укажите в каком году было создано международное общество психологии спорта иссп
История психологии спорта
Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.
Психология спорта принадлежит к числу очень молодых прикладных отраслей психологической науки. Понятие «психология спорта» впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игр современности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне, она получила свое «крещение».
Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конгресс послужили стимулом к изучению проблем психологии спорта. В период с 1920 по 1940 год их изучение довольно активно велось в Германии, США и других странах. Однако глубокой научной разработки проблемы психологии спорта тогда не получили.
Психология спорта интенсивно развивалась уже после второй мировой войны. Причиной тому послужил бурный рост спортивных достижений во всем мире и повышение престижности спорта. Особенно ярко это проявлялось на олимпийских играх и мировых первенствах по видам спорта.
В 1965 году по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Было создано Международное общество психологии спорта (ИССП). Это стало свидетельством международного признания психологии спорта.
После Римского состоялись еще три конгресса: в 1968 году в Вашингтоне, в 1973 году – в Мадриде и в 1977 году – в Праге. С 1970 года издается официальный орган ИССП – «Международный журнал психологии спорта».
Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так, в 1967 году возникло Североамериканские общество психологии спорта, в 1969 – Европейская ассоциация психологии спорта (ФЕПСАК). В разные годы затем организовывались национальные общества спортивной психологии в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии и других странах.
Доклады по психологии спорта содержатся в программах XVIII и XX Международных психологических конгрессов, Олимпийского научного конгресса 1972 года в Мюнхене, Всемирного конгресса «Спорт в современном обществе», состоявшегося в 1974 году в Москве.
В настоящее время научная разработка психологии спорта ведется в большинстве стран мира.
В истории отечественной психологии временем рождения психологии физического воспитания и спорта можно считать даты выхода в свет первых научных работ. Первыми в 1925-1926 годах были исследования, выполненные проф. П.А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК («Влияние мускульной работы на процесс реакции», «Исследование реакции в применении к основным вопросам физической культуры») и Т.Р. Никитиным («Значение внушения и подражания в деле физического воспитания»).
В 1927 году в Москве была издана, а в 1930 – переиздана монография профессора А.П. Нечаева «Психология физической культуры». В эти же годы были опубликованы работы А.Ц. Пуни, посвященные изучению влияния соревнований по настольному теннису, лыжных гонок и др. на психическую сферу спортсменов, и работы профессора Украинского психоневрологического института З.И. Чучмарева о влиянии школьных уроков физической культуры на интеллектуальные функции школьников и их умение управлять собой. С 1930 года началась разработка вопросов психологии физического воспитания и спорта на кафедре психологии института им. П.Ф. Лесгафта.
В те годы основными центрами разработки психологии спорта были кафедры психологии Центрального института физической культуры и института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, а также психотехнические отделения Ленинградского (зав. проф. А.К. Борсук) и Центрального (зав. проф. П.А. Рудик) научно-исследовательских институтов физической культуры. В середине тридцатых годов в ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта изучение вопросов психологии спорта было включено в курс психологии, читавшийся студентам. Были разработаны первые программы специального курса «Психология спорта».
Во время Великой Отечественной войны психологи спорта занимались разработкой научно обоснованных путей восстановления функций центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также восстановлением высших психических функций (гнозиса, праксиса, мышления, речи и др.).
В послевоенные годы психология физического воспитания и спорта развивалась очень интенсивно. В этот период расширилась база научных исследований. В них принимали участие кафедры педагогики и психологии целого ряда институтов физической культуры. Расширился круг решаемых проблем. Основные направления исследований включали изучение: психологии личности спортсмена и тренера, психологических особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения и воспитания в спорте. Изучались также психологические аспекты спортивного соревнования, психологические основы подготовки спортсменов к соревнованиям, регуляции и саморегуляции деятельности и состояний спортсменов до, во время и после соревнований. Уделялось внимание также социально-психологическим аспектам физического воспитания и спорта, возрастным психологическим особенностям физического воспитания и спорта.
В 1952 году в Институте психологии АПН РСФСР А.Ц. Пуни защитил первую в истории психологии докторскую диссертацию на тему «Психология спорта». Позже появились монографии по психологии спорта О.А. Черниковой, А.Ц. Пуни, В.Г. Норакидзе, С.Ч. Геллерштейна, Г.М. Гагаевой, А.В. Родионова, Н.А. Худадова, А.А. Лалаяна и др. Стали издаваться сборники трудов по психологии спорта. В 1958 году вышел первый учебник по психологии для институтов физической культуры, написанный П.А. Рудиком. Специальный раздел учебника посвящен психологии спорта.
Психология физического воспитания и спорта как специальная отрасль психологической науки входила в программы Всесоюзных совещаний по психологии, а затем Всесоюзных съездов общества психологов СССР. Традиционными были специальные Всесоюзные совещания и конференции по психологии спорта. Первое такое совещание по инициативе кафедры психологии ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта было организовано в 1956 году в Ленинграде.
Послевоенное развитие психологии физического воспитания и спорта характеризуется большим сближением ее с практикой. Послевоенный период характеризуется также организационным укреплением психологии физического воспитания и спорта. В 1948 году была создана комиссия по психологии спорта при научно-методическом (впоследствии научном) совете Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Она по существу стала органом, объединявшим советских психологов спорта. Психологи спорта всегда играли активную роль в работе Общества психологов СССР. В мае 1987 года впервые в СССР создана Федерация спортивной психологии.
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Оглавление
3.2. Тестовые задания к курсу «Спортивная психология»
Предлагаемые тестовые задания предназначены для осуществления функции обучения и контроля. Главное назначение тестовых заданий состоит в развитии мышления, мотивирования учебной деятельности студентов.
1.Определите, с какими науками о спорте более всего связана спортивная психология.
теория и методика физического воспитания:
а) физиология спорта;
в) спортивная гигиена;
г) спортивная медицина;
е) биомеханика спорта;
и) спортивная метрология.
2. Укажите, кем из ниже перечисленных известных людей, было впервые применено понятие «психология спорта»:
б) Пьер де Кубертен;
3. Укажите, в каком году по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта?
4. Укажите, в каком году было создано Международное общество психологии спорта
5. Укажите, в каком году впервые была издана монография профессора А.П. Нечаева «Психология физической культуры»?
6. Укажите, с какого года началась разработка вопросов психологии физического воспитания и спорта на кафедре психологии института им. П.Ф. Лесгафта.
7. Укажите, когда были разработаны и внедрены в учебный процесс первые программы специального курса «Психология спорта»:
а) в середине тридцатых годов;
б) в середине двадцатых годов;
в) в середине сороковых годов.
8.Определите, какими из ниже перечисленных проблем во время Великой Отечественной войны занимались специалисты в области психологи спорта:
а) восстановление функций центральной и периферической нервной системы;
б) опорно-двигательного аппарата;
в) восстановлением высших психических функций (гнозиса, праксиса, мышления, речи и др.).
9. Укажите, в каком году в Институте психологии АПН РСФСР А.Ц. Пуни защитил первую в истории психологии докторскую диссертацию на тему «Психология спорта».
10. Укажите, в каком году вышел первый учебник по психологии для институтов физической культуры, написанный П.А. Рудиком. Специальный раздел учебника был посвящен психологии спорта.
11. Укажите, в каком году впервые в СССР была создана Федерация спортивной психологии.
12. Среди ниже перечисленных ученых, укажите имя того ученого, кто является основоположником исследований человеческих способностей:
13. Укажите имя того ученого, кто является автором схемы структуры психомоторных способностей, которая предусматривает пять уровней их строения:
14. Совокупность качеств личности, отвечающая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение,- это.
а) долгосрочная память;
б) непроизвольная память;
в) двигательная память.
16. Двигательная активность человека, обеспечивающая его перемещение в пространстве:
а) ходьба, бег, прыжки;
17. Врожденные анатомические и психофизиологические особенности человека, которые в зависимости от качества их развития могут стать способностями:
18. По мнению Ю.В. Верхошанского, в результате морфофункциональной специализации (МФС), достигаемой в процессе спортивной деятельности, формируются и реализуются конкретные формы двигательных способностей, которые он считает основными. Укажите их:
а) моторная оперативность;
б) координационные способности;
в) силовые способности;
г) двигательная выносливость;
д) моторные способности;
е) двигательные способности.
19.Одним из современных исследователей двигательных способностей спортсмена является В. И. Лях. Результаты исследований позволили ему различать несколько групп двигательных способностей. Укажите их:
а) актуальные двигательные способности;
б) координационные способности;
в) потенциальные двигательные способности;
г) силовые способности;
д) специальные двигательные способности;
е) общие двигательные способности.
20. В.Б. Коренберг вместо общепринятого перечня основных физических качеств предлагает новый перечень. Определите, какие из ниже перечисленных физических качеств входят в классификацию В. Б. Коренбарга:
г) силовая работоспособность;
д) скоростная работоспособность;
ж) длительная работоспособность;
21. Развитие способностей человека происходит под влиянием двух взаимосвязанных факторов. Укажите их:
а) биологическое созревание в виде наследственного развертывания генетической (наследственной) программы;
б) воздействие внутренней среды, к которой относятся индивидуально-типологические свойства личности;
в) воздействие внешней среды, к которой относятся и педагогические воздействия.
22. По В.Б. Коренбергу развитие двигательных способностей отличается гетерохронностью, имеющей ряд характеристик. Определите, какие из ниже перечисленных характеристик ее определяют.
а) разнонаправленность начала развития двигательных способностей;
б) динамика естественного возрастного развития показателей двигательных способностей;
в) разный темп развития двигательных способностей.
23. Исследования показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на развитие двигательных способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Определите, как называются эти периоды:
24. В спортивной психологии выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов, укажите их:
б) абсолютное спокойствие;
в) предстартовая лихорадка; д) предстартовая апатия.
25. Состояния эмоционального возбуждения часто возникают перед соревнованиями, что требует организации и проведения мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности. Наиболее известными среди них являются:
а) психическая саморегуляция;
б) изменение направленности сознания;
в) снятие психического напряжения путем разрядки;
г) использование дыхательных упражнений.
26.Основным способом саморегуляции, используемым на практике, является самовнушение. Этот способ психической саморегуляции связан с именем немецкого психиатра, выпустившего в 1932 году книгу «Аутогенная тренировка». Укажите его имя:
28. Канадский ученый предложил еще один способ психической саморегуляции: сочетание дыхания с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение. Укажите имя автора этого способа:
29. Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха (боязни), который может повлиять на успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса. Существует несколько форм переживания страха. Какие из ниже перечисленных, являются формами переживания страха.
б) астеническая реакция;
д) боевое возбуждение.
30. При длительной работе максимальной, а иногда и умеренной (средней) интенсивности наблюдается особое состояние утомления, сопровождающееся резким спадом работоспособности. Как называется это состояние:
31. Монотонность тренировочной работы может приводить к двум состояниям. Определите и укажите их:
32. Дословный перевод этого термина означает расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд). Оно возникает у спортсмена в ситуации неоправдавшихся ожиданий успеха:
33. Как называется высший уровень психической регуляции поведения и деятельности, являющийся разновидностью произвольной саморегуляции. Назовите его:
34.Впишите вместо многоточий виды интеллекта, которые определил Г. Айзенк.
Правильные ответы: психометрический, биологический, социальный.
35.Этот вид интеллекта рассматривается как проявление социально полезной адаптации. Определите и укажите его:
36. Изучение социального интеллекта имеет давнюю историю. По мнению большинства специалистов, понятие «социальный интеллект» было введено неким ученым еще в 1920 году. Он рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других». В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями. Определите и укажите его имя:
37. В своей концепции социального интеллекта, А.И. Савенков выделяет три группы критериев его характеристики. Укажите их:
38. Под этим непривычным словосочетанием Д. Голмен предлагает понимать самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Определите и укажите его:
а) социальный интеллект;
б) академический интеллект;
в) практический интеллект;
г) эмоциональный интеллект.
39. Кто из ниже перечисленных авторов, рассматривает эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоции и управлению ими. Укажите его имя:
40. Какие три основные элемента включает в себя модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным. Определите и укажите их:
а) когнитивные способности;
б) интеллектуальные способности;
в) представления об эмоциях;
г) эмоциональная устойчивость;
д) особенности эмоциональности.
41. Изучая связи показателей эмоционального интеллекта с уровнем соревновательной надежности в группе юношей этот исследователь определил, что чем выше способность спортсменов контролировать свои эмоции, тем слабее интенсивность переживаний:
42. Результаты экспериментальных исследований этого ученого позволили ему определить, что важным критерием высокого уровня эмоциональной устойчивости выступает высокая эмоциональность, которая характеризуется наличием не только положительных, но и отрицательных эмоций. Определите и укажите его имя:
43. В работе этого автора показано, что эмоционально неустойчивым спортсменам присуща неадекватность практически всех компонентов процесса саморегуляции. Эмоциональный опыт у неустойчивых спортсменов выступает как внутреннее субъективное препятствие к успешному достижению цели. Определите и укажите имя автора:
44. Осознаваемое или неосознаваемое побуждение, лежащее в основе выбора спортивной деятельности, а также выполнения тренировочной работы, участия в соревнованиях, поступков:
45. Совокупность причин, определяющих активность и целенаправленность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена:
46. Несмотря на разные подходя в определении этого понятия, в обобщенном виде его можно представить как отражение в сознании нужды, часто переживаемое как внутреннее напряжение и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием:
47. Результаты экспериментальных исследований этого ученого, позволили ему выделить две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. Первые лучше выступают в командных соревнованиях, чем в личных. Вторые, наоборот, лучше выступают в личных соревнованиях. Определите и укажите его имя:
48.Чешские спортивные психологи занялись исследованием проблемы мотивации в спорте. Итогом их совместной работы стала концепция динамики мотивации спортивной деятельности, которая представили следующими стадиями:
генерализации, дифференциации, стабилизации и инволюции мотивационной структуры спортсмена. Определите и укажите их имена:
49.В исследовании этого автора было доказано, что динамика конкретных мотивов на протяжении спортивной карьеры характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Определите и укажите его имя:
50.Результаты исследований этого автора показывают, что основными причинами, по которым дети начинают заниматься спортом, являются: потребность в двигательной активности; совет друзей; желание родителей. Определите и укажите его имя:
52.Этими учеными изучался мотив достижения в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. Определите и укажите их имена:
53. Данные, полученные этим исследователем, позволяют ему говорить о различии мотивов у спортсменов-новичков мужского и женского пола, однако у спортсменов со стажем занятий межполовые различия стираются. Укажите его имя:
54. Форма целенаправленной внутренней и внешней энергичности, связанной с интересами, психологической направленностью спортсмена и проявляющаяся как в психофизиологических процессах, так и в двигательных действиях:
а) активность спортсмена;
б) деятельность спортсмена;
в) подвижность спортсмена.
56. В концепции этого ученого структура деятельности представлена следующим образом: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально-важные качества. Укажите его имя:
б) Г. В. Суходольский;
57. Процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата:
58. По мнению этого ученого структура деятельности представлена следующим образом: цель, задача, исходный материал, средства, процедура, продукт. Определите и укажите его имя:
б) Г. В. Суходольский;
59. Согласно представлениям этого ученого структура деятельности представлена следующим образом: потребность, мотив, объект, цель, условия среды, средства, состав, контроль, оценка, продукт. Укажите его имя:
б) Г. В. Суходольский;
60. В концепции этого ученого структура деятельности представлена следующим образом: цель, модель условий, программа, критерий успеха, информация о результатах, решение о коррекции. Определите и укажите его имя:
б) Г. В. Суходольский;
61. Этим исследователем был предложен общий подход в определении психологической структуры спортивной деятельности. Он выделяет три блока деятельности спортсмена: мотивацию, средства и результаты деятельности. Определите и укажите его имя:
62. Предлагаемая этими авторами схема двигательного состава спортивной борьбы расписана с позиции двух теорий: деятельности и спорта, а также с точки зрения практики этого вида спорта. Укажите их имена:
63.Этот исследователь рассматривает двигательную структуру деятельности дзюдоиста, как совокупность трех групп действий — образующих, действий обеспечивающих взаимодействие, а также способствующих действий, различное сочетание которых образуют технические действия. Определите и укажите его имя:
64.Описание вида спорта с точки зрения требований к психическим и физическим качествам спортсмена, применяемое для осуществления спортивного отбора. Определите и укажите его название: А) профессиограмма;
65. Система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, идеологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей, подростков для специализации в определенном виде спорта:
а) спортивный отбор;
б) спортивная ориентация;
в) спортивная селекция.
66. Система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Определите и укажите его название:
а) спортивный отбор;
б) спортивная ориентация;
в) спортивная селекция.
67. Впишите вместо многоточий основные принципы отбора.
а) принцип. признака;
в) принцип. тестирования.
Правильные ответы: принцип доминантного признака, принцип специфичности, принцип комплексности тестирования.
68. Психологическая процедура, основной целью которой является изучение спортсмена: специфики протекания психических процессов, психических состояний, свойств личности, социально-психологических особенностей деятельности:
а) спортивная психодиагностика;
69. Прикладной раздел спортивной психологии, предметом которой является эмпирическое изучение психических особенностей спортсменов.
а) спортивная психодиагностика;
70. Психологическая процедура, связанная с измерением или испытанием, которое осуществляется с целью определения состояния, процессов, свойств или способностей спортсмена.
а) спортивная психодиагностика;
71. Совокупность папиллярных линий кожного рельефа ладонных и подошвенных поверхностей. Определите и укажите его название.
72. Целенаправленная активность спортсмена, определенная специфическими мотивами и интересами, внутренне стимулируемая психофизиологическими процессами, а внешне проявляется в виде его специфической активности:
а) двигательные действия;
73. Многолетняя спортивная деятельность, направленная на достижение высоких соревновательных результатов:
б) спортивная карьера.
74. В 1976 году этот ученый в научный обиход ввел термин «выгорание». Укажите его имя:
75.Это состояние определяют как конечный результат длительной и тяжелой работы, при которой спортсмену трудно выдерживать стандартный режим тренировочных нагрузок и он не может демонстрировать результаты, которые показывал до этого. Определите и укажите его:
77. Как называется сочетание у человека традиционно мужских и женских качеств?
в) гендерный стереотип.
78. Как называется обозначение пола как социокультурного конструкта, социальный аспект отношения полов?
в) гендерный стереотип.
79. Как называется разновидность социальных стереотипов, упрощенный схематизированный и устойчивый образ мужчин и женщин?
а) гендерный стереотип;
80. Как называются нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин?
81. Как называются нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин?
82. Анализ деятельности тренера позволил этим исследователям выделить следующие основные функции: информационная, обучающая, воспитательная, руководящая, административная. Укажите их имена.
83. Наличие этих способностей предполагает способность к планированию и организации учебно-тренировочного процесса, а также прогнозирование и предвидение результатов собственной деятельности:
а) дидактические; г) волевые;
б) академические; д) организационные.
84.Эти способности позволяют эффективно планировать систему собственных действий на тренировках, умение заранее предвидеть затруднения при обучении и предотвращать их:
85.Этот стиль работы предполагает опору тренера на своих помощников, на распределение функций между ними и внимательное отношение к спортсменам:
а) авторитарный стиль;
б) демократический стиль;
в) либеральный стиль.
86. Негативное предстартовое состояние, характеризующееся пониженным эмоциональным возбуждением, вялостью, настроением астенического характера, ухудшением протекания психических процессов, что приводит к снижению физической активности:
б) предстартовая апатия;
в) предстартовая лихорадка.
87. Позитивное эмоциональное состояние спортсмена перед соревнованием, характеризующееся оптимальным уровнем эмоционального возбуждения:
б) предстартовая апатия;
в) предстартовая лихорадка.
88. Негативное предстартовое состояние, характеризующееся высоким уровнем эмоционального возбуждения:
б) предстартовая апатия;
в) предстартовая лихорадка.
89. Комплекс мероприятий, направленных на решение наиболее общих психологических проблем спортсменов:
а) специальная психологическая подготовка;
б) общая психологическая подготовка спортсмена;
в) психологическое обеспечение спортивной деятельности.
90. Комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие и совершенствование систем психического регулирования спортсмена:
а) специальная психологическая подготовка;
б) общая психологическая подготовка спортсмена;
в) психологическое обеспечение спортивной деятельности.
A) Специальная психологическая подготовка;
Б) Общая психологическая подготовка спортсмена;
B) Психологическое обеспечение спортивной деятельности.
а) психологическое консультирование;
б) психологическое влияние;
в) психологическое сопровождение спортивной деятельности.
93. Психологическая процедура, основной целью которой является изучение спортсмена:
а) спортивная психодиагностика;
94. Прикладной раздел спортивной психологии, предметом которой является эмпирическое изучение психических особенностей спортсменов:
а) спортивная психодиагностика;
95. Психологическая процедура связанная с измерением или испытанием, которое осуществляется с целью определения состояния, процессов, свойств или способностей спортсмена:
а) спортивная психодиагностика;
96. Комплекс мероприятий, направленных на формирование у спортсмена особого состояния, позволяющего ему наиболее эффективно реализовать свои возможности:
97. Метод самовнушения, который основан на многократно повторяющихся словесных утверждениях и самоприказах:
98. Метод психологического воздействия на личность, который позволяет специалисту вызвать у спортсмена определенные чувства и состояния:
99. Процесс, вызывающий активацию психической деятельности спортсмена, позволяющий успешно выполнить двигательную задачу или успешно выступить в соревновании:
100. Психическое состояние спортсмена, которое может быть обусловлено напряженной тренировочной и соревновательной деятельностью, характеризующееся высоким уровнем мобилизации сил спортсмена:
б) психическая напряженность;
101. Состояние организма спортсмена, которое характеризуется существенным увеличением времени восстановления работоспособности после больших нагрузок:
б) психическая напряженность;
102. Патологическое состояние спортсмена, которое характеризуется существенным снижением уровня физической активности, отрицательными признаками функционального характера в сочетании с психической депрессией:
б) психическая напряженность;
103. Качество, необходимое спортсмену, и проявляющееся в его умении не теряться и управлять своими эмоциями в экстремальных условиях соревновательного характера:
б) психическая устойчивость;
104.Волевое качество, которое проявляется в реалистичном оценивании спортсменом своих возможностей в ходе овладения спортивной деятельностью, а также оценивании собственного преимущества над соперниками в ходе выступлений в соревнованиях:
б) психическая устойчивость;
333 Тесты разработаны доцентом кафедры психологии, кандидатом педагогических наук С.К. Багадировой. Жирным шрифтом выделены правильные ответы.