усачевский рынок какой район москвы
Мэрия Москвы добивается сноса части Усачевского рынка в Хамовниках
Департамент имущества Москвы требует признать часть Усачевского рынка, расположенного в районе Хамовники, самовольной постройкой. Это следует из материалов искового заявления, которое ведомство подало в Арбитражный суд Москвы. Там сказано, что оно также просит обязать собственника комплекса в течение месяца после вступления решения суда в законную силу снести все спорные помещения. Рассмотрение иска назначено на середину июля.
Усачевский рынок – один из самых известных и популярных фудкортов в Москве. Он находится под управлением Gremm Group Михаила Горяинова, в портфель которой раньше входили и несколько крупных аналогичных объектов: Центральный рынок (продан «Киевской площади» Года Нисанова и Зараха Илиева) на Цветном бульваре и Москворецкий рынок (сейчас принадлежит «Синдике» Арсена Канокова) на Симферопольском бульваре. Общая площадь комплекса – 4800 кв. м. Департамент имущества Москвы настаивает на сносе примерно трети объекта. Речь идет об антресоли первого этажа на 1330 кв. м, а также о пристройке к цокольному и первому этажу на 388 кв. м, следует из исковых материалов. Там сказано, что эти площади, по мнению ведомства, были построены без получения разрешений, поэтому оно просит суд признать помещения самовольными постройками, подлежащими сносу. В департаменте имущества Москвы на запрос «Ведомостей» не ответили. Исполнительный директор Gremm Group Александр Альхов сообщил лишь, что компания не согласна с предъявленными требованиями и планирует отстаивать свою позицию в суде. Дальнейшие действия в отношении объекта будут зависеть от его решения, говорит он.
Судя по всему, спорные площади занимают ресторан «Сыроварня», который входит в Novikov Group Аркадия Новикова, а также бары «Вино и еда» и «Винный базар». По крайней мере, связанные с ними юридические лица выступают третьими лицами в этом судебном споре. Их представители на запрос «Ведомостей» также не ответили. Рыночную стоимость Усачевского рынка при легализации всех его объектов партнер Colliers Станислав Бибик оценивает в 1,5–2 млрд руб. По его словам, если суд признает часть построек самовольными, то ущерб собственника объекта может составить 450–800 млн руб.
здания, помещения и пристройки были включены на май 2021 г. в постановление правительства Москвы № 819, которое формирует список незаконно построенных объектов на территории города. В разные годы под угрозой сноса находились и ряд крупных и известных объектов, например офисные центры West Park (38 900 кв. м) на Очаковском шоссе, Port Plaza (65 000 кв. м) рядом со ст. м. «Автозаводская», «Прянишникова, 23А» (24 252 кв. м), апарт-квартал Aerolofts на ул. Викторенко и проч.
Впрочем, опрошенные «Ведомостями» эксперты утверждают, что в Москве редко доходит до сноса крупных объектов. Юрист адвокатского бюро Asterisk Анастасия Хантимирова говорит, что если собственник спорных комплексов соблюдал все необходимые при возведении объекта нормы или получил необоснованный отказ при попытке получить разрешительную документацию, то суды, как правило, оставляют иски к ним без удовлетворения. С ней согласна и адвокат Forward Legal Дарья Шляпникова, которая отмечает, что за последние два года владельцы самостроев выигрывают в судах гораздо чаще. Из 506 таких дел, которые были рассмотрены за этот период, в 279 случаях им удавалось отстоять свои объекты. Среди примеров – апарт-комплекс Loft River (140 апартаментов на 6150 кв. м) на Летной улице в Покровском-Стрешневе, который сначала был признан Тушинским районным судом самовольной постройкой, подлежащей сносу. Позже судебная коллегия Московского городского суда это решение отменила на основании того, что земельный участок под проектом был выведен из границ особо охраняемой природной территории парка «Москворецкий». Не удалось мэрии Москвы добиться сноса и бизнес-центра «Квадрат» на Верейской улице. Город считал, что собственник объекта в ходе реконструкции увеличил его площадь с 13 700 до 15 500 кв. м. Суд же решил, что строительные нормы не были нарушены, а сам объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому требования истца отклонил.
Gremm Group также может на тех же основаниях легализовать спорные площади Усачевского рынка, утверждают Хантимирова и Шляпникова.
Громкий, престижный, дорогой. Что происходит на обновленном Усачевском рынке
Единственный рынок в Хамовниках — Усачевский — кардинально изменился в 2017 году. Там стало дорого, появились десятки кафе, начали проводить модные вечеринки. Молодежь — в восторге, а жители постарше — недовольны. Директор Усачевского по маркетингу объясняет: «Рынок теперь — это не более дешевая альтернатива магазину, а место встречи». Виктория Рипа рассказывает, что происходит на Усачевском.
Почти с самого утра здесь не протолкнуться. К полудню на втором этаже, который появился на Усачевском после реконструкции чуть менее двух лет назад, остается всего пара свободных столов. В корнер с южно-корейским стрит-фудом выстроилась очередь из семи человек. Большинство – мужчины старше тридцати в рубашках и с портмоне. Между стройными рядами деревянных столов бегают дети.
На первом этаже владельцы прилавков с фруктами приветственно машут руками и громко зазывают покупателей (“Эй, красавица, заходи”). На открытой кухне повара готовят грузинские лакомства.
Неподалеку находится один из “долгожителей” рынка — лавка “Оливки из Греции”. “Усачевский очень изменился. Раньше был скромный, тихий, а сейчас стал громким, престижным, людным и дорогим. Но, несмотря на все изменения, я отношусь к нему, как ко второму дому. Люблю это место”, — говорит продавщица Луиза.
Усачевский рынок был построен в 1934 году, тогда здесь были стихийные торговые ряды, куда стекались крестьяне со всей области. В таком формате он просуществовал 40 лет, а в 1974 году его превратили в типовой советский рынок. В 2012 году Усачевский полностью обновили как снаружи, так и внутри: фасад обклеили желто-оранжевыми панелями, закупили новое оборудование, сменили арендаторов.
Тогда Усачевский остался одноэтажным, и в нем по-прежнему только торговали. В 2017 году рынок снова реконструировали, на этот раз серьезно: у Усачевского появились второй этаж и фуд-корты, увеличилось количество парковочных мест, снова поменяли большинство арендаторов, но главные перемены коснулись публики. Рынок в Хамовниках стал ориентироваться на молодых и состоятельных.
“На Усачевском всегда приятно, — делится впечатлениями студентка второго курса Яна. — Это одно из немногих мест, где можно спокойно работать, и при этом не терпеть запахи всех кухонь мира одновременно. Если сравнивать с Даниловским рынком, места здесь в разы больше. Много зелени, мягкого света и аутентичных заведений — по атмосфере довольно уютно. Единственный минус — после закрытия “Камеры Обскура” хорошей кофейни так и не появилось”.
Николай Илькин, старший по прилегающему к рынку кварталу Усачевка, огорчен нововведениями: “За внешней привлекательностью рынка, за оболочкой, скрывается новое, но не самое хорошее, по моему мнению, содержание. Поменялась структура, теперь основной упор сделан на общепит. Изменилась и ценовая политика — разовый поход за продуктами теперь обходится намного дороже, чем раньше. Кроме того, раньше парковка была бесплатная, а теперь – 100 рублей в час”.
Новые хозяева Усачевского не переживают, что здесь стало дороже. Они считают, что рынок теперь — это не более дешевая альтернатива магазину, а место встречи. “Сегодня людям недостаточно просто продуктов и просто вкусной еды, им нужен контент, атмосфера”, — считает Ирина Смолина, директор Усачевского по маркетингу.
Так, на обновленном Усачевском появился корнер Avocado Point, который из небольшого (и первого в России) авокадо-бара вырос в сетевое заведение, основным принципом которого является наличие авокадо во всех блюдах.
Его основательница Элина Осипова рассказывает, что идея создания Avocado Point родилась во время учебы во Франции, когда по медицинским показаниям ей нужно было есть много авокадо. Сначала девушка просто искала рецепты и готовила из авокадо разные блюда, а потом наткнулась на заметку о бруклинском кафе Avocaderia и решила создать аналог в Москве. Усачевский рынок Осипова выбрала неслучайно.
“Я живу в Хамовниках, выросла тут, и очень люблю наш район. Пока я училась, перестроили Усачевский. Я влюбилась в новый рынок, мы с мамой ходили сюда есть каждый второй день. Идея Avocado Point уже оформилась, но я понимала, что без какой-то предыстории нас не возьмут, поэтому мы начали работать на разных летних маркетах в формате pop-up. В конце лета мы сделали презентацию и отправили на почту, указанную на сайте рынка”, — рассказывает Осипова. Ее пригласили на встречу, а после дегустации почти сразу дали согласие.
По словам Илькина, сейчас на рынке сделан упор на дорогостоящие продукты, и арендаторов набрали таких, которые могут платить стабильно и много. “После реконструкции тех, кто не мог осиливать такие суммы, “выселили”. Например, лавка с чаем и кофе, которая была на Усачевском с незапамятных времен, теперь находится в соседнем квартале. Если раньше на рынок ходили около 30% местных жителей, брали молоко, мед, сыры, то сейчас ходят 3-4% в лучшем случае, которые могут себе это позволить. Остальные предпочитают ярмарку выходного дня”, — рассказывает Илькин.
“Я рядом живу, поэтому часто сюда заглядываю. В кафе на рынке не бываю, да и желания особого нет. Рынок ведь для того, чтобы продукты покупать и из них готовить еду дома, а не для того, чтобы есть уже готовую. В основном хожу за молоком, творогом и сырами. Цены, конечно, сильно возросли. Раньше покупала здесь овощи и фрукты, а сейчас уже не могу – бьет по карману”, — рассказывает покупательница лет шестидесяти, забирая пакет с покупками в молочной лавке. Для пенсионеров подобный формат рынка непонятен, но молодежь с удовольствием проводит время на фуд-корте.
Ирина Смолина. Фото: Facebook
“Фуд-корты – это отражение духа времени, а также нагоняет на рынок трафик и создает материал для инфоповодов. То есть лавки, корнеры, кофейни и другие точки распространяют информацию о своих предложениях и акциях, тем самым увеличивая поток посетителей. Кроме того, благодаря наличию фуд-корта усиливается потребительская лояльность”, — говорит Смолина. По ее словам, на Усачевском немало постоянных гостей, которые живут в окрестностях рынка, и которые не только покупают здесь продукты на регулярной основе, но и едят. Такие семьи знают своего продавца – они могут ходить в одну лавку годами, а продавцы, в свою очередь, иногда дают постоянным покупателям что-нибудь в подарок к покупке.
“Все поменялось, а особенно – дизайн рынка и контингент. Последний стал намного качественнее и платежеспособнее. Рынок, как таковой, уменьшился в объеме: метраж остался тот же, но теперь большая часть площади занимают рестораны. Тем не менее, нас все устраивает, да и покупателям нравится, хотя они часто говорят, что неплохо было бы расширить ассортимент и количество точек с продуктами, чтобы было «как раньше». В основном, конечно, изменения не нравятся старшему поколению. Молодежь оценила — это видно по посещаемости” – приветливая продавщица рыбной лавки “Дары моря” Альбина, с энтузиазмом рассказывает о том, как изменился рынок и его посетители после двух реконструкций.
Чтобы еще больше увеличить “трафик”, на Усачевском проводят специальные мероприятия. Например, этой зимой здесь придумали отметить Новый год. У хозяев Усачевского были опасения, что идея не придется по вкусу арендаторам, и они откажутся принимать участие в мероприятии, ведь каждый корнер решал сам, работать в новогоднюю ночь ли нет. В итоге мероприятие прошло удачно.
Новый год на Усачевском рынке. Фото: «Геометрия»
“Было больше людей, чем мы ожидали. Как только рынок открыл свои двери, в него хлынула толпа невероятной красоты девушек в вечерних платьях, с кофрами для сменной одежды, с профессиональным макияжем. Вот они заходят, и сразу понимаешь, что для них это важная ночь в году, и у тебя нет шансов на ошибку”, — делится впечатлениями директор рынка по маркетингу.
В последние годы превращение продовольственных рынков в торгово-развлекательные пространства — это уже тенденция. Так, на Даниловском рынке проводят мастер-классы по приготовлению различных блюд национальных кухонь. Рынок с самой разнообразной культурной программой, Центральный, развлекает даже самых маленьких. Там нередко ставят детские спектакли.
“Раньше рынок был грустным и скучным пространством, куда люди просто приходили купить продуктов. Цены на нем были выше, чем в магазине, но зато там можно было попробовать товар перед покупкой. Сейчас тенденция меняется, становится лучше. Это все европейские веяния. На рынках появляются фуд-корты, развлечения — теперь рынок как таковой перестает быть безликим. Я вот стал первым в России, кто пристроил к фуд-корту концертный зал, и сейчас пристраиваю рынок”, — говорит основатель гастрорынка “Подсолнухи Art & Food” Андрей Ковалев.
Сейчас на Усачевском рынке есть 26 корнеров и 7 ресторанов, два из которых, “Алмаз” и “Сыроварня”, принадлежат самому известному ресторатору страны – Аркадию Новикову. На Усачевском сейчас можно попробовать блюда грузинской, вьетнамской, итальянской, греческой и даже австралийской кухни.
Цены на рынке значительно выше, чем в магазинах. Так средняя цена яблок варьируется от 250 до 350 рублей за килограмм. Бутылка молока стоит 100 рублей, а сыр Маасдам можно приобрести по цене 99 рублей за 100 грамм.
С понедельника по четверг рынок открыт для посетителей с 8:00 и до 22:00, а с пятницы по воскресенье Усачевский работает до 23 часов.
Пальчики оближешь: что попробовать на новоселье Усачевского рынка
В Хамовниках завершилась реконструкция Усачевского рынка. За четыре месяца здание претерпело изменения и внутри, и снаружи: фасад облицевали кирпичом XIX века, на прилавках появились фермерские товары, дальневосточные морепродукты, швейцарские сыры, испанских хамон и многое другое. Кроме того, на рынке оборудовали локацию с необычным фудкортом, а 14 и 15 октября Усачевский отпразднует новоселье. О новой концепции m24.ru рассказал руководитель ОАО «Торговый дом Усачевский» Евгений Моргачев.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
«Рынок немного себя изжил и хотелось придать ему новый вид, добавить новых услуг и товаров. Мы нашли старинное здание, которое для нас специально разобрали, привезли сюда кирпич 1870 года и облицевали им фасад. Увеличили витринные стекла и таким образом добавили света на рынок, полностью поменяли холодильное оборудование. Разработали новую концепцию расстановки продуктов, постарались найти арендаторов-фермеров, которые сами занимаются как выращиванием, так и изготовлением продуктов», – прокомментировал он.
По словам Моргачева, рынок рассчитан на людей с разным достатком – на Усачевском представлены как доступные по цене фабричные продукты, так и достаточно дорогие.
«Конечно, есть и недешевые продукты – это скорее всего товары не повседневной необходимости. Мы постарались объединить продукты, питание и досуг – чтобы можно было посидеть и пообщаться с друзьями, например. Хотели сделать рынок, чтобы он стал сердцем Хамовников. Мы хотим показать людям, что мы готовы их здесь угощать, проводить интересные мероприятия», – продолжил он.
Многие арендаторы, которые работали здесь до перезапуска – остались, но сменили формат: изменили выкладку товаров, установили более корректные цены. В первую очередь, на рынке представлены самые популярные товары – хлеб, овощи, фрукты, молочные, мясные и колбасные изделия. При этом цены на идентичные продукты от разных производителей разные. Моргачев добавил, что на Усачевском посетители вполне могут устанавливать свои цены – как на любом рынке.
«Мы остаемся рынком, то есть возможность торговаться есть и это только приветствуется! Покупатель может получить скидку до 30 процентов. При этом, на все товары объявлены фиксированные цены», – заключил руководитель Усачевского.
На обновленном рынке представлены товары преимущественно от производителей – здесь расположились костромские сыроварни «Сыр и масло», коптильня «Щепка», где продается мраморное мясо, пекарня «Батон», кулинария от грузинского ресторана «Оджахури», «Русская рыбная фактория» – компания полного цикла, овощные, фруктовые лавки, магазин халяльных продуктов и другое. Кроме этого, на Усачевском продаются европейские продукты: швейцарские сыры, испанский хамон, крупные греческие оливки, паста, оливковое масло.
Часть торговых площадей полностью переоборудована под фудкорт – на рынке появилась зона, где можно можно попробовать блюда израильской кухни, блины, плов от проекта Plov.com, кофе от Camera Obscura.
Редакция портала m24.ru узнала, какими сногсшибательными блюдами будут удивлять посетителей Усачевского рынка постоянные арендаторы, и выбрала восьмерку самых-самых.
Весь товар на рынке имеет необходимые сертификаты и проходит контроль качества. Хамон в «Заморской лавке» продается без кости и приехал в Россию как окорок, правда, килограмм нарезки обойдется в шесть тысяч рублей. Проект «Щепка» занимается преимущественно мраморным мясом, об этом m24.ru рассказал совладелец коптильни Юрий Дроздов.
«Коптим мы в цеху на Даниловском рынке, где у нас расположена флагманская точка. У нас в основном мясо от поставщика Prime beef – мы пришли к тому, чтобы использовать только лучшее. На данный момент мы считаем, что лучше поставщиков мраморного мяса нет среди российских фермерских хозяйств. Мы закупаем мясо и из него уже творим – коптим, вялим и жарим», – сказал он.
Самые ходовые товары коптильни: утиная грудка – 220 рублей/100 грамм, мраморная говяжья лопатка – 300 рублей/100 грамм, вяленый свиной окорок – 380 рублей/100 грамм, окорок из мраморной говядины – 240 рублей/100 грамм, цыплята фермерские копченые – 500 рублей.
Производство компании «Сыр и масло» сконцентрировано в Костроме, где располагается две сыроварни. Одна из них – это маслобойный экспериментальный цех, где делают твердые сыры. Правда, пока представлен только молодой пармезан, выдержанный появится ближе к Новому году.
«У нас 6 тысяч гектаров земли и свое поголовье коров – все наши сыры не имеют лишних добавок, и мы этим очень гордимся. Поэтому мы и двигаем нашу розницу, много рассказываем, как должна выглядеть правильная продукция. Мы производим как сыр и масло, так и делаем блюда с нашими продуктами, чтобы люди знали, как правильно их применить», – рассказал представитель сыроварни.
Жительница Хамовников Ирина рассказал m24.ru, что наблюдает за преображением Хамовников уже много лет.
«Все отлично переоборудовано, отдел, где продается мясо, баранина, аккуратно представлен. Раньше я сильно сомневалась в его свежести – оно лежало на какой-то мраморной основе без холодильника. Сейчас все изменилось – стало чисто, аккуратно, хорошие фирмы предлагают свои товары. Цены, конечно, для нас – бюджетников, достаточно высокие», – отметила Ирина.
В корнере ресторана «Оджахури» рассказали о пользе и многообразии грузинской кухни. «Наша кухня, в ней содержится множество продуктов и можно обойтись совсем без мяса. Например, красная фасоль – 100 граммов приравниваются к 150 граммам мяса. У нас много представлено грузинских блюд: сациви, аджапсандали, разные виды пхали, в том числе и без мяса, выпечка, лаваш наш вкусный», – уточнили в «Оджахури».
К слову, 15 и 16 октября в Усачевском рынке пройдет торжественное новоселье для всех желающих. Для гостей организуют большое чаепитие, угостят сбитнем и согревающими шотами. Для детей на празднике состоится отдельная программа с мастер-классами и театральной постановкой.
Помидоры – от 100 рублей/килограмм;
Огурцы – от 100 рублей/килограмм;
Картошка – от 50 рублей/килограмм;
Гусиная тушенка – 450 рублей;
Крабовое мясо – 1190 рублей/килограмм;
Красная икра – от 320 рублей/100 грамм;
Костромской маасдам – 900 рублей/килограмм;
Костромской молодой пармезан – 900 рублей/килограмм;
Карпаччо из говядины – 400 рублей.
В Москве активно преобразуются многие рынки – они становятся площадками для фермеров, производителей и гастрономических новаторов, куда посетители ходят не только за продуктами, но чтобы пообщаться и попробовать что-то необычное. Рынки получают свой собственный фирменный стиль, продавцы начинают уделять большее внимание качеству своей продукции и выкладке товаров, во многих местах появилась единая форма для сотрудников.
Своеобразным эталоном преображения стал Даниловский рынок, где летом прошлого года заработала площадка для гастрономических стартапов, которые предлагают необычные блюда разных народов мира. Кроме того, на территории Велозаводского рынка в октябре заработал целый рыбный кластер – 200 квадратных метров, на которых посетители могут не только купить рыбу, но и самостоятельно приготовить ее. Рыбная локация открылась в рамках цикла городских фестивалей «Московские сезоны».
Кроме того, в Москве существуют и нетипичные, этнические рынки. Любители китайской и вьетнамской кухни могут найти все необходимые продукты в ТЦ «Москва» в районе Люблино или же на рынке «Садовод». В городе также можно найти нигерийские, тайские, индийские и израильские продукты.
Хумус, пастрами и суширито: гид по еде на Усачевском рынке
Усачевский рынок пошел по пути Даниловского и изменился до неузнаваемости. «Афиша Daily» подробно рассказывает, как там теперь все устроено, уделяя особенное внимание местным ресторанам.
Что произошло
Вслед за Даниловским полностью изменился один из самых старых рынков в городе — Усачевский. Он был основан в 1934 году во время массовой перестройки Хамовников. Дальше — расхожий сценарий: в 1970-е для него отстроили крытое футуристичное помещение, в 1990-е — захватила рыночная мафия, в этом году сменились владельцы и прошла реконструкция. Ее основной задачей стало превращение районной точки в общественное пространство, где можно не только купить продукты, но и классно провести время.
Для этого Александру Мартьянову, владельцу рынка, потребовалось изменить фасад здания и атмосферу в нем. Рыжие панели заменили на кирпич XIX века, привезенный из разрушенных усадеб Подмосковья, а состав арендаторов и продавцов сильно перетрясли, оставив фермеров. Последним напоминанием о минувшей эпохе остались продавцы фруктов, в свойственной Востоку манере активно зазывающие покупателей. Но и они, по словам работников, стали гораздо спокойнее.
По периметру рынка расставили кафе. За хумус и фалафель отвечает Mitzva, Plov.com — за плов. Много разных видов армянской долмы готовят в La Vash (те же владельцы, что и у кафе «Долмастер» на Даниловском рынке), есть грузинское кафе «Оджахури». Crab & Caviar и Fish & Crab взяли на себя приготовление уличной еды со всего мира из морепродуктов, а проект «Сыр и масло» продвигает блюда с костромскими сырами. Немного обособленно стоит проект United Kitchen Андрея Рывкина, с более высокими ценами и сложными блюдами. Также скоро на рынке появится кафе с коптильней «Щепка» (тоже как на Даниловском), в котором можно будет заказать стейки, которых тут, конечно, не хватает, как и столиков для гостей — они появятся через пару месяцев, когда достроят второй этаж. Примечательно, что многие кафе и продавцы дружны между собой: Андрей Рывкин, бренд-шеф United Kitchen, берет груши для блюда с соседнего прилавка, так же поступает и Mitzva, пекарня «Батон» берет рыбу для салатов и брускетт у «Русской рыбной фрактории». Просто идеальный мир.
Как и любая коренная реформа, реконструкция проходила непросто. В случае Усачевского главная проблема — крайне неоднородная аудитории. Его посетители — пенсионеры, местные жители, офисные работники, студенты и люди, которых остальные называют хипстерами.
Аудитория
«Новые москвичи» vs. пенсионеры
По утрам на Усачевском рынке достаточно пусто. Продавцы вальяжно общаются между собой и завсегдатаями рынка — бабушками. Работа кипит только в «Оджахури»: под присмотром владельца ресторана на открытой кухне готовят хинкали, хачапури и ачму. Напротив стоит прилавок с абсолютно наркотическими оливками, везут их сюда греческие поставщики, с которыми, по словам продавщицы, есть «договор».
Между рядами курсируют задумчивые пенсионеры и мамы, разглядывая прилавки с рокфором и колбасой из лося с малиной. Несмотря на уверенность владельцев в том, что «Пенсионеры будут есть лося!» и заказывать кофе в Camera obscura, те относятся к модным веяниям с подозрением. «Не нравятся мне эти едальни, ходить в них не буду точно! Мне мой живот дороже», — говорит мужчина лет 75, долго пытавшийся понять, почему журналист, который берет у него интервью, без галстука.
Для большинства пожилых людей новый формат Усачевского рынка непонятен. Простой объект городской инфраструктуры вдруг превращается в общественное пространство, очевидно не рассчитанное на них. «Рынок должен быть рынком! Торговля отдельно, а рестораны отдельно» — так охарактеризовала позицию большинства пенсионеров Наталья, живущая в нескольких домах от новой гастрономической Мекки.
Владельцы рынка эту позицию понимают, но ссылаются на излишний консерватизм старшего поколения. Для них важнее, конечно же, «новые москвичи»: школьники из соседнего лицея, студенты-медики и работники соседних бизнес-центров, расположенных вокруг рынка. Они, безусловно, рады изменениям. «Я здесь в первый раз, и все выглядит очень круто! Еда в ресторанах вкусная, да и продукты теперь можно купить», — рассказывает Антон, он работает неподалеку. Практически все посетители рынка младше 40 лет с ним солидарны. И действительно, Усачевский теперь решает важную для Хамовников проблему общепита, хороших ресторанов в районе немного.
Что думают местные жители
Еще один сегмент аудитории — местные жители. У них отношение к реконструкции смешанное. Молодая мама в красивом пальто, успокоив ребенка зефиром, рассказала нам, что реконструкцией недовольна: «Ужасно все сделали! Раньше было больше выбора». «Фуд-корты — это, конечно, хорошо, но многие перестали сюда ходить, потому что выросли цены. Раньше, например, на рынке были две пекарни, а теперь только одна и вот еще эта грузинская. А знаете, хачапури по 250 р. далеко не все могут себе позволить», — мнение Анны, гулявшей по рынку с таксой и стаканом кофе из Camera obscura. Сокращение ассортимента — это как раз та плата, на которую приходится идти любому рынку, желающему стать европейским. Теперь под рестораны отдано около четверти торговых площадей Усачевского.
Это ключевая проблема любого рынка, для которой пока нет точного решения. Долгое время рынки, несмотря на дороговизну, оставались важной площадкой для коммуникации большой социальной группы — пенсионеров. Они знали здесь всех продавцов по именам, обсуждали с ними свои проблемы, торговались с азербайджанскими продавцами. Как это ни парадоксально, старый формат рынка как раз и был тем самым социальным пространством, просто не для аудитории «Афиши Daily». А теперь Усачевский — прямой конкурент Даниловского рынка, пока еще не подверженный болезням роста — толпам посетителей и росту цен.