В чем загадка колымских рассказов
Лагерная жизнь в Колымских рассказах В. Шаламова
Изображение человека и лагерной жизни в сборнике В.Шаламова «Колымские рассказы»
При жизни Шаламова в России был опубликован только один его рассказ «Стланник». В нём описываются особенности этого северного вечнозеленого дерева. Однако его произведения активно печатались на западе. Поразительно то, с какой высотой они написаны. Ведь это настоящие хроники ада, переданные нам спокойным голосом автора. В нем нет мольбы, нет крика, нет надрыва. В его рассказах простые, сжатые фразы, короткое изложение действия, присутствует лишь несколько деталей. В них нет предыстории жизни героев, их прошлого, нет хронологии, описания внутреннего мира, авторской оценки. Шаламовские рассказы лишены пафоса, в них всё очень просто, скупо. В рассказах только самое главное. Они предельно сжаты, обычно занимают всего 2-3 страницы, с коротким заглавием. Писатель берет одно событие, или одну сцену, или один жест. В центре произведения всегда портрет, палача или жертвы, в некоторых рассказах и то, и другое. Последняя фраза в рассказе часто сжатая, лаконичная, как внезапный луч прожектора она освещает происшедшее, ослепляет нас ужасом. Примечательно, что расположение рассказов в цикле имеет принципиальное значение для Шаламова, они обязательно должны следовать именно так, как он их размещал, то есть один за другим.
Слово «бредни» здесь анаграмма к слову «бренди», а вообще Шерри-Бренди – вишневый ликер. В самом рассказе автор передает нам чувства умирающего поэта, его последние мысли. Вначале он описывает жалкий вид героя, его беспомощность, безнадежность. Поэт здесь настолько долго умирает, что даже перестает понимать это. Силы покидают его, и вот уже его мысли о хлебе слабеют. Сознание словно маятник, временами покидает его. Он, то возносится куда-то, то опять возвращается в суровое настоящее. Думая о своей жизни, он отмечает, что все время куда-то спешил, а сейчас он рад, что торопиться не надо, можно думать медленнее. Для шаламовского героя становится очевидной особенная важность актуального ощущения жизни, ее ценность, невозможность подменить эту ценность никаким потусторонним миром. Его мысли устремляются вверх, и вот он уже рассуждает «…о великом однообразии предсмертных достижений, о том, что поняли и описали врачи раньше, чем художники и поэты»[8, С.90]. Умирая физически, духовно он остается жив, и постепенно вокруг него исчезает материальный мир, оставляя место лишь миру внутреннего сознания. Поэт мыслит о бессмертии, считая старость лишь неизлечимой болезнью, лишь неразгаданным трагическим недоразумением, что человек мог бы жить вечно, пока не устанет, а он сам не устал. И лежа в пересыльном бараке, где всеми чувствуется дух свободы, потому что впереди лагерь, позади – тюрьма, он вспоминает слова Тютчева, который, по его мнению, заслужил творческое бессмертие.
«Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые».
Проза Шаламова построена таким образом, чтобы дать человеку прочувствовать то, что он испытать на себе не может. В ней простым и понятным языком рассказано о лагерной жизни обычных людей в тот особо угнетающий период нашей истории. Именно это делает книгу Шаламова не перечнем ужасов, а подлинной литературой. По сути это философская проза о человеке, о его поведении в немыслимых, античеловеческих условиях. «Колымские рассказы» Шаламова – это одновременно и рассказ, и физиологический очерк, и исследование, но прежде всего это память, которая этим и ценна, и которая непременно должна быть донесена до будущего поколения.
Урок литературы по творчеству Варлама Шаламова в 11-м классе на тему «Тайна «Колымских рассказов»»
Разделы: Литература
Оборудование: портрет В.Шаламова, мультимедийная презентация
Ход урока
1. Этап целеполагания.
Музыка. «Реквием» В.Моцарта
Учитель (читает на фоне музыки)
Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою,
кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречен на тюремную робу до гроба,
кто был судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями
им наши слезы и скорбь, наша вечная память! (Т.Руслов)
(слайд 1). Дома вы прочитали рассказы Варлама Шаламова. Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (Ответы учащихся: познакомиться с творчеством В.Шаламова, его биографией, осмыслить его произведения).
Варлам Тихонович Шаламов почти 20 лет провел в советских лагерях, выжил, выстоял и нашел в себе силы написать об этом в произведении «Колымские рассказы», с некоторыми из которых вы успели познакомиться. Как вы приняли эти рассказы? Что удивило, поразило, возмутило? (Ответы учащихся)
В чем же загадка «Колымских рассказов»? Почему сам автор считает свои произведения «новой прозой»? Это ключевые вопросы нашего урока (слайд 2).
2. Актуализация знаний учащихся.
Но чтобы понять прозу Шаламова, надо хорошо представлять себе исторические события тех лет.
Сообщение ученика «История репрессий в СССР»
А.И.Солженицын сказал: «Никакой Чингиз-хан не уничтожил столько мужика, сколько славные наши Органы, ведомые Партией». Безусловно, все это не могло коснуться и литературного процесса. Вспомним некоторые факты.
3. Изучение нового материала. Работа в группах по изучению биографии Варлама Шаламова.
Работа в группах. (Учащиеся разбиты на группы заранее).
На каждом столе есть тексты с биографией В.Т.Шаламова. Прочитайте, выделите основные вехи биографии (маркером), будьте готовы ответить на вопросы.
(Ответы на вопросы сопровождаются слайдами с фотографиями)
Давайте составим кластер со словом «Колыма». Попытайтесь отразить в нем ваше восприятие мира Колымы, какие чувства в нем преобладают? Работаем в парах, стараемся договориться. Кластеры крепим на доску и зачитываем.
Обратимся к рассказу «Надгробное слово». Вопросы для анализа:
Учитель: Ребята, сумели ли мы с вами приблизиться к разгадке тайны «Колымских рассказов?» Какие особенности прозы Шаламова, названной «новой прозой», мы отметим?
Давайте попробуем по группам составить синквейны по темам: «Колымские рассказы», «Человек», «Варлам Шаламов», так чтобы вы смогли высказать свои чувства после нашего урока.
Домашнее задание: написать рецензию на один рассказов Шаламова, используя пирамиду «критика»; посмотреть фильм «Завещание Ленина».
Литература.
2. Валерий Есипов. «Развеять этот туман» (Поздняя проза В.Шаламова: мотивации и проблематика)// www.shalamov.ru/research/92/
Новое в блогах
Ложь Варлама Шаламова в «Колымских Рассказах»
Давно, достаточно давно хотелось мне детально, поабзацно разобрать хотя бы одно произведение такого признанного авторитета в области описания кромешных ужасов ГУЛАГа, второго мэтра после Великого Солженицына, как Варлам Шаламов.
И вот случайно попал в руки номер журнала «Новый Мир» за 1989 год. Перечитал, и окончательно решил, что без подробного анализа не обойтись. Анализа не с точки зрения литературоведения, а исходя из элементарной логики и здравого смысла, призванных просто ответить на вопрос: честен ли с нами автор, можно ли ему верить, допустимо ли принимать описанное в его рассказах за объективно-историческую картину?
Тут одно из двух:
— либо «лагеря смерти» отнюдь не ставили перед собой цель уничтожение своих заключенных, раз десятки раз вытягивали их из могилы
— либо, если Шаламов сам выздоравливал десятки раз, то условия жизни и труда вовсе не были такими адскими, как они их рисует.
– Что же, б. – громко сказал Леша Чеканов, глядя мне прямо в глаза, – думаешь, если мы из одной тюрьмы, так тебе и работать не надо? Я филонам не помогаю. Трудом заслужи. Честным трудом.
С этого дня меня стали гонять более усердно, чем раньше».
Тут, понимаешь, Варлам Тихонович в 208 раз пережил своих умерших-в-две-недели-солагерников, а его стали более усердно гонять. Заметим, его не посадили в карцер, не урезали пайку, не отбили почки, не расстреляли даже. Просто стали обращать больше внимания, как он трудится.
Затем Шаламова отправлют на исправление в бригады к изуверу, и вот что с ним происходит:
«Каждый день на глазах всей бригады Сергей Полупан меня бил: ногами, кулаками, поленом, рукояткой кайла, лопатой. Выбивал из меня грамотность.Битье повторялось ежедневно. Разгорячившись, Полупан снимал куртку и оставался в телогрейке, управляясь с ломиком и кайлом еще более свободно. Полупан выбил у меня несколько зубов, надломил ребро«.
Живуч был гражданин Шаламов.
Но все плохое когда-то кончается, и вот з/к Шаламов едет в «Центральное северное управление – в поселок Ягодный, как злостный филон, для возбуждения уголовного дела и нового срока».
«В изоляторе гоняют следственных на работы, стремясь выбить хоть один рабочий час из транзитного дня, и следственные не любят этой укоренившейся традиции лагерей и транзиток.
Но я ходил на работу не затем, конечно, чтобы попытаться выбить какую-т о норму в ямке из камня, а просто подышать воздухом, попросить, если дадут, лишнюю миску супа.
В городе, даже в лагерном городе, каким был поселок Ягодный, было лучше, чем в изоляторе, где пропахло смертным потом каждое бревно. За выходы на работу давали суп и хлеб, или суп и кашу, или суп и селедку.»
— Продолжаем поражаться порядкам в системе «лагерей уничтожения». Не за проделанную работу, а лишь за выход на нее, дают суп и кашу, и даже можно выклянчить лишнюю миску.
А как же кормили товарища Шаламова за его выходы на работу? Вот так:
«Норма питания № 1 (основная) заключённого ГУЛАГа в 1948 году (на 1 человека в день в граммах)[20]:
И наконец, рассказ заканчивается тем, что ненавистного изверга Полупана убивают, а также словами «Тогда рубили бригадирских голов немало, а на нашей витаминной командировке блатари ненавистному бригадиру отпилили голову двуручной пилой.».
Вот такой рассказ. Ложь на лжи. Ложь, приправленная пафосом и лицемерием. У кого другое мнение?
Украинолог
Тайна «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова
Разделы: Литература
Ход урока
Слово учителя
У нас сегодня необычный урок. Он посвящен удивительному человеку- писателю Варламу Тихоновичу Шаламову, прошедшему ад сталинских лагерей. 20 лет он провел в лагерях ГУЛАГа, выстоял и нашел в себе силы написать об этом в «Колымских рассказах». Урок посвящен жертвам сталинских репрессий, а также рассказам Шаламова, которые сам писатель назвал «новой прозой».
В чём же загадка «Колымских рассказов»? Это мы сегодня попытаемся выяснить, обратившись к анализу произведения. Но чтобы понять прозу Шаламова, надо хорошо представлять себе исторические события тех лет. Давайте обратимся к исторической справке.
(Следует сообщение учащегося, учитель организует работу и терминами и понятиями.)
Вопрос: За что Вы были арестованы и осуждены?
Ответ: Я был арестован за распространение письма В.И.Ленина к съезду (т. н. завещания Ленина), в котором Владимир Ильич называл своим преемником не Сталина, а Троцкого. Арестовали меня в 1928 году на 3 года, затем повторно в 1937 году на 5 лет, потом продлили срок за то, что я назвал Бунина русским классиком. Всего я провёл в лагерях около 20 лет (до 1953 года).
Ответ: Я понял, что если не сделаю этого, то перестану себя уважать. Я хотел доказать себе самому, что я ничем не хуже героев из прошлого русской истории. Охранники заставили меня стоять ночь на морозе босиком.
Вопрос: Были ли в лагере люди, которые помогли Вам выжить в этом аду?
Ответ: Да, это был врач, Андрей Михайлович Пантюхов. Он лечил меня, помог мне стать фельдшером, таким образом, спас мне жизнь. Я написал об этом в рассказе «Домино».
Вопрос: Что было спасением для Вас в лагере?
Ответ: В письме Борису Пастернаку я писал об этом так: «Чужой всем окружающим, затерянный в зиме, которой вовсе и нет дела до людей, я пытался то робко, то в отчаянии стихами спасти себя от подавляющей и растлевающей душу силы этого мира». Мой закон в лагерях: поступать только по совести.
Вопрос: Почему Вы решили рассказать об этом времени в своих «Колымских рассказах»?
Ответ: Люди должны помнить о том времени. Нельзя забыть тех, кто погиб в лагерях. Нужно осудить палачей. Надо, чтобы зло ГУЛАГа никогда не повторилось.
Учитель: Спасибо, Варлам Тихонович. Ребята, сейчас я прочту стихотворение Эдуарда Гольдернесса, а вы скажете, как оно связано с темой нашего урока:
В борьбе за жизнь вам силы могут дать
Покой и воля, сила и упорство.
Но трижды счастлив, кто в единоборство
Вступил со смертью, чтобы побеждать
Ему дано бессмертие познать,
За это счастье можно жизнь отдать!
Учащиеся: Писатель вступает в поединок со смертью.
Ученик: За то, что он собирал ягоды. Учитель (организует беседу по содержанию рассказа «Ягоды»):
(Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.)
Учитель: Ребята, давайте обратимся к следующему рассказу «На представку»
(Учитель организует беседу по содержанию рассказа «На представку»)
Севочка:
. процедил сквозь зубы Севочка с бесконечным презрением
. безразличным голосом ответил Севочка.
. твёрдо сказал Севочка.
Наумов:
Черноволосый малый с таким страдальческим выражением черных, глубоко запавших глаз. что я принял бы его за странника.
. хрипло сказал Наумов.
Учитель: Для сюжета рассказа характерна напряженность завязки, стремительный переход её в кульминацию и ошеломляющая читателя страшная развязка.
— Чем объясним метаморфозу, произошедшую с Наумовым, только что унизительно заискивающим перед Севочкой, а теперь унижающим Гаркунова?
— Можем ли мы сказать о человеческом противостоянии в эти краткие минуты достигшего апогея действия? Что значит для него свитер?
— Какая драма открывается нам за словами: «лицо его побелело», «это была последняя передача от жены перед отправкой в дальнюю дорогу», «я знал, как берег его Гаркунов, ни на минуту не выпуская из своих рук»?
(Учащиеся дают свои варианты ответов.)
Учитель: Давайте обратимся к следующему рассказу «Последний бой майора Пугачёва» (Учитель организует беседу по следующим вопросам):
-Расскажите о судьбе майора Пугачёва. Какова судьба его товарищей? Как повлиял на них опыт войны?
— Как вели себя заключённые во время побега?
-Почему в госпитале не было раненых заключенных?
-Зачем лечили Солдатова?
-Как рассказчик относится к своей и чужой смерти, котораяя кажется неизбежной для доходяги, существующего за гранью человеческого мира?
людям. Вся эта гамма чувств связана с физическим состоянием героя. Это не духовное, а физическое пробуждение. И только после того, как человек снова, словно в процессе эволюции, проходит путь от простейших эмоций к более сложным переживаниям, в нем пробуждается разум.
— Как это происходит?
— Как это влияет на смысл рассказа?
ЧЕЛОВЕК.
Сильный, волевой.
Борется, трудится, не сдается.
Человек не боится смерти.
ДОБРО.
(Учитель подводит итог урока, обсуждает с учащимися оценки.)
Домашнее задание: Сочинение «В чём загадка «Колымских рассказов» В. Шаламова?»
Урок литературы по творчеству Варлама Шаламова на тему «Тайна «Колымских рассказов»»
Вызвать интерес к творчеству писателя;
познакомить с трагической судьбой писателя Варлама Шаламова;
выявить особенности сюжета и поэтики «Колымских рассказов»;
развивать навыки литературоведческого анализа, умение вести диалог;
подвести учащихся к осмыслению трагических судеб людей периода сталинского правления;
формировать гражданскую позицию учащихся.
Оборудование: портрет В.Шаламова, мультимедийная презентация, Моцарт «Реквием», В. Высоцкий «Протопи ты мне баньку »
Музыка. «Реквием» В.Моцарта
Вступительное слово преподавателя ( на фоне музыки)
Выступление историка: в лагерях отбывали наказание уголовники (преступники) и политические заключенные («враги народа», осужденные по 58 статье). Чаще всего политические сидели по доносу, за сокрытие своего происхождения, за связь с иностранцами, за родство с кем-то из осужденных,за контрреволюционный заговор, за выступления против Сталина или за несогласие с Коммунистическим режимом.
Расстреляны : Николай Гумилев в 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре, Борис Пильняк в апреле 1938 года, Николай Клюев и Сергей Клычков в октябре 1937 года, Исаак Бабель в январе 1940 года. Погиб в лагере в 1938 году Осип Мандельштам.
Умерли в изгнании Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Игорь Северянин, Константин Бальмонт, Иосиф Бродский.
Подверглись гонениям Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак.
Прошли ГУЛАГ Александр Солженицын, Анатолий Жигулин, Николай Заболоцкий, Ярослав Смеляков, Иосиф Бродский.
Словарь эпохи (слайды 3-4)
1.Тоталитаризм – одна из форм государства, характеризующаяся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав.
2.Репрессии – карательные меры, наказания со стороны государственных органов.
3.Террор – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами.
4.ГУЛАГ – государственное управление лагерей.
6.По этапу – под конвоем.
Преподаватель ( Слайд 5) Какой советский писатель был трижды арестован, почти 19 лет провел в советских лагерях, выжил, выстоял и нашел в себе силы написать об этом в коротких рассказах, объединенных одной темой – Колыма. ( Варлам Тихонович Шаламов » Колымские рассказы»)
Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.
Дома вы прочитали рассказы Варлама Шаламова. Как вы приняли эти рассказы? Что удивило, поразило, возмутило? (Ответы учащихся)
В чем же загадка «Колымских рассказов»? Почему сам автор считает свои произведения «новой прозой»? ( записать на доске ) Это ключевые вопросы нашего урока
2. Изучение нового материала.
Изучать творчество писателя невозможно без знания его биографии.
Послушайте выступление биографа. Историк дополняет. Слайды 6-10.
На каждом столе есть тексты с биографией В.Т.Шаламова. После выступления будьте готовы письменно ответить на вопросы (сообщение сопровождается слайдами с фотографиями).
Где и когда родился Шаламов? Что можно сказать о его семье?
Где учился В.Шаламов?
Когда В.Шаламов был арестован и за что?
Каков был приговор?
Когда и где отбывал наказание Шаламов?
Когда Шаламов был вновь арестован? Какова причина?
Почему ему продлили срок в 1943 году?
Когда Шаламов освобождается из лагеря? А когда возвращается в Москву?
Сколько лет работал над «Колымскими рассказами»?
Преподава тель: Умер Варлам Шаламов 17 января 1982 года, потерявший слух и зрение, совершенно беззащитный в Доме инвалидов Литфонда, до конца испивший чашу непризнания при жизни. Выполнить задание №1.
3. Анализ «Колымских рассказов».
Какие рассказы Вы прочитали? (Ответы учащихся)
Обратимся к рассказу «Почерк». Вопросы для анализа:
Какое впечатление производит рассказ, начинающийся словами «Поздней ночью Криста вызвали на «конбазу». Так звали в лагере домик, прижавшийся к сопке у края поселка. Там жил следователь по «особо важным делам».
Готовый ко всему, безразличный ко всему, Крист шел по узкой тропе. Прокомментируйте эти строки.
Что нашел герой на тропе?
Чем Крист занимался у следователя?
Что понял герой, спустя много лет?
В каком рассказе есть такие строки «Баня всегда отрицательное событие для заключенных, отягчающее их быт» Объясните, почему.
Для бани выходных дней не устраивается
Опоздавшие ждут очереди на морозе
Пока моются, уборка барака – выбрасывают все, что найдут.
Один таз горячей воды, разбавляют зэки льдом
В бане холодно, не хватает тепла
Зэки приносят дрова на своих плечах
Белье можно получить ветхое и сырое.
Из дезкамеры бушлаты и брюки сырые выдают
Рассказ » Последний бой майора Пугачева «. Исследователь творчества Шаламова Валерий Есипов пишет, что «Шаламов ни одного слова не писал просто так».
О чем повествует этот рассказ?
Почему в начале рассказа автор сравнивает аресты 1930-х и 1940-х годов? Чем отличались бывшие фронтовики от других заключенных?
Расскажите о судьбе майора Пугачева.
Сколько человек сбежало?
Как вели себя заключенные во время побега?
Зачем лечили Солдатова?
Почему рассказ завершается гибелью Пугачева?
Преподаватель: Ребята, сумели ли мы с вами приблизиться к разгадке тайны «Колымских рассказов?» Какие особенности прозы Шаламова, названной «новой прозой», мы отметим? Слайд 12
Особенности «новой прозы» Шаламова: документальность, лаконизм повествования, наличие детали- символа.)
Выступление историка. “Энциклопедией колымской жизни” называет его рассказы. В них можно найти все: описание земли, истории, народонаселения, узнать о начальниках лагерей, нормах выработки, о методе изготовления тюремных карт, о »том, как сходят с ума от голода”.
Все рассказы написаны с документальной верностью фактов, простотой, ясностью.
Выполнить задание №3, №4.
Давайте составим кластер со словом «Колыма». Попытайтесь отразить в нем ваше восприятие мира Колымы, какие чувства в нем преобладают? Кластеры крепим на доску и зачитываем.
Домашнее задание: написать отзыв на один рассказов Шаламова.
Где и когда родился Шаламов? Что можно сказать о его семье?