универсальный профиль какие предметы входят
Профили обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает профильное обучение в старших классах. Если девятиклассник решает идти в 10-й класс, он должен выбрать профиль для дальнейшего обучения. Основные цели профильного обучения в рамках СОО:
Cистема профильного образования в России включает следующие типы учебных дисциплин:
Дополнительной формой организации деятельности обучающихся стал индивидуальный учебный проект — это учебное исследование или учебный проект, выполняемые обучающимися в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, курсов избранного профиля обучения. Иными словами это — творческая работа исследовательского характера, выполняемая обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарий, собственные выводы.
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Индивидуальный учебный проект
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Предметы, поддерживающие профиль:
Выполнение индивидуального учебного проекта
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
Индивидуальный учебный проект
Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Учебный план профиля обучения
Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.
Элективные курсы
Отличие элективных курсов от факультативных
Пункт 5 части 1 статьи 34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.
Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.
На сайтах платформы Дион.Школа создан специальный раздел Профильное обучение, в котором размещается информация и нормативно-правовые документы школ — клиентов платформы. Подробнее.
Профильные классы в школах
Профильный класс – это осознанный выбор будущей профессии и углубленная подготовка к ЕГЭ и учебе в вузе
С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.
Что такое профильный класс
В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Идти в профильные классы стоит еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные и «дорогие» задания в КИМах Единого госэкзамена рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена. Так что меньше, а то и вовсе не придется тратиться на занятия с репетиторами и на дополнительных курсах.
Направления профильных классов
Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:
Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.
У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:
Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.
Профильные классы открывают не только вузы, но и госкорпорации, например, «Газпром». Будущих нефтяников он начинает готовить со школьной скамьи в 26 профильных классах. Только три из них в Санкт-Петербурге, остальные – в нефтедобывающих регионах.
Предметы
Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:
Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.
В программе класса профильного уровня есть:
Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.
Поступление
Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.
ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Профильные предметы в 10-х классах 21.05.2018
К новому учебному году 2018-2019
Профильные предметы:
предмет
Количество часов в 10 и 11 классах
Математика: алгебра и начала анализа, геометрия
По 8 часов
Информатика
По 4 часа
Физика
По 5 часов
Профильные курсы, обязательные для посещения (в основном расписании):
Практикум по физике – 1 час (11 класс)
Русская словесность – 1 час (10,11 класс)
Общая нагрузка: 34 часа
10 класс – естественно-научный профиль
Профильные предметы:
предмет
Количество часов в 10 и 11 классах
Математика: алгебра и начала анализа, геометрия
По 6 часов
Биология
По 3 часа
Химия
По 3 часов
Профильные курсы, обязательные для посещения (в основном расписании):
Биохимический практикум – 2 часа 10класс, 1 час 11 класс
Русская словесность – 2 часа 11 класс
Журнал «Общественные науки» – 1 час( 10 класс)
Практикум по математике – 1 час 10, 11 класс
Общая нагрузка: 34 часа
10 класс – гуманитарный профиль
Профильные предметы:
предмет
Количество часов в 10 и 11 классах
Русский язык
По 3 часа
Иностранный язык
(английский язык)
По 6 часов
история
По 4 часа
Профильные курсы, обязательные для посещения (в основном расписании):
Русская словесность 2 часа (10, 11 класс)
Деловой английский – 1 час ( 11 класс)
Практикум по математике – 1 час (10, 11 класс)
Общая нагрузка: 34 часа
10 класс – социально-экономический профиль
Профильные предметы:
предмет
Количество часов в 10 и 11 классах
Математика: алгебра и начала анализа, геометрия
По 7 часов
Экономика
По 2 часа
История
По 4 часа
Профильные курсы, обязательные для посещения (в основном расписании):
Финансовая грамотность – 1 час (10,11 класс)
Экономическая история – 1 час (10 класс)
Математическая статистика и моделирование 1 час (11 класс)
Практикум по обществознанию – 1 час (11 класс)
Русская словесность – 1 час (11 класс)
Общая нагрузка: 34 часа
10 класс – универсальный профиль
Все предметы учебного плана преподаются на базовом уровне
Профильное обучение
Организация обучения в 10 классе в 2020-2021 учебном году
При обучении учащиеся могут выбрать профильное обучение и обучение в универсальном профиле.
Профиль – способ дифференциации содержания образования (ст. 66 ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации»).
Профиль – способ организации индивидуальных образовательных маршрутов (Примерная ООП СОО).
Углубленное изучение предметов – один из компонентов профиля.
Профильное обучение организуется только в старших классах.
Сохранено право на получение среднего образования для «всех желающих»: для этого выделен универсальный профиль.
Для обеспечения достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО) в соответствии с требованиями Стандарта разрабатывается учебный план среднего общего образования.
Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов.
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану: выбор учебных предметов, факультативных и элективных учебных предметов, курсов из перечня, предлагаемого организацией.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года обучения.
Учебный план профиля обучения и(или) индивидуальный учебный план должны содержать 12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС.
Учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3 учебных предметов на углубленном уровне изучения.
Все учебные планы предусматривают:
— изучение обязательных учебных предметов:
— выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
В учебные планы могут быть включены элективные курсы и факультативные курсы.
Факультативные и элективные предметы вводятся в учебный план с целью:
— дополнения предметов, изучаемых на углубленном уровне;
— поддержки базовых учебных предметов и дополнительной подготовки для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету;
— сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
— учет национально-регионального компонента.
Чтобы иметь представление о факультативных/элективных курсах, какие могут быть, приведу примеры:
— Избранные вопросы математики;
— Теория и практика написания сочинений;
— Избранные вопросы биологии;
— Спецкурс по информатике;
— Практикум по химии;
— Практикум по биологии;
Название и содержание курса зависит от потребностей учащихся и возможностей школы ввести тот или иной предмет.
Факультативные и элективные курсы в каждой школе могут быть различными, исходя из кадровых возможностей, материально-технической базы, выбора и предпочтения учащихся.
Учебный план составляется в соответствии с нормами СанПиН , по которым предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе не должна превышать 34 часов в неделю.
Прежде чем отвечать на вопросы анкеты, рекомендуем ознакомиться с материалами, размещенными в прикрепленных файлах.