В чем заключается достижение литературы 18 века 9 класс
Образовательный сайт
Литература 18 века стала твердой опорой для дальнейших достижений поэзии и искусства. Произведения русской литературы подготовили фундамент для классики 19 века.
· Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?
Реформы Петра I привели к укреплению российского самодержавия, сближению России со странами Европы. В ходе преобразований использовались достижения науки и техники, а также культуры и промышленности.
Новый этап развития получила и русская литература. Особых успехов добились деятели культуры и образования.
Петр I и Екатерина II понимали, что печать и просвещение – основные двигатели развития государства. Поэтому они поддерживали эти направления.
Литература 18 века: новые тенденции
· Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке?
В эпоху преобразований были открыты школы и училища, а также Московский университет, Академия наук и Академия художеств. Появился постоянный русский театр. Люди получили возможность высказывать свое мнение.
Литература 18 века обогатилась новыми жанрами.
Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов?
На первый план в литературе выдвинулась гражданская позиция. Новые жанры, появившиеся в 18 веке:
С 1760 г появляются и другие жанры:
В конце 18 века сатира как жанр развивалась достаточно быстро. Возникали социальные противоречия. Для смягчения ситуации Екатерина II учредила сатирический журнал «Всякая всячина», который был призван повысить значение правительственной сатиры. В то время также издавались такие сатирические журналы:
Конкурентами екатерининского журнала «Всякая всячина» были «Живописец» и «Трутень» Новикова Н.И.
· Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.
Я запомнил Карамзина по повести «Бедная Лиза». Он был основоположником сентиментализма в России. Его деятельность распространялась на поэзию и прозу, публицистику и журналистику. У Карамзина много стихотворений, которые принесли ему широкую популярность.
Он хотел сгладить различия между устным, письменным и литературным языком. Карамзин хотел, чтобы мысли русского человека выражались посредством языка так же красиво и понятно, как во французском.
Литература 18 века славится попытками найти новое направление развития слова.
· Кто автор приведенных текстов?
Случились вместе два астронома …
Не умел я притворяться …
Литература 18 века: классицизм
· Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?
Классицизм – это не только эстетического направление, но и художественный стиль. Он проявлялся как в искусстве, так и в литературе. Последователи этого направления считали эталоном этетическое направление и художественный стиль античного искусства.
Зародился Классицизм в 17-начале 18 века в Италии. Позднее, в 17 веке она формировалась во Франции. Этичная поэтика Аристотеля и Горация считается для классицистов образцовой.
В этом направлении жанры подвержены строгой иерархии:
Особой популярностью во Франции пользовались именно басня и сатира. Пьесы Мольера причисляли к жанру «высокой комедии».
Среди российских деятелей литературы классицизм стал популярен во 2-ой половине 18 века. При этом в классицизме преобладала национально-историческая тематика. Особенно популярными стали такие жанры как ода и военно-патриотическая поэзия.
· Исследователь русской литературы XVIII века В. И. Федоров пишет: …
Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.
Литература 18 века подготовила площадку для достижений искусства 19 века.
Задачей литературы 18 века стало воспитание нравственного и социального начала ее современников.
Благодаря развитию классицизма и сентиментализма литература 18 века стала энциклопедией характеров людей разных сословий. Классицизм описывал мысли, а сентиментализм – чувства людей.
Литература классицизма определила новый этап в развитии русской литературы. Она сформировала образ патриота и гражданина.
· Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме
Полные пересказы статей вы найдете по ссылке:
Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века
Обсуждение вопроса:
До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела.
На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и «пересадить» на русскую почву.
Во-вторых, чтобы литература стала органической частью общества, требовалось уловить важнейшие общественные тенденции и выразить их в художественных произведениях. Так, общественная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспитывала своих современников.
Писателями поощряются такие качества, как непосредственное проявление симпатий и антипатий, верность слову, чувствительность и милосердие, а главное — верность своему государственному долгу в случае, если главный герой — боярин или дворянин. Осуждаются такие качества, как двуличие, бессердечие, неспособность действовать, исходя из своих чувств, корысть мотивов тех или иных действий.
В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от более развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это обретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующего века.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Русская литература XVIII века (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 35-41 (9 вопросов)
Вопросы и задания
1. Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?
В начале XVIII века Петром I были проведены значительные реформы, которые изменили жизнь России так, что обратного пути уже не было, несмотря на то, что не все приходившие к власти после него могли продолжить курс первого императора. Страна быстро развивалась и укрепляла свои позиции. Была создана регулярная армия, благодаря чему Россия победила в Северной войне и для нее открылся выход в Балтийское море. Армия требовала ресурсов – строились заводы и фабрики, что дало толчок развитию промышленности. Стремительно развивалась торговля, в том числе внешняя.
2. Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке? Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов? Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.
В XVIII веке наряду с экономикой развивалась и общественная мысль. Много внимания уделялось просвещению и образованию: были открыты Московский университет, профессиональные училища, школы, Академия художеств, Академия наук, первый русский театр и печатная газета. Активно развиваются искусства: архитектура, живопись, скульптура. Именно в этом веке появляется знаменитый памятник Петру «Медный всадник».
Особое внимание уделялось литературе, целью которой было воспитание человека. Основным пафосом произведений стали преобразования и государство. Основными жанрами были ода и высокая сатира. Во второй половине XVIII века в литературе появляются такие жанры, как прозаический роман, повесть, комическая опера и «слезная драма». Развитие сатиры привело к изданию сатирических журналов, например, «Всякая всячина» (журнал Екатерины II), «Трутень» (Н.И. Новиков), «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта».
3. Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.
В предыдущих классах мы знакомились с творчеством авторов XVIII века. Это М. В. Ломоносов: «Случились вместе два астронома в пиру. » (5-й класс), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс);
Г. Р. Державин: «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » (7-й класс), Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» (8-й класс); И. А. Крылов: басни (Крылов начал писать в XVIII веке, продолжил в XIX веке).
Гавриил Романович Державин вошел в историю не только как писатель, он прошел путь от гвардии рядового до министра юстиции Российской империи. Был губернатором двух областей и личным помощником Екатерины II. Он написал первый неофициальный гимн России, участвовал в одном из первых литературных кружков XVIII века, а потом создал свой – «Беседу любителей русского слова». Державин присутствовал на выпускном экзамене в лицее, когда А.С. Пушкин читал свое стихотворение, и благословил будущего поэта на путь творчества. А.С. Пушкин, когда работал на «Капитанской дочкой», пользовался записями Державина о восстании Пугачева, так как Державин участвовал в подавлении этого бунта.
4. Кто автор приведенных текстов?
Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид.
Первый отрывок из стихотворения М. Ломоносова, второй – Г. Державина.
5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?
В европейском искусстве и литературе классицизм возник в XVII – начале XVIII века. Классицизм – это эстетическое направление и художественный стиль, в основе которого лежал эстетический эталон античного искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию стилей и жанров, которой придерживались в своих трудах философ Аристотель и римский поэт Гораций.
К высоким жанрам они относили эпопею, трагедию и оду. К низким жанрам – комедию, сатиру и басню.
Классицизм зародился в эпоху позднего Возрождения в Северной Италии в XVII веке, но его развитие и расцвет произошли во Франции, правда высокого уровня достигли низкие жанры. Комедии Мольера даже стали называть «высокими комедиями». Всем были известны басни Лафонтена и сатирические произведения Буало.
Особенностью русского классицизма стало обращение к национальным истокам куда больше, чем к античности, и развивался он в России тоже на уровне «низких жанров».
6. Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.
В 8 классе мы знакомились с комедией Фонвизина «Недоросль». Это произведение написано с соблюдением законов классицизма: мы видим единство времени, места, действия, язык комедии ясный и точный. В комедии противопоставлены идеальный мир и мир невежества, персонажи строго делятся на положительных и отрицательных.
8. Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.
До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви, а художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела.
На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и «пересадить» на русскую почву.
Во-вторых, чтобы литература стала органической частью общества, требовалось уловить важнейшие общественные тенденции и выразить их в художественных произведениях. Так, общественная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспитывала своих современников.
В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от более развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это обретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующего века.
Достижения литературы XVIII века
Достижения литературы XVIII века
До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела.
На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и «пересадить» на русскую почву.
Во-вторых, чтобы литература стала органической частью общества, требовалось уловить важнейшие общественные тенденции и выразить их в художественных произведениях. Так, общественная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспитывала своих современников.
Писателями поощряются такие качества, как непосредственное проявление симпатий и антипатий, верность слову, чувствительность и милосердие, а главное — верность своему государственному долгу в случае, если главный герой — боярин или дворянин. Осуждаются такие качества, как двуличие, бессердечие, неспособность действовать, исходя из своих чувств, корысть мотивов тех или иных действий.
В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от более развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это обретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующего века.
Урок литературы на тему «Русская литература 18 века» (9 класс)
Вопросы к вступительной статье из учебника «Русская литература 18 века»
№ 1. Что стало главной идеей развития литературы в эпоху классицизма?
— Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований.
№ 2. Назовите главные жанры русской литературы эпохи классицизма.
— Главные жанры русской литературы эпохи классицизма – ода, высокая сатира, басня, бытовая комедия нравов.
№ 3. Что такое классицизм в литературе? Когда он возник? Назовите его российских представителей.
— Классицизм – возникшее во второй четверти 18 века литературное направление, обращенное к образам античной литературы, национально-исторической тематике.
— 2 группы жанров: «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня).
— Представители классицизма в России: Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин.
№ 4. Назовите новые жанры русской литературы, появившиеся во второй половине 18 века.
— Во второй половине 18 века, примерно с 1760-х гг., в русской литературе наступил новый период, когда появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слезная драма».
№ 5. Какой сатирический журнал издавала Екатерина II? Перечислите названия других сатирических журналов 18 века.
— Екатерина II издавала сатирический журнал «Всякая всячина». Одновременно с этим журналом в России издавались и другие: «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Трутень», «Ни то, ни сио в прозе и стихах», «Поденщина».
№ 6. Какое литературное направление господствовало в стихотворениях и комедиях? Назовите представителей этих жанров.
— В стихотворениях и комедиях господствовало сатирическое направление (Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин, В. В. Капнист, И. А. Крылов).
№ 7. Назовите представителей высоких жанров литературы 18 века.
— Представители высоких жанров литературы 18 века – А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николев.
№ 8. Почему писатели пытаются изменить жанровую систему классицизма?
— Писатели пытаются изменить жанровую систему классицизма, потому что она начинает сковывать творческую мысль писателей.
№ 9. Что такое сентиментализм? Назовите его представителей.
— Сентиментализм – литературное направление в русской литературе конца 18 века, для которого было характерно внимание к чувствам и переживаниям простого человека. Представители сентиментализма – А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, Ю. А. Нелединский-Мелецкий.
№ 10. Какую главную задачу, по словам исследователя В. И. Федорова, выполнила русская литература 18 века?
— По словам исследователя В. И. Федорова, русская литература 18 века выполнила свою главную задачу – социально и нравственно воспитывала своих современников, подготовила расцвет русской классики 19 века.
№ 11. Охарактеризуйте образ «нового человека», который создала литература классицизма.
— Литература классицизма создала образ нового человека – гражданина и патриота, готового трудиться на благо общества, это активная творческая натура.
№ 12. Какую функцию стремились присвоить писатели-классицисты литературе и театру?
— Писатели-классицисты стремились присвоить литературе и театру функцию «учебника жизни».
Вопросы к вступительной статье из учебника «Русская литература 18 века»
№ 1. Что стало главной идеей развития литературы в эпоху классицизма? № 2. Назовите главные жанры русской литературы эпохи классицизма. № 3. Что такое классицизм в литературе? Когда он возник? Назовите его российских представителей. № 4. Назовите новые жанры русской литературы, появившиеся во второй половине 18 века. № 5. Какой сатирический журнал издавала Екатерина II? Перечислите названия других сатирических журналов 18 века. № 6. Какое литературное направление господствовало в стихотворениях и комедиях? Назовите представителей этих жанров. № 7. Назовите представителей высоких жанров литературы 18 века. № 8. Почему писатели пытаются изменить жанровую систему классицизма? № 9. Что такое сентиментализм? Назовите его представителей. № 10. Какую главную задачу, по словам исследователя В. И. Федорова, выполнила русская литература 18 века? № 11. Охарактеризуйте образ «нового человека», который создала литература классицизма. № 12. Какую функцию стремились присвоить писатели-классицисты литературе и театру?
Вопросы к вступительной статье из учебника «Русская литература 18 века»
№ 1. Что стало главной идеей развития литературы в эпоху классицизма? № 2. Назовите главные жанры русской литературы эпохи классицизма. № 3. Что такое классицизм в литературе? Когда он возник? Назовите его российских представителей. № 4. Назовите новые жанры русской литературы, появившиеся во второй половине 18 века. № 5. Какой сатирический журнал издавала Екатерина II? Перечислите названия других сатирических журналов 18 века. № 6. Какое литературное направление господствовало в стихотворениях и комедиях? Назовите представителей этих жанров. № 7. Назовите представителей высоких жанров литературы 18 века. № 8. Почему писатели пытаются изменить жанровую систему классицизма? № 9. Что такое сентиментализм? Назовите его представителей. № 10. Какую главную задачу, по словам исследователя В. И. Федорова, выполнила русская литература 18 века? № 11. Охарактеризуйте образ «нового человека», который создала литература классицизма. № 12. Какую функцию стремились присвоить писатели-классицисты литературе и театру?
Вопросы к вступительной статье из учебника «Русская литература 18 века»
№ 1. Что стало главной идеей развития литературы в эпоху классицизма? № 2. Назовите главные жанры русской литературы эпохи классицизма. № 3. Что такое классицизм в литературе? Когда он возник? Назовите его российских представителей. № 4. Назовите новые жанры русской литературы, появившиеся во второй половине 18 века. № 5. Какой сатирический журнал издавала Екатерина II? Перечислите названия других сатирических журналов 18 века. № 6. Какое литературное направление господствовало в стихотворениях и комедиях? Назовите представителей этих жанров. № 7. Назовите представителей высоких жанров литературы 18 века. № 8. Почему писатели пытаются изменить жанровую систему классицизма? № 9. Что такое сентиментализм? Назовите его представителей. № 10. Какую главную задачу, по словам исследователя В. И. Федорова, выполнила русская литература 18 века? № 11. Охарактеризуйте образ «нового человека», который создала литература классицизма. № 12. Какую функцию стремились присвоить писатели-классицисты литературе и театру?
Вопросы к вступительной статье из учебника «Русская литература 18 века»
№ 1. Что стало главной идеей развития литературы в эпоху классицизма? № 2. Назовите главные жанры русской литературы эпохи классицизма. № 3. Что такое классицизм в литературе? Когда он возник? Назовите его российских представителей. № 4. Назовите новые жанры русской литературы, появившиеся во второй половине 18 века. № 5. Какой сатирический журнал издавала Екатерина II? Перечислите названия других сатирических журналов 18 века. № 6. Какое литературное направление господствовало в стихотворениях и комедиях? Назовите представителей этих жанров. № 7. Назовите представителей высоких жанров литературы 18 века. № 8. Почему писатели пытаются изменить жанровую систему классицизма? № 9. Что такое сентиментализм? Назовите его представителей. № 10. Какую главную задачу, по словам исследователя В. И. Федорова, выполнила русская литература 18 века? № 11. Охарактеризуйте образ «нового человека», который создала литература классицизма. № 12. Какую функцию стремились присвоить писатели-классицисты литературе и театру?
Вопросы к вступительной статье из учебника «Русская литература 18 века»
№ 1. Что стало главной идеей развития литературы в эпоху классицизма? № 2. Назовите главные жанры русской литературы эпохи классицизма. № 3. Что такое классицизм в литературе? Когда он возник? Назовите его российских представителей. № 4. Назовите новые жанры русской литературы, появившиеся во второй половине 18 века. № 5. Какой сатирический журнал издавала Екатерина II? Перечислите названия других сатирических журналов 18 века. № 6. Какое литературное направление господствовало в стихотворениях и комедиях? Назовите представителей этих жанров. № 7. Назовите представителей высоких жанров литературы 18 века. № 8. Почему писатели пытаются изменить жанровую систему классицизма? № 9. Что такое сентиментализм? Назовите его представителей. № 10. Какую главную задачу, по словам исследователя В. И. Федорова, выполнила русская литература 18 века? № 11. Охарактеризуйте образ «нового человека», который создала литература классицизма. № 12. Какую функцию стремились присвоить писатели-классицисты литературе и театру?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.