В чем заключается авторская позиция
Как написать сочинение в задании С1? Часть 4
Что такое позиция автора?
Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.
Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:
Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Как выявить позицию автора?
Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.
Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
Надо быть современным.
Надо быть безжалостным к прошлому.
Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что.
В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.
Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.
Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.
Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )
На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним безразличием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.
Средства выражения позиции автора
Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.
Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда.
— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.
— Не знаю. Наверное, кошка.
Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.
— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.
— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза.
Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.
Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки. Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор. (Г. Андреев )
Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.
Автор считает, что.
Автор подводит читателя к выводу о том, что.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу.
Позиция автора такова.
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом.
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что.
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что.
Типичные ошибки при формулировании позиции автора
1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)
Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.
1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя
Содержание:
Тема – события, по задумке автора, составляющие базу его произведения. Говоря иначе, тема – то, о чем повествует нам автор.
Идея – это главная мысль и эмоциональный элемент, идея включает в себя смысл. Её не всегда просто понять, иногда нужно прочесть текст не один раз, тщательно анализируя информацию.
Проблематика – сумма проблем. Небольшие проблемы часто конкретизируют центральную проблему или быть полностью самостоятельными.
Проблема – это ничто иное, как главный авторский вопрос, он может быть:
Сюжет – вот то, на что опираются в повседневной жизни, рекомендуя рассказ или роман. Это событийное его наполнение. Сюжет выявляет характеры, иногда проливает свет на позицию автора по отношению к пространству, времени, явлениям.
Композиция – способ построения литературного произведения. Композиционное построение – скелет текста, оно необходимо для развернутого воплощения идеи и решения проблем.
Сюжетная и несюжетная композиция делится на:
Эпиграф – важное для понимания идеи краткое изречение перед началом текста. Автор часто выбирает несколько фраз, четверостишие из известных произведений.
Антитеза – прием противопоставления, намеренное использование антонимов: небо и земля, как черное и белое.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ
Экспозиция
Служит входом в текст. В начале читатель узнает отправную точку повествования, предпосылки будущих конфликтов.
Автор очерчивает круг лиц, первоначально двигающих сюжет, возможно, дает отсылки в прошлое. Экспозиция не всегда бывает прямой, то есть не всегда с нее начинается история может быть и задержанная экспозиция в середине или почти в конце.
Завязка
Ключевое событие или цепочка явлений, знаменующих начало действия. Появляется конфликт или прямые к нему предпосылки.
Кульминация
Пик в развитии действия. Сменяется спадом напряжения.
Развязка
Исход, финальная стадия повествования. Происходит решение конфликтов тем или иным способом.
Эпилог
Финал. Сюжет практически закончился. Герои становятся статичными изображениями. Писатель рассказывает о будущем героев.
Конфликт – острые противоречия, формирующие ход сюжета. Вся мировая и русская литература объединяется общими типами конфликта:
Этот человек незримо присутствует в книге, но не принадлежит числу героев. Например, Максим Максимович отлично знает Печорина.
Когда автор-повествователь становится Рассказчиком, то он наделяет себя характером, манерами и привычками.
Иногда есть соблазн слить автора и рассказчика в одну персону. Как видно из таблиц, этого делать не стоит.
Автор
Образ автора, рассказчик
Авторский опыт и представления о мире
Практически совпадает с автором или намеренно
отдаляется от него
Обладает чертами героя-рассказчика
Тип – это собирательный образ согласно историческому моменту или проблематике.
Герой лирический – образ поэта, его внутренний мир виден при переживании конкретной ситуации. Лирический герой иногда имеет собственное жизнеописание, но практически всегда за ним стоит автор.
Интерьер изображает обстановку комнаты, дома, места действия. Иногда включает выразительные художественные детали для характеристики внутреннего мира или состояния.
Это совокупность художественных образов не только действующих лиц, но и детали, подтекст, символы и т.д.
Портрет помогает воображению представить действующее лицо, тем самым очеловечить его, заставить воспринимать как живого индивида. Автор дает описание физического облика (лицо, фигура, типичные жесты, одежда) и приводит психологический портрет для параллелей внешности и внутреннего мира.
Пейзаж в истории не всегда простой природный фон, но прием описания состояния персонажа, напряженности конфликта. (Эпопея Л. Толстого «Война и мир»).
«Говорящая фамилия» помогает дать развернутую характеристику персонажа одним словом. Фамилия отражает яркую черту характера или поведения. (Простаков, Вральман и т.д. в комедии Фонвизина «Недоросль»).
Ремарка, как правило, появляется в произведениях драматического плана. Ими автор поясняет действие и помогает актерам при постановке пьесы.
«ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ» И «ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ»
Вечное – нечто важное для всех наций с древности и до наших дней.
Вечные образы – герои, ставшие нарицательными (Плюшкин, Обломов).
РУСТЬЮТОРС
Позиция автора текста в сочинении ЕГЭ по русскому языку.
Содержание:
↑ Авторская позиция в тексте (критерий К3)
Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).
↑ Примеры сформулированных авторских позиций
Примерный круг проблем: | Авторская позиция: |
Проблема патриотизма творческих людей. (В чем проявляется патриотизм творческих людей в годы войны?) | В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения. |
↑ 1 БАЛЛ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
1 балл выставляется экспертом, если «экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет».
ПРИМЕРЫ по тексту Михалкова
«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
«Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».
«Автор считает, что «важно. не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».
ПРИМЕР по тексту Бражина
«Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить».
↑ 0 БАЛЛОВ ЗА АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ
0 баллов ставится, если «позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована».
Сочинения по тексту С. Михалкова
«Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов».
«Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь».
«Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям».
↑ ОШИБКИ при формулировании авторской позиции
Большинство ошибок по критерию КЗ связаны с неумением определять проблему текста (К1). Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем.
В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути.
В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся.
Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года. ФИПИ.
В раздел СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ
Как найти позицию автора к проблеме (ЕГЭ по русскому языку)
В статье мы даем подробный рассказ о том, как найти позицию автора к проблеме (ЕГЭ по русскому языку). Как известно, на ЕГЭ дорог каждый балл, ведь он может приблизить к поступлению в желаемое учебное заведение. Правильно определенная позиция автора принесет один балл выпускнику. Но если ее не указать, или определить неверно, можно лишиться и нескольких баллов. Так что читайте внимательно и делайте заметки.
Что такое авторская позиция?
Авторская позиция — это его взгляд на поднятую в тексте проблему. Другими словами, это основная мысль текста. Авторская позиция — это ответ на вопросы:
Как выявить авторскую позицию?
В зависимости от темы текста авторскую позицию бывает сложно определить, а бывает и просто. Однако она есть всегда. Поднимая определенную проблему, автор так или иначе выражает к ней свое отношение. Все тексты на ЕГЭ достаточно просты в понимании. Если после первого прочтения теста позиция автора осталась неясной, перечитайте его еще раз. Возможно, вы просто отвлеклись от сути именно в том месте, где указано авторское отношение к проблемному вопросу. Позиция автора в тексте может быть выражена двумя способами:
Выражена прямо
В этом случае отношение автора к проблемному вопросу прослеживается на протяжении всего текста и может быть сформулировано в конкретном предложении. С первых строк нам становится понятно, как автор относится к герою или его поступку, или же в финале текста автор говорит о своем отношении к проблеме. Мы можем увидеть авторское отношение в конкретном предложении.
Выражена косвенно
Иногда авторское отношение трудно определить. Оно может крыться в каких-либо фразах, в отношении к герою других действующих лиц, в лексике автора текста. Если позицию определить трудно, обратите внимание на мелочи. В этом случае от вас потребуется умение видеть скрытый смысл, понимать иронию, расшифровывать сложные метафоры.
Обратите внимание на задание 26, в котором представлена рецензия на текст. Обычно в этом задании указано и отношение автора. Причем здесь же есть и средства, с помощью которых автор выражает свое отношение к проблеме. Эту рецензию можно взять на вооружение при написании авторской позиции. Но здесь нужно быть очень внимательным. Используйте эти сведения лишь в том случае, если вы уверены в правильности ответа на это задание.
Средства выражения отношения автора к проблеме
Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь. Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:
Оценочная лексика
С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.
Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.
Вводные слова
Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.
Средства выразительности
Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы.
Побудительные предложения
Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).
Вы должны не просто сказать, хорошо или плохо автор относится к проблеме. Исходя из того, какой была сформулированная проблема, нужно развернуто сказать о том, что думает автор по этому поводу, как бы поступил он, что советует сделать нам.
Как автор может относиться к проблеме
Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:
В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.
Как сформулировать позицию автора
Не забывайте о том, что позиция автора – это ответ на вопрос, обозначенный в первом абзаце. Поэтому обязательно проверьте, соответствует ли сформулированная вами позиция автора поставленному вопросу. Если нет, значит вы неверно ее указали.
Используйте речевые шаблоны:
Сначала найдите позицию автора, то есть основную мысль текста, а затем уже формулируйте проблему. Это позволит не отклониться от основной задачи сочинения и удержать мысли в одном направлении. Если вы сначала сформулируете проблему, то потом можете найти авторскую позицию по другой, и записать ее, не задумавшись об уместности этой мысли в работе. Составьте на черновике кластер, содержащий следующие сведения:
Примет 1 → Пример 2
Такая схема будет полезной при соединении своих мыслей в единое целое.
Найдем позицию автора вместе
Для нахождения авторской позиции предлагаем потренироваться на двух распространенных текстах из открытого банка заданий ЕГЭ.
Текст о рябинке
В тексте Н. Соколовой позиция автора не выражена явно, но все же она понятна. Уже само слово рябинка с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорит о том, что автор пишет о дереве с участием, состраданием. Оно словно просит помощи у читателя. Финал текста заставляет нас задуматься о том, кто же виноват в гибели беззащитного дерева: «Виноватых нет. И рябинки тоже нет». Становится ясно, что автор хочет донести до читателя мысль о том, что природу нужно беречь. Судьба каждого деревца находится в руках человека. И лишь от человека зависит, будет природа процветать и радовать окружающих, или же будет уничтожена самими людьми.
Текст о кузнеце Василии
В тексте Е. Чеширко представлен диалог кузнеца Василия и Смерти. Нежданная гостья застала кузнеца врасплох, и он не знал, как себя вести. Чтобы понять авторскую позицию, нужно проанализировать слова главных героев, в частности Смерти. «Это вы сделали меня такой!» — вырывается восклицание из уст Смерти упрек в сторону человека. Все реплики Смерти наполнены психологизмом. Она обвиняет людей в том, что ей приходится быть свидетелем гибели порой ни в чем не повинных существ. Автор хочет сказать, что люди должны задуматься над своим поступками, перестать быть жестокими.
Люди должны понять, что они сами виноваты во всех бедах, которые с ними приключаются. Люди должны перестать враждовать друг с другом, должны быть человечнее. Ведь дорога в рай давно заросла травой, потому что по ней давно никто не ходил.
Оказывается, что найти позицию автора не так и сложно. Изучение методических рекомендаций по этому вопросу развеет сомнения и недопонимание выпускников. Если вам была полезна прочитанная статья, оставьте комментарий. Если же вы в чем-то не разобрались, прочитав ее, тоже напишите нам. Удачи в творческом поиске!