укажите в каком соотношении находятся понятия законотворчество и правотворчество
Укажите в каком соотношении находятся понятия законотворчество и правотворчество
Тест по теории государства и права
Выберите правильный ответ:
1. Укажите, что характеризует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как явлений общественной жизни, их взаимосвязь и взаимовлияние :
а) предмет теории государства и права;
б) систему науки теории государства и права;
в) методологию государства и права.
а) совокупность приемов и методов осуществления
б) способ организации верховной власти в стране;
в) территориальное строение государства.
3. Какая форма государственного устройства позволяет иметь свои органы власти в центре и в регионах?
а) территориально-политическое деление государства;
б) совокупность политических партий и организаций,
действующих в государстве;
в) совокупность методов, способов и средств осуществления
5. Выберите из перечисленного признак, характеризующий демократический политический режим :
а) подавляется личность и ее права, отсутствует разделение
властей и независимое правосудие;
б) свобода действий различных политических партий,
профсоюзов, иных объединений;
в) управление обществом осуществляется одним лицом либо
группой лиц, не представляющими интересов большинства
а) направление деятельности органов государства;
б) цели и задачи государства;
в) основные направления деятельности государства.
7. Государственные органы по принципу разделения властей классифицируют на :
а) высшие и местные;
б) законодательные, исполнительные, судебные;
в) правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.
8. Определите, каково соотношение понятий социальная норма и норма права?
а) это тождественные понятия;
б) социальные нормы – это часть норм права;
в) нормы права – это часть социальных норм.
9. Каково назначение гипотезы юридической нормы?
а) указывает на правовые последствия;
б) определяет круг субъектов правоотношения;
в) указывает на фактические обстоятельства, при которых норма
вступает в действие.
10. Укажите признак, отличающий закон от иных нормативных
а) издается в определенном порядке;
б) имеет общеобязательный характер;
в) обладает высшей юридической силой.
11. Какая разновидность норм права определяет меры
в) специального действия.
12. Судебный прецедент широко распространен в
13. Укажите, в каком соотношении находятся понятия законотворчество и правотворчество :
а) тождественные понятия;
б) правотворчество – вид законотворчества;
в) законотворчество – вид правотворчества.
14. Может ли быть ограничена дееспособность граждан?
а) может быть ограничена с согласия самого гражданина;
б) не может никогда;
в) может быть ограничена в судебном порядке.
а) способность быть субъектом правоотношений;
б) способность нести юридическую ответственность за
в) способность быть носителем юридических прав и
16. Нормативно-правовой акт вступает в силу :
а) со времени указанного в самом акте или специальном акте о
введении его в действие;
б) по истечении определенного срока;
в) с момента его принятия Государственной Думой в первом
17. Принцип обратной силы означает, что предписания нормативного акта :
а) распространяется на отношения, возникшие в результате его
б) не распространяется на те отношения, которые возникли и
существовали до его издания;
в) распространяется на те отношения, которые возникли и
существовали до его издания.
18. Укажите основное отличие акта применения права от нормативного акта :
а) властность предписания;
б) порождения юридических последствий;
в) индивидуально-конкретный характер.
19. Выберите, что из указанного является актом правоприменения :
а) приговор суда по конкретному делу;
в) указ Президента нормативного характера.
20. Укажите отличительный признак официального толкования :
а) имеет обязательный характер;
б) научно обоснован;
в) письменно закреплен.
21. Соотнесите понятия законодательство и система права :
а) тождественные понятия;
б) система права – это часть законодательства;
в) законодательство – это часть системы права.
22. Выберите в перечне институт права :
а) гражданское право;
в) административное право.
23. Аналогия права применяется :
а) при обнаружении пробела в праве, когда нет аналогичной нормы;
б) для создания нового нормативно-правового акта;
в) при обнаружении пробела в праве.
24. Укажите, к какому виду правонарушений относится нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения?
а) Дисциплинарный проступок;
в) административный проступок.
25. Определите, что является объектом посягательства при совершение кражи?
б) право собственности на вещь;
в) лицо у которого украли вещь.
26. К субъективной стороне правонарушения относят :
а) лицо совершившее правонарушение;
б) отношение окружающих к проступку;
в) психическое отношение субъекта правонарушения к совершенному
деянию и его последствиям.
27. К какому виду юридической ответственности относится наказание в виде лишения свободы?
28. Выберите из указанного вид дисциплинарного взыскания, применяемый администрацией предприятия к работнику, нарушившему трудовую дисциплину:
б) выговор с замечанием в трудовую книжку;
29. Соотнесите понятия законность и правопорядок :
а) это тождественные понятия;
б) правопорядок – это часть законности;
в) законность – это часть правопорядка.
30. К какой правовой системе относится национальная система права Франции?
Правотворчество и законотворчество
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие правотворчества
Правотворчество — это деятельность государственных органов, направленная на принятие, изменение, совершенствование или отмену юридических норм. Правотворчество знаменует возведение государственной воли в закон.
Правотворчество является формой государственного управления обществом, осуществляется государственными органами вне зависимости от типа государства, его задач, организации и форм осуществления государственной власти. Субъектами правотворчества являются государственные структуры и органы, наделенные необходимыми полномочиями для принятия законов. Правотворчество осуществляется в рамках предусмотренных процессуальных норм и является средством управления обществом, проявлением государственной деятельности.
В РФ только представительные и исполнительные органы власти могут издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы). Нормативные акты обладают разной юридической силой (в зависимости от места издавшего их органа в механизме правового регулирования).
Содержание правотворчества — это последовательные организационные действия. Начальным этапом правообразования является потребность в регулировании конкретных общественных отношений. Государство может самостоятельно издать нормативный акт, официально признать определенное общественное отношение юридическим, официально закрепить в качестве юридической нормы сложившийся правовой обычай.
Способы правотворческой деятельности:
Полномочия на правотворчество регламентированы Конституцией РФ, законодательством. В РФ правом принятия нормативных правовых актов обладают: Совет Федерации, Государственная Дума, представительные органы субъектов РФ, органы местного управления. Правотворческими органами являются Правительство, Президент, министерства, ведомства, главы администраций.
Готовые работы на аналогичную тему
Принципы правотворчества являются руководящим началом, положения деятельности, обуславливающие с принятие, отмену или замену юридических норм.
Особенности законотворчества
Законотворчество — это основная составляющая правотворческого процесса.
Этапы законотворческого процесса:
До начала подготовки проекта закона проводятся предварительные работы, направленные на выявление потребности в принятии нормативного акта и соответствия целям правового регулирования. Перед началом разработки каждого проекта подготавливается справка о действующем правовом регулировании рассматриваемого вопроса в РФ и в иных странах.
На начальной стадии выделяются основные положения нормативного акта, которые должны решить поставленные задачи. При подготовке первоначального текста формируются специальные комиссии, ответственные за законопроект, проводится юридическая экспертиза. Предварительное обсуждение происходит с широким кругом субъектов. Наиболее важные законопроекты выносятся на референдум. Проект окончательно редактируется после учета всех предложений и замечаний.
Стадии принятия нормативного правового акта:
Соотношение правотворчества и законотворчества
Правотворчество и законотворчество — тесно взаимосвязанные, но различные явления правовой жизни общества. Процесс правотворчества охватывает формирование и принятия всего многообразия нормативно-правовых актов. Результатом правотворчества являются законы, подзаконные нормативные правовые акты, юридические прецеденты, нормативные договоры. Результатом законотворчества выступают только законы.
Правотворчество заключается в формировании права как институционального образования правовой действительности, а законотворчество является деятельностью специальных субъектов права по созданию законов. Правотворчество завершает процесс правообразования, приводит к появлению основных источников права. Стратегия правотворчества — искусство создания правовой основы развития общества с помощью правового закона. Основа данной стратегии лежит в плоскости создания правовых законов, основанных на началах гуманизма, нравственности, справедливости, соответствующих демократическим принципам права, общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции РФ.
Соотношение понятий «законотворчество» и «правотворчество»
Составной частью правотворчества является процесс законотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность не всех, а только высших законодательных органов того или иного государства. Соответственно, законотворчество порождает не всю систему источников права, нормативных правовых актов, а только те из них, которые являются законами. Таким образом, правотворчество и законотворчество соотносятся как целое и часть.
В процессе правотворчества действуют как объективные, так и субъективные факторы.
Объективные факторы обусловлены назревшей потребностью общества в регулировании социальных отношений.
Например, в начале 90-х гг. XX в. в России возникла объективная потребность перевести экономику на рыночные отношения. Эта потребность стала реализовываться. В частности, были приняты такие законы, как ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 2007 г., ФЗ «Об акционерных обществах» 1995 г.
Субъективные факторы обусловлены тем, что на всех стадиях правотворчества участвуют вполне конкретные люди, и от их субъективного усмотрения зависят содержание правового акта, сроки его принятия и т.д. Так, от персонального состава рабочей группы по составлению законопроекта во многом зависит выбор научной доктрины, которая кладется в основу будущего закона, основные положения будущего нормативного акта. Довольно часто принимаются законы, отражающие интересы определенных групп населения.
В то же время субъективные факторы действуют в рамках объективных факторов, и субъективные усмотрения законодателей не могут выйти за определенный рубеж.
Принципы права
Рассказов Л. П. Теория государства и права.
Специфика той или иной отрасли права наиболее наглядно выражается в его принципах. Слово «принцип» латинского происхождения (принцип: от лат. principium – начало) и в переводе означает «основа» или «первоначало». В теории права под принципами понимаются выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.
Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения.
По мнению одних учёных, принципы – это теоретические положения (идеи), другие считают, что принципы – это правовые нормы с общим содержанием (главные правовые нормы).
Достаточно ли определять принцип только как теоретическое положение (идею, научную категорию)? Нет. Характерной чертой правового принципа является нормативность (обязательность), следовательно, он должен быть выражен в правовой форме. Этим принцип права отличается от иных неправовых принципов, например морали, нравственности и др.
Принцип как положение (идея) провозглашается в правовой норме, тем самым находит своё нормативное закрепление в качестве принципа права, формально становясь нормой права. Возьмём в качестве примера гражданское процессуальное право. В Конституции РФ закреплён следующий межотраслевой принцип гражданского процесса: «Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон» (ст. 123 Конституции РФ, ст. 12 ГПК РФ). Но недостаточно только декларировать принцип в правовой норме общего характера. Для того чтобы руководствоваться правовым принципом, а иначе в нём просто нет смысла, в законе должно быть определено его содержание. Содержание принципа раскрывается в той же норме, в которой он провозглашается, или в другой/других нормах. Так, содержание принципа состязательности находит выражение в целом ряде правовых норм (ст. 35, 56 и др. ГПК РФ). Однако нормативное содержание этого и других принципов раскрывается на основе смысла идеи состязательности.
Принципы – это то, что пронизывает право, выявляет его содержание. В принципах концентрируются характерные черты как права вообще, так и его соответствующей отрасли. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.
Большинство входящих в соответствующую отрасль права «рядовых» норм формируется под воздействием и в развитии того или иного принципа либо группы принципов отрасли. Зная отраслевые принципы, квалифицированный юрист может составить достаточно четкое представление и о большинстве «рядовых» норм конкретной отрасли права.
Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.
Понятие, содержание и принципы правотворчества
Морозова Л. А. Теория государства и права
Как свидетельствует термин «правотворчество», речь идет о творении, создании права.
Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов.
Правотворчество представляет собой:
1) монопольную деятельность государства, поскольку все нормы права создаются государством, последнее придает им статус общеобязательных правил поведения. Иначе говоря, правотворчество — это государственная по своему характеру деятельность, направленная на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков и вытеснение нежелательных для общества отношений;
2) созидательно-интеллектуальную деятельность. Она связана с познанием, изучением, анализом явлений и процессов деятельности, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений, формулированием правил поведения, определением механизма их реализации и рядом других процессов, требующих больших знаний, умения, профессионализма;
3) процессуальную деятельность. Она имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Нарушение процесса правотворчества может привести к признанию принятого акта недействительным. В ходе процесса правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов, согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права, оформление принятого решения, придание ему государственно-властного характера.
Процесс правотворчества в демократических государствах осуществляется на основании определенных принципов, т. е. руководящих началах, требованиях. К числу этих принципов в юридической литературе принято относить: законность, демократизм, научность, профессионализм, гласность, системность. Иногда называют и другие принципы, но перечисленные признаются в целом всеми учеными.
1) Принцип законности предполагает:
· принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;
· оформление определенной процедурой. Законность означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной, соответствующей нормам права процедуре. Так, процесс принятия федеральных законов достаточно подробно описан в Конституции России;
· выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта;
· новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.
2) Принцип демократизма. Демократизм предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.
Принцип демократизма проявляется прежде всего в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями. Наконец, работа законодательных органов транслируется по телевидению, как центральному, так и местному. Одним словом, население широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности.
Для более широкого учета общественного мнения желательно наличие альтернативных проектов наиболее важных правовых актов. Так, в России в начале 1990-х гг. было опубликовано несколько проектов конституции, тысячи ученых, специалистов, простых граждан высказывали свое мнение в средствах массовой информации, на конференциях, семинарах, симпозиумах. В конечном итоге, как известно, конституция была принята на всероссийском референдуме, который является высшей формой проявления демократизма.
Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются, конечно же, в меньших масштабах, соответственно, и их роль в жизни общества также гораздо меньше.
3) Принцип научности. Научность означает, что правовые акты составляются на основе результатов научных исследований в соответствующей сфере общественных отношений. В частности, используются опросы населения, экспертов по различным вопросам содержания будущих правовых актов.
Для соблюдения этого принципа законопроект должен готовиться при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни и т.д.
При таком анализе используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д.
Принцип научности также включает в себя учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой; учет научных рекомендаций.
4) Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку, как уже указывалось, этот вид государственной деятельности требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества разнообразных факторов объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.
Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют в подавляющем большинстве случаев профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.
5) Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т. е. доведению до сведения населения. В статье 15 Конституции РФ закреплено: «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Однако это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну. Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, поскольку предполагает участие общественности в подготовке и обсуждении проектов основополагающих актов.
6) Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.
7) Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.
8) Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.
9) Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.
Правотворчество следует отличать от правообразования. Последнее — более широкое понятие, чем правотворчество, и включает в себя анализ социальной ситуации в стране, выявление потребности в правовом регулировании общественных отношений, осознание этой потребности, ее адекватное правовое выражение. Процесс правообразования завершается выработкой и принятием конкретного нормативного правового акта. Следовательно, правотворчество есть завершающий этап процесса правообразования, результат правообразования и его конечный результат.
Соотношение правотворчества, законодательного и законотворческого процессов
Правотворчество государства – одна из форм управления обществом. Правотворчество как более широкая юридико-философская категория включает в себя как «подзаконное правотворчество», так и «законодательное правотворчество». Давая определение понятию «подзаконное правотворчество», необходимо определить правотворчество в контексте субъектов, имеющих право осуществлять подзаконное правотворчество, и видов правовых актов, являющихся продуктом (результатом) подзаконного правотворчества.
Так, подзаконное правотворчество представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц по созданию, изменению, отмене правовых норм и изменению сферы их действия. В связи с этим законодательное правотворчество представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, а также непосредственно населения страны, субъектов Российской Федерации по созданию, изменению, отмене правовых норм, обладающих высшей юридической силой, и изменению сферы их действия.
Особенностью подзаконных нормативных правовых актов сегодня как результата подзаконного правотворчества в рассматриваемом контексте является то, что они сами по себе являются в настоящее время способом более детального регулирования общественных отношений.
Сегодня подзаконные нормативные акты также довольно часто устраняют пробелы, вызванные принятием законов, не содержащих детального регулирования процедуры и механизма их применения.
Но, с другой стороны, если в принятом законе не содержится механизмов и процедур его реализации, то налицо отсутствие возможности применять данный закон, так как имеет место неурегулированность нормами права общественных отношений, подлежащих правовому регулированию в силу необходимости реализации принятого закона.
При всем при этом необходимо отметить, что возможные пробелы в принятом законе недопустимо устранять за счет подзаконных нормативных правовых актов, установление механизмов и процедур исполнения которых, в рассматриваемом случае, будет превышать данные рамки и регламентировать те общественные отношения, которые были упущены при принятии закона (т.е. устранять пробелы). Казалось бы, что в этом плохого. Законодатель упустил что-либо, и субъект, обладающий правом издания подзаконных нормативных правовых актов, устраняет выявленный пробел. Сэкономлено время, отсутствует перегрузка дополнительной работой законодательных органов.
Но принятие законов – это опосредованная через народных представителей воля гражданского общества. Именно так, как указано в законе, граждане желают регулировать те или иные общественные отношения. Несмотря на то что воля гражданского общества носит опосредованный характер, это воля населения страны. Устранение пробела в принятом законе путем издания в подзаконном нормативном правовом акте отсутствующей нормы – это формализованная воля должностного лица, уполномоченного принимать подзаконные нормативные правовые акты. Его воля может противоречить воле населения всей страны. Кроме того, отсутствие норм в нормативных правовых актах должно устраняться путем принятия равных по юридической силе нормативных правовых актов, т.е. «равное устраняется равным». Следует согласиться с точкой зрения К.Ю. Тотьева, выраженной в статье «Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве», что если исходить из понимания государства как общества, которое агрегировано и устроено публично-властным способом, то приходится признать, что государственные интересы тождественны общественным. В то же время необходимо разграничивать государство и государственный аппарат, который склонен выдавать свои ведомственные интересы за общественные. Правовым инструментом, способствующим чиновникам под видом публичных интересов реализовывать свои собственные, сегодня является «подзаконное правотворчество» в силу устаревшей парадигмы роли и значения подзаконных нормативных актов в системе правотворчества современной России.
Нормы законов являются прямым результатом деятельности институтов власти, и их исполнение зависит от того, насколько точно были оценены возможность и необходимость законодательного регулирования процессов, происходящих в различных сферах государственной и общественной жизни. Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права.
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
В юридической литературе можно встретить понятие «процесс законотворчества», которое не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.
С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона.
Совокупность процедур составляют стадии законодательного процесса, т.е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.
Существуют различные мнения относительно количества стадий законодательного процесса и, соответственно, объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяют, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия). У других юристов встречается шесть стадий. Прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.
Как правило, в работах концептуального характера, посвященных данному вопросу, выделяются четыре основные стадии законодательного процесса:
Процедуры законодательного процесса, составляющие содержание его этапов, в большинстве стран регламентируются нормами конституций, других законов и регламентами.
К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.
Учитывая различия в содержании терминов «законотворческий» и «законодательный» процесс, необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребности в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.
Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах и обязанностях.
Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формирует решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.
Кроме того, есть иные субъекты законодательного процесса, участие которых в законодательной деятельности напрямую зависит от их свободного выбора собственного поведения (его вида и меры).
Так, граждане, принимая решение участвовать или не участвовать в референдуме – всенародном голосовании, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. Как правило, на референдумах имеют право участвовать все лица, обладающие активным избирательным правом.
Государственные органы и должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. Так, согласно Конституции РФ (ст. 108) Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции РФ. При принятии прочих федеральных законов вне зависимости от того, принял ли фактически Совет Федерации закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, указанный орган является участником законодательного процесса в силу ч. 2 ст. 105 Конституции РФ.
Центральная комиссия референдума Российской Федерации участвует в законодательном процессе согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», обеспечивая проведение всенародного голосования в России.
Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям, относящимся к их численности:
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также в некоторых случаях граждане и их объединения.
Все субъекты законодательного процесса можно разделить на следующие группы:
Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправка к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию, процедурой принятия закона, особенностями сферы деятельности государства и общества.
При этом все субъекты законодательной инициативы:
Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права.
Введение в действие закона означает создание условий, позволяющих субъектам общества беспрепятственно и эффективно удовлетворять многообразные интересы и потребности. Это, в свою очередь, приводит к качественному и количественному изменению таких потребностей, что вызывает необходимость в установлении новых нормативных регуляторов (т.е. принятие новых законов для регулирования развивающихся отношений в обществе).