унитарная система государственного управления характерна для каких стран
Унитарное государство
Унита́рное госуда́рство — форма территориального устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.
Содержание
Основные признаки унитарного государства
Виды унитарных государств
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.
Современные суверенные унитарные государства
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Унитарное государство» в других словарях:
Унитарное государство — (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико правовой статус входящих в государство… … Политология. Словарь.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного или национально госу дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие… … Финансовый словарь
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма административно территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть (Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия). Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
унитарное государство — Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша … Словарь по географии
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — см. Унитаризм … Юридический словарь
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Современная энциклопедия
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно территориальные единицы (районы, области и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь
Унитарное государство — (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… … Энциклопедия права
Унитарное государство — УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно–территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких либо суверенных прав и подчиненных центральным… … Юридическая энциклопедия
Теории возникновения государства
Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований. Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент. До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.
Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.
Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе. Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор. Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.
Общие понятия
Государство — это политическое устройство общества, действующее на ограниченной территории и отвечающее за соблюдение интересов всех слоев граждан. У этого образования обязательно должны быть работающие механизмы регулирования общества, институты управления и подавления. Такому союзу отдельных личностей обычно соответствуют общие интересы и единая цель, общая территория, образ жизни, языковые и культурные традиции.
Действия государства регулируются правом, которое осуществляет принцип принуждения в отношении каждого индивида и согласование интересов всех слоев общества. Признаки государства:
Например, фискальные органы составляют материальную основу государства, а законодательные осуществляют правотворчество. К главным характеристикам государства относятся форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Правление может быть монархическим, когда власть передается по наследству, и республиканским — органы управления формируются в результате выборов.
По форме своего устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Отличие конфедерации от федерации в том, что она является союзом суверенных государств, может образовываться для каких-либо целей как международно-политический союз и существовать, пока задачи не будут выполнены.
Унитарная форма
До начала XX века основной формой устройства государств на планете была единая или унитарная. Она появилась раньше других, поэтому считается исторически первичной, по отношению к федерациям. Типичными унитарными странами того времени были Франция, Нидерланды, Великобритания.
Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».
Причины формирования
Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию УГ, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.
Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда УГ образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.
Главные признаки
Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства:
Территориальные образования УГ занимаются неполитическими вопросами, важными для своего региона, например, торговлей, образованием, благотворительностью и т. п. В законодательстве унитарных стран всегда есть пункт о единстве и неделимости территорий, не предусмотрена возможность сецессии (выхода из состава), но сохраняется право народов на самоопределение.
Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если УГ — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.
Основные виды
Унитарные государства могут характеризоваться разными видами централизации. По наличию или отсутствию территориального деления и/или автономий УГ разделяют на такие виды:
Минус крупных многонациональных УГ — проблемы, связанных с сепаратизмом, когда в среде многих так называемых малых народов периодически возникают движения за отделение и образование собственного государства. Появление автономных образований в таких странах обусловлено желанием их избежать. Жителям автономий предоставляются более широкие возможности для принятия самостоятельных решений по вопросам местного самоуправления.
Обычно права таких регионов закреплены конституционно или имеют самостоятельно разработанные на общей законодательной основе статуты. Чаще всего в основе формирования автономии лежит национальный признак (Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании).
Кроме того, бывают централизованные и децентрализованные УГ. Для первых характерно назначение управленцев в региональные органы власти из центра (Узбекистан, Нидерланды, Казахстан). В децентрализованных странах органы региональной власти формируются самостоятельно (Великобритания, Испания, Япония).
География стран
УГ можно найти среди очень многих зарубежных стран. Все они отличаются друг от друга занимаемой территорией, месторасположением, возможностью доступа к Мировому океану и другими особенностями. Список стран — унитарных государств представлен в таблице:
Название | Географические особенности |
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу | Пересекаются экватором |
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь | Находятся в Европе |
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам | Азиатские страны |
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер | Страны Африканского континента |
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия | Северная и Южная Америка |
Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити | Островные страны |
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия | Не сообщающиеся с Мировым океаном |
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея | Омываются водами Тихого океана |
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш | Имеют выход к Индийскому океану |
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия | Лежат на побережье Атлантического океана |
Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль | Выходят на берега двух океанов |
На политической карте мира всего насчитывается 171 унитарная страна.
Федеративное устройство
Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации. Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования. Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:
Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.
По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:
В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.
Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.
На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.
Что такое унитарное государство
В составе унитарного государстве нет шатов или республик, обладающих частичным суверенитетом. Области, края или губернии подчиняются центральному правительству, которое решает вопросы внутренней, внешней и социальной политики, экономики и культуры.
Большинство стран мира имеют унитарную форму государственного устройства.
На территории унитарного государства действует единая конституция и законы, единая судебная, денежная и налоговая система.
Иногда в состав унитарного государства могут входить одна или несколько автономий. Такие автономные районы есть, например, в Дании, в Испании, в Китае.
Подробнее о государственном устройстве читайте в статье: Что такое государство. Признаки, функции и виды государства
Признаки унитарного государства
Единая система органов государственной власти
Единая система управления
Единая судебная система
В заданиях ЕГЭ и ГИА по обществознанию нередко требуется по описанию определить территориально-государственное устройство. Например, ответить, является ли страна Z унитарным государством или нет.
Чтобы ответить, вспомните признаки унитарного государства: отсутствие политической самостоятельности регионов, единая система управления, единые законы и так далее.
Политическая самостоятельность регионов, наличие у них автономии, собственных законов или конституций указывает, что перед нами федерация.
В государстве Z существует наследственная передача королевской власти. Регулярно на альтернативной основе происходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) абсолютная монархия
4) унитарное государство
5) федеративное государство
6) демократическое государство
Унитарное государство, федерация и конфедерация. Пример задания
Установите соответствие между формами государственного устройства и их основными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
А) законодательные и исполнительные органы власти территорий формируются при участии местного населения
Б) субъекты сохраняют свой государственный суверенитет
В) единая система законодательства
Г) территориальные единицы не имеют статуса государственного образования
Д) обязательная двухпалатная структура парламента
1) унитарное государство
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правильный ответ 23112
Унитарному государству свойственны единая система законодательства, территориальные единицы при унитаризме не имеют статус государственного образования.
Унитарная форма государственного устройства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика унитарной формы государственного устройства
Унитарная форма государственного устройства – это особая форма территориально-политического устройства государства, при которой оно представляет собой цельное, единое, слитное образование, составные части которого политической самостоятельностью не обладают.
Особенности унитарной формы устройства государства:
В одном унитарном государстве могут сосуществовать разнообразные и достаточно гибкие системы местного управления, гарантируются право населения осуществлять местное самоуправление.
В унитарном государстве единые:
Виды унитарных форм государственного устройства
В зависимости от особенностей организации публичной власти в центре и в административно-территориальных единицах, характера взаимоотношений государственных органов, все унитарные формы государственного устройства можно разделить на несколько видов.
Готовые работы на аналогичную тему
Виды унитарных форм государственного устройства:
Территориальная автономия
Территориальная, или областная автономия – это конституционно закрепленное самоуправление части территории государства.
В зависимости от объема прав, принадлежащих территориальным автономиям, выделяют:
Автономия – это особая форма децентрализации государственной деятельности с учетом исторических, географических, национальных особенностей определенной территории.
Политическая автономия широко распространена в государствах Африки, Азии и Европы. Например, в состав Великобритании входит политическая автономия – Северная Ирландия, обладающая собственным правительством, парламентом. В Италии существует областная политическая автономия, которая отображает исторические различия в жизненном укладе отдельных регионов (Сардиния, Сицилия), национальный состав территорий (Венеция-Фриулия-Джулия, Трентино-Альто-Адидже).
В виде политической автономии представлен ряд автономных образований в Африке и Азии. В Южно-Африканской Республике есть автономные территории, образованные по национально-территориальному, или племенному территориальному принципу, обладающие внутренним самоуправлением (к примеру бантустан Транскей).
Цель предоставления политической автономии в некоторых случаях – снятие напряженности в межнациональных отношениях. Этот факт лежал в основе предоставления автономии курдам на севере Ирака. Как правило, возможность появления политической автономии предусматривается в конституции, находит регулирование или в отдельном общегосударственном законе (Финляндия, Дания), или в особом статуте, который разрабатывается законодательными органами автономно-территориальной единицы, принимается парламентом страны (Испания, Италия).
В каждом автономном образовании есть собственный законодательный (ландстинг в Гренландии, лигтинг на Фарерских островах, ассамблея в Каталонии и др.) и исполнительный (джунты в Италии) органы. Исполнительный орган имеет двойное подчинение: центральному правительству и местному представительному органу.
Унитарное государство — определение, виды и признаки, примеры стран
Историческое развитие общественных отношений требовало создания некоего института управления обществом. Поэтому появились разного рода образования, специализирующиеся на удержании власти и управлении землями, которые в итоге приобрели форму федеративных или унитарных государств. Сейчас они имеют выраженные черты, определяющие способ государственной организации, и отвечают потребностям тех территорий, на которых образованы.
Теории возникновения государства
Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований. Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент. До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.
Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.
Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе. Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор. Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.
Общие понятия
Государство — это политическое устройство общества, действующее на ограниченной территории и отвечающее за соблюдение интересов всех слоев граждан. У этого образования обязательно должны быть работающие механизмы регулирования общества, институты управления и подавления. Такому союзу отдельных личностей обычно соответствуют общие интересы и единая цель, общая территория, образ жизни, языковые и культурные традиции.
Действия государства регулируются правом, которое осуществляет принцип принуждения в отношении каждого индивида и согласование интересов всех слоев общества. Признаки государства:
Например, фискальные органы составляют материальную основу государства, а законодательные осуществляют правотворчество. К главным характеристикам государства относятся форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Правление может быть монархическим, когда власть передается по наследству, и республиканским — органы управления формируются в результате выборов.
По форме своего устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Отличие конфедерации от федерации в том, что она является союзом суверенных государств, может образовываться для каких-либо целей как международно-политический союз и существовать, пока задачи не будут выполнены.
Унитарная форма
До начала XX века основной формой устройства государств на планете была единая или унитарная. Она появилась раньше других, поэтому считается исторически первичной, по отношению к федерациям. Типичными унитарными странами того времени были Франция, Нидерланды, Великобритания.
Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».
Причины формирования
Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию УГ, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.
Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда УГ образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.
Главные признаки
Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства:
Территориальные образования УГ занимаются неполитическими вопросами, важными для своего региона, например, торговлей, образованием, благотворительностью и т. п. В законодательстве унитарных стран всегда есть пункт о единстве и неделимости территорий, не предусмотрена возможность сецессии (выхода из состава), но сохраняется право народов на самоопределение.
Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если УГ — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.
Основные виды
Унитарные государства могут характеризоваться разными видами централизации. По наличию или отсутствию территориального деления и/или автономий УГ разделяют на такие виды:
Минус крупных многонациональных УГ — проблемы, связанных с сепаратизмом, когда в среде многих так называемых малых народов периодически возникают движения за отделение и образование собственного государства. Появление автономных образований в таких странах обусловлено желанием их избежать. Жителям автономий предоставляются более широкие возможности для принятия самостоятельных решений по вопросам местного самоуправления.
Обычно права таких регионов закреплены конституционно или имеют самостоятельно разработанные на общей законодательной основе статуты. Чаще всего в основе формирования автономии лежит национальный признак (Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании).
Кроме того, бывают централизованные и децентрализованные УГ. Для первых характерно назначение управленцев в региональные органы власти из центра (Узбекистан, Нидерланды, Казахстан). В децентрализованных странах органы региональной власти формируются самостоятельно (Великобритания, Испания, Япония).
География стран
УГ можно найти среди очень многих зарубежных стран. Все они отличаются друг от друга занимаемой территорией, месторасположением, возможностью доступа к Мировому океану и другими особенностями. Список стран — унитарных государств представлен в таблице:
Название | Географические особенности |
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу | Пересекаются экватором |
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь | Находятся в Европе |
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам | Азиатские страны |
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер | Страны Африканского континента |
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия | Северная и Южная Америка |
Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити | Островные страны |
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия | Не сообщающиеся с Мировым океаном |
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея | Омываются водами Тихого океана |
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш | Имеют выход к Индийскому океану |
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия | Лежат на побережье Атлантического океана |
Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль | Выходят на берега двух океанов |
На политической карте мира всего насчитывается 171 унитарная страна.
Федеративное устройство
Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации. Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования. Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:
Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.
По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:
В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.
Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.
На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.