В чем единство народа
Един ли русский народ и что определяет единство?
ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?
Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.
От реальности такое представление весьма далеко.
Приведу лишь наиболее яркие примеры:
1) Есть народы говорящие на двух и более языках:
— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.
— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,
— на португальском говорят португальцы и бразильцы;
— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.
Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.
— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).
Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).
Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).
Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.
Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.
Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.
Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).
Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:
— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).
— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).
Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.
Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?
Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?
Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?
А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?
Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.
Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.
Что значит понятие «народное единство»? Наши читатели поделились своей точкой зрения
Мы – вместе
В одной команде
Как поется в популярной песне, «в слове «мы» – сто тысяч «я». Каждый из нас индивидуален: со своими привычками, позициями и взглядом на мир. Но давно известно: что не под силу одному, то можно одолеть сообща. 2021 год объявлен в нашей стране Годом народного единства. Чтобы достигнуть поставленных целей, нужно начинать с малого – работать на местах. Могилевский государственный медицинский колледж, в котором я учусь, открыл двери в далеком 1865 году. Сколько учащихся выпустилось за это время! Несмотря на то что первоочередной задачей была и остается подготовка среднего медперсонала, никто не забывает об общественной жизни, которая направлена на сплочение учащихся.
Мы приезжаем в колледж из разных городов, и мы такие непохожие, со своими планами и амбициями. В колледже получаем возможность проявить себя, увлечь товарищей идеями, разделить чужие планы, сделав их общими. Это так же важно, как получать высокие отметки за знания. У нас есть возможность узнать о том, как живут сверстники в разных областях, в больших городах и маленьких поселках, чем они дышат, к чему стремятся, о чем мечтают. Увлеченные общим делом, мы вместе обсуждаем, а затем реализуем задуманное.
Учеба в колледже насыщена многочисленными конкурсами. Они носят не только развлекательный, но и воспитательный характер. В процессе подготовки к выступлениям, на субботниках, спортивных соревнованиях и в студенческих отрядах мы лучше узнаем друг друга, учимся работать в команде. После учебы разъедемся по разным уголкам, но дружба и увлеченность общим делом, которые нас сплотили, останутся в сердцах. Пусть с нас начнется Год народного единства, ведь мы – будущее страны.
Полина ТАРАМЫНА, учащаяся Могилевского государственного медицинского колледжа
Пронести через любые невзгоды
Каждый год несет в себе уникальные события, которые влияют на жизни людей. 2021-й посвящен народному единству. Эти два слова нечасто звучат в повседневной жизни. И вряд ли об их смысле задумываются, сидя в метро или автобусе, на работе или в школе. Однако нынешний год дал возможность определить значение словосочетания «народное единство» для каждого и осознать, что его смысл нужно впитать в себя и пронести в сердце через любые невзгоды.
В сумасшедшем ритме нашего времени иногда кажется, что каждый всецело поглощен только собой и своими проблемами, относится к согражданам безразлично. Ежедневная рутина делает нас черствыми. Еще лет 30 назад наши родители могли пустить на ночлег незнакомца. Представить такое в современных реалиях практически невозможно. И пусть это обосновано заботой о собственной безопасности, забывать о том, что все мы люди, нельзя.
Народное единство – это история о человечности. Она учит нас относиться ко всем одинаково дружелюбно, не глядя на цвет кожи и стоимость одежды, которую носишь. В жизни каждого есть сложности, но они должны объединять людей, а не делать обозленными друг на друга. Теплые человеческие отношения очень важны, особенно в век быстро развивающихся технологий и медленно угасающих семейных ценностей.
Беларусь – достаточно молодое государство. Его жителям важно осознавать себя как единое целое. Понятие «народ» можно сравнить с «семьей». А в семье нет места безразличию. Нас с детства учат патриотизму – любви к своей стране и окружающим. Поэтому человеколюбие и доброжелательность не должны покидать наши сердца. Ведь народное единство – это история о любви и уважении, доверии и вежливости, открытости и честности, понимании и поддержке.
Народное единство – это цель и мечта всех жителей Земли. Народное единство – это уверенность в завтрашнем дне. Народное единство – это равенство и право каждого из нас на счастье.
Сплотились и победили
2021-й объявлен Годом народного единства. Такое решение принято, чтобы сплотить белорусский народ на основе идей суверенитета и независимости Беларуси. В нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур. Нас связывает общая история. Поэтому в разные времена, но только объединившись в единую силу, наши предки могли отстаивать свои границы, свою территорию, свою страну.
Когда речь заходит о народном единстве, в первую очередь вспоминаются трагические события Великой Отечественной. Эта война была одним из самых тяжелых испытаний, которое выдержала наша страна. На фронте погибали отцы, мужья, братья. Мирные жители умирали от бомбежек, в лагерях смерти. Уверена, что преодолеть все невзгоды наши деды и прадеды смогли благодаря сплоченности и единству. На защиту своей земли встали наша армия и наш народ, вместе выступили против общего врага – фашизма. На фронтах Великой Отечественной войны сражались более 1,3 миллиона белорусов и уроженцев Беларуси. Наши прадеды стояли плечом к плечу, – белорусы, русские, казахи, украинцы, грузины и представители других национальностей. Они смогли отвоевать Родину у фашистских захватчиков. Все вместе, единой силой они победили, прошагали не одну сотню километров, подарили мир людям, подарили мир нам, новым поколениям.
Уверена: чтобы наше суверенное государство в будущем было еще лучше, краше, богаче, нужно беречь свою землю и дорожить ею. Мы должны быть единой нацией, сплоченной и сильной. Я рада, что живу в многонациональной стране, горжусь, что мы все стараемся друг друга понять. Все вместе мы можем многое сделать. Никакие конфликты не смогут разрушить нашу мирную жизнь.
Анастасия ПОУХ, ученица 11-го «А» класса средней школы № 1 Минска
Что такое народное единство?
Больше половины россиян не знают, какой именно праздник отмечается в России 4 ноября
В преддверии Дня народного Единства Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные о том, насколько хорошо россияне информированы об этом празднике и планируют ли отмечать его.
Как и прежде, половина наших сограждан не знает, какой именно праздник отмечается в России 4 ноября (51%, год назад — 48%). За прошедший год несколько больше стало тех, кому известно правильное название праздника, отмечаемого 4 ноября — День Народного Единства (с 13 до 16%). День Народного Единства в сознании россиян чаще всего является напоминанием о том, что все народы и страны должны быть едины или же просто выходным днем (по 7%). Все меньше россиян имеют традицию отмечать День Народного Единства: с 2006 года доля тех, кто не празднует его, возросла с 49 до 66%. 14% еще не решили, каким образом отметить 4 ноября. 6% встретят этот день дома, за праздничным столом 6% (в 2007 году — 11%), 4% пойдут в гости (в 2006 году — 6%), 2% отправятся за город.
Протоиерей Александр Ильяшенко ответил на частые вопросы о празднике:
— Чтобы праздник стал народным должно пройти достаточно продолжительное время, может быть годы. Неудивительно, что сейчас люди относятся к нему настороженно — как к непонятному нововведению властей. Чтобы праздник наполнился для людей смыслом, надо спокойно, без пропагандистского запала, и в школах, и в средствах массовой информации рассказывать о том, что такое народное единство.
— Не оттолкнет ли людей такая «рекламная кампания» вокруг праздника?
— К людям надо относиться бережно и деликатно. Если обращение государства к своим гражданам будут исходить из теплого, доброжелательного отношения к ним, то люди, конечно, воспримут рассказ о празднике со вниманием и благодарностью. А если День народного единства будет преподноситься как очередная пиар-кампания власти, тогда и реакция у людей будет негативная.
— Как Вы считаете, что вообще такое народное единство?
— Мне кажется, люди в России должны осознать себя как народ. Сейчас мы очень разделены, разобщены. Мы относимся к своим согражданам безразлично, если не сказать враждебно. Вот простой пример. Если 100-150 лет назад в дом постучался бы незнакомый человек и попросился на ночлег — его бы непременно приютили, накормили и уложили спать. Не посмотрели бы ни на национальность путника, ни на то, бедно или богато он одет. Сейчас, понятное дело, большинство из нас даже на порог не пустит незнакомца — по вполне понятным причинам: мы не знаем, чего можно ожидать от незваного гостя. Сейчас нет единства, нет отношения к своему народу как к родному человеку. А ведь слова «народ» и «родной» — однокоренные. Я привел крайний пример, чтобы показать, насколько далеки мы от идеала. Мы должны возродить доброе отношение друг к другу, которое было присуще русскому народу когда-то. Может быть, достичь такого идеала в современном разобщенном мире и невозможно, но это не значит, что мы должны опустить руки и перестать к нему стремиться.
— Чем, на Ваш взгляд, продиктована инициатива учредить в России новый государственный праздник День народного единства?
— Революционные потрясения внесли страшное разделение в жизнь нашего народа, явились переломным моментом для истории. Россия претерпела столько трагедий как на уровне личности, отдельно взятой семьи, так и на уровне нации, что до сих пор слышны их отголоски, они врезаны в нашу память и накладывают отпечаток на современное общественное сознание.
День народного единства должен в первую очередь свидетельствовать о готовности осознать ошибки и преступления, совершенные участниками исторических событий в прошлом, как непременного условия для преодоления их последствий, поскольку нельзя жить, разделяя людей по национальному, партийному, вообще по какому бы то ни было принципу. И для наших современников, для народов России единство, которое было обретено в 1612 году или, скажем, во время Великой отечественной войны, необходимо сегодня так же, как необходимо всегда, во все времена.
У нас многонациональная страна, и вопрос единства для нас имеет и будет иметь всегда колоссальное значение. У нас просто нет иного выбора: для того, чтобы сохранить страну, мы должны сохранить единство историческое, духовное, территориальное. Сможем возродить единство – сможем энергично развиваться в дальнейшем.
В этот день Церковь вспоминает особое чудо, которое было явлено через икону Казанской Божией Матери.
Очень важно, что стремление к объединению шло снизу, из народа и с окраинных городов. Люди всех сословий были полны решимости бороться за судьбу России.
И если Куликовская битва была борьбой с внешним врагом, то 4 ноября – это попытка преодолеть внутреннее разделение, поскольку кто-то готов был ради своих корыстных интересов отказаться от традиционной российской государственности, кто-то – от православной веры, забыть о присяге верности народу и Церкви, потому что это могло принести большие выгоды. Изменников в Смутное время было много, они были заинтересованы в том, чтобы смута продолжалась, а Россия свернула с пути верности Богу, православию.
При подготовке материала использовались открытые источники.
Представители религий рассказали, в чем единство российского народа
— Что в политике нужно участвовать. Нужно иметь активную гражданскую позицию. Нужно знать свои права.
— Ну, обязанности должны быть. в сердце.
От памятника президент было направился в Кремль – пешком, вместе с министром культуры Ольгой Любимовой. Но в этот момент она обратила внимание Владимира Путина на новое звучание колоколов Спасской башни. Куранты – самые древние механические часы с боем в Европе. Но периодически требуют ремонта. Старые колокола отлично справлялись с часовым и четвертным боем. А вот с гимном России сложнее: удавалось исполнить только самое начало – секунд 20. Не хватало тонов. Зато теперь полнооктавное звучание.
На территории Кремля Владимиру Путину провели экскурсию по новому Музею археологии Чудова монастыря. На месте демонтированного 14-го корпуса. В подвалах археологи обнаружили старейший культурный слой. Президент давно следит за этими раскопками.
Обычно экспонаты привозят в музей. Здесь музей построили над артефактами.
Сделать 4 ноября праздником было инициативой межрелигиозного совета России еще 16 лет назад. И в этот день президент обычно встречается с лидерами конфессий. В этом году разговор в формате видеоконференции. По левую руку от президента – 4 священных книги: Библия, Коран, Тора и Ганджур. Именно представители разных вероисповеданий и национальностей и помогли Минину и Пожарскому справиться со смутой.
Но сегодня веротерпимость под угрозой во всем мире: экстремисты и радикалы пытаются разжечь конфликты.
Все конфликты нужно решать только сообща. Этот урок преподала история еще в XVII веке.
С этим согласны представители всех религиозных объединений.
«Это не плавильный котел». Есть ли единство народов в России?
В России 4 ноября отмечается День народного единства. Государственный праздник ввели в 2005 году взамен годовщины Октябрьской революции, которую отмечали 7 ноября. Новый праздник посвящен событиям 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Этот день сопровождается культурными мероприятиями, призванными подчеркнуть общность жителей многонациональной страны. Между тем эксперты по прошествии 15 лет с момента учреждения праздника выражают сомнения в существовании единой российской нации.
В ряде регионов сделали акцент на онлайн-мероприятиях. В таком режиме проходит выставка «В единстве наша сила» в центральной библиотеке Акушинского района Дагестана. В Ингушетии концерт с участием звезд местной эстрады планируют провести в формате видеотрансляции.
В Чечне собрались коллективы из разных регионов для участия в фестивале-конкурсе народного творчества и ремесел «Многоликая Россия». Под открытым небом решили открыть 4 ноября выставку в Ставрополе, дав ей название «Северный Кавказ: единство и вековые традиции».
Ко Дню народного единства проводятся тематические социологические исследования. Согласно недавнему опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), россиян в первую очередь объединяют «принадлежность к великому народу», любовь к родине и государственные символы – флаг и герб. А большинство опрошенных негосударственным «Левада-центром» ассоциируют со «своим народом» общее прошлое, территорию и природу.
Что есть «российская нация»?
Опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты высказывают разные мнения о том, что понимать под «народным единством» и сформировалась ли в стране единая нация.
«В определенном смысле она («российская нация»), наверное, всё-таки есть. Но ввиду того, что она стала более активно формироваться после распада Советского Союза, она находится еще в процессе формирования, на мой взгляд», – поясняет старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Михаил Рощин. Он добавляет, что до 1991 года российская идентичность была размыта в более широкой, советской идентичности, про которую многие вспоминают до сих пор.
В числе важных факторов единения народов Рощин выделяет опыт совместного проживания: «Когда люди живут вместе, у них появляются совместные интересы».
Мнения о том, что понятие «единая российская нация» еще не получило своего смыслового содержания, придерживается Саид Мусхаджиев, руководитель центра народной дипломатии и межкультурных коммуникаций в Адыгее. По его мнению, для достижения единства необходимо не только желание властей, но и сбалансированная, поддержанная обществом политика по национальным вопросам, а также в сфере социально-экономических отношений и культуры.
«Главное – должно быть взаимоуважение между народами, конфессиями и осознание ценности гражданского согласия. Нивелируя интересы и культурные запросы малых народов, невозможно будет сформировать единую нацию в полиэтническом обществе. Россия исторически сформировалась на стыке культур, в пространстве многих этносов. Это не плавильный котел миграционных потоков, а сложная, органичная система сотен народов, проживающих на своей родной земле», – подчеркивает Мусхаджиев.
Попытки властей конструировать российскую нацию с помощью массовых народных гуляний и патриотических фильмов выглядят искусственными и натянутыми, считает политолог из Дагестана Руслан Курбанов.
«Поэтому большинство российского населения остается в стороне от участия в таких праздниках. Люди просто заняты зарабатыванием денег, выживанием, спасением своего положения от постоянно растущего налогового бремени, – говорит политолог. – Российское единство – в том, чтобы выжить и не попасть под колеса административной и силовой машины. В этом жители России едины: не переходить дорогу чиновникам – только бы не трогали и дали возможность прокормить семью и поднять своих детей».
Единая российская нация, как полагает Курбанов, «складывается естественным путем в ходе естественного сращивания народов России на новой основе – социально-экономической, идеологической». Важную роль в этом процессе сыграло то, что рухнула советская социалистическая система.
Межэтническое единение: Дагестан и Хабаровский край
В качестве примера межэтнического единения в России Михаил Рощин приводит Хабаровский край, где ему довелось побывать еще до многотысячных протестов в поддержку арестованного экс-губернатора Сергея Фургала.
«В Хабаровском крае живут представители разных народов. Я встречал там много кавказцев, включая чеченцев. Были татары, евреи. Каких-то противоречий, которые существуют в центрах типа Москвы, там нет. Там все народы очень дружны. Но сплачивает их следующее: через реку – мост, а там через 30 километров начинается Китай. Людей сплачивает то, что рядом совсем другая цивилизация. Это такой российский фронтьер, поэтому чувство единения там выше, чем, например, в Центральной России», – отмечает Рощин.
На Северном Кавказе хорошим примером интегрированного общества ученый называет Дагестан, где насчитывается 30 коренных народностей. Противоположны республике по этому показателю Чечня и Ингушетия, там большинство составляют именно чеченцы и ингуши соответственно.
«В Чечне и Ингушетии интеграция медленнее протекает, потому что там люди замкнуты на своих особенностях, – считает Рощин. – А Дагестан – многонациональный край. Люди там привыкли жить и понимать, что люди – разные, и у них уже есть опыт совместного проживания, по крайней мере, в течение последних двух-трех веков. Это не означает, что в Дагестане нет проблем. Но там они решаются. Русские там – национальное меньшинство, но у них тоже есть какой-то свой ресурс, то есть там они не зажимаются. Был период, когда русские опасались, но отток русского населения прекратился, потому что установился баланс и взаимопонимание между различными национальными группами. В этом смысле Дагестан – один из наиболее удачных примеров».
Руслан Курбанов тоже видит в республике пример отношений, которые сложились естественным образом, а не принудительно по распоряжению сверху.
«В Дагестане нет никаких претензий у людей друг к другу ни по религиозному, ни по национальному признаку. Да, клановые интересы там есть, клановые лидеры давят других, но это не национальное противостояние, это борьба за ресурсы. Да, некоторые русские уехали оттуда, но не потому, что там их ненавидели, а потому, что они не выдерживали натиска в социально-экономической конкуренции. Это было чисто социально-экономическое противостояние», – считает политолог.
От депортаций до сдачи квартир «только славянам»
Отчасти межэтническое напряжение сохраняется в аннексированном Россией Крыму, напоминает Курбанов: «Там со стороны русскоязычного большинства сохраняется недоверие к крымским татарам, в которых видят чуть ли не пособников фашизма из-за того, что они были депортированы. То есть Крым, несмотря на патриотический пафос, нуждается в большой работе по гармонизации межнациональных отношений».
Крымские татары были высланы с исторической родины в 1944 году, их обвинили в сотрудничестве с нацистской Германией. Та же участь коснулась в советское время чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкарцев, немцев Поволжья, других этносов. Позднее они были реабилитированы.
Несмотря на трагедии малых народов, в советский период все же было многое сделано в плане национального строительства, особенно в 1920-е годы, утверждает востоковед Михаил Рощин.
«Были созданы национальные очаги, то есть области, республики, автономные территории. Ни в 18-м, ни в 19-м веках таких образований вообще не было. Не было их и до того, как Россия пришла на Северный Кавказ. Там были не национальные образования, а средневековые структуры. А именно в современном смысле протогосударственные структуры были созданы только в 1920-е годы. За исключением немцев Поволжья, все остальные сохранились и вполне себе функционируют», – говорит Рощин.
Тем не менее в современной России делаются попытки замалчивания трагедий малых народов. К примеру, в 2011 году глава Чечни Рамзан Кадыров запретил вспоминать жертв депортации в годовщину ее начала 23 февраля. С тех пор никаких памятных мероприятий в этот день республиканские власти не проводили вплоть до 2020 года.
На вопрос о том, как такая политика согласуется с продвижением идеи народного единства – способствует ли этой идее принцип «забудем старые обиды» или, наоборот, препятствует формированию единой российской нации, Руслан Курбанов отвечает так: «Российская власть еще не выработала единого языка, который примирял бы трагедии и русского народа, и карачаевского, и чеченского. Еще не выработано исторического полотна, в котором трагедии соседних народов – имперского большинства, русскоязычных, малых народов, которые порой насильственным путем включались в состав империи, – где эти трагедии могли бы найти неконфликтное соседство друг с другом, чтобы одновременно уделялось внимание и героизму кавказских народов периода Кавказской войны, и трагизму и героизму русского солдата».
Этим летом большой резонанс вызвал «Монумент подвигу русских солдат» времен Кавказской войны, установленный в Сочи. На фоне возмущения общественности, главным образом черкесов, он был вскоре снесен.