В чем заключается диалектика абсолютной и относительной истины
Диалектика абсолютной и относительной истины
В поступательном движении познание человека идет от относительных истин к абсолютным. Абсолютная и относительная истины различаются лишь степенью проникновения сознания в предметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и точности их отражения.
Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом. А в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.
Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Наши знания о солнечной системе, например, представляют собой истину относительную. Они содержат массу верной информации о ней. Вместе с тем солнечная система раскрыла человеку далеко не все свои тайны. Относительной истиной являются наши знания о любом предмете и явлении, так как каждый из них бесконечно многообразен в своих признаках и свойствах, связях и отношениях. Относительным является наше знание и о мире в целом. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется. Поэтому наше знание о нем всегда ограничено, относительно, неполно. Оно отражает этот объект в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются. Любая научная теория относительна по своей природе, поскольку рано или поздно она сменяется новой теорией, полнее, точнее и глубже объясняющей и описывающей те или иные стороны действительности.
Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет право рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления. Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека.
Во-первых, он используется для обозначения полного, исчерпывающего знания о мире в целом или об идеальном предмете и явлении. Это как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Но, поскольку мир полностью познать нельзя в силу его бесконечного многообразия и постоянного изменения, развития, постольку возникает вопрос: а существует ли абсолютная истина в этом смысле? Может быть это миф, за которым ничего реального просто нет. В действительности, абсолютная истина здесь выступает как некий идеал, как предельное знание, к которому стремится наше познание, никогда вместе с тем его не достигая. Термин «абсолютная истина» используется здесь для фиксации того факта, что познавательные возможности человеческого разума безграничны. Развитие науки при этом предстает как ряд последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых полнее, глубже и точнее, чем предыдущие.
В-третьих, этим термином обозначаются такие знания, в которых фиксируются какие-либо факты. Достоверность этих фактов либо очевидна, либо доказана наукой. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты (даты событий, рождения, смерти и т.п.). Примером подобных абсолютных истин могут быть суждения типа «философ Гегель родился в 1770 году», «Гавайские острова находятся в Тихом океане», «вода при нормальном атмосферном давлении кипит при 100° по Цельсию» и др. Такие истины всегда строго «привязаны» к определенному месту и времени. Они являются абсолютными истинами лишь в границах своей применимости, при точном соблюдении всех необходимых, строго определенных условий. Суждение, что «философ Гегель родился в 1770 году», верно лишь в современной системе летоисчисления. Даже то, что » «, истинно лишь в десятеричной системе исчисления. При изменении условий эти суждения перестают быть истинными.
Далее встает вопрос о достижимости абсолютной истины. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе. Однако следует отметить, что в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине.
Диалектика абсолютной и относительной истины
Философская и научная концепция (проблема) истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Логические истины не выводят за рамки наличного знания, в них нет прироста информации. Истинность тавтологии полностью определяется ее логической структурой. Если рассуждение совершается по схеме А есть А, то этого достаточно для его логической истины, но полученные суждения не прибавляют ничего нового к тому, что уже было сказано.
Истины в материальных вещах и процессах нет как бы глубоко не проник человек в тайны микро-, макро- или мегамира, найти там истину в буквальном смысле слова нельзя, потому что истина идеальна.
Истина — это элемент сознания, продукт мыслительной деятельности. Истина есть не сами вещи, а знания об этих вещах. Истинными или ложными могут быть знания о вещах, а не сами вещи.
Между идеальным отражением (то есть нашими ощущениями, мыслями и т.д.) и самой действительностью существует соответствие, которое должно быть верно, независимо от воли человека и человечества, поэтому мы вправе сказать, что истина для всех одна, и она всегда объективна. Ум человека не создает истину, а открывает ее. Суждение, мысль тогда истины, когда они правильно воспроизводят действительность.
Вывод.Объективная истина есть такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Ключевым в этом определении являются два момента, которые выражены словами: содержаниеи не зависит.
Вывод: объективность истин связывается со следующими положениями:
1. источник знания – объективная реальность;
2. качество субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;
3. вопросы истины не решаются арифметическим большинством;
4. категорией для выражения обозначения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформированы длительной эволюцией науки и социума.
Объективная истина приобретается человеком не сразу во всем объеме, а постепенно, потому что окружающий мир безграничен и бесконечен, а человечество ограничено в своих возможностях познавать мир на каждом этапе исторического развития. Знания людей на каждом историческом этапе определяются достигнутым уровнем развития науки, техники, общественно-исторической практики. По мере развития научного познания открываются новые законы, а также уточняются те условия, при которых эти законы верны. Между познанным и непознанным нет непроходимой грани.
1.относительная истина выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания;
2. относительность объективной истины означает ее незавершенность, приблизительность, наличие моментов несоответствия объекту, односторонность его воспроизведения, верность в строго определенных условиях.
Абсолютная истина в философии понимается в трех смыслах:
1. абсолютно полное знание обо всем, что было. Есть и будет в мире;
2.моменты абсолютного, непреходящего знания в составе знания относительного;
3. так называемые «вечные», окончательные истины.
В первом случае абсолютная истина не достижима,но нет предела все более полного отыскания ее содержания. Во втором и третьем смыслах абсолютная истина «включается» в человеческое познание, на каждом из этапов его развития и таким образом истиной является не только абсолютная истина, то есть полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительная, неполная, то есть относительная истина.
Метафизическое противопоставление абсолютной и относительной истин приводит к заключению, что можно получить истину в последней инстанции, вечную истину,если принимать за истину такие положения, которые справедливы в любое время всегда и везде, то это будет означать догматическое пониманиедействительности. Догматизм в познании возникает в том случае, если принимаются без доказательства и проверки теоретические истины, которые были верными в других условиях.
Релятивизм- это признание только условности и относительности знания и отрицание, какой бы то ни было объективной абсолютной истины, объективной модели или научной картины мира, к которой стремится познание.
Что является критерием истины? Отыскать критерий истины,это, значит, найти такое объективное независящее от человека и человечества основание, которое позволяет отличить истинное знание от ложного. Таким критерием является практика, то есть критерием истины является не полезность или какое-то другое основание, а только истинность знания, то есть их верность в действительности.
Диалектика процесса познания истины (Диалектика абсолютной и относительной истины)
Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:
1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;
2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.
Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более точно и полно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины.
Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.
Единство абсолютной истины и относительной обусловливается их содержанием, они едины благодаря тому, что и абс и отн истины являются объективными истинами. Движение от менее полной истины к более полной как и всякое развитие, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинного знания.
Абсолютная истина, как исчерпывающее знание о вещах может существовать только в определенной области знаний о природе ограниченной от остальной природы четко сформулированными границами допускающими внутри себя существование этой абсолютной истины. Пример:Механика Ньютона дает исчерпывающее знание о вещах материального мира только если мы принимаем постулат о существовании абсолютного пространства-времени и получает свое эмпирическое подтверждение на практике только в области определенной более общей теорией относительности Энштейна.
Истинность как характеристика психических форм личности подвержена качественным градациям. Когда эта градация производится в грубой форме, то говорят либо о полном соответствии, форм психики объекта познания (абсолютная истина), либо об их полном несоответствии (абсолютное заблуждение),либо о чем-то серединном между абсолютной истиной и абсолютным заблуждением (относительная истина или относительное заблуждение)
Абсолют истина – такое содерж знания, кот не опровергается последующ развитием науки, а обогащается и постоянно подтвержд жизнью. Истина- процесс, своеобразное перемещение по шкале истинности, чаще слева направо, по направлению к абсол истине. По мере развития процесса познания станов известным ранее неизвестное. Но абсол истина остается недостижимой.На самом деле, наиб полное знание поуч на основе теорий, но теории одна за другой сменяются своими более удачными конкурентами. После каж появления нов теории приходится признавать, ч абсол истина в очер раз оказ недостижимой. в условиях госпо-ва прежней теории казалось, что абсол истина уже достигнута.
Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Бытует мнение будто заблуждения – досадные случайности. Человечески разум устремленный к истине, неизбежно впадает в свое рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Тут уместно напомнить слова Гете: “Кто ищет вынужден блуждать”. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было например с Ньютоновской трактовкой пространства и времени. Заблуждения имеют гносеологические, психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи, как нравственно-психологического феномена. Ложь – это искажение от действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие, того что было. Как утверждал Галилей: “Избегать ошибок при наблюдении просто не возможно”. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Сказанное верно в основном по отношению к научному познанию. Несколько иначе состоит дело в социальном познании. История, которая в силу недоступности и неповторимости своего предмета – прошлого, зависимости исследователя от доступности источника, их полноты, достоверности и т.п., а также весьма тесной связи с идеологией и политикой, более всего склонна к искажению истины, к заблуждениям, ошибкам и сознательному обману. С нравственной точке зрения заблуждение – это добросовестная неправда, а обман недобросовестная. Хотя можно говорить о “лжи во спасение”.
Метафизич. материализм представил истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета. Диалектич. материализм рассматривает как исторически обусловленный процесс. Всякое знание, взятое на том или ином конкретном историч. этапе, представляет собой неполное, недостаточно точное представление о действительности, т. е. на каждом конкретном этапе познания мы имеем дело с относительной истиной. Относительность знаний не означает, однако, что эти знания лишены объективного содержания. Всестороннее знание о неком сущем называют абсолютной истиной. Это: 1) некоторые принципы фил. и науки, имеющие непреходящий характер, например, положение о первичности материи и вторичности сознания; 2) фактические знания об отдельных процессахи явлениях, достоверность которых не подлежит сомнению. Это так наз. «вечные истины»
В этом смысла она “дитя эпохи”. Любой объект познания не исчерпаем, он постоянно изменяется. Перед умственным взором ученого всегда предстает не законченная картина. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограничено верное знание о чем либо. Каждая эпоха предполагает, что в результате усилий предшествующих поколений и современников достигнута настоящая истина. Но проходит время, и оказывается, что это только маленькая опора для дальнейшего подъема которому нет конца. Каждая последующая теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Все рациональное содержание прежней теории входит в состав новой. Прежняя теория в составе новой истолковывается как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной. К. Поппер утверждал: “Что любое научное положение – это все во лишь гипотеза”. Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов. Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных выражений, как например: сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов. Они остаются истинами совершенно независимо от того, кто и когда это утверждает.
Конкретность истины – один из основных принципов диалектического подхода к познанию – предполагает точный учет всех условий (в социальном познании – конкретно-исторических условий), в которых находится объект познания. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени, которых они сформировали. Суждение “вода кипит при 100 градусах по Цельсию” истинно лишь при условии, что речь идет об обычной воде и нормальном давлении. Это положение утратит ценность если изменить давление. Нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Истинна ли классическая механика? Да, если применима к макротелам и сравнительно небольшим скоростям. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что ни как не совместимо с догматизмом. Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнения. Пример такой истины – “квадрат имеет четыре стороны”. Подобного рода истины – результат “естественного света разума”. Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Уверенность в истинности мысли способна к заблуждениям. Так, Джемс описал, как в результате воздействия веселящего газа некий человек уверился, что он знает “тайну Вселенной”. Очнувшись от дурмана, он прочел: “Повсюду пахнет нефтью”. Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако еще Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов. Вспомним хотя бы Коперника: он один был прав, т.к. остальные пребывали в заблуждении относительно вращения Земли вокруг Солнца. Существет также принцип прагматизма, т.е. теории игнорирующего ее предметное основание и объективную значимость. Истина – то, что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединено со всей совокупностью нашего опыта. Мах и Авенариус считали, что истинно то, что мыслится экономно, а Освальд выдвигал интеллектуальный энергетический императив: “Не расторгай энергию”. Одним из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражает реализуемость. “Может, это и верно в теории, но не годится для практики”. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике. Конечно, практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое либо представление, знание. Атом неделим, в течении многих веков это считалось истина, в настоящее время он делим, а вот элементарные частицы пока остаются неделимыми – таков уровень современной практики. Практика не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей.
Критерий истины
Крит истины закл в практике и реализуемости. В знании истинно то, ч прямо или косвенно подтверждено на практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.
Проблема истины в философской науке
Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.
Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.
Доработать Узнать цену уникальной работы
Список использованной литературы.
1. Понятие истины. Объективность истины.
Непосредственной целью познания является достижение истины. По выражению Гегеля, истина есть великое слово, а еще более великий предмет. С древних времен философы обращались к проблеме истины. Одни из них подходили к истине с гносеологических позиций, отвечая на вопрос — что есть истина? Другие анализировали истину со стороны логического аспекта и отвечали на вопрос: действительно ли это — истина? Почему это — истина?[1]
Так, что есть истина?
Данный вопрос — один из центральных в теории познания. Он занимал людей с самых древних времен. К его разрешению обращались Платон и Аристотель, Бэкон и Декарт, Кант и Гегель, Маркс и Ленин, Рассел и Хайдеггер. И это не случайно, ибо истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека. Философы по-разному отвечали на этот вопрос[2].
Философы выработали широкий спектр взглядов на истину: от глубины теоретических систем до полного отрицания ее как феномена в стиле Ницше: «. истина — это иллюзия, порожденная волей к могуществу». В зависимости от учета тех или иных характеристик истины, от общефилософских и гносеологических позиций философы делили истины (и содержащие их знания) на врожденные и приобретенные из опыта (Декарт), истины разума и истины факта (Лейбниц), априорные, апостериорные, аналитические и синтетические (Кант), материальные и формальные (в логике),дискурсивные и интуитивные, эмпирические и теоретические, непосредственные и опосредствованные, необходимые и случайные, общие и частные, абсолютные и относительные, вечные и преходящие, объективные и субъективные, Истина с большой буквы и истина с малой буквы (Н. Бердяев) и т.п. Часто в этом делении подход к истине одного философского направления перекрывает другие направления или даже дублирует их. Не все они носят научный характер с позиции здравого смысла. Дать анализ этим подходам к истине затруднительно в таком пособии из-за ограниченного его объема. Обратим внимание только на то, что многие философы выдвигают как общие проблемы истины:
Такой подход объективно отвечал интересам и практическим потребностям познания действительности, если соблюдался принцип: истина никому и ничему не служит, ей служат. В дальнейшем философы начали различать знание и истину. Под истиной понимают содержание знания, характеристику знания. Ложь является содержанием заблуждения, т.е. неадекватного познавательного образа. «Истина» и «знание» — с одной стороны, и «ложь» и «заблуждение», с другой — не являются синонимами. «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один», — так определяет французский просветитель XVIII в. Ж.Ж. Руссо. Истина есть суд над ложью, свет, обличающий тьму. Знание имеет логическую структуру, тогда как истина не имеет ее, хотя и существует только в ней. Истина, как наглядно интерпретированное адекватное описание предметной ситуации, имеет категориальную структуру. Но поскольку знание содержит истину, оно может быть определено как истинный познавательный образ или совокупность истинных познавательных образов. Эта точка зрения довольно распространена в современных условиях.
Далее следует подчеркнуть, что истина имеет два смысла: истина как знание о реальности и истина как самая реальность. «Истина есть не только идея, ценность, но также существо, существующее», — так определяет Н. Бердяев. И далее «. истина не есть то, что существует, а есть смысл, логос существующего. Но этот смысл есть существующее, существующий». «Истина есть творческий акт духа, в котором рождается смысл». Здесь поставлена проблема объективного и субъективного в содержании истины. Хотя точка зрения Бердяева по этой проблеме двойственная. Он больше субъективизирует истину: «Истина совсем не есть познание объекта, истина есть победа над объективизацией. Истина совсем ничего не отражает, как ничего не отражает реальность духа. Истина — духовна, она в духе и есть победа духа над бездуховной объективностью мира, — мира вещей. Истина есть пробуждение духа в человеке, приобщение к духу«[3].
Ни предметы (явления, процессы), ни ощущения сами по себе не могут быть ни истинными, ни ложными. Восприятия, представления, ощущения могут быть истинны или ложны только в случае их сопоставления с объектом.
Истина — это соответствующее объективной реальности содержание наших знаний. Она являет собой итог процесса познания. Истина — центральная категория теории познания, любой философской системы.
«Истина — дочь времени, а не авторитета», — говорил Ф. Бэкон. Гегель утверждал, что истина «есть великое слово и еще более великий предмет», так что у духовно здорового человека «при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». Самая серьезная потребность человека есть потребность познания истины. Она не подобна цветам, которые легко срывают по пути. Это далекая цель трудного пути познания. «Недостаточно просто открыть глаза и уши, чтобы стать мудрым и знающим. Многие только потому и спорят против истины, что пропадут, приняв ее за таковую» (Гете).
Диалектический материализм рассматривает истину как процесс. Она не дается непосредственно и не является неизменным отражением объекта. Истина — результат последовательного, противоречивого процесса углубления познания.
Истина имеет несколько сторон: объективность, абсолютность, относительность и конкретность.
Проблема истинности наших знаний включает два вопроса. Существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества? Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или только приблизительно и относительно?
Под объективной истиной понимается такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Скажем, утверждения «ядра атомов состоят из протонов и нейтронов» или «Земля вращается вокруг Солнца», «труд создал человека» и др. являются объективно истинными. Быть материалистом — значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств и разумом.[4]
Объективность истины — сложное свойство ее, включающее в свой состав независимость истины от произвола субъекта, его антипатий и симпатий и отношений к предмету знания, данному познанию независимо от истины.
Независимость истины от произвола субъекта есть выражение ее адекватности в отношении к объекту, в котором она предстает как описание объекта таким, каков он есть действительно, независимо от желаний, установок и т. п. — как отклоняющих познающего субъекта от пути адекватного познания, так и направляющих субъекта на этот путь. Объективность истины потому и есть ее адекватность, а отнюдь не существование ее вне сознания субъекта. В меру своей адекватности наше познание объективно, в меру неадекватности — субъективно, т. е. ложно[5].
Истина, конечно, присуща деятельности познающего субъекта, но она в общем и целом объективна по своему содержанию и источнику. (Термин «объективная истина» недостаточно строг, полностью объективной может быть только материальная действительность).
Неправы и субъективные идеалисты, которые полностью отрицают объективную сторону истины. Субъективизм в понимании истины присущ, например, сторонникам широко распространенной в недавнем прошлом такой философской концепции, как прагматизм (от греч. «прагма» — делаю), поскольку ее сторонники утверждают, будто истинно все то, что выгодно, приносит пользу и успех.
Другой разновидностью субъективистской трактовки истины является концепция «социально-организованного опыта» А.А. Богданова. Согласно его взглядам, истинно то, что общезначимо, что соответствует мнению большинства, признается большинством. Такая позиция тоже недостаточно корректна, поскольку новое в науке первое время часто расходится с мнением большинства (вспомним судьбу открытий Н. Коперника, А. Эйнштейна и др.).
Представители объективного идеализма склонны абсолютизировать и даже обожествлять знание, вынося при этом истину за пределы реальной действительности, в трансцендентный (потусторонний) мир, в «царство чистой мысли». На самом деле, ни знаний, ни, сало быт истины независимо от человеческой деятельности нет и быть не может.
Объективность в истине отрицается, если истина рассматривается как внутреннее свойство сознания, как бы последнее ни трактовалось. И все же для решения проблемы истины признания в ней объективности недостаточно, так как сразу встает вопрос, дается субъекту познания истина сразу или же по частям, по мере движения от знаний менее глубоких и полных к знаниям большей глубины и достоверности, а это вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины[6]
2. Диалектика абсолютной и относительной истины
Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой, «которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман» (Гегель). Но система научных знаний, да и житейский опыт — не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Однако истина отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.
Истина исторична. И в этом смысле она — «дитя эпохи». Понятие конечной или неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Считалось, к примеру, что химический состав, свойства и состояние воды изучены досконально. Однако была обнаружена так называемая тяжелая вода с неведомыми ранее свойствами. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо — она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо[7].
Относительная истина — это истина неполная, неокончательная, приблизительная. Она уточняется с ходом развития познания. Относительными являются, например, все гипотезы. Относительна точность наших измерений[8].
Парадоксально, но факт: в науке каждый шаг вперед — это открытие и новой тайны, и новых горизонтов незнания. Это процесс, уходящий в бесконечность. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь максимально сузить «сферу влияния» относительного в содержании научного знания. Однако даже постоянное расширение, углубление и уточнение наших знаний в принципе не может полностью преодолеть их вероятность и относительность. Но не следует впадать в крайность, как, например, К. Поппер, утверждавший, что любое научное положение — всего лишь гипотеза. Получается, что научное знание представляет собой всего лишь тянущуюся из глубины веков цепь догадок, лишенных устойчивой опоры достоверности.
Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет права рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления. Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п.[9]
Абсолютная истина в философии понимается в трех смыслах:
В первом случае абсолютная истина недостижима, но нет пределов все более полного «овладения» ею.
Во втором и третьем смыслах абсолютная истина «включается» в человеческое познание на каждом из его этапов, и таким образом истиной является не только абсолютная истина, т. е. полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительное, неполное, т. е. относительная истина[10].
Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных возражений. Иными словами, абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении — в смысле завершенности охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг Солнца» и т. п. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Под абсолютной истиной в науке имеют в виду исчерпывающее, предельное знание об объекте, как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие.
Термин «абсолютное» применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Например, каждая последующая научная теория является по сравнению с предшествующей более полным и глубоким знанием. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают «под откос истории» своих предшественниц, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин. Прежняя теория истолковывается в составе новой как ее частный случай (например, классическая механика Ньютона в теории относительности Эйнштейна).
Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере — истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности еще непознанного, об относительности и еще раз относительности нашего знания[11].
Таким образом, зависимость между абсолютной и относительной истинами имеет достаточно сложный диалектический характер. Как и при объяснении явлений природы и общества, диалектика и здесь противостоит метафизике, которая проявляется в форме догматизма и релятивизма. То и другое течение содержит в себе верные моменты, но односторонне преувеличивает их. Догматики признают только абсолютные истины. Истина, считают они, познается сразу, полностью или же не познается вовсе. Так считал, в частности, Дюринг. Критику его взглядов дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг».
Другой крайностью является полное отрицание абсолютной и признание только относительной истины. На этой позиции стоят релятивисты (релятивизм присущ махизму, прагматизму, неопозитивизму).
Большинство течений современной философии, признавая относительность человеческих знаний, абсолютизирует эту относительность, превращая ее в полный релятивизм, отрицающий не только переход от относительной истины к абсолютной, но и само существование последней. Релятивисты абсолютизируют отдельные моменты процесса познания: его зависимость от психического состояния личности (экзистенциализм), от биологических потребностей и эмоций субъекта (Заммель, Ницше и прагматики) или же от логических форм и теоретических средств, как-то: символики и совокупности терминологии координат и методов отсчета и т. п. (неопозитивисты и семантические идеалисты).
Диалектический материализм решительно отвергает сведение релятивного к чисто субъективному. Он включает в себя момент релятивизма, отрицания, скептицизма, но не абсолютизирует их. С точки зрения диалектического материализма разница между абсолютным и относительным тоже относительна.
Если понятие «объективность истины» подчеркивает основную ее черту как верное отражение действительности, а понятие «относительная и абсолютная истина» — сам процесс ее познания, то понятие «конкретность истины» говорит о возможном практическом применении полученных знаний. Диалектический материализм исходит из того, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает необходимость учета границы, пределов применимости результатов познания, а соответственно и их уточнения.
Принцип конкретности истины есть одно из гносеологических выражений внутренней противоречивости в природе и обществе, из чего вытекает необходимость всестороннего учета противоречий и различных тенденций развития. Эти принципы неразрывно связаны с анализом и осмыслением новых явлений, возникающих в научной практике и общественной жизни[12].
3. Истины и заблуждение
Непосредственная цель познания в любой его форме — истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и углубления — заблуждение. Вопрос о том, что есть истина? и каковы способы избавления от заблуждений («идолов разума», по Бэкону) всегда интересовало людей — и не только в сфере науки. Категории истины и заблуждения — ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику[13].
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.
Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа — вплоть до теории как целостной системы. Известно, что образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то следах, несущих информацию. А будущее — может ли оно быть объектом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла, конструктивной мысли, ориентированной на будущее? Видимо, нет. Разумеется, замысел строится на знании прошлого и настоящего. И в этом смысле он опирается на нечто истинное. Но можно ли сказать о самом замысле, что он истинен? Или здесь скорее адекватны такие понятия, как целесообразное, реализуемое, полезное — общественно полезное или полезное для какого-то класса, социальной группы, отдельной личности? Замысел оценивается не в терминах истинности или ложности, а в терминах целесообразности (обеспеченной нравственной оправданностью) и реализуемости.
Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания — негладкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того, чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине[14].
Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Так же как в научной астрономии содержатся, заблуждения, но в целом эта система истинного знания, подтвержденная наблюдениями.
Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения» как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.
Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т. д. Так, среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.[15]
Бытует мнение, будто заблуждения — досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с трактовкой Ньютоном пространства и времени[16].
Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т. д. Выделяют ошибки логические — нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т. п.
Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений — изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знания. А это требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода «проб и ошибок» (Поппер)[17].
Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Галилей, избегнуть ошибок при наблюдении просто невозможно.
Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил Гёте, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.
Сказанное верно в основном по отношению к естественнонаучному познанию. Несколько иначе, и гораздо сложнее, обстоит дело в социальном познании. Особенно показательна в этом отношении такая наука, как история, которая в силу недоступности, неповторимости своего предмета — прошлого, зависимости исследователя от доступности источников, их полноты, достоверности и др., а также весьма тесной связи с идеологией и политикой господствующих классов, более всего склонна к искажениям истины, к заблуждениям и ошибкам субъективного плана. На этом основании она не раз подвергалась отнюдь не лестным отзывам, ей даже отказывали в звании науки. Особенно подвержена «ошибкам» история в руках антинародной власти, принуждающей ученых сознательно отказываться от истины в пользу интересов власть имущих. Хотя каждый «летописец» несет моральную ответственность перед обществом за достоверность фактов, однако хорошо известно, что ни в одной области знания нет такой их фальсификации, как в области общественной. Д. И. Писарев писал, что в истории было много услужливых медведей, которые очень усердно били мух на лбу спящего человечества увесистыми булыжниками. Люди нередко молчали об опасной правде и говорили выгодную ложь. Что только ни делали они в угоду своим интересам, страстям, порокам, тайным замыслам: жгли архивы, убивали свидетелей, подделывали документы и т. д. Поэтому в социальном познании к фактам требуется особо тщательный подход, их критический анализ[18].
Логическое задание.
Укажите, какое суждение выражает точки зрения:
а) догматика; б) релятивист; в) диалектика.
Ответ
Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего, следует дать определение используемых терминов.
Догматизм — крайность в понимании статуса человеческого знания, которая абсолютизирует истинность знаний.
Релятивизм — крайность в понимании статуса человеческого знания, которая отрицает всякую достоверность знаний.
Диалектика — развитие и взаимосвязь явлений деятельности[19].
Следовательно, данным суждениям соответствуют следующие точки зрения:
1. Истина — это знание верное всегда и во всех обстоятельствах — догматика.
2. Всякая истина абсолютна — догматика.
3. Все наши знания относительны, в них нет ничего абсолютного — релятивизм.
4. В каждой относительной истине есть элементы абсолютной — диалектика.
5. Истина с любого положения имеет предел — догматика.
Список использованной литературы
[1] Гончар Л.Ф. Философия: Учебное пособие. — М.: МГИУ — 1998, с.134.
[3] Гончар Л.Ф. Философия: Учебное пособие. — М.: МГИУ — 1998, с.134-135.
[4] Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива» — 1998, с.166.
[5] Гончар Л.Ф. Философия: Учебное пособие. — М.: МГИУ — 1998, с.135-136.
[6] Философия / Под ред. Жукова Н.И. — Мн.: НТЦ «АПИ» — 2000, с.225.
[7] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат — 1988, с.274-275.
[8] Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива» — 1998, с.167.
[9] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат — 1988, с.275.
[10] Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива» — 1998, с.167.
[11] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат — 1988, с.275-276.
[12] Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. — Мн.: ИП «Экоперспектива» — 1998, с.167-168.
[13] Философия / Под ред. Кохановского В.П. — Ростов н/Д.: «Феникс» — 1998, с.446.
[14] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат — 1988, с.271-272.
[15] Философия / Под ред. Кохановского В.П. — Ростов н/Д.: «Феникс» — 1998, с.446.
[16] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат — 1988, с.272-273.
[17] Философия / Под ред. Кохановского В.П. — Ростов н/Д.: «Феникс» — 1998, с.446-447.
[18] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат — 1988, с.273-274.
[19] Философия / Под ред. Жукова Н.И. — Мн.: НТЦ «АПИ» — 2000, с.329, 335.
Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.
Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.