Ultimate guitar что это
About Ultimate Guitar
With chords and tabs for over 1,100,000 songs, Ultimate Guitar (UG) is easily the most badass and fastest growing guitarist community in the world that creates, learns and shares tabs.
Since 1998, founded in Kaliningrad, Russia, UG has established a strong community following with over 10 million registered users who participate in forums, contribute tabs, lessons and articles and are passionate members of all things rock’n’roll. UG also provides all of the latest music industry news, reviews and blogs about the inside scoop in the music making madhouse.
On the go? Ultimate Guitar can be easily accessed using our mobile apps to play songs on guitar anywhere and anytime.
Awards and Reviews
Celebrity mentions
A huge thank you to Ultimate Guitar and all who voted for the Blackbird solo! What an immense honor to even be considered in this poll!
Musician and singer-songwriter, best known as guitarist
of the post-grunge band Creed.
You guys have a lot of metal [tabs]. You speak our language.
Bassist and founding member of the thrash metal band Megadeth.
I have to take a minute to thank all you folks who sprang to my support in the Ultimate Guitar poll for ‘Best Guitarist’ and in the end propelled me to win the whole thing.
Brian May Brian’s Soapbox 2015
Musician and songwriter who achieved international fame as the lead guitarist of the rock band Queen.
Ultimate Guitar
Ultimate Guitar — это сервис и приложение с крупнейшим каталогом аккордов и текстов песен для гитары, укулеле и фортепиано. Учи любимые песни, записывай себя на видео и делись музыкой с самым большим сообществом музыкантов онлайн.
Есть вопросы по работе приложения? Свяжись с нами: support@ultimate-guitar.com
Ultimate Guitar запись закреплена
Ultimate Guitar ищет носителя английского языка или человек, который владеет английским на close to native уровне!
Зачем?
Снимаем промо ролик о нашем приложении!
Показать полностью.
В кадре нужно будет рассказать на английском о функционале нашего приложения: гитарный тюнер, метроном, интерактивные табы и другие наши уникальные функции. Ничего трудного 🙂
Предоставляется случай получить очень яркий experience.
Мы самая Рок-н-рольная компания в России, а ролик увидят миллионы наших пользователей по всему миру!
Если вы являетесь носителем английского языка или обладаете close to native уровнем, или можете связать нас с носителем английского языка из Калининграда, пожалуйста, пишите нам в PM, в комментариях или на n.tarasenko@ultimate-guitar.com
Ultimate Guitar запись закреплена
Помоги сделать самый крутой гитарный сервис в мире еще круче!
Ultimate Guitar разрабатывает новый продукт для банд и твоя команда может оказать неоценимую помощь в разработке!
Если вы согласны, чтобы наш менеджер тихонько посидел на вашей репе и потом минут 15 позадавал каверзные вопросы всем участниками группы, то оставляйте свои контакты здесь ( https://goo.gl/forms/rTE0wCmcBgVymr192 ) или пишите в нашу группу VK.
Показать полностью.
Мы с вами свяжемся и договоримся о встрече!
Вот в чем мы хотим разобраться чтобы забацать клёвый продукт:
1) Как проходит процесс репетиций?
2) Как участники группы готовятся к репам?
3) Кто за что в группе отвечает?
4) Каким софтом или дополнительными девайсами вы пользуетесь до и/или во время репы?
Ну и конечно кто больше всех прогуливает репы и кто отвечает за алкоголь 🙂
Ultimate Guitar: Сайт из Калининграда стал площадкой для гитаристов №1 в мире
Для «Секрета» Евгений Найдёнов вышел из тени и рассказал историю Ultimate Guitar, одного из самых популярных музыкальных сайтов в мире.
«В Калининграде только два международных продукта — Ultimate Guitar и «1С-Битрикс»», — заявляет Евгений Найдёнов. Ему 34 года, у него проколото ухо, на шее цепь. Найдёнов с 1998 года делает самую большую в интернете библиотеку табулатур — схем для записи музыки. На сайте их более 1 млн. Сегодня Ultimate Guitar по посещаемости сравним с соцсетью Twitter и холдингом Mail.Ru, а одноимённое приложение стало самым популярным платным музыкальным приложением в мире.
В середине нулевых большинство сайтов с табулатурами закрылись из-за жалоб правообладателей. Но ресурс Найдёнова выжил. Калининградец несколько лет добивался внимания мейджоров и благодаря упёртости первым нашёл легальный способ выкладывать табы в интернет. Он постоянно экспериментирует как с продуктом, так и с подходами в управлении — недавно в офисе разрушили стену, чтобы «создать свободную атмосферу». За 18 лет Найдёнов превратил Ultimate Guitar (UG) из любительского проекта в серьёзный бизнес с оборотом в несколько миллионов долларов.
Российское происхождение Ultimate Guitar выдаёт только скромная плашка «Работа» в подвале сайта. Аудитория UG живёт в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Германии. В Facebook у страницы UG почти 700 000 лайков, а в VK — 200 подписчиков; в английской «Википедии» — подробная статья, в российской — ни слова. Для «Секрета» Евгений Найдёнов вышел из тени и рассказал историю Ultimate Guitar.
Студенческий бизнес
От аэропорта Храброво до бизнес-центра «Балтийский», где находится офис Ultimate Guitar, ехать около получаса. «Балтийский» — одно из самых высоких зданий в городе, с крыши видно и Кёнигсбергский собор на острове Канта, и Рыбную деревню (маяк и три дома, построенных в стиле архитектуры довоенного Кёнигсберга), и бесчисленные хрущёвки. В Калининграде Найдёнов живёт с 13 лет (родился в Казахстане). Здесь он закончил школу и поступил на экономфак Калининградского государственного университета (сейчас БФУ им. И.Канта).
Летом в год поступления Найдёнов начал программировать и запустил сайт. Он с 13 лет играл на гитаре и решил выкладывать табы для себя и других гитаристов. Поискать их на других сайтах ему не пришло в голову: «Да я даже не знал, что они были. Всего год-два опыта работы с интернетом было». Найдёнов вспоминает, как отправил ссылку на Yahoo!, поставил счётчик и лёг спать. Проснулся утром — на сайт пришло 30 человек. «Ни фига себе», — подумал он и решил пилить сайт дальше.
В 2003 году Найдёнов женился и купил квартиру. «Но я решил, чего я буду в квартире с женой жить? Неинтересно. Лучше офис там устрою» — и Найдёнов перевёз в 30-метровую хрущёвку своих сотрудников, их было уже десяти. В Ultimate Guitar перезапустили сайт и написали свою первую CMS. Проект принимал табы от пользователей, которые активно общались на форуме, публиковал новости и обзоры. Идиллию разрушили правообладатели.
© Александр Любин / «Секрет Фирмы»
Борьба за права
Тревожные звонки уже были — под давлением музыкальных издателей закрыли один из самых популярных сайтов с табами того времени, американский проект Olga.net. Табулатуры были признаны таким же контентом, как и музыка, а их распространение без разрешения издателей — пиратством. В 2004 году угрожающее письмо получили и в Ultimate Guitar — издатели сообщали о нарушениях, причём не только самому сайту, но и его хостеру. Тогда компания уже переехала в офис, делала сторонние проекты — игровые сайты, сайты поиска по табулатурам, сайты с текстами песен (сейчас помимо Ultimate Guitar «ВСМ Груп» принадлежат сайты LyricsMode.com, LyricsFreak.com, Lyricsty.com, 911Tabs.com, Guitaretab.com, Guitartabs.cc, CheatsGuru.com; про эти проекты Найдёнов отказался говорить, заявив, что они давно уже не в приоритете).
После письма с угрозами Найдёнов полчаса погрустил, а потом нашёл в интернете российское агентство, которое предоставляло лицензии на все формы композиций, в том числе и табулатуры. Уже на следующий день он прилетел в Москву и заключил контракт. Было понятно, что для полной легитимизации надо договариваться с мейджорами — крупными музыкальными издательствами, которые владеют правами на композиции. Через одного из модераторов форума UG Найдёнов нашёл американского музыкального юриста, и начался путь длиною в семь лет под девизом «русские не сдаются».
«Проблема заключалась в следующем: вся музыкальная индустрия признала, что это нелегально. Но легального пути не существовало — такого контракта не было ни у одного музыкального издателя. К тому же у издателей есть бизнес, связанный с выпуском музыкальных книг, и им было неинтересно лезть в новые сферы. Все американские сайты с табами испугались и позакрывались после предупреждений», — вспоминает Найдёнов. Ultimate Guitar, находясь в России, не боялась штрафов от суровых американских судов, а пыталась достучаться до музыкальных издателей. Нужен был всего один крупный контракт, чтобы на ее предложение обратили внимание. В 2007 году команда UG приехала на конференцию музыкальных издателей во Франции MIDEM. Там удалось поговорить с Ральфом Пиром II, председателем ассоциации музиздателей и владельцем компании Peermusic — небольшого, но очень уважаемого семейного издательства. Только через два года после встречи контракт был подписан. Тогда мейджоры, наконец, восприняли всерьёз предложение Ultimate Guitar, и к 2010 году сайт приобрёл права на почти все возможные композиции (более 0,5 млн песен). Сейчас у компании заключены контракты с HFA, Sony, EMI, Universal, Warner Chappel и другими. «ВСМ Груп» платит издателям роялти, сумму в компании раскрыть не могут из-за NDA.
В России подобная форма контрактов для музыкальных издательств остаётся малоизведанной территорией. В Первом музыкальном издательстве «Секрету» заявили, что у них нет экспертов по данному вопросу, в издательстве «Мирумир» сказали, что вообще не слышали о табулатурах.
Мобайл и платные подписки
В офисе Ultimate Guitar одна из главных вещей — микрофон. Каждое утро в компании начинается с приветствия — нецензурного «***!» член (так повелось с тех пор, когда в первый раз удалось привлечь всеобщее внимание этим выкриком). Но это не главная его функция. В микрофон каждый сотрудник может объявить свою идею и позвать коллег работать над ней. Такая традиция в компании возникла недавно, но сам проект давно движется по пути экспериментов. В 2010 году Евгений Найдёнов решился на главный поворот — мобильное приложение и платную подписку.
Идея платного контента развивалась параллельно. Было понятно, что на 166 млн пользователей надо зарабатывать напрямую: опыт скачиваний в App Store показывал, что люди готовы платить. Но за что конкретно, в Ultimate Guitar не знали. «Мы наступили на все грабли, на которые можно было наступить», — признаётся исполнительный директор «ВСМ Груп» Михаил Трутнев, который присоединился к компании в 2010 году. Чтобы определить, за что можно брать плату, на сайте устроили опрос и выбрали четыре платных сервиса: отсутствие рекламы, возможность включить минусовки, интерактивные табы и распознавание табов по звуку («священный Грааль» для гитаристов, эту функцию никто не может сделать качественно). По итогам опроса 70% аудитории были готовы платить — в Ultimate Guitar уже запланировали «виллы на Канарах, каждому».
Все приложения в Ultimate Guitar планируют постепенно сводить в одно и объединять с сайтом, потому что у пользователей возникают трудности — например, человек с платным аккаунтом Tab Pro на сайте не может получить доступ к мобильному приложению Tab Pro. Это одна из приоритетных задач на 2016 год, в списке важных дел также перезапуск сайта с новым дизайном — существующий не менялся с 2003 года.
Мир мобайла спровоцировал рост Ultimate Guitar: если в 2008–2012 годах выручка росла на 5–10% в год, то с 2013-го — на 25–30%. Оборот компании в 2015 году составил несколько миллионов долларов (точную цифру Евгений Найдёнов отказался озвучить), сайт посетило больше 231 млн человек. Бурное развитие основатель Ultimate Guitar связывает не только с мобайлом, но и с изменением культуры компании: он целенаправленно работал над тем, чтобы построить атмосферу, в которой люди постоянно будут предлагать новые идеи — не только по самим продуктам, но и по тому, как их продавать.
В 2015 году аудитория сайта Ultimate Guitar составила 231,8 млн пользователей. Для сравнения, аудитория соцсети Twitter к январю 2016-го — 332 млн пользователей, аудитория всех проектов группы Mail.Ru в 2015 году составила 137 млн человек. UG входит в 15 самых посещаемых сайтов в категории «Музыка и аудио» по данным SimilarWeb.
Единственные серьёзные конкуренты Найдёнова — Songsterr, тоже российский проект, популярный в мире (он находится на 77-м месте в «Музыка и аудио» SimilarWeb с 7,6 млн визитов в месяц) и E-chords (65 место в том же рейтинге, 16,8 млн визитов в месяц). Остальные ресурсы с табами — это либо совсем маленькие и любительские, либо давно не обновлялись, либо старые проекты самого Найдёнова.
В мобайле конкурентов больше — в App Store можно найти около 600 приложений по запросу tabs chords guitar (у всех разный функционал). Приложение Ultimate Guitar входит в топ платных приложений в iTunes. Приложение для iPhone скачали 2,8 млн человек, что делает его самым популярным платным музыкальным приложением в мире.
© Александр Любин / «Секрет Фирмы»
Между фашизмом и холакратией
Николай Ананьев работал барменом семь лет, хотя прошёл через музыкальную школу. Теперь его должность — гитарист. «Когда я увидел объявление «Требуется гитарист», то подумал, что это развод. Теперь вот сижу тут, играю на гитаре, пишу табулатуры. Я пользователь внутри компании, ребята обращаются ко мне, потому что у меня не замылен глаз, как у программистов», — рассказывает молодой блондин в своём кабинете со стеклянными стенами в углу опенспейса. Кроме него, отдельный кабинет есть только у Евгения Найдёнова. Остальные работают в большом зале со столами на колёсиках — чтобы удобнее было образовывать новые команды. Каждый месяц команды делают десятки экспериментов: вот есть кнопка, которая показывает, как зажимать аккорды; что будет, если предложить людям, которые заходят на сайт с айпада, при нажатии на кнопку воспользоваться этой функцией в приложении? Станут ли они его скачивать и оплачивать подписку? По словам Найдёнова, самое трудное было создать нужную атмосферу и приучить людей к инициативе.
«У нас пять лет назад был фашизм, мы так называем этот период», — описывает Найдёнов. Вертикальная структура работала, пока надо было запускать новые продукты. Но потом людей нужно было перестроить на идеи продаж, а они привыкли только подчиняться указаниям. В 2013 году Найдёнов и Трутнев стали применять такие гибкие методики, как Agile и Scrum, — появилось несколько команд с большой степенью ответственности и свободы. Новую систему внедряли несколько месяцев, Найдёнов и Трутнев в обед обсуждали с сотрудниками книги по организации работы, давали им домашнее задание. Эксперименты в разработке и маркетинге стали главным инструментом. В первый месяц команда мобильных приложений увеличила выручку продуктов на 30%, и поначалу всё шло хорошо. Но постепенно нарастала конкуренция между командами. «Те, кто зарабатывал деньги, говорили, что вот, мы деньги зарабатываем, а те, кто работает с пользователями, ничего не делают, козлы», — описывает Трутнев. Через два года атмосфера накалилась, эксперименты уже не приносили хорошей конверсии (только в рамках 3–5%) — и Найдёнов решился на новую систему.
В сентябре 2015 года сотрудники Ultimate Guitar надели каски, взяли молотки и разрушили стену, которая разделяла опенспейс на «тех, кто зарабатывает бабло» и «тех, кто работает на пользователя». Под раздачу попали стеклянные перегородки кабинетов ключевых сотрудников и стены конференц-зала. Это символизировало уход от постоянных команд и конкуренции. На замену пришли самоорганизующиеся команды и свободный дух. Кроме зарплат вся информация в компании теперь открыта. Условия работы тоже изменились: Ultimate Guitar перешёл на шестидневную рабочую неделю с графиком с 9 до 15. Чтобы переучить сотрудников, в 9 утра Найдёнов пару раз закрывал двери — «нефиг опаздывать». Теперь, по его словам, все привыкли и радуются тому, что полдня свободно: летом после работы можно съездить на море в Светлогорск или Зеленоградск. За полгода эффективность сотрудников возросла — они стали больше концентрироваться в течение короткого рабочего дня, научились обмениваться идеями и мыслить не только про свой отрезок работы. Теперь команда проводит до 50 экспериментов в месяц, а с проблемами справляется в десятки раз быстрее. «1 января в 10 утра нас Google выкинул из индексации за агрессивный маркетинг мобильных приложений. Нам пришлось резко придумывать альтернативу — в каких разделах сайта ненавязчиво предлагать скачать приложение. Проект такого уровня мы делали бы месяцами раньше, а тут смогли за три дня, причём 1–3 января», — приводит пример Михаил Трутнев.
Евгений Найдёнов (Ultimate Guitar): «IT меня интересует чуть больше, чем музыка»
В новой постоянной рубрике Forbes — интервью с интернет-предпринимателями.
Герой нового интервью блога «Рунетология» на Forbes — основатель проекта Ultimate Guitar Евгений Найдёнов. Как и один из самых известных российских интернет-бизнесов «1С-Битрикс», эта компания была открыта в Калининграде, где и продолжает держать большую часть штата. Однако с точки зрения охвата аудитории она давно вышла за пределы РФ: около 40% посетителей — из США, больше 10% — из Великобритании. Начинавшийся как архив табулатур, сервис сегодня представляется собой конгломерат веб- и мобильных продуктов, которые приносят компании несколько миллионов долларов в год. Внутри Ultimate Guitar в чести холакратия, рок-н-ролл и сверхскоростное тестирование гипотез, и периодически предлагать идеи здесь «не право, а обязанность каждого сотрудника». Создатель проекта рассказал «Рунетологии» и Forbes, какие трудности пришлось преодолеть сервису, что и как в нём монетизируется, как не пропустить в команду чуждых ей людей и какие ещё рынки компания собирается захватить.
ДОСЬЕ НА ГОСТЯ
Евгений Найдёнов, основатель Ultimate Guitar.
Родился в 1981 году в Алма-Ате.
В 2003 году окончил экономический факультет Калининградского государственного университета, ныне — БФУ им. Канта.
В 1998 году открыл сайт Ultimate-Guitar.com. На его основе сформировалась компания «ВСМ Груп», которая создаёт и поддерживает мобильные и веб-сервисы для музыкантов.
Живёт и работает в Калининграде.
— Ты открыл сайт накануне поступления в вуз, будучи молодым неопытным программистом?
— Да, раньше было такое понятие — веб-мастер. Изучил HTML, разобрался, как загружать данные, как заставить открываться сайт. Базовые знания приобрёл за три месяца, в лето после окончания школы. В первые дни учёбы в университете я «дёрнул рубильник» и запустил первую версию сайта.
— Ты ведь сам увлечённый музыкант?
— Да. Не профессиональный, скорее «нижний середнячок», но последние лет двадцать пять очень увлечён гитарой.
— Пробовал стать профессионалом?
— Такие затеи всегда оставались на уровне местных групп. Всё-таки IT меня интересует чуть-чуть больше, чем музыка.
— Ты думал всерьёз заняться чем-то другим?
— Ни разу за двадцать лет. Благо мне всегда есть чем заняться в Ultimate Guitar и в соседних индустриях. Не припомню, чтобы я когда-нибудь скучал. Внутренние проекты возникали даже быстрее, чем я успевал захотеть чего-то нового. Основная проблема — выбрать приоритетный.
Правда, был период, когда я слишком уж сильно концентрировался на Ultimate Guitar именно как на бизнесе. Не скажу, что это хорошо сказывается на продукте. Пришёл к тому, что продукт и увлечение несколько важнее. Чтобы продолжать заниматься делом второй десяток лет, требуется что-то большее, чем интерес к бизнесу.
— Не жалеешь об упущенных возможностях?
— Точно нет. В конце концов, благодаря Ultimate Guitar сбылись мои детские мечты, связанные с миром рок-н-ролла.
Взяться за проект меня побудила группа Guns’n’Roses, их гитарист Слэш был кумиром моей молодости. Мне хотелось встретиться с ним или даже поиграть на одной сцене — голубая мечта для человека, живущего в Калининграде. И спустя много лет это произошло.
— Как бы ты коротко описал, что представляет собой Ultimate Guitar сейчас?
— Это платформа, которая позволяет получить быстрый доступ к музыкальной информации, в частности к аккордам и табулатурам практически по любой современной песне. На Ultimate Guitar любая песня появится быстрее, чем где-либо ещё. Важна и полнота: совсем неизвестные и редкие песни также попадают на Ultimate Guitar.
— В каких странах у вас больше всего аудитории?
— В США, Великобритании, Канаде. Много и в Германии, в Австралии.
— У проекта сейчас прицел на американский рынок?
— Пожалуй, так. Хотя музыка вне географии. В России тоже хватает фанатов зарубежной музыки, здесь у нас большая аудитория.
— Табулатуры на текущий момент являются объектом авторского права? Знаю, что так было не всегда.
— Да. Теперь — да. После истории длительностью семь лет. Включая user-generated — те, которые созданы не профессиональными музыкантами, а обычными пользователями.
Но вот в чём была загвоздка: когда мы обратились к правообладателям, они удивились. С одной стороны, существование такого архива на просторах интернета их не слишком радовало, ведь это тоже контент, который требуется лицензировать. С другой — просто не было формы договора о лицензионных отчислениях за контент, созданный пользователями. И нам пришлось договариваться. Мы обошли всех крупнейших издателей, сформулировали основные правила и, передоговорившись, начали заключать сделки.
— А какой резон был тебе в это ввязываться? Администраторы многих других проектов и в ус не дули.
— Что называется, если б знал, я б туда не полез. Ожидал, что будет сравнительно просто. Ну, год займёт. Однако после нескольких лет мы настолько глубоко зашли в эту тему, что отступать было бы скверно. Решили продолжать потихоньку договариваться и формировать рынок. И в конце концов у нас получилось.
— Рынок ещё в процессе легализации?
— Да. Сами мы полностью в легальном рынке. Всегда есть нюансы, но, наверное, 98% легальности имеет место. У нас несколько тысяч договоров с музыкальными издателями, включая всех крупных.
— Вы в своей области лидер. На сколько отстают от вас конкуренты?
— С точки зрения трафика в десятки раз. Перелом произошёл в те самые семь лет, когда музыкальные издатели настоятельно просили практически все подобные сайты приостановить деятельность. И процентов семьдесят так и сделали. Даже не захотели попытаться найти решение вместе с музыкальными издателями, чтобы залицензировать свою деятельность. Поэтому с течением времени конкурентов осталось всё меньше.
— Кто-то, кроме вас, сумел «обелиться» и стать полноценным бизнесом, крепко стоящим на ногах?
— Я бы назвал Songsterr. Они молодцы, у них хорошие технологии. И насколько я знаю, сама команда тоже находится в России.
— Кроме Ultimate Guitar в вашу «ВСМ Груп» входят и другие сайты?
— Да. В своё время кое-кто из тех ребят, от которых потребовали прекратить нелегальную деятельность, обратился к нам с просьбой-предложением: «У нас есть аудитория и есть сайт, не хочется прекращать его жизнь. Что вы думаете насчёт того, чтобы стать его владельцем и помогать ему существовать дальше?» Мы согласились. А дальше по мере сил развивали эти сторонние ресурсы. Правда, они уже вошли в Ultimate Guitar.
— У вас имеется структура, действующая в США. Чем она занимается?
— В основном именно что урегулирует вопросы с правообладателями. Там несколько человек. Периодически приходится привлекать дополнительных консультантов, если, скажем, дело связано с каким-то новым видом прав. Но большая часть сотрудников находится в Калининграде, там сидит основная разработка.
— Из месячной аудитории более чем в 30 млн человек какую часть составляют постоянные пользователи?
— А как распределяется аудитория по платформам?
— Около 10% используют наши приложения для смартфонов и планшетов. Оставшиеся 90% — это браузерный трафик, и в нём соотношение между мобильной и десктопной частями — 50 на 50. Причём оно было достигнуто несколько месяцев назад, раньше доля десктопа была больше. По-видимому, потому, что изучать песни гораздо удобнее, когда перед тобой широкий монитор.
— Насколько быстро увеличивается пользовательская база?
— Мы видим рост 10–12% год к году, в основном за счёт мобильной аудитории. У нас были периоды адаптации к мобильному трафику. В 2016 году мы много ресурсов пустили на то, чтобы сделать удобным использование сайта на маленьких экранах, что принесло плоды.
— Мобайл кардинально повысил ваши доходы?
— Не совсем так. Есть два мобайла. С одной стороны, приложение; и конечно, средний чек с его пользователя в десятки раз выше, чем с того, кто приходит к нам через браузер. С другой — мобильный браузер: в нём аудитория растёт, но основная модель монетизации там — реклама, а средний CPM в ней, к сожалению, ниже, чем на десктопе. Поэтому устанавливается равновесие, без кардинального повышения доходов.
— Приложения для вас гораздо более выгодны?
— Конечно. Люди в них более вовлечённые, готовые делать внутренние покупки, оплачивать дополнительные сервисы.
Кроме того, мы движемся в сторону подписной модели и в последние годы видим, что подписка тоже проходит адаптацию, в разных странах по-разному. Где-то люди абсолютно не готовы пользоваться сервисом на подписной основе. А в США это укоренившаяся модель, людей она устраивает. Полагаю, в ближайшие годы ситуация будет также улучшаться.
Когда мы начинали работать с подписной моделью, у нас было много экспериментов. Вот одна из любопытных находок: как бы мы ни старались, всегда существует 10–30% пользователей, которые готовы заплатить очень высокую цену, чтобы получить доступ на всю жизнь. И мы сделали небольшой хак — ввели так называемый lifetime-доступ по высокой цене. Сработало на ура.
— В приложениях, очевидно, заметный перекос в сторону iOS?
— Он несколько выправляется. В ближайшее время разрыв обещает сократиться ещё больше благодаря нашей тесной работе с командой Google Play, но iOS по-прежнему доминирует.
— Дело в том, что носители Android менее обеспечены? Или в инфраструктуре, не слишком располагающей к платежам?
— Тут комплекс факторов. Мы видим, что Google Play делает правильные шаги в правильном направлении и ситуация улучшается. Но ведь общеизвестно: средний чек Android-пользователя исторически меньше, чем средний чек iOS-пользователя, буквально в разы. Сейчас разрыв уменьшается, и посмотрим, что будет лет через пять.
— Долго ли в среднем остаётся с вами пользователь?
— И преобладают на сайте подобные тебе — гитаристы-непрофессионалы, или, как их называют по-английски, bedroom guitarists?
— Совершенно верно. Это основная часть пользователей. Хотя мы видим, что процентов десять как раз таки профессионалы, в частности учителя, обычно независимые, которые используют Ultimate Guitar в обучении. И ещё процентов десять — музыканты, выступающие на сцене. Чаще всего это ребята, которые играют в барах, и им нужен быстрый доступ, чтобы освежить в памяти какую-нибудь старую песню.
— Были ли переломные моменты в жизни компании, помимо перехода в легальное поле?
— Один из первых значительных рывков мы сделали лет двенадцать назад, когда создали автоматизированную систему по обработке контента, поступающего на сайт. Раньше пользователи присылали табы или аккорды к новым песням мне на почту, я ручками собирал их в HTML-страницы и выгружал на сайт. И за несколько месяцев мы создали систему, с помощью которой страницы генерировались автоматически, и чуть позже подключили к модерации само комьюнити. Это дало нам ощутимый толчок. Во-первых, команда Ultimate Guitar перестала ограничивать то, какой контент и как попадает на сайт, и процесс существенно ускорился. Во-вторых, вовлечённость аудитории увеличилась в десятки раз. Когда ты даёшь какую-то власть народу, это может по-настоящему хорошо сказаться на сообществе.
— Поговорим о жизни самого Ultimate Guitar. Сколько сейчас сотрудников в компании?
— А кто эти люди?
— Процентов тридцать — те, кто занят разработкой, включая программистов, дизайнеров, продакт-менеджеров. Часть ребят занимается контентом. Помимо каталога табулатур у нас большое сообщество, им нужно управлять им, развивать его и наполнять контентом. А третья часть — гитаристы. Их больше пятнадцати человек. Плюс звукорежиссёры, которые занимаются созданием профессионального контента для сервиса.
— Каким образом формируется заказ на добавление материалов? Смотрите на хит-парады, на поисковые запросы, ещё на что-то?
— Да. Скажу больше: многие музыкальные издатели, которые в том числе печатают книжки [с табулатурами] и обучают студентов в школах, используют наши топы как основное мерило: смотрят, что сейчас популярно для гитары, баса, укулеле. По тому, как распределяются запросы на Ultimate Guitar, можно судить о том, что популярно сейчас на мировом рынке в этой сфере.
— Говорят, вы специфически подбираете сотрудников. Каков портрет вашего идеального кандидата?
— Два-три года мы всерьёз озаботились раскрытием внутреннего потенциала ребят в компании. И это приносит плоды. Мы вместе с ними вырабатывали и закрепляли на бумаге признаки, которым должен соответствовать человек, работающий у нас. Чтобы создавать и поддерживать нужную атмосферу. Для нас очень важен коллектив. Когда ты знаешь, что можешь полностью положиться на человека, сидящего рядом с тобой, и тебе не надо каждый день перепроверять, действительно ли работа будет доведена до конца, тебе куда спокойнее живётся и легче концентрироваться на собственных задачах.
Кроме того, мы верим в то, что нельзя работать с [хуже чем дураками]. Раньше периодически такое случалось. Сейчас мы на это очень внимательно смотрим, общаясь с потенциальным членом команды. Как ты в спокойной обстановке разговариваешь с человеком на отвлечённые темы час-другой, ответ на вопрос становится очевидным.
Как правило, кандидата «собеседует» непосредственно отдел или проект, куда тот приходит. Привлекаем к делу и более широкий круг ребят. Это параметр, по которому мы многих не пропускаем в компанию.
— В Ultimate Guitar шестичасовой рабочий день. Как у вас организован распорядок?
— Мы изначально вводили график 9:00–15:00 и шестидневку. Но всё равно набегает меньше часов, чем при работе с 9:00 до 17:00 или с 9:00 до 18:00 при пятидневке. Одним из главных требований было, чтобы человек высыпался. В IT молодые ребята любят лечь в два часа ночи и прийти в офис в сомнительной кондиции. Это один из моментов, над которым ребятам пришлось поработать. Все справились: теория, по которой будто бы существуют совы и жаворонки, — полная фигня.
В 09:00 мы — как правило, все команды — собираемся. У нас очень много досок, где команды записывают результат, который будет сегодня достигнут. И в течение следующих тридцати минут, с 9:10 до 9:40, обсуждаем, чего нужно добиться за день. Ещё одно условие: результат обязательно должен быть выражен в конкретной форме — так, чтобы его можно было пощупать, посмотреть, попробовать. Не секрет, что многие разработчики имеют обыкновение растягивать работу на несколько дней, не показывая промежуточных результатов. А через эти несколько дней становится слишком поздно или слишком дорого менять направление. Поэтому установка показывать результат в конце дня помогает добиваться намеченного хорошо и быстро. Но, как оказалось, это не та истина, что впитывается с молоком матери. Её пришлось усваивать, и достаточно долго.
Каждый вторник (это у нас основной день), при необходимости в среду, в четверг у нас происходят питчи: ребята, которые придумали новые идеи, озвучивают их. Тогда-то и происходит выбор, валидация идей — решается, что мы будем делать в ближайшее время. Если идея принимается, то под неё собирается команда и начинается работа. На выполнение задачи отводится регламентированное время. В течение следующих двух часов эта идея должна быть сформулирована и предметно описана. Дальше — разработка.
— Насколько велика свобода внутри команды? Если у вас и не холакратия, то, судя по всему, применяются какие-то её принципы?
— Холакратия холакратии рознь. И потом, всё равно холакратия как подход — в какой-то мере матричная структура: ничего лучше в мире не придумано. А так — как ни назови.
Свобода же возникает в тот момент, когда человек готов полностью принять на себя ответственность. Это тоже навык, который приходится развивать. Часто молодые ребята не понимают, что свобода напрямую связана с ответственностью. Ну, дело поправимое. И создание правильной атмосферы очень помогает решать эту проблему. Мы наблюдали за ребятами, пришедшими из других компаний, и просто по тому, как они разговаривают, как планируют, какой результат показывают в конце дня, удаётся предугадать, как строилась их работа на предыдущем месте. Когда вокруг тебя десятки коллег показывают результат в конце дня, обсуждают его, делают пометки на завтра, начинаешь чувствовать себя неуютно, если не делаешь так же. Такая обстановка способствует тому, что формируется правильное отношение к делу.
— Сохранять дух компании удаётся благодаря твоим личным установкам, благодаря общему курсу руководства?
— Надеюсь, что так. И велик шанс, что так. Мы с ребятами периодически говорим про это.
Работая год за годом, ты должен постоянно искать новые внутренние драйверы, даже просто чтобы продолжать заниматься тем, чем занимаешься. Нужно находить в себе нотку веселья, внутренний завод и как-то передавать их окружающим.
Как-то после очень долгого дня собеседований — смотрели новых ребят в команду — мы устали. И случайно попали в бар. Обычный бар, пятница. Там играла группа — какой-то хороший старый рок-н-ролл. Одновременно — расслабление и заводящая душу музыка. У нас возник вопрос: можно ли создать такую атмосферу на рабочем месте? Чтобы абсолютно у всех присутствующих было чувство, что мы больше про рок-н-ролл и меньше про технологии. С тех пор в компании и начались такие преобразования, иногда рискованные. Когда мы сказали, что хотим сократить рабочий день, даже из нашей компании большинство не поверило в эту идею. Понадобилось время.
Что нас объединяет? Одно из главных качеств — это готовность меняться, а ещё важнее готовность и способность найти то, что будет заводить тебя завтра. Для чего необходимо периодически вылезать из окопа и смотреть по сторонам. Кроме того, большинство людей в Ultimate Guitar так или иначе связано с рок-н-роллом. У нас очень много музыкантов, много меломанов. Ещё значима настойчивость: после того как возникает отличная идея, требуется большое терпение, чтобы претворить её в жизнь. Очень часто возникает желание плюнуть и пойти стандартным путём, например нанять менеджеров, сбагрить на них видимую ответственность и посмотреть, что получится. Но такой период компания уже переживала, и думаю, мы к этому возвращаться не будем.
— В какую сторону вы собираетесь развиваться?
— У нас есть две конкретные идеи, которые мы проверили на прочность. На протяжении последних нескольких месяцев мы беседовали с нашими будущими, как оказалось, потенциальными пользователями. Первая связана с расширением сценариев использования Ultimate Guitar за счёт преподавателей и ребят, которые выступают на сцене; я уже говорил о них. Это большое непаханое поле, где если и существуют продукты, подходящие им, то разве что в зачаточном виде. Речь идёт о новых вариантах применения самого Ultimate Guitar в том, что касается гитары и баса. И вторая идея: из тех же разговоров мы вынесли, что масса музыкантов, которые не играют на гитаре и басу, сталкивается с теми же проблемами, что и гитаристы двадцать лет назад. Саксофонист или клавишник потратит уйму времени, чтобы найти что-то подобное для себя, если вообще это можно найти. Так что ещё один интересный для нас путь развития — расширение на другие музыкальные инструменты. По самым общим оценкам мы можем вырасти минимум вдвое.
В каком-то смысле с точки зрения гитары и баса цель достигнута. Где-нибудь в Европе или в Америке каждый второй, едва упомянешь Ultimate Guitar, говорит: «Чувак, это круто. Пользуюсь им десять лет, большое спасибо». Тут ты и понимаешь: блин, да, эти двадцать лет были не зря потрачены, и те семь лет развлечений с музыкальными издателями тоже не зря. Ты видишь ответ в глазах своих пользователей. Так что цель — увидеть то же самое в глазах саксофонистов.
Интервью выходит в рамках спецпроекта Forbes и аналитической программы «Рунетология». Предприниматель и основатель компании «Нетология Групп» Максим Спиридонов беседует с руководителями интернет-проектов о том, какие бизнес-модели в Рунете могут позволить стартапу стать следующим «единорогом», и в целом о том, как технологии меняют наш мир