улица подбельского станция метро какая сейчас называется
Сергей Собянин переименовал станцию метро «Улица Подбельского»
Информация о том, что станция, названная в честь одного из руководителей московского восстания 1917г., ленинского наркома почты и телеграфа Вадима Подбельского, сменит название, появилась еще в начале апреля. Как объяснял председатель комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов Москвы Леонид Печатников, для переименования есть две причины.
Вадим Подбельский родился в семье ссыльного, убитого в противостоянии с правительственной армией. Уже в юности Подбельский распространял нелегальную литературу, организовывал незаконные митинги и дрался с полицией. Несколько раз был арестован, подвергался ссылкам, но к 1917г. попал в Москву и стал депутатом местного Совета.
В октябре Подбельский был среди руководителей вооруженного восстания, в ходе которого сторонники большевиков штурмовали и после ожесточенного боя захватили Кремль. После победы возглавил наркомат почты и телеграфа, участвовал в Гражданской войне, будучи представителем центрального правительства на южном фронте. Вадим Подбельский умер в 1920г. Он похоронен у Кремлевской стены.
Волна переименований станций метро прокатилась по Москве после 1991г. Тогда «Дзержинская» стала «Лубянкой», «Проспект Маркса» – «Охотным Рядом», «Горьковская» – «Тверской», «Площадь Ногина» – «Китай-городом», «Кировская» – «Чистыми прудами». «Площадь Свердлова» – «Театральной», «Щербаковская» – «Алексеевской», «Ждановская» – «Выхино», «Лермонтовская» – «Красными воротами».
Москва: Станцию метро «Улица Подбельского» переименуют в «Бульвар Рокоссовского»
Image:
В столице остается свыше десятка станций метрополитена, не соответствующих топонимическим объектам, расположенным на поверхности. Станция столичного метро «Улица Подбельского» будет переименована в «Бульвар Рокоссовского», пишет газета Известия со ссылкой на Городскую межведомственную комиссию по наименованию территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, организаций и других объектов города Москвы.
По словам председателя данной комиссии Леонида Печатникова, решение не имеет политических мотивов. Оно связано с тем, что на поверхности нет одноименной улицы, а станция меняет функциональный статус из-за вхождения в ТПУ. На сегодняшний день в российской столицы остается свыше десятка станций, названия которых не соответствуют топонимике на поверхности.
В соответствии со столичным законодательством, название станции метро «должно соответствовать наименованиям расположенных на поверхности значимых объектов».
Действующий закон разрешает переименовать в связи с изменением его функционального статуса. В настоящее время рядом со станцией планируется развернуть строительство транспортно-пересадочного узла малого кольца Московской железной дороги, что приведет к изменению функционального статуса объекта.
Вадим Подбельский, чье имя носит станция, был одним из руководителей вооруженного восстания в Москве в октябре 1917 года, а потом — комиссаром почт и телеграфа Москвы и РСФСР. Новое название — «Бульвар Рокоссовского» — комиссия решила присвоить и станции, и ТПУ. Это связано с тем, что на поверхности находится бульвар, названный в честь одного из главных полководцев Великой Отечественной войны маршала Константина Рокоссовского.
Станция будет переименована сразу после того, как проект постановления будет подписан мэром Москвы Сергеем Собянина. «Никакой политики, никакой идеологии в этом решении нет. Поскольку нет самой улицы Подбельского, возникла необходимость в переименовании станции метро», — сказал вице-мэр.
Чтобы успокоить коммунистически настроенных столичных жителей, Печатников заявил, что память революционера будет сохранена, так как на поверхности остаются еще 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й проезды Подбельского.
Из всех станций метро сейчас чаще всего поднимается вопрос о переименовании станции «Войковская». Ранее к властям по этому поводу обращались общественные организации, сейчас подписи собирают жители района Войковский. Они хотят переименовать район, станцию метро и пять проездов, носящих имя революционера Петра Войкова, который был одним из организаторов расстрела царской семьи.
«Коминтерн» и «Щербаковская»: старые названия станций метро
Фото: ТАСС/ Виктор Великжанин
Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». M24.ru выяснило, какие еще станции меняли свои названия и почему.
Говорят, что Россия – это страна с непредсказуемым прошлым. Разумеется, Московский метрополитен, вот уже более полувека несущий на своих плечах львиную долю всей транспортной нагрузки в российской столице, не является исключением. В нем все время что-то переименовывают, да и сам он уже успел один раз сменить свое имя, а возможно, что и второй раз тоже не за горами. Но если метро все же переименуют, то случится это не во второй, а в третий раз.
Многим известно, что до 1955 года Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен был «имени Л.М. Кагановича», а после и до наших дней включительно стал «имени В.И. Ленина». А должен был называться в соответствии с духом времени – «имени И.В. Сталина», по крайней мере именно такой вариант был принят на собрании метростроевцев.
Понятно, что данная «инициатива снизу» на самом деле была спущена «сверху», то есть из Московского комитета ВКП(б). А помогал рабочим принять правильное решение отвечавший за метрострой парторг К.Ф. Старостин. Словом все было согласовано по всем инстанциям и никто, конечно же, не возражал – но тут воспротивился сам «виновник торжества».
До ЦК партии дошли слухи, что коллектив метро имеет желание присвоить метро имя товарища Сталина. Ввиду решительного несогласия Сталина с таким предложением и ввиду того, что Сталин столь же решительно настаивает на том, чтобы метро было присвоено имя товарища Кагановича, который прямо и непосредственно ведет успешную организационную и мобилизационную работу по строительству метро, ЦК ВКП(б) просит коллектив не принимать во внимание протестов и вынести решение о присвоении метро имени Л.М. Кагановича.
Ну а «имени В.И. Ленина» метрополитен стал, как уже было сказано, 29 ноября 1955 года. Между прочим, причину этого переименования не сообщает нам ни один справочник по истории метро и ни одна из известных биографий Кагановича. В большинстве случаев от читателя отделываются ничего не значащими фразами вроде «в связи с новыми веяниями в руководстве страны», так что о причинах остается только догадываться. Может быть, таким образом начинали тихой сапой бороться с «культом личности» еще до ХХ съезда – отказываясь от названий, связанных с именами еще живых и стоящих при власти начальников. А может просто Хрущев хотел таким образом подвинуть одного из легендарных сталинских наркомов, видя в нем соперника…
Сегодня то та, то другая партия или общественная организация периодически выступает с требованием «убрать имя вождя большевистского переворота Ленина с карты московского метрополитена» (построенного, к слову сказать, именно большевиками, в царские-то времена ни один проект так и не был реализован). И кто знает, что будет завтра, возможно, что в один прекрасный день, войдя в вагон, мы уткнемся глазами в схему «Московского метрополитена имени Николая Романова». В стране «непредсказуемого прошлого» еще и не такое бывает.
От бывших и возможных в будущем переименований московского метро в целом спустимся на уровень ниже – к названиям линий. Как правило, их меняли не по идеологическим причинам, а просто из-за того, что линии продлевали, появлялись новые станции и новые районы, с которыми они были связаны. Впрочем, из этого правила есть целых три исключения.
«Мосгорсправка»: Что делать жителям переименованной улицы
Еще более любопытная история вышла с «Александровским садом». В 1935 году, когда открывали московский метрополитен, Воздвиженку как раз переименовали в улицу Коминтерна. При этом станция какое-то время называлась просто «Коминтерн», правда неизвестно насколько это название было официальным, но в самой первой схеме московского метро, изданной в мае 1935 года, был указан именно такой вариант. Потом, видимо, все же решили, что топонимика будет поважнее идеологии, и сделали, как наверху «Улица Коминтерна».
Фото: ТАСС/ Олег Власов
В 1943 году Сталин распустил Коммунистический интернационал, который он всю жизнь откровенно недолюбливал и называл «лавочкой». 24 декабря 1946 года улица Коминтерна стала улицей Калинина, а станция метро – «Калининской». В 1963 году эта улица исчезла с лица Москвы, став частью Калининского проспекта. Ну а 5 ноября 1990 года грянули те самые «поповские» переименования и Калининский проспект «разобрали обратно» на Новый Арбат и Воздвиженку. Возник вопрос: «Как же быть со станцией метро?» Решили не прерывать традиции и назвали «Воздвиженкой». Это имя станция носила всего несколько дней (успели даже отпечатать новые схемы), а потом ее внезапно и по совершенно непонятным причинам переименовали в «Александровский сад». Зачем? А никто не знает, включая официальный сайт Московского метрополитена.
История переименований «Охотного ряда» более известна и, как ни странно, более логична. При Сталине станция так и называлась, а после его смерти, когда у Кагановича «отобрали» весь метрополитен, то взамен «подарили» ее в качестве своего рода компенсации.
Если бы кто-нибудь додумался провести в московском метро конкурс на самое уродливое и труднопроизносимое название, то станция «Имени Л.М. Кагановича», безусловно, заняла бы там одно из первых мест. Правда, носила она это имя всего два года – пока сам Каганович не «оскоромился» по-крупному с «антипартийной группой». Когда его сняли со всех постов и влепили «строгача с занесением» в личное дело, станцию переименовали обратно в «Охотный ряд». Тут бы и сказочке конец, но в 1961 году наверху произошло очередное административное слияние улиц: из Охотного ряда, Моховой и Театрального проезда сделали проспект Маркса. Чтобы закрепить новую топонимику в сознании москвичей, решили заодно назвать по-новому и станцию метро. Ну а в 1990 году ей снова вернули изначальное имя.
Взаимоотношения «Измайловской» с «Измайловским парком» больше похожи на анекдот. Согласно перспективной схеме 1957 года, «Измайловская» должна была называться «3-й Парковой». Перед открытием в 1961 году ее переименовали в «Измайловский парк», поскольку второй ее выход вел прямо в Измайловский лесопарк. Но в 1963 году ей устроили «обмен имен» с соседкой. А у той была своя, не менее веселая история…
Изначально станция «Измайловский парк» должна была носить имя «Стадион имени Сталина» (варианты – «Стадион народов», «Стадион СССР»), поскольку главный стадион страны начинали строить именно там, а не в Лужниках. Потом грянула война, и от нашего ответа берлинскому Olympiastadion осталась одна готовая трибуна, внушительные подземные сооружения и циклопические развалины, а станцию назвали «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». В 1948 году решили, что Сталина на этой линии стало как-то слишком много («Семеновская» тогда называлась «Сталинская») и переименовали станцию в «Измайловскую». Ну а когда построили «Измайловский парк», то выяснилось, что у старой станции один из выходов расположен почти рядом с центральным входом в этот самый парк. Недолго думая, станции поменяли именами, из-за чего целых 42 года несколько поколений москвичей путались в них, как в трех соснах. Только в 2005 году при Лужкове навели наконец порядок и переименовали «Измайловский парк» в «Партизанскую», в связи с тем что именно в Измайловском парке каждое 9 мая встречаются ветераны партизанского движения.
Станцию «Алексеевскую» изначально так и хотели назвать – из-за села Алексеевское, которое располагалось в этом районе примерно с конца XIV века. Затем на перспективных схемах, нарисованных после 1958 года, ее стали обозначать «Щербаковской» в честь первого секретаря Московского обкома ВКП(б) 1938-1945 годов и партийного куратора при Максиме Горьком А.С. Щербакова. Но когда в 1958 году ее наконец открыли, то дали ей совершенно другое, красивое и в чем-то даже поэтическое имя – «Мир». А в 1966-м она все-таки стала «Щербаковской», поскольку находившийся через одну остановку в сторону центра «Ботанический сад» переименовали в «Проспект Мира». Кстати, название «Ботанический сад» вновь появилось на Калужско-Рижской линии 12 лет спустя, в 1978 году, и снова через одну остановку от «Алексеевской», правда, теперь уже в направлении из центра. А «Щербаковскую», как и многие другие «слишком советские» станции, переименовали уже при Попове – 5 ноября 1990 года.
Фото: ТАСС/ Олег Иванов
Или вот еще одна загадка из разряда «полное отсутствие логики»: площадь Красные Ворота называлась Лермонтовской с 1941 по 1992 год, а станция почему-то была переименована гораздо раньше – 25 августа 1986 года. Ни на какую «десоветизацию» не спишешь.
А вот причина недавнего переименования «Улицы Подбельского» хоть и похожа на идеологическую, но на самом деле таковой не является. Фактически мэрия и руководство метро просто решили привести ситуацию в соответствии с московским законодательством, согласно которому станции метрополитена нельзя называть именами людей, если им не соответствуют находящиеся наверху ближайшие топонимы. Улицы Подбельского нет в Москве уже лет 20 как, ее переименовали в «Ивантеевскую». А станцию в полном соответствии с текущей модой на все связанное с Великой Отечественной войной переименовали в «Бульвар Рокоссовсого», хотя от того бульвара до вестибюля станции расстояние чуть ли не в полкилометра.
Это, разумеется, далеко не все переименования, случившиеся в московском метрополитене за его почти 80-летнюю историю, а лишь самые интересные. В наши дни названия станций меняют в основном не из-за идеологических противоречий, а в силу сугубо утилитарных причин, как, например из «Делового центра» сделали «Выставочную» просто потому, что старое название понадобилось в другом месте для еще строящейся станции.
«Улицу Подбельского» окончательно переименовали в «Бульвар Рокоссовского»
В столичном метро полностью завершилось переименование станции «Улица Подбельского» в «Бульвар Рокоссовского», сообщает пресс-служба московской подземки.
Сотрудники метрополитена заменили указатели при входе на станцию и на путевых стенах, а также в кассовых залах. Кроме того, специалисты обновили навигацию и на станциях, где есть пересадка на Сокольническую линию. Также был записан новый вариант голосового сообщения, транслируемого в вагонах.
Все работы по переименованию станции производились в ночное время, поэтому, как утверждают в пресс-службе столичной подземки, никак не отразились на графике движения поездов и не доставили неудобств пассажирам московского метро.
Ранее переименовать «Улицу Подбельского» в «Бульвар Рокоссовского» предложил Сергей Собянин, смена названия приурочена к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, станция находится в непосредственной близости от бульвара Маршала Рокоссовского.
Отметим, вблизи метро планируется строительство транспортно-пересадочного узла малого кольца МЖД, что потребует смены функционального статуса объекта. Работы по переименованию станции начались в середине июля.
Станция «Улица Подбельского», открывшаяся в 1990 году, получила свое наименование по одноименной улице, где расположены ее наземные вестибюли. Однако уже в 1994 году улицу переименовали в Ивантеевскую, после чего название станции перестало соответствовать существующей «наземной» топонимике.
Новое название присвоено станции в связи с ее расположением в непосредственной близости от одноименной улицы и в память о выдающемся полководце Великой Отечественной войны, маршале Советского Союза Константине Рокоссовском.
Все права на материалы, находящиеся на сайте m24.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на m24.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-53981 от 30 апреля 2013 г.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.ru» создано при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы. (С) АО «Москва Медиа».
Информация о погоде предоставлена Центром «ФОБОС». Информация о курсах валют предоставлена Центральным банком Российской Федерации. Информация о пробках предоставлена ООО «Яндекс.Пробки».
Улица Подбельского (станция метро)
Колонная трёхпролётная мелкого заложения
А. Кривенко, Н. Левина, Т.А. Жарова
СМУ-6 Мосметростроя (руководитель В. Ломоносов)
А 3, 75, 80, 86, 265, 775, 822; Тм 2, 4, 7, 13, 29, 33, 36, 46
Улица Подбельского | ||||||||||
ТЧ-13 «Черкизово» | ||||||||||
Черкизовская | ||||||||||
Преображенская площадь | ||||||||||
Преображенский метромост через р. Яузу | ||||||||||
Парк культуры | ||||||||||
ССВ к Киевской | ||||||||||
Фрунзенская | ||||||||||
Спортивная | ||||||||||
оборотный тупик с гейтом в Д-6 | ||||||||||
Лужнецкий метромост | ||||||||||
Станция в массовой культуреФотографииСм. такжеПримечанияСсылкиПолезноеСмотреть что такое «Улица Подбельского (станция метро)» в других словарях:«Улица Подбельского» — станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1990. Архитекторы Н.А. Алёшина, Н.К. Самойлов. Выходы на Открытое шоссе. Станция построена по типовой конструкции. На станции установлен бюст одного из руководителей Октябрьского вооруженного… … Москва (энциклопедия) Воробьевы горы (станция метро) — Станция «Воробьёвы горы» Сокольническая линия Московский метрополитен «Ленинские горы» до реконструкции (вверху) и «Воробьёвы горы» после (внизу) … Википедия Ленинские горы (станция метро) — Станция «Воробьёвы горы» Сокольническая линия Московский метрополитен «Ленинские горы» до реконструкции (вверху) и «Воробьёвы горы» после (внизу) … Википедия Охотный Ряд (станция метро) — Станция «Охотный ряд» Сокольническая линия Московский метрополитен Дата открытия … Википедия Чистые Пруды (станция метро) — Станция «Чистые пруды» Сокольническая линия Московский метрополитен Дата открытия … Википедия Преображенская пл. (станция метро) — Станция «Преображенская площадь» Сокольническая линия Московский метрополитен Дата открытия … Википедия Семёновская (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Семёновская. Координаты: 55°46′59″ с. ш. 37°43′20″ в. д. / … Википедия Охотный ряд (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Охотный ряд. Координаты: 55°45′28″ с. ш. 37°37′00″ в. д. / 55.757778° с. … Википедия Красные ворота (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красные ворота (значения). Координаты: 55°46′07″ с. ш. 37°39′00″ в. д. / … Википедия Чистые пруды (станция метро) — У этого топонима есть и другие значения, см. Чистые Пруды. Координаты: 55°45′53.44″ с. ш. 37°38′17.97″ в. д. / … Википедия
|