В чем заключается готовность педагога к работе с одаренными детьми
Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми
Елена Николаевна Нетребина
Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми
«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России»
В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях модернизации образования.
Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Государственная политика направлена на обеспечение эффективного развития, обучения и воспитания одаренных детей, а ответственность за решение этой задачи возложена на педагога. От современных педагогов требуются качественные действия в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки, поэтому проблема подготовки учителя к работе с одаренными детьми является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в педагогике.
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»
Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу нескольких составляющих проблем.
1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки педагога и его последующей работы с одаренными детьми.
2. Организация теоретического обучения педагога вопросам диагностики одаренности, выбору правильных стратегий работы с одаренным ребенком, созданию условий для раскрытия одаренности.
3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и развития таких детей.
4. Ознакомление педагогов с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой области.
Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом» педагоге.
Личность учителя является важнейшим фактором в процессе развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Вопросы подбора и подготовки учителя для работы с одаренными детьми отличаются сложностью и неоднозначностью, требуют учета личностных качеств.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна быть как разработка стратегии, подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. В процессе такой подготовки педагогов должны быть обеспечены формирование не только соответствующих умений, но и отработка качеств личности, необходимых для выявления и сопровождения одаренных детей.
Стратегия, содержание, формы и методы подготовки педагога должны обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной квалификации педагогов.
В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и коррекцию качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.
Специфика такой подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать целому ряду требований:
1) Формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.
2) Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный характер образования педагогов.
3) Создание системы консультирования и тренингов. Эта форма эффективна для формирования необходимых педагогу навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.
4) Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.
подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества.
Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым личностным качествам педагога для одаренных детей, требуют дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих педагогов в вузе.
Следовательно, можно сделать вывод, что практический компонент готовности педагога в работе с одаренными детьми отражается следующими умениями:
— использовать приемы и методы для развития способностей ребенка;
— прогнозировать развитие одаренного ребенка;
— стать наставником в отношении одаренного ребенка;
— разрабатывать образовательную программу, которая будет соответствовать потенциалу одаренного ребенка;
— предлагать одаренному ребенку творческие задания;
— использовать вопросы открытого характера, предоставлять возможность выбора;
— предоставлять учащимся консультации по предмету и вопросам личностного характера;
— проводить индивидуальное обучение с одаренными детьми.
В работе педагога-модератора основными являются методы, которые побуждают детей к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.
В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:
— действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных детей, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и трудностей;
— сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы.
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятиях определенной работой. Еще их отличает необычная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую.
Для того, чтобы внутренний потенциал одаренного ребенка был раскрыт максимально, нужно вести ежедневную, последовательную, индивидуальную работу на всех уровнях.
Отметим наиболее важные моменты в работе со способными детьми, идущие непосредственно от педагога.
Роль заинтересованности каждый педагог согласится, что дети целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая
явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, нужно стремиться привить устойчивый интерес детей к предмету.
Этому способствуют:
— активные формы и методы в процессе преподавания,
— проведение уроков в нетрадиционной форме (особенно
— организация внеклассных мероприятий,
— привлечение детей к участию в конкурсах, выставках.
На занятиях необходимо применять методы, развивающие мышление, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.
При контроле знаний использовать:
— индивидуальные задания, повышенной сложности, с применением дополнительного материала, выходящего за рамки образовательной программы;
— задания проблемного и творческого характера;
— задания на анализ, синтез и установление причинно-следственных связей, на развитие логического мышления;
— задания на прогнозирование ситуации.
— стимулирования выдвижения гипотез, способности находить пути решения проблемных вопросов;
— вовлечения в активные формы деятельности;
— использования игровых форм обучения;
— составления логических таблиц и схем, планов самими учащимися способствующих пониманию излагаемого материала;
— стимулировать включение в изучаемый материал дополнительных научных данных и примеров.
При групповой работе назначать консультанта для составления алгоритма и осуществления анализа;
При работе в парах привлекать для поддержки слабоуспевающих детей;
При выполнении самостоятельной работы на занятиях, задания для одаренных детей предполагают:
— повышенную степень самостоятельности детей.
— самостоятельное нахождение рациональных путей решения вопроса;
— формирование системности в знаниях.
Педагогическая поддержка, организация и содержание работы с талантливыми и одаренными детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области Публичная.
Роль современных педагогических технологий в организации воспитательной работы с детьми Доклад «Роль современных педагогических технологий в организации воспитательной работы с детьми» Современные педагогические технологии в.
Конспект организации совместной деятельности педагога с детьми 5–6 лет на тему: «Русская каша-сила наша!» Цель: формировать представления детей о здоровом питании. Задачи: 1. Расширять представления детей о пользе каши для организма человека.
Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад[/b]» Особенности организации работы.
Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад» Особенности организации работы с.
Примеры применения педагогической технологии в практике работы педагога дошкольной образовательной организации Возраст детей Описание педагогической практики применения технологии достигнутые образовательные результаты 4-5 лет Проведение диагностики.
Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации Современные педагогические исследования.
Роль педагога в организации театрализованной деятельности В организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную.
Роль педагога в системе работы по формированию универсальных (базовых) учебных действий в процессе комплексного сопровождения В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте в группах общеразвивающей направленности появляются о дети с ограниченными.
«Мастер своего дела». Личность педагога в инновационном образовательном пространстве Личность педагога в инновационном образовательном пространстве Как сформировать мастера своего дела? Чехутина Л. В. Дубина М. В. Науменко.
Готовность педагога к работе с одаренными детьми
учитель начальных классов
МБОУ Лицей №103 «Гармония» г. Железногорск, Красноярский край
Готовность педагога к работе с одаренными детьми
Первоначально готовность учителя к работе с одаренными детьми связана с осознанием феномена детской одаренности.
В наши дни в литературных источниках содержится масса информации по развитию детей в целом, а вот информации по развитию одаренных детей, и особенностей работы педагога с такой группой детей, к сожалению мало. Что и спровоцировало рост к изучению данного феномена «работа педагога с одаренными детьми».
Детская одаренность в своем становление проходит ряд этапов, представление о которых должен иметь педагог.
2 этап – творческий, обеспечивающий создание нового творческого продукта, решения, отличающегося новизной, оригинальностью;
3 этап – одарённость, сочетание различных высокоразвитых способностей на репродуктивном и творческом уровнях, проявляющееся во многих видах деятельности;
Структура одаренности школьника состоит из следующих компонентов: мотивационно-целевого, содержательно-операционного, эмоционально-волевого и рефлексивного.
Формирование готовности педагога работе с одаренными детьми представляет собой конструкцию, отображающую взаимосвязь следующих составляющих:
компоненты готовности педагога к работе с одаренными детьми,
этапы формирования готовности, условия ее сформированности, направленные на результат в работе с детьми.
Таким образом, для работы с одаренными детьми педагогу необходимо:
реализация практико-ориентированного характера обучения;
реализация в образовательном процессе продуктивного, личностно-ориентированного и проблемного подходов;
создание проблемно-творческих ситуаций;
организация ситуаций успеха в учебном процессе;
формирование у себя эмоционально-ценностного отношения к работе с одаренными детьми; повышение познавательной, творческой и социальной активности педагогов.
Готовность педагога к работе с одаренными детьми
Готовность педагога к работе с одаренными детьми
Лякишева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия г. Раменское»,
г. Раменское, Московская область
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей, и особо актуальной становится проблема подготовки педагогов для работы с ними. Поэтому возникает вопрос: «Насколько готов современный педагог к решению поставленных задач?»
В литературе по социальной, педагогической и возрастной психологии (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов и др.) встречаются толкования готовности как состояния и как качества личности. Понятие «готовность» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б.Г. Ананьев определяет как «проявление способностей», а В.А. Крутецкий предлагает называть готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности.
В «Рабочей концепции одарённости» выделены основные компоненты профессиональной квалификации педагога, необходимые в работе с одарёнными детьми.
Это базовый компонент профессиональной квалификации педагогов, который включает в себя общую профессиональную педагогическую подготовку (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки); основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют: психолого-педагогические знания; профессионально-личностная позиция педагогов; профессионально значимые личностные качества педагогов.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научно-практического решения проблемы подготовки педагога к работе с одаренной личностью:
социальные (потребность общества, системы образования в педагоге, обладающем комплексом профессионально-значимых качеств);
теоретические (в психологии и педагогике актуализирована проблема развития творческого педагога);
практические (потребность в диагностике профессиональных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми).
На основе ряда работ известных ученых, выделены основные элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми
Элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми.
Принятие детей данной категории.
Желание работать с одаренными детьми.
Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми.
Творческое мышление, исследовательские умения и навыки.
Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах.
Участие в профессиональных конкурсах.
Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни)
Использование разнообразных интерактивных методов и технологий
Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения.
Знание психологии одаренных детей.
Профессиональная компетентность (по предмету). Регулярное повышение квалификации.
Адекватная самооценка, позитивная Я-концепция. Высокий уровень эмпатии. Толерантность, гибкость.
Лидерские способности, стремление к личностному росту.
Рефлексия, способность к самоанализу.
Живой, активный характер, чувство юмора.
Сегодня стоит задача подготовки учителей специально для одаренных детей. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных обучающихся:
Учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету.
Учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения.
Учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
Учитель одаренных детей должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания и умения по психологии и педагогике детской одаренности, занимать определенную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность учителя является важнейшим фактором в процессе развития одаренных детей.
В нашем поиске путей развития профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми вызвала интерес простота и конкретность предложения Г.М. Коджаспировой рассматривать профессиональную компетентность педагога в виде групп умений, которыми должен владеть учитель. Она выделяет десять групп умений, которые, на наш взгляд, являются актуальными требованиями к учителю для работы с одаренными детьми:
умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при этом ориентироваться на ученика как на активного участника (т.е. субъекта) учебно-воспитательного процесса;
в работе с содержанием учебного материала: проявлять способность к формированию у школьников учебных и социальных умений и навыков (компетенций), осуществлению межпредметных связей и выработке универсальных учебных умений, использовать интеграцию форм обучения и воспитания;
умение соотносить затруднения обучающихся с недочетами в своей работе;
умение поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению;
умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т.е. реализация и развитие собственных педагогических способностей;
осознание перспектив собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных;
умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию;
оценивание учителем воспитанности школьников; умение распознавать согласованность нравственных норм и убеждений школьников; умение создавать условия для стимулирования слаборазвитых черт личности;
интегральная способность учителя оценить свой труд в целом.
Наличие таких умений учителя определяет его педагогическую направленность на ребенка, нацеливает на выработку у ученика мотивации учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Эта позиция учителя предполагает заботу о ребенке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.
Существование такой специфической направленности учителя, по мнению A.M. Матюшкина и Е.Л. Яковлевой, предполагает наличие, во-первых, особенного гуманистического мировоззрения в организации и управлении жизнедеятельностью учащихся. Во-вторых, важным становится наличие профессионально-личностной позиции педагога, позволяющей успешно реализовывать не только традиционный тип обучения одаренных детей, но и также успешно активизировать и развивать детскую одаренность. В-третьих, учитель для одаренных должен обладать такими профессионально значимыми личностными качествами, как высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми видится нам как разработка стратегии, подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. В процессе такой подготовки педагогов должны быть обеспечены формирование не только соответствующих умений, но и отработка качеств личности, необходимых для выявления и сопровождения одаренных детей.
Неизбежно возникает вопрос: существует ли такой учитель в природе и можно ли такие качества, умения развить? Если существует, то очень повезло школе и детям, поскольку такой учитель в состоянии эффективно осуществлять педагогическую деятельность по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей. Всем остальным учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества. Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновский, B.C. Юркевич указывают по меньшей мере на три пути формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми:
с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Для подготовки учителя к деятельности по выявлению и раскрытию одаренности обучающихся Г.В. Тарасова предлагает специально создать организационно-педагогические условия. Среди них:
а) осуществлять реализацию личностно-ориентированного подхода при соблюдении принципа преемственности и активном взаимодействии четырех субъектов образовательного процесса — ребенка, педагогического коллектива, семьи и школьного окружения ребенка в лице его сверстников;
б) система подготовки учителей, работающих с одаренным ребенком, должна быть многоступенчатой и сочетать теоретическую и практическую подготовку с преобладанием последней;
в) в процессе подготовки к работе с одаренными детьми учителю необходимы конкретные рекомендации, которые он сможет использовать как инструментарий в педагогической деятельности.
Таким образом, если мы хотим получить учителя для одаренных, то должны обеспечить развитие его профессиональной компетентности и содействие становлению профессионально-личностных качеств.
Р оль педагога в образовании одаренного ребенка имеет решающее значение. От профессионализма педагогов начальной школы, осознания значимости сопровождения и развития способностей одаренных детей, их психолого-педагогической поддержки зависит как успешность и реализация одаренного ребенка на протяжении жизни, так и решение государственных задач в области формирования и «развития высоких способностей в интересах общества»
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе Текст. / М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пос. для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.
Готовность педагога к работе с одаренными детьми
«Готовность учителя к работе со способными и одаренными детьми»
Личность учителя играет важную роль в раскрытии возможностей ученика. Именно от его личностно-профессиональных особенностей зависит, проявят ли учащиеся свои, данные природой, задатки, или они так и останутся никем не замеченными. Одному учителю достаточно иногда чисто интуитивного умения видеть, слышать, чувствовать и понимать ребенка. Другой “зажигает” своим энтузиазмом, энергией, стремлением к познанию. Третий притягивает к себе глубиной знаний и настойчивостью в овладении новым, неизвестным. Истинно одно – “только талантливый учитель способен воспитать талантливого ребенка”. И таланты у каждого проявляются по-своему (как у школьника, так и у его учителя).
Рассмотрим, как система работы учителя, его личностно-профессиональные качества влияют на построение системы работы с одаренными детьми в учреждении.
На основе ряда работ известных ученых, выделены основные компоненты готовности учителя к работе с одаренными детьми [1, 2] (Таблица 2).
Элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми.
Принятие детей данной категории. Желание работать с одаренными детьми. Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми.
Творческое мышление, исследовательские умения и навыки. Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах. Статус педагога-исследователя. Публикации. Участие в профессиональных конкурсах.
Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни). Использование разнообразных интерактивных методов и технологий. Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения. Знание психологии одаренных детей. Профессиональная компетентность (по предмету). Регулярное повышение квалификации.
Коммуникативная компетентность. Организаторские способности.
Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция.
Не менее важны личностная и коммуникативная готовность учителя к работе с одаренными школьниками. Можно отметить следующие личностные качества, необходимые для работы со способными и одаренными детьми:
высокий уровень эмпатии,
высокий уровень коммуникативной компетентности,
стремление к личностному росту,
наличие активной жизненной позиции,
лидерские и организаторские способности.
Такие учителя ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними, стараясь ни на секунду не отстать, не пропустить ни жеста, ни слова. Причина в том, что дети видят глубокий профессионализм, присущий педагогам, личностную заинтересованность в своем деле, осознание его важности и необходимости, и, что немаловажно, интерес к самим учащимся, понимание, уважение, общение не свысока, а на равных. Такой учитель, действительно, зажигает сердца детей, заставляет их идти вперед, проявлять себя с различных сторон, становиться лучше.
Таким образом, только учитель, сочетающий в себе все элементы личностно-профессиональной готовности к работе с одаренными детьми (профессионализм наряду с такими личностными качествами как заинтересованность в своем деле, стремление к самообразованию, понимание, уважение и интерес к детям), способен развивать дарованные природой задатки, помогая ребенку самореализоваться, найти свое место в этом мире.
В целом, подготовка специалистов включает в себя следующие аспекты:
Формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.
Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.
Следовательно, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями:
!. Рекомендации по организации работы с одаренными детьми:
— Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
— Вы должны преодолеть сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
— Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.
— Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер:
— Создавайте приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
— Преподавайте на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка». Ориентируйтесь на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
— Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ученика, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в благоприятной атмосфере. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
— Уважайте и обсуждайте любую идею ученика. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
— Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности обучения.
— Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», к экспериментированию.
— Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
— Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
— Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
— Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
— Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
— Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми
— Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
— Быть доброжелательным и чутким;
— Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
— Быть зрелым, т. е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
— Быть эмоционально стабильным, т. е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
— Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
— Обладать чувством юмора;
— Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
— Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
— Стимулировать когнитивные способности учащихся.
Тест на определение готовности педагога к работе с одаренными детьми.
Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? Действительно ли вы можете судить об одаренности ребёнка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребёнка?
1. Нельзя слишком рано учить ребёнка читать, даже если он сам к этому стремится.
2. Память – это самое главное для развития способностей.
3. Пока ребёнок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.
4. Нельзя одаренного ребёнка учить точно так же, как обычного.
5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не
соответствующие их способностям.
6. Ребёнку с ранних лет необходимо предоставлять выбор везде, где это
только можно: в еде, прогулках и даже в выборе друзей.
7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять
маленькому ребёнку строгие требования – от этого страдает его личность.
8. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети вне
различий в способностях.
9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
10. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребёнок был
ориентирован только на отличные отметки.
11. Нельзя постоянно проявлять любовь к ребёнку, пусть даже маленькому –
12. Детей до 11-12 лет нельзя обучать в профилированных классах – математических, гуманитарных и т.д.
13. Нельзя наказывать ребёнка за сломанную игрушку – он не виноват.
14. Ребёнка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
15. Ребёнка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
16. У каждого ребёнка должна быть уверенность в своих силах.
17. Строгие наказания вредны для развития ребёнка.
18. Нельзя наказывать ребёнка за плохое выполнение интеллектуальной
деятельности: плохо прочитал, неправильно сосчитал.
19. Если ребёнок обыкновенный, нельзя, чтобы он считал себя способным,
это будет мешать ему в жизни.
20. Одарённость только от бога или от природы.
21. Маленького ребёнка нельзя постоянно брать на руки – этим его можно
22. Одарённого ребёнка можно сразу определить – он поражает всех своими знаниями и суждениями.
23. Хороший учитель тот, на уроке которого детям всегда интересно, и они
не замечают, как идет время.
24. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребёнку поменьше запрещали,
тогда он вырастет настоящей личностью.
25. Маленького ребёнка нельзя наказывать, это ведёт к подавлению
26. От оценок в школе желательно по возможности избавляться.
27. Когда взрослые читают ребёнку, очень важно, чтобы он сидел тихо и
прислушивался к каждому слову.
28. Одарённым детям ни в коем случае нельзя говорить, что они одарённые.
Они могут зазнаться.
29. Для того, чтобы ребёнок вырос способным, с ним обязательно надо
заниматься ещё до школы чтением, счётом, иностранным языком.
30. Для развития способностей нужно требовать, чтобы школьник ежедневно
читал хотя бы две-три страницы.
Ответы на тест: ВЕРНО – (+), НЕВЕРНО – (-).
А теперь подсчитайте количество правильных ответов. Следует предупредить: ответов на некоторые вопросы нельзя найти в тексте и правильный ответ на них свидетельствует о вашей педагогической или родительской интуиции (либо о просвещённости в этой области).
Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием, (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.
Если неправильных ответов всего 5-7 – очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать её на практике.