В чем загадка человека
Загадка человека. Наследственность, инстинкт, цель и смысл жизни
Содержание
Человек – часть природы. С одной стороны, мы имеем много общего с животными. Например, у всех нас есть потребность в пище и кислороде, все мы рождаемся, растем и умираем. Из этого следует, что человек – существо биологическое.
Природа человека
Но с другой стороны, мы сильно отличаемся от животных. Например, развитой речью, наличием культуры и письменности, а главное – наличием сознания, психики.
Сходства и отличия человека и животных
Если мы внимательно рассмотрим таблицу, то мы увидим, что своими биологическими свойствами человек похож на животных. А отличается человек тем, что он еще и существо социальное. Это означает, что человек живет в обществе и по законам этого общества.
Получается, что в человеке соединены как бы две природы, две сущности – биологическая и социальная. Первая больше всего связана с человеческим организмом как таковым, а вторая – с нашим внутренним миром и общением с другими людьми.
Наследственность
Что такое наследственность?
Наследственность – это способность живых организмов передавать генетическую информацию (индивидуальные особенности) своим потомкам.
Именно из-за наследственности у собаки рождаются щенки, причем той же породы, что и она, а у лошади – жеребята. Именно из-за наследственности птицы умеют летать, рыбы – плавать, а тигры – охотиться за добычей. То есть животные наследуют инстинкты.
Инстинкт – это врожденная реакция организма на внутренние или внешние изменения.
Как мы узнали выше, человек имеет много общего с животными, но также и многим отличается.
Таким образом, человек тоже наследует от своих родителей (предков) особенности своей внешности и строения организма. Например, цвет волос, цвет глаз, рост. Поэтому родственники похожи между собой, особенно родители с детьми, а также братья и сестры.
Также человек наследует и группу крови, и тип нервной системы, а вместе с ней и свой темперамент. Поэтому кто-то обладает большим спокойствием, кто-то медлительный, кто-то очень активный, кто-то более общительный, а кто-то – менее и так далее.
В психологии принято считать, что склонности к определенным видам деятельности у человека тоже врожденные. Говорят, например, что у ребенка хороший музыкальный слух, как у его бабушки. Или талант к рисованию, как у папы.
Можно ли влиять на наследственность?
Если у человека так много всего врожденного, унаследованного, то возникает вопрос: если он унаследовал какие-то негативные черты, можно ли их как-то сгладить, или придется смириться?
И еще: если у человека хорошая, благополучная наследственность, дает ли это гарантию того, что он станет успешным и счастливым в жизни?
Мы изучили, что человек – не только биологическое существо, но и социальное, поэтому мы можем сделать вывод, что на человека влияет не только наследственность (биологический фактор), но и социум: школа, друзья, воспитание в семье, культурная жизнь, обычаи и традиции народа и страны проживания.
Более того, чтобы человек действительно стал человеком, ему просто жизненно необходим социум. Науке известны случаи детей, которые были воспитаны животными. Так называемые «дети-маугли». И их пример показывает, что даже после возвращения в человеческое общество, они уже не могут благополучно адаптироваться и «стать людьми» в полном смысле слова.
То есть влиять на наследственность можно, но лучше делать это сознательно, читая глубокую литературу, общаясь с интересными умными людьми и развивая свои таланты.
Поэтому ребенку, подростку, очень важно вовремя усвоить принятые в его обществе правила поведения, общения, и так далее. Для этого и существует предмет «обществознание».
Продолжим развивать тему о том социальном, что есть в человеке.
Зачем рождается человек?
Этот вопрос относится к «вечным» вопросам человечества, потому как на него невозможно дать однозначный и окончательный ответ. Поиском ответов на этот и другие «вечные» вопросы занимается наука философия.
Каждый человек рано или поздно спрашивает себя «Зачем я родился? Для чего я живу?» И все находят разные ответы. Искать их можно в литературе, философии, психологии, религии или на основании своего жизненного опыта.
В обществознании приняты такие определения:
Смысл жизни – это осознание человеком направленности своей жизни, выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Цель жизни – это некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Для кого-то смыслом жизни будет создание семьи и забота о своих родных. Для кого-то – высокие достижения в профессиональной области. Для других это может быть посвящение своей жизни Отечеству, а для иных – служение Богу.
Каждый старается найти свой путь. Чем раньше это удается человеку, тем лучше, потому что он успевает многого добиться на этом пути. Поэтому рекомендуем не терять времени и не откладывать этот вопрос на потом, а регулярно к нему возвращаться.
Далее несколько цитат великих людей о смысле жизни для размышлений.
Человек. Загадка человека
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Цели и ценности человеческой жизни
Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.
Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.
Другими словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.
Тема наследственности
Вам никогда раньше не приходилось слышать высказывание: «Душа ребёнка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать всё». Оно принадлежит английскому философу Джону Локку, который утверждал, что человек появляется на свет с чистым сознанием, не загруженным никакими врождёнными знаниями. Познание мира приходит лишь благодаря личному жизненному опыту.
Так же существует мнение, что некоторые свойства передаются по наследству.
То есть, наследственность – это способность живых существ передавать свои признаки потомству.
Благодаря данной способности, в потомках сохраняются характерные черты. Наука о наследственности называется генетика. А элементы, которые несут непосредственную ответственность за передачу такой наследственной информации учёные называют генами.
Вы – это вы, благодаря генам. Гены – это своеобразный сборник инструкций, которые передали вам родители, а они, в свою очередь, получили их от своих родителей, а те – от своих. Эти же гены вы передадите своим детям и так до бесконечности. Наследственная информация содержится в каждой клеточке живого организма и хранятся на длинных ниточках веществ, называемых ДНК.
Итак, что же передаётся по наследству? Например, у животных наследственность проявляется в их инстинктах.
Инстинкт – это наследственная склонность к определённому поведению или образу действий.
Первые наблюдения, которые позволили сделать вывод о существовании врождённых, полученных как бы по наследству от родителей форм поведения, сделал французский натуралист девятнадцатого века Жорж Кювье.
Передача наследственных признаков у человека, как и у животных, также влияет на определенное сходство между родителями, их детьми и близкими родственниками. Человек может наследовать от своих родителей группу крови, телосложение, рост, цвет глаз и волос, форму лица.
Ребёнком наследуется биологическая основа характера – темперамент, особенности работы нервной системы.
По наследству нельзя передать и характер ребенку — он похож на характер родителей не благодаря наследственности, а из-за того, что в первые годы жизни именно родители и их воспитание оказывают огромное влияние на становление личности.
К сожалению, достаточно часто встречаются и признаки плохой наследственности. Самый негативный из них – неизлечимая болезнь.
Типичные заболевания, которые передаются по наследству:
Это далеко не весь список болезней, которые передаются от родителей к детям.
Причины этого до конца не исследованы. В настоящее время учёные прикладывают немало усилий, чтобы разработать лекарства, способные окончательно излечить человечество от наследственных недугов.
Влияние на наследственность
Ещё в начале девятнадцатого века итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо предположил, что люди, которые обладают определёнными внешними признаками (строением черепа, формой ушной раковины и другими), имеют склонность к совершению преступлений и могут передавать их по наследству, правда, как не пытался Чезаре Ломброзо доказать свою теорию, у него ничего не получилось.
А вот шведские учёные, изучая вопрос о том, хорошо или плохо питались жители небольшого городка Эверкаликс на северо-востоке Швеции в начале двадцатого века, пришли к выводу о том, что, если отцы и дедушки мужского населения питались особенно сытно, их дети и внуки жили меньше и болели различными хроническими заболеваниями намного чаще, чем другие жители города.
В то время, как отцы и дедушки, которые питались более скудно, поскольку урожай был довольно скудным, их потомки доживали до преклонного возраста, и были меньше подвержены болезням. конечно не стоит благодаря данным исследованиям хуже кормить своих детей, чтобы они смогли передать хорошую наследственность.
Споры о том, что важнее для развития человека – его наследственность или среда, в которой он вырос, идут не одну сотню лет.
Но насколько ребёнок будет талантлив и неординарен, зависит не только от наследственности. Влияние наследственности, конечно несет огромную роль, но в какой личностью вырастет ребенок, во многом зависит от его окружения. Например, чтобы развить в себе зачатки таланта, который уже есть, мало одной наследственности, нужно ещё и правильное воспитание, труд и привычки.
Загадка человека 5 класс
Видеопрезентация Абуловой Б.Т.
Человек – уникальное творение природы. В чем же его загадка? Разберем на данном уроке. Уникальность человека и его отличие от других живых существ состоит в том, что он имеет хорошо развитый мозг и может мыслить, владеет речью и способен к общению, ходит прямо и производит орудия труда, с помощью которых преобразует мир, обладает фантазией и занимается творческой деятельностью.
Зачем человек рождается?
На этот вопрос люди отвечают по – разному, одни считают, что для счастья, благополучной и сытой жизни, а другие убеждены в том, что человек рожден для служения Родине, совершения добрых поступков. Народная мудрость гласит, что за свою жизнь мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Смысл этой пословицы не нужно воспринимать буквально. Дом – это не просто стены и крыша, а крепкая семья, дерево – это благое дело, которое будет помниться и после смерти, а продолжателем рода может быть и дочь, главное, чтобы ребенок был хорошо воспитан. Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель, посвятивший своё творчество размышлениям о смысле жизни, взаимоотношениях человека с другими людьми и природой писал: «Всё прекрасное на Земле – от солнца, и всё хорошее – от человека». Герой произведения Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир». О какой ответственности говорит маленький принц? Всевышний наделил человека разумом и этим выделил его из животного мира. Разумный человек никогда не забывает об этом и не совершает дурных поступков. Он понимает, что мир на Земле зависит от поведения каждого человека и заботиться о благе других. Он очень хочет, чтобы все на Земле жили дружно и счастливо.
Что такое наследственность
Человек – это часть природы, поэтому он – биологическое существо. От своих родителей человек наследует многие биологические черты и свойства:
Во – первых, внешние признаки: цвет глаз и волос, рост, овал лица и другие анатомические особенности, делающие человека похожим на маму с папой, бабушку с дедушкой.
Во – вторых, инстинкты – определённые действия, которым обучаться не нужно, потому что с ними человек рождается. Например, инстинкты самосохранения, продолжения рода, ухода за потомством, продолжения рода и многое другое. Инстинкты есть и у животных, но в отличие от животных человек может управлять инстинктами и подавлять их, если они противоречат моральным правилам поведения в обществе.
В – третьих, эмоции: один спокойный и рассудительный, другой активный и эмоциональный.
Всему остальному человек учиться в обществе, поэтому его еще называют социальным (или общественным) существом. Слово социальный от лат. слова социум, что в переводе означает общество. Благодаря родителям и учителям ребенок учиться познавать мир, различать хорошее и плохое, трудиться. Только в обществе человек становится воспитанным, образованным, культурным. Наверняка вы слышали о детях – маугли. Так называют детей, которые росли не среди людей, а среди зверей. Они не умели говорить, есть из ложки, передвигались на четвереньках, не мыслили, как люди. Оказавшись в обществе, вели себя агрессивно, как пойманные животные. Специалисты обучали их ходить прямо, говорить, носить одежду, но ничего не получалось. Это потому что было упущено время, в течение которого ребенок мог быть обучен всему этому. В реальности ещё не было случая, чтобы ребенок – маугли стал человеком. Ну а если взрослый человек окажется в лесу, начнет там жить, например, как герой романа Даниэля Дефо Робинзон Крузо, то он не перестанет быть человеком.
Для того, чтобы научиться говорить, учиться и трудиться человеку нужно слышать и видеть. Очень трудно представить, как может не только жить, но и рисовать, сочинять стихи, изобретать человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но обучаясь в специализированных школах, такие дети учатся жить нормальной, творческой жизнью. Ученые разработали для них специальную методику обучения с помощью осязания, которое хорошо развито у слепоглухонемых детей. Можно привести очень много примеров людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, но добившихся высоких результатов в разных областях жизни. Это, например, известный русский учёный – дефектолог, писатель и поэт Ольга Ивановна Скороходова, английский ученый – физик, космолог и писатель Стивен Хокинг, легендарный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен и многие другие. Конечно, им было не легко, только огромная сила воли, постоянные занятия и упорный труд помогли им стать очень нужными обществу людьми.
Итак, вернемся к вопросу, с которого мы начали урок. В чем загадка человека? Загадка человека заключается в том, что он является не только уникальным биологическим, но и социальным существом. Биологические признаки человек наследует от предков, а социальные признаки приобретает в обществе.
Урок подготовила учитель и репетитор по обществознанию Абулова Б.Т. 👉 для связи
§ 1. Загадка человека
Итак, человек — и биологическое и социальное существо. В этом и есть загадка человека. Биологическое начало человека идёт от его животного прошлого. Социальное начало получено от общества через учение и воспитание, оно в человеке преобладает.
Биологический (от греческого bios — жизнь, logos — учение) — природный; связанный с живой природой.
Социальный (от латинского socialis) — общественный; связанный с обществом.
Какие черты характеризуют человека как биологическое существо? У человека есть мозг, скелет, мышцы, нервы, кровеносная и другие системы. Как биологические организмы мы, например, испытываем потребность в пище, потомстве, безопасности.
Как социальному существу человеку необходима социальная среда. Это означает, что человек живёт среди людей, в обществе, где действуют определённые законы, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы. К примеру, общество требует от молодёжи проявлять уважение к старшим. Подобной традиции не существует у животных. То есть общество — это социальная среда, которой управляют нормы и традиции. Обо всём этом мы ещё будем говорить в курсе обществознания.
Ещё одна загадка человека в том, что мы все очень разные, нет двух одинаковых людей. У каждого человека свои интересы и потребности, память и воля, привычки и чувства, характер, таланты и способности. На следующих уроках мы с вами постараемся их разгадать.
Загадка человека — в сочетании биологического и социального начал.
Все люди очень разные, каждый человек обладает определённым характером, интересами и потребностями, способностями и талантами.
Основные термины и понятия
Биологический, социальный.
Проверьте свои знания
1. Как вы понимаете выражение «человек — биологическое и социальное существо»? При ответе используйте схему.
2. Объясните значения следующих понятий: «социальный», «биологический».
3. Каковы основные отличия человека от животных?
4*. Чем один человек отличается от другого? Выскажите свою точку зрения.
1. Приведите примеры, доказывающие, что человек — биологическое существо. Приведите примеры, доказывающие, что человек — социальное существо.
2*. Кроме научного представления о происхождении человека, с которым вы познакомились в тексте параграфа, существуют и другие. Как вы думаете, почему существуют разные мнения о происхождении человека? Подготовьте сообщение об одном из них. Воспользуйтесь материалами учебника истории, энциклопедиями, Интернетом.
3*. Вам наверняка знаком Маугли — главный герой книги английского писателя Редьярда Киплинга «Книга джунглей». Что в его жизни соответствует действительности, а что нет?
Презентация «Загадка человека»
Презентация может быть использована на уроке обществознания в 5 классе.
Содержимое разработки
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс
Формирование целостных представлений учащихся
зачем человек рождается, для чего живет,
в чем отличие человека от животных,
каковы ценности человеческой жизни.
Какие знания нам дает обществознание
Знания о взаимоотношениях с другими людьми,
Учащиеся вспоминают какие знания нам дает обществознание
Знания о взаимоотношениях с государством
Знания о взаимоотношениях с природой
Мотивация урока. Вызов к размышлениям, обсуждение высказываний.
Учебная цель урока
в чем отличие человека от животного;
зачем человек рождается;
каковы ценности человеческой жизни.
Офрмление наиболее удачных целей урока.
Создать кластер. «Чем человек отличается от других живых существ»
Учитель организует работу с кластером. С одной стороны, человек – животное, биологическое существо.
? Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе?
? Но все это признаки животного. А что же отличает нас от животных?
Выполнение задания в паре. Обсуждение.
Чем человек отличается от других живых существ
Способен к творчеству
Умеет производить орудия труда
Имеет хорошо развитый головной мозг
Способен к прямохож-дению
На доске появляется готовый кластер /примерный/
Способен к действиям по плану
Осознаёт самого себя
Заполни пропуски в тексте:
Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________ , имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.
Зачем человек рождается?
Учитель подводит школьников к дискуссии Зачем человек рождается?
Появление человека на Земле
Этапы становления человека
(от греческого bios — жизнь, logos — учение) — природный; связанный с живой природой
(от латинского socialis) — общественный; связанный с обществом.
Социальное и биологическое в человеке
Как социальное существо
Как биологическое существо
Социальное и биологическое в человеке
Как вы понимаете выражение «человек — биологическое и социальное существо»? При ответе используйте схему.
Зачем человек рождается?
Зачем человек рождается
Зачем человек рождается?
Работа над проблемой
Работа с карточками:
Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________
Работа с карточками, обсуждение, формулировка выводов.
Работа с карточками:
Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________
Работа с текстом учебника. Обсуждение информации, учащиеся высказывают свои мнения. Дают оценку.
Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»
Обсуждение стихотворения. Беседа по содержанию.
Что нужно для ребёнка, чтобы он рос и развивался?
Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…
Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …
Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…
Зачем человек рождается?
в, даже, детстве, имеет, не, неправедных,
поступков, права, совершать, человек.
Рефлексия. Подведение итогов работы над проблемой «Зачем человек рождается» ребята из предложенных на экране слов составляют цитату и делают вывод.
Что такое наследственность Уч-к, стр.11-13
Наследственность – это получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).
Наследственность у животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определенных действиях (поведении), уже имеющихся при рождении
Наследственность – биологическая сущность человека
а значит, часть природы
Можно ли влиять на наследственность? Уч-к, стр. 13-14