уполномоченный по правам человека какой орган власти
Уполномоченный по правам человека какой орган власти
Статья 16.1. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации
1. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.
2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Правовую основу деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция (устав) субъекта Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность на срок, установленный конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.
6. Одно и то же лицо не может быть назначено (избрано) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации более чем на два срока подряд.
7. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
9. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
10. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.
11. Требования к кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и порядок назначения (избрания) уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяются Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
16. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
(п. 16 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
(п. 17 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Истечение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его роспуск не влечет прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
21. Законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.
(см. текст в предыдущей редакции)
23. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».
(п. 23 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
24. Жалобы, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.
24.1. Права уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации при проведении им проверки по жалобе определяются Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
(п. 24.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
24.2. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе:
а) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»;
б) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) принять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
(п. 24.2 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
24.3. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять иные меры в соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».
(п. 24.3 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
25. Гарантии деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
(п. 25 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
27. Для обеспечения деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть создан аппарат уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
(п. 27 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
28. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.
(п. 28 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 510-ФЗ)
Как назначается Уполномоченный по правам человека
Кто такой Уполномоченный по правам человека в РФ?
Это должностное лицо, которое должно рассматривать жалобы граждан РФ и находящихся на территории нашей страны иностранцев и лиц без гражданства на решения, действия или бездействие госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих и т. д.
Важно: при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким‑либо государственным органам и должностным лицам.
Что входит в его обязанности?
Уполномоченный по правам человека способствует:
восстановлению нарушенных прав;
совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
развитию международного сотрудничества в области прав человека;
правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Кто может стать Уполномоченным?
Уполномоченным может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченному запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России.
Важно: человек не может быть одновременно Уполномоченным и:
депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
находиться на госслужбе;
заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
Кроме того, Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Кто назначает Уполномоченного?
В соответствии со статьей 103 Конституции РФ «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека» относится к ведению Государственной Думы.
Как проходит назначение?
В течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного предложения о кандидатах на должность вносятся в Государственную Думу.
Предложить кандидатов могут:
депутаты и депутатские объединения ГД.
Совет ГД устанавливает процедуру рассмотрения вопроса по предложению Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.
На должность омбудсмен назначается на пленарном заседании ГД большинством от общего числа депутатов тайным голосованием.
Уполномоченный назначается на пять лет. Один и тот же человек не может занимать пост больше, чем два срока подряд.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Статус и полномочия
Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.
Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.
В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
Относится ли уполномоченный по правам человека в Российской Федерации к органам государственной власти?
Относится ли уполномоченный по правам человека в РФ к органам государственной власти
Нужен ответ Также нужна ссылка на нормативно правовой акт Спасибо большое!
Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)
1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального конституционного закона
Уполномоченные по правам человека в механизме разделения властей
Эмих В.В., аспирантка кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии (г. Екатеринбург).
Анализ законодательства, закрепляющего статус уполномоченных, показывает их тесную взаимосвязь с парламентами. Во-первых, уполномоченные назначаются на должность и освобождаются от должности парламентами. Во-вторых, уполномоченные, как правило, не рассматривают жалобы на решения парламента и (или) его палат. В-третьих, формы взаимодействия уполномоченных и парламентов более разнообразны, чем с другими государственными органами. Среди форм их взаимодействия необходимо отметить следующие: обращение в парламент соответствующего уровня с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях; представление докладов о своей деятельности парламентам; обращение к субъектам законодательной инициативы с предложениями об изменении или дополнении действующего законодательства или о восполнении пробелов в действующем законодательстве; внесение в парламент проектов законов в порядке законодательной инициативы.
Классификация омбудсменов на парламентских и исполнительных получила широкое распространение. Критерием указанной классификации выступает порядок назначения омбудсменов на должность или совокупность критериев, позволяющих рассматривать соответствующего омбудсмена в рамках законодательной или исполнительной ветви власти.
Соколов А.Н., Трумпель К.Б. Парламентский омбудсмен: генезис, формирование, тенденции развития. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000. С. 23.
См.: Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 1999. С. 38.
Более того, в процедуре назначения уполномоченных на должность участвуют органы иных ветвей власти. Так, в ряде субъектов Российской Федерации правом выдвижения кандидатур на должность уполномоченных наделяются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уполномоченные независимы от парламентов и неподотчетны им. Они направляют свои доклады в законодательные (представительные) органы государственной власти и (или) их палаты, но при этом доклады уполномоченных не подлежат утверждению указанными органами. Наконец, они не обязаны исполнять поручения парламентов. Более того, уполномоченные взаимодействуют не только с законодательными (представительными) органами государственной власти, но и с иными государственными органами.
Несмотря на наделение полномочиями рассматриваемых государственных органов парламентами и наличие развитых форм взаимодействия с ними, уполномоченные обладают организационной и функциональной независимостью и неподотчетны назначившим их органам, поэтому они представляют собой органы, образуемые парламентом, но не органы парламентского контроля.
Неоднозначность правового статуса уполномоченных породила разнообразие точек зрения по вопросу о месте этих государственных органов в механизме разделения властей.
См.: Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. 1999. N 9. С. 27.
См., например: Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». М.: Издательство «Норма», 1997. С. 22.
Точка зрения о невозможности определения принадлежности уполномоченных к какой-либо ветви власти в рамках классической триады властей преобладает в теоретических работах, посвященных исследованию статуса уполномоченных.
См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательство «Норма», 2000. С. 340.
См., например: Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право. 2002. N 3. С. 12; Борсученко С.А. Деятельность уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в правовом аспекте функционирования публичной власти и управления в России // Государство, право и управление: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2004 г. М.: Издательство ГУУ, 2004. Вып. 1. С. 96.
Автономов А.С. Правовая онтология политики. К построению системы понятий. М.: ООО «Фирма Инфограф», 1999. С. 270.
Соломатина Е.А. Сущность, основные черты и формы осуществления контрольной функции законодательной власти в механизме разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. N 3. С. 24.
С учетом изложенного представляется, что уполномоченных следует рассматривать как вспомогательные государственные органы в механизме разделения властей. Это обусловлено тем, что место уполномоченных в механизме разделения властей определяется прежде всего их компетенцией. Уполномоченные осуществляют государственный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Они являются независимыми специализированными контрольными органами и связаны с другими государственными органами отношениями координации. Как государственные органы они способствуют осуществлению не только парламентского контроля, но и контроля, осуществляемого исполнительными и судебными органами государственной власти. В связи с этим уполномоченные не могут быть отнесены к органам какой-либо ветви власти в рамках классической парадигмы разделения властей. Специфика данных государственных органов как вспомогательных заключается именно в том, что они обеспечивают нормальное функционирование других государственных органов с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В частности, содействуют устранению выявленных нарушений прав человека со стороны государственных органов, совершенствованию административных процедур, оптимизации законодательства в области прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченные способствуют приведению в действие системы сдержек и противовесов и контрольных механизмов в рамках системы определенной ветви власти. В этом смысле они являются рычагом самоограничения государственной власти. О вспомогательной роли уполномоченных в механизме разделения властей свидетельствует и то, что данные органы не наделены правом принятия решений, обязательных для исполнения субъектами, нарушившими права граждан. При этом изменение сущности их полномочий неоправданно, поскольку это приведет к вторжению в компетенцию иных государственных органов.