В чем заключается информационная дееспособность
Содержание информационной правосубъектности: информационная правоспособность и информационная дееспособность
На сегодня среди ученых нет единства во взглядах относительно соотношения правосубъектности и правового статуса: одни ученые считают правосубъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать ее в правовой статус как структурный элемент, третьи называют правосубъектность более объемной категорией, включает в себя правовой статус.
Информационную правосубъектность определяем как способность субъекта информационных правоотношений иметь информационные права и приобретать своими действиями субъективные информационные права и обязанности, которые составляют содержание информационных правоотношений.
Содержание информационной правосубъектности, разумеется, для всех субъектов информационных отношений не является одинаковым. Для каждого субъекта информационного права есть своя определенная правосубъектность с конкретным содержанием. Для органов государственной власти содержанием информационной правосубъектности компетенция как совокупность определенных полномочий. Для граждан и юридических лиц информационная правосубъектность состоит из правоспособности, дееспособности, де-ликтоздатности и определенных субъективных прав и обязанностей.
Особый статус имеет государство как субъект информационных правоотношений. Понятно, что категории информационной правосубъектности (правоспособности и дееспособности) для государства Украина или иностранных государств не определяются. В межгосударственных отношениях Украины выступает субъектом международных, в том числе информационных, отношений. Участником внутренне государственных отношений государство становится через органы государственной власти, то есть опосредованно. Для органов государственной власти же информационная правосубъектность, как отмечалось, заключается в совокупности определенных законодательно предусмотренных полномочий.
Международные организации выступают субъектами информационных правоотношений в отношениях с государствами, другими субъектами по поводу получения, использования, распространения и хранения информации.
Субъекты информационного права
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика
Субъекты информационного права – это юридические и физические лица, органы местного самоуправления и государственной власти, являющиеся участниками гражданско-правовых и публично-правовых отношений в информационной сфере.
Субъекты информационного права обладают правовым статусом, включающим информационную право- и дееспособность. Правовой статус определяется информационной правосубъектностью, правами, обязанностями, ответственностью субъектов, гарантиями реализации своих прав.
Субъект информационных общественных отношений – это организация или физическое лицо, выступающее участником информационных отношений и наделенное конкретными правами и обязанностями, способный их реализовывать в информационной сфере. Субъект общественных отношений в информационной сфере и субъект информационного права – взаимосвязанные понятия. Субъект информационного права может стать субъектом общественных отношений при определенных условиях: наличие необходимых информационно-правовых норм, регулирующих права и обязанности субъекта; право- и дееспособность в сфере информационного права; наличие оснований для создания, изменения и прекращения в информационной сфере общественных отношений.
Субъекты информационных правоотношений при реализации своих информационных прав должны действовать добросовестно и разумно, соблюдая основы нравственности и другие принятые в обществе нормы (ст. ст. 157, 169, 220, 234, 241 ГК РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Суды РФ подробнее ).
Субъекты информационного права по отношению к информации делят на группы: производители информации, обладатели информации, потребители информации.
Субъекты информационного права – лица, обладающие информационной правоспособностью и информационной дееспособностью.
Субъекты, обладающие информационной дееспособностью:
В настоящее время в законодательных и нормативных актах закреплены официальные определения субъектов информационных правоотношений.
Готовые работы на аналогичную тему
За неправомерное поведение в информационной сфере все субъекты информационного права несут ответственность: административно-правовую, гражданско-правовую и уголовную.
Категории субъектов информационного права
Среди всех субъектов информационного права выделяют несколько категорий, среди которых выделяют несколько основных:
Обладателем информации является лицо, создавшее информацию самостоятельно либо получившее право ограничивать или разрешать доступ к информации, обозначенной по определенным признакам на основании договора или закона (ст. 2 ФЗ № 149).
К особой группе субъектов информационного права принадлежат юридические и физические лица, занимающиеся сбором информации и ее обработкой профессионально, а также разного рода информационные посредники (провайдеры и операторы телекоммуникационной системы), оказывающие услуги по передаче информации, которая предоставлена другим лицом, или по обеспечению доступа или хранению информации. Информационными посредниками могут выступать как физические, так и юридические лица.
Информационная правоспособность и информационная дееспособность
Информационная правоспособность физического лица определяет способность данного лица иметь информационные права и обязанности. Любой гражданин, вне зависимости от происхождения, возраста, пола, национальности, расовой принадлежности и вероисповедания обладают информационной правоспособностью.
Правоспособность в информационной сфере может дополнительно ограничиваться. В соответствии с законом о СМИ некоторые категории граждан (лица, не достигшие 18-возраста, отбывающие по приговору суда наказание в местах лишения свободы, признанные судом недееспособными, душевнобольные) не могут выступать учредителями Дееспособность в информационной сфере физического лица – это способность данного лица претворять собственными действиями информационные права и обязанности.
Информационная дееспособность характерна только для лиц, получающих в соответствии с информационным законодательством, в силу своих способностей, подготовки, должности и т.д. возможность принимать на себя обязательства и использовать свои права лично. К примеру, только с согласия родителей (или иных законных представителей) граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с компьютерной техникой и программными продуктами. Они обладают ограниченной информационной дееспособностью.
Муниципальные образования и субъекты Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее обладают только правоспособностью в информационной сфере. Они выступают субъектами права, но не являются субъектами информационных правоотношений, вследствие того, что реализуют их права и обязанности, а именно, обладают информационной дееспособностью.
Правовой статус субъекта информационного права определен в ст. 6 ФЗ № 149.
Обладатель информации имеет право:
При осуществлении своих прав субъект информационного права обязан: принимать меры, защищающие информацию; соблюдать законные интересы и права иных лиц; ограничивать доступ к информации, в случаях, когда такая обязанность установлена правовыми актами и федеральными законами.
Характеристика правового статуса субъектов информационного права
Информационная правоспособность
Правовой статус субъектов информационного права включает в себя:
Информационная правоспособность – частное проявление общей правоспособности, понимаемой как возможность или способность данного участника вступать в правовые отношения, установленная и охраняемая государством.
Право на доступ к информации закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Содержание права на доступ к информации составляют следующие правомочия:
— право доступа к документам, информационным ресурсам, информационным системам;
— право запрашивать информацию; право получать информацию;
— право фиксировать информацию, в том числе с помощью технических средств;
— право на воспроизведение информации;
— право на доведение информации до конкретных субъектов посредством ее опубликования, а также направления по сетям электрической и почтовой связи, передачи через СМИ в режиме регулярных сообщений;
— право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации.
Обладатель информации имеет право:
— ограничивать или разрешать доступ к информации, определять условия и порядок данного доступа;
— передавать информацию иным лицам по договору (или другом основании, установленном законом);
— по своему усмотрению использовать и распространять информацию;
— защищать свои права установленными законом способами в ситуации незаконного получения информации, незаконного использования информации иными лицами.
При осуществлении своих прав субъект информационного права обязан:
— принимать меры, защищающие информацию;
— соблюдать законные интересы и права иных лиц;
— ограничивать доступ к информации, в случаях, когда такая обязанность установлена правовыми актами и федеральными законами.
Граждане РФ наделены большим объемом правоспособности, чем другие категории лиц, пребывающих на территории государства. Правоспособностью в информационной сфере владеют все граждане. Она не зависит от расовой принадлежности, пола, национальной принадлежности, возраста, происхождения и вероисповедания.
Физические и юридические лица имеют право на осуществление поиска информации и ее получения в любых доступных формах и из любых источников, установленных федеральным законодательством.
Физическое лицо имеет право получать информацию, касающуюся и затрагивающую их права и свободы от органов государственной власти и местного самоуправления.
Юридические лица имеют право получать информацию, касающуюся и затрагивающую их права и обязанности от органов государственной власти и местного самоуправления.
К особой группе субъектов информационного права принадлежат юридические и физические лица, занимающиеся сбором информации и ее обработкой профессионально, а также разного рода информационные посредники (провайдеры и операторы телекоммуникационной системы), оказывающие услуги по передаче информации, которая предоставлена другим лицом, или по обеспечению доступа или хранению информации. Информационными посредниками могут выступать как физические, так и юридические лица.
Информационная правоспособность физического лица определяет способность данного лица иметь информационные права и обязанности. Любой гражданин, вне зависимости от происхождения, возраста, пола, национальности, расовой принадлежности и вероисповедания обладают информационной правоспособностью.
Правоспособность в информационной сфере может дополнительно ограничиваться. В соответствии с законом о СМИ некоторые категории граждан (лица, не достигшие 18-возраста, отбывающие по приговору суда наказание в местах лишения свободы, признанные судом недееспособными, душевнобольные) не могут выступать учредителями Дееспособность в информационной сфере физического лица – это способность данного лица претворять собственными действиями информационные права и обязанности.
Информационная дееспособность
Информационная дееспособность характерна только для лиц, получающих в соответствии с информационным законодательством, в силу своих способностей, подготовки, должности и т.д. возможность принимать на себя обязательства и использовать свои права лично. К примеру, только с согласия родителей (или иных законных представителей) граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с компьютерной техникой и программными продуктами. Они обладают ограниченной информационной дееспособностью.
Рассматривая информационные отношения публично-правового порядка в информационной сфере, надо обратить внимание на то, что основными субъектами здесь выступают органы государственной власти и местного самоуправления, исполняющие обязанности по информационному обеспечению физических и юридических лиц. При этом следует отметить, что для органов государственной власти и местного самоуправления участие в информационных правоотношениях является их прямой юридической обязанностью, так как она является главным средством практической реализации установленной для них компетенции, а отсюда и правоспособности. Такая же ситуация возникает и в отношении предприятий и учреждений. Однако информационная дееспособность в данном случае реализуется не самим предприятием, а их исполнительным органом.
Муниципальные образования и субъекты Российской Федерации обладают только правоспособностью в информационной сфере. Они выступают субъектами права, но не являются субъектами информационных правоотношений, вследствие того, что реализуют их права и обязанности, а именно, обладают информационной дееспособностью.
Правосубъектность в ряде отраслей права существует как единая праводееспособность, одновременно охватывающая два момента: возможность обладания правами и обязанностями и возможность их самостоятельного осуществления.
В некоторых же других отраслях права (прежде всего в гражданском праве) правосубъектность как бы разъединяется на относительно обособленные труктурные элементы – правоспособность и дееспособность.
В информационном праве категория правоспособности также имеет самостоятельное значение. Субъект информационных правоотношений может обладать правоспособностью, т.е. наличием определенных прав и обязанностей, но при этом может быть лишен дееспособности. При отсутствии у субъекта права дееспособности его может заменить другое лицо, обладающее дееспособностью (родители, опекуны и т.д.)
Информационная правосубъектность предполагает такие качества лица, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) информационных правоотношений.
На информационную правосубъектность влияют следующие группы факторов: физические свойства личности: (например, возраст – право на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, право на конфиденциальность информации о несовершеннолетнем участнике правонарушения; состояние здоровья – допуск к государственной тайне); социально-демографические, морально-этические и мировоззренческие свойства личности (национальность – право на использование языка; вероисповедание – тайна вероисповедания); применение мер государственного принуждения.
В содержание информационной правосубъектности входят не сами конкретные информационные права и обязанности субъекта информационных правоотношений, а юридическая возможность (или способность) иметь эти права и нести обязанности, возникающие у субъекта информационного права тогда, когда он вступает в конкретные информационные правоотношения. Права и обязанности участников информационных правоотношений устанавливаются информационно-правовыми предписаниями, содержащимися в разнообразных источниках информационного права. Отсюда информационная правосубъектность как юридическая категория имеет относительно самостоятельный, независимый характер. Она наполнена конкретным предметным содержанием и определяется границами установленной законодателем информационной сферы – сферой осуществления информационной деятельности.
Правовые основы расширения субъективного состава в российском информационном праве
В настоящее время, несмотря на существенное увеличение законодательных инициатив, многие аспекты правового регулирования объектов и субъектов информационной системы Интернет остаются вне поля правового регулирования. Такое положение отечественной юридической науки заставляет законодателя постоянно расширять предметную область информационного права.
Одним из наиболее ярких примеров законотворчества в этой сфере общественных отношений явилось принятие Федерального закона от 1 мая 2017 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон среди субъектов информационного права уже получил наименование – закон «об онлайн-кинотеатрах». Формально принятие закона отражено включением ст. 10.5 «Обязанности владельца аудиовизуального сервиса» в № 149-ФЗ, а также дополнением ст. ст. 3.5; 13.35; 13.36; 13.37; 19.7.10; 23.44; 28.3 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в ст. 11 и 14 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и ст. ст. 1, 20, 27, 262, 263, 265 в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Фактически анализ вышеуказанного законодательного акта позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, в правовое поле информационного права вводится новый субъект – владелец аудиовизуального сервиса. Это – владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети Интернет совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации.
Налицо следующие признаки:
– формирование и (или) организация распространения в сети Интернет совокупности аудиовизуальных произведений;
– доступ предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы;
– привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации; доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч.
Ранее Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 г. статьей 10.2 к № 149-ФЗ определял субъектом распространения информации в сети Интернет блогера – владельца сайта или его страницы, доступ к которой в течение суток составлял более трех тысяч обращений. Методика подсчета такого количества обращений была утверждена приказом Роскомнадзора от 09.07.2014 «Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети ʺИнтернетʺ в сутки». Также Роскомнадзор вел реестр таких сайтов. Однако уже в 2017 году № 276-ФЗ исключил этого субъекта из правового поля, соответственно, вместе с обязанностями распространения им общедоступной информации. Вместе с тем Федеральная Служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратила внимание, что пользователи сети, публикующие авторский контент, обязаны соблюдать требования иных законодательных актов, касающихся сбора, обработки и распространения информации.
В-третьих, Роскомнадзор наделяется полномочиями для контроля за соблюдением положений закона, в том числе осуществляет ведение реестра аудиовизуальных сервисов. В случае признания информационного ресурса таковым, в целом обязанности Роскомнадзора по его сопровождению схожи, включая ведение реестра таких ресурсов и сроков исполнения обязанностей сторонами. Для реализации этих обязанностей был утвержден Приказ Роскомнадзора от 09.06.2017 № 99 «Об утверждении методики определения количества пользователей сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети ʺИнтернетʺ и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети ʺИнтернетʺ совокупности аудиовизуальных произведений, в сутки». Методика позволяет установить количество пользователей информационного ресурса без дополнительной автоматизированной обработки информации на основании сведений, полученных в результате обработки информации с использованием специального программного обеспечения, включающего программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие возможность фиксации в автоматическом режиме обращений пользователей к информационному ресурсу.
В-четвертых, устанавливаются ограничения на иностранное владение аудиовизуальными сервисами. Закон ограничивает 20% долю иностранного участия в компаниях – владельцах аудиовизуального сервиса.
Юридическое лицо, с долей иностранного участия более 20%, вправе владеть и управлять аудиовизуальным сервисом только при условии получения разрешения Правительственной комиссии. Разрешение может быть выдано при условии, что оно будет «способствовать развитию рынка аудиовизуальных сервисов в России». Порядок получения разрешения будет утвержден Правительством РФ. Данное законодательное ограничение не распространяется на сервисы, число российских пользователей которых составляет более 50% от общего.
В-пятых, предусматриваются новые составы ответственности:
За распространение незарегистрированных СМИ (штраф для юридических лиц составляет до 700 тыс. руб.).
За нарушение установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью (штраф для юридических лиц составляет до 500 тыс. руб.).
За распространение информации, содержащей публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (штраф для юридических лиц составляет до 1 млн руб.).
За неисполнение требований Роскомнадзора об устранении выявленных нарушений законодательства (штраф для юридических лиц составляет до 1 млн. руб., при повторном нарушении – до 3 млн. руб.).
Закон также предусматривает ответственность для владельцев аудиовизуальных сервисов, которые нарушили ограничения на иностранное участие. К таким аудиовизуальным сервисам может быть ограничен доступ (через оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к сети Интернет).
Таким образом, субъекты информационного права выступают в качестве субъектов права, реализующие свою правосубъектность и участвующие в соответствующем правовом отношении по получению, извлечение, пользованию и передаче информации. Круг субъектов информационных правоотношений достаточно обширен. В качестве основных субъектов информационных правоотношений выступают граждане Российской Федерации; различного рода предприятия и организации, действующие на территории государства; органы государственной власти, органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований и прочее.
Физические лица как субъекты информационных правоотношений
Физические лица как субъекты информационных правоотношений должны обладать информационной правосубъектностью (т.е. правоспособностью и дееспособностью). На информационно-правовой статус гражданина влияют и специальные административные статусы.
Правоспособностьв информационной сфере имеют все граждане независимо от пола, возраста, расы, вероисповедания.Правоспособность в информационной сфере может быть ограничена. Например, ч.2 ст.7 Закона о средствах массовой информации устанавливает, что не может выступать в качестве учредителя средства массовой информации гражданин, не достигший 18 лет, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо недееспособный.
Дееспособностьв информационной сфере возникает у лиц, которые в силу своей подготовки, способностей, должности и т.п. могут в соответствии с законодательством лично использовать свои права и принимать на себя обязательства. Например, граждане от 14 до 18 лет лишь с согласия законных представителей могут совершать сделки с программными продуктами, с компьютерной техникой.
Дети до 6 лет имеют следующие права:
— выходить в Интернет с разрешения законных представителей,
— пользоваться телефонными услугами с согласия законных представителей.
Информационныеправа могут быть ограничения в случаях, прямо указанных в законах. Принципы ограничения прав граждан также содержатся вст. 17 КонституцииРФ. К основаниям ограничения основных информационных прав и свобод гражданзаконодатель относит защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, защиту прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны и безопасности государства.
В ст. 56 Конституции указывается на возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом. Гарантии и пределы осуществления информационных прав и свобод гражданина закрепляет ст. 24 Конституции. Информация с ограниченным доступом, которая не предназначена для широкого распространения, подлежит охране от несанкционированного доступа.
Среди гарантий информационных прав граждан также можно выделить:
· создание условий для предотвращения использования методов психопрограммирования (например, 25 кадр) в средствах телекоммуникации;
· единообразный информационный ресурс школьных программ;
· государственные образовательные стандарты;
· государственные гарантии удовлетворения интересов потребителей средств массовой информации.
Физические лица— обладают именем, состоящим из собственно имени, отчества и фамилии (хотя имя может формироваться и иначе, в зависимости от национальных особенностей). При этом физическое лицо обладает правом защищать свое имя, в том числе требовать воспроизведения его без каких бы то ни было искажений, а также оценивать имя и вносить право на его использование в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ. Кроме того, имя может стать товарным знаком, к примеру, товарный знак популярной марки косметики, распространяемой через представителей «Мэри Кей», происходит от имени основательницы компании. В современной практике таких примеров достаточно, когда имя известного лица используется в рекламных целях, в том числе и для продвижения своего товара на рынке.