увеличенная квинта на какой ступени
Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора
Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:
В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.
В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.
Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:
Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:
ИНТЕРВАЛЫ | МАЖОР | МИНОР |
ув.2 | VI пониженная | VI |
ум.7 | VII | VII повышенная |
ув.5 | VI пониженная | III |
ум.4 | III | VII повышенная |
Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:
Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:
Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).
Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:
Характерные интервалы
Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.
К характерным интервалам относятся:
Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.
В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.
Построение характерных интервалов
Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).
Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.
Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.
Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:
Разрешение характерных интервалов
Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.
Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:
Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.
Увеличенные и уменьшенные интервалы: как их построить?
Вы знаете, что интервалы бывают чистыми, малыми и большими, но также они могут быть увеличенными и уменьшенными, а кроме того – дважды увеличенными и дважды уменьшенными. Но как такие интервалы получить, как их построить и определить? Об этом мы сегодня и поговорим.
Предыдущие важные темы:
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРВАЛЫ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ВЕЛИЧИНА ИНТЕРВАЛА – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Что такое увеличенные и уменьшенные интервалы?
Увеличенные интервалы получаются, если прибавить полтона к чистому или большому интервалу, то есть если немного изменить качественную величину. Увеличить можно все интервалы – от примы до октавы. Сокращенный способ обозначения таких интервалов – «ув».
Давайте сравним в следующей таблице количество тонов и полутонов в обычных интервалах, то есть чистых и больших, и в увеличенных.
Таблица — Качественная величина чистых, больших и увеличенных интервалов
Исходный интервал | Сколько тонов | Увеличенный интервал | Сколько тонов |
ч.1 | 0 т. | ув.1 | 0,5 т. |
б.2 | 1 т. | ув.2 | 1,5 т. |
б.3 | 2 т. | ув.3 | 2,5 т. |
ч.4 | 2,5 т. | ув.4 | 3 т. |
ч.5 | 3,5 т. | ув.5 | 4 т. |
б.6 | 4,5 т. | ув.6 | 5 т. |
б.7 | 5,5 т. | ув.7 | 6 т. |
ч.8 | 6 т. | ув.8 | 6,5 т. |
Уменьшенные интервалы, наоборот, возникают при сужении чистых и малых интервалов, то есть при уменьшении их качественной величины на полтона. Уменьшить любой интервал, кроме чистой примы. Дело в том, что в приме – ноль тонов, из которых больше ничего не вычтешь. Сокращенно уменьшенные интервалы записываются как «ум».
Для большей наглядности также построим таблицу со значениями качественной величины для увеличенных интервалов и их прототипов: чистых и малых.
Таблица — Качественная величина чистых, малых и уменьшенных интервалов
Исходный интервал | Сколько тонов | Уменьшённый интервал | Сколько тонов |
ч.1 | 0 т. | нет | нет |
м.2 | 0,5 т. | ум.2 | 0 т. |
м.3 | 1,5 т. | ум.3 | 1 т. |
ч.4 | 2,5 т. | ум.4 | 2 т. |
ч.5 | 3,5 т. | ум.5 | 3 т. |
м.6 | 4 т. | ум.6 | 3,5 т. |
м.7 | 5 т. | ум.7 | 4,5 т. |
ч.8 | 6 т. | ум.8 | 5,5 т. |
Как строить увеличенные и уменьшенные интервалы?
Чтобы построить любой увеличенный и уменьшенный интервал, проще всего представить себе его «исходник», то есть большой, малый или чистый интервал и просто что-то в нем изменить (сузить его или расширить).
Как можно расширить интервал? Для этого можно либо его верхний звук повысить с помощью диеза на полтона, либо нижний спустить с помощью бемоля. Очень наглядно это видно, если взять интервал на клавиатуре фортепиано. Давайте для примера возьмем чистую квинту РЕ-ЛЯ и посмотрим, как ее можно увеличить:
Какие результаты получились? Увеличенная квинта от исходной чистой – это либо РЕ и ЛЯ-ДИЕЗ, либо РЕ-БЕМОЛЬ и ЛЯ, в зависимости от того, какой звук мы выбрали изменить. Кстати, если мы изменим сразу оба звука, то квинта станет дважды увеличенной, то есть расширится сразу на два полутона. Посмотрите, как эти результаты выглядят в нотной записи:
Как можно сузить интервал? Нужно действовать наоборот, то есть сворачивать его внутрь. Для этого мы либо верхний звук теперь уже понижаем на полтона или, если манипулируем нижним звуком, т о его повышаем, немного приподнимаем. В качестве примера рассмотрим ту же самую квинту РЕ-ЛЯ и попробуем ее сузить, то есть уменьшить.
Чего мы добились? Была чистая квинта РЕ-ЛЯ, мы получили два варианта уменьшенной квинты: РЕ и ЛЯ-БЕМОЛЬ, РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ. Если изменить сразу оба звука квинты, то выйдет дважды уменьшенная квинта РЕ-ДИЕЗ и ЛЯ-БЕМОЛЬ. Смотрим нотный пример:
Посмотрите, что можно сделать с другими интервалами. Сейчас перед вами четыре нотных примера. Сравните их и понаблюдайте, как из одних интервалов получаются другие, путем манипулирования верхним звуком – он то повышается, то понижается на полтона.
Пример 1. Чистые и большие интервалы от РЕ, построенные вверх
Пример 2. Увеличенные интервалы от РЕ вверх
Пример 3. Чистые и малые интервалы от РЕ, построенные вверх
Пример 4. Уменьшенные интервалы от РЕ вверх
Энгармонизм интервалов
Зачем мы об этом вообще завели разговор? Вы, когда рассматривали таблицу с количеством тонов в начале статьи, когда потом смотрели наши примеры, наверное, удивлялись: «Как это в увеличенной приме может быть полтона, ведь полтона – в малой секунде?» или «Что еще за РЕ-ЛЯ-ДИЕЗ, напиши РЕ-СИ-БЕМОЛЬ и получится у тебя нормальная малая секста, зачем все эти увеличенные квинты?». Были такие мысли? Признайтесь, что были. Это как раз и есть примеры энгармонизма интервалов.
Давайте посмотрим больше примеров энгармонизмов. Возьмем те же интервалы от РЕ. Увеличенная секунда звучит как малая терция, большая терция равна уменьшенной кварте, увеличенная кварта совпадает с уменьшенной квинтой и т.д.
Строить увеличенные и уменьшенные интервалы несложно тому, кто хорошо научился строить обычные интервалы. Поэтому, если у вас имеются пробелы в практике, то срочно их ликвидируйте. На этом все. В следующих выпусках мы будем говорить о консонансах и диссонансах, о том, как звучат гармонические и мелодические интервалы. Ждем вас в гости!
Как строить характерные интервалы в любой тональности?
Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.
Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.
Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).
Как строить характерные интервалы?
Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.
Первый путь исходит из следующей аксиомы: все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.
Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре
Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре
Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре
Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» – шестая, а в миноре – седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.
Второй путь – тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):
Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус: в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!
Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).
Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.
Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!
Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре
Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре
Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?
Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило: при разрешении в тонику увеличенные интерв алы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.
При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5– ум4 вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.
Вот и получается, что увеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.
Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре
Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре
Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4 с ум5 есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.
Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!
13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции
В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).
Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.
Справа вверху количество минорных и мажорных звуков. Большой буквой Т далее буду обозначать тонику
Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.
Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).
В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).
C мажор C фригийский
Звукоряд пентатоники
Существуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:
Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):
К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:
Звукоряды параллельных ладов
На квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.
Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:
Гармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи
В нём квинта вниз от тоники, пропуск, 2 вниз, далее от тоники 2 вверх, ещё 2 вверх пропущены и звук что отстоит на 5 шагов вверх от тоники что в свёрнутом виде — малую секунду. Его ещё называют вводным тоном. В такой расширенной цепи должны появиться новые напряженные интервалы. Вот второй тритон 5a-1b(G#-D). А вот интервал похожий на малую терцию(энгармоничный ей), увеличенная секунда 5a-4b(G#-F). В этом интервале содержится целых 9 квинт! Ход на неё создаёт очень сильный перепад напряжения так как она соединяет крайний мажорный и минорный звук цепи этого лада что чувствуется в восточных песнях, где она часто используется[0:00-0:09].
Ещё появилась уменьшенная кварта вмещающая 8 квинт. Тоже напряженный интервал[0:10-0:18].
Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:
Итак у нас есть тритон, уменьшенная кварта и увеличенная секунда lin6, 8 и 9 соответственно. Эта цепь включает 9 квинт. Получается где-то здесь ещё один — интервал в 7 квинт. Построим их вниз от крайнего мажорного звука и увидим что в этом ладу он пропущен. Этот интервал называется увеличенная прима(G-G# в примере). Ещё он известен как хроматизм или хроматический полутон:
Ещё 3 новых интервала
Разберемся как образуются названия нот и интервалов.
Названия нот и интервалов
Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.
Здесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы
А теперь разберёмся, что такое гамма.
Мажорная гамма от до
Уточнение разницы в понятиях
Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:
Звукоряд гаммы до мажор
Интервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.
Вот пары обращений. Будет проще если их запомнить.
Прима — октава
Кварта — квинта
Секунда— септима
Терция — секста
Полная таблица соответствия интервалов их квинтовым шагам(порядковый номер)
Также можно сравнить количество нот и тонов по этой таблице получив качество интервала(ещё способ будет в конце статьи):
Таблица интервалов
Малые интервалы становятся большими в ближайшем обращении, уменьшенные увеличенными и обратно. Большие и увеличенные всегда квинтового, малые и уменьшенные квартового строения. Кроме названий у разных например терций как и остальных нет ничего общего.
C секундой аналогично. С lin0 и 1 всё проще. Вот чистая кварта D-G. Отдаляем звуки на один хром полутона друг от друга — увеличенная кварта Db-G или D-G#. Приближаем — уменьшенная кварта D#-G или D-Gb. Надеюсь принцип понятен. Но в этом способе построения интервалов есть проблема практического характера.
Любому звуку слух придаёт значение относительно тоники. В бесконечной квинтовой цепи бесконечное кол-во звуков. Слух выбирает из них именно тот, что по квинтам ближе к тонике и наделяет его соответствующим смыслом. Поэтому при тонике E будут звуки C-D#(4б 5а) а не их далёкие энгармонизмы B# и Eb(8а 7б). Тоника выступает в качестве ориентира в бесконечной цепи квинт. Без неё невозможно использование напряженных интервалов далее lin6(он уже становится двусмысленным ) т.к. они будут приняты за более легкие энгармоничные им:
Пары энгармонически равных интервалов и их обращений
Как видим на клавиатуре при одной тонике у нас помещается 11 квинт а 12я даёт энгармонизм. Если мы возьмём один из этих звуков за тонику то у нас уже не получится 13 13 звучных ладов как можно подумать. К примеру при тонике Db, E будет от неё очень далеко мажорным— 9 квинт вверх и будет принят нашим слухом за ближайший энгармонизм Fb что всего на 3 квинты ниже:
C изменением 1 звука в этом примере изменились и интервалы — м2 стала ув1, б3 стала ум4. Этот приём переосмысления интервала на его энгармонизм назовём энгармоническая секвенция.
Теперь вернёмся к гамме.
Хроматическая гамма абстрактного 13 квинтового звукоряда(для наглядности приложена к до)
В этом случае для гаммы уже могут быть применены интервалы звукоряда:
И уже теперь, когда можно абстрагироваться от конкретного звукоряда, появляется возможность найти все интервалы отрезка из 13 квинт, связав их со ступенями:
О звуках за пределами области влияния тоники
В мажорных ладах вероятнее чем в минорных возникновение звуков за пределами 6 квинт вверх из-за большей близости отрезка диатоники к этим звукам(с минорными обратно). Но наиболее частым сценарием их появления всё же остается попадание в область влияния тоники, модуляция к ним. Этот вопрос подлежит дальнейшему изучению.
Лады следует понимать как отрезки этой 13 звучной системы с тоникой в центре. Лидийский и локрийский из-за своего крайнего положения звучат уже настолько неустойчиво для нашего слуха, что тоника норовит съехать по квинтам вверх и вниз соответственно в чём могут убедиться музыканты, пробовавшие сочинять в этих ладах. Слух легко воспринимает отклонения в лады, с общим отрезком квинтовой цепи — параллельные лады. Все отрезки цепи ладов можно характеризовать по их ширине что есть самый напряженный их интервал. Натуральные пентатоники lin4(б3), семизвучные lin6(ув4), гармонические минор/мажор lin9(ув2).
О теориях базирующихся на натуральном звукоряде
Доказательства того, что пифагоров строй как свёрнутая цепь квинт, является психологическим эталоном музыкального звукоряда:
Окраска звуков относительно тоники по квинтам.
Вытекающая из этого окраска ладов.
Порядок напряженности интервалов по количеству квинтовых шагов. Из-за этого акустически равные интервалы с одинаковым соотношением частот(энгармоничные например ув2 и м3) воспринимаются абсолютно по разному.
Взятие напряженных интервалов исполнителем (для современных европейцев >lin6) происходит с внутренним напряжением. Связано это с повышенной вычислительной сложностью по мере увеличения квинтовых шагов(собственно почему популярную мелодию строят на пентатонике).
Это знание даёт возможность осмысленно вводить новые звуки в 7 звучный лад, понимать какие интервалы при этом образуются, анализировать устройство других искусственные ладов и многое другое. В изучении звукоряда и интервалов может помочь такая информационная накладка для фортепиано:
Удобные тоники для освоения музыкальных звуков
Статья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру: