Until паскаль что означает
Циклы в Паскале
При решении задач может возникнуть необходимость повторить одни и те же действия несколько или множество раз. В программировании блоки кода, которые требуется повторять не единожды, оборачиваются в специальные конструкции – циклы. У циклов выделяют заголовок и тело. Заголовок определяет, до каких пор или сколько раз тело цикла будет выполняться. Тело содержит выражения, которые выполняются, если в заголовке цикла выражение вернуло логическую истину (True, не ноль). После того как достигнута последняя инструкция тела, поток выполнения снова возвращается к заголовку цикла. Снова проверяется условие выполнения цикла. В зависимости от результата тело цикла либо повторяется, либо поток выполнения переходит к следующему выражению после всего цикла.
В языке программирования Паскаль существует три вида циклических конструкций.
Цикл for
Часто цикл for называют циклом со счетчиком. Этот цикл используется, когда число повторений не связано с тем, что происходит в теле цикла. Т.е. количество повторений может быть вычислено заранее (хотя оно не вычисляется).
В заголовке цикла указываются два значения. Первое значение присваивается так называемой переменной-счетчику, от этого значения начинается отсчет количества итераций (повторений). Отсчет идет всегда с шагом равным единице. Второе значение указывает, при каком значении счетчика цикл должен остановиться. Другими словами, количество итераций цикла определяется разностью между вторым и первым значением плюс единица. В Pascal тело цикла не должно содержать выражений, изменяющих счетчик.
Цикл for существует в двух формах:
Счетчик – это переменная любого из перечисляемых типов (целого, булевого, символьного, диапазонного, перечисления). Начальные и конечные значения могут быть представлены не только значениями, но и выражениями, возвращающими совместимые с типом счетчика типы данных. Если между начальным и конечным выражением указано служебное слово to, то на каждом шаге цикла значение параметра будет увеличиваться на единицу. Если же указано downto, то значение параметра будет уменьшаться на единицу.
Количество итераций цикла for известно именно до его выполнения, но не до выполнения всей программы. Так в примере ниже, количество выполнений цикла определяется пользователем. Значение присваивается переменной, а затем используется в заголовке цикла. Но когда оно используется, циклу уже точно известно, сколько раз надо выполниться.
Цикл while
Цикл while является циклом с предусловием. В заголовке цикла находится логическое выражение. Если оно возвращает true, то тело цикла выполняется, если false – то нет.
Когда тело цикла было выполнено, то ход программы снова возвращается в заголовок цикла. Условие выполнения тела снова проверяется (находится значение логического выражения). Тело цикла выполнится столько раз, сколько раз логическое выражение вернет true. Поэтому очень важно в теле цикла предусмотреть изменение переменной, фигурирующей в заголовке цикла, таким образом, чтобы когда-нибудь обязательно наступала ситуация false. Иначе произойдет так называемое зацикливание, одна из самых неприятных ошибок в программировании.
Цикл repeat
Цикл while может не выполниться ни разу, если логическое выражение в заголовке сразу вернуло false. Однако такая ситуация не всегда может быть приемлемой. Бывает, что тело цикла должно выполниться хотя бы один раз, не зависимо оттого, что вернет логическое выражение. В таком случае используется цикл repeat – цикл с постусловием.
В цикле repeat логическое выражение стоит после тела цикла. Причем, в отличие от цикла while, здесь всё наоборот: в случае true происходит выход из цикла, в случае false – его повторение.
В примере, даже если n будет равно 0, одна звездочка все равно будет напечатана.
Внешний вид цикла с параметром в паскале:
Оператор цикла с предусловием выполняет действия заранее неизвестное число раз. Выход из цикла осуществляется, если некоторое логическое выражение или его результат окажется ложным. Так как верность логического выражения проверяется в начале, тело цикла может не выполнится ни одного разу.
Структура цикла с предусловием:
— логическое выражение, истинность которого проверяется вначале выполнения циклического оператора;
— любые выполняемые операторы языка.
Порядок выполнения цикла:
Пока условие истинно выполняется тело цикла. Как только условие становится ложно выполнение цикла прекращается.
Этот оператор аналогичен оператору цикла с предусловием, но отличается от него тем, что проверка условия производится после выполнения тела (действий) цикла. Это обеспечивает его выполнение хотя бы один раз в отличие от ранее разобранных циклов.
Обратите внимание на то, что данный оператор цикла предполагает наличие нескольких операторов в теле цикла, то есть можно выполнять несколько действий, поэтому служебные слова Begin и End не нужны.
Формат записи, структура цикла:
Выводы:
1.Цикл с параметром используется переменная, называемая параметром цикла или счётчиком. Перед выполнением цикла параметру (счётчику) устанавливается начальное значение. После выполнения шага цикла значение параметра увеличивается на единицу. Цикл продолжается до тех пор пока параметр не достигнет своего конечного значения, которое указывается после to (downto).
2. Цикл с предусловием выполняется до тех пор, пока условие выполнения не станет ложным, и продолжается, если условие истинно.
3. Цикл с постусловием выполняется до тех пор, пока условие не станет истинно, если условие ложно, цикл продолжается.
Цикл Repeat..Until.
Как уже было сказано, циклы с условием делятся на циклы с предусловием и на циклы с постусловием. В этой статье рассказывается об использовании цикла с постусловием Repeat. Until для написания программ на языке Pascal.
Предположим, нужно написать программу, в которой мы будем вводить с клавиатуры числа, и подсчитывать их сумму.
Цикл с постусловием Repeat..Until.
В строке №3 запишем 2 переменные: «SUM» – для хранения суммы и «A» для хранения значения введенного нами числа.
В строке №6 обнуляем сумму. Каждый раз, когда в той или иной программе следует подсчитать сумму чего-нибудь, нужно сначала обнулить эту сумму.
В строке №7 указываем первоначальное значение для переменной «A».
При вводе положительных чисел, программа будет продолжать работать. Как только мы введем отрицательное число, цикл перестанет работать, и на экран выведится сумма всех введенных с клавиатуры чисел.
Дополнение к материалу.
Конструкция Repeat. Until подобна операторным скобкам Begin. End. Поэтому перед Until не обязательно ставить точку с запятой. Т. е. в конце строки №11 можно пропустить точку с зяпятой без каких-либо последствий для программы.
Следует сказать, что для решения одних и тех же задач программирования можно использовать как циклы с предусловием, так и циклы с постусловием. Выбор того или иного варианта во многом будет зависеть от ваших личных предпочтений.
Занятие 1_2. Циклы в Pascal abc.net
Цикл с предусловием (while) в Pascal abc.net
while do // заголовок цикла // тело цикла
sum := 0; x := 2; while x
Begin var (a,b):=readInteger2; assert(a>=b); var k:=0; var s:=0; while s Оператор break в цикле while
Например, в случае, когда последовательность чисел должна заканчиваться нулем, то примерный код обработки последовательности может быть таким:
Цикл с постусловием (repeat) в Pascal abc.net
repeat // заголовок цикла // тело цикла until
sum := 0; x := 2; repeat sum += x; x += 2; until x = 22;
Оператор цикла со счетчиком (for) в Pascal abc.net
for [var] i: integer := 1 to 5 do
for var i := 1 to 5 do
begin var (a, b) := readinteger2(‘Введите два целых числа. Первое должно быть меньше второго:’); assert(a 0):
Begin var n:=readInteger(‘N = ‘); assert(n>0); var x:=readReal(‘X = ‘); var sum:=0.0; var f:=-1.0; var num:=1.0; for var i:=1 to n do begin num*=x; sum+=(x+f*num)/i; f*=-1.0; end; writeln(sum) End.
Например, если необходимо как-то обработать последовательность чисел с заданным количеством элементов, то примерный код может быть таким:
begin // предварительные действия N := ReadInteger; // или Read(N); for var i := 1 to N do begin // ввод очередного элемента var b := ReadInteger; //или ReadReal, или Read(b); // обработка очередного элемента end; // вывод результатов обработки end.
Упрощенный цикл LOOP
Для того, чтобы реализовать цикл с конкретным числом итераций, не используя счетчик цикла, возможен упрощенный вариант:
Обработка цифр числа
О том, как выделять из числа отдельные его разряды Вы ознакомились в предыдущем уроке.
Теперь рассмотрим более сложный вариант с обработкой цифр числа.
begin var n := readinteger(‘Введите количество цифр N:’); var num := 0; assert(n > 0); println(‘Введите цифры:’); loop n do begin var a := readinteger; num += a; num := num * 10; end; println(num div 10); end.
Задание: Дано целое число. Найти количество его цифр и их сумму.
begin println(‘Введите целое число:’); var n := readinteger; var (newnum, sign) := (0, sign(n)); n := abs(n); while n > 0 do begin newnum += (n mod 10); newnum *= 10; n := n div 10; end; println(sign * (newnum div 10)); end.
Вложенные циклы
Пример: Дано целое число K > 0, а также K наборов ненулевых целых чисел. Признак завершения каждого набора — число 0. Для каждого набора вывести количество его элементов. Вывести также общее количество элементов во всех наборах.
begin var k:=ReadInteger(‘Введите число’); assert(k>0); var st:=»; assert(k>0); var c:=0; for var i:=1 to k do begin var count:=0; var x:=ReadInteger; while x<>0 do begin count+=1; read(x); end; st+=count.ToString+’ ‘; c+=count; end; Println(‘Кол-во элементов для каждого =’,st); println(‘Всего элементов’,c); end.
Задание: Даны целые числа K > 0, N ≥ 0, а также K наборов целых чисел по N элементов в каждом наборе. Найти количество наборов, содержащих число 2. Если таких наборов нет, то вывести 0.
Назад
10.1.Оператор цикла WHILE (цикл ПОКА).
Формат оператора:
WHILE логическое выражение DO;
Пример 1. Программа подсчета суммы S первых 1000 членов гармонического ряда 1+1/2+1/3+1/4+. 1/N.
Воспользуемся для этого алгоритмом Евклида: будем уменьшать каждый раз большее из чисел на величину меньшего до тех пор, пока оба числа не станут равны.
Program NOD;
Var a,b:integer;
Begin
Write (‘ введите два натуральных числа ‘)
Readln(a,b)
While a<>b do If a>b then a:=a-b else b:=b-a;
Writeln(‘ НОД =’,a);
Readln
End.
Program prim_10;
Var S:real;
N:integer;
Begin
S:=10;N:=1;
While s Тренировочные задания.
1. Даны целые числа а и b (а>b). Определить:
a. Результат целочисленного деления a на b, не используя стандартную операцию целочисленного деления;
b. Остаток от деления а на b не используя стандартную операцию вычисления остатка.
2. Известны оценки по информатике каждого из 20 учеников класса. В начале списка перечислены все пятерки, затем все остальные оценки. Сколько учеников имеют по информатике оценку «5»?. Условный оператор не использовать.
3. Напечатать минимальное число, большее 200, которое нацело делится на 17.
4. Гражданин 1 марта открыл счет в банке, вложив 1000 руб. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить: за какой месяц величина ежемесячного увеличения вклада превысит 30 руб.; через сколько месяцев размер вклада превысит 1200 руб.
5. *В некоторой стране используются денежные купюры достоинством в 1, 2, 4, 8, 16, 32 и 64. дано натуральное число N. Как наименьшим количеством таких денежных купюр можно выплатить сумму N (указать количество каждой из используемых для выплаты купюр)? Предполагается, что имеется достаточно большое количество купюр всех достоинств.
Разбор заданий урока 9.
5. Дано четырехзначное число N. Выяснить:
a. Является ли число палиндромом?
Для решения этой задачи надо записать число в обратном порядке. Для этого единицы умножаем на 1000, прибавляем число десятков умноженное на 100, число тысяч умножаем на 10 и прибавляем число десятитысяч. Если полученное число будет равно исходному, значит это палиндром.
Program prim9_5а;
Var x,y:integer;
Begin
Write(‘введите четырехзначное число’);
Readln(х);
y:=(x mod 10)*1000+((x div 10) mod 10)*100+((x div 100) mod 10)*10+x div 1000;
If x=y then writeln (‘число палиндром ‘)
Else Writeln(‘это не палиндром ‘);
Readln;
End.
6. Трамвайный билет имеет шестизначный номер. Выяснить, является ли билет «счастливым». Билет назовем «счастливым», если сумма первых трех цифр равна сумме последних трех цифр. Примечание. Так как шестизначное число больше 32767 (тип Integer), необходимо номер билета определит как тип Longint(до 10 знаков).
Program prim9_6;
Var x1,x2:integer;
x,:longint;
Begin
Write(‘введите номер билета’);
Readln(х);
X1:=x div 100000+(x div 10000) mod 10+(x div 1000) mod 10; <сумма первых трех цифр>
X2:=(x div 100) mod 10+(x div 10) mod 10+x mod 10; <сумма последних трех цифр>
If x1=x2 then writeln (‘ билет счастливый ‘)
Else Writeln(‘билет не счастливый ‘);
Readln;
End.
Цикл с постусловием
Продолжим знакомство с операторами цикла, имеющимися в Паскале. Повторение группы операторов (тела цикла) можно организовать и с помощью оператора, где проверка условия осуществляется после выполнения тела цикла.
11.1.Оператор цикла REPEAT (цикл ДО).
Формат оператора:
REPEAT оператор; оператор;. оператор UNTIL логическое условие;
Пример 1. Составить программу подсчета суммы S первых 1000 членов гармонического ряда 1+1/2+1/3+1/4+. 1/N используя оператор цикла REPEAT.
Program Summa;
Var S:real;
N:integer;
Begin
S:=0;N:=0;
repeat
N:=n+1;
S:=s+1/n
Until n>1000;
Writeln(s);
Readln
End.
11.2.Поиск наибольшего числа.
Предположим, нам необходимо ввести с клавиатуры N чисел, найти из них наибольшее и вывести его. Для решения этой задачи предлагается следующий алгоритм:
1. Ввести первое число в переменную Max.
2. Ввести следующее число в переменную Next.
3. Если Next>Max, то Max:=Next.
Пункты 2 и 3 повторять, пока не будут введены все числа.
4. Вывести значение переменной Max.
Действительно ли будет напечатано наибольшее из N чисел? Докажем это.
После выполнения первого пункта в переменной Max находится наибольшее из уже введенных чисел. Это справедливо, т.к. введено лишь одно число.
Повторение пунктов 2 и 3, в сущности, представляет собой цикл, который выполняется, пока не будут введены все числа. Если перед очередным повторением цикла в Max находится наибольшее из введенных чисел, то после выполнения пунктов 2 и 3 там снова будет наибольшее из введенных чисел.
В последнем пункте значение Max будет выведено.
Этот пример показывает, что алгоритм можно доказать, как доказывают математическую теорему. Программируя доказательный алгоритм, можно не опасаться ошибок в алгоритме, конечно, если нет ошибок в доказательстве.
Program maximum;
Var N, max, next, k: integer;
Begin
Write(‘Введите количество чисел’); Readln(n);
Write(‘Введите число’); Readln(max);
k:=1;
repeat
Write(‘Введите число’); Readln(next);
K:=k+1;
If next>max then max:=next
Until k=n;
Writeln(max);
Readln
End.
Тренировочные задания.
1. Введите с клавиатуры 6 чисел и определите их среднее арифметическое.
2. Напишите программу, которая вводит целые числа с клавиатуры и складывает их, пока не будет введено число 0.
3. Напечатайте 20 первых степеней числа 2.
4. Найдите минимальное из N чисел.
5. Дано натуральное число. Выяснить, является ли оно простым, т.е. делится только на 1 и на само себя.
Цикл с известным числом повторений
Сегодня мы познакомимся с оператором, который обеспечивает повторение цикла, управляемое переменной.
13.1. Цикл ПЕРЕСЧЕТ (прямой).
Формат оператора:
FOR переменная := выражение 1 ТО выражение 2 DO оператор ;
Переменная должна быть порядкового типа. Порядковыми называются все простые типы, значения которых можно расположить в возрастающем порядке. Из известных нам это: INTEGER, WORD, LONGINT, BYTE, CHAR. Выражение 1 и Выражение 2 должны быть того же типа, что и переменная. Чтобы цикл выполнился хотя бы раз выражение1 должно быть не больше выражения2.
Выполнение начинается с вычисления значений выражения1 и выражения2. затем переменная получает значение выражения1 и делается проверка, не превышает ли значение переменной выражения2. Если не превышает, выполняется оператор стоящий после служебного слова DO. После завершения оператора переменная получает следующее по порядку значение, и все повторяется, начиная с проверки.
Когда значение переменной становится равным выражению2, оператор выполняется последний раз.
ПРИМЕР 1. Напечатать ряд из повторяющихся чисел 20 в виде:
20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
var i: byte;
begin
for I:=1 to 10 do write(20,’ ‘);
readln;
end.
Код программы (переменная используется не только для управления циклом но и для вывода на экран в качестве результата):
var i: byte;
begin
for I:=10 to 25 do write(I,’ ‘,I+0.4:0:1);
<при сложении целого I и вещественного 0.4 получаем
вещественный результат, значит надо выполнить его
форматирование при выводе на экран>
readln;
end.
13.2. Цикл ПЕРЕСЧЕТ (обратный).
Возможен вариант оператора, когда переменная принимает последовательно убывающие значения.
Формат оператора:
FOR переменная := выражение 1 DOWNТО выражение 2 DO оператор ;
В этом случае, чтобы цикл выполнился хотя бы раз, выражение1 должно быть не меньше выражения2. Например:
For c:=’z’ downto ‘а’ do writeln(с);
Тренировочные задания.
1.Напечатать столбиком:
а) все целые числа от 20 до 35;
б) квадраты всех целых чисел от 10 до b (значение d вводится с клавиатуры; b>=10);
в) третьи степени всех целых чисел от а до 50 (значение а вводится с клавиатуры; а =a).
3. Распечатать в столбик таблицу умножения на 7.
Решение задач. Цикл
Var I,n,f:word;
Begin
Write(‘Введите натуральное число’);
Readln(n);
F:=0;
For I:=2 to n div 2 do if n mod I=0 then f:=1;
If f=1 then writeln(‘число’,n:6,’ не простое’)
Else writeln(‘число’,n:6,’ простое’);
Readln
End.
Количество выполнения циклов можно еще уменьшить. Ведь на самом деле если число N делится на какое-то число А без остатка (кроме 1 и самого себя), то оно имеет и второй делитель В=N/A, т.е. если число не простое то его всегда можно записать как N=A*B. При возрастании первого делителя, значение второго будет уменьшаться. Получается, что достаточно проверить все числа от 2 до SQRT(n), но так как результат вычисления корня вещественный, а параметр цикла должен иметь целое значение, применим функцию определения целой части числа TRUNC, и получим:
For I:=2 to trunc(sqrt(n)) do if n mod I=0 then f:=1;
Задача 2.
Даны натуральные числа M и N. Определить, являются ли они взаимно простыми. Взаимно простые числа не имеют общих делителей, кроме 1.
Для решения задачи:
— вводим натуральные числа М и N;
— в цикле от 2 до наименьшего числа порождаем I и проверяем, является ли оно одновременно делителем М и N;
— в зависимости от значения F выводим результат.
Тренировочные задания.
1. Дан интервал натуральных чисел от N до М. Определить все простые числа в этом интервале.
2. Дано натуральное число N. Определить все простые числа не превосходящие N.
3. Дано натуральное число N. Разложить его на простые множители.
4. Дано натуральное число N. Определить, является ли оно совершенным. Совершенное число N равно сумме всех своих делителей, не превосходящих само N.
5. Дано натуральное число N. Определить, является ли оно автоаморфным. Автоаморфное число N равно последним разрядам квадрата этого числа: 5 25, 6 36, 25 625.
Обработка числовых последовательностей.
Сегодняшний урок мы посвятим обработке числовых последовательностей. Для этого обычно используется оператор цикла.
Алгоритмы для обработки последовательностей чаще относятся к одному из двух типов: поиск; проверка условий.
Для последовательностей характерно, что в каждый момент времени нам доступен только один элемент последовательности. Поэтому все алгоритмы строятся с учетом однократного последовательного просмотра.
Рассмотрим несколько программ. В каждой из них одновременно рассматривается только очередной член последовательности. Алгоритмы для решения таких задач называются алгоритмами с линейным поиском.
Задача 1.
Вводится последовательность из N целых чисел. Найти сумму всех отрицательных чисел.
Код программы.
Var old, new: real;
K: integer;
Begin
Write(‘введите число’);
Readln(old);
Write(‘введите число’);
Readln(new);
K:=0;
Repeat
If new*old 0 then writeln (‘Последовательность меняет знак ‘,k,’ раз’)
else writeln (‘Последовательность не меняет знак ‘);
readln;
end.
Тренировочные задания.
1. Вводится последовательность из n произвольных чисел. Определить, сколько раз последовательность меняет знак.
2. Вводится последовательность чисел, 0-конец последовательности. Определить, содержит ли последовательность хотя бы два равных соседних числа.
3. Вводится последовательность чисел, 0-конец последовательности. Найти два наименьших числа.
4. Вводится последовательность из N целых чисел. Найти наибольшее из всех отрицательных чисел.
5. Вводится последовательность из N целых чисел. Найти, сколько в ней нулей.
Разбор заданий урока.
3. Дано натуральное число N. Разложить его на простые множители.
4. Дано натуральное число N. Определить, является ли оно совершенным. Совершенное число N равно сумме всех своих делителей, не превосходящих само N.
Var n,i,sum:word;
Begin
Write(‘ Введите натуральное число ‘);
Readln(n);
Sum:=0;
for i:=1 to n div 2 do if n mod I=0 then sum:=sum+i;
If sum=n then writeln(‘ число ‘,n,’ совершенное ‘)
Else writeln((‘ число ‘,n,’ не совершенное ‘ );
Readln
End.
5. Дано натуральное число N. Определить, является ли оно автоморфным. Автоморфное число N равно последним разрядам квадрата этого числа: 5 25, 6 36, 25 625.
Var n,r,m:word;
Begin
Write(‘Введите натуральное число’);
Readln(n);
M:=n; r:=1;
While m>0 do <в цикле определяем разрядность введенного числа (r)>
Begin
M:=m div 10;
R:=r*10;
End;
If (n*n mod r)=n then writeln(‘число ‘,N,’ автоморфно’)
Else writeln((‘число ‘,N,’ не автоморфно’ );
Readln
End.
Решение задач
Оставим пока числовые последовательности, их существует большое многообразие и позднее мы к ним вернемся. А сейчас попробуем решить следующую задачу:
Var x: byte;
Begin
Write(‘ введите число от 1 до 7’);
Readln(x);
If x=1 then writeln(‘понедельник’);
If x=2 then writeln(‘вторник’);
If x=3 then writeln(‘среда’);
If x=4 then writeln(‘четверг’);
If x=5 then writeln(‘пятница’);
If x=6 then writeln(‘суббота’);
If x=7 then writeln(‘воскресенье’);
Readln
End.
В таком случае лучше подойдет оператор ВАРИАНТА (или ВЫБОРА).
Выражение порядкового типа вычисляется, и его значение отыскивается в одном из списков констант. После этого выполняется соответствующий оператор. Если значение выражения не совпало ни с одной из меток, то выполняется оператор из строки ELSE. Cокращенная форма оператора не содержит ELSE. Метки оператора варианта могут быть константами любого типа, но их тип должен совпадать с типом выражения.
Тогда код нашей программы будет выглядеть иначе:
Var x: byte;
Begin
Write(‘ введите число от 1 до 7’); Readln(x);
Case x of
1: writeln(‘понедельник’);
2: writeln(‘вторник’);
3: writeln(‘среда’);
4: writeln(‘четверг’);
5: writeln(‘пятница’);
6: writeln(‘суббота’);
7: writeln(‘воскресенье’);
end;
Readln
End.
CASE I OF
‘0’..’9′:writeln(‘цифра’);
ELSE writeln (‘не цифра’)
END;
Задача. Для целого числа K от 1 до 99 напечатать фразу «Мне k лет», учитывая при этом, что при некоторых значениях K слово «лет» надо заменить на слово «год» или «года». Например, 11 лет, 22 года, 51 год. (Данное решение можно улучшить используя дополнительно условный оператор. Попробуйте.)
var k:byte;
begin
write(‘Введите число лет’); readln(k);
case k of
1,21,31,41,51,61,71,81,91:writeln(‘Мне ‘,k,’ год’);
2..4,22..24,32..34,42..44,52..54,62..64,72..74,82..84,92..94:writeln(‘Мне ‘,k,’ года’);
else writeln(‘Мне ‘,k,’ лет’);
end;
readln;
end.