В чем заключается интерактивная методика аквариум
В чем заключается интерактивная методика аквариум
Цель данного упражнения не только в том, чтобы студенты усвоили тот или иной материал, но также в том, чтобы обучить их искусству дискуссии.
Студентов разделяют на две группы: внутренний круг («аквариум») и внешний круг. Студенты в «аквариуме» ведут дискуссию, в то время как студенты во внешнем круге слушают дискуссию и делают записи. Студенты во внутреннем круге учатся формулировать свою позицию и реагировать на точки зрения других студентов. Студенты во внешнем круге наблюдают за дискуссией со стороны и делают выводы по поводу того, что делает обсуждение более эффективным, оценивают содержание и форму, убедительность выступлений, стиль спикеров. Если дискуссия проходит дистанционно, то можно просто разделить студентов на две группы: участники дискуссии и слушатели.
Как организовать дискуссию-«аквариум»?
После завершения дискуссии можно организовать обсуждение в малых группах, предложив обучающимся следующие вопросы:
1. Сложно ли вам было удерживаться от комментариев по поводу того, что говорили участники? Почему? Если да, то что вы хотели прокомментировать?
2. Было ли что-то в дискуссии, что вызвало ваше удивление?
3. Что помогало вам ухватывать суть дискуссии (невербальные знаки, контекст и т.д.)
1. Как вы себя чувствовали во время дискуссии, когда за вами наблюдали другие студенты?
2. Приходилось ли вам дискутировать на подобные темы.
3. Есть ли что-то, что вам хотелось обсудить, но вы не успели? Хотелось бы вам переформулировать ту или иную позицию, если вам кажется, что вы ее выразили недостаточно чётко?
Мозговой штурм ─ это способ ведения дискуссии, в ходе которой участники предлагают всевозможные варианты решения проблемы. При мозговом штурме «от противного» участники критикуют и дают «вредные советы». В основе этого метода лежит идея о том, что критиковать проще, чем предлагать конструктивные идеи, но именно такое обсуждение в конечном итоге может привести к конструктивному решению.
Пример мозгового штурма «от противного»
Студентам предлагается обсудить идею сайта. В случае классического мозгового штурма вы зададите следующий типичный вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы повысить посещаемость нашего сайта?» Но если вы хотите организовать мозговой штурм «от противного», вы спросите: «Что поможет нам отпугнуть посетителей от нашего сайта и сделать так, чтобы они никогда на него больше не заходили?»
Ответом на такой вопрос будут «вредные советы» участников: «Усложнить процесс регистрации», «Заставить заполнять очень подробную личную анкету», «Использовать устаревший дизайн». Результатом такого обсуждения необязательно будут необычные идеи, но в любом случае оно поможет взглянуть на проблему под другим углом.
Как организовать мозговой штурм «от противного»?
Прием «Аквариум» на уроках с элементами дискуссии: что это такое и как его использовать
Технология «Аквариум» интересна, прежде всего, тем, что позволяет внедрить и/или отработать изучаемый материал через эмоцию, что способствует включению долгосрочной памяти учащихся. Следовательно, данная техника является одной из наиболее эффективных для усвоения учебного материала и решения поставленных задач. Попутно дети овладевают основами ведения дискуссии, озвучивают собственное мнение, слушать и слышать мнение одноклассников, учатся аргументировать свое мнение и таким образом развивают коммуникативные навыки.
Суть приема «Аквариум»
Прием «Аквариум» – это «спектакль». Наблюдатели, критики, эксперты и аналитики – эти роли распределяются учителем среди зрителей. Преподаватель так же выбирает пару и/или более учащихся на роль актеров. Последние выступают внутри круга, образованного зрителями. Например, если на уроке иностранного языка изучается тема «эмоции и чувства» («Feelings and emotions»), то студентам можно предложить разыграть аквариумную сценку-диалог. Выбор текста диалога не принципиален. Это может быть ситуация, соответствующая возрастному уровню класса.
Перед «актерами» ставится задача передать определенные чувства и черты характера героев. Задание для наблюдателей/зрителей – определить весь тот спектр чувств, которые выражают актеры в центре круга. Так же и сами ученики могут выбрать героев, эмоции и чувства которых они готовы передать/обсудить охотнее.
Поставленные задачи
Задача наблюдателей – активно наблюдать за происходящей инсценировкой, соглашаться или наоборот не соглашаться с происходящим. Внешний круг может выходить с блокнотами, делая необходимые заметки. Перед ребятами внешнего круга может стоять широчайший спектр задач. Так же конкретное задание преподаватель может определить для каждого отдельного наблюдателя, учитывая индивидуальные особенности характера и цели обучения.
Например: первый ученик должен сосчитать, сколько синонимов в своей речи употребил учащийся во внутреннем круге. Второй ученик аргументирует, почему он согласен или не согласен с выбором или действиями персонажа. Третий ученик должен сформулировать хотя бы одно решение задачи, которое не было озвучено во время мини-спектакля.
Роль учителя
Учитель включается во внешнюю группу, задачи которой сводятся к наблюдению, обсуждению и дополнению поставленного вопроса.
Способ подачи выступлений
Примеры отработки учебного материала посредством приема «Аквариум»
В зависимости от конкретных целей занятия ученики могут взять на себя роли из диалога по английскому или русскому языку, разыграть историческое событие, если это урок истории. Стать на несколько минут героем пьесы или рассказа, если это урок литературы.
Когда прения закончены, две группы меняются местами.
Так же может ставиться и некая «сверхзадача». Например, в конце игры все должны определить наиболее импонирующее им высказывание или мнение. И наиболее оптимальное решение обсуждаемой проблемы/задачи.
Раздаточный и вспомогательный материал к занятию
Преподаватель может заранее подготовить следующий материал к занятию:
Средняя продолжительность игры 25 минут.
Об авторе: Иванова Татьяна Владимировна, преподаватель иностранного языка в школе английского языка (на курсах), стаж 5 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Использование технологии Аквариум при обучении диалогической речи
Фрагменты уроков с использованием технологии «Аквариум» при обучении диалогической речи.
Все мы любим, наблюдать за тем, как в аквариуме хаотично двигаются рыбки, общаются между собой на непонятном нам языке жестов. На уроках также можно сделать своеобразный аквариум и наблюдать за действием детей, которые поставлены в позицию рыбок. Итак, для того, чтобы создать условия для этой технологии, нужно выбрать пару или группу детей, которые будут в центре класса в своеобразном «аквариуме». Учитель перед классом ставит какую-то задачу или задает проблемный вопрос и дети, которые находятся в «аквариуме» принимают активное участие в его обсуждении, составляют диалоги. Они выдвигают свои мысли, обсуждают их. Главная их задача – мыслить и озвучивать мысли. Дети, которые наблюдают за всем этим, должны быть очень внимательны. Они тоже думают параллельно, но сопоставляют свои мысли с теми, которые озвучиваются в центре. По истечении отведенного времени команда «аквариума» озвучивает окончательный вывод, к которому пришла команда.
Может сложиться впечатление, что в группу активных обсуждающих следует включать успешных учеников, которые всегда могут высказать свое мнение. На самом деле в «аквариум» должны попадать разные ученики, и слабее, и сильнее. Таким образом, более слабый будет тянуться за сильным и пробовать высказывать свои мысли.
Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится: “Is it really so?”, “Do you agree?”, “You don’t say so!”, “How so?” и другие.
Фрагмент урока по овладению мини – диалогом “My favorite season”.
Now let’s ask each about your favourite season. On the black board you may see the scheme.
“ What is your favourite season?
My favourite season is…. Or I like….”
Ребята по схеме на доске задают друг другу вопросы и отвечают на них.
“ Where do you like to walk in autumn?”
“ What can you do in summer?”
Now ask each other.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Затем задают эти вопросы друг другу.
“ In autumn I like to walk to…”
Обучение мини – диалогу может строиться на иллюстративной основе. На одном из уроков к учащимся 4 класса пришли в гости учащиеся (на доске фотографии детей). Учитель: Сегодня на урок к нам в гости пришли две школьницы. Одна девочка из американской школы, а другая из московской. К сожалению, они не могут с нами поговорить, но они записали. Посмотрите внимательно на фразы и скажите, что делают эти девочки? (они знакомятся) как вы догадались, что они знакомятся? Зачитайте мне фразы, которые показывают, что ученицы знакомятся. Далее учитель говорит, что одна из гостей очень устала и отправилась домой. Давайте, заменим её, и проговорим то, что она хотела сказать. Учащиеся проговаривают реплики одной из учениц в диалоге. Но далее задание усложняется. Учитель сообщает, что и вторая гостья ушла. Теперь нам придётся говорить за обеих учениц. Учащиеся приговаривают весь мини – диалог. Сначала учащимся предлагаются разные виды вопросов с ответами, но постепенно следует переходить к свободному общению через мини –диалог. Закреплением данного умения стало выполнение домашнего задания, которое заключалось в следующем: Учитель: дома вы должны написать письмо иностранному другу по переписке, в котором вы будете использовать фразы, звучавшие на уроке. Но вы должны не только рассказать о себе, но и спросить как можно больше своего друга. На следующем уроке по вашим письмам мы будем составлять диалог, который вы будете озвучивать со своим соседом по парте.
Например : Hi! Hello!
What is your name? My name is Kate.
Are you British? No, I’m Russian.
Are you a pupil? Yes, I am.
The letter to my pen friend.
Hello! My name is Rate. I am 10. I am a pupil. I live in Russia.
What is your name? Are you British? Are you a pupil?
После того, как умения и навыки применения мини диалогов в реальном общении были доведены до автоматизма, я перешла к следующему этапу.
Изучение иностранного языка предполагает многократное повторение. Однако, говоря о диалогических умениях не следует повторять одно и то же на каждом уроке в течение четверти, полугодия или учебного года. Видя, что ученики твердо усвоили определенный круг вопросов и ответов, полезно, в зависимости от обстановки, конкретной ситуации, внести что-то новое.
Следующим этапом формирования диалогических умений был диалог. На данном этапе использовались следующие методы организации учебной деятельности:
Форма организации учебной деятельности:
Диалог лишь тогда будет живым и естественным, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражения различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка факторов и т.д.
Примеры диалогов, используемые на уроках английского языка по формированию диалогических умений:
P2: I am fine thanks and you?
P1: I am all right! The weather is fine togas. Let’s go to the park
P2: Good Idea! With pleasure.
Р 1: Good morning! Glad to see you!
Р 2: Good morning! Glad to see you too!
Р 1: Lot’s go to the park!
Р 2:With great pleasure!
Фрагмент урока по овладению диалогом “My favourite season”.
Дети разыгрывают диалоги.
What is your favourite season?
Where do you like to walk in autumn?
What can you do in summer?
When is your birthday?
My favourite season is….
I like to walk to….in autumn.
In summer I can ride a bike.
My birthday is on the…of….
Т : What’s the weather Tike today?
Т : Is the scene shining?
Р 3: No? It isn’t, but it is going to rain.
Т : What is your time – table for today?
Р 1: We have English, Raiding and Kissing.
Т : How you already had Russian lessons.
Т : Have you done your English homework?
Т : What have you done for today?
Т : What day is it today?
Р 2 It is Saturday.
Т : Was it Friday yesterday?
Р3 It was Thursday.
При подготовке к урокам диалогические речевые схемы составлялись с учетом индивидуальных интересов учеников; в отдельных случаях сообщались дополнительные речевые образцы; для участия в той или иной ситуации выбирались школьники, которым данная ситуация была намного интереснее, чем другим учащимся, так как содержание речи должно вызывать у учащихся желание говорить и слушать высказывания товарищей на иностранном языке.
Кроме того, были разработаны упражнения для семантизации лексики и для демонстрации функций грамматических конструкций, где использовались факты из жизни родного города обучаемых, их небольшого жизненного опыта, а также предлагались задания, направляющие внимание школьников на содержание речи.
Разрабатывая ситуации, я стремилась к расширению обсуждаемой темы, к привлечению ранее изученных тем. На мой взгляд, такой подход способствовал преодолению условности речевого общения и развитию формируемых навыков и умений говорения. При этом я учитывала два основных момента: какие подтемы будут обсуждаться при изучении данной темы,; какие из пройденных тем и подтем можно подключить к обсуждению.
На протяжении всего процесса обучения навыкам говорения, мною делался акцент на аудирование текстов и демонстрацию диалогов-образцов.
На основе методики развития диалогических умений при обучении устной речи я, в первую очередь, ставила перед собой цель – создать ситуацию общения на уроке.
“ Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе. Диалог “Знакомство”.
При изучении темы “Внешность”: К нам в класс пришел сотрудник милиции. Разыскивается преступник. Имеется свидетель. Составляются диалоги по описание внешности преступника, составляется фоторобот.
Тема “Моя квартира”. Дается картинка, где женщина занимается домашними делами, затем дается речевая задача: “Это ваша мама. Познакомьте меня с ней и расскажите немного о вашей квартире”.
Так при изучении темы “Досуг” можно предложить следующие ситуации: “Это Катя. Она очень любит готовить. Это её хобби. Вы были у нее на дне рождения, и вам очень понравился её торт. Попросите Катю рассказать рецепт приготовления торта”.
“ Вика очень любит музыку. Послушайте её рассказ о своем увлечении и задайте ей вопросы”.
Хотелось бы отметить, важность применение ситуативных картинок, которые помогают активизировать речевую деятельность учащихся. По картинкам можно поговорить, выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы в данной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами. Рекомендации к такому виду работы: рассмотреть картинку, с тем, чтобы представить себе ситуацию, в которой будет протекать беседа; постараться вспомнить отдельные реплики, которые можно использовать в беседе в данной ситуации. Учащиеся сам определяют структуру диалога для данной конкретной задачи.
Ситуации можно представить учащимся в виде карточек:
Тема: Мир вокруг меня.
Ситуация: Вы встречаете на улице своего знакомого В.
Задание: Вежливо поприветствуйте и пригласите его в парк погулять.
Тема: Мир вокруг меня.
Ситуация: Вы встречаете на улице своего знакомого А, который пригласил вас пойти погулять в парк.
Задание: Ответьте на приветствие и согласитесь вместе погулять в парке.
Тема: День рождения.
Ситуация: Твоя подруга Лена пригласила вас на день рождения.
Задание: Поздравьте Лену с днем рождения.
Тема: День рождения.
Ситуация: У тебя день рождения. Твоя подруга Яна поздравляет тебя.
idum.uz
Портал об образовании и воспитании
Метод «Аквариум»
Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Этапы реализации:
1. Всех участников разделить на малые группы (по 2-3 человека).
2. Участники одной из малых групп садятся за стол (в «аквариум») в центр зала (активная рабочая группа), ведущий предлагает им задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей.
3. Участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо:
Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать.
4. Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы:
5. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию.
Все группы поочередно должны побывать в «Аквариуме», и деятельность каждого из них должна быть обсуждена аудиторией.
Применение технологий «Техника аквариума»
В образовательной практике используется множество педагогических технологий. Широкое распространение получили технология проектной деятельности, модульная технология, аудиовизуальные, информационные, личностно-ориентированные, развивающие технологии, технологии проведения учебных дискуссий и многие другие. Основу выбора педагогических технологий для обучения составляют: индивидуальные особенности и исходный уровень знаний обучающихся; отбор видов деятельности, адекватных целям усвоения и возрастному развитию обучающихся. Оптимально выбранные технологии позволяют наилучшим образом решать поставленные задачи обучения, а также способствовать развитию личности учащихся.
Цель: развитие критического мышления обучающихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
«Техника аквариума» выглядит следующим образом:
1. Выдвигаем проблему. Учитель сам предлагает ученикам проблему для обсуждения.
2.Класс делится на группы. Учитель может сам распределить в группы, но я предпочитаю, чтобы это сделали ученики.
3.Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя. Этот ученик будет представлять позицию группы всему классу.
4.Группы обсуждают проблему и определяют общую точку зрения. Время на работу дается небольшое.
5. Представители групп собираются в центре класса. Они высказывают, и защищают позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.
6.Учитель может разрешить представителям и группам, взять перерыв для консультаций.
7. Такое обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.
8.После обсуждения проводится его критический разбор.
Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями.
Например, я использую «Технику аквариума» на уроках в 9 классе «Свободное падение тел», в 10 классе «Тепловые двигатели».