В чем заключается антагонистическое противоречие современного российского общества
АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Полезное
Смотреть что такое «АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ» в других словарях:
АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ — – непримиримое противоречие, которое м. б. разрешено только в результате борьбы, противоборства; компромиссы, уступки при этом исключаются … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
антагонистическое — • антагонистическое противоречие … Словарь русской идиоматики
противоречие — • антагонистическое противоречие • вопиющее противоречие • глубокое противоречие • глубочайшее противоречие • коренное противоречие • кричащее противоречие • непреодолимое противоречие • непримиримое противоречие • острое противоречие • прямое… … Словарь русской идиоматики
ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ — один из осн. законов диалектики, выражающий источник самодвижения и развития явлений природы и со циально историч. действительности, выступающий и как всеобщий закон познания. Закон Е. и б. п. в системе материалистич. диалектики занимает… … Философская энциклопедия
ТРУД, КОНКРЕТНЫЙ — труд, затрачиваемый в определенной полезной форме и создающий потребительную стоимость товара. По марксистской трудовой теории в условиях товарного производства К.т. образует диалектическое единство с абстрактным трудом. В товарном хозяйстве,… … Большой экономический словарь
Разделение труда — качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Р. т. существует в разных формах, соответствующих уровню развития производительных сил и… … Большая советская энциклопедия
Оборот капитала — кругооборот капитала, взятый не как отдельный акт, а как периодический процесс возобновления и повторения движения всего авансированного капитала (см. Капитал авансированный). В процессе воспроизводства капитал проходит сферы производства … Большая советская энциклопедия
Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
Экологическая культура — Экологическая культура часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы[1][2]; гармоничность … Википедия
Непосредственно общественный труд — особая форма общественного труда, существующая при определённой структуре производства, в условиях которой труд отдельных работников непосредственно включается составной частью в совокупный Общественный труд. Н. о. т. первоначально возник … Большая советская энциклопедия
Экспертный опрос в социологическом исследовании
На современном этапе развития российского общества, в период крупнейших научно-технических, социально-экономических преобразований неизмеримо возрастает значение социологической науки.
В настоящее время в нашей стране метод экспертных оценок широко применяется при подготовке на государственном уровне важнейших народно-хозяйственных решений, для оценки социально-экономических проблем, возникающих в процессе разработки перспективных планов развития.
Этапы становления социологии в России
В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.
Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов.
Социальные противоречия как источник социального развития,их классификация и характеристика основных видов.
Неантагонистические противоречия выступают как взаимодействие социальных слоев, цели которых совпадают, но между ними существует социальное неравенство. Например, такие противоречия существуют между средним и высшим классами демократического общества.
Объективные противоречия существуют в социальных образованиях независимо от воли и сознания людей, они являются источником объективно развивающихся явлений, процессов. Например, в военном деле противоречие между наступлением и обороной носит объективный характер. Это противоречие в войнах всегда было, есть и будет, пока будут существовать войска.
Субъективные противоречия возникают в результате деятельности и поведения людей. Например, противоречия между коллективом и его руководителем по какому- либо поводу.
Всеобщие противоречия присущи всей социальной системе, они являются источником ее развития. Частные же присущи каким-то элементам этой системы. Например, всеобщие противоречия присущи обществу, а частные- какой-то социальной общности или группе.
К системным противоречиям относятся те, которые присущи природе этой системы. Система не может существовать без них. Например, противоречия между гражданским обществом и демократией. Гражданское общество без демократии существовать не может, между тем в нем есть противоречия: между необходимостью строго соблюдать законы и широкой демократией, социальной свободой граждан.
Что касается несистемных противоречий, то они чуждые данной социальной системе, переходные, остаточные, унаследованные.Например, в том же гражданском обществе возможны противоречия, унаследованные от тоталитарного общества.
Следует иметь в виду, что противоречия не статичны, а динамичны. Они появляются, развиваются, разрешаются, на их месте возникают новые.
Принято считать, что процесс развития противоречия проходит три этапа.
Разрешение противоречий возможно как эволюционным, так и революционным путем.
Характеристика социального конфликта определяется условиями, силами, участвующими в нем, масштабом и характером действий, социальными последствиями.
В силу большой важности проблемы социальных конфликтов, их содержание, структура и формы проявления нуждаются в более глубоком рассмотрении.
Содержание
Антагонизм (антагонистическое противоречие) — один из типов противоречий общественного развития, характеризующийся наивысшей остротой борьбы непримиримо враждебных тенденций, сил, общественных классов, который с неизбежностью приводит к такому радикальному способу разрешения противоречия, как революция.
Антагонистические противоречия характерны для эксплуататорских обществ, т. к. порождаются теми же экономическими причинами, что и отношения эксплуатации. Поэтому данные общества называются классово-антагонистическими. Антагонистические противоречия в процессе развития обостряются, углубляются, приобретают характер острого конфликта и разрешаются путём уничтожения данного общественного строя и создания нового в ходе классовой борьбы и социальной революции, при этом либо ликвидируется одна из борющихся сторон, либо обе стороны приходят к своей гибели. Формы разрешения этого конфликта определяются конкретно-историческими условиями.
Антагонистические противоречия пронизывают весь механизм капиталистического способа производства, отношения между пролетариатом и буржуазией, конкурентную борьбу между капиталистами и капиталистическими монополиями, а также противоречия между империалистическими государствами, сталкивающимися в борьбе за рынки и сферы влияния. О силе последних свидетельствует то, что они были источником двух мировых войн 20-го века. Антагонистические противоречия проявились и в национально-освободительной борьбе, которая привела к ликвидации колониальной системы империализма, что, однако, ещё не устранило антагонизма между империалистическими государствами и их бывшими колониями, стремящимися к достижению не только политической, но и экономической самостоятельности.
«Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов…» [1]. Продолжая эту мысль, Ленин указывает, что при социализме антагонизмы исчезают, а противоречия остаются [2]. Неантагонистические противоречия, как и любые другие, разрешаются также посредством борьбы нового против старого, передового против отсталого, революционного против консервативного. Поскольку социалистическое общество заинтересовано в сознательном разрешении возникающих неантагонистических противоречий, оно стимулирует деятельность, направленную на их выявление (критику и самокритику), на определение наиболее правильных в данных условиях путей и способов их разрешения, и мобилизует необходимые силы и средства для достижения сформулированных таким образом целей.
Антагонистические и неантагонистические противоречия
Однако является ли указанный тип противоречия принципиально новым? В предыдущем подразделе было
Штракс Г. М. Социальное единство и противоречия социалистического общества. М.: Изд-во МГУ, 1966. 144 с.
Если говорить о том, чем отличаются антагонистические противоречия от неантагонистических, то здесь может быть представлено три толкования этих различий. Первое заключается в том, что неантагонистические противоречия рассматривались всеми декларировавшими их авторами как атрибут социализма; следовательно, данный термин сформулирован вторично, как свидетельство преимуществ данного общественного строя. Рассмотрение и оценка таких преимуществ не входит в задачи данной работы; это означало бы уход из философской в общественно-политическую и идеологическую сферу. Показательно, что отечественными философами концепция неантагонистических противоречий по факту признавалась состоятельной исключительно постольку, поскольку применялась к социалистическому строю; в то же время содержательно близкая к ней концепция социального партнерства, которая рассматривалась применительно к капиталистическому строю, отвергалась как противоречащая классовой теории.
Второе толкование заключается в том, что отношения тождества в данных противоречиях преобладают над отношениями противоположности; воспользовавшись концепцией Л. Е. Балашова, можно снова обнаружить пе
См.: Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII, № 3. С. 79-99.
См.: Балашов Л.Е. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М.: ACADEMIA, 1997. С. 148-151.
Наконец, чтобы понять разницу между антагонистическим и неантагонистическим противоречием, следует обратиться к способам разрешения противоречий. Здесь различия между двумя этими типами противоречий прослеживаются наиболее ярко, что, однако, еще не свидетельствует о действительной состоятельности такого деления.
Антагонистические противоречия подразумевают, что по разрешении противоречия оба его субъекта в прежней своей идентичности далее существовать не могут. В то же время неантагонистические противоречия могут быть разрешены и при сохранении действующих субъектов противоречий. Здесь мы снова возвращаемся к идеологическим конструкциям, предполагающим коренные преимущества защищаемого ими социалистического строя: при отсутствии антагонистических противоречий, очевидно, не предвидятся никакие социальные потрясения; при их сохранении (в другом общественном строе) такие потрясения, напротив, предполагаются.
Однако форма противоречий зависит от организационных принципов, действующих в иерархической системе, и от внутрисистемной мобильности в ней. Следовательно, разрешение противоречий состоит прежде всего в изменениях данных принципов, а также их взаимоотношений в рамках иерархии второго порядка, и от возможности вертикальных внутрисистемных перемещений.
Ильф И., Петров Е. Одноэтажная Америка. Письма из Америки. М.: Текст, 2004. С. 223-226.
где декларируются антагонистические противоречия, и обществом, где противоречия заявлены как неантагонистические, упирается в изменения в иерархии самих организационных принципов. Понятно, что в обществе всеобщего имущественного равенства для действия имущественного организационного принципа просто исчезает почва. Но даже большевики в России не смогли полностью ликвидировать в общественной иерархии действие имущественного организационного принципа. При сохранении же этого принципа для каждого индивидуума разрешение социальных противоречий состоит скорее в возможности его собственного социального перемещения, нежели в установлении общего принципа социальной справедливости. Точно так же ни один восставший раб не стремился уничтожить институт рабства: он сам желал сделаться рабовладельцем.
В то же время законодательное упразднение класса собственников в СССР не привело к ликвидации социальных противоречий в обществе. Следствием этого и стала новая смена общественно-исторической формации, т. е. те самые социальные потрясения, которые ранее заявлялись как невозможные ввиду декларированного отсутствия антагонизма. Из этого, в свою очередь, следует, что декларированное отсутствие антагонистических противоречий при социализме имело место не в самой социальной системе, а лишь в когнитивном (идеологическом) конструкте, ее публично изображающем.
Общество, которое в теории стремилось к бесклассовому статусу, на практике столкнулось с противоречиями, связанными с неминуемым воспроизводством иерархической социальной модели и выделением в рамках бюрократической системы номенклатурного управляющего класса. И крах этого общества был обусловлен противоречиями, которые были порождены именно свойствами этого управляющего класса: противоречием между огромным объемом властных полномочий и отсутствием возможности (в условиях социализма) капитализировать эту власть, придать ей адекватное денежное и вещественное выражение.
Антагонистические и неантагонистические противоречия.
Антагонистические противоречия– это непримиримые противоречия, которые снимаются в ходе их борьбы и подчинения одной стороны другой. Примерами антагонистических противоречий могут служить классовые противоречия между рабами и рабовладельцами. Противоречие тогда решалось подчинением рабов рабовладельцам и рабы могли возразить только в форме восстания. В ходе дальнейшего развития, общество выработало разные формы для разрешения классовых противоречий, но в основе своей в той или иной степени они остаются антагонистическими по сию пору.
Неантагонистические противоречия – это противоречия, которые возможно решить без подчинения одной стороны другой, с помощью взаимодействия и взаимодополнения противоречивых сторон предмета. Примером такого рода противоречий могут выступать внутриклассовые противоречия между различными слоями одного класса. Так, к примеру, противоречия между рабочими мигрантами и рабочими москвичами не является антагонистическим и может быть разрешено при соблюдении принципов равноправия в трудовых отношениях.
Выяснив, что такое противоположности и противоречия, дадим формулировку первого закона диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей: предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, которые представляют единство противоположностей. Противоположности не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание и источник развития действительности.
2. Переход количественных изменений в качественные.
Для начала разберемся с тем, что такое количество и что такое качество.
Качество представляет существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов.
Качество проявляется в свойствах. При этом нужно отличать качество от свойства. Свойство характеризует вещь, с какой либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом.
Кроме качества любой предмет обладает и количеством. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а так же величины, объема и пр. Количество выражается числом.
Если взять для примера автомобиль, то с качественной стороны он обладает рядом, присущих ему свойств. С количественной стороны автомобиль обладает размером, формой, цветом и пр. И так любой предмет.
Количество и качество едины. Не бывает качества вообще, оторванного от количественных характеристик, равно как не бывает и количества вообще. Когда мы спрашиваем «сколько», то всегда имеем ввиду какую-то качественную определенность: «сколько людей», «сколько домов» и пр.
Таким образом, развитие выступает как единство количества и качества. Оно может происходить в двух формах: непрерывности и прерывности (скачкообразности).
Прерывность (скачок) – это стадия быстрых, коренных, качественных преобразований, момент превращения старого качества в новое.
Постепенное увеличение температуры воды приводит, в конце концов, к достижению ею необходимой температуры (100 градусов) и изменению своего агрегатного состояния (качества). Это самый наглядный пример того как постепенные количественные изменения приводят к качественным. В обществе развитие производительных сил вступает в противоречие с производственными отношениями. Постепенное накопление отдельных противоречий еще не создает ситуации скачкообразного перехода из одной общественно-экономической формации в другую, но когда противоречия достигают своей высшей формы, такой переход свершается, как правило, в форме социальной революции, когда происходит скачкообразная смена одной общественно-экономической формации на другую.
Закон перехода количественных изменений в качественные: всем предметам и явлениям свойственны количественная и качественная определенности, количество и качество. Количество и качество взаимосвязаны. В процессе развития постепенные количественные изменения приводят к коренным качественным. Этот переход, как правило, осуществляется в форме скачка.
3. Закон отрицания.
Стоит сразу отметить, что речь идет не о механическом, а о диалектическом отрицании, под которым понимается не любое отрицание, а только такое, которое приводит к качественным изменениям. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. Энгельс в своей известной работе Анти-Дюринг приводил зерно в качестве примера диалектического отрицания. Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество. Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций. Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.
Закон отрицания: развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.
Вопрос 3. Категории материалистической диалектики.
Выделяют шесть парных категорий диалектики:
1. Единичное и общее.
2. Содержание и форма.
3. Сущность и явление.
4. Причина и следствие.
5. Необходимость и случайность.
6. Возможность и действительность.
Единичное и общее.
Диалектика единичного общего.
Во-первых, единичное и общее являются противоположностями. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах.
В-третьих, единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки.
Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.
В-четвертых, несмотря на то, что единичное и общее противоположности, они существуют в единстве. Общее существует лишь в отдельном и через отдельное. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы.
Так, к примеру, отдельно взятая личность представляет единичное. Но личность не может существовать вне общества, которое является целым по отношению к личности. Вместе с этим общество состоит из классов, а классы из личностей. То есть общее и единичное две стороны единого предмета.
Понимание диалектики единичного и общего важно как в познавательной деятельности, так и в решении практических вопросов жизни, особенно связанных с политическим устройством общества.
Содержание и форма.
Содержание–это совокупность элементов и процессов образующих предмет.
Форма–это структура и организация содержания. Форма бывает внешняя и внутренняя. Внешняя форма отражает внешние признаки содержания, внутренняя форма выражает структурную организованность содержания.
Так, к примеру, содержанием права являются общеобязательные, закрепленные в нормативных актах предписания. Формой же права является, с одной стороны его внутренняя система (нормы, отрасли, подотрасли, институты и пр.) (если речь идет о внутренней форме), с другой стороны источники права, то есть те документы, в которых содержатся правовые нормы.
Взаимодействие формы и содержания.
1. Форма определяется содержанием, но раз возникнув, форма приобретает относительную самостоятельность.
2. Содержание, с одной стороны определяет форму, задает параметры и пределы для развития формы. Вместе с тем и форма может оказывать обратное воздействие на содержание. Она может способствовать развитию содержания, а может и тормозить его.
Сущность и явление.
Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности. Так, к примеру, если сущность государства заключается в том, что это аппарат управления в руках экономически господствующего класса, а сущность права в том, что это возведенная в закон государственная воля, то проявляется эта сущность по-разному. Может проявляться в текстах законов, может в определенных политических действиях и пр.
Сущность человека заключается в общественных отношениях, которые формируют его личность. Проявляется это в поведении индивидов в повседневной жизни (недаром, есть такое выражение «показал свою сущность»).
Диалектика сущности и явления.Диалектика сущности и явления строиться на двух основных особенностях: с одной стороны сущность и явления едины, с другой противоположны.
Сущность является, явление существенно – писал Ленин. Явление это сущность, взятая со стороны ее функционирования в непосредственной действительности. Внешняя сторона действительности, отдельные свойства предмета, составляют явление. Сущность же это те же явления, взятые со стороны в их наиболее глубоких, общих, важных и устойчивых черт.
Что бы познать сущность явления, не достаточно эмпирического познания, необходимо глубокое осмысление целой цепи событий, связанных с развитием этого явления. В то же самое время, сама по себе сущность не бывает абстрактной, она всегда находит свое выражение в конкретных событиях, поступках, действиях, что в совокупности является явлением. Не может быть сущности абстрактного права или государства, всегда за сущностью государства и права стоят конкретные явления, подтверждающие сущность.
Причина и следствие.
Причина – это явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его. Явление же, которое возникает и развивается под воздействием причины, называют следствием.
Причина всегда предшествует следствию и определяет ход его развития, однако следование во времени не является достаточным основанием для определения причины. Зима следует за осенью, но из этого не следует, что осень причина зимы. Причинная зависимость между явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из явлений не просто следует раньше по времени, но и порождает другое.
Причину не следует путать с поводом – непосредственно предшествующим следствию событием, которое не является причиной, но дает толчок к его развитию. Так, если поводом к началу Первой Мировой войны является убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево, то основная причина лежит в империалистической стадии капитализма, которая неизбежно порождает передел сфер влияния в мире между крупнейшими монополистами, что неизбежно приводит к войнам.
В исследовании общественных процессов очень важно выявить подлинную причину того или иного события. Зачастую это оказывается не так просто, и мы видим на примере знаковых исторических событий (как например, Великая Октябрьская революция) разночтения в толковании их причин. Что бы правильно выявить их, необходимо всесторонне изучить противоречия общества в данную эпоху.