управленческие расходы на каком счете учитываются
Что включают в себя управленческие расходы предприятия
Управленческие расходы представляют собой траты на управление компанией. Они отделяются от трат на поддержание производственного процесса. В этом их основная особенность.
Что входит в управленческие расходы?
Сначала разберемся, что не входит в управленческие расходы. В них не входят любые траты, которые связаны с производственной деятельностью.
Рассмотрим пример. Зарплата начальника цеха – это то, что можно отнести к тратам на производственные процессы. Связано это со спецификой работы этого специалиста. Он непосредственно обеспечивает стабильность производства. Зарплата гендиректора – это уже управленческие расходы. Главное отличие этих расходов заключается в том, что производственные траты влияют на себестоимость конечного изделия, а управленческие расходы не влияют. Однако последние могут включаться в себестоимость опосредованно.
Рассмотрим характерные примеры управленческих расходов:
Вопрос: Три организации заключили договор о совместном использовании судна, находящегося в общей долевой собственности. Одна из них обеспечивает деятельность судна и понесла управленческие расходы. Вправе ли она взыскать их с других организаций в качестве неосновательного обогащения?
Посмотреть ответ
УР имеют условно-постоянное значение. То есть они практически не изменяются. Размер трат можно предсказать. Связано это с тем, что на объем управленческих расходов не влияет число выпускаемых изделий. Однако расширение объемов производства ведет к снижению размера УР на единицу изделия. По этой причине повышается прибыль с единицы произведенного изделия.
ВНИМАНИЕ! Сведения об общем объеме УР можно получить из строки 2220 отчета об убытках. Развернутые сведения содержатся на счете 26 бухучета.
Разновидности УР и формы их планирования
Управленческие расходы не привязаны напрямую к показателям продаж или объемам производства. Расчет производится без учета динамики доходов предприятия. Большинство накладных трат включены не в нормированные, а в лимитируемые расходы. То есть для них устанавливается определенный лимит на заданный период. Управленческие расходы можно разделить на две категории:
Управленческие траты постоянно увеличиваются. Это нужно учитывать при их планировании. Увеличение трат необходимо для обеспечения эффективности функционирования компании, поддержания конкурентоспособности. Важнейшую роль играет индексация. Рассмотрим способы планирования УР:
Конкретный метод определяется в зависимости от нужд предприятия. В России наиболее популярен второй вариант.
Особенности бухучета управленческих расходов
Понятие управленческих трат не содержится в нормативных актах, регламентирующих бухучет. Учет этих трат определяется практическим путем. В частности, УР фиксируются по строке «Управленческие траты», на счете 26 (дебет):
Рассмотрим проводки по кредиту счета 26:
Каждая из проводок должна быть подтверждена первичной документацией. Если первичные документы отсутствуют, у проверяющих органов возникнут вопросы. По каждой проводке указывается сумма операции.
Какие данные бухгалтерского учета используются при заполнении строки 2220 «Управленческие расходы»?
Налоговый учет
Любые траты компании, в том числе управленческие расходы, учитываются при налогообложении. Для учета они должны соответствовать следующим условиям:
Траты будут отражены в периоде, к которому они принадлежат.
К СВЕДЕНИЮ! При налоговом учете управленческих расходов у специалистов возникает множество вопросов. К примеру, многие не знают, относятся ли к тратам следующих периодов УР в случае, если прибыль отсутствует. При анализе налоговых нормативных актов можно сделать вывод: УР для налогообложения признаются только в тратах нынешнего отчетного периода. В бухучете компания самостоятельно определяет порядок признания трат и фиксирует это в учетной политике.
Управленческие расходы
Управленческие расходы – это затраты на управление организацией, не связанные непосредственно с производственным процессом. Таким образом, если затраты на управление можно связать непосредственно с каким-либо производственным процессом, то эти затраты не могут быть отнесены к управленческим расходам, а включаются в себестоимость соответствующей продукции. Например, заработная плата начальника цеха включается в себестоимость продукции, производимой данным цехом. В тоже время, заработная плата генерального директора, работников отдела кадров и т.п. включается в состав управленческих расходов.
При этом, управленческие расходы могут быть включены в себестоимость продукции, но не прямо, а путем распределения между всеми видами выпускаемой продукции пропорционально экономически-обоснованному показателю (например, заработной плате основного производственного персонала или амортизации производственного оборудования и т.п.).
К управленческим расходам могут быть отнесены:
Анализ управленческих расходов
С точки зрения финансового анализа управленческие расходы относятся к условно-постоянным, т.к. их величина напрямую не зависит от объема выпуска продукции. Увеличение объемов производства приводит к уменьшению величины управленческих расходов на единицу продукции, в результате увеличивается прибыль с единицы продукции за счет положительного эффекта масштаба.
Информацию об общей сумме управленческих расходов можно узнать из строки 2220 отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах). Более детальная информация об управленческих расходах аккумулируется в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
90 счет бухгалтерского учета
Зачем нужен счет 90
Счет 90 “Продажи” нужен для сбора информации по продаже товаров или услуг. Здесь фиксируют выручку и расходы от таких операций:
Счет 90 — это активно-пассивный счет. По его дебету идет учет доходов, а по кредиту — расходов. Разница между дебетом и кредитом — это прибыль или убыток компании.
Какой порядок признания доходов
Доходы и расходы — это не тоже самое, что и поступления или списания денег с расчетного счета. Доход может быть признан, даже если деньги еще не поступили на счет. Порядок признания доходов и расходов зафиксирован в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 соответственно.
Признание доходов
Порядок признания доходов по основному виду деятельности установлен в ПБУ 9/99. Признать выручку можно только при соблюдении следующих условий:
На счете 90 фиксируют только выручку от основной деятельности. Например, если фирма занимается реализацией пряников, то доход от продажи сладостей будет отнесен на счет 90. Но если эта же фирма продала часть муки и сахара, то есть сырья, то доход упадет на кредит счета 91 “прочие доходы и расходы”.
Признание расходов
Условия признания расходов утверждены в ПБУ 10/99 и очень близки к условиям признания доходов:
По кредиту счета 90 фиксируют только расходы по основной деятельности. Это могут быть затраты сырья, оплата аренды, услуг и так далее. Расходы по основной деятельности обычно делят на пять групп:
Иные расходы, не связанные с основной деятельностью компании, фиксируют по дебету 91 счета.
Какие субсчета открывают к счету 90
Для детального учета затрат и доходов к счету 90 можно открыть разные субсчета, вот несколько примеров.
Субсчет | Наименование |
90.1 | Выручка — учитываем доход фирмы от основной деятельности |
90.2 | Себестоимость — все расходы, понесенные для создания продукта |
90.3 | НДС — сумма исходящего налога |
90.4 | Акцизы — суммы начисленных акцизов |
90.7 | Расходы на продажу — затраты на продажу продукции или услуг (собираются на счете 44) |
90.8 | Управленческие расходы — затраты на управление компанией (собираются на счете 26) |
90.9 | Прибыль / убыток от продаж |
Записи по счету 90 ведут по нарастающей в течение года. Ежемесячно считают разницу между дебетовым оборотом 90.1 и кредитовым оборотом по счетам 90.2, 90.3, 90.4, 90.6 и 90.7. Если число положительное — это прибыль, отрицательное — убыток.
Финансовый результат со счета 90.9 каждый месяц списывают на счет 99 “Прибыль и убытки”. Поэтому 90 счет не имеет остатков на начало или конец периода.
По итогам года все субсчета закрываются на субсчет 90.9. И учет на счете 90 начинают вести нарастающим итогом снова.
Как ведут аналитический учет на счете 90
У счета 90 очень много вариантов для ведения аналитики. Распределение доходов и расходов зависит от особенностей бизнеса и желаний руководства. Вот несколько идей ведения аналитики на счете 90:
С какими счетами корреспондирует счет 90
Перечень счетов, с которыми может корреспондировать счет 90, огромен. Это связано с тем, что большая часть операций так или иначе направлена на получение прибыли. В таблице мы собрали все возможные варианты корреспонденции.
По дебету | По кредиту |
11 “Животные на выращивании и откорме” 20 “Основное производство” 21 “Полуфабрикаты собственного производства” 23 “Вспомогательные производства” 26 “Общехозяйственные расходы” 29 “Обслуживающие производства и хозяйства” 40 “Выпуск продукции” 41 “Товары” 42 “Торговая наценка” 43 “Готовая продукция” 44 “Расходы на продажу” 45 “Товары отгруженные” 58 “Финансовые вложения” 68 “Расчеты по налогам и сборам” 79 “Внутрихозяйственные операции” 99 “Прибыль и убытки” | 46 “Выполненные этапы по незавершенным работам” 50 “Касса” 51 “Расчетный счет” 52 “Валютные счета” 57 “Переводы в пути” 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” 79 “Внутрихозяйственные расчеты” 98 “Доходы будущих периодов” 99 “Прибыль и убытки” |
Основные операции со счетом 90
Операции, где участвует 90 счет, связаны с продажей товаров или услуг. Здесь очень важно использовать субсчета, которые мы расписывали выше.
Дебет | Кредит | Суть операции |
62 | 90.1 | Выручка от реализации |
90.2 | 43, 41 | Определена себестоимость произведенной продукции или товаров для перепродажи |
90.3 | 68 | Начислен НДС с цены продажи |
90.8 | 26 | Списаны управленческие расходы |
90.7 | 44 | Списаны коммерческие расходы |
99 | 90.9 | Отражен убыток от продажи (если оборот по дебету 90, меньше, чем по кредиту) |
90.9 | 99 | Отражена прибыль от продажи (если оборот по дебету 90 больше, чем по кредиту) |
Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет доходов и расходов в разрезе субсчетов, направлений деятельности, номенклатурных групп и так далее. Пользователям-новичкам мы даем бесплатный пробный период на 14 дней.
Что включают в себя коммерческие расходы?
Сведения о коммерческих и управленческих расходах компания должна раскрывать в отчете о финрезультатах:
Ни НК РФ, ни другие нормативные акты не содержат четкой формулировки, что именно следует относить к коммерческим расходам, а что — к управленческим. На практике коммерческие и управленческие расходы — это траты компании, отражаемые на счетах 44 и 26 соответственно.
Что относится к управленческим затратам?
К управленческим расходам относятся суммы, формируемые на счете 26 и связанные с содержанием общего имущества фирмы и организацией ее деятельности. Отличительный признак таких расходов — они не связаны напрямую с производством, оказанием услуг или торговлей. Примером управленческих расходов могут служить траты:
Управленческие расходы могут быть включены в себестоимость по мере продажи произведенной продукции. Тогда бухгалтер должен списать их проводкой по дебету счета 20 (23 или 29) и кредиту счета 26.
Второй способ учета управленческих расходов — отнести их в полной сумме в себестоимость того отчетного периода, в котором они возникли. Бухгалтер сделает в таком случае проводку Дт 90 Кт 26.
Выбранный порядок учета управленческих расходов должен быть указан в учетной политике компании (п. 20 ПБУ 10/99).
Алгоритм учета затрат зависит от вида деятельности компании и каждый налогоплательщик утверждает выбранный вариант под собственные нужды. Как правильно зафиксировать затраты в учетной политике, узнайте с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Подробнее о счете 26 узнайте из публикации «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Что входит в состав коммерческих расходов?
В отличие от управленческих расходов коммерческие расходы включают затраты компании, которые связаны с производственной или торговой деятельностью. Для фирм, работающих в сфере производства, коммерческими расходами будут траты на упаковку изделий, их доставку до склада покупателя, рекламные мероприятия и др.
В коммерческие расходы торговой компании входят затраты на перевозку и хранение товаров, оплату труда, аренду или содержание зданий, где осуществляется торговля, рекламу, представительские расходы и т. п.
Как правильно оформить представительские расходы, расскажем в этой статье.
Что относится к коммерческим расходам компаний, занимающихся сельхоззаготовкой и переработкой? Это траты на содержание заготовительных и приемных пунктов, содержание скота и птицы (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
В бухучете коммерческие расходы собираются по дебету счета 44. При этом есть 2 способа учесть такие расходы в себестоимости:
Выбранный способ распределения компания указывает в своей учетной политике.
Отражаются ли коммерческие расходы в балансе, см. в этой статье.
Итоги
Четкого перечня коммерческих затрат законодательные акты РФ не содержат. На основании сложившейся практики российского бухучета коммерческие расходы следует относить на счет 44. Исходя из данного принципа коммерческими расходами можно признать те затраты, что перечислены инструкцией к Плану счетов в описании счета 44.
Подробнее о том, как организации составить собственный рабочий план счетов и какие счета в него включить, читайте в этой публикации.
Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)
Описание и использование счета 26
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» служит для сбора сведений о затратах на нужды управления, не связанные непосредственно с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Агенты, брокеры, дилеры, экспедиторы, то есть не связанные с производством организации, используют счет 26 как основной при ведении своей деятельности, обобщая на нем информацию обо всех своих расходах и списывая их на счет учета продаж.
Торговые фирмы не используют в своей деятельности счет 26 и все расходы без исключения относят непосредственно на счет 44 «Расходы на продажу».
Об основных составляющих затрат, учитываемых на счете 44 «Расходы на продажу», читайте в статье «Бухгалтерские проводки на коммерческие расходы».
Аналитический учет по счету 26 ведется непосредственно по статьям расходов, местам их возникновения.
Основные составляющие общехозяйственных расходов
К основным общехозяйственным расходам относят следующие:
Информацию о бухгалтерских проводках при начислении и уплате страховых взносов вы можете найти в материале «Начислены страховые взносы (бухгалтерская проводка)».
Как учесть управленческие расходы при подсчете налогооблагаемой прибыли, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Со всеми нюансами документального оформления командировочных расходов вы можете ознакомиться в статье «Порядок учета командировочных расходов в 2020-2021 годах».
Учет общехозяйственных расходов на основании примера
Синтетический учет общехозяйственных расходов в течение месяца ведется в корреспонденции со счетами:
Начислена амортизация оборудования, которое используется для административно-хозяйственных нужд
Начислена амортизация по нематериальным активам, используемым в административно-хозяйственной сфере
Израсходованы сырье, материалы, хозяйственный инвентарь, используемые в административно-хозяйственной сфере
На административно-хозяйственные цели отпущены полуфабрикаты собственного производства
Часть готовой продукции направлена на собственные административно-хозяйственные нужды
Отражены расходы на услуги поставщиков и подрядчиков на основании актов для общехозяйственных нужд предприятия
Начислена оплата труда общехозяйственному персоналу
Отнесены на затраты суммы страховых платежей во внебюджетные фонды, относящиеся к оплате труда общехозяйственного персонала
В соответствии с авансовым отчетом подотчетного лица списаны представительские расходы
На общехозяйственные затраты списана доля расходов будущих периодов
За месяц архитектурно-проектное бюро произвело следующие расходы.
Заработная плата сотрудников, выполняющих проектные работы, составила 500 000 руб.
Заработная плата администрации — директора организации и бухгалтера — составила 120 000 руб.
Сумма страховых платежей в фонды, относящиеся к оплате труда администрации, составила 36 240 руб.
Амортизация оборудования для геологоразведочных работ составила 25 000 руб., амортизация ноутбука и многофункционального устройства, которые использует в своей работе бухгалтер, составила 5 000 руб.
Стоимость расходных материалов для многофункционального устройства, приобретенных для администрации, составила 6 000 руб.
В течение месяца на счете 26 формируются следующие проводки:
Списание и распределение общехозяйственных расходов
Счет 26 не имеет сальдо, поэтому всё, что на нем накопилось, в конце месяца должно быть списано на другие счета.
Выбор варианта списания расходов зависит от способа формирования себестоимости продукции:
Какой именно способ формирования себестоимости выберет бухгалтер, должно быть указано в учетной политике, иначе организация обязана формировать полную производственную себестоимость продукции.
При выборе бухгалтером способа учета по полной производственной себестоимости общехозяйственные расходы списываются в дебет счета 20 «Основное производство».
Если организация применяет для регистрации подсобных затрат счет 23 «Вспомогательное производство» или если на балансе организации есть обслуживающиеся хозяйства (общежития, детские сады, санатории и пр.) и используется счет 29 «Обслуживающее производство», то в дебет счета 29 также могут списываться общехозяйственные расходы.
Расходы могут списываться в дебет этих счетов, только если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону.
Проводки, формирующие отражение таких операций в бухгалтерском учете, будут выглядеть так:
Как отразить в учете производственной организации распределение общехозяйственных расходов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Выбор порядка распределения общехозяйственных расходов между указанными выше счетами остается за бухгалтером: общехозяйственные расходы могут распределяться между производствами пропорционально заработной плате, сумме прямых затрат либо выручке. Какой именно вариант выберет бухгалтер, должно быть указано в учетной политике.
Строительная фирма имеет на балансе автопарк, автотранспорт которого используется для доставки стройматериалов на объекты фирмы и для оказания услуг сторонним организациям.
Бухгалтер фирмы предусмотрел в учетной политике, что расходы, аккумулированные на счете 26, распределяются пропорционально сумме прямых затрат на содержание основного и вспомогательного производств.
Издержки фирмы, связанные с оказанием строительно-монтажных услуг клиентам, составили 1 800 000 руб.
Расходы строительной фирмы на автопарк составили 200 000 руб.
2 000 000 руб. (1 800 000 + 200 000) — это общая сумма расходов.
Сумма общехозяйственных затрат эквивалентна 500 000 руб.
Расчет коэффициента распределения будет выглядеть так: 500 000 / 2 000 000 = 0,25.
Бухгалтеру необходимо оформить следующие проводки:
При выборе бухгалтером способа учета продукции по сокращенной себестоимости содержимое счета 26 списывается непосредственно на счет 90-2 «Себестоимость продаж». При этом формируется проводка:
Подробнее о бухгалтерском учете по счету 90 вы можете узнать, ознакомившись с материалом «Счет 90 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Итоги
Счет 26 в бухгалтерском учете служит для отражения информации, которая связана с общехозяйственными расходами. Все применяемые способы отражения таких расходов следует предусмотреть в учетной политике.