В чем заключается достоинство человека
Достоинство человека
Смотреть что такое «Достоинство человека» в других словарях:
ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА — по Шиллеру, выражение благородного образа мыслей: «Власть нравственной силы над влечениями составляет свободу духа, и в явлении она сказывается в том, что мы называем чувством достоинства» («О грации и достоинстве», 1793). В настоящее время… … Философская энциклопедия
ДОСТОИНСТВО — личности – осознание личностью своего обществ. значения, права на обществ. уважение, основанное на признании обществом социальной ценности человека. Содержание господствующих в том или ином обществе взглядов на человеч. Д. определяется в конечном … Философская энциклопедия
достоинство — Вес, важность, значение, сила, авторитет, компетентность, престиж, величие, величавость, высота, благородство, заслуга, ценность, стоимость, добротность; превосходство, преобладание, преимущество, предпочтение, козырь, первенство, пальма… … Словарь синонимов
Достоинство — Достоинство ♦ Dignité Ценность того, что не имеет цены или количественно измеряемой стоимости; не объект желания или торговли, но объект уважения. «В царстве целей, – пишет Кант, – все имеет цену или достоинство. То, что имеет цену, может… … Философский словарь Спонвиля
ДОСТОИНСТВО — ДОСТОИНСТВО, достоинства, ср. (книжн.). 1. Положительное качество. Главные его достоинства честность и правдивость. Его произведения отличаются большими достоинствами. 2. только ед. Необходимые моральные качества, моральная ценность человека.… … Толковый словарь Ушакова
Достоинство — (лат. dignitas; англ. dignity; фр. dignite) 1) этическая и правовая категория, включающая осознание личностью и окружающими факта обладания совокупностью определенных моральных и интеллектуальных качеств, а также уважение этих качеств в самом… … Энциклопедия права
ДОСТОИНСТВО — 1) морально нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Д. неотъемлемое свойство человека, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. В… … Юридический словарь
Достоинство — У этого термина существуют и другие значения, см. Достоинство (значения). Достоинство уважение и самоуважение человеческой личности как морально нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у … Википедия
достоинство — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? достоинства, чему? достоинству, (вижу) что? достоинство, чем? достоинством, о чём? о достоинстве; мн. что? достоинства, (нет) чего? достоинств, чему? достоинствам, (вижу) что? достоинства, чем?… … Толковый словарь Дмитриева
ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ — категория, закрепленная в ст. 21 Конституции РФ, под которой обычно понимают обладание человеком определенными нравственными и интеллектуальными качествами, соответствующим общепринятым моральным ценностям. Человек априори исходит из того, что он … Энциклопедический словарь конституционного права
Достоинство
Достоинство:
1.это положительное качество.
2. совокупность свойств характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе. «Ронять свое достоинство. Говорить с достоинством».
3. Тоже что титул- «Графское достоинство».
Словосочетания
Оценить по достоинству – составить о ком-чём-нибудь правильное (положительное или отрицательное) мнение.
Достоинство — неотъемлемое свойство человека, высшая ценность, составляющая основу признания и уважения всех его прав и свобод*(99), принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность.
***
Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория, характеристика человека со стороны его внутренней ценности, соответствия своему предназначению, основа для формирования правосознания и обретения материальных и нематериальных прав.
Ранние представления о достоинстве определялись социальным статусом. В настоящее время достоинство означает «внутреннее благородство», независимо от происхождения и положения в обществе.
Достоинство как моральное понятие — характеризует индивида как личность и определяется не внешними условностями, а присущей человеку как индивидуальной личности и гражданину свободой, выступает основанием выражения воли, противостоящим своекорыстию и другим практическим побуждениям (по И. Канту). Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего об этом, человека.
В противовес заслуге, достоинство — императивное понятие (человеку должно быть достойным, тогда как заслуга вменяется человеку в знак одобрения его успехов).
***
Достоинство — внутренняя уверенность как в собственной ценности, так и в ценности любого другого человека, вне зависимости от того, ощущает он сам своё достоинство или нет.
Автор: Н.И. Козлов
Дневник достоинств
Источник
О человеческом достоинстве (+ВИДЕО)
Мы уже поговорили о гордыне, в том числе и той, которая прячется под маской самоуничижения и самоедства, а сегодня решили поразмышлять о чувстве собственного достоинства. Что такое человеческое достоинство с точки зрения христианства? Может ли чувство собственного достоинства быть греховным, а может ли стать добродетелью? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).
С христианской точки зрения, человек обладает достоинством совершенно превосходным. Преподобный Макарий Египетский говорит о том, что как бы ни был прекрасен и величественен весь этот мир, сотворенный Богом, но тем не менее ни в чем из этого видимого мира не благоволит Господь упокоеваться, а в маленьком человеческом сердце находит для Себя место упокоения. В тех, конечно, случаях, когда человек перестает противиться Богу и пускает Его в свое сердце.
Человеческое достоинство превосходит и достоинство ангельское
Более того, апостол Павел говорит о бесплотных Небесных Силах, что они суть служебные духи, посылаемые для нашего спасения (см.: Евр. 1, 13–14), то есть человеческое достоинство превосходит и достоинство ангельское. И хотя это звучит несколько дерзновенно, Бог стал не Ангелом — Он стал Человеком и возвел человеческую природу к самой большой высоте, к которой только может подняться сотворенное существо. Мы созданы для того, чтобы стать богами по благодати. Можно ли говорить о том, что существует какое-то достоинство, более высокое, нежели это?
Таким образом, чувство собственного достоинства не противоречит христианскому благочестию. Однако сразу вслед за этим утверждением надо оговориться, что мы считаем правильным чувством собственного достоинства, а что — искаженным представлением о нем.
Если уязвляют мое самолюбие, как-то попирают мою гордыню, а я возмущаюсь, раздражаюсь и гневаюсь, это говорит о ложном понимании собственного достоинства. На самом деле то достоинство, которое Господь дал человеку при сотворении, то есть образ Божий, никто никаким поступком или словом не способен уязвить или умалить. Ведь люди, нас окружающие, до нашего достоинства даже дотянуться не могут — они поражают что-то внешнее, в нас существующее, но ни в коем случае не нашу внутреннюю самую главную составляющую. И только лишь мы сами, высочайшим достоинством почтенные, можем себя этого дара лишить. Только лишь мы сами можем жить так, словно мы его не имеем. Так, возмущаясь, что кто-то думает и уж тем более говорит о нас хуже, нежели мы думаем о себе, мы при этом совершенно спокойно сами свое достоинство буквально втаптываем в грязь — в грязь своих грехов, в грязь своих страстей, в грязь каких-то низменных интересов.
А те обиды и досаждения, которые причиняют нам люди, или те обстоятельства, которые являются затруднительными, как раз наоборот — могут в нас образ и подобие Божие выявить. Как? Через готовность отнестись к этому и благодушно, и с благодарностью — то есть через смирение. Осознание, что ты живешь в несоответствии тому высочайшему положению, в которое человека Господь по дару сотворения поставил; мысль, что ты сам в себе свое достоинство попираешь, не должна давать гордиться. Человек создан для того, чтобы царствовать, а вместо этого, как какой-то беспутный сын из евангельской притчи о блудном сыне, всё расточив, потеряв, питается пищей свиней и никак не может вернуться к дому отеческому.
Рассуждая об отношении к собственному достоинству, логично говорить и об отношении к достоинству другого человека, которое в нем точно так же обретается, как и в нас, потому что и его сотворил Господь, и в нем тоже образ и подобие Божие присутствуют, и ради этого человека Господь распялся, любя его. Вот тут-то как раз мы можем воздать дань сокровенному в человеке достоинству в полной мере. Но это тоже очень трудно дается.
Вспоминая известный рекламный слоган «Ты этого достойна» многие задаются вопросом: позволительно ли христианину желать каких-то земных благ, земного комфорта, счастья? На мой взгляд, этот вопрос не совсем корректен. Ведь для человека стремление к благобытию совершенно естественно, потому что он при сотворении был помещен в замечательные условия существования — и с некой внешней точки зрения, и с точки зрения того, что он был действительно поставлен царем над всем видимым миром. Поэтому, конечно, человек желает хотя бы в какой-то степени к этому состоянию и к этим условиям вернуться.
Но такое желание не должно приобретать страстный, болезненный характер. Мы можем стремиться к благобытию, к хорошему положению в жизни — но ни в коем случае как к главной цели. Это вещи лишь сопутствующие нашей жизни. На первом месте должно быть стремление быть с Богом. А слова Христа о том, что прежде всего необходимо искать Царствия Божия, а все остальное приложится, — это не только указание на то, чего нужно искать в первую очередь, но и на то, при каком условии все остальное может приложиться. При этом под «всем остальным» нужно понимать не то, чего хотим мы, а то, что нам на самом деле нужно.
Безусловно, человек не должен пребывать в состоянии униженном, забитом: смирение и обесценивание человеческой личности — это все-таки очень разные вещи, они не равнозначны. Более того, неверно воспринимать себя как какое-то недоразумение или неудачу, тем более — неудачу Творца: всегда нужно помнить, кто ты есть и насколько ты дорог и важен для Бога. Но в то же время как-то бунтовать и возмущаться по поводу того, что условия жизни не таковы, каких хотелось бы, не стоит. И не надо видеть именно в этом какую-либо удачу или неудачу в своей жизни.
Стать хорошим человеком каждый из нас может. В этом и заключается самая главная самореализация
Когда-то преподобный Амвросий Оптинский сказал одному из братии, кто ждал пострига и рукоположения, замечательные слова: «Поверьте мне, и постричь вас могут, и рукоположить, и кем угодно вас могут сделать, только хорошим человеком вас никто никогда не сделает». Вот стать хорошим человеком каждый из нас может. В этом и заключается самая главная самореализация. И более того, когда ты становишься хорошим человеком, ты становишься, как это ни странно, счастливым, невзирая на внешние обстоятельства. И тебя тогда не гнетет, что у кого-то есть то, чего у тебя нет, что кто-то преуспевает на работе и движется по карьерной лестнице, а ты не движешься.
Мне могут возразить: человека, долгое время находящегося в плохих бытовых и социальных условиях, может, как говорится, заесть среда, и при этом не обозлиться и не ожесточиться очень сложно. Но на самом деле это лишь на первый взгляд кажется непреложной истиной. Человека гораздо скорее может испортить не трудная, а благополучная жизнь, в которой он не имеет никаких лишений и не сталкивается ни с какими испытаниями. Есть масса подобных примеров. А какие-то тяжелые жизненные обстоятельства в большей степени способствуют тому, что вырабатывается характер по-настоящему сильный и независимый. Жизнь вообще — это очень непростое дело, это сложнейший и интереснейший творческий процесс. Если мы проживаем ее просто так или стремимся хорошо жить, но терпим неудачу в материальном или в каком-то ином плане — тогда нас среда заедает, уродует, калечит, сгибает под себя, тогда мы начинаем чувствовать себя какими-то ходячими недоразумениями. Если же наша цель — измениться и стать людьми Божиими, если мы к этой цели движемся, то жизненные испытания и нестроения нам только помогают.
Взирая на тот мир, описанный в Евангелии, который окружал Христа Спасителя и Его учеников, мы видим, что он — такой же, как мир современный. В нем те же самые «ценности», в нем те же самые представления о том, что важно, то же стремление к власти, богатству и почестям. Господь же дает нам закон жизни, который переворачивает все эти представления, потому что Он говорит о том, что самое ценное заключается в сердце человека: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), и призывает искать именно его, указывая на него как на источник счастья. А еще Христос повелевает желающему быть первым стать последним, а желающему возвыситься — себя уничижить. То есть появляется некая совершенно обратная логика. И человек, который об этом рассуждает теоретически, не может этого постигнуть, а тот, кто встает на данный путь, понимает, о чем говорит Господь.
Как воспитать в себе правильное чувство собственного достоинства? Думаю, нет более действенного средства, чем постоянное взирание на образ Христа и стремление учиться у Него жить так, чтобы сделать свою жизнь не только лишь человеческой, земной, но и небесной, Божественной.
Безусловно, гордыня может находить для себя основание в чем угодно — даже в призвании быть учеником Христа. Но все-таки, помимо страстей, у человека еще есть разум, который подскажет, как, ощущая себя учеником Христовым, не возгордиться, а наоборот, паче и паче смиряться. Ведь будучи учениками, мы объективно не то что не исполняем всё, повеленное нам, но практически ничего не делаем. Поэтому оснований для гордости здесь нет никаких, и любой разумный человек это понимает. Кстати, разумность — это тоже одно из проявлений человеческого достоинства.
Понятие “достоинство человека” и его научно-философская сущность
Чувство собственного достоинства – это субъективная оценка, отражающая ощущение собственной значимости. Психологическая категория включает отношение субъекта к себе, как к личности, и сопутствующие эмоции, связанные с восприятием себя в данном образе. Внешне проявляется характерными признаками: горделивая осанка, высоко поднятая голова, уверенные, лаконичные движения.
Эмоциональный фон складывается в зависимости от уровня одобрения человеком своих личностных качеств, включает в себя радость, гордость, самоуверенность, отчаяние, стыд, неуверенность. Собственное достоинство – уважение к себе, осознание индивидуальных положительных качеств, противодействие попыткам окружающих оскорблять и унижать индивида.
Когда помогает развитое человеческое достоинство
Человеческое достоинство – это такое чувство, которое отличается от самоуважения и самооценки апелляцией к социуму, что предполагает обратную связь и реакцию. Развитое человеческое достоинство предопределяет характер любых отношений, в том числе в семье и обществе: между мужчиной и женщиной, между начальником и подчиненным, между родителями и детьми.
Человек, который высоко оценивает себя как личность, предъявляет повышенные требования к окружающим людям и принципам взаимоотношения с ними. Концепция взаимоотношений выстраивается в соответствии с общепринятыми моральными нормами и стандартами.
Определение достоинства человека предполагает объективную оценку таких его сторон, как освоенные навыки, умения, реальные возможности и перспективы, личностные качества, что позволяет целеустремленному индивиду выявлять слабые стороны и корректировать обозначенные составляющие.
Человек с хорошо развитым ЧСД легко налаживает коммуникативные связи, строит счастливые, гармоничные личные отношения, добивается продвижения по карьерной лестнице. Успех в любой сфере связан с внутренней уверенностью, умением выделять главные задачи, расставлять приоритеты, планировать стратегию и пошагово следовать ей.
– характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению. Принципиально таковы уже исторически ранние представления о достоинстве, привязанные к социальному статусу человека (достоинство тем выше, чем выше статус). Употребление в посттрадиционных обществах для обозначения достоинства словосочетания «внутреннее благородство» свидетельствует о том, что достоинство начинает обозначать благородство, отличное от иерархически высокого происхождения или положения. Достоинство как моральное понятие («общечеловеческое достоинство», по И.Канту) характеризует индивида как личность: достоинство человека определяется не его происхождением, богатством, образованием или социальным положением, а присущей ему как индивидуальной личности и гражданину свободой. По Канту, достоинство, выступающее основанием воления, противостоит любым иным практическим побуждениям, в частности своекорыстным. Самоценность достоинства удостоверяется тем, что оно, в отличие от цены, не имеет эквивалента; как «внутренняя ценность» оно имеет отношение не к склонности и потребности, а соответствует вкусу.
Понятие достоинства как общечеловеческой характеристики может иметь разную степень обобщения. В качестве достойного может признаваться индивид, а) соответствующий представлению о высшем предназначении человека (таков общегуманистический образ достоинства, складывающийся уже в античности, ярко выраженный у Аристотеля, Эпикура, стоиков); б) просто как таковой, т.е. безусловно (в христианстве достоинство человека ассоциируется с тем, что он изначально заключает в себе образ Бога; в кантовском учении уважение к другому обусловлено тем, что другой признается в качестве субъекта законодательствующей воли); в) как личность, исполняющая свои обязанности и отвечающая разумным ожиданиям окружающих в конкретных человеческих отношениях. Различия в толкованиях свидетельствуют о том, что достоинство в отличие от заслуги (эти понятия нередко употребляются в качестве синонимов) – не только оценочное, но и императивное понятие: человеку предписывается быть достойным. Человек, в силу обстоятельств не имеющий возможности соответствовать этой императивности и отвечать ожиданиям или не понимающий, чтó от него ожидают, – жалок, а не желающий соответствовать – презренен. Этим достоинство отличается от заслуг, которые вменяются человеку в знак одобрения его достижений, успехов на каком-либо поприще; через признание заслуг как бы утверждается ценность человека в сравнении с другими людьми и человек рассматривается как средство для достижения высших целей, которые и выступают как критерий или мера заслуг. Абсолютизация такого отношения к человеку ведет к восприятию его как «винтика».
В субъективном плане достоинство как чувство самоуважения заключается в ощущении человеком собственной значимости. Так понимаемое достоинство, в отличие от иллюзий самомнения, основывается на том, что человек обладает рациональным и реалистичным жизненным планом, уверен в собственных способностях и понимает, что его личность и его дела одобряются («по достоинству оценены») уважаемыми им людьми (Дж.Ролз). Поскольку человек сохраняет ощущение своей значимости при условии, что другие одобряют его действия (т.е. ощущает себя значимым в той мере, в какой сделанное им вызывает восхищение других или отвечает их потребностям и интересам), люди в отдельных случаях могут пытаться реализовать свою потребность в достоинстве на основе конформистских стратегий поведения, которые, как очевидно, противоречат моральному смыслу понятия достоинства.
Основы метафизики нравственности. – Соч. в 6 т., т. 4 (1). М., 1965, с. 276–78;
Теория справедливости (§ 67). Новосибирск, 1995.
Личное достоинство мужчины и женщины
Слово «достоинство» означает, что его обладатель принимает решения, опираясь на сложившиеся взгляды и мировоззрение, невзирая на психологическое давление извне и сторонние манипуляции. Индивид совершает поступки, исходя из их необходимости и значимости, не для того, чтобы произвести впечатление на окружающих или угодить им.
Яркий пример наличия чувства достоинства у человека – уважение своих и чужих прав. Индивид не готов поступаться нравственными ценностями под давлением сложившихся обстоятельств, он сохраняет верность принципам и твердость позиции. Для человека с развитым чувством достоинства характерна особая манера и модель поведения:
Несмотря на взятые в отношении себя высокие обязательства и предъявляемые к своему поведению требования, человек, наделенный самоуважением и чувством собственного достоинства, намного более свободен в выборе, чем его оппоненты с заниженной самооценкой. Не стоит путать личное достоинство с гордыней.
В первом случае индивид объективно оценивает преимущества характера и личностные качества, во втором – нарочито преувеличивает их. ЧСД – такое восприятие себя, благодаря которому человек чувствует внутреннюю уверенность в собственных силах, что положительно сказывается на личной жизни, творческой деятельности и в сфере построения карьеры.
Женское достоинство раскрывается, когда представительница слабого пола начинает понимать природу своих желаний и прислушиваться к ним, что помогает достичь такой внутренней гармонии, которая схожа с ощущением полного удовлетворения и счастья. Определяющие признаки женщины с высокой самооценкой:
Определение собственного достоинства у мужчин – это способность понимать масштабы своей личности. Бывают мужчины, которые точно знают, кем они являются, какими обладают достоинствами и недостатками, чем могут вызвать у другого человека симпатию или антипатию. Они одинаково не приемлют высокомерие и гордыню, заискивание и угодничество. Признаки мужчины с высокой самооценкой:
Мужчина с развитым ЧСД умеет себя похвалить, способен адекватно принимать свое несовершенство и возможные промахи, ориентируется на внутренние ощущения, а не на мнение окружающих. Если он допустил ошибку, вместо уничижения и самобичевания делает выводы и исправляет оплошности. Иногда статусное положение обязывает мужчину сохранять самообладание и спокойствие, проявлять чувство достоинства независимо от испытываемых эмоций. Это чаще касается политиков, руководителей высшего звена, государственных служащих.
Что такое порядочность
Порядочность и честность — слишком дорогие подарки. И не стоит их ждать от дешёвых людей. Вуди Аллен
Еще есть такое понятие, как порядочность.
Порядочность – это честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.
Порядочность — это когда человек честен и не наносит умышленного вреда окружающим.
Если человек правдив и просто следит за тем, чтобы не навредить другим людям, его можно считать порядочным. Если он что-то делает, но эти действия не намеренно вызывают неприятные для окружающих последствия, то такие действия не могут характеризовать человека, как непорядочного.
В Древней Греции слову порядочность давали следующее определение — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера».
Порядочность – это душевная чистоплотность.
Порядочность — это когда вопреки своим интересам человек будет поступать по совести, «как надо».
Один из самых богатых людей в Мире, Уорен Баффетт, говорил: «Нанимая людей, я обращаю внимание на три качества. Первое — порядочность, второе — интеллект и третье — высокая энергетика. Но при отсутствии первого — два других убьют вас!»
Винни был очень порядочным медведем. И он просто не мог притронуться к горшочку меда Пяточка, пока тот ему не разрешил этого. И именно поэтому он играл в приставку с Пяточком до самой ночи ведь в конце его ждал настоящий ПРИЗ! Ха, а Пяточек то и не подозревает!
Кстати, есть такое понятие как искренность. Искренность — это отсутствие противоречий между тем, что человек говорит и тем, что он на самом деле хочет или чувствует. Искренность – это способность отказаться от обмана и говорить так как есть. Искренне обозначает «правдиво» и «откровенно».
Как воспитать чувство собственного достоинства
Чувство собственного достоинства – такая особенность характера, которая закладывается и формируется в глубоком детстве, что предопределяет решающую роль полученного воспитания. Ребенок часто копирует модель поведения родителей, воспитателей и сверстников. Когда ребенка хвалят, поощряют, замечают и гордятся его достижениями, у него повышается самооценка.
И наоборот, унижения, оскорбления, беспричинные наказания провоцируют нивелирование таких понятий, как личное достоинство и самоуважение. На формирование чувства собственного достоинства влияют такие факторы, как культура, семья, уровень образования, социальная среда, значит оно подвержено прогрессивному или регрессивному развитию, что предполагает широкие перспективы для самосовершенствования. Как воспитать в себе чувство собственного достоинства:
Часто на развитие собственного достоинства у человека могут влиять положительные паттерны (схемы-образы), какие широко представлены в классических литературных изданиях и кинофильмах, что может быть стимулирующим фактором к копированию одобряемых социумом поведенческих навыков.
Невозможно создать комфортный психологический климат для окружающих без осознания своей значимости. Дарить тепло и любовь могут уравновешенные, уверенные в себе, счастливые люди. Чтобы повысить самооценку, психологи советуют женщинам чаще баловать себя приятными подарками – плиткой шоколада, букетом цветов, посещением салона красоты, походом по модным бутикам. Лучшим поощрением для мужчины станут его успехи и достижения.
Чувство собственного достоинства – важное свойство характера, которое помогает добиваться высоких жизненных целей в любой сфере. Развивая полезное качество, человек существенно повышает социальный статус и уровень жизни.