В чем заключается достоинство краудсорсинга
Краудсорсинг
Краудсорсинг в бизнесе: коллективный разум спешит на помощь
Предприниматели прошлых поколений вряд ли оценили бы по достоинству такой современный метод решения проблем, как краудсорсинг. Однако сегодня у этого направления появляется все больше сторонников: вместо того чтобы нанимать одного опытного специалиста, компании полагаются на «мудрость толпы».
Термин «краудсорсинг» был предложен в 2006 году журналистом Джефом Хоу — как модель сотрудничества, при которой решение любых, даже самых сложных, проблем доверяется добровольцам. За счет такой схемы взаимодействия стоимость и время достижения цели резко снижаются. Преимущество краудсорсинга заключается еще и в том, что человеку, погруженному в тематику, предложить решение проще, а это заметно сказывается на качестве результата.
Сегодня краудсорсинг можно смело назвать одним из самых активно развивающихся инструментов маркетинга, коммуникаций и сотрудничества.
На Западе краудсорсинг укоренился в корпоративной культуре крупных компаний. Его используют абсолютно во всех сферах: в науке, медицине, сложных технологических проектах, социальном и культурном сотрудничестве, а также в креативных конкурсах и разработках цифрового контента. В России краудсорсинг пока только набирает обороты.
Маркетинговый инструмент
По разным оценкам, от 70 до 90% мировых брендов прибегают к краудсорсингу. Более того, компании уже научились оценивать эффективность внедрения решений с его помощью. Coca-Cola этим летом рапортовала об экономии 92% своих средств благодаря использованию краудсорсинга.
«Если говорить о наиболее значимых для бизнеса сегментах, где используется краудсорсинг, то это создание контента, поиск решений, сбор мнений для маркетинговых исследований, «прощупывание» рынка на готовность к продукту в целом, тестирование ПО и, конечно, краудфандинг, — говорит исполнительный директор компании «КраудКонсалтинг» Антон Москаленко. – К этим пяти пунктам следует также добавить очень перспективное направление краудрекрутинга, позволяющее находить кадры для бизнеса. Этот путь уже усвоили многие корпорации, пополняющие свои ряды классными специалистами с «улицы», зачастую вообще без опыта».
Без тщательного контроля и планирования краудкампания рискует превратиться в полный хаос.
«Я не разуверился в том, что краудсорсинг — это отличный способ снизить стоимость продукта и время его разработки, но все же я советую компаниям браться за краудсорсинговые проекты с долей скептицизма», — говорит Джеф Хоу. Держа в уме это предостережение, мы расспросили экспертов, что стоит делать, а что нет, если вы запускаете краудсорсинговую кампанию для решения бизнес-задач.
Спрашивайте — и вам помогут
Максимально четко сформулируйте конечную цель и задачи, которые вы ставите перед аудиторией
«Толпа» за вас их не придумает, поэтому на выходе вы рискуете получить совсем не то, что ожидали. Помните, что добровольцы, принимающие участие в вашем проекте, необязательно имеют богатый профессиональный опыт, поэтому, чем более простое и ясное задание вы дадите, тем выше будут шансы проекта на успех.
«Люди не хотят скучных задач, поэтому важно перевести сухой маркетинговый язык в wow-диалог с аудиторией, — объясняет основатель краудсорсинговой платформы Citycelebrity Константин Гаранин. – Надо понять, почему они будут вам помогать, что ими будет двигать, какова их мотивация: заработок, слава, новый опыт, победа над обстоятельствами, социальность. И главное, на каждом этапе надо быть честным с собой и аудиторией».
Выберите подходящую платформу для проведения кампании
«Краудсорсинг — это не просто сбор информации, мнений или идей, это еще и методология работы с этими идеями, их отбора и рейтингования, — обращает внимание Константин Гаранин. – Выбранная платформа должна обладать как методологическими, так технологическими и человеческими ресурсами для управления массивом данных. В противном случае конечного результата вы не получите».
Постоянно поддерживайте контакт с участниками проекта: отвечайте на возникающие вопросы, не поленитесь при необходимости скинуть фирменные гайдлайны, чтобы люди точно понимали, что от них нужно. Будьте активным и полноправным участником запущенной вами кампании.
Следите за тем, чтобы маленькие группы не диктовали свою волю, и дистанцируйтесь от влияния фриков, которые могут прийти в ваш проект
Руководство американской звукозаписывающей компании Island Records совсем не обрадовалось, когда в результате краудсорсингового проекта, в рамках которого людей спрашивали, где выступить с новым концертом Джастину Биберу, хейтеры заслали юного певца в Северную Корею.
Важно, чтобы бизнес был готов к внедрению плодов краудсорсинговых проектов, считает Антон Москаленко: «Эта готовность должна прослеживаться от руководящего звена до конечного исполнителя. Выработанные идеи и предложения так и останутся висеть в воздухе, если вся структура не будет нацелена на их претворение в жизнь».
Выбор платформы
В России количество платформ, закрывающих те или иные ниши краудсорсинга, стабильно растет. «Для крупного бизнеса — это, прежде всего, Витология, для среднего и малого – Citycelebrity, Collective Intelligence Systems, GoDesigner, WorkDone, MillionAgents и ряд других. Не проходит и месяца, чтобы не появилась новая платформа. По нашим данным, тенденция будет только нарастать, — говорит Антон Москаленко. – Если у вас какое-то небольшое рекламное задание, то стоит обратиться к E-generator, а если вы микробизнес, который хочет привлечь деньги, то вам лучше идти на Boomstarter и Планета.ру».
Успешные кейсы
Ряд крупных российских компаний, в числе которых Сбербанк, «Роснано» и РЖД, уже попробовали запустить свои краудпроекты, и они оказались вполне успешными. «Если смотреть в сторону российского среднего и малого бизнеса, то здесь активно осваивается сегмент креативного краудсорсинга. Тут мы снова говорим о создании контента (в основном графического) и поиске решения (управление идеями), – делится наблюдениями Константин Гаранин. – Успешных примеров среди среднего бизнеса тоже много: «Эксмо», WWF, 35mm, Юниаструм Банк, «Красный Октябрь» и другие. Более 500 компаний провели свои проекты только на платформе Citycelebrity, не говоря уже о более узкопрофильных ресурсах».
Результат у всех разный, признается эксперт. Однако в целом удается вовлечь в коммуникацию и созидательное сотрудничество сотни тысяч людей. «Мне кажется, главное — дать возможность активным, талантливым людям доступ к новым возможностям, а компаниям — к новым интеллектуальным и творческим ресурсам», — говорит Гаранин.
Не волшебная палочка
Не ждите от краудсорсинга чудес: это не волшебная палочка, а только один из инструментов для развития бизнеса, предупреждают специалисты. Чтобы объективно оценить эффективность применения краудсорсинга, должно пройти время. «Даже, если компания сразу применяет наработанные решения, то это минимум полгода, а то и год», — предупреждает Антон Москаленко. Зачастую решения, получив положительную оценку, не находят внедрения. Поэтому делать выводы по крупным российским компаниям еще рано.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Положительные и отрицательные стороны краудсорсинга
Использование возможностей краудсорсинга открывает перед малым бизнесом и мелкими предпринимателями большие перспективы. К краудсорсингу очень выгодно прибегать, когда требуются креативные, инновационные и профессиональные навыки для решения бизнес задач, ведь не всегда стандартными подходами можно достичь требуемого результата, также при использовании стандартных методов, стоимость таких решений будет очень дорогой. Компании, обращаясь к широким массам, получают множество качественных и сильных решений своих задач за небольшое вознаграждение. Вместо того чтобы нанять работника или же обратиться в какую-нибудь профессиональную компанию, можно используя современные средства коммуникации, обратиться с такими же вопросами к большим массам людей и получить не менее квалифицированные решения. Возможности, которые получает малый бизнес, используя энергию людских масс, хорошо раскрыты в этих примерах краудсорсинга.
Краудсорсинг – это очень эффективный способ сотрудничества, позволяющий делегировать решение задач большим группам людей или специалистов. Эти группы специалистов можно легко найти в Интернете: на различных Интернет сообществах, специализированных Интернет форумах, а также специальных краудсорсинговых сайтах (например, freelance.ru)
Однако, как и многие другие способы бизнес сотрудничества, краудсорсинг имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для более качественного использования всех возможностей краудсорсинга, советую вам разобраться в этом вопросе.
Положительные стороны краудсорсинга.
К положительным сторонам краудсорсинга можно отнести:
Отрицательные стороны краудсорсинга.
К отрицательным сторонам краудсорсинга можно отнести:
Так как краудсорсинг имеет много положительных сторон, он может быть очень эффективным способом решения бизнес задач. Если для решения ваших задач не нужен полный контроль или же особые условия конфиденциальности, то вы с успехом можете воспользоваться этим уникальным бизнес инструментом. Более того, развитие коммуникационных технологий, их доступность и значительное удешевление, позволяет использовать краудсорсинг не только крупным компаниям, но и малому бизнесу.
Что такое краудсорсинг: разбираемся
Узнайте, какие компании могут использовать стратегии краудсорсинга
Краудсорсинг — это деятельность, которая подразумевает задействование интеллектуальных ресурсов людей для разработки, улучшения и реализации нового продукта.
Содержание
Давайте узнаем, когда применяют эту стратегию и каким компаниям она подходит.
Для чего нужен краудсорсинг?
Эту стратегию активно используют компании или стартапы, которые хотят внедрить новые продукты на рынок. Для того, чтобы запустить новый продукт, необходим стартовый капитал для налаживания производства, рекламы, продвижения и часто найти крупную сумму денег в короткие сроки невозможно.
Чтобы преодолеть этот этап, многие молодые компании делают прототипы своих продуктов, размещают свой проект на специальных краудфандинговых платформах и объявляют о сборе конкретной суммы для реализации. Помимо сбора средств, краудсорсинг подразумевает сбор идей и предложений касательно улучшения продукта. Например, к такой стратегии прибегает NASA, предлагая людям со всего мира придумать название для очередного марсианского ровера.
В случаях, когда компания имеет хорошо выстроенные отношения с клиентами, она может спросить мнение людей о новых приоритетных направлений в развитии бренда. К примеру, часто такой тактикой пользуются блоггеры и тиктокеры, которые спрашивают подписчиков, какой контент им интересно было бы увидеть в новых выпусках. Это помогает лучше понимать желания и интересы подписчиков и повысить уровень их вовлеченности.
Давайте узнаем, какими преимуществами обладает краудсорсинг по сравнению с классическими бизнес-моделями.
Преимущества и недостатки краудсорсинга
Краудсорсинг имеет следующие преимущества.
Краудсорсинг имеет следующие недостатки:
Давайте узнаем, какие виды краудсорсинга существуют.
Виды краудсорсинга
Краудсорсинг разделяют на следующие виды:
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое краудсорсинг и ознакомились с его преимуществами и недостатками.
Мудрость толпы: плюсы и минусы краудсорсинга
Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — это передача определенных производственных функций кругу лиц без заключения трудового договора по типу субподрядной работы, чтобы задействовать их их знания, опыт и творческие способности. То есть, речь идет о перекладывании различных задач на плечи энтузиастов.
Впервые это понятие, как и понятие краудфандинга, использовал в своей статье The Rise of Crowdsourcing для журнала Wired журналист Джефф Хау в 2006 году. За пару лет до этого журналист Джеймс Шуровьески в своей книге «Мудрость толпы» писал о том, что поиск решения проблемы при правильно заданных условиях с опорой на группу людей более эффективен, чем использование знаний отдельных индивидуумов.
Однако подобный метод задействования интеллектуальных ресурсов зародился гораздо раньше. Еще в 1567 году король Испании Филипп II предложил награду любому, кто смог бы придумать простой и практичный метод для точного определения долготы при вычислении координат корабля в море. Полтора века спустя, в 1714 году, британский парламент учредил серьезную награду за такого рода изыскания. Ее обладателем стал часовщик-самоучка Джон Харрисон, который изобрел морской хронометр.
Как работает краудсорсинг и каким он бывает
Делегирование задач обычно использует малый и средний бизнес, чтобы не тратить средства на работу с рекламными агентствами или не заказывать дорогостоящие исследования аудитории. Однако им не пренебрегают и крупные корпорации. Так, немалое число пользователей софта Microsoft каждый месяц заполняют анкеты о своей работе, а затем их мнения анализируют специалисты по улучшению продуктов. А у Google есть приложение Crowdsourcing, которое позволяет сообществу пользователей предлагать решения и исправления проблем с продуктами и услугами.
Краудсорсинг бывает разных видов:
Плюсы краудсорсинга
Этот инструмент наиболее популярен на предприятиях, в ИТ, в сферах маркетинга, образования, науки и здоровья, в также финансов.
Для бизнеса преимущества краудсорсинга могут включать:
Такого рода инструменты полезны не только в бизнесе, но и в госуправлении. Краудсорсинг для принятия решений уже используют 26% американских городов. В Сиракузах (штат Нью-Йорк) опрос жителей помог сформировать стратегию развития, а победители конкурса на лучшую идею по удалению граффити в Сан-Хосе (Калифорния) разработали дрон, который стирает рисунки с высотных зданий и путепроводов.
Минусы краудсорсинга
У «мудрости толпы» есть и слабые стороны. Бизнесу стоит учитывать эти моменты, прежде чем отдавать задачу на краудсорсинг.
Вот некоторые минусы:
Секреты успеха
Чтобы краудсорсинговый проект был эффективным, необходимо:
Перед тем, как запустить кампанию, необходимо решить, будет ли она ориентирована на большую группу людей (например, через социальные сети) или на конкретную группу с нужными навыками и опытом (например, через платформу дизайнеров 99designs).
Краудсорсинг в мире: примеры
Вот несколько примеров удачного использования модели краудсорсинга в мире:
Что такое краудсорсинг и какие преимущества он может дать вашем бизнесу?
Сможете ли вы создать в течение недели месячную норму полезного контента? Годовую норму? Может быть, вы сможете выдать более 800 идей в течение одного мозгового штурма? А, может, ваша аудитория сама охотно создает полезный контент для вашей компании?
Если вы ответили «да» на эти вопросы, вы знакомы и, скорее всего, уже пользуетесь стратегией краудсорсинга. Если же вы ответили «нет», наша статья познакомит вас с этой сложной, но очень результативной тактикой.
«Коллективный ум толпы»
Как и в случае с определением контент-маркетинга, границы термина «краудсорсинг» достаточно размыты на сегодняшний день. Согласно одному из крупнейших ресурсов этой тематики DailyCrowdSource, краудсорсинг – это процесс выполнения работы множеством исполнителей без каких-либо договоров (в большинстве случаев, в режиме онлайн). Чтобы стало понятно, сразу приведем пару примеров популярных краудсорсинговых платформ:
В обоих случаях заказчик привлекает огромное количество исполнителей и выбирает лучшие предложения для оплаты или заключения контракта. Именно так, на конкурсной основе, и работает большинство краудсорсинговых платформ.
Как использовать краудсорсинг в бизнесе
Краудсорсинг может быть использован для достижения самых разнообразных целей: решения определенной проблемы, создания контента, генерации новых идей, проведения экспертной оценки и т.д. При этом компетентность людей, участвующих в проекте, не имеет большого значения. Вот лишь несколько примеров того, что можно сделать в рамках этой тактики:
Компании из списка Fortune 500 активно используют краудсорсинговые мероприятия. В 2010 количество микро-заданий, выполненных таким образом, выросло на 496%. С тех пор это эта цифра уверенно растет и уменьшаться, скорее всего, еще долго не будет.
Каких результатов можно достигнуть с помощью краудсорсинга
С первого взгляда, вам может показаться, что краудсорсинг слишком сложен, чтобы управлять им в рамках вашей маркетинговой кампании. Но как только вы разберетесь с многообразием видов и форм, которые он может принимать, вы наверняка измените свое мнение. С помощью краудсорсинга можно:
Преимущества и недостатки стратегии
Что говорят эксперты о краудсорсинге
«Непрерывное взаимодействие с клиентом необходимо для любой маркетинговой кампании. Краудсорсинг – это великолепный способ погрузить вашего клиента в ваш бизнес. Вы постоянно обсуждаете, как используется ваш продукт, как он распространяется, а кто-то из ваших клиентов даже принимает участие в его создании и продвижении. Таким образом, вы получаете крайне результативный инструмент развития и сохранения приверженности ваших клиентов.»
Гевин Хитон, вице-президент и главный аналитик компании ConstellationResearch
«Краудсорсинговые проекты необыкновенно привлекательны тем, что генерируют исключительные идеи, которые затем дают ход масштабным исследованиям.»
Джим Ройстон, исполнительный директор исследовательского центра CASIS
«Многие компании, ныне использующие краудсорсинг, в недалеком прошлом использовали сайты электронных объявлений для найма единичных аутсорсеров. Эти компании впервые задействовали краудсорсинг, чтобы снизить издержки. Затем они сознательно отдали предпочтение краудсорсингу, по факту увеличив производительность и улучшив качество выполнения делегируемой работы.»
Отчет «Платформы краудсорсинга 2012»
Как краудсорсинг используется в управлении контентом и инновациях в сфере b2b
Как и в любой маркетинговой стратегии, прежде всего необходимо дать ответ на вопросы «Как позиционирует себя ваш бренд, что он поддерживает, в чем его миссия?» А также «О чем беспокоится и думает целевое сообщество?». В процессе работы с аудиторией и проектом вы постоянно будете получать новые данные и адаптировать свою стратегию. Ответы на эти вопросы определяют ключевые цели и задачи для вашей компании, а также способ взаимодействия с социальными медиа- или онлайн-сообществами для достижения ваших бизнес целей.
Вот несколько крупных проектов, в которых краудсорсинг был задействован в рамках контент-маркетинговой стратегии.
Рекламная кампания Intel
Когда компания Intel, позиционирующая себя как лидер инноваций, захотела запустить новую серию процессоров, было решено использовать краудсорсинг для поиска оптимальной рекламной кампании. Для создания шумихи и привлечения внимания она договорилась о партнерстве с компанией Poptent.net, которая гордилась своим огромным 30-тысячным сообществом создателей видеоконтента.
Poptent разместила объявление, в котором было анонсировано, что компания «Интел» намерена купить как минимум 2 ролика длительностью от 30 до 60 секунд. В итоге, подписчики создали более 50 видео. Отобранные материалы были размещены во внутреннем блоге компании, на YouTube, а также страницах в Фейсбуке и Твиттере. Компания призывала голосовать всех пользователей и, в особенности, своих поклонников среди «технарей», которые активно следят за инновациями в этой сфере. За отчетный период в блоге было собрано 500 голосов, а общее голосование в соц. сетях перевалило за 40 000.
Кампания “Powering your home”
Компания GE была одной из первых компаний среди технологических брендов, которая начала использовать блоггинг, так что никто не был удивлен, когда она задействовала стратегию краудсорсинга в своих проектах.
Кампания «Обеспечь энергией свой дом» была второй частью программы GE по проекту «ecomagination» – эксперимента в области инноваций, где бизнесы, предприниматели, инноваторы и студенты делились своими лучшими идеями в области сохранения, управления и использования энергии в жилых помещениях. В общей сложности, около 70 000 человек прислали более 800 идей и оставили более 10 000 комментариев.
Сообщество, созданное LocalMotors
Теперь поговорим о перевороте на общемировом рынке автомобилей. Компания LocalMotors, находящаяся в Аризоне (США), объединила 30-тысячное сообщество дизайнеров, инженеров, конструкторов и прочих энтузиастов для разработки, создания дизайна и последующей продажи транспортных средств. Их целью являлось создать с помощью краудсорсинга новый автомобильный дизайн, организовать высокотехнологическое производство и воплотить технологии нового поколения отрасли машиностроения в своих продуктах. Они получили спонсорскую поддержку со стороны BMW и Siemens, так что данное сообщество имеет все шансы получить выдающийся результат. Вот, кстати, их промо-ролик:
Как удовлетворить огромное количество работников?
Краудсорсинговые кампании – изначально не для слабонервных. Поначалу вам будет казаться, что вы пытаетесь управлять неуправляемым. С течением времени вы укрепитесь в этом убеждении. Так или иначе, вы должны обладать 2 качествами для того, чтобы преуспеть – тотальной приверженностью вашей идее и смелостью.
Следующие советы помогут вам сделать этот процесс максимально комфортным и эффективным:
Держите контакт с людьми. Большинство людей, которые хотят поучаствовать в таком проекте, любят отдавать. Непрерывный контакт с аудиторией обеспечивает их возможность отдавать и вашу способность взять. Убедитесь, что у вас есть общее место, где аудитория сможет собираться и общаться с вами и друг с другом, будь то внутренняя корпоративная сеть или приватная страничка Фейсбука. Необходимо, чтобы они чувствовали себя причастными.
Слушайте. Основным преимуществом краудсорсинга является возможность делиться идеями, но если коммуникация не будет двусторонней, вы можете быть уверены – ваша аудитория сумеет донести до вас этот неприятный факт.
Отвечайте. Всегда выслушивайте, перед тем как ответить. Вы не сможете утверждать, что вы слушаете аудиторию, если она не чувствует себя услышанной. Если у кого-то есть отличная идея, поощрите вклад этого человека. Если возникнет проблема, найдите лучший способ ее решения. Дайте людям из вашего сообщества понять, что они не являются безликой массой для вас.
Будьте честны. Сокрытие любой информации вызовет гнев толпы, будь то удаление комментариев, оставленных членами сообщества, либо постоянно запаздывающие ответы на текущие вопросы.
Сопереживайте. Поставив себя на их место, вы сможете увидеть ситуацию с позиции вашей аудитории. Это позволит вам общаться с ними более понятно и благожелательно.
Краудсорсинг не является самой популярной стратегией контент-маркетинга. Однако если у вас достаточно смелости, чтобы организовать подобную кампанию, ваш маркетинг может выйти на радикально новый уровень. Может быть, будущее успешное развитие вашей компании уже зреет в головах ваших клиентов, и осталось только войти с ними в контакт и задать правильные вопросы?
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров