношению друг к другу бункеры вагона бункерного типа.
37. При нарушении требований, изложенных в пункте 35 настоящих Правил, перевозчик не должен принимать порожние вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа до устранения выявленных нарушений.
38. Перевозка порожних непромытых вагонов-цистерн после слива опасных грузов осуществляется на условиях ранее перевозившегося в них опасного груза. Знаки опасности и таблички оранжевого цвета с таких вагонов-цистерн после выгрузки не снимаются.
V. Оформление перевозочных документов
40. При отправлении опасных грузов оформление накладной осуществляется грузоотправителем с учетом особенностей, установленных разделом 1.4 Правил перевозок опасных грузов
Наименование прилагаемого к накладной документа указывается в графе «Особые заявления и отметки отправителя».
42. Порожние неочищенные вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа, принадлежащие перевозчику, после слива нефти и нефтепродуктов направляются в пункты налива на условиях перевозившегося в них опасного груза.
43. На вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа, не принадлежащие перевозчику, в порожнем состоянии оформляется накладная в соответствии с пунктами 2.3, 2.17 Правил заполнения перевозочных документов.
44. Порожние вагоны-цистерны пломбируются в соответствии с Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам.
45. В случае обнаружения в пути следования неопломбированных вагонов-цистерн, следующих по накладным, если в них имеются сведения о ЗПУ, перевозчик устанавливает новое ЗПУ, в соответствии с Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам.
VI. Специальные условия перевозок опасных грузов наливом в вагонах-цистернах
46. Перевозка сжиженных газов наливом производится в специальных вагонах-цистернах согласно Алфавитному указателю опасных грузов Правил перевозок опасных грузов. Каждый вагон-цистерна предназначен для перевозки только определенного газа либо группы газов, схожих по своим физико-химическим свойствам.
Газы, сжиженные методом глубокого охлаждения, перевозятся под нормальным давлением в специально оборудованных вагонах-цистернах.
Газы, сжиженные методом повышения давления, перевозятся в вагонах-цистернах под избыточным давлением.
47. Наружная поверхность вагонов-цистерн для сжиженных газов окрашивается в светло-серый цвет. Вдоль котла с обеих сторон по средней линии котла наносится полоса шириной 300 мм. На котле вагона-цистерны должны быть нанесены следующие трафареты:
47.1. Наименование груза в соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов Правил перевозок опасных грузов.
47.2. Трафарет «С горки не спускать».
47.3. Знаки опасности, предусмотренные Алфавитным указателем опасных грузов Правил перевозок опасных грузов.
47.4. Наименование собственника вагона-цистерны.
47.5. Наименование железнодорожной станции приписки и железной дороги, утвержденные приказом Минтранса России от 28 марта 2006 г. N 35 «Об утверждении Правил приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2006 г., регистрационный N 7742) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 18 июля 2017 г. N 265 (зарегистрирован Минюстом России от 8 августа 2017 г., регистрационный N 47711).
48. На вагонах-цистернах для перевозки сжиженных газов под нормальным давлением у места свободного выхода газа должна быть нанесена надпись:
«Газосброс не закрывать».
49. Перед наполнением вагонов-цистерн газами грузоотправитель должен провести осмотр наружной поверхности, проверить исправность и герметичность арматуры, наличие остаточного давления и соответствие газа назначению вагона-цистерны.
Результаты осмотра вагонов-цистерн и вывод относительно возможности их наполнения регистрируются грузоотправителем в журнале осмотра вагонов-цистерн.
50. Не допускается наполнять вагоны-цистерны газом, если:
50.1. Закончился срок очередного технического освидетельствования котла и арматуры.
50.2. Отсутствует или неисправна арматура и контрольно-измерительные приборы.
50.3. Отличительная окраска, надписи, трафареты или маркировка не соответствуют наливаемому газу.
50.4. Вагон-цистерна не предназначен для перевозки данного газа.
51. Наполнение вагонов-цистерн сжиженными газами должно соответствовать нормам, установленным пунктом 4.1.9 Правил перевозок жидких грузов.
52. После наполнения вагонов-цистерн сжиженным газом, оборудованных арматурным шкафом, дверь шкафа должна быть закрыта на ключ и опломбирована пломбой грузоотправителя. Наружные двери арматурного тамбура опломбируются грузоотправителем ЗПУ.
53. Вагоны-цистерны, загруженные хлором и этиленом, перевозятся только в сопровождении уполномоченных лиц грузоотправителя или грузополучателя.
54. В случае обнаружения неисправности вагона-цистерны, из-за которой невозможно дальнейшее его следование, такой вагон-цистерна отцепляется от грузового поезда и перемещается на специально выделенный железнодорожный путь станции. При наличии уполномоченного лица вагон-цистерна должен находиться под его наблюдением. Если группа вагонов-цистерн сопровождается одним уполномоченным лицом, то от грузового поезда отцепляется вся группа вагонов. При неисправности котла вагона-цистерны перевозчик уведомляет любыми доступными средствами связи грузоотправителя о характере неисправности. В зависимости от характера повреждения вагона-цистерны грузоотправитель обязан направить на станцию отцепки соответствующий порожний вагон-цистерну для перелива груза.
55. Грузополучатель обязан полностью слить сжиженный газ из вагона-цистерны. Избыточное давление в котле после слива сжиженных газов должно соответствовать требованиям руководства по эксплуатации на модели вагонов-цистерн, но составлять не менее 0,05 МПа.
В накладной на перевозку порожнего вагона-цистерны грузоотправителем указывается величина избыточного давления в котле.
56. При возврате вагонов-цистерн, оборудованных арматурным шкафом, в порожнем состоянии грузополучателем закрываются и опломбируются двери арматурного шкафа и наружные двери в соответствии с Общими требованиями к запорно-пломбировочным устройствам для груженых вагонов-цистерн.
57. Винил перевозится в специальных вагонах-цистернах, оснащенных системой пожаротушения.
Грузоотправитель (грузополучатель) должен укомплектовать эти вагоны-цистерны принадлежностями, приспособлениями, инструментами и материалом для их ремонта, технического обслуживания и эксплуатации, а также оборудованием, обеспечивающим аварийный газосброс, петардами и переносными сигналами ограждения мест препятствия для движения.
Налив и слив вагонов-цистерн производятся на путях необщего пользования средствами грузоотправителя и грузополучателя.
Грузоотправитель обязан слить вагон-цистерну полностью. Давление в вагоне-цистерне после слива винила должно соответствовать требованиям руководства по эксплуатации на модели вагонов-цистерн, но составлять не менее 0,05 МПа.
Вагоны-цистерны для перевозки винила как в груженом, так и в порожнем состоянии следуют в сопровождении уполномоченных лиц грузоотправителя (грузополучателя). Количество уполномоченных лиц для сопровождения вагонов-цистерн определяется грузоотправителем (грузополучателем).
Вагоны-цистерны перевозятся с закрытым газосбросом. Сброс давления в вагоне-цистерне осуществляется по мере необходимости во время стоянки уполномоченными лицами, сопровождающими вагон-цистерну. При необходимости перелива винила грузоотправитель (грузополучатель) обязан направить порожний вагон-цистерну, подготовленный под налив винила, и средства для обеспечения перелива винила.
Работы по переливу винила из неисправного вагона-цистерны в исправный вагон-цистерну выполняются сопровождающими вагон-цистерну уполномоченными лицами с соблюдением мер безопасности.
58. Вагоны-цистерны, подаваемые для подготовки под налив нефтепродуктов, которые соответствуют требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, определяющих процедуру маркировки, упаковки, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов, должны сопровождаться документом, содержащим наименование слитого нефтепродукта. При отсутствии указанного документа наименование слитого нефтепродукта устанавливается грузоотправителем анализом остатка из вагона-цистерны.
59. Использовать вагоны-цистерны для налива нефтепродуктов, применяемых в авиационной технике, если вагоны-цистерны не имеют сопроводительных документов, не допускается.
60. Метанол перевозится в специальных вагонах-цистернах, оборудованных предохранительным кожухом над крышкой люка, без нижнего сливного прибора.
Перевозка метанола в других вагонах-цистернах, а также использование вагонов-цистерн для метанола не по назначению запрещается.
Перевозка метанола осуществляется под избыточным давлением инертного газа (азота) от 0,01 до 0,03 МПа. В этом случае цистерны оборудуются манометром и запорной арматурой.
61. Вагоны-цистерны, загруженные метанолом без наличия слоя инертного газа (азота), перевозятся железнодорожным транспортом с охраной груза в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и Перечнем грузов, требующих обязательного сопровождения в пути следования, утвержденными приказом Минтранса России от 4 марта 2019 г. N 70 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2019 г., регистрационный N 54411).
Перевозка вагонов-цистерн, загруженных метанолом, неочищенных в порожнем состоянии под слоем инертного газа (азота), осуществляется в сопровождении уполномоченных лиц грузоотправителя (грузополучателя).
63. После окончания налива метанола грузоотправитель обязан:
63.1. Установить под крышкой люка прокладку.
63.2. Закрыть крышку люка, закрепить ее болтами.
63.3. Закрыть предохранительный кожух, укрепить его проволочной закруткой и опломбировать ЗПУ.
64. На порожние вагоны-цистерны после слива метанола оформляется полный комплект перевозочных документов с внесением всех записей об опасности груза, как и для груженых метанолом вагонов-цистерн. 21
В графе «Наименование груза» накладной должно быть указано: «Порожний вагон-цистерна», за которым должны следовать слова «последний груз» с внесением всех сведений об опасности метанола.
65. При перевозке груженых и порожних неочищенных из-под перевозки метанола вагонов-цистерн под слоем инертного газа (азота) в накладной после наименования груза грузоотправителем производится отметка: «Перевозится под избыточным давлением инертного газа (азота) ___________________ МПа».
(указывается показатель давления)
66. Вагон-цистерна с метанолом должен находиться под непрерывной охраной:
на всем пути следования;
67. По прибытии вагона-цистерны с метанолом на железнодорожную станцию назначения грузополучатель обязан:
67.1. Принять вагон-цистерну с метанолом под охрану с момента передачи его от перевозчика.
67.2. Слить груз из вагона-цистерны полностью, заполнить вагон-цистерну азотом (если метанол перевозился под избыточным давлением инертного газа) или промыть котел водой до полного удаления метанола. Вода после промывки должна быть удалена из котла полностью.
При перевозке порожних очищенных вагонов-цистерн из-под метанола грузоотправителем в накладной проставляется отметка: «Метанол слит, вагон-цистерна промыт, промывная вода удалена полностью», которая подтверждается его подписью;
67.3. Закрыть крышку люка, закрыть предохранительный кожух, закрепить его закруткой и опломбировать ЗПУ.
68. Сероуглерод перевозится в специальных вагонах-цистернах с верхним сливом. Котлы вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки сероуглерода, должны быть окрашены в серый цвет и иметь оранжевые полосы в соответствии с приложением N 5 к Правилам перевозок жидких грузов.
В правой части котла с обеих сторон слева от хомута в оранжевой полосе оставляются разрывы, образующие прямоугольники и окрашенные в белый цвет. Их длина должна быть необходимой для размещения надписи «Сероуглерод», высота букв 150 мм.
Прямоугольники с аналогичной надписью наносятся в средней части днищ котла под горизонтальной осью.
69. При наливе сероуглерода в теплое время года (с 1 апреля по 1 октября) в вагон-цистерну дополнительно заливается вода в количестве 5% от объема груза. Общая масса сероуглерода с водой не должна превышать трафаретную грузоподъемность вагона-цистерны. Количество налитой воды указывается отправителем в накладной в графе «Наименование груза». После полного слива сероуглерода в теплое время года грузополучатель обязан налить в вагон-цистерну воду высотой слоя 30-50 мм.
Величина избыточного давления указывается грузоотправителем записью в накладной после наименования груза: «Перевозится под избыточным давлением инертного газа (азота) _______________ МПа».
(указывается показатель давления)
71. Легковоспламеняющиеся жидкости, имеющие температуру кипения 35°С и ниже, должны перевозиться в специальных вагонах-цистернах, рассчитанных на перевозку грузов под давлением и имеющих теневую защиту.
Сливоналивное устройство и предохранительный клапан должны быть смонтированы на крышке люка и закрыты предохранительным колпаком, имеющим приспособление для пломбирования ЗПУ.
72. Пероксид водорода, водный раствор концентрации свыше 60%, стабилизированный, перевозится в вагонах-цистернах из алюминиевых сплавов, рассчитанных на избыточное давление, в сопровождении уполномоченного лица грузоотправителя (грузополучателя).
Вагоны-цистерны должны иметь предохранительные клапаны, расположенные в верхней части котла, предотвращающие образование внутри котла избыточного давления, утечку жидкости, а также исключающие возможность попадания инородных веществ внутрь котла.
вагона-цистерны с водой (в холодный период с теплоизоляцией) из расчета не менее одного вагона-цистерны на каждые 3 вагона-цистерны с пероксидом водорода;
крытого вагона, в котором размещается бригада сопровождения, а также техническое оборудование и имущество;
груженого пероксидом водорода вагона-цистерны и аналогичного порожнего вагона-цистерны, рассчитанного на перевозку грузов под давлением.
В качестве прикрытия вагона, в котором размещается бригада сопровождения от вагона-цистерны, груженного пероксидом водорода, используются вагоны-цистерны, заполненные водой, и порожний вагон-цистерна.
Указанные технологические секции формируются грузоотправителем. Включать в состав секции вагоны, не относящиеся к ней, не допускается.
В перевозочных документах дополнительно к штемпелям, предусмотренным Алфавитным указателем опасных грузов, проставляется штемпель «Секция. Не расцеплять».
75. Жидкость этиловая перевозится в специальных вагонах-цистернах, рассчитанных на избыточное рабочее давление 0,5 МПа, соответствующих требованиям Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением.
Использование данных вагонов-цистерн для перевозки других грузов, а также налив этиловой жидкости в другие вагоны-цистерны запрещается.
Указанный вагон-цистерна должен быть оборудован кожухом теневой защиты, предохранительным кожухом, закрывающим колпак вагона-цистерны, и приспособлением для хранения аварийного запаса средств нейтрализации (керосина, хлорной извести, обтирочного материала).
В средней части котла на обеих сторонах должен быть нанесен трафарет: «Жидкость этиловая».
С правой стороны трафарет: «С горки не спускать», с левой стороны котла и на торцевых днищах: «Срочный возврат на ст. ______________________________________».
(указываются станция и железная дорога)
76. Заполнение вагонов-цистерн этиловой жидкостью производится в пределах грузоподъемности, но не более 95% вместимости котла.
77. После налива этиловой жидкости грузоотправитель обязан:
77.1. Обработать части вагона-цистерны, загрязненные этиловой жидкостью средствами нейтрализации.
77.2. Герметично закрыть все вентили, опломбировать вагон-цистерну ЗПУ.
78. При обнаружении в пути следования неисправности, из-за которой следование вагона-цистерны с этиловой жидкостью до станции назначения невозможно, такой вагон-цистерна отцепляется от грузового поезда, отводится на отдельный железнодорожный путь согласно ТРА станции.
В случае течи груза у места течи должна быть немедленно поставлена емкость для сбора жидкости и предотвращения попадания ее на землю.
Места, облитые этиловой жидкостью, нейтрализуются хлорной известью.
79. Грузополучатель обязан слить этиловую жидкость из вагона-цистерны полностью без остатка, после слива дважды промыть котел чистым бензином, удалить его из котла и заполнить вагон-цистерну азотом под давлением 0,1 МПа, герметично закрыть все вентили и опломбировать колпак вагона-цистерны ЗПУ.
Грузополучатель обязан обработать арматуру и наружные части котла, а также раму и ходовые части вагона-цистерны, загрязненные этиловой жидкостью при сливе, средствами нейтрализации.
Полнота слива, тщательность промывки, заполнение вагона-цистерны азотом и герметичное закрытие всех вентилей производится грузополучателем. О выполнении указанных работ грузополучателем в уведомлении о завершении грузовой операции указывается: «Вагон-цистерна слит полностью, промыт, заполнен азотом и герметично закрыт».
80. Грузы класса 8 (кислоты, щелочи) или имеющие дополнительную опасность класса 8 перевозятся в специальных вагонах-цистернах с верхним сливом, если в Алфавитном указателе опасных грузов Правил перевозок опасных грузов не указано иное.
VII. Действия при обнаружении неисправности вагонов-цистерн в пути следования
81. В случае если в вагоне-цистерне обнаружена неисправность, и он не может следовать по назначению такой вагон-цистерна выставляется на специально выделенный железнодорожный путь, установленный ТРА станции.
При наличии сопровождающего вагон-цистерна должен находиться под его наблюдением. Если группа вагонов-цистерн сопровождается одним сопровождающим, то от грузового поезда отцепляется вся группа вагонов-цистерн.
83. В случае обнаружения в пути следования неисправного вагона-цистерны с опасным грузом перекачка опасного груза осуществляется в присутствии представителя перевозчика и специалиста грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающего груз, если вагон-цистерна следует в сопровождении.
О неисправности вагона-цистерны представителем перевозчика с участием сопровождающего уполномоченного лица, в случае если осуществляется сопровождение вагона-цистерны, составляется акт общей формы в двух экземплярах с указанием технического состояния вагона-цистерны, вида неисправности, мер, принятых для устранения неисправности, а также информации о возможности дальнейшего следования вагона-цистерны. Один экземпляр акта общей формы прилагается к накладной.
При обнаружении в пути следования течи груза из вагона-цистерны перед следующей погрузкой исправность вагона-цистерны или его оборудования должна быть подтверждена грузоотправителем путем проведения проверки надлежащего функционирования оборудования.
85. При направлении в ремонт порожнего вагона-цистерны его владелец должен обеспечить промывку, нейтрализацию, и при необходимости дегазацию внутренней и наружной поверхности котла вагона-цистерны, и предоставление перевозчику справки о проведении указанных работ.
При направлении вагона-цистерны в текущий отцепочный ремонт для устранения угрожающих безопасности движения неисправностей ходовых частей (тележек, колесных пар), автосцепного устройства промывка, нейтрализация и дегазация внутренней и наружной поверхности котла вагона-цистерны не является обязательной.
1 Приложение N 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам. Алфавитный указатель опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом.
3 Пункт 1.3.2 Правил перевозок опасных грузов.
4 Пункт 1.3.3 Правил перевозок опасных грузов.
6 Пункт 4.5.6 Правил перевозок жидких грузов.
8 Пункт 5 приложения N 8 к приказу Минтранса России N 286.
9 Часть 5 приложения N 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. (СМГС) (официальный сайт Организации Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://osjd.org/doco/public/ru?STRUCTURE_ID=5218&sort_3541=SORT_ORDER&razdel=5218).
10 Раздел 3.4, приложение N 5 к Правилам перевозок жидких грузов, приложение N 6 к Правилам перевозок опасных грузов.
11 Пункт 3.2.15 Правил перевозок жидких грузов.
12 Пункт 40 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 г. N 374 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2017 г., регистрационный N 46054).
13 Пункт 3.3.7 Правил перевозок жидких грузов.
14 Пункт 3.3.8 Правил перевозок жидких грузов.
15 Пункт 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов.
16 Пункт 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов.
17 Пункт 3.3.9 Правил перевозок жидких грузов.
18 Пункт 3.5.4 Правил перевозок жидких грузов.
19 Приказ Минтранса России от 26 февраля 2015 г. N 32 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной» (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2015 г., регистрационный N 37721).
20 С изменениями, внесенными решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 859 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 12 декабря 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2013 г. N 285 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org, 7 декабря 2013 г.), от 3 февраля 2015 г. N 11 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eurasiancommission.org, 4 февраля 2015 г.), от 7 июня 2016 г. N 62 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 8 июня 2016 г.), от 14 июня 2016 г. N 75 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 20 июня 2016 г.), от 14 марта 2017 г. N 29 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 15 марта 2017 г.), от 7 февраля 2018 г. N 23 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 12 февраля 2018 г.) и от 7 февраля 2018 г. N 24 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 12 февраля 2018 г.).
21 Пункт 4.2.3.10 Правил перевозок жидких грузов.
22 Пункт 4.2.4.3 Правил перевозок жидких грузов.
23 Пункт 63 Алфавитный указатель опасных грузов.
24 Пункт 4.4.2 Правил перевозок жидких грузов.
25 Пункт 4.5.1 Правил перевозок жидких грузов.
26 Пункт 4.1.14 Правил перевозок жидких грузов.
27 Пункт 5.4. Правил перевозок жидких грузов.
Обзор документа
Минтранс обновил правила ж/д перевозок грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для нефтебитума.
Актуализированы требования к эксплуатации вагонов, наливу и сливу грузов, оформлению перевозочных документов.