В чем заключается биосоциальная сущность человека кратко и понятно
В чем проявляется биосоциальная сущность человека
Происхождение людей, становление их как субъектов социальных-исторических выделение из мира животных — это вопросы, которые терзают умы философов, биологов, антропологов и обществоведов тысячи лет.
Наука определяет человека как биосоциальное существо, у которого есть собственное сознание, вторая сигнальная система (членораздельная речь), имеются нравственные качества и способность самостоятельно изготавливать орудия трудовой деятельности.
Безусловно, это «сухое» определение, которое не дает полного понимания социального и природного. Разберемся детально, начав с того, какие существуют теории происхождения людей.
Теории происхождения
Теорий становления феномена в мире не очень много, но они все имеют право на существование:
В чем проявляется биосоциальная сущность личности
Для понимания человеческой сущности принято оперировать понятиями «индивид» и «личность».
Индивид — это отдельная особь человеческого рода, наделенная всеми чертами и признаками психологического, социального и биологического единства.
Личность — это более сложное понятие, включающее в себя индивида и его социально значимые признаки в обществе.
Как разграничить эти два понятия? Все очень просто. Каждый от рождения является индивидом, так как несет все признаки отдельной особи. Личностью же индивид становится только в процессе социализации. Есть индивиды, которые были рождены в дикой природе и воспитывались дикими животными (медведями, волками). Это так называемые люди-маугли. Они являются индивидами, так как сочетают все признаки современного фенотипа. Однако они не являются личностями, так как не разделяют ценностей общества и не обладают какими-либо социально значимыми качествами.
Существует еще и третье понятие — индивидуальность. Индивидуальность — это проявление личности в ее своеобразии, неповторимости действий и исключительности воспроизводимого. Индивидуальность — это уникальность — мы все одинаковые в плане общей организации, но отличаемся по многим параметрам, не являясь биологической или социальной копией друг друга. Индивидуальностью обладает любая личность.
Понятие и объяснение биосоциальности
По мнению американского социолога Дьюи, люди — это биопсихическая структура, отделенная от животного мира различными стремлениями. Нет никаких врожденных мотиваций. Они как результат биологической и социокультурной эволюции, наряду с животными имеют специфические реакции на внешний мир.
Созидание творческих и материальных ценностей выделяет человеческую природу из царства животных.
Животные руководствуются исключительно врожденными инстинктами, которые всегда следуют эволюционным путем с наименьшими энергетическими и ресурсными затратами. В довершение к энергетической обусловленности пути примыкает инстинкт самосохранения. К примеру, птица вьет гнездо. Это кажется творческим процессом, так как она выбирает веточки и материал для его создания. Все гнезда птиц одного вида будут примерно одинаковы. Этого нельзя сказать о человеческом жилище — каждый дом и каждая квартира — это уникальные творческие объекты. Люди могут построить «гнездо», применив сотни навыков, использовать множество способов. Птица это делает всегда по одному и тому же алгоритму.
К свойствам, отражающим биологическую природу, относится все то, что свойственно животным — защитные рефлексы, самосохранение, материнский инстинкт и так далее. Отличительная черта человека — это его разумность. Благодаря разуму и пластичному логическому мышлению, а также наличию эмоциональности, люди выделены из инстинктивно-алгоритмичного мира животных. От природы они слабые, не имеют когтей, клыков, мускульной системы, но с легкостью порабощают живую природу, меняя ее под свои потребности. В конечном счете это не всегда хорошо и правильно, но именно это позволило людям стать доминантным видом на Земле.
Вместо заключения
Подытожив рассуждения, можно вывести суждение о том, что дуалистическое представление о землянах — это фундаментальное качество Homo sapiens. С одной стороны, они наделены качествами, которые есть в мире животных, а с другой есть некие такие социальные качества, которые у животных отсутствуют либо являются их имитацией. Только воспитание и жизнь в обществе делают из индивида личность. Для подготовки к тесту ЕГЭ можно использовать статью «Природное и общественное в человеке».
Презентация к материалу рассказывает об основных моментах, которые могут встретиться в тестировании.
Общее понятие
Концепция взаимных связей между отдельными особями в популяции носит наименование социальной структуры. Человек представляет собой редкий феномен природных организмов. Он отличается общественной манерой поведения, желанием к созиданию и творчеству. С помощью речи люди передают информацию, умения, навыки. Память хранит и накапливает знания из прошлого, разум приумножает их, соответственно опыту.
Индивид принадлежит к категории homo sapiens, представляет собой природный организм, особь. Идея личности выражает сочетание социальных особенностей, которые появляются у индивидуума в течение жизни и проявляются в поведении и действиях. Определение характеризует субъекта, с общественной точки зрения. Не все люди становятся личностью. Жизнь индивида в родовом строе подчинялась стремлениям первобытного коллектива, поэтому обособленность мышления не проявлялась.
Не относятся к личностям люди с отклонениями в психике и человеческие дети. Ребенок имеет некоторый комплект биологических характеристик и качеств, но до определенного времени у него нет признаков общественного порядка. Из-за этого его действия не ограничиваются социальной ответственностью.
Формирование человека
Личность складывается в условиях социализации, при этом индивид усваивает опыт, накопленный предыдущими поколениями. Субъект приобщается к установившейся структуре общественных отношений и связей. Личность является биосоциальной сущностью человека, заключает в себе сложную бинарную основу, представляет комплексное слияние разумного существа и организма природы. Люди одновременно удовлетворяют духовные и материальные потребности.
Метафизические нужды зависят от особенностей формирования внутреннего мира людей в обществе, где проживает индивидуум, и их коммуникации. Личность передает сознательные образы и мысли другим членам социума посредством речи и языка. Другой формой изложения служит живопись, музыка, иные образные формы.
Формирование Субъекта представляет сложную координационную систему получения обособленных личностных характеристик в некоторых условиях. Становление личности на определенном этапе являет собой придание законченной формы и демонстрирует приобретенный качественный параметр.
Точка совершенствования показывает готовность индивида к деятельности определенного рода:
Пример. Подросток сформировал личностные характеристики в процессе теории и имеет представление об исполнительности, ответственности. Но эти понятия не консолидировались в поведении юноши, парень не воспроизводит их в общественных отношениях. Другим уровнем готовности является случай, когда качества закрепляются не только в сознании, но и работают при контактах в социуме.
Социализация отношений
Обобществление состоит в общении, образовании и воспитании посредством программы социальной ревизии, использования средств информации. Становление происходит в детских учреждениях, семье, в школе преподается обществознание биосоциальной сущности человека. Люди являются природными сущностями и живут по законам естества, но адаптационное развитие они получают только в окружающем социуме.
Институты проводят исследования на тему выявления особенности биологической составляющей человека и влияния этого критерия на становление личности.
Для развития индивида в обществе имеют значение:
Социализация начинается с рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Индивид проходит собственную дорогу и наследственность в этом не имеет значения. Субъект не рождается личностью, а становится ею в процессе жизнедеятельности. Период обобществления считается законченным, когда особь достигает определенного уровня психического и социального становления.
Критерием социализации является разумное управление собственным поведением и возможность отчитываться по итогам своей деятельности. Личность проявляется в случае, когда индивид определяется как субъект действия и при этом у него развивается самосознание разной интенсивности.
Индивидуализация личности
Субъект имеет собственные признаки, которые в плане биологического проявления отличают его от других членов общества. Кратко говоря, в мире нет людей с одинаковыми характеристиками.
К отличительным признакам относятся:
Научное понятие индивидуума означает, что человек существует как обособленная сущность в мире других людей. Нестандартность определяет характеристики человека в качестве одного из многих, но берет во внимание его личные качества. Определение учитывает внешний вид, способ общения и поведения, характер и другие признаки индивида.
Человек в обществе воспринимается, благодаря социально значимым характеристикам, которые в комплексе с обособленными качествами показывают личность. Персона обладает разумом, способностью оценивать действия, себя и других, самосознанием. Каждая веха развития общества предъявляет определенные требования к человеческой личности.
Индивидуальность проявляется в отличии внешних физиологических качеств и систематики сочетаний психологических, нравственных и социальных характеристик общения и поведения. Феномен индивидуальности применяется для показа неповторимости и оригинальности человека. Но в каждом субъекте встречаются общие показатели, которые присутствуют у всех людей, но выражаются и сочетаются в разной степени.
Коммуникационные критерии
Люди приспосабливаются к природе в результате морфологических перемен, переделки окружающего пространства, изготовления и использования орудий труда и войны, одежды, строительства зданий, передачи собственного опыта и навыков предыдущих поколений.
Иные представители млекопитающих также могут передавать знания, но человек научился делать это наиболее эффективно. Начальный опыт накапливания знаний в ограниченном коллективе способствовал победе над холодом, голодом, нападением зверей. Направление отбора в природе планомерно изменялось и на место агрессивности и силы выходила коммуникабельность, способность к труду, внимательность и наблюдательность.
В итоге развивался мозг, улучшался голосовой аппарат, разрабатывалась кисть руки. Изменения вели к разделению труда по силе, возрасту, полу. Люди разделяются на группы, основой градации становятся умения, навыки, ответственность за некоторые обязанности, деление опытом и производство. Возникает социальная система, традиция, религия и законность.
Человек сочетает биологические и общественные факторы, чем отличатся от млекопитающих животных:
Возникновение и становление общественных формаций носит название социогенеза, а все развитие человечества именуется антропосоциогенезом. Бинарная природа людей заключается в том, что социальные навыки надстраиваются на биологический фундамент. Важные факторы жизненной деятельности формируются в обществе и личность проявляется в итоге социализации.
Мышление и речь
Мышлением называется способность осознания сторон мира, которые непосредственно человек не воспринимает. Примером служит оценка прошлого или построение планов. Благодаря этому умению, люди не приспосабливаются к естественному окружению, а переделывают его.
Способность к мышлению проявляется в виде форм:
Речь являет собой сложившийся вид общения индивидов с помощью языка. Элемент деятельности помогает человеку передавать информацию, познавать окружение, компоновать знания для будущих поколений. Первоначально речь призвана организовывать общение. Процесс представляет собой формулировку мыслей с помощью разговора и восприятие языковых конструкций другого индивидуума.
Жизненные потребности
Понятие раскрывает осознанное переживание индивидом объективной нужды в средствах для поддержания организма и развития собственной личности. Потребности бывают осознанными и неосознанными. Первый вид побуждает людей к действиям.
Деление надобностей:
Не всегда нужды человека находят удовлетворение, их возмещение часто зависит от имеющихся ресурсов природы. По своему направлению они не должны нарушать общественные нормативы и обязаны представлять реальное и разумное содержание.
Способности и возможности
Индивидуальные качества говорят о пригодности человека к выполнению полезной работы в обществе. Способности формируются путем обобщения психологических процессов, которые применяются в действиях с закреплением их в виде привычек и навыков.
Признаки, которые получены посредством опыта, наблюдения и других эмпирических восприятий:
Ловкость развивается в процессе сольватации человека с предметами, продуктами, вещами. Способности совершенствуются по спирали, при этом после формирования навыка одного уровня открываются возможности для получения умений другой высокой ступени.
Воля и характер
Понятия взаимосвязаны друг с другом, в воле проявляется мощность характера, его напор, твердость и целеустремленность. Действия бесхарактерного человека зависят от окружающих обстоятельств и не определяются собственными желаниями. Характер представляет собой остов личности, в котором закреплены наиболее стойкие и существенные качества индивида, проявляющиеся в определенном отношении к людям, делу, себе.
Межличностные связи возникают в больших группах, например, классы, сословия, нации. Деловые и личные отношения появляются в малых формациях, например, коллектив, семья, группа. Позиции делятся на официальные, личные, иногда в среде возникают конфликты.
В результате разногласий сталкиваются противоположные интересы, цели, поэтому для погашения ссоры требуется выявление первоначального мотива. Итог конфликта зависит от выбора стратегического поведения индивида, его характера и способности к коммуникативному консенсусу.
Биосоциальная сущность человека. Мировоззрение. Познание. Истина и её критерии
Урок 3. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Биосоциальная сущность человека. Мировоззрение. Познание. Истина и её критерии»
Что мы знаем о человеке? У понятия «человек» есть множество определений, и некоторые из них могут показаться вам довольно странными.
Например, древнегреческий философ Платон определил человека как двуногое существо без перьев, в ответ на что другой античный философ Диоген общипал петуха и представил всем человека, по мнению Платона. Платон смутился и уточнил своё определение, добавив: «…с плоскими и широкими ногтями».
Современная же наука определяет человека как социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.
Также стоит отметить, что человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Ещё понятие «человек» может использоваться как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Как же появился человек? Принято выделять следующие основные теории происхождения человека.
Креационистская – теория творения. Согласно ей – весь мир и человек сотворены Богом, Высшим разумом. Она присутствует во всех мировых религиях. Например, библейская история о том, что на шестой день сотворения мира Бог сотворил человека. Господь сказал: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему».
Суть эволюционной теории заключается в том, что человек появился на нашей планете не сам по себе. Его появление – это результат длительной эволюции видов живых организмов, в основе которой лежит естественный отбор.
В рамках эволюционной теории возникла трудовая теория происхождения человека. Её сторонники подчёркивают, что большую роль в становлении человека в его современном виде сыграл труд, в процессе которого развивалось сознание человека, его способности мыслить, членораздельно говорить и так далее.
Самой молодой является космологическая (уфологическая) теория, которая утверждает внеземное происхождение человека, говорит, что жизнь на Земле возникла в результате разумного замысла инопланетян.
Все теории происхождения человека можно объединить одним словом – антропогенез – это процесс формирования человека; часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного; теория происхождения человека.
Также в качестве объединительного термина иногда употребляется понятие антропосоциогенез – это процесс происхождения человека и общества.
Какие же существуют подходы к объяснению сущности человека? В начале нашего занятия мы отметили, что человек существо социально-биологическое, то есть природное и общественное. А как вы думаете, чего в человеке больше?
Всех мыслителей, которые пытались ответить на этот вопрос, можно разделить на две группы. Одна из них выделяет приоритетную роль одной из сторон человеческой сущности. Те, кто считают, что сущность человека определяет его природное начало, что человек сразу рождается таким, каков он есть, а его сущность определяется наследуемыми признаками, принято относить к сторонникам биологизаторского подхода. А тех, кто считает, что человек рождается как «чистая доска» и его формирует общество, принято относить к сторонникам социологизаторского подхода.
Представители второго направления считают, что человек – это единое биосоциальное существо. И природа, и общество влияют на человека совместно, и их нельзя отделить друг от друга.
Что же человек получает от природы, а что в человеке формируется благодаря воздействию общества?
К биологическому в человеке можно отнести:
· строение организма, функционирование его органов и систем;
· задатки к развитию способностей (общих и специальных);
· приспособление к окружающей среде;
· способность к обмену энергией с окружающей средой;
· простейшие психические реакции;
· возможность использовать природные предметы.
Некоторые особенности, заложенные природой в человеке, сильно отличают его от других живых существ. Эти особенности принято называть биологическими факторами антропогенеза, к ним относят:
· сложное строение мозга (способность к абстрактному мышлению);
· строение нижней челюсти и гортани (способность к развитию членораздельной речи);
· строение кисти рук (противопоставление большого пальца руки остальным);
· способность к прямохождению.
Здесь важно понимать, что дальнейшее развитие данных способностей человека возможно только в социуме.
Например, в Индии в период с 1843 по 1933 годы было найдено не менее 16 детей, которые провели первые годы своей жизни среди животных и были полностью лишены общения с людьми. В отличие от своих литературных наследников, таких как Маугли Редьярда Киплинга или Тарзан Эдгара Райса Берроуза, людей с относительно нормальным человеческим умом и физическими способностями, а также с врождённым чувством культуры, но более развитым инстинктом выживания, дети джунглей оказались почти совершенно неспособными изменить привычки, приобретённые во время жизни среди животных. Те, кто в детстве жил в обществе животных, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в обществе людей, заботу и усилия по перевоспитанию.
В том числе и поэтому к социальному в человеке можно отнести:
· членораздельную речь, язык;
· способность усваивать достижения культуры;
· способность производить орудия труда;
· социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь);
· духовные потребности (мораль, религия, искусство);
· осознание своих потребностей;
· деятельность (трудовая, художественная и тому подобное) как способность преобразовывать мир;
· создание орудий труда для преобразования окружающей действительности;
· способность к творчеству, созиданию.
С человеком как биосоциальным существом связано три термина: индивид, индивидуальность и личность.
Индивид – это отдельно взятый представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.
Индивидуальность – это неповторимое уникальное сочетание психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.
Личность – это совокупность социально значимых качеств человека.
С понятием «человек» неразрывно связано и понятие мировоззрение – это совокупность взглядов человека на окружающий мир; целостное представление человека о природе, обществе и самом себе.
Можно говорить о мировоззрении человека, мировоззрении социальной группы и мировоззрении общества в целом.
Мировоззрение состоит из важнейших убеждений – это устойчивые взгляды, идеалы, принципы, проявляющиеся в действиях и поступках. Поэтому мировоззрение определяет отношение человека к самому себе, природе, обществу – направленность личности – совокупности устойчивых мотивов деятельности личности, относительно независимых от сложившейся в данный конкретный момент ситуации.
Элементами мировоззрения являются: мироощущение (настроение, чувства, эмоции); мировосприятие (образ мира в наглядных представлениях); миропонимание (рациональные представления о мире).
В структуру мировоззрения входят: убеждения, духовные ценности, знания, идеи, принципы, убеждения, принципы, идеалы.
Существуют следующие пути формирования мировоззрения: стихийное формирование (обыденное (житейское) мировоззрение); осознанное формирование (религиозное мировоззрение; философское мировоззрение; научное мировоззрение).
Какова роль мировоззрения в жизни человека? Оно помогает определять истинные ценности, выстраивать иерархию ценностей, даёт ориентиры и цели для деятельности человека, а также позволяет понять, какими средствами (методами) можно достичь поставленных целей.
Мировоззрение неразрывно связано с процессом познания, то есть приобретением новых знаний о мире. Субъектом познания (тем, кто познаёт) являются человек и общество. Объектом познания (тем, что познаётся) выступает познаваемый предмет или весь окружающий мир (природа, общество, человек).
Целью познания является получение достоверных знаний о мире, которые в свою очередь являются результатом познания.
Выделяют следующие виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, научное, социальное, художественное.
Существует такой термин, как гносеология – теория познания; раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.
Вопрос о том, познаваем ли мир, издавна волновал философов.
Принято выделять три философских направления познания мира.
Агностицизм – это философское учение, отрицающее возможность познания окружающего мира и его закономерностей. Разновидностью агностицизма является конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные понятия и теории являются результатом соглашения между учёными.
Гносеологический скептицизм – это философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
Гносеологический оптимизм – это концепция, утверждающая возможность познания мира.
Как же происходит познание мира? Можно выделить следующие уровни познания: чувственное и рациональное.
Основными формами чувственного познания являются:
· ощущение – отражение отдельных свойств предмета при его воздействии на тот или иной орган чувств;
· восприятие – целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств;
· представление – образ предмета, возникающий в результате припоминания или фантазирования.
Основными формами рационального познания являются:
· понятие – мысль, утверждающая общие существенные признаки объекта;
· суждение – мысль, утверждающая или отрицающая наличие каких-либо свойств у объекта или связи между объектами;
· умозаключение – мысленный вывод из нескольких суждений:
§ дедуктивное – от общего к частному;
§ индуктивное – от частного к общему;
§ сделанное по аналогии.
Какой способ познания приоритетен?
Представители эмпиризма считали, что единственный источник наших знаний – чувственный опыт. Сторонники рационализма утверждали, что разум – это основа познания и поведения людей. Так или иначе, но результатом познания являются знания – это информация, совокупность сведений об окружающем мире, результат познания человеком действительности.
Очень важно, чтобы знания были истинными. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина может быть:
Абсолютной – исчерпывающее достоверное знание о природе и обществе; знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
Относительной – неполное неточное знание, которое соответствует определённому уровню развития общества, обуславливающему возможности познания; знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения. Относительная истина постоянно углубляется и уточняется в ходе познавательной деятельности.
Объективной– такое знание, которое не зависит от личности того, кто познаёт, не зависит ни от человека, ни от человечества.
Субъективной– знание, которое существует только в сознании субъекта и обусловлено особенностями познающего субъекта.
Иногда для характеристики субъективной истины используют термин «правда». Правда – знание, наполненное личным интересом и смыслом.
Истина одна, а правда – у каждого своя.
Конкретной – истина, раскрывающая существенные моменты предмета с учётом конкретных условий его развития. Она связана с определённым местом, временем и обстоятельствами.
Противоположностью истины являются заблуждения, ошибки, ложь.
Заблуждение – ситуация, когда наше понимание какого-либо предмета или явления не совпадает с ним непреднамеренно, в связи с тем, что наши познавательные способности несовершенны.
Ошибка – это результат неверного действия, практического или теоретического.
Ложь – сознательное искажение фактов.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.
1. В чём заключается биосоциальная сущность человека?