В чем заключается единство живого и неживого биология 10 класс
Урок-презентация по биологии на тему «Единство живой и неживой природы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять… Жан-Анри Фабр
ЦЕЛЬ УРОКА Сформировать знания о единстве живой и неживой природы; Развить интерес к познанию природы; Привить любовь к творениям природы.
План урока Природа живая и неживая Единство живой и неживой природы Использование человеком знаний о природе на практике Домашнее задание
1. Природа живая и неживая. Подумайте, по какому принципу можно распределить природные тела на 2 группы?
Выберите тела, которым свойственны процессы: 1.Питание 3. Семена 2.Размножение 3.Развитие 4.Рост 5.Дыхание 2.Пень 4.Опавший лист 1. Гриб
2. Единство живой и неживой природы Что необходимо растениям для роста? Воздух Солнце Вода
С помощью каких тел неживой природы птицы ориентируются в круглосуточном полете? Луна Солнце Звёзды
Что общего между сосулькой и молодым растением? 1.Состоят из воды 100% 95%
2. Увеличиваются в размере и массе
3. Использование человеком знаний о природе на практике Человек – разумная часть природы, он не может существовать без использования природных богатств.
Из данных слов составьте словосочетание Чтобы использовать богатство природы, человек должен знать её законы. Чтобы, природы, богатство, знать, законы, должен, её, использовать, человек.
Существуют методы познания природы, главным из которых является всем доступный метод наблюдения
Это был замечательный французский ученый Жан- Анри Фабр. В этот день он наблюдал за повадками маленькой осы, устроившей себе норку возле дороги.
Задумывались ли вы о том, зачем людям нужны знания о природе? Постарайтесь ответить на этот вопрос. Рассмотрите рисунки, может быть, они помогут вам.
Колючки репейника послужили аналогом для застежек-липучек
Природа живая и неживая; Далекая и близкая; Известная и неизвестная; Всегда едина; В ней нет ничего лишнего и ненужного; В природе все имеет свое место и значение; Таким образом:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Докажите на примере карандаша с графитовым стержнем единство живой и неживой природы. 2.§ 2 (ответить на вопросы в конце параграфа, автор В.И.Сивоглазов, С.В.Суматохин «Естествознание 5 класс»). 3.Приведите примеры единства живой и не неживой природы.
Спасибо за внимание! Урок-презентация по естествознанию 5 класса подготовила учитель биологии МОУ школы №26 г.Владимира Гуреева Елена Ивановна.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 288018
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
4. Единство живой и неживой природы
Итак, атомы и молекулы это — действительность. Весь мир, всё многообразие тел природы действительно состоит из мельчайших частичек. Чрезвычайно малы эти частички, но человек, вооружённый всемогущим знанием, не только убедился в их существовании, он даёт всё более подробное их описание.
Самые разнообразные тела состоят из различных комбинаций атомов.
Таково же устройство и всех живых существ мира. Не составляет исключения и сам человек; он также состоит из разнообразных молекул.
Долгое время люди резко делили природу на две совершенно различные части — живой и неживой мир. Живой природе приписывали особую духовную «жизненную силу» и считали, что ничего общего между двумя мирами — живым и неживым — нет и не может быть.
Что может быть общего между мясом и кровью животных и, скажем, какой-нибудь горной породой или воздухом? — говорили защитники такого деления мира на две части.
Такой ненаучный, ошибочный взгляд всячески поддерживали церковники. В таинственной «жизненной силе» они видели поддержку религиозных представлений о бестелесной, нематериальной душе.
Но действительность разбила и это суеверие. Когда химики научились определять, из каких веществ состоят различные живые и неживые тела природы, то оказалось, что многие совершенно, казалось бы, несравнимые вещи состоят из одних и тех же простых веществ. Было установлено, что все живые тела содержат в себе те же самые элементы, что и неживые тела природы! В составе различных живых существ были найдены такие элементы, как углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор, железо, кальций, кремний и другие.
Вот, например, какой средний химический состав имеет человек: кислорода — 65 процентов; углерода— 18,2 процента; водорода — 10 процентов; азота — 2,7 процента; кальция — 1,4 процента; фосфора — 0,8 процента; калия — 0,3 процента; натрия — 0,3 процента; хлора — 0,25 процента; серы — 0,2 процента; магния и железа — несколько сотых процента; цинка и кремния — несколько тысячных долей процента; алюминия, брома, меди, фтора, иода, марганца — несколько десятитысячных долей процента; мышьяка, бора, свинца и титана — по нескольку стотысячных долей процента.
Вот и всё, из чего состоит человек! Но ведь из этих же самых химических элементов построены и многие другие, повсеместно встречающиеся тела неживой природы!
Когда это было установлено, защитники особой «жизненной силы» стали говорить, что в живых существах, хотя и из тех же материалов, строятся с помощью этой «силы» такие сложные вещества, построить которые искусственно невозможно.
Но и это, последнее утверждение было опровергнуто наукой. В 1828 году удалось получить мочевину — соединение, которое до того времени вырабатывалось только в живых организмах. В 1842 году крупнейший русский химик Н. Н. Зинин создал искусственно основу красителей — анилин, вещество, которое раньше получали только из естественного красителя — индиго. Теперь из анилина получают краски, лекарства и многое другое, что раньше получали из растений. Химическая реакция, при помощи которой русский учёный получил искусственно анилин, дала в руки химиков способ получения многих других веществ «живого происхождения». С тех пор химики научились изготовлять искусственным путём многие соединения живой природы. Более того, теперь человек умеет даже получать много и таких органических веществ, которые не обнаружены в природе.
Единство живого и неживого мира было доказано. Все тела природы состоят из немногочисленных элементов; а так как каждое простое вещество построено из атомов и молекул, то и все мы и все окружающие нас тела построены, состоят в конечном счёте из мельчайших частичек — атомов и молекул, различных по размерам и весу. Существует столько «сортов» атомов, сколько имеется в мире химических элементов.
Но сколько в мире химических элементов? Естественно-научные основы для решения этого вопроса дал великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев.
Определение жизни. Основные свойства живой материи
Вопрос 2. Перечислите основные свойства живой материи.
Выделяют следующие основные свойства живой материи:
• единство элементного химического состава;
• единство биохимического состава;
• единство структурной организации;
• дискретность и целостность;
• обмен веществ и энергии;
• способность к саморегуляции;
• открытость;
• размножение;
• наследственность и изменчивость;
• рост и развитие;
• раздражимость и движение;
• ритмичность.
Вопрос 3. Объясните, в чем, по вашему мнению, заключаются принципиальные различия обмена веществами в неживой природе и у живых организмов.
В отличие от неживой природы, живые организмы способны накапливать необходимые вещества, а также энергию в форме особых химических соединений (АТФ). Кроме того, живые организмы способны трансформировать химические вещества и превращать простые соединения в более сложные при помощи ферментов (часто с затратой энергии). Так, например, из мономера глюкозы синтезируются полимеры крахмал, гликоген, целлюлоза. Живые организмы обладают способностью копировать наследственный материал. Такое копирование тоже является примером преобразования простых веществ (отдельных нуклеотидов) в более сложные (нуклеиновые кислоты). Специальный комплекс ферментов способен создать новую полинуклеотидную цепь по образцу материнской. Живой организм в отличие от неживой природы представляет собой энергетически открытую систему, т. е. активно организует поступление энергии за счёт обмена веществ с окружающей средой. Главное отличие обмена веществ в живой природе – возможность осуществлять реакции синтеза
высокомолекулярных соединений (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот) и их распада. первым увидел живые клетки в усовершенствованный микроскоп с увеличением в 150—300 раз.
Вопрос 4. Каким образом связаны наследственность, изменчивость и репродукция в обеспечении жизни на Земле?
Способность живых организмов к репродукции (размножению) обеспечивает непрерывность жизни на Земле и преемственность поколений. Воспроизведение базируется на реакциях матричного синтеза, идущих на основе молекул ДНК. Постоянство строения ДНК обеспечивает наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Изменчивость — это свойство, противоположное наследственности. Она определяется как способность организмов существовать в различных формах, меняя свои признаки. Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора, который приводит к возникновению новых проявлений жизни и новых биологических видов.
Вопрос 5. Дайте определение понятия «развитие». Какие формы развития вы знаете?
Развитие — это изменение строения и физиологии организма с течением времени. Принято выделять две основные формы развития — онтогенез и филогенез.
Онтогенез (индивидуальное развитие) — это развитие живого организма от зарождения до момента смерти. Обычно онтогенез сопровождается ростом.
Филогенез (историческое развитие) — необратимо направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и, как правило, прогрессивным усложнением жизни.
Естествознание. 10 класс
Конспект урока
Естествознание, 10 класс
Урок 18. «Единство многообразия: биологические системы»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Как можно определить понятие «жизнь»;
Что такое иерархические уровни организации живой материи;
Сколько уровней организации живого и каковы критерии их выделения;
Почему необходимо осознавать иерархичность и системную организацию природы;
Биология – наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих; изучает все проявления жизни, строение и функционирование живых существ, а также их сообществ, их взаимосвязи между собой и с неживой природой.
Уровни организации биосистем – это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого. Различают молекулярно-генетический, клеточный, органно-тканевой, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный уровни.
Особь – самостоятельно существующий организм.
Вид – группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство; основная структурная единица биологической систематики живых.
Популяция — структурная единица вида, совокупность особей (организмов) одного вида, которые населяют определённую территорию и взаимодействуют друг с другом.
Экосистема — это совокупность совместно обитающих популяций разных видов и среды их обитания, объединённых потоками вещества и энергии. Основа экосистемы — растения и/или бактерии, которые создают первичное органическое вещество в результате процессов фотосинтеза или хемосинтеза.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017.: с 84-87.
Уровни организации живого. Проект «Вся биология» // электронный доступ: http://www.sbio.info/dic/12476
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Живой мир необычайно разнообразен. В настоящее время описано примерно 500 тыс. видов растений и более 1,6 млн. животных, более 3 тыс. видов микроорганизмов. И ещё порядка двух миллионов видов ждут своего открытия учёными.
В задачи биологии входит выявление и объяснение общих явлений и процессов для всего многообразия форм жизни.
Дать полное определение сущности жизни на современном этапе развития науки ещё очень сложно. В настоящее время мы можем лишь наблюдать и фиксировать факты проявления этого феномена. Жизнь – это качественно особая форма существования материи. Важно познакомиться с различными подходами к определению сущности жизни, чтобы осознать всю сложность данного феномена.
Каждый организм независимо от сложности устройства представляет собой совокупность упорядоченно взаимодействующих структур, образующих единое целое, т.е. является системой. Отметим, что именно целое, а не сумма частей! Поскольку целое определяет новое свойство, которого не было у отдельных компонентов. При этом системы могут состоять из более мелких систем и сами входить в свою очередь в системы большего масштаба. Такая системность и иерархичность устройства является основным в организации и существовании жизни.
При этом не существует организмов, которые не взаимодействовали бы с окружающей средой, не обменивались с ней энергией и веществом. Именно эта особенность позволяет организмам поддерживать свою целостность (упорядоченность) и выполнять свои функции. При этом организмы имеют возможность обмениваться информацией и реагировать на изменения условий окружающей среды – это свойство получило название раздражимость (не путать с раздражительностью!).
Особо обратим внимание, что отличительной характеристикой биологических систем от всех других является самостоятельность организации и протекания всех процессов жизнедеятельности, хранение и передача информации о своей структуре и функциях. Эти механизмы одинаковы для всех живых организмов, что позволяет сделать вывод о единстве всего живого.
Таким образом, биологическую систему можно определить как самообновляющиеся, самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся на основе потоков вещества, энергии и информации структуры, состоящей из подсистем низшего уровня и являющейся подсистемой высшего уровня.
Выделяют следующие уровни организации биосистем: молекулярно-генетический, организменный (онтогенетический), популяционно-видовой, экосистемный. Для удобства изучения фундаментальных уровней организации биосистем выделяют более мелкие уровни организации. К группе микросистем относят молекулярный и клеточный, к мезосистемным – тканевой, органный и организменный, к группе макросистем – популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный уровни. Каждая биологическая система принадлежит к определённому уровню организации. Существование жизни на каждом последующем уровне определяется структурой более низшего уровня, что определяется как иерархичности живого.
Молекулярный уровень – это самый низший уровень, здесь проходит граница между живым и неживым. Этот уровень представлен системами в формате макромолекул – биополимеров, которые участвуют в построении всех живых организмов. Нуклеиновые кислоты, построенные из пяти азотистых оснований и двух моносахаров; белки построены в основном из 20 стандартных аминокислот –, которые присущи только живым организмам, но сами по себе не могут считаться живыми, т.к. не обладают всеми свойствами живого.
Клеточный уровень – характеризуется единством структурной организации всех живых организмов, которое заключается в том, что существует некая структура, отделяющая внутреннюю среду клетки от внешней; система внутренней среды, которая отвечает за выполнение всех жизненных функций клетки, генетический аппарат. Клетка – низшая система, которой присущи все свойства живого.
Органно-тканевой уровень возникает вместе с появлением многоклеточных организмов, обладающих дифференцированными клетками, которые объединяются в ткани. Различные ткани сочетаясь составляют структуры, выполняющие определённые жизненные функции – органы. Системы органов образуют в свою очередь целостные многоклеточные организмы.
Популяционно-видовой уровень – первая надорганизменная макросистема, компонентами которой являются особи одного вида (сходные по совокупности критериев вида). Вид в целом в форме популяций выполняет роль биотических компонентов биогеоценозов. Популяция – единица эволюции, Именно в ней происходят эволюционные процессы.
Биогеоценотический (от греч. биос – жизнь, геос – Земля, ценоз – общий), экосистемный уровень – исторически сложившиеся на определённой территории устойчивые сообщества популяций разных видов, связанных между собой и с окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.
Биосферный уровень (от греч. биос – жизнь, сфера – шар). Это высший уровень организации жизни на нашей планете, где компонентами выступают не отдельные участки поверхности Земли и отдельные популяции, а в единстве оболочек Земли (водной, газовой, каменной) и живого, способного трансформировать космическую энергию Солнца в различные виды (химических связей, тепловую, механическую, электрическую и т.д.).
Все многообразие жизни обнаруживает единство, проявляющееся в иерархичности системной организации живой природы. Взаимосвязь и взаимообусловленность существования живого и неживого на планете Земля обусловлены постоянными потоками энергии, информации и вещества.
Законы функционирования биосистем более высоких уровней не отменяют те, которые характерны для систем более низкого уровня.
Жизнь в целом и человека в частности на планете Земля – явление космическое, уникальное, обусловленное множеством закономерных факторов, но главным является приток энергии извне. Существование биологических систем разных уровней организации без притока энергии невозможно.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
Задание 1. Расположите в правильной последовательности биосистемы различных уровней от низшего к более высокому:
Организм; ткань; макромолекулы; орган; клетка; система органов
Пояснение: последовательность отражает иерархию живого.
Задание 2. Найдите ошибку (ошибки) и вычеркните их.
Уровни организации биосистем:
Пояснение: уровни отражают иерархию биологических систем. Уровень атома – это физическая система, инстинктивный уровень связан с поведенческими характеристиками и не могут выступать уровнем в иерархии биосистем; человеческий уровень (вероятно, уровень человеческого организма)– человек является частью иерархии биосистем.
Единство живой и неживой природы
Известное философское выражение «ничто не вечно под Луной» настраивает человека, как правило, на лирический лад, заставляя думать о бренности и зачастую о бессмысленности его жизни.
Однако такое суждение не может быть однозначным, хотя бы потому, что Природа как объект изучения, состоящая, по понятиям человечества, из объектов неживой и живой материи, не настолько изучена, чтобы понять единство Мира или Пространства, в котором по Воле Бога оказался человек!
Более того, и сам человек как энергоинформационный объект Космического Пространства и в наши дни остаётся для людей столь же загадочным, что и тысячелетия назад, несмотря на грандиозные успехи науки и технологии. Поэтому слова Создателя: «Человек ещё не известен человечеству» — лучше всего подтверждают сложившуюся ситуацию в мире естествоиспытателей.
Из наиболее интересующих людей вопросов, конечно, выделяются вопросы сроков жизни всех природных (живых) и искусственных (технических) объектов, включая и самого человека. Процессы накопления повреждений, а значит — процессы усталости или старения (в биологии), относимые к классу САМОПРОИЗВОЛЬНЫХ процессов, могут быть изучены с помощью моделей нелинейной неравновесной термодинамики.
Явление высокой общности
Здесь следует отметить, что все процессы в природе и технике можно разделить на два обширных класса: самопроизвольные и вынужденные (протекающие принудительно)! Очень важно отметить, что все САМОПРОИЗВОЛЬНЫЕ процессы сопровождаются диссипацией (рассеиванием) энергии.
Можно предварительно сказать, что долговечность технических объектов, как и сама человеческая жизнь, является САМОПРОИЗВОЛЬНО протекающим диссипативным процессом, тогда теорию и математический аппарат диссипативной термодинамики можно применить для описания общих закономерностей Природы, включая накопление повреждений в технических объектах или заболеваний, а значит — накопление искажений в биологических объектах (в человеческой жизни).
Поскольку долговечность технического объекта и срок человеческой жизни (да и вообще любого биологического объекта) удовлетворяет принципу кратчайшего времени, то приходит понимание того, что сроки эксплуатации или продолжительность жизни ЗАРАНЕЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНЫ и ЗАДАНЫ НЕИЗВЕСТНЫМ физиологическим или биофизическим механизмом (назовём это Создателем) сразу после рождения (или даже в период беременности)! Возникает естественный вопрос: возможен ли и при каких условиях контролируемый переход с одной траектории на другую в целях продления срока эксплуатации технического объекта и продления активного периода жизни самого человека?
В свою очередь, несмотря на то, что человеческая жизнь как процесс САМОПРОИЗВОЛЬНЫЙ, сроки которого определены Создателем, тем не менее требует нашего личного участия, ибо без понимания Единых закономерностей Природы срок жизни является неопределённой величиной.
Тогда, в случае проявления попытки физического омоложения (продления срока жизни), такой процесс должен рассматриваться как принудительный, и для его осуществления должна быть затрачена определённая или дополнительная РАБОТА.
Иными словами, принимая лечение как процесс, на который тратится собственная энергия (работа) человека, нужно понимать, что лечение обходится человеку собственным здоровьем!
Материя, энергия, информация
Необходимо отметить, что современная наука ещё с времён Декарта, Лейбница, Ньютона провозгласила, что критерием ИСТИНЫ может быть только эксперимент, главным требованием к которому является полная воспроизводимость результата независимо от места, времени и личности экспериментатора. Можно сколько угодно спорить, но в Природе одновременно существуют три фундаментальные сущности: Материя, Энергия и Информация!
Следует отметить, что если Материя и Энергия доступны нашему восприятию, контролю и измерению, то Информация нематериальна по природе, а значит, по представлениям научного мира, на неё не распространяются физические законы сохранения энергии и вещества. Однако не существует никаких запретов на принципиальную возможность взаимодействия Информации с Материей и Со-Знанием.
Наука наконец признала, что для всего живого необходимо не только элементальное, но и тонкополевое (информационное) питание, являющееся важнейшим фактором зарождения и существования жизни. Организм человека и среда его обитания (Природа) являются единым целым, что обуславливает их взаимное влияние друг на друга.
«Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем больше мы приходим к выводам, которые можно разрушить только Верой», — считал Альберт Эйнштейн.
Человечество не имеет права отказываться от мысли о целесообразности всего существующего на Планете и особенно человека как примера Великого порядка, поэтому главной целью, по словам Кеплера, всех исследований внешнего мира (Космоса) должно быть открытие рациональности Высшего порядка или Гармонии, которую Бог ниспослал не только Миру людей, но и Природе, включающей в себя её неживую часть!
Все фундаментальные научные исследования Природы и Мироздания говорят или подтверждают, что это именно так. Тогда присутствие человека в Пространстве КОСМОСА должно характеризоваться ЕДИНЫМИ с Пространством Канонами Природы, выраженными через информацию и энергию!
Необходимо помнить, что физическими законами может быть описана не только неживая Природа, но и сам человек как часть Целого, и важнейшими из них должны считаться законы термодинамики, где Первый закон является законом сохранения энергии (информации), определяющим возникновение живой материи (человека), которая не может возникнуть само по себе из ничего и без помощи Создателя.
Если же принять во внимание исторический опыт человечества, то возникновение жизни человека должно, прежде всего, вписываться в условия Высшего порядка Мироздания, а с учётом того, что человек — мыслящая живая Сущность, состоящая из миллиардов тоже мыслящих клеток, сам человек должен представлять собой Великую Гармонию этого клеточного (микрокосмического) пространства!
Тайна человеческой клетки
За последние десятилетия учёные-биохимики, раскрывая ТАЙНУ человеческой клетки, пришли к единому выводу, что это совершенство Природы — человеческая клетка — может быть создана только как результат Высшего Творения!
Отталкиваясь от клетки, как от Высшего ЕДИНИЧНОГО фрактального микроподобия Мира Разума, можно с уверенностью сказать, что учёные, а за ними и всё человечество, обязательно придут к пониманию Божественного происхождения всего сущего (живого и неживого) на Планете.
В наших исследованиях Природы и самоорганизации клеток человека мы исходили из постулата, базировавшегося на научных исследованиях о том, что живые организмы на Планете, включая и человека как Высшее СОВЕРШЕНСТВО Природы, есть биологическая форма существования Разума, в виде многомерного и многоуровневого ЕДИНОГО клеточного Пространства, а значит — материей, энергией и информацией, объединённых Едиными Канонами Космоса.
Исходя из этого, Холдингом НИИ «Здоровьесберегающих технологий» была поставлена задача изучения перераспределения энергии и информации в экстремальных условиях разрушения (или смерти) как отдельной клетки живой, так и атомной структуры неживой материи (металла), как части Целого, подчиняющейся канонам Мироздания.
Парацельс говорил: «Счастье человека в нём самом, а не в звёздах: он зачат вместе с ними и вырастает в утробе матери. Но, несмотря на это, он знает о гармонии между макрокосмосом и микрокосмосом».
Анализируя процесс разрушения объектов живой и неживой Природы, мы давно пришли к убеждению (на базе широкого круга экспериментальных данных), что все они сопровождаются выбросом (диссипацией) энергии и информации в космическое пространство из локальной зоны разрыва связей на уровне молекул или атомов!
В данном случае (рис. 1) при разрушении металлического образца (твёрдого тела) при достижении разрушающей нагрузки величины, равной скрытой теплоте плавления, выделялась (рассеивалась) накопленная энергия в виде:
Нами было установлено, что в условиях, когда происходит разрушение клетки человека, накопленная при жизни человека энергия, а самое главное, накопленная внешняя информация (человеческий жизненный промысел), выделяются, а значит происходит процесс диссипации (рассеивания) энергии в виде:
Предполагаем, из-за трудностей эксперимента с кровью человека в вакуумной установке, что ионная и электронная эмиссии тоже, как и в твёрдом теле, должны быть при разрушении клетки человека, которая, как утверждают учёные, обладает разумом, позволяющим ей (клетке) принимать самостоятельное и взвешенное решение!
Известно, что на здоровье отражается воздействие социально-психологических условий жизни, работы, а также морально-этическое состояние общества. Перед нами стояли две основные задачи: увеличение индивидуальной продолжительности жизни, её качества и увеличение видовой продолжительности жизни (россиян в целом).
Процессы единого энергообмена
Биохимик В. Энгельгард тоже представлял нашу жизнь как единство трёх потоков: материи, энергии и информации. Система саморегуляции психической энергии заключена в обратной связи человека с окружающим миром (Природой), суть которой определяется Законами Ноосферы по Вернадскому, когда действие равно противодействию, осуществляемому через единство информационного поля человека и Вселенной!
Единство процессов диссипации энергии при разрушении (смерти) объектов как неживой, так и живой Природы говорит, прежде всего, о Единстве Мира, в котором кто-то очень опрометчиво разделил Целое на отдельные и независимые части!
Понимание ЕДИНСТВА Природы крайне необходимо, ибо современная наука практически остановилась в своём развитии, не позволяя человеку заглянуть в Великий КОСМОС, останавливая его не только в средствах передвижения, но, самое главное, и в понимании того, что же собой представляет Великое ЦЕЛОЕ!
Как ни парадоксально это звучит, но сама наука, не имеющая чётких представлений о Пространстве, о Великом Начале Начал, стала тормозом прогресса Со-Знания человека, отдав этот принципиальный вопрос на растерзание религиозным, очень часто псевдонаучным, представлениям.
Прежде всего, следует отметить, что все процессы, происходящие в КОСМОСЕ, на Планете, в самом человеке, в его клеточном пространстве (в отдельной клетке), являются процессами Единого энергообмена и, конечно, перераспределения информационных потоков, ибо Пространство, вне зависимости от масштаба, является ЕДИНЫМ, называемым Сферой Разума, или Ноосферой!
Мы все находимся в этом «бульоне Разума», подвергаясь воздействию не только Великих Ритмов Вечности или Планетарных ритмов, но ритмов (более низких частот) человечества, народов и своих родов. Как самый чувствительный инструмент биологического проявления Высшего Разума люди имеют возможность не только чувствовать наличие или отсутствие Великой Гармонии Вечности, но и реагировать на эти ритмы, изменяя или приспосабливая свои гармоники к внешнему информационному воздействию. Следует помнить, что как часть Единого информационного поля мы в состоянии и управлять этими информационными потоками, если не на Планетарном уровне, то на уровне Народа и родов — безусловно!
Поэтому, масштабируя человеческие возможности по управлению информационными потоками, можно сразу определиться, что наша адекватная реакция на внешнее (Космическое или Планетарное) воздействие определяет не только срок нашей жизни, но и эволюцию Со-Знания как части Великого Космоса.
Реакция же клетки человека, рассматриваемой нами как «маленький человечек», находящийся в информационном поле «человечества» (человека), абсолютно точно определяет продолжительность жизни, вероятность проявления болезни (внутреннего НЕСОВЕРШЕНСТВА) и возможность её излечения.
Поэтому если и говорить о медицине современного человечества, то, в соответствии со Словами Создателя об энергоинформационном Единстве Целого и его частей, медицина и любые технологии неживой Природы, по существу, сводятся к управлению информационными потоками, как на уровне человека, на уровне человеческой клетки, так и объектов неживой Природы — повторяю, части Великого Целого!
Управление энергоинформационными потоками
Значит, медицина будущего должна быть технологией контроля и управления информационными потоками, и как результат — управления потоками перераспределения энергии, ибо, как показали результаты скрининга, затраты человеком РАБОТЫ на приём и переработку информации лекарственных препаратов, во многих случаях являются невосполнимой потерей внутренней энергии, что подтверждает тезис Пирогова о том, что лечение есть поражение медицины!
Наша главнейшая задача — научиться измерять, контролировать и управлять энергоинформационными потоками, понимая, что человек и его клетки являются не только приёмниками внешнего информационного поля, но ответными передатчиками этих вибраций высоких и низких частот в окружающее их Пространство, и эта причинно-следственная связь не только вечна, но и определяет целесообразность эволюции и срока жизни человека в Плотном плане (Материальном мире)!
Согласно современным физическим представлениям, структура атомов и молекул определяется Фундаментальными Системными Канонами, начиная с Принципа Нейтральности (Равновесия), имеющего прямое отношение к Вариационному принципу (Принцип наименьшего действия, или принцип Гамильтона). Синтез атомов и молекул, начиная с формирования электронных оболочек (теория Паули [5, с.239]) происходит по уникальным для каждого типа образований причинно-следственным (информационным) цепочкам, формируемым квантовомеханическими законами, определяющими собственные гармоники (квантовые состояния) системы элементов, уровни энергии этих состояний, вероятности их проявления и вероятности переходов между этими состояниями. Данные факторы значительно влияют на процесс синтеза атомов, молекул, траекторию роста кристаллов, органических молекул с использованием ДНК и т. д. При этом система элементов занимает наиболее энергетически целесообразную Нейтральную (равновесную, устойчивую) конфигурацию (Вариационный принцип). Процесс синтеза (разрушения) не может не сопровождаться переходами между состояниями, которые выражаются в поглощении или излучении квантов света (фотонов) и других видов энергии. Измерение и спектральный анализ эмиссионных процессов в объектах как живой, так и неживой материи даёт нам информацию об их внутренней структуре и о возможности управления процессами внешнего и внутреннего взаимодействия, а также о возможности менять их направление.
Отсюда активность эмиссионных процессов в клетке (объект живой Природы) и в твёрдом теле (в объекте неживой Природы) можно представить как результат внешнего воздействия в виде энергии (или информации), и эти волновые процессы (количественные и качественные характеристики) отражают не только интенсивность внешнего давления, но и гетерогенность (жизненную активность) клетки, как и объекта неживой Природы. Здесь считаем целесообразным введение понятия остаточной внутренней деформации (искажения) в клетке, также как и в металле, характеризующего как процессы старения, так и процессы возможной реструктуризации и восстановления клетки или всего биологического объекта.
Это позволяет нам сформулировать понятие энергоинформационной медицины, которое в соответствии с Каноном причинно-следственных связей подтверждает слова Великого Пирогова о том, что «лечение есть поражение медицины, настоящая медицина — сплошная профилактика» или управление процессом перераспределения информации (энергии), а значит, сроком и активностью жизненного цикла!
Теперь, если представить, что объект (клетка крови) находится в гетерогенной среде с определёнными характеристиками (рис. 1), то интенсивность эмиссионных процессов в системе «информация — объект — информация» будет зависеть от уровня внешнего и внутреннего информационного воздействия и, конечно, от уровня гетерогенности среды.
ИНФОРМАЦИЯ — ОБЪЕКТ — ИНФОРМАЦИЯ
Эти эмиссионные процессы следует рассматривать как реакцию объекта на внешнее воздействие информации по системе «ИНФОРМАЦИЯ — ОБЪЕКТ – ИНФОРМАЦИЯ», характеризующейся волновой природой и, конечно, качественными и количественными параметрами, зависящими от силы (напряжения) информационного воздействия!
Примем, что информационное воздействие без последствий для организма (клетки) есть УПРУГАЯ ДЕФОРМАЦИЯ объекта, а информационное воздействие с неактивными последствиями — УПРУГО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ.
Интенсивность эмиссии (диссипации) всех видов энергии по схеме «ИНФОРМАЦИЯ — ОБЪЕКТ» будет зависеть от уровня внешнего и внутреннего воздействия и, конечно, от состояния (гетерогенности или внутренней однородности) организма человека!
Измерение интенсивности излучения открывает возможность определения не только размера объекта, но и интенсивности процесса перераспределения информации (энергии), а значит, возможности управления (через обратную связь) жизнедеятельностью (профилактикой) человеческого организма или производством (технологией) конструкций из объектов неживой Природы (рис. 2):
Выводы:
В предлагаемой энергоинформационной модели объектов живой и неживой Природы (Целого) за основу принимается ЕДИНСТВО и наличие обратной связи, что формирует технологию реальной профилактики, восстановительной реабилитации и управления процессом ревитализации (старения).
Информация (обратная связь) о физических процессах на уровне объектов микромира (живой и неживой Природы) позволяет сформулировать и новое научное направление, в том числе и медицинской практики, под названием «энергоинформационная профилактика», ибо вмешательство медицины, как ни странно это звучит, в процесс лечения болезни опасно для здоровья и долголетия человека, накрепко связанного с Создателем!
Маслов Л.И., д.т.н., профессор, академик РАЕН,
Генеральный директор Холдинга «НИИ Здоровьесберегающих технологий»
Пенкин А.Г., к.т.н., Директор ООО «Специальные диагностические системы»