установление причинно следственных связей это какие ууд
Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО) Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Установление причинно следственных связей это какие ууд
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91»
п. Комарихинский
УУД:установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений на уроках биологии
Учитель биологии и химии,
Лукина Валентина Валентиновна
2014год
УУД:установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений на уроках биологии
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия :
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.
Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий. В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий:
анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.
УУД:установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Задание: Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?
Откуда получают органические вещества остальные бактерии?
Как называются эти бактерии?
Закончите схему:
1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gif» />Источник
Универсальные учебные действия. Виды УУД.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Понятие универсальных учебных действий (УУД). Виды УУД.
Новые образовательные результаты Достижение новых образовательных результатов (метапредметных и личностных) есть приоритетная задача современного образования, сформулированная как «умение учиться» еще в советской школе.
Понятие УУД Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися: познавательных и учебных мотивов; учебной цели; учебной задачи; учебных действий и операций (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД Личностные (оценочные) Регулятивные (организационные) Познавательные (интеллектуальные) коммуникативные Освоение УУД невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.
Личностные УУД – определяют мотивационную ориентацию (умения самостоятельно делать свой выбор) Нравственно-этическая ориентация (социальная и личностная ценность) Смыслообразование (соответствие цели и мотива) Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)
Личностные УУД УУД Русский язык Литература Математика Личностные Жизненное самоопределение Нравственно-этическая ориентация Смысло-образование
Регулятивные УУД – обеспечивают организацию собственной деятельности Планирование (освоение плана и последовательности действий) Целеполагание (постановка задачи с соотнесением известного и неизвестного) Прогнозирование (предвосхищение результата) Контроль (соотнесение способов и результата деятельности с эталоном) Коррекция (внесение дополнений и изменений после Контроля) Оценка (осознание качества и уровня усвоения) Саморегуляция (способность к волевому усилию и преодолению препятствий)
Регулятивные УУД УУД Русский язык Математика Физическая культура Регулятивные Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
Познавательные УУД – умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире Постановка и решение задач Логические Общеучебные Знаково-символические
Общеучебные познавательные УУД: умение поставить учебную задачу; умение выбирать эффективные способы и найти информацию для решения задачи; умение работать с информацией; умение структурировать полученные знания; умение работать с текстом; рефлексия; Знаково-символические УУД: моделирование (создание модели); преобразование модели (выявление общих законов предметной области).
Общеучебные познавательные УУД УУД Русский язык Литература Математика Общеучебныепознавательные Моделирование (перевод устной речи в письменную) Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания Моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Логические познавательные УУД: анализ объектов (выделение существенных и несущественных признаков); синтез новых знаний (в том числе самостоятельное «достраивание» ); выбор основания для сравнения и классификации; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Логические познавательные УУД УУД Математика Логические познавательные Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
Познавательные УУД – постановка и решение задач: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД – постановка и решение задач Русский язык Литература Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание решенияпроблем поискового и творческого характера
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность (продуктивное общение в совместной деятельности) Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов инициативного сотрудничества Разрешение конфликтов Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий) Умение полно и точно выражать мысли Владение монологической и диалогической формами речи
Коммуникативные УУД УУД Русский язык Литература Математика Коммуникативные Использование средств языка и речи для получения и передачи информации; участие в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа
Работа над формированием конкретных УУД Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах уроков.
УУД на каждом этапе урока: 1. Целеполагание. Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.
УУД на каждом этапе урока: 2. Планирование. Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).
УУД на каждом этапе урока: 3. Практическая деятельность обучающихся. Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.
УУД на каждом этапе урока: 4. Контроль. Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта. Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.
УУД на каждом этапе урока: 5. Коррекция деятельности. Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь. Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.
УУД на каждом этапе урока: 6. Итог урока. Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.
УУД на каждом этапе урока: 7. Домашнее задание. Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). Формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Контроль овладения обучающимися УУД Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать. Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Диагностика УУД Результаты диагностики дают возможность преподавателю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДВ-310933
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Статья на тему: Познавательные УУД
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Познавательные УУД
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия :
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
· смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия
· преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
· синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
· выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
· подведение под понятие, выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений;
· выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие:
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
классифицировать объекты (объединять в группы по
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
обсуждать проблемные вопросы,
составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко
обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
моделировать различные отношения между объектами
окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
– исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Постановка решение проблем.
Работа по ФГОСАм предполагает использование современных образовательных технологий деятельностного типа. Уроки должны выстраиваться по модели проблемно – диалогической технологии, что включает в себя этапы постановки проблемы, выдвижения гипотез, моделирование открытых знаний и их осмысление.
Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо:
1. Вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы.
2. Затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать.
3. Научиться сознательно формулировать проблемы.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
· «найди отличия» (можно задать их количество);
· работа с разного вида таблицами;
· составление и распознавание диаграмм;
· работа со словарями.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
· произвольно и осознанно владеть общим приемом решения заданий;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
· ориентироваться на разнообразие способов решения учебных заданий;
· учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
· уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
· уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
· уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
· уметь устанавливать причинно-следственные связи;
· уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· уметь устанавливать аналогии;
· владеть общим приемом решения учебных задач;
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
· создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий
Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.
Для уроков литературного чтения возможны следующие задания для развития познавательных УУД.
Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение». Учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста» и т.п. На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.
2.Речевые разминки, где развиваем с помощью различных упражнений и артикуляционный аппарат и внимание.
Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующими буквами.
ТАЧКА ТОЧКА БОЧКА НОЧКА ПОЧКА ДОЧКА
3.Анаграммы (рассыпанные слова).
Этот вид упражнений использую на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираю слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.
4.Игра Разведчики. На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос.
Пример. Учащиеся находят строчку и зачитывают.
5.Для развития беглости чтения использую следующие приемы:
— чтение за диктором ( нужно успевать читать за ведущим и во время контрольной остановки показать слово, на котором остановились);
— игра Прятки.
Прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Прием ПЕРЕПУТАННЫЕ ЦЕПОЧКИ
Учитель предлагает детям ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
Примерные задания для формирования познавательных УУД по чтению.
сеинен вючтет ошела шпирнив дорира
2. По началу произведения определи его жанр.
3.Определите, к какому жанру устного народного творчества относится текст
4. Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:
1. »Аленький цветочек» а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. »Снежная королева» б) Дал слово – крепись.
3. »Три толстяка» в) Друг познается в беде.
а) глядел из печки огонек
б) лес точно терем расписной
в) буре плач его подобен
г) белоснежная лебедушка
д) уж небо осенью дышало
6.Игра «Дежурная буква».
Сегодня дежурная буква Б. Подбери на эту букву:
А) Фамилия писателя.
Б) Герой любого рассказа.
В) Название любого произведения.
7. Игра «Литературные мнеия».
Водящий выходит за дверь. Дети назначают, каким героем, из какого произведения он будет. Водящий заходит в класс. Дети, не называя его по имени героя, перечисляют его поступки или дают характеристику этому герою. Задача водящего узнать, кто он и из какого произведения.
8.В «Бюро находок» поступили следующие вещи. Каким героям они принадлежат?
Мочалка, семихвостая плеть, блюдце, воздушные шарики, перчатки.
Примерные виды заданий по русскому языку для формирования познавательных УУД.
1. Подберите синонимы к данным именам существительным.
2.Поставьте правильно ударение в словах.
3.Найдите «четвёртое лишнее»
Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка
Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
Горошинка, соломинка, изюмчик, снежинка.
Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
4.В каком слове есть только твёрдые согласные?
Звонить, земля, солнце, рушишь, сено.
6.Замени фразеологическим оборотом.
Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно.
8. Какой частью речи являются одинаковые по звучанию и написанию слова.
Иди домой, но сначала коридор домой.
9.К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.
10.Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.
1) ____________ матери лучше ____________ греет.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.