В чем заключается активность сознания
Активность сознания
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности : люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины : сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.
Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся «материальной силой».
Активность сознания
Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и «работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном. Психика вообще и сознание человека в частности обладают рядом свойств, проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два атрибута психики: свойства отражения и активности.
Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности.
Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так же, как субстанциональное качество «души», духовного начала, приводящего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свойства всего живого.
Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в широком философском смысле. Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порождают активность, являются ее основаниями, «генераторами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или социального коллектива.
Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая деятельность опосредуется предварительно сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи» (т.е. как действие, практику), но и «изнутри» (т.е. как внутренние процессы психики). Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятельности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике.
Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй «этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».
Активность сознания
Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.
Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «я » и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности : люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины : сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.
Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся «материальной силой «.
Что такое сознание человека? Определение и формы сознания
В повседневной жизни достаточно часто понятия «сознание» и «душа» употребляются как синонимы. Но если углубляться в их точный смысл, становится понятно, что понятие души немного шире понятия сознания. С понятием души скорее синонимично понятие психики.
Сознание – это существенная форма проявления нашей души, которая наполнена глубоким и важным содержанием.
Сознание – это высшая функция мозга, которая присуща только людям, основана на речевой способности, смысл которой основывается на обобщённом и целенаправленном отображении реальности, в заранее выстроенной мысленной перспективе действий и предвидении итогов, в адекватном упорядочивании и самоконтроле поведения человека.
Проблема активности и творческой силы сознания
Являясь объективным результатом мышления действительности, сознание реализуется посредством практической и теоретической деятельности. Исполнение этого действия подразумевает формулирование замысла, цели или идеи. Стоит отметить, что идея в данном контексте значит не только то, что есть, но и то, что запланировано. Иначе говоря, идея – это термин, который предполагает практическую реализацию.
Творческая деятельность сознания плотно завязана на практической деятельности человека и основывается на его потребностях, которые, в свою очередь, возникают под воздействием внешних факторов. Потребности превращаются в цели в голове человека.
Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета реальности, в идеальной форме которого предполагается результат этой деятельности.
Цели вырабатываются под воздействием совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления под видом социальных, этических и эстетических идеалом.
Способность к целеполаганию – специфическая способность, которая характерна только людям, которая составляет кардинальную характеристику сознания.
Сознание без целеполагания не имело бы никакого смысла, иначе говоря, утратило бы способность мысленно преобразовывать вещи в соответствии со своими потребностями. Логично сделать вывод, что взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не могут быть сведены к элементарному совпадению случайностей. Основой целеполагания деятельности человека является неудовлетворённость миром и необходимость поменять его, найти новые формы, которые нужны человеку и обществу в целом. Таким образом, цели человека зарождаются, базируясь на общественной практике и объективном мире.
Человеческая мысль имеет свойство не только отражать действительность, но и отрываться от неё. Многообразие мира отражается в человеческом внутреннем «Я», тем самым образуя непростой, красочный достаточно изменчивый, но удивительно прекрасный мир. В этом причудливом пространстве и творит человеческая мысль. Сознание людей открывает дорогу и верным, и неверным представлениям. Мысль, проходя по этим иллюзорным коридорам, может двигаться по шаблонам, или прокладывать себе новые неизведанные пути, или вовсе круша старые шаблоны на своём пути. Мысли присуща невероятная способность – творить и придумывать новое.
Структура сознания
Термин «сознание» имеет множество значений. Более широкий смысл относится к психическому отражению реального мира вне зависимости уровня, оно может осуществляться биологическим или социальным, чувственным или рациональным, тем самым выделяя его отношение к материи, минуя определение структурной специфики организации.
Узкое и специальное значение понятия «сознание» – это не просто психическое состояние, а наивысшая человеческая форма психического отражения реального мира. Сознание в этом контексте представляет собой организованную структуру, которая имеет единую систему, состоящую из различных частей, в свою очередь, они находятся между собой в закономерных отношениях. Структура сознания состоит из осознания вещей и переживаний, т.е. определённого отношения к содержанию того, что отражается.
Развитие сознания подразумевает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей может происходить на разных уровнях, а также на разной глубине проникновения в объект и степень ясности понимания. В силу этого происходит различение обыденности, научности, философии, эстетического и религиозного осознания мира, а также чувственного и разумного уровня сознания. Основу сознания образуют ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление. Но они не могут полностью исчерпать его структуру, потому как сознание состоит ещё и из акт внимания, который также является его частью. Исключительно из-за сосредоточенности внимания конкретные объекты находятся в фокусе сознания.
Окружающая действительность, а именно предметы или события могут оказывать негативное влияние на сознание, тем самым вызывать эмоциональные «бури», следствием которых будут трепет, волнение, боязнь, страх, слёзы, ненависть и даже любовь и восхищение. Познание и творчество – это пристрастный поиск истины, но никак не холодно-рассудочное проявление эмоций. Обширнейшая область человеческих эмоций состоит из чувств, которые представляют собой отношение к воздействиям из вне, настроения, эмоционального самочувствия и т.п. Здесь имеется в виду и удовольствие, и радость, и горе, и ярость, и отчаяние.
Знания могут быть менять уровень своей значимости для человека в соответствии с его отношением к ним. Наиболее яркая демонстрация выражается в убеждениях: они пронизаны сильными и стойкими чувствами, это показывает, насколько они ценны для человека, и насколько они могут влиять на направление его целей и сознания.
Компонентами структуры сознания являются чувства и эмоции. Процесс познания всесторонне затрагивает внутренний мир человека, его потребности, интересы, свободу и чувства. Познанием мира человек отражает в себе и чувственное, и образное.
Сознание не ставит рамок действовать в ограниченном пространстве и останавливаться на познавательных процессах и эмоциональной сфере. Сознание не ставит рамок действовать в ограниченном пространстве и останавливаться на познавательных процессах и эмоциональной сфере. Наши цели осуществляются благодаря усилиям воли. Но в этом контексте стоит заметить, что сознание – это не совокупность его частей, а достаточно сложное, имеющее свою структуру целое.
Память является ядром для всех психических процессов. Она является уникальной способностью мозга принимать, сохранять и воспроизводить информацию. Сила сознания, которая оказывает поступательные действия в отношении поведения, является потребность или неустойчивое состояние организма как системы, его необходимость в чём-то. Это состояние будит поисковую активность, волю. В момент обнаружения необходимого предмета, влечение перерастает в желание.
Воля – это факт сознания, является его практическим обнаружением.
Воля – это не только желать. Это психический процесс, который отражается в действиях, сконцентрированных на удовлетворении потребности. Эволюция психики от элементарных форм до высшего уровня сознания происходит на фоне качественных сдвигов характерных потребностей.
Приручение животных происходит только посредством биологического сближения видов.
Человек приобретает новые потребности, обусловленные с социальной и психологической точки зрения. Появляется жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное удовлетворение, стремление к подвигам во имя народа и всего человечества. Причина кроется, прежде всего, в потребностях людей. Цель – потребность, которая отражается в сознании. Однако потребность – это не конечная точка причин человеческих потребностей. Внешний мир является тем фактом, который выступает определяющим при появлении потребностей, стремлений и желаний. Он определяет поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно посредством сложной сети предшествующих поступков, мыслей, чувств, при этом не только своих, но и чужих.
Человеческие чувства – это факт сознания, который отражает мир и выражает отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению потребностей, интересов, соответствия или несоответствия чего-то его представлениям и понятиям.
Ничто в человеческом сознании не может происходить без эмоциональной составляющей, которая играет наиважнейшую роль в определении жизненного смысла. Для достижения какой-нибудь цели должен сработать эмоциональный стимул, который заставит мысли действия предпринимать что-то.
Активность сознания
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект-объект» не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное».
Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.