В чем заинтересован экспортер
Что такое экспорт
Что означает экспорт
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Понятию “экспорт” много веков: оно происходит от латинского “exporto”, что значит “вывозить из порта”. В древности торговля между городами-государствами была привязана к морским, речным путям и портам, так и возникли понятия “импорт” (в порт) и “экспорт” (из порта).
Сегодня экспорт — это вывоз с территории государства товаров, услуг, работ, интеллектуальной собственности и исключительных прав на нее — без обязанности обратного ввоза в страну. Факт экспорта регистрируется при пересечении грузом таможенной границы государства, при переходе прав на результаты деятельности и при предоставлении услуг. Бывают также экспортные операции, которые не означают вывоз товара за границу: например, когда иностранный гражданин закупает у российского партнера товар для перепродажи его другому российскому лицу.
Экспорт связан с международным разделением труда и с соглашениями между странами о научно-техническом и производственном сотрудничестве, обмене лицензиями и патентами. Внутренний рынок ограничен, так что экспортные операции нужны всем странам для сбыта товаров и услуг.
Экспорт товаров
Таможенная статистика разделяет экспорт на специальный и общий.
Специальный экспорт подразумевает:
Общий экспорт включает все группы “специального” плюс вывоз товаров иностранного происхождения с территорий свободных зон и с приписных таможенных складов.
Вот ТОП-10 экспортируемых из России товаров:
Экспорт услуг
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Российское законодательство не содержит понятие “экспорт услуг”, в нем есть термин “внешняя торговля услугами”. Эта сфера — одна из самых перспективных, она включает услуги производства, доставки, маркетинга, связи, строительству, коммуникации, а еще — медицинские, образовательные услуги, туризм, услуги по защите окружающей среды.
Торговля услугами происходит:
Место оказания услуг или проведения работ подтверждается в иностранном контракте и в документах, подтверждающих факт оказания услуги (акты приемки-сдачи, счета-фактуры, справки).
Плюсы экспорта для организаций
Самый большой плюс — возможность увеличить продажи и прибыль при удачном расчете. У компаний есть шанс увеличить свою долю на рынке и уменьшить финансовые риски за счет диверсификации: работая на разных рынках, вы перестаете “складывать все яйца в одну корзину”. А еще при расширении на внешние рынки вы получаете новые знания, открываете новые технологии и становитесь более конкурентоспособными.
Сложности экспорта
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
На исследование новых рынков и поиск партнеров нужны средства. Вам придется реагировать на требования иностранных потребителей и вносить изменения в товары или услуги. Возможно, придется изменять продукцию из-за требований иностранного законодательства. Появляются новые расходы: таможенные пошлины, акцизы. Усложняется бухгалтерский учет: придется открыть валютные счета и следить за курсовыми разницами.
Таможенное оформление экспорта
Чтобы пройти таможенную процедуру экспорта, нужно:
Некоторые группы товаров попадают под дополнительный контроль таможни. Чтобы избежать ошибок в оформлении документов и связанных с ними издержек (простой, аренда складов на таможне), воспользуйтесь услугами таможенного брокера.
Налоговый и бухгалтерский учет экспорта
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Бухучет экспорта и его налогообложение — сложный процесс со своими нюансами и особенностями. Главные документы, регулирующие экспорт, — это Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Чтобы правильно оформлять экспортные операции, придется соблюдать новые требования.
1. Валюта. Открыть валютные расчетные счета и использовать в учете бухгалтерские счета для валютных операций. Освоить покупку-продажи валюты и применять для этого бухгалтерские счета в зависимости от вашей учетной политики. Вести учет расчетов с партнерами в иностранной и российской валюте, учитывать курсовые разницы.
2. Обособленный учет. Придется организовать обособленный учет экспортных операций — отдельный от учета внутренней деятельности. Это связано с учетом НДС по разным ставкам.
3. Дополнительные операции. Появится обязанность учитывать таможенные пошлины и сборы. Также придется применять новые бухгалтерские счета: для учета отгрузки в зависимости от момента перехода права собственности, для работы с НДС.
4. НДС. Но самый большой объем действий в бухучете экспорта связан с отражением операций по НДС. Поэтому придется организовать обособленный учет этого налога, разработать алгоритм распределения НДС по косвенным затратам, правильно оформлять документы по налогу, соблюдать правила для вычетов и другие тонкости.
Ведите учет экспортных услуг в сервисе Контур.Бухгалтерия, если вы работаете на УСН. Здесь легко вести учет, платить налоги, начислять зарплату, автоматически формировать и отправлять отчетность через интернет и пользоваться помощью наших экспертов. Для всех новичков есть бесплатный период — 14 дней.
Все на экспорт Как и зачем Россия развивает экспорт товаров и услуг
В 2018 году пройдут выборы президента России. В ближайшие месяцы формирование новой повестки государственной социально-экономической политики на период до 2025 года станет ключевой темой обсуждения на высшем уровне. Осуществляется подготовка программы ускорения темпов роста национальной экономики, готовится стратегия развития страны, и одним из ключевых ее векторов является тема поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе за счет развития поставок отечественных товаров и услуг за границу. Почему государство намерено развивать экспортное направление и что делать некрупному бизнесу, который хочет встроиться в набирающий силу тренд, выясняла «Лента.ру».
В эти дни в Красноярске проходит 14-й Красноярский экономический форум. В текущем году его основная тема сформулирована как «Российская экономика: повестка 2017-2025». В течение трех дней состоятся более 70 мероприятий по отраслевым тематикам, и в числе прочего будет обсуждаться одно из самых актуальных направлений последнего времени — экспорт российских товаров и услуг.
Это действительно одна из важнейших тем — если совсем недавно в России даже не выделяли несырьевой экспорт из общего, то сейчас фокус смещается именно к развитию торговли за рубежом продукцией с высокой добавленной стоимостью. Чем больше национальные компании интегрированы в глобальные рынки, тем сильнее само государство, поскольку сокращается число точек давления на отечественную экономику и минимизируются последствия возможных «шоков» на мировой арене.
Развитие несырьевого экспорта — это конкуренция не только и не столько ценовая, это конкуренция сразу по нескольким направлениям (качество товара или услуги, восприятие потребителями, маркетинг, логистика). По сути речь идет о диверсификации экономики — увеличении экспортоориентированных отраслей и, что особенно важно для среднего и малого бизнеса, подотраслей.
Экспорт России в январе-декабре 2016 года, по данным ФТС, составил 287,6 миллиарда долларов, а доля несырьевого неэнергетического экспорта в нем достигла 109,1 миллиарда долларов, или 38,2 процента, что на 4 процента больше, чем годом ранее.
Такие данные недавно представил Российской экспортный центр (РЭЦ) — и как раз он сыграл большую роль в том, что показатели несырьевого экспорта растут. Центр был создан для того, чтобы оказывать российским предприятиям — прежде всего представителям малого и среднего бизнеса — всестороннюю, финансовую и нефинансовую, поддержку в режиме «единого окна». Такой подход позволяет использовать сильные стороны компаний сегмента МСП — опираться на их подвижность и мобильность.
Накануне важнейшего для страны 2018 года все больше сторонников появляется у теории развития экономики через понимание спроса и выстраивание производства под конкретный ожидаемый спрос, а не создание производств через элементы плановой экономики.
Указания и подсказки
За финансовый блок в группе Российского экспортного центра отвечают две структуры. Во-первых, это ЭКСАР — единственное экспортное агентство России, основная задача которого — страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков и российских инвестиций за рубежом от политических рисков. Во-вторых, это Росэксимбанк (РЭБ), который занимается кредитованием экспортных контрактов и предоставляет банковские гарантии.
И то, и другое не является чисто российским ноу-хау — по такой же схеме действует большинство развитых и развивающихся стран. Другое дело, что малый и средний бизнес в России, в отличие от крупных компаний, только учится работать с подобными институтами поддержки.
С финансовой частью, хотя она, безусловно, имеет огромное значение, субъекты МСП так или иначе сталкиваются в своей повседневной работе и понимают саму схему (хотя работа с экспортом, несомненно, имеет свои особенности). Но нефинансовая составляющая для многих пока неясна. Как найти партнера за границей, какие документы собрать, как получить необходимые патенты и сертификаты, пройти таможенные формальности — вопросов довольно много, и разобраться в незнакомой сфере представителю малого бизнеса непросто.
Российский экспортный центр, по сути, становится посредником между экспортером и его потенциальным клиентом. Эксперты РЭЦ консультируют и помогают организовать экспортную деятельность на всех этапах, начиная от поиска партнера и заканчивая сопровождением в рамках действующего контракта. Международная сертификация и патентование, таможенное и логистическое сопровождение — РЭЦ оказывает содействие по каждому пункту.
Специфика экспортного центра подразумевает, что вместо обращения в несколько инстанций и многочисленных согласований экспортер обращается в то самое «единое окно» и получает комплексную поддержку. Работая самостоятельно, представителю малого бизнеса, конечно, придется в разы сложнее.
Продвинуть Россию
В скором времени Российский экспортный центр займется еще одним аспектом развития экспорта — продвижением отечественных брендов за границей под единым брендом «Сделано в России»/ Made in Russia. Зимой сообщалось, что правительство разработало программу для выхода этого бренда на внешние рынки. Министерство промышленности и торговли РФ готовило проект с 2014 года — теперь появилась конкретика. Суть заключается в том, что любой национальный производитель сможет после прохождения процедуры добровольной сертификации использовать экспортный бренд для представления своей продукции за границей.
«Масштабная рекламно-информационная кампания, которую будет осуществлять Российский экспортный центр, позволит российским экспортерам снизить маркетинговые расходы и репутационные издержки при продвижении своей продукции на зарубежных рынках», — сообщал ранее заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Минпромторг предложил выделить Российскому экспортному центру 370 миллионов рублей — эти средства пойдут на создание бренда и рекламное и информационное сопровождение продукции, которая будет выходить под его названием.
«Мировой опыт показывает, что маркетинговая поддержка является необходимым элементом для увеличения объемов продаж. Реклама по-прежнему остается одним из наиболее эффективных инструментов, призванных стимулировать спрос на продукцию как на внутреннем, так и на внешних рынках. Приступая к запуску проекта Made in Russia, мы в РЭЦ провели глубокую аналитическую работу, целью которой было изучение потребностей экспортеров в инструментах продвижения продукции за рубежом. Детально изучив особенности экспортной деятельности представителей разных сегментов бизнеса, мы пришли к выводу, что в основу проекта будет положена процедура прохождения предпринимателями добровольной сертификации (с последующей возможностью использования экспортного бренда) и продвижение отечественной продукции под единым зонтичным брендом. Совместно с генеральным партнером проекта Russia Today мы разработали рекламно-информационную кампанию с использованием широкого спектра коммуникационных каналов и с учетом специфики стран-импортеров. Страны выбраны в соответствии со стратегическими ориентирами группы РЭЦ, а значит, с учетом приоритетных направлений для всего несырьевого экспорта России. Мы находимся на финальном этапе согласования паспорта проекта и в ближайшее время будем готовы рассказать обо всех возможностях более подробно», — говорит Вера Подгузова, директор по внешним коммуникациям Российского экспортного центра.
Нетоварные отношения
Отдельное внимание уделяется правительством экспорту услуг — и это в русле мировых трендов. В мире средняя доля сферы услуг в ВВП, по данным Российского экспортного центра, сейчас составляет 71 процент. Экономика, в которой объем произведенных услуг превышает объем произведенных товаров, характерна прежде всего для развитых стран, но не только — все больше развиваются технологии, множество сервисов и возможностей виртуализируются, и во всем мире происходит очередной взрывной рост сферы услуг. В первую очередь спросом пользуются компьютерные и информационные услуги, но также актуальны и такие области, как туризм, медицина, образование.
В России экспорт услуг однозначно относится к недооцененным: по данным ЦБ РФ, в 2014 году оборот государства в этой части составил 186,8 миллиарда долларов, и экспорт в этой части — лишь 65,7 миллиарда долларов. Это очень скромный масштаб, по сравнению с другими экспортерами, но как раз он и показывает имеющийся потенциал.
Поэтому все больший интерес и, как следствие, внимание уделяется этому сегменту экспорта — в том числе и со стороны государства. Вероятнее всего, мы увидим дальнейшее развитие сферы услуг и повышение их качества — а это, в свою очередь, позволит обеспечить рост несырьевого экспорта и в конечном итоге — рост и диверсификацию российской экономики в целом.
Минэкономразвития России уже сейчас готовит план повышения экономического роста до 2025 года. Предложения, выработанные в ходе Красноярского экономического форума, дополнят план, и его первая версия поступит в правительство в начале мая. В том, что в документе поддержке экспорта отдадут немалую часть, сомневаться не приходится.
Окно возможностей: какие российские товары интересуют Европу
Россия стала одним из главных торговых партнеров Евросоюза наряду с Китаем и США. Это следует из данных Евростата и статистического комитета ООН, ведущего независимый учет внешней торговли ЕС. В структуре нашего экспорта в страны ЕС преобладают нефть, нефтепродукты, природный газ, черные и цветные металлы, удобрения, цемент. Последнее время начала расти группа пищевых товаров. Подробности — в материале «Известий».
«Прекрасное время»
Товарооборот между Россией и Евросоюзом за январь-апрель 2021 года составил €70,3 млрд, следует из последнего отчета статистической службы Европейского союза (документ есть в распоряжении «Известий»). Таким образом, Российская Федерация стала пятым по величине торговым партнером Евросоюза после Китая, США, Великобритании и Швейцарии. Для сравнения, со Швейцарией товарооборот составил €90,5 млрд, с Великобританией — €129,6 млрд, с США — €196,8 млрд и с Китаем — €213,4 млрд. Схожие данные (включая рейтинг торговых партнеров) приводит и статистический комитет ООН, ведущий независимый учет внешней торговли ЕС.
— Основу экспорта [в этом году] составляет продукция нефтегазовой отрасли (сырая нефть, нефтепродукты и природный газ), машиностроения (самолеты) и металлургии (платина, медь), а также продукция горнодобывающей промышленности, — сообщили в пресс-центре Минэка РФ. — В 2021–2022 годах возможен дальнейший рост экспорта позиций, демонстрировавших наилучшую динамику в последние годы: продукции агропромышленного комплекса, деревообработки, а также мебели, стекловолокна, кровельных и облицовочных материалов.
Причина, по мнению экспертов, кроется в постепенном восстановлении экономики Европейского союза после спада, а также в адаптации к новым условиям. Так, по данным Евростата, в апреле нынешнего года промышленное производство выросло на 38,7% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года. Например, производство транспортных средств выросло более чем на 400%, а мебели — на 115%. Всё это, в свою очередь, отражается на повышенном спросе ЕС на сырье и энергоносители. По оценкам МВФ, полное восстановление ожидается уже в 2022 году.
— Экономика ЕС с конца 2020 года находится на траектории восстановления. Ожидается, что европейская экономика вернется на докризисный уровень к концу 2021 года. Для российских экспортеров это позитивная новость, так как ЕС — один из ключевых торговых партнеров, — говорит главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Евгений Винокуров. — По итогам I квартала текущего года доля экспорта в ЕС в совокупном экспорте России составила около 42%. Более половины российского экспорта — энергетические товары.
Также росту товарооборота в денежном выражении способствуют и инфляционные процессы, поскольку серьезно подорожала вся продукция, в частности металлы, сырье, химикаты, дополняет член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян. Но это играет России на руку, отмечает эксперт. В ЕФСР ожидают при этом, что стоимостные объемы экспорта в ЕС вернутся на докризисный уровень в конце 2021 — начале 2022 года.
— Рост российского экспорта в Европу в начале 2021 года легко объясним. В значительной степени это эффект низкой базы прошлого года, — говорит эксперт Института проблем естественных монополий Евгений Рудаков. — Именно на этот период в 2020 году пришлись максимальные антикоронавирусные ограничения и в Европе, и в России. Экономическая активность в Европе упала, и, как следствие, снизился спрос на многие позиции российского экспорта.
Согласно торговой статистике ООН, товарный импорт ЕС из России сконцентрирован сейчас прежде всего на полезных ископаемых. Кроме того, за год с начала пандемии существенный рост продемонстрировал импорт из РФ железных руд (+78,52%), электроэнергии (+66,36%) и ферросплавов (+21,25%). При этом показали положительную динамику и товары с добавленной стоимостью, указывает старший аналитик международного агентства TrendEconomy Сергей Ошейко. Так, импорт Евросоюзом устройств для разделения изотопов, используемых в ядерных реакторах, вырос за первые два месяца 2021 года примерно на 37%, а грузовых железнодорожных вагонов — на 17%.
Сергей Ошейко отмечает, что в прошедшие годы страны ЕС фокусировались на закупках российских сырьевых товаров, в основном энергоресурсов. Однако в этой сфере у России уже сейчас появляются конкуренты, которые усиливают свое присутствие и долю на европейском рынке. Это США, Саудовская Аравия и даже Казахстан.
— Сегодня, в период восстановления экономики Евросоюза, для его торговых партнеров, в том числе и России, открыто окно возможностей для поставок не только сырья, но и товаров с добавленной стоимостью, — говорит Сергей Ошейко. — Текущий период — прекрасное время для нового этапа во взаимной торговле, который может включать и глубокую товарную диверсификацию импорта из России.
Российские товары весьма интересны для ЕС в условиях роста китайской конкуренции на мировом и даже на европейском рынке, подчеркивает профессор экономического факультета РУДН Людмила Шкваря.
— Сегодня к традиционному минеральному сырью прибавляется и интерес к некоторым видам сельскохозяйственного российского сырья, например зерновым, масличным и другим подобного рода товарам. Именно этими точечными товарными позициями, традиционными и вновь открытыми, Россия и закрепляется на европейском рынке, — указывает эксперт.
В настоящее время в РФ действуют программы по поддержке экспортеров: субсидирование транспортных расходов, страхование экспортных контрактов позволяют сделать позиции российских компаний более конкурентоспособными.
Наши возможности
Данные по совокупной стоимости импорта ЕС из всех стран в 2019–2020 годах демонстрируют, что ключевыми, помимо топлива, были несырьевые товары высокого передела: моторные транспортные средства, продукция машиностроения и запчасти к ней, оборудование, в том числе для телекоммуникаций, медикаменты. А значит, в составе основного запроса европейских стран — несырьевая неэнергетическая продукция высокого передела, подчеркивает руководитель направления «Экономика несырьевого сектора» Центра стратегических разработок (ЦСР) Ксения Банникова.
В целом данный запрос соотносится с реализуемыми в настоящее время мерами по развитию экспортной деятельности в России (рост ННЭ — одна из национальных целей РФ). Важнейшие европотребители несырьевых неэнергетических товаров высокого передела, по данным АО «РЭЦ», в I квартале текущего года — Германия, Чехия, Эстония.
— Основные товары, на которые существует запрос, — механическое оборудование и техника, оптика и приборы, шины, — объяснила руководитель направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР. — В числе товаров, которые пользуются высоким спросом — продукция сельхозмашиностроения, экспорт которой в отдельные страны Европы в 2020 году вырос в разы.
По словам ведущего научного сотрудника Института Европы РАН и профессора Финансового университета при правительстве РФ Сергея Рогинко, несмотря на то, что структура нашего экспорта в страны ЕС в целом достаточно стабильна (нефть, газ, металлы, удобрения, цемент), в последнее время начала расти и группа пищевых товаров.
— Активно ведут себя на европейском рынке и наши металлурги, рост экспорта по отдельным товарным позициям впечатляет, — говорит Рогинко. — Например, по горячеоцинкованной стали в I квартале текущего года российский экспорт вырос на 41% в годовом исчислении — до 114,6 тыс. т. Дефицит этой продукции на европейском рынке разогнал цены на него до €1320 за тонну, отмечает Рогинко.
У России есть хорошая возможность заинтересовать своей продукцией европейские автомобильные и машиностроительные концерны размещением сборочного роботизированного производства, говорит руководитель стратегического консалтинга ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Демид Голиков.
— У нас адекватные возможности подготовки инженеров и операторов с высшим образованием, а стоимость должна быть конкурентоспособна благодаря низкому курсу рубля, — добавляет специалист.
— Сейчас мы видим устойчивую тенденцию снижения доли энергетических товаров в экспорте России, — говорит главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров. — За последние 10 лет их доля в стоимостном объеме российского экспорта снизилась на 20 п.п. и составила 49%. Аналогичная тенденция видна и по сырьевым товарам. Это говорит о том, что нишу энергетических и сырьевых товаров в экспортной корзине России постепенно замещают другие товарные группы.
Что нужно делать
— В настоящий момент главным конкурентом по торговле с ЕС у нас остается Китай, так как эта страна осуществляет свои поставки по схожим торговым группам, — говорит ведущий аналитик исследовательской компании «Ресурс Мониторинг» Ярослав Воробьев. — Ключевой фактор конкурентоспособности — цена.
— Нашими конкурентами являются также другие производители сельхозпродукции, такие как Мексика и Австралия. Но прямое столкновение торговых интересов в ближайшие 10 лет у нас будет происходить со странами Юго-Восточной Азии и другими развивающимися экономиками, поскольку перед продукцией Китая и Америки и на завоеванных ими рынках у нас пока нет весомых преимуществ, — дополняет Агван Микаелян.
Затруднить вход на рынки ЕС может стратегия «зеленой экономики», продвигаемая в Европе. По мнению старшего партнера группы «Деловой профиль» Армена Даниеляна, она негативно сказывается на экспорте российского углеводородного сырья, зато положительно отражается на закупках продукции его переработки, где Россия также может преуспеть. За первые четыре месяца текущего года экспорт в ЕС пластмасс и изделий из них в 2,28 раза превысил уровень поставок по сравнению с показателями аналогичного периода докризисного 2019 года. Чему также способствовал ввод в эксплуатацию новых отечественных производств по переработке сжиженных углеводородных газов (СУГ) и нефти, замечает Даниелян.
И всё же самая большая проблема российского экспорта — это его структура, считает вице-президент коммуникационной группы iMARS Владимир Нерюев. К примеру, в прошлом году около 80% вывозимых товаров составляли углеводороды, металлы, древесина, сельскохозяйственные и продовольственные товары. В то же время Россия продолжает закупать товары в таких секторах, как машиностроение, химическая промышленность, изделия из металлов. То есть, несмотря на рост товарооборота, мы, как и прежде, вывозим сырье и закупаем сложное и высокотехнологичное оборудование.
— Чтобы успешно изменить структуру импорта, России нужно вводить особые налоговые режимы для ресурсодобывающих компаний, предоставлять льготы обрабатывающим предприятиям, чтобы им было выгоднее производить товары здесь, а не продавать сырье за рубеж, — говорит Нерюев. — В этом случае появится прекрасная возможность еще успешнее конкурировать на европейских рынках.
Помимо того, добавляет вице-президент коммуникационной группы iMARS, российский высокотехнологичный экспорт пока находится в довольно сложной ситуации.
— С одной стороны, нужно переориентироваться таким образом, чтобы в ЕС было выгодно продавать не сырье, а готовые изделия. С другой стороны, играют внешние силы в виде мощной экономики Китая. В таких условиях, чтобы быть конкурентоспособными, отечественным компаниям следует искать новые ниши, которые пока еще не заняты либо слабо развиты: робототехника, программное обеспечение, системы связи, — полагает эксперт.