Ushatava что за бренд одежды
Как бренд UShatáva изменил российский модный ландшафт
Бренд с сибирскими корнями UShatáva, чье название образуют фамилии его основательниц, существует уже четыре года. За это время подруги Алиса Ушакова и Нино Шаматава (Нино — юрист, а Алиса — экономист) смогли не просто создать популярную марку одежды, но и открыть магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Сочи. Сегодня в штате UShatáva более 60 человек, а заказы в интернет-магазин поступают со всего мира. Началось все почти с банального — девушки не могли найти вещи, которые нравились бы им в магазинах родного Екатеринбурга, и решили попробовать создавать одежду самостоятельно.
Однажды Алиса и Нино случайно оказались вместе на борту самолета и на протяжении нескольких часов обсуждали моду, вещи, новые коллекции и пришли к выводу, что настолько схожие вкусы встречаются редко и с этим нужно что-то делать.
Вернувшись в Екатеринбург, девушки решили научиться шить, чтобы делать вещи в первую очередь для себя. Сначала попробовали самостоятельно, но из этого ничего не вышло. Тогда они обратились к частному преподавателю. «Около года мы учились кройке и шитью в режиме цейтнота — по три часа три раза в неделю — и были настроены очень серьезно, — вспоминает Нино. — Впрочем, уже на третьем занятии поняли, что надо менять программу под свои потребности. Плечевое изделие, поясное изделие… То, о чем я говорю, — оборотная сторона любого образования: нужно подстраиваться под систему, нельзя выбирать, нельзя предлагать свое. Тогда мы с Алисой пришли к преподавателю и прямо сказали: теперь мы будем учиться шить не по технологии».
Первая вещь, которую сшили девушки, до сих пор присутствует в коллекциях бренда в том или ином виде. Это был топ-полотно, они сделали его для своей подруги за пару дней. Лекала Нино и Алиса разработали сами и продолжают работать по ним до сих пор.
В отсутствие инвесторов первые коллекции подруги отшивали сами на собственные сбережения и сами же занимались продвижением бренда (начиналось все с инстаграм-аккаунта).
UShatáva позиционирует себя как бренд нетривиальной базовой одежды, хотя изначально у Нино и Алисы не было плана концентрироваться лишь на этом сегменте.
«Один наш клиент очень удачно охарактеризовал UShatáva: «Ты никогда не знаешь, что увидишь, когда придешь сюда». Этим мы, по мнению наших клиентов, и отличаемся от других российских брендов. Мы не гонимся за трендами, мы делаем очень аутентичную одежду, и мне бы не хотелось привязываться к тому, что UShatáva — только уральский или только российский бренд. Мы делаем разные вещи. В каждой нашей коллекции есть предметы, которые под понятие базовых не попадают как достаточно сложные для массового понимания, но именно через них мы хотим показать, что умеем делать еще и вот так», — рассказывает Нино.
«Вообще вся суть наших коллекций в сочетаемости. То же платье-комбинация из новой коллекции Studio 54 вполне попадает под определение базового гардероба. Его можно носить с пиджаком и джинсами днем, а вечером добавить более нарядные аксессуары. Наша сила и отличие от других брендов именно в том, что мы делаем удобные вещи, которые выглядят интересно, которые приятно надевать и которые дают ощущение чего-то особенного. При этом все настолько простое, что каждый предмет можно рифмовать с другим, создавая очень сложные образы», — говорит Алиса Ушакова.
Не наступайте на чужие грабли: пять бизнес-факапов от основателей бренда Ushatáva
«Нас спрашивают, как добиться успеха, но у нас куча проблем в развитии нашего бренда»
IT-инструменты, которые использует Ushatáva
Нередко рассказ о факапах и ошибках в бизнесе может научить коллег-предпринимателей большему, нежели история успеха. Именно этими соображениями руководствовались основатели международного движения Fuckup Nights, на мероприятиях которого люди бизнеса делятся не победами, а провалами. В этой статье – история основательниц бренда одежды Ushatáva Алисы Ушаковой и Нино Шаматава, которые в рамках проекта Fuckup Nights в Екатеринбурге рассказали о своих ошибках в бизнесе.
Летом 2019 года бренду Ushatáva исполняется четыре года. За это время дизайнеры открыли магазины в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, расширили штат до полусотни сотрудников, набрали аудиторию в 270 тысяч подписчиков в Instagram и наладили продажи одежды через сайт по всей стране и за рубеж.
Бренд позиционирует себя как марку нетривиальной базовой одежды, девушки создают женскую одежду и модели унисекс, которые отлично подходят и для женского, и для мужского гардероба.
Нино Шаматава: Мы никогда не брали кредиты, не уходили в минус, ни у кого не занимали деньги. Для нас с Алисой это максимально закрытая тема до сих пор. При этом в начале пути, когда большого запаса прочности у нас не было, перед каждым созданием коллекции, перед каждым закупом, перед открытием шоу-рума, мы уходили в ноль и переживали, получится ли у нас продать всё, что мы сделали, потому что в противном случае пришлось бы закрывать дело.
Прежде чем рассказать об этой истории, хочу пояснить, как мы относимся к команде. Для нас люди, которые делают вместе с нами наш продукт, очень важны, мы уделяем им очень много внимания, стараемся беречь их, холить и лелеять. У нас почти нет текучки. Но был момент, когда у нас случился кризис управления. После этого я поняла, что я не управленец и совсем не справляюсь с этой задачей. После этого же мы наняли CEO.
Случилась эта история как раз в тот момент, когда мы переехали в большой шоу-рум в центре Екатеринбурга. Расширили команду и начали работать. Мы думали, что после переезда наши продажи увеличатся, но ожидания не оправдались. Это сейчас мы понимаем, что не с чего им было оправдываться. Но в тот момент у нас не было опыта и этого понимания тоже не было.
Тогда я начала перекладывать свои ожидания на плечи сотрудников. Мы с Алисой каждый день приходили перед началом рабочего дня на планёрку и начинали вываливать всё наше недовольство на девочек: вы не такие, не так продаёте, не достаточно любезны, чересчур любезны, не там стоите, не там лежите, не там едите. Сейчас я вспоминаю это и мне до сих пор жутко стыдно. Это было абсолютно неправильно и непрофессионально.
Это привело к тому, что сотрудники сплотились против нас, их недовольство нарастало. В один прекрасный момент они вызвали нас с Алисой на разговор и сообщили, что больше не хотят у нас работать. У них был такой уровень недовольства, что они буквально кричали на нас, а мне даже не хотелось их останавливать, потому что я видела, сколько всего у них накопилось.
Точка невозврата была пройдена, наладить отношения было уже невозможно, мы не стали заставлять людей работать с нами. Так мы расстались с целой командой. Так у нас появился управляющий и та замечательная команда, которая есть сейчас.
Алиса: В Москве мы довольно долго сидели в маленьком, не самом удобном помещении без кондиционера. У нас было тесно, душно и очереди в примерочные. Этой зимой мы решили, что пора переезжать. Мы так хотели начать работу в новом помещении как можно скорее, что поспешили подписать договор долгосрочной аренды первого же понравившегося нам помещения. В итоге не только не сэкономили время, но и потеряли на ровном месте кучу денег.
В итоге шоу-рум открылся только через четыре месяца и обошёлся нам в такую сумму, которой он точно не стоит. Если бы мы изначально всё просчитали, то никогда бы не согласились на него. С тех пор мы все просчитываем заранее.
Алиса: Два года назад у нас в Instagram было около 110 тысяч подписчиков. Наша страница была основным каналом продаж и главным способом связи с аудиторией. Сайт тогда не приносил нам даже на трети того, что мог принести Instagram.
И вот 2 сентября 2017 года, в субботу, я просыпаюсь от звонка нашего контент-менеджера, которая сообщает мне, что не может зайти на нашу страницу в Instagram, более того, вообще не может найти её.
После этого звонка мы все собрались в офисе и поняли, что наш профиль, который мы вели с самого начала работы компании, в котором были наши памятные фото, вся наша аудитория, просто исчез. Усугублялось всё тем, что никто не понимал в чём причина, никто не помнил пароль и не знал, на чью почту он зарегистрирован. Мы стали писать в службу поддержки пользователей со всех устройств, но никакого ответа от них до сих пор не получили.
Что удивительно, продажи из-за потери страницы почти не упали. Было краткосрочное проседание на 20%, но катастрофы не произошло. Чтобы рассказать о том, что с нами случилось, мы сделали анонсы на своих личных страницах, попросили своих друзей, у которых смежная аудитория, сделать то же самое. Нам почти никто не отказал.
Помогло и то, что у нас всегда работало и до сих пор отлично работает сарафанное радио. Нам не стыдно за наш продукт. Мы всегда говорим, что нам нужно, чтобы человек один раз пришёл и померял нашу одежду. Дальше дело уже сделано. Потому что мы работаем на качество.
У нас очень долго не было собственного конструкторского отдела, мы отдавали изготовление лекал на аутсорс. Лекала при такой схеме работы были не самыми качественными. Плюс были огромные проблемы с соблюдением сроков: часть лекал сдавалась за неделю до старта продаж новой коллекции. При этом вещи мы должны были ещё отшить.
Нино: Чтобы решить проблему, мы составили расписание, утвердили сроки выполнения всех задач, начиная от отрисовки нами с Алисой эскизов, закупки тканей и фурнитуры на образцы, сдачей лекал в производство и заканчивая выпуском коллекции. Но мы столкнулись с тем, что все утверждённые и согласованные сроки всё равно срываются. Оказалось, что без человека, который контролирует соблюдение всех сроков, ничего не работает.
Думаю, нам ещё многое предстоит сделать, чтобы окончательно решить эту проблему. Но мы верим, что мы справимся с этим. Хотя уже, наверное, мы готовы свыкнуться с мыслью, что это просто особенность нашей компании.
Ushatava что за бренд одежды
Алиса : Ткани мы выбираем всегда вместе, ездим на закупки в разные страны и с каждым годом расширяем географию. Сейчас это Россия, Китай, Италия и Турция — там очень крутой трикотаж. Мы как-то нашли очень интересный, когда поехали за кашкорсе для бомберов — это такая резиночкА трикотажная, которая используется обычно на рукавах. Мы его нашли и подумали: а зачем ограничивать себя и шить из него только манжеты? И сшили костюмы трикотажные, брюки, юбки и платья. Носятся шикарно — уже три года ношу, а они по-прежнему в идеальном состоянии. Можно стирать в машинке, не растягивается ничего.
Нино : Для нас важно, чтобы вещи были не только эффектными, но и носибельными. Поэтому мы зачастую уходим от натуральных тканей к искусственным. Они куда более стойкие и в уходе тоже проще. Искусственный шелк, например, куда практичней натурального, не выцветает, не дает усадки, и химчистка ему не нужна.
АЛИСА: Самым сложным в работе был наш первый искусственный мех. Мы его очень долго искали в Китае и наконец нашли — Нино заприметила на полу моток ткани в красном цвете. Блестящий, пушистый — выглядел наш мех роскошно. Но когда мы привезли его в Екатеринбург, оказалось, что ни на одном из производств с такими материалами еще не работали. И кроить его нам пришлось в масках — он линял отчаянно!
Яркие костюмы, попавшие в street-style-хроники всего света
В какой момент вы решили открыть собственный бренд? Ведь у вас совсем другой бэкграунд — туризм, актерский факультет, работа светского хроникера.
Люди с профильным образованием часто думают, что у них уже все есть, и не замечают того, что на поверхности. А те, кто начинает с нуля, схватывают на лету, смотрят на все свежим взглядом. Так что отсутствие опыта может сыграть в плюс.
Идея была простая — заработать денег, чтобы как-то прожить с дочкой после развода с мужем. Завела Instagram, стала выкладывать первые вещи. Тогда я еще не называла себя брендом, но у меня с самого начала какие-то продукты неожиданно взлетали, хотя я для этого ничего специально и не делала. Первым таким хитом стали шапочки с вуалями. Потом — платья с воланом. Броши. Ну а сейчас, конечно, это костюмы oversized.
Какие сложности в работе пришлось преодолеть?
Самое главное препятствие — это комплексы. Мне всегда казалось, что меня не принимает тусовка, недолюбливает, что я аутсайдер. А потом я знакомилась с людьми, которые, мне казалось, меня не любят, и они говорили: да ты что! Ты же супер. И конечно же, мешает недостаток информационной базы в нашей российской индустрии. У нас нет инфоплатформы, которая бы рассказывала о международном рынке.
Вообще не бывает такого, чтобы все было безоблачно и хорошо. Вот сейчас, например, я взяла свой первый крупный займ. Забавно, когда на вечеринках подходят друзья, поздравляют, что у тебя все так здорово идет, дела в гору. А у тебя в этот момент на карте 18 рублей. Деньги мы, конечно, вернем уже скоро, но всегда страшно, когда нет подушки безопасности. Всегда переживаешь. Но жизнь одна — надо рисковать. И я знаю, что другого не хочу. И останавливаться не хочу тоже. Испугаешься — будешь жалеть.
Ваши вещи сегодня носят Кэролайн Вриланд и Наталья Водянова, Джиджи Хадид и фэшн-директор Instagram Ева Чен. Могли ли вы, когда выкладывали в Instagram первые вещи своей марки, представить, что ваш бренд станет настолько известным?
Сто процентов нет. Мы все читаем книги вроде «Транссерфинга реальности». Там постоянно пишут: проговорите свою мечту, представьте, что она уже сбылась. Я думаю, что это работает — у меня так вышло с Джиджи Хадид, например. Но с брендом я достигла таких высот, о которых даже и не мечтала. Мне все это казалось абсолютно нереальным. Еще год назад я и не думала, что мы поедем в Париж [чтобы показывать вещи байерам]. Какие-то бренды ездили, а мне казалось, что со мной-то такого точно никогда не случится. Однако случилось. Все это значит только то, что наш собственный мозг ставит нас в рамки. И что каждый может обогнать даже свои мечты.
Как выйти за эти рамки?
Понять, что жизнь конечна. Людям в России стоит стать более открытыми. Больше любить, больше чувствовать. Чуть-чуть внедрять в жизнь удовольствия, позволять себе сумасшествие. В этом рождается творчество. Когда еще, если не сейчас? Если вы до 60 лет просидите тихо, потом обернетесь назад — и вспомнить будет нечего.
Кто такие USHATÁVA и почему они популярны?
USHATÁVA — молодой, но успевший прославиться на всю страну бренд из Екатеринбурга. Был основан в 2015 году подругами-дизайнерами Алисой Ушаковой и Нино Шаматавой. Название бренда составлено из фамилий девушек.
Если вы цените комфорт и минимализм, коллекции USHATÁVA однозначно придутся вам по вкусу. Эстетика простых линий, oversize силуэты, приглушенные цвета — все это воплощено в их одежде.
Бренд использует только эко-материалы: дизайнеры выступают за бережное отношение к природе.
Коллекции USHATÁVA (и это бросается в глаза) вдохновлены современным искусством и людьми искусства. Последние привнесли в моду свободные силуэты и приглушенные цвета, которые неожиданно позволяют выделяться на фоне остальных людей.
Юбка на запах, 4 900 руб.
Худи унисекс, 4 500 руб.
Трикотажный костюм, 5 900 руб.
Жакет из сукна, 7 900 руб.
Что купить в USHATÁVA?
Бренд производит хорошего качества недорогие брючные костюмы, которые станут отличным элементом базового гардероба. Также модники любят трикотаж в USHATÁVA, базовые джемперы, рубашки, необычные брюки и пальто.
Недавно USHATÁVA стали производить одежду «без пола»: в любом шоу-руме бренда и в Интернет-магазине представлена одежда unisex, которую могут носить как женщины, так и мужчины. «Мы не боимся поднимать вопросы агендерности одежды», — пишут дизайнеры на своем официальном сайте.
Простота форм, но присутствие оригинальных деталей (например, в новой коллекции есть декоративные фартуки) позволяют легко сочетать одежду, выглядеть оригинально, рассказывать людям истории о себе, а не просто быть одетыми.
UShatáva: еще одна отличная марка из Екатеринбурга
Принято считать, что хороший масс-маркет — это Zara, H&M, Uniqlo и Topshop. Однако мир гораздо разнообразнее: есть одежда недорогая и при этом малотиражная, есть прекрасные российские марки, есть магазины в ТЦ, которые кажутся скучными — и при этом хранят бездны сокровищ. О таких и пойдет речь.
Постоянная рубрика «Лучшие недорогие марки» рассказывает о достойных российских марках с собственными производствами и магазинами. В новом выпуске — марка UShatáva из Екатеринбурга.
Здесь и далее: так выглядит шоу-рум UShatáva в Москве
UShatáva за 10 секунд
Уморительное название — результат объединения фамилий Ушакова и Шаматава. Подруги придумали его, занимаясь в спортзале на эллипсах. Тогда девушки только начали шить одежду и мечтали о собственном бренде и мировой известности. Ассоциации с «ушатала» и «ушатаем» смущали всех знакомых, но они оставили название и сейчас часто слышат от клиентов, что у марки очень красивое имя.
В августе UShatáva исполнилось два года — возраст считают с момента открытия первого шоу-рума.
Первой проданной вещью стали спортивные брюки из костюмной ткани с контрастной окантовкой внутренних швов. А по-настоящему первой вещью марки была юбка-карандаш — ее лекалами UShatáva пользуется до сих пор.
Собственное производство марки — UShatáva Factory — находится в Екатеринбурге, его открыл муж Нино Дмитрий. До этого вещи шили на аутсорсе, сейчас к услугам сторонних мастеров прибегают очень редко. Численность швей и закройщиков растет, а в бэк-офисе, который размещает заказы и принимает продукцию, работают постоянно четыре человека.
Ткани и фурнитуру марка закупает и в России, и в Италии, и в Китае. Принципиальный момент: цвета должны быть приглушенными и глубокими, а фактуры — разнообразными. Все эти материалы проще всего искать в Европе, но, поскольку от этого зависит стоимость вещей, географию поставщиков марка постоянно расширяет.
В год выходит по 6 женских коллекций примерно по 40 предметов в каждой, в следующем году добавятся мужские. Внутри есть деление на линии: мужские аксессуары UShatáva Men, вязаные вещи UShatáva Knit. По 3–4 новые модели появляется в коллекции каждую неделю.
Редкий случай в российском ретейле — вещи UShatáva продаются только в собственном онлайн-магазине и шоу-румах марки в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Сочи.
За чем идти в UShatáva
Базовые модели, которые садятся на всех без исключения, — гордость марки. На брюки, например, закупается абсолютный максимум ткани — 300–400 метров, это самая многотиражная вещь UShatáva.
Одна из наших узнаваемых вещей марки — баска с подтяжками, которую основатели сшили еще до открытия первого шоу-рума и появления инстаграма. Ею можно дополнить и усложнить примерно любой комплект, с этой же целью конструируются и все остальные вещи.
Даже верхняя одежда UShatáva стоит вполне подъемно — до 20 000 рублей: речь о натуральном мехе, коже и замше, конечно, не идет — все вещи, кроме шерстяных пальто, сшиты из синтетических материалов.