урок лекция какой род
Морфологический разбор слова «урок-лекция»
Морфологический разбор «урок-лекция»:
«Урок-Лекция»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «урок-лекция»
Фонетический разбор слова «урок-лекция»
Карточка «урок-лекция»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Морфологический разбор: урок
Часть речи и все грамматические (морфологические) признаки слова «урок». В зависимости от контекста возможны 2 случая разбора слова.
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | имя существительное |
Собственное или нарицательное | нарицательное |
Одушевлённое или неодушевлённое | неодушевлённое |
Число | единственное |
Род | мужской |
Склонение | 2-е |
Падеж | именительный |
Вопрос | (есть) что? |
Начальная форма | урок |
В зависимости от контекста слово урок (именно в таком написании) может иметь также следующие морфологические признаки:
— винительный падеж, единственное число.
Признак | Значение |
---|---|
Часть речи | имя существительное |
Собственное или нарицательное | нарицательное |
Одушевлённое или неодушевлённое | одушевлённое |
Число | множественное |
Род | мужской |
Склонение | 1-е |
Падеж | родительный |
Вопрос | (нет) кого? |
Начальная форма | урка |
В зависимости от контекста слово урок (именно в таком написании) может иметь также следующие морфологические признаки:
— винительный падеж, множественное число.
Урок русского языка по теме «Род имён существительных»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
Прогнозируемые результаты
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Воспитательные: Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу
Оборудование:
Ход урока
1. Мотивация
Слайд 1
— На экране изображенодва фразеологизма. Попробуйте их назвать. (спустя рукава, засучив рукава) Слайд 1.1
— Определите их значение.
— Правильно, ребята! Слайд 1.2
В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами. Со спущенными длинными рукавами работать было неудобно, так как они очень мешали. Отсюда и возник фразеологизм спустя рукава.
— И перед работой надо было подвернуть рукава, по-другому, засучить рукава. И можно было «усердно приниматься за дело».)
— Какой фразеологизм вы выберите для успешной работы на сегодняшнем уроке?
— А как мы не будем работать на уроке? (работать спустя рукава).
— В каком разделе русского языка мы работали на прошлых уроках? (морфологии)
— Что изучает морфология? (части речи)
— На какие группы их можно разделить? (самостоятельные и служебные)
— Какие вы уже знаете самостоятельные части речи? Служебные?
— С какой частью речи мы начали подробно знакомиться? (имя существительное)
— Что мы уже знаем об имени существительном? (Часть речи, отвечает на вопросы Кто? Что?)
— Что обозначает? (предметы, явления природы, живые существа, абстрактные понятия, процесс, действие, события).
— Что мы ещё знаем о сущ-х? (одуш. и неодуш, собств. и нариц., изменяются по числам) Слайд 2
— Какие это признаки сущ-х?
— Сегодня мы продолжим знакомство с именем существительным и узнаем что-то новое.
— У каждого из вас на партах есть листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать после выполнения каждого задания. И наше первое задание.
2. Актуализация
Слайд 3
— Прочитайте слова. [к а л’и к т’ и ф ][д’ и р’ э в н’ а][в а с к р’ис’эн’й’э]
Проверьте себя.
3. Самоопределение к деятельности
Постановка темы и цели урока.
— Что общего у этих слов? (имена сущ., ед.ч., неодуш., нариц.)
— А чем они отличаются друг от друга, мы сможем сказать, посмотрев небольшую сказку.
Сказка
(включается презентация на интерактивной доске)
— В моей стране живут имена существительные. И они настолько похожи друг на друга, что я их постоянно путаю.
— Объявляю, что награжу по-королевски того, кто придумает, как различать все эти имена существительные!
Услышали про это дед и баба в королевстве.
Дед набрал себе много слов и сказал:
— Пусть эти слова будут мои, мужского рода.
А баба схватила много слов себе и сказала:
— А эти слова будут мои, женского рода.
— Ребята, а вы можете помочь королеве? Как можно определить к какому роду относятся существительные? (ответы детей)
Женский род запомню я
И скажу: Она, моя.
Я запомню род мужской,
И опять скажу: Он, мой.
Дед и баба:
Средний род: Оно, моё –
Это правило твоё.
— Чем же отличаются наши словарные слова? (родом) Слайд 3
— Какова тема нашего урока? (Род имён существительных) Слайд 4
— Чему мы будем учиться? (учиться определять род имён существительных) Слайд 4
4. Открытие нового знания
— Давайте определим род этих существительных. Слайд 5.
— Какие слова нам помогут определить род имён существительных?
— Чтобы определить род у имени существительного, нужно заменить существительное подходящим по смыслу местоимением. Если можно заменить местоимением он, то это существительное мужского рода, она – женского рода, оно – среднего рода. (на кластере открываю карточки)
Это слова-помощники. Кластер на доске.
— >Молодцы. Но у меня возник ещё один вопрос.
— Как вы думаете, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего?
— Тогда к какому признаку можно отнести род имён существительных? (Постоянному)
Физминутка
Задание: женский род – похлопать, мужской – потопать, средний – присесть.
(парта, дневник, стул, окно, дверь, стол, цветок, книга, зеркало, пальто)
5. Работа с учебником
— Итак, мы открыли новое знание, а сейчас мы должны потренироваться и закрепить наше новое знание.
— Откройте учебники на 19 странице, упр.№412.
— У кого всё правильно? У кого есть ошибки? Почему?
— Умницы! Даю еще два слова: ручки, ножницы.
Чтобы узнать род имени существительного в форме множественного числа, надо поставить его в форму единственного числа.
Слово«ножницы».
— Не можем определить род.
— Почему? (ответы детей)
Не имеют рода сущ-е в форме мн.ч.
В русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме мн.ч. у них нет формы единственного числа.У таких существительных род определить нельзя.
6. Работа в парах
— Определите род существительных в стихотворении. Вспомните правила работы в группе и парах!
Включить проектор с интерактивной презентацией для групповой работы.
— Пока все будут работать в парах, одна группа будет работать у доски.
6.1. Творческая работа.
Одна группа работает у доски.
— Вам надо составить из пазлов пословицу, определить род имён существительных. Объяснить ее значение.
Труд кормит, а лень портит.
(выполняется на интерактивной доске) Проверка.
— Поставьте себе в лист самооценки +
7. Игра «Кто быстрее?»
Каждый ряд получает лист с существительными. Чей ряд быстрее определит род имён существительных, выигрывает. За каждый правильный ответ получаете балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Подведение итогов. Отлично!
8. Рефлексия
— Давайте подведём итог и расскажем, что нового мы сегодня узнали об имени существительном. Слайд
(существительные бывают м.р., ж.р. и ср.р.)
— Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?Как вы считаете, мы достигли её?
— Как мы уже много знаем о существительном.(на слайде).
Но что-то нам ещё предстоит узнать. Об этом мы поговорим на следующих уроках.
— Кто доволен своей работой на уроке?
— Что у вас получалось сегодня лучше всего?
— Что было интересней всего?
— Кому было трудно и ещё нужна помощь?
— В чём испытали затруднения?
— Проверьте листы самооценки. (на слайде).
Домашнее задание.