укажите в каких случаях прослеживается роль генотипа и среды в детерминации
Модуль 11. Дифференциальная психология. Психология индивидуальны. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий. Модуль Тема Дифференциальная психология как наука
Название | Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий. Модуль Тема Дифференциальная психология как наука |
Дата | 09.03.2020 |
Размер | 476.73 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Модуль 11. Дифференциальная психология. Психология индивидуальны |
Тип | Документы #67553 |
Каталог |
Часть 11. Дифференциальная психология. Психология индивидуальных различий. Модуль 1. Тема 1.Дифференциальная психология как наука. Какая научная дисциплина стремилась свести различия между людьми к простым типам, занимаясь составлением классификаций по таким основаниям, как анатомофизиологические и психологические? Выберите один ответ: Какая работа была опубликована В.Штерном в 1900 году? Выберите один ответ: b. «Психология индивидуальных различий» Кто считается родоначальником исследований индивидуальных различий? Выберите один ответ: Представители какой науки стремились определять особенности человека по форме строения черепа? Выберите один ответ: Укажите ученых, которые вели исследования в рамках дифференциальной психологии в России Выберите один или несколько ответов: Что из перечисленного является предметом дифференциальной психологии? Выберите один ответ: c. природа и источники индивидуально-психологических различий Что предполагает вариационное исследование? Выберите один ответ: d. изучается только один признак у нескольких индивидов Модуль 1. Тема 2. Методы дифференциальной психологии. Как назыавается метод, состоящий в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов? Выберите один ответ: b. метод контрольных близнецов Как называется метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений»? Выберите один ответ: Какой метод является вариантом биографического метода? Выберите один ответ: Кем были созданы методы, позволяющие оценить соотношения между различными характеристиками? Выберите один или несколько ответов: Кого в исследовании называют пробандом? Выберите один ответ: c. человек, ради которого составляется генеалогическое древо О какой категории методов идет речь в следующей фразе: «они представляют собой модификацию применительно к психологической науки методов, которые используются и во многих других науках»? Выберите один ответ: Укажите, что из перечисленных методов относится к психогенетическим методам исследования. Выберите один ответ: d. близнецовый метод Модуль 1. Тема 3. Индивид, индивидуальность. Личность в дифференциальной психологии. «Системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности» – это … Выберите один ответ: Индивидный уровень свойств – это… Выберите один ответ: a. безличные предпосылки развития субъекта Как называется система исследова¬тельских техник, созданных для выделения психологических характеристик, имеющих широкие индивидуальные различия? Выберите один ответ: Какие качества относят к третьему (высшему) уровню индивидуальности? Выберите один или несколько ответов: Кто из ученых ввел понятие интегральной индивидуальности? Выберите один ответ: На какие классы подразделяются индивидные свойства? Выберите один или несколько ответов: b. индивидно-субъективных свойств d. индивидуально-личностных свойств Укажите критерии личности Выберите один или несколько ответов: Модуль 2. Тема 4. Психофизиологические основы индивидуальных различий. Темперамент. Какие два основных компонента выделил В.Д. Небылицын в структуре темперамента? Выберите один или несколько ответов: Какие теории объяснения природы темперамента существуют? Выберите один или несколько ответов: Какие типы темперамента И.Кант отнёс к темпераментам действия? Выберите один или несколько ответов: Кто из ученых предпринял попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними? Выберите один ответ: Кто из ученых пришел к выводу, что каждому из этих видов заболеваний соответствует определенный тип телосложения? Выберите один ответ: Кто является автором «специальной теории индивидуальности»? Выберите один ответ: Что относят к характерным особенностям темперамента? Выберите один или несколько ответов: d. темпераментные особенности могут корректироваться Модуль 2. Тема 5. Характер. Какому типу по К.Юнгу соответствует следующее описание: «они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны»? Выберите один ответ: Какому типу по Э.Фромму соответствует следующее описание: «Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека»? Выберите один ответ: Кем из ученых был введен термин «акцентуация»? Выберите один ответ: О какой особенности характера идет речь: «нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим»? Выберите один ответ: О каком типе акцентуации идет речь: «Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели»? Выберите один ответ: С какими сторонами личности связан характер? Выберите один или несколько ответов: Укажите особенность характера Выберите один ответ: Модуль 2. Тема 6. Роль способностей и задатков в индивидуальных различиях. Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению – это… Выберите один ответ: К какой категории теорий интеллекта относят теорию Ч. Спирмена? Выберите один ответ: Какие способности в наибольшей степени социально обусловлены? Выберите один или несколько ответов: Какое количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов, выявлено в работах последователей Терстона? Выберите один ответ: Общие способности непосредственно связаны (базируются) с … Выберите один ответ: b. врожденными задатками Продолжите фразу: «Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как …» Выберите один ответ: c. в постоянном процессе развития Что такое фактор g? Выберите один ответ: c. это интеллектуальные характеристики, которые определяются преимущественно общими способностями Модуль 3. Тема 7. Формирование индивидуальных различий. Вставьте пропущенное слово «Генотип-средовое …. всегда увеличивает популяционную дисперсию» Выберите один ответ: Какая из трех видов генотип-средовой корреляции в процессе взросления становится все менее и менее важной в детерминации поведения человека? Выберите один ответ: Какие типы изменений, происходящих в процессе развития сопровождаются стабильностью и преемственностью? (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: a. новое образование b. исчезновение характеристики Методы, позволяющие оценить изменение абсолютных величин психологических показателей, проследить динамику процесса развития и сравнить динамику развития отдельных психологических характеристик у данного индивида называются Выберите один ответ: b. описательные методы индивидуального анализа Продолжите фразу: «Возраст достижения оптимума и возраст, при котором начинается снижение функционального уровня той или иной психологической характеристики… Выберите один ответ: b. имеют большие индивидуальные вариации Укажите в каких случаях прослеживается роль генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий фенотипически похожих психологических характеристик (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: a. при анализе когнитивных стилей Укажите два основных варианта взаимодействия генотипа и среды Выберите один или несколько ответов: Модуль 3. Тема 8. Индивидуальный стиль деятельности. Как называется стиль общения, задаваемый культурой, в которой живет человек? Выберите один ответ: Какая особенность когнитивного стиля свидетельствует о способности сконцентрировать внимание на наиболее важных деталях информации, не отвлекаясь на помехи? Выберите один ответ: Какая характеристика когнитивного стиля свидетельствует об индивидуальных различиях, проявляющихся при свободной классификации объектов Выберите один ответ: d. узкий-широкий диапазон эквивалентности Система отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности – это … Выберите один ответ: a. индивидуальный стиль деятельности Укажите исследователя, который исследовал особенности способов когнитивной деятельности у детей и выявил три уровня когнитивных стилей Выберите один ответ: Укажите те три теста, Индивидуальные различия в выполнении которых демонстрируют степень зависимости-независимости от зрительного поля (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: a. тест парной фигуры Ядро индивидуального стиля составляют две категории: … Выберите один ответ: d. особенности, благоприятствующие успеху и особенности, противодействующие успеху Модуль 3. Тема 9. Индивидуальные различия, обусловленные полом. Какую особенность эмоциональной сферы девочек по сравнению с мальчиками отмечают исследователи, рассматривая эти особенности? Выберите один ответ: b. большую сензитивность Кто из исследователей обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая? Выберите один ответ: Наука об инстинктивных основах поведения – это … Выберите один ответ: По каким из приведенных шкал опросника В.М. Русалова показатели у женщин выше? (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: Сколько было выделено устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем)? Выберите один ответ: Укажите автора нейроандрогенетической теории Выберите один ответ: Укажите в чем чаще проявляются невротические отклонения девочек (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: d. поведенческих отклонениях Кто считается родоначальником исследований индивидуальных различий? Выберите один ответ: Какая научная дисциплина стремилась свести различия между людьми к простым типам, занимаясь составлением классификаций по таким основаниям, как анатомофизиологические и психологические? Выберите один ответ: Что предполагает вариационное исследование? Выберите один ответ: a. изучается только один признак у нескольких индивидов Как называется метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений»? Выберите один ответ: Как назыавается метод, состоящий в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов? Выберите один ответ: a. метод контрольных близнецов Какие качества относят к третьему (высшему) уровню индивидуальности? Выберите один или несколько ответов: a. стилевые характеристики поведения Индивидный уровень свойств – это… Выберите один ответ: d. безличные предпосылки развития субъекта Кто из ученых предпринял попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними? Выберите один ответ: Какие теории объяснения природы темперамента существуют? Выберите один или несколько ответов: Какому типу по К.Юнгу соответствует следующее описание: «они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны»? Выберите один ответ: Какому типу по Э.Фромму соответствует следующее описание: «Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека»? Выберите один ответ: Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению – это… Выберите один ответ: Общие способности непосредственно связаны (базируются) с … Выберите один ответ: c. врожденными задатками Какие типы изменений, происходящих в процессе развития сопровождаются стабильностью и преемственностью? (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: b. новое образование c. исчезновение характеристики Укажите два основных варианта взаимодействия генотипа и среды Выберите один или несколько ответов: b. средовые условия не оказывают влияния на проявление генотипа c. корреляции между средовыми и генотипическими факторами нет Система отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности – это … Выберите один ответ: a. индивидуальный стиль деятельности Какая характеристика когнитивного стиля свидетельствует об индивидуальных различиях, проявляющихся при свободной классификации объектов Выберите один ответ: d. узкий-широкий диапазон эквивалентности Наука об инстинктивных основах поведения – это … Выберите один ответ: Укажите в чем чаще проявляются невротические отклонения девочек (множественный выбор) Выберите один или несколько ответов: d. поведенческих отклонениях Укажите автора нейроандрогенетической теории Выберите один ответ: d. Л. Эллис Взаимоотношения генотипа и среды в психогенетикеВ настоящее время в генетических исследованиях нет жесткого противопоставления факторов генотипа и среды. Развитие организма представляется процессом их взаимодействия. Механизмы и показатели такого взаимодействия в природе подробно рассматривались нами ранее. Все они применимы и к генетике человека. О некоторых особенностях взаимодействия генотипа и среды в психогенетических исследованиях речь пойдет ниже. Под понятием «среда» в психогенетике обычно подразумевается «культурная» среда, т. е. среда человека, живущего в условиях цивилизации. В психогенетике выделяют две составные части среды. Общая среда – общесемейная среда, характеристики которой едины для всех членов семьи. Возможность дать надежную информацию о степени влияния средына формирование конкретного признака у человека является важным аспектом психогенетики. В этом плане интересны наблюдения последних лет, показавшие неожиданно низкий уровень влияния общесемейной среды и, наоборот, высокий уровень генетического контроля при формировании психологических признаков. Сходство признаков у родственников в одной семье в большей степени объясняется общностью генов, а не общностью семейной среды. Главным аргументом в пользу такого вывода послужила почти нулевая корреляция по личностным чертам у приемных детей, воспитывающихся в одной семье. По некоторым характеристикам она присутствует в детском возрасте, но позже исчезает. Это говорит об отсутствии долговременного эффекта влияния общесемейной среды. Индивидуальная среда – средовые условия, различные у разных членов одной семьи. В психогенетике роль индивидуальной среды в формировании психологических признаков (особенно личностных и психопатологических черт) оценивается значительно выше, чем роль общесемейной среды. В настоящее время выдвигаются очень интересные гипотезы «конструирования» человеком своей индивидуальной среды на основании его генотипа. Они еще раз напоминают нам о неоднозначности взаимоотношений генотипа и среды, сложности выяснения причины и следствия в этих взаимоотношениях. Из рассмотренных нами ранее показателей особое значение для психогенетики имеет наследуемость, поскольку именно она определяет относительную роль факторов генотипа и среды в формировании индивидуальных различий. Однако при вычислении фенотипической дисперсии ряда признаков чрезвычайно гетерогенной популяции человека, кроме генотипической и средовой дисперсии, необходимо учитывать дополнительные показатели. К таким показателям относятся ГС-взаимодействие, ассортативность браков, ГС-корреляции. ГС-взаимодействие (взаимодействие «генотип – среда») отражает зависимость проявлений генотипа от определенной внешней среды. Именно у человека это явление играет заметную роль, поскольку у животных в природной среде генотипы селекционированы путем естественного отбора для относительно узкой экологической ниши. Поэтому в психогенетике ГС-взаимодействию придается особое значение. В генетике поведения животных на ГС-взаимодействия обратили внимание после классических опытов Р. Трайона по выведению линий крыс, различающихся по способности к обучению. Селекция проводилась по числу ошибок на пути к пище, которые совершали крысы в сложном лабиринте, на протяжении 22 поколений. В результате были получены линии «умных» и «глупых» крыс. Многочисленные последующие исследования продемонстрировали зависимость показателей этих линий от условий среды. Изменение условий эксперимента (обогащенная – обедненная среда, варьирование временного интервала между попытками, изменение мотивационных установок и т. п.) часто радикально меняло показатели одних и тех же генотипов. Особый интерес вызывал вопрос о возможности экстраполяции показателей эксперимента на другие виды обучения. Исследования продемонстрировали отсутствие четких корреляций: обладатели генотипов, которые показывали лучшие результаты в одних условиях эксперимента, неоднократно «проигрывали» в других условиях. Эти данные послужили веским доводом для критики психодиагностических тестов, особенно тестов интеллекта, поскольку показали, что их результаты могут изменяться в зависимости от окружения (т. е. разных условий среды). Несколько неожиданной оказалась критика интерпретации результатов тестов «с другого конца»: что является критерием «ума»? Не является ли следствием «ума» как раз «недоверие» крыс к результатам предыдущих экспериментов, «желание» вновь проверить все возможности? Влияние среды на проявление генотипа у человека наглядно демонстрирует характер проявлений девиантного поведения, в том числе алкоголизма. Диапазон проявлений такого поведения у носителей разных генотипов продемонстрировал разную их «уязвимость» по отношению к среде. Реакция генотипов на одинаковые провоцирующие факторы внешней среды в ходе онтогенеза может варьироваться от индифферентности до интенсивного проявления. Другим примером ГС-взаимодействий у человека служит реакция на такой сильнейший стрессовый фактор, как потеря в детстве родителей. Этот фактор может направить к асоциальному поведению, патологической депрессии, разным формам психопатологии. Но это же событие характерно для биографий многих выдающихся личностей. Однако задача точной идентификации генотипа и взаимодействующих с ним факторов среды при исследовании психологических признаков представляется исключительно трудной. Это объясняется тем, что эти признаки находятся под влиянием множества генов и самых разнообразных факторов среды, тем более что в онтогенезе соотношение генетических и средовых факторов, определяющих индивидуальные психологические особенности, может меняться. Все это затрудняет строгую статистическую обработку и нередко провоцирует авторов к выдвижению скоропалительных гипотез. Фактор ГС-взаимодействия желательно учитывать в педагогической практике при подборе условий обучения для носителей разных генотипов, хотя реализовать это в условиях массовой школы непросто. Интересным и издавна привлекающим всеобщее внимание явлением у человека является ассортативность – неслучайность заключения браков, базирующаяся на сходстве партнеров по определенным признакам (рис.1). Ассортативность также вносит поправки в определение роли генотипа и среды в фенотипической дисперсии. Самая высокая ассортативность обнаружена для таких признаков, как уровень образования, религиозные установки, экономическое положение. Ассортативность по физическим и когнитивным показателям ниже, а по личностным качествам и темпераменту – совсем невелика. Рис. 1. Основная тенденция ассортативности браков у человека – схожесть по многим признакам Другое, также рассмотренное нами ранее явление – предпочтение брачных партнеров редкого типа – вносит свой вклад в ассортативность браков. Хорошо известна популярность блондинок на юге и брюнеток на севере. Это явление имеет биологические корни поддержания генетического полиморфизма популяции. Взаимодействие генотипа и «культурной» средыу человека имеет свои специфические особенности. Явление неслучайного распределения сред между различными генотипами получило в психогенетике название ГС-корреляции (генотип-средовые корреляции). Этот феномен может искажать оценку наследуемости: в случае позитивной ГС-корреляции, когда генотип и среда действуют в одном направлении, она может быть завышена, в случае негативной ГС-корреляции – занижена. Известный специалист и автор учебника по генетике поведения человека Р. Пломин выделил 3 типа взаимосвязи генотипа и среды. Особый интерес представляет активная ГС-корреляция, поскольку, живя в обществе современной цивилизации, человек «обречен» постоянно совершать выбор индивидуальной среды, которая, в свою очередь, весьма сильно влияет на его последующее развитие. Индивидуальная среда человека часто предопределяет довольно высокую вероятность жизненных событий личного характера, что может вызвать удивление. Однако эта вероятность только лишний раз демонстрирует зависимость образа жизни, стиля поведения, взаимоотношений с другими людьми от генотипа. Вероятно, существуют генетически детерминированные индивидуальные особенности, приводящие человека к выбору определенных условий среды, которые, в свою очередь, становятся факторами развития особых психологических черт, во многом определяющих образ жизни. Здесь мы вновь касаемся рассмотренного выше фактора «конструирования» индивидуальной среды. Важным итогом психогенетических исследований явился вывод о том, что у генетически схожих людей сходны и отношение к окружающей среде, переживания жизненных ситуаций и, вероятно, субъективная картина мира. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯРАЗВИТИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОГЕНЕТИКИ М. С. ЕГОРОВА, Т. М. МАРЮТИНА В настоящее время все большее распространение приобретает междисциплинарный подход к проблеме развития человека, предполагающий интеграцию конкретных научных знаний, принадлежащих к разным областям — психологии развития, возрастной физиологии, генетике. Нарастающая интеграция знаний заставляет пересматривать некоторые сложившиеся представления о соотношении биологического и социального в развитии человека. На смену традиционной конфронтации биологических и культурологических представлений о человеке приходит более конструктивный подход, в рамках которого на первый план выдвигается коэволюция биологического и социального, утверждается социальная детерминированность биологии человека [21], [12], [2], [3]. Как более адекватное выступает положение о том, что для развития личности характерно неразрывное единство природного и социального [5]. При таком подходе по-новому интерпретируется значение генетических основ в развитии человека. Генетическое уже не противопоставляется социальному. Напротив, выдвигается положение о том, что генотип содержит в себе в свернутом виде, во-первых, информацию об историческом прошлом человека и, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития, адаптированную к специфически социальным условиям жизни [3]. Таким образом, генетика и, в первую очередь, психогенетика органически включается в круг дисциплин, необходимых для решения вопроса о движущих силах и источниках развития индивидуальности человека. Роль генотипа в развитии Поскольку подавляющее большинство психологических характеристик обладает хорошо выраженной континуальной изменчивостью, есть основания полагать, что в их формирование может вносить определенный вклад и генетический полиморфизм. Иначе говоря, своеобразный в каждом конкретном случае фенотип любого психологического признака может являться результатом не только уникального жизненного опыта, но и уникальной генетической конституции. Таким образом, при анализе генетической детерминации развития человека следует выделять два относительно независимых аспекта: формирование нормативных (универсальных, общевидовых ) закономерностей развития и формирование индивидуальных особенностей. Представления об онтогенезе в генетике развитияТрадиционным для отечественной психологии является представление об общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка, в соответствии с которым обучение и воспитание рассматриваются как основные движущие силы развития психики. Весьма длительный процесс биологического созревания выступает при этом как необходимое условие, создающее морфофизиологические предпосылки для формирования новых видов психической деятельности, но не определяющее их содержания и структуры [9]. Однако признание детерминированности психического развития социальными факторами не отрицает особой логики этого развития, наличия в нем определенного самодвижения и предполагает анализ взаимодействия биологического и социального как «звеньев системной детерминации единого процесса развития человека» [12]. С позиций системного подхода развитие понимается как процесс, протекающий на разных уровнях и включающий как макр о- так и микрогенетические изменения, дифференциацию и интеграцию систем. В данном контексте особенно существенным представляется принцип антиципации развития, в соответствии с которым система одного уровня закладывает основы для развития следующего уровня [12], [18]. Действительно, по современным представлениям каждая стадия развития в онтогенезе наступает в результате актуализации различных участков генома человека. Генетики полагают, что различные стадии онтогенеза контролируются разными генами и гены в процессе развития «включаются» и «выключаются». Причем активация функционирования генов в дифференцирующихся системах может осуществляться как автономно, в силу присущих данной системе закономерностей, так и по «зависимому» типу под влиянием внешних воздействий [10]. В результате взаимодействия генов и их продуктов на каждом новом этапе развития формируются структурные и функциональные особенности организма. Таким образом, в генетике сформулирован временной принцип организации генетических систем, контролирующих развитие [10], и выделена специальная область исследований — « хроногенетика », направленная на изучение закономерностей развертывания генетической программы во времени [26]. Предполагается, что существует специальная « мозгоспецифическая » часть генома. Показано, что в структурах мозга последовательно считывается наибольший по сравнению с другими органами объем генетической информации, причем наиболее высокая активность генов характерна для филогенетически молодых областей коры больших полушарий [19]. По некоторым представлениям, в генетической детерминации мозга, помимо общих генов, контролирующих развитие ранних стадий, функционируют гены, специфические для каждой области коры больших полушарий, сравнительно поздно включающиеся в онтогенезе и определяющие различие корковых формаций по срокам созревания, структуре и функциям [6]. Таким образом, гетерохрония в формировании структур головного мозга имеет генетическую основу и генетические факторы, инициируя процессы созревания отдельных формаций головного мозга, предопределяет создание условий, необходимых для последующего возникновения психических новообразований. Таким образом, уже сейчас имеются некоторые основания полагать, что связи между первичным генетическим уровнем и высшими уровнями в структуре человеческой индивидуальности носят двухсторонний характер, иначе говоря, не только генотип может оказывать опосредствованное влияние на психическое развитие человека, но и психические свойства и состояния в определенных условиях могут влиять на реализацию генетических процессов. в то время как широкая норма реакции присуща функциям и процессам, определяющим овладение индивидуальным опытом в ходе развития. Факторы, опосредствующие фенотип развивающегося организма. Генетически инициируемая стадиальность развития, обусловливающая периодически возникающее повышение чувствительности к внешним воздействиям и модифицирующая роль среды на этих этапах, дает основание полагать, что каждая новая стадия развития создает основу для последующей, но не предопределяет ее однозначно. По представлениям Брауна [24], фенотип развивающегося организма на каждой стадии онтогенеза будет определяться тремя факторами: особенностями уже сложившегося ранее фенотипа, генами, определяющими рост и развитие на данном этапе онтогенеза, и факторами окружающей среды. Таким образом, развитие может достичь следующей стадии только в том случае, если развивающийся организм к данному моменту развития обладает соответствующим фенотипом, у него синтезируются правильные генные продукты и условия среды не выходят за рамки нормы. Схема, предложенная Брауном, вряд ли может быть без всяких оговорок приложена к развитию человека, в первую очередь к развитию его психологических особенностей. Человек в своем развитии выступает не только как объект, пассивно отражающий воздействия окружающей среды, как бы значительны и разнообразны они ни были. Активность человека в процессе овладения индивидуальным опытом делает его субъектом развития. Психические особенности человека могут определить характер предпочитаемых средовых воздействий, повлиять на выбор стратегий и способов взаимодействия и таким образом существенно модифицировать окружающую среду. По-видимому, и здесь можно говорить о существовании обратной связи, подразумевающей не только опосредствованное влияние генотипа на индивидуально-психологические особенности человека, но и противоположное влияние психических особенностей на развертывание генотипической программы развития через активное формирование условий ее реализации. Представления о развитии в психогенетикеТаблицаХарактеристика двух типов генетических моделей (по [27])
|