улица рубинштейна какой район
Улица Рубинштейна (Санкт-Петербург)
Содержание
История
История улицы берёт свое начало в 1740-х годах, когда был проложен мощённый деревом проезд от Невской першпективы до Загородной дороги. Проезд появился на месте тропы-просеки, проходившей от Троице-Сергиевского подворья к Большой Загородной дороге. Поначалу его называли Головкинским переулком (по имени канцлера Г. И. Головкина, чья дача находилась поблизости), (по другим данным — Головин переулок по имени домовладельца графа Ф. А. Головина).
В 1798 году проезд получил название Троицкого переулка. С 1887 года — Троицкая улица.
Свое современное название улица обрела в 1929 году в честь композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, жившего в доме 38.
Достопримечательности
Дом 7, построенный в 1932 году на углу улицы Рубинштейна и Графского переулка по проекту А. А. Оля, официально назывался «Дом-коммуна инженеров и писателей». Это здание в стиле раннего конструктивизма — один из первых опытов архитектурного воплощения идеи обобществления быта. В доме были открыты столовая, общие комнаты отдыха, библиотека, детский сад. Двери небольших квартир (их было 52, в основном двухкомнатные) выходили в общий коридор. В квартирах не было кухонь, душевые располагались в одном из концов коридора. Со временем бытовые неудобства смелого эксперимента перевесили романтику коммуны, и в Лениграде прижилось неофициальное название дома — «слеза социализма». С 1932 по 1943 год в этом, по её словам, «самом нелепом доме в Ленинграде» жила поэтесса О. Ф. Берггольц, в память о чём на доме была открыта мемориальная доска.
Дом 13 (1863—1864, архитектор Н. П. Гребенка, перестроен в 1888 и 1913) — доходный дом и зал собраний М. Ф. Руадзе (позже известный как зал А. И. Павловой). В разное время в этом доме находились: Петербургское собрание художников (1870-е годы), Редакция Журнала Министерства народного просвещения (1850-е — 1860-е годы), Столичный артистический кружок (1886—1892) (позже — 1892—1901, — Петербургский драматический кружок), Гимназия П. М. Иозефовича (1906—1918), Студия В. Э. Мейерхольда (осень 1913 — осень 1914). В 1930-х — школа № 16 Куйбышевского района, в 1940-х — женская средняя школа № 218. С 1981 года в доме 13 работал Ленинградский рок-клуб. В настоящее время в этом здании располагается детский музыкальный театр «Зазеркалье».
Дом 18 (левая часть) / Графский переулок, дом 5 — доходный дом И. А. Жевержеева (арх. А. И. фон Гоген, 1899).
Улица Рубинштейна вместе с Загородным проспектом, Разъезжей улицей, и улицей Ломоносова (бывший Чернышёв переулок) образуют перекресток, называемый Пять углов.
Именно на углу улицы Рубинштейна и Загородного проспекта (Загородный пр., 11/ул. Рубинштейна, 38) в 1913 году по проекту А. Л. Лишневского был построен доходный дом с башенкой, ставший архитектурной доминантой перекрестка и одним из знаковых символов города. В нем проживали Лидия Чуковская и физик Матвей Бронштейн до его ареста.
См. также
Ближайшие станции метро:
Улица Рубинштейна пересекает или граничит со следующими проспектами, улицами и переулками:
Улица Рубинштейна
Улица Рубинштейна
Улица Рубинштейна Санкт-Петербург | ||
Общая информация | ||
---|---|---|
Район города | Центральный | |
Прежние названия | Головкинский (Головин) пер., Троицкий пер. (с 1798 г.), Троицкая ул. (с 1887 г.), ул. Рубинштейна (с 1929) | |
Ближайшие станции метро | Владимирская, Достоевская | |
Толстовский дом (д.15-17), арх. Ф.И. Лидваль, 1910-1912 | ||
на карте Яндекс | ||
Улица Рубинштейна на Викискладе |
Содержание
История
Улица берет свое начало в 1740-х годах, когда был проложен мощённый деревом проезд от Невской першпективы до Загородной дороги. Проезд появился на месте тропы-просеки, проходившей от Троице-Сергиевского подворья к Большой Загородной дороге. Поначалу его называли Головкинским переулком (по имени канцлера Г. И. Головкина, чья дача находилась поблизости), (по другим данным — Головин переулок по имени домовладельца графа Ф. А. Головина). В 1798 году проезд получил название Троицкого переулка. С 1887 года — Троицкая улица. Свое современное название улица обрела в 1929 году в честь композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, жившего в доме 38.
Достопримечательности
Дом 7, построенный в 1932 году на углу улицы Рубинштейна и Графского переулка по проекту А. А. Оля, официально назывался «Дом-коммуна инженеров и писателей». Это здание в стиле раннего конструктивизма — один из первых опытов архитектурного воплощения идеи обобществления быта. В доме было открыты столовая, общие комнаты отдыха, библиотека, детский сад. Двери небольших квартир (их в было 52, в основном двухкомнатные) выходили в общий коридор. В квартирах не было кухонь, душевые располагались в одном из концов коридора. Со временем бытовые неудобства смелого эксперимента перевесили романтику коммуны, и в Лениграде прижилось неофициальное название дома — «слеза социализма». С 1932 по 1943 год в этом, по её словам, «самом нелепом доме в Ленинграде» жила поэтесса Ольга Федоровна Берггольц, в память о чём на доме была открыта мемориальная доска.
Дом 13 (1863—1864, архитектор Н. П. Гребенка, перестроен в 1888 и 1913) — доходный дом и зал собраний М. Ф. Руадзе (позже известный, как зал А. И. Павловой). В разное время в этом доме находились: Петербургское собрание художников (1870-е годы), Редакция Журнала Министерства народного просвещения (1850-е — 1860-е годы), Столичный артистический кружок (1886—1892) (позже — 1892—1901, — Петербургский драматический кружок), Гимназия П. М. Иозефовича (1906—1918), Студия В. Э. Мейерхольда (осень 1913 — осень 1914). С 1981 года в доме 13 работал Ленинградский рок-клуб. В настоящее время в этом здании располагается детский музыкальный театр «Зазеркалье».
Доходный дом 15—17 известен как дом Толстого, дом генеральши Толстой, или «Толстовский дом». Построенный Ф. И. Лидвалем в 1912 году для генерала Михаила Петровича Толстого (который вскоре умер, и квартиры сдавала уже его вдова Ольга), этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных. В сложную планировку здания включена анфилада из трёх соединенных арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную реки Фонтанки. Во второй половине XX века в этом доме жил ряд известных людей, среди которых балерина Ирина Колпакова, певец Эдуард Хиль, вице-губернатор Михаил Маневич и другие. В этом доме часто снималось кино («Вам и не снилось. », «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» [1] и др.).
В доме 18 (правая часть) размещается Малый драматический театр.
Дом 18 (левая часть) / Графский переулок, дом 5 — доходный дом И. А. Жевержеева (арх. А. И. фон Гоген, 1899).
Улица Рубинштейна вместе с Загородным проспектом, Разъезжей улицей, и улицей Ломоносова (бывший Чернышев переулок) образуют перекресток, называемый Пять углов.
Именно на углу улицы Рубинштейна и Загородного проспекта (Загородный пр., 11/ул. Рубинштейна, 38) в 1913 году по проекту А. Л. Лишневского был построен доходный дом с башенкой, ставший архитектурной доминантой перекрестка и одним из знаковых символов города.
См. также
Ближайшие станции метро:
Улица Рубинштейна пересекает или граничит со следующими проспектами, улицами и переулками:
flackelf
Русский киевлянин пишет из Петербурга.
Улица Рубинштейна, до 1929 года Троицкая, имеет длину всего 760 метров и идет она от Невского проспекта к Загородному проспекту, как бы срезая угол, образуемый Владимирской площадью. По этой улице идет самая короткая пешеходная дорога от Невского к Витебскому вокзалу, который стоит на Загородном проспекте.
1. Угол Невского и Рубинштейна.
Свое современное название улица обрела в 1929 году в честь композитора Антона Григорьевича Рубинштейна, жившего в доме 38.
3. Доходный дом Палкина. 1904 год.
Основная застройка улицы типичная для центра Петербурга и выполнена она во второй половине 19 и самом начале 20 веков.
5. Дом Жевержеева, на углу Графского переулка. арх. фон Гоген.
6. Тут же находится дом-коммуна сталинской довоенной постройки, где жила известная ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. К сожалению и-за солнца сам дом я не сфоткал.
7. Угол с Графским переулком.
8. А на этом здании болталась ненавистная мне синяя евротряпка.
10. А это так называемый «Толстовским дом».
Доходный дом графа Михаила Павловича Толстого. 1910-1912 арх. Федор Иванович Лидваль.
12. Троицкий дом. Построен в 1912 году.
13. Доходный дом Баструевой. 1873 год. Стил необарокко.
14. Подходим к концу улицы.
15. Вот и площадь «Пять углов».
16. Ну углу Загородного проспекта, на первом этаже здания Мариинского женского училища, размещается украинское кафе.
18. В глубине видна Владимирская площадь.
19. Дальше я немного прошел по Загородному проспекту, к метро «Звенигородская».
Что скрывает улица Рубинштейна. Часть 1
Доходные дома, советский дом коммуна, малый театр Европы… и почему бары, а не клубы? Добро пожаловать на одну из самых известных ресторанных улиц Европы! Здесь на сорок домов приходится более пятидесяти кафе, баров и ресторанов на любой вкус. С 2010 года улица Рубинштейна стала самостоятельным брендом, знаком качества среди жителей и гостей культурной столицы.
Этот материал подготовлен в рамках нашей платной рассылки «Влюблённым в Питер» и доступен бесплатно для ознакомления. Понравился материал? Поддержите нас — подпишитесь на рассылки на Patreon, Boosty и получайте интересные материалы от нашей редакции каждую неделю. А также вас ждут открытки от нашего дизайнера, промокоды от партнёров и розыгрыши мерча и билетов. С нами сфера развлечений становится ещё выгоднее!
История улицы началась намного раньше — в XVIII веке, когда от Невской перспективы до Загородной дороги был проложен первый мощённый деревом проезд. Прежде чем стать легендарной улицей, этому ничем не приметному проезду пришлось сменить множество имён и несколько раз кардинальным образом менять свой внешний облик и статус.
«Доходное» прошлое легендарной улицы
С развитием промышленности росли и богатели города. Городское население ежегодно увеличивалось за счёт людей, перебирающихся в промышленные центры на заработки. Дворяне обзаводились дачами и усадьбами за городом, возвращаясь лишь на время по тем или иным поводам. Новые условия жизни диктовали появление и развитие новых архитектурных форм, отвечавших запросам городских жителей.
Одной из самых востребованных форм с середины XIX века стал доходный дом — жилой дом, построенный для сдачи квартир в аренду. Квартиры в доходных домах группировались вокруг лестничных клеток, коридоров или галерей. Чтобы застроить участок земли как можно плотнее, дома выстраивали по периметру участка так, что внутри образовывался небольшой двор-колодец.
Такие дворы использовались в хозяйственных целях, сюда выходили чёрные лестницы для прислуги. Их внешний облик разительным образом отличался от парадных фасадов, оформление которых было напрямую связано с таким самобытным явлением отечественного зодчества как русский модерн.
Фундаментальные принципы русского модерна часто совпадали с канонами западноевропейских версий этого стиля. В декоре построек появились характерные асимметричные живописные композиции. Ведущую роль играл плавный, текучий ритм кривой изогнутой линии — главная черта в декоре фасадов и интерьера. Однако модерн на русской почве переживал переосмысление в народно-национальном ключе.
Открывает парад доходных домов дом Иоффа (улица Рубинштейна, 40 / Загородный проспект, 11), который стал архитектурной доминантой перекрёстка «Пять углов» и улицы Рубинштейна. Он сохранился до наших дней в том виде, в котором его задумал в 1913 году архитектор Лишневский.
В отличие от классических сооружений данного типа дом Иоффа не задумывался как многоквартирный — архитектор разместил в этом здании всего шесть квартир для состоятельных людей. Причём на самом верхнем этаже проживал сам домовладелец с семьёй.
О достатке людей, снимающих здесь жильё, свидетельствовал богатый декор трёх верхних этажей. Венецианские большие окна третьего этажа обрамляют стоящие кариатиды, которые поддерживают ложные балконы окон следующего этажа. По сторонам от окон размещены изображения экзотических птиц и увитые змеями кадуцеи Гермеса — античного бога торговли.
Неслучайно архитектор в оформлении здания использовал символ именно этого греческого божества. Нижние этажи предназначались для торговых залов магазинов — здесь разместились автомобильный салон Шапиро и магазин мехов, шляпок, обуви и корсетов. По сравнению с вычурным декором верхних этажей оформление нижних этажей выглядело весьма скромно: большие окна разделены гранитными простенками, а плиты серого гранита декорируют кирпичную кладку здания.
Годом ранее, в 1912-м, было завершено строительство жилого комплекса Петербургской купеческой управы (улица Рубинштейна, 23). План дома представляет собой целый комплекс зданий, обрамляющих глубокий двор-курдонёр. Дом отличается большим разнообразием в оформлении фасада. Различные по форме окна украшены цветочными гирляндами, вазонами и античными масками. Здание имеет чёткое членение, нижние этажи отделаны крупным рустом. Центральный объём здания в глубине курдонёра оформлен выступающими полукруглыми башнями, увенчанными открытыми французскими балкончиками на уровне шестого этажа.
Ещё раньше, в 1899 году, на Троицкой улице архитектором фон Гогеном был выстроен доходный дом Жевержеева (улица Рубинштейна, 18), в котором сам архитектор прожил более 10 лет. Пятиэтажное здание украшено угловым эркером — остроконечной башней с флюгером. На флюгере указан год постройки. Декор здания восходит к традициям русского зодчества: сдвоенные окна верхних этажей разделены гирьками, наличники окон четвёртого этажа вырезаны в виде кокошников, декоративный карниз третьего этажа украшен дентикулами. Несмотря на то, что нижние этажи лишены богатого декора, общий архитектурный облик дома роднит его с традиционным русским теремом.
Я ползу по Рубинштейна: Чем живёт главная питейная улица страны
Мужчина в чёрной кожаной куртке закрывает дверь, ведущую в три больших двора с огромными арками Толстовского дома — «северный модерн», «овальные окна, панно, ниши с вазами» — на улице Рубинштейна. До революции здесь располагался проезд, соединяющий улицу с Фонтанкой, а потом большевики застроили его фонтанами, засеяли газонами и двор закрылся. Я со всей возможной интеллигентностью прошу мужчину пропустить меня внутрь, но он не снисходит до ответа. Пять лет назад эти ворота не закрывались никогда, но за эти годы Рубинштейна превратилась в главную питейную улицу страны и всё изменилось. Заведений тут 53 — на 35 домов.
Когда газета The Washington Post назвала Рубинштейна одной из главных ресторанных улиц Европы, алкопроменад уже оброс барными эксклавами на Литейном, Белинского, Некрасова. Миновать улицу во время главной питерской забавы — бархоппинга (посещения большого количества баров за вечер), невозможно.
В пятницу и субботу вечером здесь — от посвящённого Анатолию Собчаку Музея становления демократии до перекрёстка Пять Углов — гуляет весь Питер. Кафе, бары, рестораны тут в каждом доме; перед входом — толпы. Около «Цветочков» — люди в безразмерных балахонах или цветных свитшотах, вокруг ирландских пабов — курят, в караоке Poison — орут. Когда я сворачиваю в подворотню, писающий там парень злобно оглядывается. Я понимаю, почему мне не открыли ворота в Толстовский дом.
В самом деле, Рубинштейна не приспособлена к массовым оргиям. Она напоминает скорее большую парковку, чем пешеходную зону. Машинами заставлены обе стороны улицы, тротуары узкие. «Секрет» составил маршрут по популярным барам, накатил с их владельцами и разобрался в природе успеха Рубика.
Шот №1. Революционер
Восемь лет назад Илья Базарский выпивал со своим другом, коренным петербуржцем Сидом Фишером. Базарский недавно закончил съёмку для постеров к фильму «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука. За две других съёмки ему не заплатили, в России разгонялся кризис 2008 года. Базарскому исполнилось 30, и на него нахлынули экзистенциальные размышления: «Что я на самом деле умею и люблю?» Стоявший перед ним стакан как бы намекнул: «Выпивать».
«Может, откроем бар?» — предложил Базарский. «А давай!» — отреагировал Фишер. Стали думать какой. Поняли, что им хочется уже не угара, а спокойного общения. Значит, нужен бар с длинной барной стойкой и большим выбором алкоголя, без громкой музыки и танцев, как в тогдашних питерских барах. «Ещё в баре должно быть легко знакомиться», — подумал неженатый Базарский.
Пока он за стойкой «Бекицера» заказывает поставщику базилик, баклажаны и чечевицу, я осматриваюсь. В углу заведения с израильской кухней нетрезвый кудрявый юноша и мужчина лет 50 играют в нарды. Последний выигрывает, и юноша начинает рыдать. Мужчина успокаивает: «Всё будет хорошо, не переживай, всё будет хорошо». Юноша уговаривает его выпить ещё по одной стопке водки, после чего они уходят на улицу курить и не возвращаются. За остальными столиками разговаривают тихо, я слышу только, как парень говорит девушке: «Я вот раньше никогда Израилем не горел, а тут съел шаверму — и что-то захотелось побывать».
Наконец Базарский прощается с поставщиком и по пути на второй этаж, в новый ресторан Social Club, жмёт руки десятку гостей. Пока мы разговариваем, сидя за столиком, с ним здоровается ещё столько же людей. С каждым он перекидывается новостями и про каждого рассказывает смешную историю. Рассказывает, как пробовал блюда из меню «Бекицера» у друзей в израильских деревнях.
В 2004 году Базарский вернулся из земли обетованной, где прожил 11 лет. Там он отслужил в армии, получил образование инженера-программиста, но понял, что по специальности работать не хочет. Базарский любил фотографировать, а также готовить, поэтому надеялся, что в России ему удастся превратить хобби в профессию. После возвращения он работал поваром в «Москве» известного ресторатора Эрика Мурадяна, в свободное время снимая рекламные постеры для кинофильмов.
После того разговора с Фишером он наконец решил открыть собственный бар — «Терминал», который и запустил питерскую барную революцию. В 2010 году на улице Рубинштейна жизни почти не было. Гуляки зажигали в тесных громких клубах на Думской и в ирландских пабах. Спокойно поговорить за рюмкой было негде. Базарский захотел это исправить и начал поиски помещения. Оно подвернулось — через год — посреди улицы Рубинштейна. Эта случайность стала определяющей для будущего улицы. «Терминал» сразу набился битком, многие толпились перед входом. Другие рестораторы захотели перехватить этот трафик и стали один за одним открывать там новые заведения.
Неожиданная популярность пришла во многом благодаря маркетинговому ходу, который на самом деле был жестом отчаяния. Помещение «Терминала» требовало ремонта, но 3,5 млн рублей на него не хватало. Тогда Базарский сразу после установки самой длинной в Питере, 15-метровой барной стойки просто позвал в бар своих друзей. Всем гостям наливали и раздавали специальные кнопки-магниты, по которым они могли проходить в бар каждую пятницу и субботу. В остальные дни «Терминал» достраивался. В конце декабря на какой-то вечеринке к Базарскому подошёл приятель и спросил: «Слыхал про секретный бар на Рубинштейна? Там очень круто, у меня есть проход, пойдём?»
На официальном открытии 2 марта очередь на вход не таяла пару часов. Уже первый месяц принёс владельцам прибыль. Так всё и шло, пока спустя четыре года Базарский и его новый компаньон Павел Штейнлухт (с Фишером разошлись по личным причинам) не получили письмо от владельца помещения: «Съезжайте через неделю». Столь стремительного выселения предприниматели не ожидали. Базарский испытал отчаяние, чего с ним ранее никогда не случалось.
«Терминал» протянул ещё два месяца. Вечеринку на закрытие едва не разогнала полиция: около входа выстроилась очередь на 50 м. Нетрезвые люди бродили по проезжей части. Милиция возмущались: что за демонстрация? Базарский ностальгирует: «Это был самый грустный и крутой день. Люди приходили с детьми, которые буквально у нас росли, и благодарили».
Через месяц «Терминал» снова открылся — на улице Белинского, в новом центре барной жизни Санкт-Петербурга. Базарский признаёт, что атмосфера в новом «Терминале» немного не та, да и народу меньше. Тем не менее заведение по-прежнему остаётся знаковой точкой на карте бархоппера.
«Мы с Пашей всегда делаем то, чего не хватает нам самим. Лет в 70, наверно, откроем похоронное бюро»
Когда из первого «Терминала» вывозили оборудование, вывеску лично снимал компаньон Штейнлухт. Выкрутив последний винт, он перевёл взгляд на соседнюю табличку с названием улицы и сказал: «Рубинштейна, не переживай, ты наше достижение, и мы к тебе ещё вернёмся». Базарский тогда посмеялся, но уже через пару месяцев Штейнлухт кричал ему по телефону: «Завтра срочно идём к юристам! Я нашёл помещение на Рубика!»
Идей, планов и денег у компаньонов не было. Закрыв первый «Терминал», они поняли, что бар не вечен. Два месяца новое помещение пустовало, пока не сложилась израильская концепция. Правда, насчёт Израиля громко сказано: в «Бекицере» кашрут не соблюдают, здесь нет пряной израильской кухни с её кубэ, джахнуном и харирой. Зато есть открытая кухня и барная стойка посреди зала — дань «Терминалу».
Заведение принесло прибыль в первый же месяц. Базарский уверяет, что очередь на вход образовалась через 15 минут после открытия, хотя никакой рекламы он не давал. Сработали связи — например, с еврейским агентством «Сохнут». «Бекицер» даже называют «неофициальным посольством Израиля в Санкт-Петербурге». Базарский имидж поддерживает: заведение принципиально не работает в дни траура в Израиле. В последний такой день он устроил своим сотрудникам тимбилдинг — экскурсию «Санкт-Петербург от рока до рейва» с участием владельца музыкального магазина «Кастл Рок» Леонида Фридмана и одной из первых рейв-диджеев России Лены Поповой.
В конце весны Базарский и Штейнлухт прямо над «Бекицером» открыли Social Club. «Мы уже напились в «Терминале», поели руками в «Бекицере», а теперь хотим с другом или любимой сходить в театр или на выставку», — описывает концепцию Базарский. Заведение пока в минусе, зато Tequilajazzz дала здесь первый в своей истории акустический концерт.
«Мы с Пашей всегда делаем то, чего не хватает нам самим. Лет в 70, наверно, откроем похоронное бюро», — говорит на прощание Базарский.
Шот №2. Хайп
Рядом со столиками на террасе на спине лежит голубь, не подавая признаков жизни. Сердобольная кудрявая девушка в оранжевых колготках заходит в бар, просит салфетки и с их помощью переворачивает птицу. Та вскакивает и резво убегает. «Как пьяного разбудила», — хохочет девушка.
Назавтра я встречаю тут совладельца заведения Сергея Соловьёва. Он сообщает, что мою визитку ему передали, но он решил не перезванивать, потому что «сегодня воскресенье, а значит, можно ничего не делать». Он действительно ничего не делал: в одиночестве пил шоты, выходил курить — и так пару часов кряду. Соловьёву под 30, он перемещается по бару в розовой футболке и белых кедах, а на вопрос, почему в «Цветочках» перестали подавать еду, отвечает: «Да хрен его знает».