В чем заключается активность сознания философия

Активность сознания

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности : люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины : сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся «материальной силой».

Источник

Активность сознания

Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном. Психика вообще и сознание человека в частности обладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два атрибута психики: свойства отражения и активности.

Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности.

Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так же, как субстанциональное качество «души», духовного начала, приводящего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свойства всего живого.

Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в широком философском смысле. Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порождают активность, являются ее основаниями, «генераторами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или социального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая деятельность опосредуется предварительно сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т.е. как действие, практику), но и «изнутри» (т.е. как внутренние процессы психики). Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятельности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике.

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».

Источник

Активность сознания

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект-объект» не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное».

Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

Источник

Активность и рефлексивность сознания

К числу философских относится также предположение о том, что сознание есть высшая форма активности материального мира, обладая которой природа способна преобразовывать самое себя. Согласно этой гипотезе сознание является не пассивным восприемником свойств природных объектов, а участником их генезиса, изменения и развития. Благодаря сознанию (оговоримся: человеческому сознанию, поскольку наука не знает иных форм сознания, хотя в принципе не отрицает их возможность) могут возникать ранее не существовавшие объекты, преображаться или исчезать уже существующие (это свойство сознания очевидным образом проявляется в технике или искусстве). Отсюда задача: гармонизировать воздействие сознания на природу, избежать разрушительных последствий, грозящих существованию человеческого мира. И эта задача стоит именно перед человеческим сознанием. Здесь обнаруживается еще одна философская предпосылка исследований сознания: сознание рефлективно, оно способно исследовать свои собственные возможности и использовать результаты исследования для своего развития.

Интенциональность сознания

Важной философской гипотезой является утверждение об интен- циональности (направленности) сознания. Эта гипотеза лежит в основе разработанного немецким ученым и философом Э. Гуссерлем (1859—1938) феноменологического подхода к исследованию сознания. Сознание — это всегда сознание чего-то, какого-то объекта — реального или мнимого. Сознание выделяет, актуализирует свой объект и тем самым в определенном смысле создает его — как элемент своего содержания. Нельзя ставить знак равенства между объектами, созданными сознанием (феноменами), и объектами физического мира. Сознание способно создавать объекты, не существующие в природе («золотая гора», «линия горизонта», «стоимость» и т.п.), идеальные объекты («идеальный газ», «материальная точка», числа и т.п.), наделяя их определенными свойствами, подлежащими исследованию. Вместе с тем, абстрагируясь от содержания сознания, можно прийти к понятию «чистого сознания» — первичного источника всякой направленности психической деятельности человека. Это позволяет исследовать структуру сознания, взаимосвязь составляющих эту структуру элементов-свойств, а также понять, каким образом эта структура определяет путь от «феноменов» к знанию об объектах «внешнего мира», о их связях и отношениях.

Сознание есть условие целеполагания. Это важнейшее философское положение об активности человеческого сознания: оно способно формировать «сценарии» будущего положения вещей и разделять их на желательные и нежелательные для себя, соотнося их с потребностями, предпочтениями, ценностными установками, а также соразмеряя с целями средства их достижения, которыми человек располагает или может располагать. Направляя человеческую деятельность к определенным целям, сознание участвует в преобразовании реальности, «очеловечивая» ее, т.е. внося в нее изменения, которые важны для человека и желательны ему. Принципиальная трудность в том, что цели, желательные отдельному человеку или социальной группе, могут быть нежелательными и враждебными для других людей. Осознание таких противоречий необходимо для определения социально-приемлемых целей и средств к их осуществлению. Тем самым осуществляется связь между индивидуальным и общественным сознанием.

Источник

АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ

Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, выте­кающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социаль­ном.

Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления это­го назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не име­ло бы биологического смысла без активности. Это общее соображение находит в настоящее время подтверждение в современных исследованиях механизмов высшей нерв­ной деятельности, в особенности в теории «физиологии активности», разработанной в трудах П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна.

В основе физиологии активности лежат идеи продол­жателей учения И. П. Павлова о приспособлении орга­низма к среде, о том, что «уравновешивания» организма со средой недостаточно для понимания жизнедеятельно­сти и психики, так как при этом психике отводится пас­сивная роль. «. Современная физиология активности, — писал Н. А. Бернштейн, — выдвигает существенно иной тезис: жизнедеятельность и поведение организма обу­словливаются не уравновешиванием со средой, а пре- одолеванием среды в своем движении по пути жизни.

Перед осуществлением действия и в ходе самого дей­ствия живой организм «руководится» представлением о результате этого действия. Таким образом, организм не пассивно подчиняется «давлению» внешней среды, а действует, исходя из указанного представления, в тех или иных случаях и противодействует внешней среде.

Такое учение о физиологических аппаратах, угфашій- кщих произвольными действиями^ животного и челове­ка, предполагает, как было уже указано, изменение представлений о рефлекторной дуге. Если рефлектор­ная система включает физиологические аппараты, ана­логичные механизмам «обратной связи.» в автоматиче­ских устройствах, то рефлекторная дуга превращается в рефлекторное кольцо.

Сознание человека как высшая форма-психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внеш­него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под­нимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой.

Активность психики не следует считать признаком лишь сознательной и человечески целенаправленной дея­тельности. Сознательные, подсознательные автомати­ческие действия переходят друг в друга, и все служат в конечном счете практическому назначению. Однако ак­тивность сознания наиболее полно проявляется в чело­вечески целенаправленных действиях, осуществляющих изменение действительности.

Проблема активности сознанияще только нейрофизи­ологическая и психологическая, но и философская проб­лема, связанная с самими основами мировоззрения. Со­гласно Библии, бог, сотворив тело человека, «вдунул в него душу живу», ибо без нее тело человека оставалось недвижимым и пассивным. В ряде идеалистических тео­рий активность рассматривается так же, как субстанци­ональное качество «души», духовного начала,, приводя­щего в движение косную материю. Движение, как наи­более явный признак жизни, приписывается особой субстанции и в произведениях народного творчества, фольклора. В русских народных сказках, например, раз­рубленное на части тело богатыря вначале опрыскивается «мертвой водой», сращивающей части тела воедино, а потом «живой водой», которая возвращает этому телу движение и жизнь. Здесь тело, хотя и целое, тоже пас­сивно, мертво, требует еще «дополнительного» длц жиз­ни субстрата.

Материалистическое мировоззрение, отрицающее су-

Щесївойание духовного начала как особой субсі’айцйи, неразрывно связано с признанием активности как свой­ства всего живого. Более того, как было указано, актив­ность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со­знания необходимо рассматривать в широком философ­ском смысле, что, конечно, не исключает и ее специаль­ного, более узкого аспекта в той или иной науке.

Но проблема активности сознания связана с фило­софией не только в указанном смысле. Если рассматри­вать активность сознания как рефлекс или реакцию, рав­ную в энергетическом и содержательном отношениях им­пульсу, то это приведет фактически к отрицанию активности сознания. Ведь в процессе активности вно­сится нечто новое сравнительно с импульсом. Если бы действие здесь было равно причине, то вся проблема ак­тивности потеряла бы свой смысл. Энергетического ра­венства между мыслью и действием нет. Спортсмену, чтобы поднять штангу, требуется затратить огромное ко­личество энергии. Для мысли же о подъеме штанги нуж­но лишь ничтожное количество энергии. Поэтому в со­временной нейрофизиологии психические воздействия рассматриваются как «заводной механизм», аналогичный по своей функции роли стартера автомашины. По своему содержанию активность сознания также нельзя сводить к внешнему воздействию на психику. Результат воздей­ствия определяется не только этим воздействием, но и способностью «приемника» преобразовать последнее и количественно, и качественно. Физиологическое, психоло­гическое и философское исследования активности созна­ния должны теоретически обосновать несомненный эмпи­рический факт внесения сознанием новых факторов в процесс отражения, творческую (в самом широком смыс­ле этого слова) роль сознания.

Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порож­дают активность, являются ее основаниями, «генерато­рами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собст­венными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или со­циального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности, как рас­сматривает ее бихевиористская психология. Всякая дея­тельность опосредуется предварительно сознанием (или подсознательными психическими процессами и состояни­ями), является результатом этого опосредования и, как уже сказано, не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики).

Активность сознания выражается как в форме внут­реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятель­ности). Таким образом, активность сознания (оставляя в стороне подкорковые формы активности) проявляется как в мышлении, так и на практике.

Положение теории познания о том, что «мышление переходит в практику», будучи правильным, не может, однако, объяснить конкретного механизма данного пере­хода, ибо далеко не все, что познается, переходит в практ тику, осуществляется в ней. А то из познанного, что и

йёрехоДи? в практику, либо этой практикой используёТсй, либо отвергается, либо преодолевается. Таким образом, между количеством и содержанием информации, заклю­ченной во внешнем воздействии, и силой и характером активности человека нет однозначной зависимости й полного качественного соответствия. В этих фундамен­тальных для теории активности фактах еще раз прояв­ляется незеркальный, немеханический характер отраже­ния действительности сознанием и сложный механизм переработки отражения в сознании.

Самая общая схема взаимоотношения между внеш­ним миром и человеком может быть выражена форму­лой: объект — сознание — действие. (Если мысль не. переходит в действие, то эта схема ограничивается дву­мя первыми членами.) Нас в настоящем случае инте­ресует, что происходит во втором члене указанной це­почки — в сознании, поскольку его содержание перехо­дит в практику. Первый акт здесь — познание свойств объекта (в той мере, в какой оно возможно при унасле­дованном человеком устройстве его нейрофизиологическо­го и психологического аппарата и данном уровне науки и научной техники). Второй акт — оценка познанного «ма­териала» с точки зрения человеческих (биологических и общественных) потребностей, интересов, целей, норм, убеждений, идеалов, установок, ориентаций и пр. Как уже сказано, далеко не все, что получено познаватель­ным аппаратом человека, используется на практике, а лишь то, что необходимо и полезно. Иными словами, в сознании на основе познанных свойств объекта осущест­вляется отбор этого «нужного», отделение последнего от ненужного и от вредного. Необходимое направляется для использования на практике (в непосредственном виде или для переработки); вредное уничтожается или пре­одолевается; бесполезное исключается из практики, от­брасывается.

Таким образом, формула: «познание — практика»

должна быть конкретизирована в схеме: «познание — оценка — практика»\ Принципиальная основа такой

схемы дана’В положении В. И. Ленина, что практика является определителем того, что «нужно человеку» и в его учении о классовом, партийном подходе к дознанию идеологических явлений. Человек познает все, что еЩ доступно, но.в практике, в деятельности использует лишь часть познанного. Классовый, партийный подход марк­сизма к идеологическим явлениям состоит именно в от­боре и защите тех идеи, которые соответствуют интере­сам и целям рабочего класса и трудящихся, в борьбе против враждебных идей.

Знание в общем одинаково для всех классов; идеоло­гия различна у антагонистических классов, ибо идеоло­гия есть знание, прошедшее в классовом обществе пар­тийно-классовую оценку и отбор.

Идеология, рассматриваемая в этом отношении, есть система идейных ценностей. Убеждение есть личное внутреннее освоение этих ценностей, превращение их в свои ценности.

Таким образом, активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребно-

сти (естественные, искусственные и культурные), инте­ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные

и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».

Данный анализ, будучи весьма общим, показывает, однако, роль ценностного отношения и актов оценки в активности сознания, а также недостаточность прямого выведения активности из потребностей, интересов’ и убеждений, как это делается иногда в нашей литерату­ре. В самом деле, не все потребности человека могут быть удовлетворены или целесообразно их удовлетворять в условиях общественных и личных установок и ориен­таций. Половая потребность подавляется аскетом из ре­лигиозных установок. От потребности в мясной пище ве­гетарианцы отказываются из «гуманистических» или медицинских соображений. Стяжательство и другие пере­житки прошлого подавляются условиями и законами со­циалистического общества.

Поэтому потребности еще до своей реализации кон­тролируются сознанием: они оцениваются с точки зрения возможностей удовлетворения, соответствия удовлетворе­ния данной потребности моральным и юридическим нор­мам, общественному мнению, общественным и личным интересам и т. д.. и в зависимости от них вызывают различную степень активности.

/ Интересы человека также контролируются сознанш ем и оцениваются им в процессе деятельности. Реализа­ция политических интересов подчиняется соображениям целесообразности тех или иных политических актов в определенных условиях соотношения классовых сил. Научные интересы регулируются не только уровнем на­учной техники, но и оценкой практической актуальности и научного значения той или иной проблемы. Образно выражаясь, потребности, интересы, цели и пр. выступа­ют в качестве генераторов, а познание и оценка — в ка­честве регуляторов активности. Рассудочный, идейный и оценочный контроль сознания ставит перед человеком вопросы: действительно ли данное желание или акт ему необходим и в какой степени и форме он необходим? Действительно ли это представляет его подлинный инте- pec? Можно ли эту потребность удовлетворить и в ка« кой именно мере? И Т^Д.

Степень активности сознания и, соответственно, ак­тивности деятельности уже прямо пропорциональна сте­пени ценности или неценности явления, как они (цен­ность или неценность) представляются людям, их общно­стям или отдельной личности. Конечно, мнение людей о ценности или неценности может и не совпадать с соот­ветственными объективными- качествами вещей и яв­лений.

Итак, решение проблемы активности сознания, взя­той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв­ляется предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из-ряда звеньев: по­требности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как ли­нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив­ность начинается непосредственно с чувственных импуль­сов, в других — с рациональных, познавательных про­цессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к_практике. Ценностное отношение, да­лее, может быть либо чувственным, либо рациональным, основанным на рассуждении о полезности или важности того или иного явления либо действия. Это и имел в ви­ду Ф. Энгельс, когда писал, что воля человека опреде­ляется либо страстью, либо размышлением. При этом надо учитывать, что побуждения человека не бывают ни чисто чувственными, ни чисто рациональными. Речь мо­жет идти лишь о преобладании того или иного из этих побудительных мотивов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *