усть кут где находится в какой области
Усть-Кут
Усть-Кут
центр муниципального района Усть-Кутский район
Население: 45,061 тыс. чел. (2011)
Площадь: 56,0 кв. км
Телефонный код: +7 39565
Далекий, малоизученный край и город долгие годы был местом, где отбывали ссылку известнейшие люди России. Так, в Усть-Куте свою Ильинскую ссылку отбывал А. Н. Радищев, чуть позже декабристы Веденяпин, Голицын и Чернышевский. На Усть-Кутском соляном заводе отбывали каторгу участники мятежа против царского режима 1863 года.
В XX веке в Усть-Куте появляются первые социал-демократы, анархисты и эсеры. В 1900 году ссылку вместе со своей женой отбывает Л. Д. Троцкий. В то время Усть-Кут был маленьким городком с церковно-приходской школой и церковью. В городе были построены магазины, кабаки, больница, аптеки. Коренные жители города занимались охотой, земледелием и извозом.
Революция и Советская власть установились в городе в 1917 году, однако летом 1918 года власть пала и в результате переворота перешла во власть адмирала Колчака. В 1919-20 годы город был охвачен пламенем и гражданской войной. Мирная жизнь города началась только спустя годы, когда в нем прочно установилась власть рабочего класса. С 20 по 30 годы, в городе отмечаются огромные преобразования, ликвидируется неграмотность, завозится сельскохозяйственная техника, огромная помощь оказывается сельскому хозяйству. В 1929 году в городе появляется первая пристань Осетрово, а в 1932 году выпускаются первые деревянные баржи.
Великая отечественная война вероломно прервала мирный труд города. Все мужское население Усть-Кута отправляется на фронт. Оставшиеся женщины и дети становятся тружениками тыла. В послевоенное время город становится важным аграрным пунктом Сибири по выращиванию зерна, мяса и овощей.
С 1974 года, является отправной точкой всесоюзной молодежной стройки Байкало-Амурской магистрали.
Современный Усть-Кут сегодня, является крупным транспортным узлом и местом, где сходятся железнодорожные, речные, воздушные и автомобильные пути. Это крупнейший торговый речной порт России и перевалочный пункт для грузов поступающих и вывозимых из Северного региона России. Город славится своими курортными зонами, санаториями с лечебными грязями, высоким медицинским обслуживанием. Основными отраслями Усть-Кута являются лесозаготовка, автомобилестроение и добыча углеводородов.
Город Усть-Кут
Видео ролик о городе
Общие сведения и история
История Усть-Кута берет отчет с 1620-х годов, когда до устья Куты дошли русские первопроходцы. В том же десятилетии, в 1628 или 1629 году казачий десятник Василий Бугор построил в этих местах зимовье. Несколько позже, в 1631-м отряд атамана Ивана Галкина поставил здесь зимовье побольше, из которого вырос Усть-Кутский (или иначе Усть-Куцкий) острог, ставший основой для будущего города. Острог, служивший, помимо прочего, и базовым лагерем для дальнейшего освоения Сибири, был построен в форме четырехугольника, имел одну проезжую башню и был окружен стеной длиной в 134 метра. Несколько позже рядом с острогом был образован ряд деревень, которые были выделены в Усть-Кутскую волость.
Кроме земледелия, торговли (до 19 века здесь проводились крупные ярмарки) и обслуживания купцов и землепроходцев местные жители занимались рыболовством и охотой.
Во второй половине XIX века здесь начало развиваться пароходное дело. Им занимались восемь компаний, в собственности которых было около 20 пароходов. Кроме этого, по Лене и Куте ходили еще около сотни остальных судов, на которых осуществлялись перевозки. В 1890-х годах здесь появилась телеграфная связь. На рубеже 20 столетия в Усть-Куте открылась грязелечебница.
Несмотря на свое курортное и экономическое значение, Усть-Кут также являлся местом ссылки для политических заключенных. Сюда в 1900 году был отправлен Лев Троцкий, ссылались анархисты, социал-демократы и эсеры, а участники Польского восстания 1863-64 годов отбывали каторгу на солеварне. Так же по пути к местам ссылки через Усть-Кут проследовали писатели А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский и несколько декабристов.
Уже в послереволюционное время, в период Гражданской войны, Усть-Кут стал ареной партизанских сражений, чьей целью было овладение выходом к золотым приискам Ленского бассейна. До ноября 1919 года здесь располагался один из крупнейших лагерей армии А.В. Колчака. Затем в селе установилась власть большевиков.
В первые годы советской власти в Усть-Куте был сформирован перевалочный пункт для грузов, предназначенных для перевозки в Якутию, а также открыты верфь, больница и пристань Осетрово. В 1926 году Усть-Кут получил статус райцентра, а в 1928-м здесь был оборудован грязелечебный Усть-Кутский курорт.
В конце 30-х были начаты работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, один из первых участков которой прошел через Усть-Кут, но из-за нападения на СССР фашистов их пришлось прекратить. На фронт отправились свыше трех тысяч местных жителей, около трети из них полегли в боях. Четыре устькутянина за военные подвиги стали Героями Советского Союза. К слову, в 1942-43 годах здесь проходила трасса, по которой на фронт перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу. Так же во время войны, в 1943-м, Усть-Кут был преобразован в рабочий поселок.
В 1951 году по БАМу между Тайшетом и Усть-Кутом открылось железнодорожное сообщение. Через несколько лет были построены аэропорт, Осетровский речной порт (крупнейший в СССР) и верфь металлического судостроения. Так же в Усть-Куте, ставшем в то время городом (с 29 июля 1954 года) и значимым транспортным узлом, начала интенсивно развиваться лесная промышленность. В 1955 году железнодорожный участок Тайшет-Лена был соединен с Транссибирской железнодорожной магистралью.
В 1963-м Усть-Кут стал городом областного подчинения. Через одиннадцать лет он был назван отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали. Здесь разместился штаб ее Западного участка. В 1989 году берега Лены соединил единственный в городе автомобильный мост, впоследствии получивший статус памятника.
В наше время город сохранил свое промышленное и транспортное значение. Он занимает 1-е место среди всех транспортных центров Восточной Сибири. По железной дороге во все регионы России и в зарубежные страны отсюда направляется древесина, а с Осетрова, которое занимает одну из лидирующих позиций среди российских речных портов, в порты на Крайнем Севере и в золотодобывающие районы регулярно уходят суда с грузами. Не прекращают свою деятельность крупная судоверфь, предприятия лесной промышленности и нефтебаза.
В Усть-Куте действуют спортивный центр и детская спортивная школа, несколько санаториев, множество библиотек и клубов и музыкальная школа. Дух истории города хранят несколько сотен памятников археологии, архитектуры и истории.
Районы Усть-Кута
Официального административно-территориального деления в городе не существует, хотя в нем можно выделить ряд микрорайонов и поселков частного сектора. Их названия активно используются как местными жителями, так и городскими властями.
Центральная часть Усть-Кута разделена на два микрорайона: Речники и Лена. Здесь проживает большинство устькутян и находится основная часть городских культурных и социальных учреждений.
Историческая часть города, которая раньше являлась селом Усть-Кут, в настоящее время называется «Старый Усть-Кут». Она, в основном, застроена древними деревянными домами.
Численность населения Усть-Кута на 2021 год. Количество жителей Усть-Кута
Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Усть-Кута. В таблице указано распределение количества жителей Усть-Кута по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.
Место действия — Усть-Кут
Пока на всю страну гремят стройки Сабетты, Тобольска и Амурского ГПЗ, из новостных лент ускользает другой немаловажный проект. Даже немногие жители Иркутской области знают, что на севере региона возводится мощный промышленный узел, способный увеличить валовый региональный продукт не менее чем на 5%. Речь идёт об Усть-Кутском газохимическом комплексе.
Конечно, его масштабы не настолько велики, как в Западной Сибири, ведь газохимией в Тюменской области занимается такой промышленный гигант как СИБУР. Усть-Кутский же проект реализует молодая и динамично развивающаяся «Иркутская нефтяная компания», при этом, все производства расположены на компактной территории, а не разбросаны на расстояние более 1000 километров.
«Иркутская нефтяная компания» работает на рынке уже 20 лет. Когда компания была создана, объём извлекаемых запасов составлял всего 11 млн. тонн, сегодня же ежегодная добыча углеводородов составляет около 9 млн. тонн в год. Местные нефтяники не пришли на советские запасы или на готовую инфраструктуру, всё было создано с нуля, и это заслуживает уважения.
Сейчас компания одновременно осуществляет строительство шести крупных производственных объектов (Иркутский завод полимеров, гелиевый завод на Ярактинском месторождении (запуск намечен на 2022 год), Усть-Кутский газоперерабатывающий завод, три установки подготовки газа на Ярактинском и Марковском месторождениях). Производственные и инфраструктурные объекты впоследствии станут частью единой схемы от добычи и переработки газа до выпуска готовой продукции, иными словами Усть-Кутского газохимического кластера. Стоимость инвестиционной программы составляет около 0,5 трлн. рублей.
Центральный офис компании расположен в Иркутске, на территории делового центра «Иркутск-Сити». Здесь, на участке бывшего завода тяжёлого машиностроения, предприятие занимает несколько административных зданий.
В память о прошлом «Иркутская нефтяная компания» восстановила старый заводской сквер и отреставрировала мемориал Великой Отечественной Войны.
Теперь память о войне и истории этого места сохранена на многие годы, и в этом просматривается высокая социальная ответственность компании.
Все производственные объекты компании расположены в Усть-Куте и прилегающих районах Иркутской области, Красноярского края и Якутии.
Усть-Кут — одно из первых русских поселений в Восточной Сибири. Основан в 1631 году как Усть-Кутский острог. Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут сразу стал важным транспортным узлом в освоении Сибири и Дальнего Востока. Через острог проходили экспедиции Витуса Беринга, Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова и Геннадия Невельского. Уже в XVII веке вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших в 1640 году Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок, население волости также занималось хлебопашеством, работало на солеваренном заводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт. В Усть-Куте отбывали наказание в качестве ссыльных члены различных антиправительственных группировок и партий, например, Лев Троцкий осенью 1900 года.
Во время Гражданской войны в Усть-Куте развернулись крупные бои за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. В 1943 году село получило статус рабочего посёлка. В июле 1951 года в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь построенной узниками Озерлага железнодорожной линии Тайшет—Лена. В том же году сдана первая очередь Осетровского речного порта, ставшего крупнейшим в СССР. С завершением его строительства город становится крупным транспортным узлом — воротами Севера и до сих пор обслуживает бо́льшую часть северного завоза. В 1974 году Усть-Кут объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — Байкало-Амурской магистрали.
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово(порт).
Сырьём для нового промышленного узла станет природный и попутный нефтяной газ, добываемый на месторождениях компании в Усть-Кутском и других северных районах области. Добыча и переработка этого ценного сырья, как и попутного нефтяного газа, уже в течение многих лет является важной частью стратегии долгосрочного развития любой успешной нефтяной компании. Необходимость развивать проект с 2014 года в Прибайкалье была вызвана отсутствиемв то время газотранспортной и газопотребляющей инфраструктуры. Кульминацией проекта станет завод полимеров в окрестностях Усть-Кута — сложнейший технологический объект по производству продукта с высокой добавленной стоимостью — полиэтилена.
На первом этапе были выполнены работы по освоению газовой части Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ), включая строительство установки комплексной подготовки природного и попутного нефтяного газа производительностью 3,6 млн. куб. м/сутки по сырью, был построен 193-километровый продуктопровод от Ярактинского месторождения (через Марковское НГКМ) до Усть-Кута и комплекс приёма, хранения и отгрузки сжиженных углеводородных газов (СУГ) в окрестностях города. Установка на месторождении предназначена для получения товарных продуктов из природного и попутного нефтяного газа: смеси пропана и бутана технической (СПБТ) и стабильного газового конденсата. Первый этап проекта завершён в декабре 2018 года, все объекты введены в эксплуатацию. До завершения следующих этапов газовый конденсат будут направлять вместе с нефтью в трубопроводную систему «Восточная Сибирь — Тихий океан». Сухой отбензиненный газ (СОГ), будут закачивать в пласт на месторождении, а СПБТ — транспортировать по продуктопроводу от Ярактинского месторождения до Усть-Кута для отгрузки железнодорожным и автомобильным транспортом.
Ярактинское месторождение. Современное освоение месторождений сразу начинается со строительства комфортабельных вахтовых посёлков, о таком первопроходцы Ямала и Югры могли только мечтать.
Памятник первой ярактинской скважине, первооткрывательнице всех нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири.
На втором этапе, начиная с 2018 года, продолжается строительство двух установок комплексной подготовки газа на Ярактинском месторождении и одной на Марковском НГКМ. Установки на Ярактинском и Марковском НГКМ суммарной производительностью до 21,6 млн. куб. м/сутки обеспечат подачу смеси пропана, бутана и газового конденсата (ШФЛУ) в продуктопровод для транспортировки до строящегося Усть-Кутского газоперерабатывающего завода. ГПЗ обеспечит фракционирование ШФЛУ с целью получения таких конечных продуктов, как пропан технический, бутан технический и стабильный газовый конденсат.
29 июля 2021 года ООО «Иркутская нефтяная компания» приступило к пусконаладочным работам на Усть-Кутском газоперерабатывающем заводе.
На третьем этапе будет построен первый в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке завод по производству полимеров — полиэтилена низкой и высокой плотности — из этана. Плановый объем производства товарной продукции — 650 тыс. тонн в год. Только благодаря вводу в эксплуатацию Иркутского завода полимеров валовый региональный продукт Иркутской области вырастет на 3-4%.
Завершение строительства и пусконаладочные работы запланированы на 2023 год, а ввод в эксплуатацию на 2024 год. На этой стадии на Усть-Кутском газоперерабатывающем заводе из ШФЛУ дополнительно будут выделять этан, затем, в печах пиролиза, его будут преобразовывать в этилен с использованием катализаторов. Топливом для котельных, которые будут вырабатывать пар и теплофикационную воду, будет служить сухой отбензиненный газ (СОГ) с Яракты. Трубопровод СОГ от Яракты до Усть-Кута будет построен ко времени пуска производства полиэтилена.
Подготовительные работы на площадке полиэтиленового завода начались в 2020 году. Общая площадь застройки — более 200 га.
Доставка 45 единиц крупнотоннажного оборудования на стройплощадку завершена в сентябре 2020 года. Для приёма 4 500 тонн технологического оборудования был построен специальный причал на реке Лене.
Монтаж основной части оборудования завершён в сентябре 2021 года.
Установка реактора полимеризации.
Общая строительная готовность завода составляет 37%. На заводе будет создано 1 500 новых рабочих мест, всего же на объектах Усть-Кутского проекта трудоустроят 2400 человек.
Для электроснабжения новых объектов введена в эксплуатацию первая очередь подстанции 220 кВ «Полимер».
Развитие промышленности привлечёт в город новых людей, поэтому сегодня Усть-Кут нуждается в полной реконструкции теплосетей, систем водоснабжения, очистных сооружений, строительстве дорог, создании комфортной городской среды.
Превратить Усть-Кут в комфортный, современный город — такую задачу городские власти поставили на ближайшее время и работа в этом направлении ведётся. Главным итогом работы администрации Усть-Кута за последние годы можно считать завершение программы по переселению граждан. Весь аварийный жилой фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года, расселён.
Тем не менее, жилищное строительство в городе нельзя назвать массовым, но скоро всё изменится.
В 2022 году начнётся строительство нового жилого района на правобережье Лены. На 25,7 га проектом предусмотрено возведение 30 блок-секций жилых домов для 3 тыс. человек. Также запланированы участки под строительство школы на 520 мест и двух детских садов для 280 воспитанников, медучреждения, двух многофункциональных здания. В микрорайоне обустроят площадки для пикника с разветвлённой сетью пешеходных дорожек, бульвар, мини-этнодеревню, обзорную площадку с панорамным видом на город, арт-объекты. На прилегающей территории планируется разметить трассу для беговых лыж.
В городе завершено строительство нового бассейна, скоро он распахнёт свои двери. Стоимость объекта более 173 млн. рублей.
1 сентября в Усть-Куте открылся ФОК открытого типа. Здесь уложены беговые дорожки с многофункциональным рулонным покрытием, установлена сборно-разборная трибуна, произведена укладка искусственного покрытия футбольного поля, проведены и другие работы.
В июле 2021 года открылся новый медицинский корпус ОГБУЗ «Усть-Кутская районная больница». Стоимость объекта составляет более 500 млн руб., его строительство профинансировано»Иркутской нефтяной компанией». Медицинский корпус рассчитан на 60 койко-мест, здесь оборудовано три палаты реанимации, общая площадь корпуса составляет три тысячи кв. м. Временно в здании развёрнут ковидный госпиталь.
Недавно к парковой зоне вокруг Усть-Кутской районной больницы добавились леса строительные. Так начинается капитальный ремонт главного корпуса медучреждения. Зданию почти 30 лет и оно давно нуждалось в обновлении. Работы рассчитаны на 2021-2023 годы. Всего на них выделят 121 миллион рублей. Капитальный ремонт проведут по программе модернизации первичного звена здравоохранения. Как отметил губернатор, следующая задача — дополнительное оснащение. Больнице необходимо новое диагностическое оборудование.
Радует горожан развитие дорожной сети и ремонт городских дорог. Совсем недавно отремонтирован обход города.
Накануне стало известно, что на реконструкцию моста через реку Кута, разрушенного ледоходом в 2013 году, поступит 200 млн. рублей. Распоряжение о выделении дополнительного финансирования на ускоренное строительство и реконструкцию дорог в регионах страны подписал председатель Правительства России. Проектная документация на реконструкцию моста разработана, в ближайшее время будет объявлен конкурс на проведение работ, после чего начнутся работы, они рассчитаны на два года. Общая стоимость реконструкции составляет 400 млн. рублей. Оставшиеся средства будут выделены из областного бюджета.
Недавно в городе благоустроена территория возле ДК «Магистраль», реконструирован стадион «Водник», а ООО «Иркутская нефтяная компания» совместно с Ассоциацией «Русский лес» профинансировали проект благоустройства нового сквера у ДК «Речники». Концепцию признали одной из лучших на Всероссийском конкурсе проектов по созданию комфортной городской среды, который проводит Минстрой РФ. Проектом предусмотрено обустройство площади для массовых мероприятий, создание зон отдыха с арт-объектами, детских и спортивных площадок, прогулочных дорожек. Также архитекторы выделили зону отдыха возле фонтана. Здесь установят навесы и места для зрителей, сцену. По периметру площади проведут озеленение. Работы по благоустройству пройдут в 2022 году, финансирование поступит из федерального бюджета.
В ближайшее время в городе появится и общественный центр «Третье место» — креативное пространство для жителей и сообществ. В феврале 2021 года проект также был профинансирован ИНК и Ассоциацией «Русский лес» при поддержке городской администрации.
Социально-экономический эффект реализации всех этапов газового проекта:
1) Будет создано более 2400 долгосрочных рабочих мест.
2) Начнётся долгожданное инфраструктурное развитие севера Иркутской области (формирование газотранспортной и газопотребляющей инфраструктуры, строительство дополнительных генерирующих мощностей).
3) Развитие современного высокотехнологичного производства и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры станет базой для развития новых предприятий на усть-кутской площадке, в том числе относящихся к малому и среднему бизнесу. Собственно, это уже происходит, в городе открыт Центр ремонта оборудования нефтяных и газовых скважин.
В четвёртых, стоит ли говорить о социальной сфере, она уже развивается. У Усть-Кута есть все шансы пойти по сценарию Коротчаево и Тобольска.
На этом развитие проекта не прекращается. В ближайшие годы планируется расширение усть-кутской производственной площадки и увеличение спектра выпускаемой продукции, в том числе реализация проекта по переработке метана, выпуск других видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Компания уже объявила о строительстве к 2025 году второго гелиевого завода, который позволит выпускать порядка 15-17 млн. литров гелия в год и выведет Иркутскую нефтяную компанию по этому показателю на второе место в России.
В публикации использованы данные интернет-ресурсов и личные фотографии.
Усть-Кут
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Усть-Кут» в новостях:
Усть-Кут — город в Иркутской области России, административный центр Усть-Кутского района.
Первое упоминание в 1628.
Прежние названия: Усть-Кутский острог (Усть-Куцкий острог), село Усть-Кутское.
Население: 40 783 человека (2020).
Катойконим: устькутя́не, устькутя́нин, устькутя́нка.
Топонимика
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.
История
Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.
Некоторые события истории Усть-Кута
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
В 1943 село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).
В 1974 Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В 1996 численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, после чего начало уменьшаться в связи с миграцией населения.
Аварии на теплосетях 2001
Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную «Прямую линию» с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Владимир Корнейко, который в это время находился в отпуске.
Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут переживает более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.
География
Географическое положение
Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на север вниз по течению Лены).
Климат
Климат города резко континентальный. Средняя температура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.
Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.
Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.
Рельеф и геологическое строение
Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытой тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.
Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).
Почвенный покров
Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.
Транспортная доступность
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).
Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
Воздушный транспорт
Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу « Байкал » через Братск в Тулуне).
В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.
Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Городская инфраструктура
Город вытянут вдоль рек Лены и Куты. Его длина по руслам рек составляет 34 километра, в то время как максимальная ширина застройки не превышает трёх километров.
Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из микрорайонов и посёлков. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения. Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными недостроенными объектами городского значения.
Принято отдельно выделять старую часть города — бывшее село Усть-Кут. В настоящее время известное как микрорайон «старый Усть-Кут». Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная. Сохранились исторические здания, не входящие в перечень объектов культурного наследия.
Город окружён тайгой, до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.
Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд, например, Чёртова скала, Бубнов камень, Петух, Мир и другие.
Геральдика
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.
Население
Динамика численности населения Усть-Кута