В чем заключается активность сознания философия
Активность сознания
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности : люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины : сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.
Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся «материальной силой».
Активность сознания
Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном. Психика вообще и сознание человека в частности обладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два атрибута психики: свойства отражения и активности.
Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности.
Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так же, как субстанциональное качество «души», духовного начала, приводящего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свойства всего живого.
Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в широком философском смысле. Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порождают активность, являются ее основаниями, «генераторами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или социального коллектива.
Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая деятельность опосредуется предварительно сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т.е. как действие, практику), но и «изнутри» (т.е. как внутренние процессы психики). Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятельности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике.
Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».
Активность сознания
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект-объект» не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное».
Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.
Активность и рефлексивность сознания
К числу философских относится также предположение о том, что сознание есть высшая форма активности материального мира, обладая которой природа способна преобразовывать самое себя. Согласно этой гипотезе сознание является не пассивным восприемником свойств природных объектов, а участником их генезиса, изменения и развития. Благодаря сознанию (оговоримся: человеческому сознанию, поскольку наука не знает иных форм сознания, хотя в принципе не отрицает их возможность) могут возникать ранее не существовавшие объекты, преображаться или исчезать уже существующие (это свойство сознания очевидным образом проявляется в технике или искусстве). Отсюда задача: гармонизировать воздействие сознания на природу, избежать разрушительных последствий, грозящих существованию человеческого мира. И эта задача стоит именно перед человеческим сознанием. Здесь обнаруживается еще одна философская предпосылка исследований сознания: сознание рефлективно, оно способно исследовать свои собственные возможности и использовать результаты исследования для своего развития.
Интенциональность сознания
Важной философской гипотезой является утверждение об интен- циональности (направленности) сознания. Эта гипотеза лежит в основе разработанного немецким ученым и философом Э. Гуссерлем (1859—1938) феноменологического подхода к исследованию сознания. Сознание — это всегда сознание чего-то, какого-то объекта — реального или мнимого. Сознание выделяет, актуализирует свой объект и тем самым в определенном смысле создает его — как элемент своего содержания. Нельзя ставить знак равенства между объектами, созданными сознанием (феноменами), и объектами физического мира. Сознание способно создавать объекты, не существующие в природе («золотая гора», «линия горизонта», «стоимость» и т.п.), идеальные объекты («идеальный газ», «материальная точка», числа и т.п.), наделяя их определенными свойствами, подлежащими исследованию. Вместе с тем, абстрагируясь от содержания сознания, можно прийти к понятию «чистого сознания» — первичного источника всякой направленности психической деятельности человека. Это позволяет исследовать структуру сознания, взаимосвязь составляющих эту структуру элементов-свойств, а также понять, каким образом эта структура определяет путь от «феноменов» к знанию об объектах «внешнего мира», о их связях и отношениях.
Сознание есть условие целеполагания. Это важнейшее философское положение об активности человеческого сознания: оно способно формировать «сценарии» будущего положения вещей и разделять их на желательные и нежелательные для себя, соотнося их с потребностями, предпочтениями, ценностными установками, а также соразмеряя с целями средства их достижения, которыми человек располагает или может располагать. Направляя человеческую деятельность к определенным целям, сознание участвует в преобразовании реальности, «очеловечивая» ее, т.е. внося в нее изменения, которые важны для человека и желательны ему. Принципиальная трудность в том, что цели, желательные отдельному человеку или социальной группе, могут быть нежелательными и враждебными для других людей. Осознание таких противоречий необходимо для определения социально-приемлемых целей и средств к их осуществлению. Тем самым осуществляется связь между индивидуальным и общественным сознанием.
АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ
Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном.
Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности. Это общее соображение находит в настоящее время подтверждение в современных исследованиях механизмов высшей нервной деятельности, в особенности в теории «физиологии активности», разработанной в трудах П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна.
В основе физиологии активности лежат идеи продолжателей учения И. П. Павлова о приспособлении организма к среде, о том, что «уравновешивания» организма со средой недостаточно для понимания жизнедеятельности и психики, так как при этом психике отводится пассивная роль. «. Современная физиология активности, — писал Н. А. Бернштейн, — выдвигает существенно иной тезис: жизнедеятельность и поведение организма обусловливаются не уравновешиванием со средой, а пре- одолеванием среды в своем движении по пути жизни.
Перед осуществлением действия и в ходе самого действия живой организм «руководится» представлением о результате этого действия. Таким образом, организм не пассивно подчиняется «давлению» внешней среды, а действует, исходя из указанного представления, в тех или иных случаях и противодействует внешней среде.
Такое учение о физиологических аппаратах, угфашій- кщих произвольными действиями^ животного и человека, предполагает, как было уже указано, изменение представлений о рефлекторной дуге. Если рефлекторная система включает физиологические аппараты, аналогичные механизмам «обратной связи.» в автоматических устройствах, то рефлекторная дуга превращается в рефлекторное кольцо.
Сознание человека как высшая форма-психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внешнего и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения поднимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой.
Активность психики не следует считать признаком лишь сознательной и человечески целенаправленной деятельности. Сознательные, подсознательные автоматические действия переходят друг в друга, и все служат в конечном счете практическому назначению. Однако активность сознания наиболее полно проявляется в человечески целенаправленных действиях, осуществляющих изменение действительности.
Проблема активности сознанияще только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами мировоззрения. Согласно Библии, бог, сотворив тело человека, «вдунул в него душу живу», ибо без нее тело человека оставалось недвижимым и пассивным. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так же, как субстанциональное качество «души», духовного начала,, приводящего в движение косную материю. Движение, как наиболее явный признак жизни, приписывается особой субстанции и в произведениях народного творчества, фольклора. В русских народных сказках, например, разрубленное на части тело богатыря вначале опрыскивается «мертвой водой», сращивающей части тела воедино, а потом «живой водой», которая возвращает этому телу движение и жизнь. Здесь тело, хотя и целое, тоже пассивно, мертво, требует еще «дополнительного» длц жизни субстрата.
Материалистическое мировоззрение, отрицающее су-
Щесївойание духовного начала как особой субсі’айцйи, неразрывно связано с признанием активности как свойства всего живого. Более того, как было указано, активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в широком философском смысле, что, конечно, не исключает и ее специального, более узкого аспекта в той или иной науке.
Но проблема активности сознания связана с философией не только в указанном смысле. Если рассматривать активность сознания как рефлекс или реакцию, равную в энергетическом и содержательном отношениях импульсу, то это приведет фактически к отрицанию активности сознания. Ведь в процессе активности вносится нечто новое сравнительно с импульсом. Если бы действие здесь было равно причине, то вся проблема активности потеряла бы свой смысл. Энергетического равенства между мыслью и действием нет. Спортсмену, чтобы поднять штангу, требуется затратить огромное количество энергии. Для мысли же о подъеме штанги нужно лишь ничтожное количество энергии. Поэтому в современной нейрофизиологии психические воздействия рассматриваются как «заводной механизм», аналогичный по своей функции роли стартера автомашины. По своему содержанию активность сознания также нельзя сводить к внешнему воздействию на психику. Результат воздействия определяется не только этим воздействием, но и способностью «приемника» преобразовать последнее и количественно, и качественно. Физиологическое, психологическое и философское исследования активности сознания должны теоретически обосновать несомненный эмпирический факт внесения сознанием новых факторов в процесс отражения, творческую (в самом широком смысле этого слова) роль сознания.
Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порождают активность, являются ее основаниями, «генераторами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или социального коллектива.
Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности, как рассматривает ее бихевиористская психология. Всякая деятельность опосредуется предварительно сознанием (или подсознательными психическими процессами и состояниями), является результатом этого опосредования и, как уже сказано, не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики).
Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятельности). Таким образом, активность сознания (оставляя в стороне подкорковые формы активности) проявляется как в мышлении, так и на практике.
Положение теории познания о том, что «мышление переходит в практику», будучи правильным, не может, однако, объяснить конкретного механизма данного перехода, ибо далеко не все, что познается, переходит в практ тику, осуществляется в ней. А то из познанного, что и
йёрехоДи? в практику, либо этой практикой используёТсй, либо отвергается, либо преодолевается. Таким образом, между количеством и содержанием информации, заключенной во внешнем воздействии, и силой и характером активности человека нет однозначной зависимости й полного качественного соответствия. В этих фундаментальных для теории активности фактах еще раз проявляется незеркальный, немеханический характер отражения действительности сознанием и сложный механизм переработки отражения в сознании.
Самая общая схема взаимоотношения между внешним миром и человеком может быть выражена формулой: объект — сознание — действие. (Если мысль не. переходит в действие, то эта схема ограничивается двумя первыми членами.) Нас в настоящем случае интересует, что происходит во втором члене указанной цепочки — в сознании, поскольку его содержание переходит в практику. Первый акт здесь — познание свойств объекта (в той мере, в какой оно возможно при унаследованном человеком устройстве его нейрофизиологического и психологического аппарата и данном уровне науки и научной техники). Второй акт — оценка познанного «материала» с точки зрения человеческих (биологических и общественных) потребностей, интересов, целей, норм, убеждений, идеалов, установок, ориентаций и пр. Как уже сказано, далеко не все, что получено познавательным аппаратом человека, используется на практике, а лишь то, что необходимо и полезно. Иными словами, в сознании на основе познанных свойств объекта осуществляется отбор этого «нужного», отделение последнего от ненужного и от вредного. Необходимое направляется для использования на практике (в непосредственном виде или для переработки); вредное уничтожается или преодолевается; бесполезное исключается из практики, отбрасывается.
Таким образом, формула: «познание — практика»
должна быть конкретизирована в схеме: «познание — оценка — практика»\ Принципиальная основа такой
схемы дана’В положении В. И. Ленина, что практика является определителем того, что «нужно человеку» и в его учении о классовом, партийном подходе к дознанию идеологических явлений. Человек познает все, что еЩ доступно, но.в практике, в деятельности использует лишь часть познанного. Классовый, партийный подход марксизма к идеологическим явлениям состоит именно в отборе и защите тех идеи, которые соответствуют интересам и целям рабочего класса и трудящихся, в борьбе против враждебных идей.
Знание в общем одинаково для всех классов; идеология различна у антагонистических классов, ибо идеология есть знание, прошедшее в классовом обществе партийно-классовую оценку и отбор.
Идеология, рассматриваемая в этом отношении, есть система идейных ценностей. Убеждение есть личное внутреннее освоение этих ценностей, превращение их в свои ценности.
Таким образом, активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребно-
сти (естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные
и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».
Данный анализ, будучи весьма общим, показывает, однако, роль ценностного отношения и актов оценки в активности сознания, а также недостаточность прямого выведения активности из потребностей, интересов’ и убеждений, как это делается иногда в нашей литературе. В самом деле, не все потребности человека могут быть удовлетворены или целесообразно их удовлетворять в условиях общественных и личных установок и ориентаций. Половая потребность подавляется аскетом из религиозных установок. От потребности в мясной пище вегетарианцы отказываются из «гуманистических» или медицинских соображений. Стяжательство и другие пережитки прошлого подавляются условиями и законами социалистического общества.
Поэтому потребности еще до своей реализации контролируются сознанием: они оцениваются с точки зрения возможностей удовлетворения, соответствия удовлетворения данной потребности моральным и юридическим нормам, общественному мнению, общественным и личным интересам и т. д.. и в зависимости от них вызывают различную степень активности.
/ Интересы человека также контролируются сознанш ем и оцениваются им в процессе деятельности. Реализация политических интересов подчиняется соображениям целесообразности тех или иных политических актов в определенных условиях соотношения классовых сил. Научные интересы регулируются не только уровнем научной техники, но и оценкой практической актуальности и научного значения той или иной проблемы. Образно выражаясь, потребности, интересы, цели и пр. выступают в качестве генераторов, а познание и оценка — в качестве регуляторов активности. Рассудочный, идейный и оценочный контроль сознания ставит перед человеком вопросы: действительно ли данное желание или акт ему необходим и в какой степени и форме он необходим? Действительно ли это представляет его подлинный инте- pec? Можно ли эту потребность удовлетворить и в ка« кой именно мере? И Т^Д.
Степень активности сознания и, соответственно, активности деятельности уже прямо пропорциональна степени ценности или неценности явления, как они (ценность или неценность) представляются людям, их общностям или отдельной личности. Конечно, мнение людей о ценности или неценности может и не совпадать с соответственными объективными- качествами вещей и явлений.
Итак, решение проблемы активности сознания, взятой в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из-ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как линейный ряд, так как в одних случаях внутренняя активность начинается непосредственно с чувственных импульсов, в других — с рациональных, познавательных процессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к_практике. Ценностное отношение, далее, может быть либо чувственным, либо рациональным, основанным на рассуждении о полезности или важности того или иного явления либо действия. Это и имел в виду Ф. Энгельс, когда писал, что воля человека определяется либо страстью, либо размышлением. При этом надо учитывать, что побуждения человека не бывают ни чисто чувственными, ни чисто рациональными. Речь может идти лишь о преобладании того или иного из этих побудительных мотивов.