В чем единство народов россии

В чем единство народов нашей страны?

Рассуждают пастыри

4 ноября (22 октября по ст.ст.) Церковь чтит Казанскую икону Божией Матери, а наше государство отмечает День народного единства. Мы решили спросить пастырей: состоялся ли на сегодняшний день этот праздник как истинно всенародный? И в чем вообще заключается или может заключаться единство народов нашей страны?

В чем единство народов россии. 304008.p. В чем единство народов россии фото. В чем единство народов россии-304008.p. картинка В чем единство народов россии. картинка 304008.p

Чтобы День народного единства состоялся,
нужно наше постоянство в доброделании

– Неслучайно День народного единства совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери. Через эту икону Пресвятая Богородица не раз являла нашему народу Свое особенное покровительство и защиту. Но при непременном условии крепкой веры, благочестия и покаяния. И вот сейчас особенно остро встает вопрос о возвращении нашего народа к ясному осознанию своего Богоначертанного пути.

Вообще всенародное приобщение важнейшим духовным смыслам – в силу нашей территориальной огромности и «разбросанности» людей по городам и весям, в силу разницы обстоятельств и условий их жизни, в силу известной инерции – требует времени и постоянства в утверждении этих смыслов.

Чтобы День народного единства укоренился, устоялся в нашем народе, чтобы понимание его действительного значения – духовного, культурного и нравственного – твердо вошло в сознание людей и стало действительно общенародным, нужно, чтобы прошло время при условии нашего постоянства в доброделании.

И прежде всего нам всем, православным верующим, нужно прилагать усилия к тому, чтобы самим жить по тем принципам, которые служат основанием нашего единства. А затем и доносить до как можно большего числа людей ту простую мысль, что единственное подлинное основание нашего всенародного единства – это наша причастность православной вере с ее богатейшей культурой борьбы со страстями, приобщения Божественной благодати, достижения единства и согласия с Богом во Христе Иисусе. Это есть наша цель и наше объединяющее начало. Другого нет и не будет. И чем раньше мы это поймем, чем раньше без ненужных уклонений и экивоков, без стремления угодить и потрафить иным народам и наднациональным структурам (зачастую чуждым нашей вере и культуре), чем раньше мы начнем строить свою личную, семейную и общественную жизнь на твердом фундаменте святой православной веры – тем лучше будет для нас всех и в духовном, и в душевном, и в житейском смысле.

Православная культура «уклонения от зла и сотворения блага» важна и в контексте страшных революционных событий и их катастрофических последствий в России. Потому что именно приобщение этой культуре может служить основанием общенационального примирения. Когда одни – власть имущие – станут прилагать особые усилия в борьбе с корыстолюбием, эгоизмом и жестокосердием, а другие – страждущие и озлобленные – станут сознательно бороться с нетерпением, ропотом и гневом. Когда первые будут с верою утверждаться в воздержании и милосердии, а вторые – в терпении и благодарности.

Если так будем строить нашу общую жизнь, можно с уверенностью сказать, что Господь нас не оставит, исполнит небесных и земных Своих благ и поможет воздвигнуть Отечество наше на добром основании веры, водворить в нем согласие, мир и порядок.

Нас могла бы объединить идея справедливости

Праздник единства будет настолько действенным, насколько мы вложим в него свое желание мира

– Мне кажется, что, когда придумали праздник народного единства, это была очень хорошая идея. Потому что если вы живете в деревне, где все друг с другом враждуют или находятся на грани между враждой и войной, и вы собираете всю деревню и говорите: давайте будем отмечать один день мира и примирения между нами, то любой нормальный человек ответит: давайте, это важно и нужно. А те люди, которые скажут, что этот праздник дурацкий или ненужный, они как раз мира не хотят. И такой праздник будет настолько действенным, насколько мы вложим в него свое желание мира.

Что же касается идеи, которая могла бы объединить людей нашей страны, как верующих, так и неверующих, то это, конечно, идея справедливости. Но, к сожалению, сегодня Россия – несправедливая страна. Плохо работают закон и суды. Страшная пенитенциарная система, чудовищное расслоение в обществе, социальное и финансовое. И идея справедливости, которая снизу возникнуть и реализоваться не может, если бы она исходила от руководства страны, то, я вас уверяю, она воодушевила и объединила бы практически всех. Но, к сожалению, пока этого не видно.

Так что как праздник единства, по вложенному в него смыслу, этот день скорее не состоялся. Он состоялся как просто еще один выходной день. Пока еще не осознали, какая угроза висит над всеми нами. Так и перед революцией 1917 года люди считали, что хуже быть не может. Хотя они страшно ошиблись на этот счет. Хуже может быть всегда. Тем же профессиональным революционерам расскажи году в 1912-м, как они закончат свою жизнь и во что превратят страну, они, конечно, одумались бы и перестали разваливать державу. Например, из 11 членов ЦК, которые принимали решение об Октябрьском восстании, к концу 1930-х осталось в живых лишь двое – Иосиф Сталин и Александра Коллонтай. «Что посеет человек, то и пожнет», – говорит апостол Павел (Гал. 6: 7). К человеку неминуемо возвращается то зло, которое он посеял.

Для подлинного народного единства
власть должна полюбить тот народ, из которого вышла

– День народного единства может быть народным праздником лишь тогда, когда народ как источник законной власти и избранная этим народом законодательная и исполнительная власть будут едины в своем понимании дальнейшего курса страны, как это было в дни Смутного времени. Тогда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского смогло преодолеть внутренние разногласия перед лицом интервенции. Сейчас нельзя закрыть глаза на тот факт, что недовольство народа своими выдвиженцами во власть достигло практически критического состояния. Как быть власти в этой ситуации, учитывая при этом сложную экономическую и геополитическую обстановку, я сказать не могу, но то, что для подлинного народного единства власти требуется полюбить тот народ, из которого она вышла и ради благополучия которого она должна трудиться, – это несомненно.

Исконным разделителем всех от всех является грех

– Прожив на Святой Земле практически полгода, в последние два месяца на Елеонской горе (в Спасо-Вознесенском монастыре), я как-то очевидно для себя заметил, что люди объединяются, когда тянутся к Богу, когда имеют одни и те же святыни, когда участвуют в одном богослужении. И неважна национальность, ибо Божия благодать объединяет всех.

Если разрывается связь с Богом, то трудно уберечь и связь с окружающими людьми

То есть главное здесь то, что люди объединяются друг с другом, когда имеют единение с Богом. Если разрывается связь с Богом, то трудно уберечь и связь с окружающими людьми – непременно вторгнутся скандалы, конфликты, потому что грех – он всегда разделитель.

Для меня много значит собственно праздник Казанской иконы Божией Матери. Он дорог по многим причинам, поскольку проходит сквозь личную жизнь мою, моей супруги, моих родителей. Для меня Днем народного единства и является сам праздник Божией Матери. И если бы все от самого сердца обращались к Божией Матери, то давно бы и объединились все.

Но вот еще чисто человеческие размышления. Единство народов нашей страны сейчас, к сожалению, не очень чувствуется. Если и чувствуется, то в недостаточной мере.

Во-вторых, общество оказалось разделено социальными и экономическими факторами. Одни быстро обогатились, другие, напротив, обнищали. Это повлекло отдаление друг от друга различных слоев общества. Люди перестают общаться друг с другом, когда экономические и социальные уровни расходятся. Преодолеть это трудно.

В-третьих, оказались резко противопоставлены друг другу мировоззренческие позиции современных людей. Уже лет двадцать в СМИ весьма популярны публичные дискуссии, споры, несогласие друг с другом, противопоставление своих позиций на ток-шоу и т.д. Редко когда мы видим мирный итог и обретение противоборствующими сторонами единого мнения. Главным стал сам по себе дух захватывающих зрелищ.

В-четвертых, к великому сожалению, люди противопоставлены друг другу и в своем отношении к религиозности. Одни стали глубоко верующими и не боятся исповедовать веру публично, другие над верой открыто смеются, цинично издеваются над религиозностью. То есть и в этом отношении единства не так много.

Не будет враждовать с ближними тот, кто приучился к духовному труду над собой

Однако общее восприятие всё же показывает, что Россия находится на новом витке своего существования и начинает идти вперед. В каком-то смысле это первые шаги. Пусть это начало пути, но уже делаются шаги к цели, к созиданию крепкой державы, в которой разные народы ощущают себя как единый живой организм. Дай Бог, чтобы всем прийти к единению. Дай Бог выстоять перед лицом внешних угроз.

Повторю, что исконным разделителем всех от всех является грех. Он отделяет людей от Бога, мир земной от мира небесного, на земле народ от народа, в семьях мужей от жен и детей от родителей. От нашей греховной натуры – ссоры, споры, осуждение, негодование, вражда.

Мое глубокое убеждение: подлинное единение рождается в чистом и любвеобильном сердце. Не будет враждовать с ближними или питать чувства ненависти к другим людям тот, кто приучился к духовному труду над собой, к преодолению в себе греховных навыков.

Чистому сердцу от Бога даруется благодать, и тогда для тебя каждый человек становится во Христе братом или сестрой, отцом или матерью, он теперь воспринимается как возлюбленное чадо Божие. Вот он, путь к подлинному единению.

Христианские качества русского народа привлекли к нему другие народы и составили великую Россию

Но есть единение в любви. К единомыслию нас призывают слова на Божественной литургии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Как одно единение отличить от другого?

В мире идут разнообразные процессы, и их описывает Евангелие следующими словами. «Восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мк. 13:8). Интересно, что не сказано, что восстанут народы на народы, но народ на народ. Здесь говорится о едином народе Божием, собранном из всех народов Земли, начиная от евреев, к которым пришел Христос. Из всех народов, которым было проповедовано христианство, выделилась та часть, которая приняла эту проповедь и составила народ Божий. А из тех, кто не приняли этой проповеди, из каждого народа создается единый антихристианский народ, который ожидает пришествия Антихриста, который ему поклонится и будет стремиться установить на Земле его царство.

Нет ни одного народа, который целиком бы встал на ту или иную сторону. У нас та часть народа, которая приняла Христа, называется Святой Русью и составляет наш национальный идеал. Именно христианские качества русского народа, христианская любовь привлекла к нему другие народы и составила великую Россию. Эта любовь должна и может быть основанием единства народов не только нашей страны, но и всех народов мира, которым мы должны нести истину о Христе.

Что же касается праздника Народного единства, установленного в день празднования Казанской иконы Божией Матери, то надо помнить, что празднование Казанской иконы Божией Матери было установлено в честь освобождения Москвы и прекращения Смутного времени. Тогда именно единение перед этой чудотворной иконой, совместная молитва и пост прекратили раздоры в русском войске, когда бунтовали казаки и хотели отъединиться. Объединенными усилиями удалось тогда победить неприятеля.

Установление праздника народного единства на эту дату подчеркивает, что и новая смута, терзавшая Россию весь 20 век, может закончиться только при помощи Божией, при покаянии и молитве Пресвятой Богородице.

Вообще нам надо смотреть на мир глазами покаяния, как учит Ефрем Сирин: «Даруй мне зрети моя прегрешения». Если мы будем видеть свои грехи, то мир нам будет видеться прекрасным, как он, например, виделся Серафиму Саровскому, который встречал всех словами «Радость моя».

Источник

«Это не плавильный котел». Есть ли единство народов в России?

В чем единство народов россии. 476ECB12 1DC7 4655 A22F 3CBB950B5CB4 w250 r1 s. В чем единство народов россии фото. В чем единство народов россии-476ECB12 1DC7 4655 A22F 3CBB950B5CB4 w250 r1 s. картинка В чем единство народов россии. картинка 476ECB12 1DC7 4655 A22F 3CBB950B5CB4 w250 r1 s

В России 4 ноября отмечается День народного единства. Государственный праздник ввели в 2005 году взамен годовщины Октябрьской революции, которую отмечали 7 ноября. Новый праздник посвящен событиям 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Этот день сопровождается культурными мероприятиями, призванными подчеркнуть общность жителей многонациональной страны. Между тем эксперты по прошествии 15 лет с момента учреждения праздника выражают сомнения в существовании единой российской нации.

В ряде регионов сделали акцент на онлайн-мероприятиях. В таком режиме проходит выставка «В единстве наша сила» в центральной библиотеке Акушинского района Дагестана. В Ингушетии концерт с участием звезд местной эстрады планируют провести в формате видеотрансляции.

В Чечне собрались коллективы из разных регионов для участия в фестивале-конкурсе народного творчества и ремесел «Многоликая Россия». Под открытым небом решили открыть 4 ноября выставку в Ставрополе, дав ей название «Северный Кавказ: единство и вековые традиции».

Ко Дню народного единства проводятся тематические социологические исследования. Согласно недавнему опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), россиян в первую очередь объединяют «принадлежность к великому народу», любовь к родине и государственные символы – флаг и герб. А большинство опрошенных негосударственным «Левада-центром» ассоциируют со «своим народом» общее прошлое, территорию и природу.

Что есть «российская нация»?

Опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты высказывают разные мнения о том, что понимать под «народным единством» и сформировалась ли в стране единая нация.

«В определенном смысле она («российская нация»), наверное, всё-таки есть. Но ввиду того, что она стала более активно формироваться после распада Советского Союза, она находится еще в процессе формирования, на мой взгляд», – поясняет старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Михаил Рощин. Он добавляет, что до 1991 года российская идентичность была размыта в более широкой, советской идентичности, про которую многие вспоминают до сих пор.

В числе важных факторов единения народов Рощин выделяет опыт совместного проживания: «Когда люди живут вместе, у них появляются совместные интересы».

Мнения о том, что понятие «единая российская нация» еще не получило своего смыслового содержания, придерживается Саид Мусхаджиев, руководитель центра народной дипломатии и межкультурных коммуникаций в Адыгее. По его мнению, для достижения единства необходимо не только желание властей, но и сбалансированная, поддержанная обществом политика по национальным вопросам, а также в сфере социально-экономических отношений и культуры.

«Главное – должно быть взаимоуважение между народами, конфессиями и осознание ценности гражданского согласия. Нивелируя интересы и культурные запросы малых народов, невозможно будет сформировать единую нацию в полиэтническом обществе. Россия исторически сформировалась на стыке культур, в пространстве многих этносов. Это не плавильный котел миграционных потоков, а сложная, органичная система сотен народов, проживающих на своей родной земле», – подчеркивает Мусхаджиев.

Попытки властей конструировать российскую нацию с помощью массовых народных гуляний и патриотических фильмов выглядят искусственными и натянутыми, считает политолог из Дагестана Руслан Курбанов.

«Поэтому большинство российского населения остается в стороне от участия в таких праздниках. Люди просто заняты зарабатыванием денег, выживанием, спасением своего положения от постоянно растущего налогового бремени, – говорит политолог. – Российское единство – в том, чтобы выжить и не попасть под колеса административной и силовой машины. В этом жители России едины: не переходить дорогу чиновникам – только бы не трогали и дали возможность прокормить семью и поднять своих детей».

Единая российская нация, как полагает Курбанов, «складывается естественным путем в ходе естественного сращивания народов России на новой основе – социально-экономической, идеологической». Важную роль в этом процессе сыграло то, что рухнула советская социалистическая система.

Межэтническое единение: Дагестан и Хабаровский край

В качестве примера межэтнического единения в России Михаил Рощин приводит Хабаровский край, где ему довелось побывать еще до многотысячных протестов в поддержку арестованного экс-губернатора Сергея Фургала.

«В Хабаровском крае живут представители разных народов. Я встречал там много кавказцев, включая чеченцев. Были татары, евреи. Каких-то противоречий, которые существуют в центрах типа Москвы, там нет. Там все народы очень дружны. Но сплачивает их следующее: через реку – мост, а там через 30 километров начинается Китай. Людей сплачивает то, что рядом совсем другая цивилизация. Это такой российский фронтьер, поэтому чувство единения там выше, чем, например, в Центральной России», – отмечает Рощин.

На Северном Кавказе хорошим примером интегрированного общества ученый называет Дагестан, где насчитывается 30 коренных народностей. Противоположны республике по этому показателю Чечня и Ингушетия, там большинство составляют именно чеченцы и ингуши соответственно.

В чем единство народов россии. EF4438D9 BFFB 425E A22A 383EB913E005 w250 r1 s. В чем единство народов россии фото. В чем единство народов россии-EF4438D9 BFFB 425E A22A 383EB913E005 w250 r1 s. картинка В чем единство народов россии. картинка EF4438D9 BFFB 425E A22A 383EB913E005 w250 r1 s

«В Чечне и Ингушетии интеграция медленнее протекает, потому что там люди замкнуты на своих особенностях, – считает Рощин. – А Дагестан – многонациональный край. Люди там привыкли жить и понимать, что люди – разные, и у них уже есть опыт совместного проживания, по крайней мере, в течение последних двух-трех веков. Это не означает, что в Дагестане нет проблем. Но там они решаются. Русские там – национальное меньшинство, но у них тоже есть какой-то свой ресурс, то есть там они не зажимаются. Был период, когда русские опасались, но отток русского населения прекратился, потому что установился баланс и взаимопонимание между различными национальными группами. В этом смысле Дагестан – один из наиболее удачных примеров».

Руслан Курбанов тоже видит в республике пример отношений, которые сложились естественным образом, а не принудительно по распоряжению сверху.

«В Дагестане нет никаких претензий у людей друг к другу ни по религиозному, ни по национальному признаку. Да, клановые интересы там есть, клановые лидеры давят других, но это не национальное противостояние, это борьба за ресурсы. Да, некоторые русские уехали оттуда, но не потому, что там их ненавидели, а потому, что они не выдерживали натиска в социально-экономической конкуренции. Это было чисто социально-экономическое противостояние», – считает политолог.

От депортаций до сдачи квартир «только славянам»

Отчасти межэтническое напряжение сохраняется в аннексированном Россией Крыму, напоминает Курбанов: «Там со стороны русскоязычного большинства сохраняется недоверие к крымским татарам, в которых видят чуть ли не пособников фашизма из-за того, что они были депортированы. То есть Крым, несмотря на патриотический пафос, нуждается в большой работе по гармонизации межнациональных отношений».

Крымские татары были высланы с исторической родины в 1944 году, их обвинили в сотрудничестве с нацистской Германией. Та же участь коснулась в советское время чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкарцев, немцев Поволжья, других этносов. Позднее они были реабилитированы.

Несмотря на трагедии малых народов, в советский период все же было многое сделано в плане национального строительства, особенно в 1920-е годы, утверждает востоковед Михаил Рощин.

«Были созданы национальные очаги, то есть области, республики, автономные территории. Ни в 18-м, ни в 19-м веках таких образований вообще не было. Не было их и до того, как Россия пришла на Северный Кавказ. Там были не национальные образования, а средневековые структуры. А именно в современном смысле протогосударственные структуры были созданы только в 1920-е годы. За исключением немцев Поволжья, все остальные сохранились и вполне себе функционируют», – говорит Рощин.

Тем не менее в современной России делаются попытки замалчивания трагедий малых народов. К примеру, в 2011 году глава Чечни Рамзан Кадыров запретил вспоминать жертв депортации в годовщину ее начала 23 февраля. С тех пор никаких памятных мероприятий в этот день республиканские власти не проводили вплоть до 2020 года.

На вопрос о том, как такая политика согласуется с продвижением идеи народного единства – способствует ли этой идее принцип «забудем старые обиды» или, наоборот, препятствует формированию единой российской нации, Руслан Курбанов отвечает так: «Российская власть еще не выработала единого языка, который примирял бы трагедии и русского народа, и карачаевского, и чеченского. Еще не выработано исторического полотна, в котором трагедии соседних народов – имперского большинства, русскоязычных, малых народов, которые порой насильственным путем включались в состав империи, – где эти трагедии могли бы найти неконфликтное соседство друг с другом, чтобы одновременно уделялось внимание и героизму кавказских народов периода Кавказской войны, и трагизму и героизму русского солдата».

Этим летом большой резонанс вызвал «Монумент подвигу русских солдат» времен Кавказской войны, установленный в Сочи. На фоне возмущения общественности, главным образом черкесов, он был вскоре снесен.

Источник

Един ли русский народ и что определяет единство?

ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?

Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.

От реальности такое представление весьма далеко.

Приведу лишь наиболее яркие примеры:

1) Есть народы говорящие на двух и более языках:

— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.

— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,

— на португальском говорят португальцы и бразильцы;

— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.

Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.

— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).

Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).

Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).

Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.

Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.

Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.

Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).

Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:

— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).

— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).

Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.

Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?

Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?

Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?

А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?

Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.

Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *