В чем заключается географическое мышление
Географическое мышление
Как научиться думать и мыслить по-географически? Известный географ Н. Н. Баранский дал такое определение:
«Географическое мышление — это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента” или одной «отрасли», иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком».
Выделим в этом определении ключевые черты географического мышления, которые формируют географический кругозор и географическую культуру.
Прежде всего, это территориальность. Каждый географический объект занимает конкретную территорию на земной поверхности и акваторию на водной поверхности. Он имеет своё название (Кавказские горы, Тихоокеанское побережье России, Балтийское море). Географический объект как территория обладает географическим положением, размерами, особенностями хозяйственного использования. Существуя по общим законам, каждый из них неповторим и уникален.
В задачи географии входит выявление как общих черт географических объектов или процессов, типичных для гор, побережий, морей, так и установление их отличий и своеобразия.
Другая важная черта географического мышления — это комплексность. Географ не ограничивается изучением одного, пусть и очень важного компонента. Зная, что все компоненты природы и хозяйства взаимосвязаны друг с другом, он рассматривает их в единстве, то есть комплексно.
Территория каждой страны — неотъемлемая часть мирового пространства. Здесь проявляются все общие географические закономерности. Понимание развития особенностей конкретной страны как общепланетарных процессов и явлений означает глобальность географического мышления.
Мыслить по-географически нельзя без карты, которая помогает представить местоположение, размеры, взаимное размещение географических объектов. Географический кругозор поможет осознать себя в окружающем мире, положение своего района или города в стране, а страны — в мире. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Приобретённые знания и умения, осознание ценностей природного и социально-экономического окружения, географическое мышление помогут вам сформировать географическую культуру. Географическая культура связана с разумным поведением, ответственностью каждого из нас за сохранение окружающей среды.
Географическое мышление отличается территориальностью, комплексностью, глобализмом. Оно лежит в основе формирования географической культуры.
Географическое мышление
Развивая эти мысли Баранского, отечественные ученые выделяют следующие черты географического мышления:
1) пространственный, территориальный подход;
2) географичность изучаемых объектов, которая тем больше, чем в большей степени их развитие и функционирование определяются их положением в пространстве, свойствами той территории, на которой они расположены;
3) комплексность, системность, максимальная степень синтеза в подходе к географической реальности, в ее отражении.
Содержание и структура географической науки: процессы дифференциации и интеграции
К числу основных тем в истории географического знания относятся вопросы о содержании географии, т.е. о том круге объектов и процессов, которые она призвана изучать, и о ее структуре, т.е. внутренней организации науки.
С целью общего ознакомления со структурной организацией науки познакомимся с двумя подходами в ее исследовании.
Позиция таких ученых, как Д.Л. Арманд и Ю.К. Ефремов, заключается в выделении внутри одной науки направлений, разделов и дочерних наук (при очень условных границах между ними).
Дочерние науки бывают двух родов: отраслевые и частные. Разница между отраслевыми науками и разделами (отраслями) основной науки чисто количественная. Когда какая-либо отрасль настолько разрастается, что объем обращающегося в ней материала становится соразмерным с объемом материала основной науки, когда наряду с общими в ней вырабатываются свои специфические методы и когда к ней предъявляются особые практические требования, она отрывается от общего корня и становится отдельной наукой. Отделение сопровождается уменьшением объема основной науки. Так от физической географии отделились гидрология, климатология, биогеография. Частными науками или частными разделами наук в географии удобно назвать науки или разделы, изучающие отдельные территориальные части ландшафтной сферы. Отраслевые науки вскоре сами начинают делиться. Так, гидрология выделила направления: гидрометрию, гидрографию, экспериментальную гидрологию; разделы: потамологию, лимнологию, динамику русловых процессов, учение о наносах и т.д.
Теперь обратимся к взглядам У.И. Мересте на иерархию наук, в которой он выделяет пять уровней:
— первый: наука в целом;
— второй: частная фундаментальная наука в виде системы самостоятельных наук (например, география, охватывающая большое число частных географических наук);
— третий: частная наука, входящая в систему фундаментальной науки (например, экономическая география);
— четвертый: теория, входящая в частную науку (например, теория экономического районирования);
— пятый: отдельное научное исследование в виде отдельной научной статьи, монографии, исследовательского отчета и т.д., рассматривающее какую-либо частную проблему (например, изменение районообразующих факторов в развитии восточных экономических районов России в последние десятилетия XX в.).
Однако закономерный, «естественный» процесс дифференциации имел и серьезные негативные последствия: он усиливал размежевание между двумя «блоками» системы географических наук, разрывал цельность этой системы.
В последние годы в качестве ведущего направления выступает гуманизация и гуманитаризация географической науки, что означает не только широкое использование в географических исследованиях частных результатов и методов различных гуманитарных наук. Прежде всего это выражается в том, что в центр внимания исследователей ставится человек, человечество, население во всем многообразии их жизнедеятельности, культуры, быта и т.д. Задачи исследований исходят из потребностей человека, и их результаты «возвращаются» к человеку.
С этим направлением тесно связана социологизация, которая означает применение социологических подходов, методов и частных теорий практически во всех географических науках, в которых это актуально и необходимо. В первую очередь это относится к тем отраслям географии, которые имеют дело с человеком и обществом (география населения, экономическая география, география образования, география науки, собственно социальная география и др.).
Наконец, особое значение приобретает экологизация географических исследований, что предполагает первоочередное внимание к проблемам взаимоотношений общества и среды его обитания.
Принципиально новые, «интегративные», подходы в географических исследованиях привели к возникновению новых ветвей науки, таких, как экономическая климатология, мелиоративная география, медицинская география, рекреационная география, в которых сливаются воедино физико-, экономико- и социально-географические идеи и методы, проявляются тесные связи с другими (негеографическими) науками. Так, медицинская география развивается на стыке географии и медицины; на стыке географии и ветеринарии уже с XIX в. развивается ветеринарная география, исследующая влияние географической среды на здоровье и продуктивность домашних сельскохозяйственных животных и распространение их болезней. Эта наука имеет тесные связи как с географией сельского хозяйства, так и с зоогеографией.
Дата добавления: 2015-06-30 ; просмотров: 578 ; Нарушение авторских прав
Международный журнал
гуманитарных и естественных наук
Хакимова А.С. Географическое мышление как часть общей культуры человека // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №8. – С. 32-34
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ
А.С. Хакимова, магистрант
Башкирский государственный университет
Аннотация. В последние десятилетия развития географической науки изменились ее предмет, задачи и методы исследований. Ныне основная задача географии заключается в изучени и пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между пр и родными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой де я тельности. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем соц и ально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального.
Ключевые слова : г еографическое мышление, окружающая среда, географический о б раз, картографические материалы, естественный прирост.
Согласно определению Д.Н. Замятина, географический образ – это целенапра в ленное и четко структурированное пре д ставление о географическом пространстве, включающее наиболее яркие и запом и нающиеся символы, знаки, образы и х а рактеристики определенных территорий.
Особую роль в формировании геогр а фических образов играют задания с и с пользованием картографических матери а лов: анализ карт и атласов, работа с топ о графическими картами, связанные с ним задания по определению азимута местн о сти, по ориентированию на местности, п о строение ментальных карт.
На уроках важно использовать геогр а фические модели (статичные и динами ч ные), особенно для объяснения сложно представляемых процессов и явлений. Например, для сравнения количества кл и матических осадков на горной и равни н ной территории Республики Башкортостан лучше всего использовать графики, ди а граммы и т.п. Другим примером может служить изучение естественного прироста населения России с 1950-2014 гг. (рис. 1).
Рисунок 1. Естественный прирост населения России с 1950 года
В итоге учащиеся должны научиться самостоятельно строить простейшие мод е ли, например, природной зоны, транспор т но-хозяйственных связей и др.
О результативности этого метода п о зволяют судить данные о росте успеваем о сти общеобразовательных школ, начиная с 2010-2015 учебного года, рост составил 2,3%. Также наблюдается повышение уровня познавательного интереса к пре д мету у учеников. Об этом свидетельствуют данные анкетирования на «входе» и «в ы ходе», рост числа учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность, занятых в подготовке к олимпиадам.
Данный метод обучения способствует формированию учебно-познавательных, информационных (этап сбора информ а ции, работа с различными источниками географической информации) и коммун и кативных (выполнение заданий иници а тивными группами, распределение зад а ний в группе) компетенций. При этом с а мостоятельное добывание знаний, необх о димых школьникам, делает процесс об у чения географии активным и личностно значимым. Работа учителя в качестве р у ководителя проекта заключается в мотив а ции проектной деятельности, в организ а ции учащихся на определения замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультации по вопросам получения, обработки информации, выб о ра формы реализации проекта, его презе н тации.
Выполнение школьного проекта имеет много общего с научно- исследовательской работой, целью которого является разв и тие исследовательских способностей, а к тивизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе с а мостоятельно полученных, являющихся личностно-значимыми для конкретного учащегося. Проекты могут быть эколог и ческие, фи зико-географические, социал ь но- экономические, компл ексные, краеве д ческие, историко- географические, в зав и симости от личной заинтересованности каждого учащегося. Они могут выпо л няться как индивидуально, так и в группе.
Выполнение школьного проекта пом о гает сформировать определённый объём знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек — природа — хозяйство — окружающая среда», осознать место чел о века в природе, при этом постепенно фо р мируется географическое мышление. Ге о графическое мышление в указанном п о нимании является мышлением системным, комплексным, пространственным, нау ч ным, диалектическим, обобщённым.
Таким образом, использование метода проекта в учебном процессе географич е ской дисциплины можно считать дост а точно эффективным для формирования географического мышления учащихся. Выполнения проектов развивает у уч а щихся способности принимать неста н дартные решения, умение ориентироваться в сложных проблемах, формулировать личную точку зрения, способствует сам о развитию личности, формирует спосо б ность и готовность учащихся к использ о ванию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению и б е режного отношения к окружающей среде.
1. Родько Г.А. Формирование географических образов в процессе изу чения школьного курса географии.
3. Хизбуллина Р.З., Еникеев Ю.А. И спользование межпредметных связей при изучении географии и физики в процессе самообразования школьников.
4. Хи збуллина Р.З., Фатхутдинова Р. Ш. Проблема формирования эколого-г еографических знаний у учащихся.
GEOGRAPHICAL THINKING AS PART OF COMMON CULTURE OF THE PERSON
Bashkir state university
Abstract. For the last decades development of geographical science changed its subject, tasks and methods of researches. Nowadays primal problem of geography consists in studying of exi s tential interrelations and interdependence between natural and anthropogenic objects, ge o graphical consequences of human activity. Geographical knowledge is necessary for the solution of many problems of social and economic and ecological character arising at the different levels from local to global now.
Keywords: geographical thinking, surrounding medium, geographical image, cartographic materials, natural increase.
Специфика географического мышления.
Определения географии.
Специфика географического мышления.
Географическое мышление-мышление, привязанное к территории, кладущее свое суждение на карту, связное, комплексное, не замыкающее в рамках одного «элемента» или одной «отросли»
Специфика: 1)пространственный, территориальный подход.
3) Комплексность,сиситемность,максимальная степень синтеза в подходе к географической реальности
Предмет и предметная область географии. Место географии среди наук.
Географическая деятельность в виде географической картины мира которая представлена набором категориальных понятий и теорий о взаимодействии общества и природы в основном геопространстве Земли-геоверсуме
3 группы наук (естественные и общие науки)
1)фундаментальные анализирующие (каждая изучает соответствующую форму давления материи) и абстрактные (механика,физика,химия,биология,социология,математика,кибернетика)
2) Синтезирующие (антропология,психология,этнография,медицина,география,картография)
Она целостна и признает процессы пространственных отношений между самыми различными телами и явлениями.
4.Проблема единства географии.
Усиливаются диалектически взаимосвязанные процессы интеграции и дифференции
ИНТЕГРАЦИЯ-объединение отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений и теорий науки в одно целое, образование их единства. Закон ИНТЕГРАЦИИ- каждое новое открытие сопровождается новыми знаниями и требует широкого аспекта смежных исследований.
Зарождение географии. Великие географы древности.
1) Парменид( идея о шарообразии Земли )
2)Аристотель (сочинение «метеорологика»- вершина географической науки)
5)Демокрит( много путешествовал и составил ккарту, на основе которой были построены карты более поздниея)
География как наука зародилась в древней Греции. Гомер основоположник географии.
География в Средние века и эпоху Возрождения.
Средние века: ведущая роль в географических открытиях перешла к ученым Востока Средней Азии. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Сев. Америке были сделаны норманнами. Венецианский купец МаркоПоло открыл для европейцев Вост.Азию. А Афанасий Никитинходивший по китайскому, черному и аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.
Период возрождения-приод великих географических открытий.
7.Петровские реформы и развитие науки и образования в России.
В 1720 г. была издана карта Каспийского моря. В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 г. молотовый мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. Были также открыты месторождения каменного угля на юге России, бурые угли были обнаружены в Подмосковье.Сподвижник Петра Яков Брюс в 1699 г. организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия
8.Создание географии в России (И.К. Кирилов, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов).
В России существовали другие практические потребности –заселение и хозяйственного освоения самого большого в мире массива суши, своего рода «океана» тундры, лесов, степей, пустынь
Становление «новой» физической географии в России: А. И. Воейков В.В. Докучаев, Л.С. Берг, А. А. Григорьев.
Содержание основных глобальных проблем: демографической, продовольственной, экологической, ресурсной.
Демографическая проблема
продовольственная проблема
Суть проблемы – дефицит продуктов питания, необходимых для нормального развития человечества. Дефицит продуктов сопровождал человечество на всем протяжении его развития. В связи с развитием мировой торговли и транспорта эта проблема несколько ослабла, но не исчезла.. Продовольственная проблема имеет глобальный характер и в силу своей гуманистической значимости, и в силу своей тесной связи со сложной задачей преодоления социально-экономической отсталости бывших колониальных и зависимых государств Многие развивающиеся страны вынуждены обращаться за помощью в международные организации и к отдельным экономически развитым странам Запада. Однако часто это приводит к конкуренции на мировом рынке продовольствия, к обострению межгосударственных отношений, а также к зависимости развивающихся стран от иностранного капитала.
Экологическая проблема
Суть проблемы: Экологическая проблема возникла в сфере взаимоотношений человеческого общества с окружающей средой (природой). В последнее время обострился конфликт между обществом и природой, создающий реальную угрозу появления необратимых изменений в природных системахПричины возникновения экологической проблемы: многолетнее бесконтрольное и не всегда оправданное расходование природных ресурсов (добыча полезных ископаемых); индустриализация хозяйства (появление большого количества производств, выбрасывающих в окружающую среду вредные вещества);увеличение численности людей и их потребностей и др. В промышленно развитых странах экологические проблемы имеют преимущественно «индустриальный характер», а в развивающихся – обусловлены в первую очередь «переиспользованием естественных ресурсов» (лесов, почвенного покрова и других природных богатств).В настоящее время эпицентр экологических проблем переносится из развитых стран в развивающиеся в связи с тем, что туда переносится ряд вредных производств. В отдельных районах Земли конфликт между человеком и природой настолько обострился, что достиг уровня экологического кризиса. Экологические проблемы условно можно разделить на три группы: Деградация окружающей среды в результате нерационального природопользования Загрязнение литосферы, гидросферы и атмосферы твердыми, жидкими и газообразными отходами антропогенной деятельности над крупными промышленными агломерациями, «кислотные дожди. Отравление окружающей среды химическими веществами, создаваемыми в процессе производства (химикаты, пестициды, фреоны
Энерго-сырьевая проблема
Суть проблемы – противоречие междувсе возрастающими потребностями человечества в ресурсах и уменьшением их запасов (в первую очередь это относится к исчерпаемымневозобновляемым ресурсам).
Минеральные ресурсы. Имеющееся минеральное сырье и его использование как глобальная проблема приобрела в настоящее время новое звучание. За последние 30 лет человечество израсходовало столько же минерального сырья, сколько за всю историю своего существования!
Энергетические ресурсыЭлектрическая энергия — основа современной цивилизации. Во всем мире она рассматривается в качестве самого предпочтительного промежуточного вида энергии, универсального передаваемого на значительные расстояния и вызывающего наименьшее загрязнение окружающей среды в местах потребления
Земельные ресурсы.Земельные ресурсы и почвенный покров Земли, которые создавались тысячелетиями, — основа живой природы и сельскохозяйственного производства.
Лесные ресурсы.Уничтожение лесов такими темпами будет иметь катастрофические последствия для всего мира, так как сокращается поступление кислорода в атмосферу, усиливается «парниковый эффект», меняется климат на планете.
Водные ресурсы.Вода. Уровень потребления воды зависит, прежде всего, от условий жизни, климата и уровня оснащенности жилища современной бытовой техникой
Определения географии.
Специфика географического мышления.
Географическое мышление-мышление, привязанное к территории, кладущее свое суждение на карту, связное, комплексное, не замыкающее в рамках одного «элемента» или одной «отросли»
Специфика: 1)пространственный, территориальный подход.
3) Комплексность,сиситемность,максимальная степень синтеза в подходе к географической реальности
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
В чем заключается географическое мышление
Главной задачей географии является изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами, географических последствий человеческой деятельности. Географические знания нынче необходимы для решения многих проблем социально-экономического и экологического характера, возникающих на разных уровнях от локального до глобального.
Отсюда вытекает и значение географии, как единственной дисциплины, относящейся одновременно и к естественному, и к общественному наукам. Широкий охват проблем взаимодействия природы, населения и хозяйства (общества) позволяет ей:
1) комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, знакомя учащихся, с тем как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях;
2) формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии целостных территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
В широком смысле основная цель географии заключается в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.
Составной частью экологической культуры является экологическое образование. Разработаны общие подходы к содержанию экологического образования личности и общества за составление и улучшение социоприродной среды. Вскрывая понятия и взаимосвязи явлений природы, школа формирует у учащихся диалектический взгляд на природу, согласно которому рассматривается в состоянии непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития.
Реализация географического образования лежит на пути глубокой интеграции знаний. Именно здесь и следует указать на определяющую роль интегративного философского подхода не только в исследовании проблем экологической опасности, но и в формировании стройной и эффективной системы обучения и воспитания.
Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.
С позиции культурологического подхода функции географического образования могут быть переориентированы:
— с передачи знаний на трансляцию культуры, экопринципов гуманизма, экологии и т.д.;
Географическая культура включает четыре основных компонента:
I. Географическую картину мира.
II. Географическое мышление.
III. Методы географии.
Географическая культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. Современная система географического мышления состоит из 4-х компонентов (рисунок).
Схема географического мышления
Географическое образование в настоящее время становиться основой становления географической культуры. Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. И сегодня люди во всем мире продолжают задаваться извечным вопросом: «Как обустроить свой земной дом для себя и будущих поколений?».