В чем заключается истина чокана валиханова почему важно всегда оставаться человеком
Конспект урока «Самопознание» 6 класс. 2 урок. Тема: «В поиске истины»
Город: Петропавловск. Школа №21. Дата ____ ____ ____, урок № ____.
Мұғалім/педагог: Прасолова Светлана Юрьевна.
Сынып/класс____ «А, Б»
Оқушылар саны/количество учащихся –
Мақсат/цель: содействовать формированию у учащихся мотивов к поиску истины как вечной, неизменной ценности в познании себя и окружающего мира.
раскрытие важности постижения своей истинной природы;
развитие умения анализировать свои мысли, слова, поступки;
воспитание стремления к осмыслению истины.
«Концентрация на дыхании»
Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании. У нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.
Проверка дом. задания.
Воспроизведение по памяти цитаты прошлого урока:
«…Жизнь – находки и потери,
Вечный поиск, вечный путь»
-Как вы понимаете смысл этой цитаты?
Чтение текста «Дар великого колумбийца»
Беседа по вопросам после текста.
Стр. 11 в учебнике. Прочитайте письмо Василия Сухомлинского к сыну. Напишите ответ великому педагогу, отвечая на вопросы, дополните письмо иллюстрацией:
— Какое знание известный педагог считает самым главным?
— Что имеет в виду В.Сухомлинский, говоря, что мы вступаем в «век Человека»?
— Каким вы представляете себе этот век?
— Какими нравственными качествами будут обладать люди?
— Какие условия жизни будут у детей, стариков?
— Каково будет место природы, животных в этом мире?
«Письмо великому педагогу В.Сухомлинскому»
Чтение стихотворения Д.Кугультинова
Порой высокое смешно
И вызывает раздраженье,
А в низком – ценное зерно…
Какую выбрать точку зрения?
Всего труднее на пути –
Хоть пройдено уже немало! –
Ту точку зрения найти,
Чтоб с точкой Истины совпала.
— Задание №4 в учебнике. Ответить на три вопроса в тетради:
1. В чём заключается истина Чокана Валиханова?
2. Почему важно всегда оставаться человеком?
3. Приведите примеры проявления истинной человечности из жизни ваших земляков.
Заключительная минута тишины.
— А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните всё хорошее, что было на этом уроке, все прекрасные слова которые мы с вами говорили на уроке, поместите эту любовь в своё сердце и живите с ней! А теперь откройте глаза, спасибо за работу. Урок окончен.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-683525
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Духовные воззрения Чокана Валиханова
В 30-е годы XVIII века начался процесс добровольного присоединения казахских земель и трех киргизский (казахских) жузов к России. Присоединение длилось более ста лет и завершилось в 60-е годы ХIХ столетия, явившись ключевым фактором, определившим историческую судьбу казахстанских степей и народа, их населяющего. Процесс присоединения способствовал экономическому, культурному и духовному развитию степного края и предопределил путь восхождения разрозненных кочевых племен к уровню единой цивилизованной нации. Тем самым была заложена перспектива образования одной из союзных республик СССР, а после его распада становления Казахстана как самостоятельного государства. Вхождение в состав России явилось переломным моментом в жизни казахского народа, связавшего свою судьбу с народом русским. В ходе этого процесса последовало приобщение передовых людей из казахской среды к русской цивилизации, что дало Казахстану первых ученых, просветителей, педагогов, таких как: Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин. Об одном из них, Чокане Чингисовиче Валиханове, хотелось поговорить в этой статье.
Чокан Валиханов являлся выдающейся личностью своего времени, первым казахским ученым, который, несмотря на свою короткую жизнь, сумел оставить после себя ценнейшие научные труды и литературное наследие. Само появление на историческом поле такого всесторонне образованного человека, как Чокан Валиханов, произошло в результате процесса приобщения казахского народа к источникам русской культуры и науки. Именно привитие к русской мысли выкристаллизовало природный талант Валиханова и возвело его на уровень первого казахского просветителя, который питал глубокую любовь к своему народу и видел его будущее в перспективе приобщения к основам русского образования, проникновения в кочевую среду русского просвещения, восприятия им русского быта. Он утверждал, что казахи «. как потомки батыевских татар связаны с русскими историческим и даже кровным родством». [1]
Что же касается его мировоззренческих основ и духовного осмысления бытия, то, надо сказать, что, к сожалению, этим талантливым человеком во многом были унаследованы демократические взгляды сибирской интеллигенции.
Свое образование Чокан получал в Омском кадетском корпусе, где учился с 1847 по 1853 годы, а Сибирь, как известно, была основным местом политической ссылки, куда отправлялись декабристы и петрашевцы, участники Польского восстания 1830-31-гг. Ссыльные оказали большое влияние на развитие Сибири, способствовали распространению культуры, просвещения, изучению природных богатств и т. д. Но, вместе с тем, материалистические убеждения, которых придерживалось большинство политических ссыльных, не могли не оказать влияния на формирование мировоззрения Чокана Валиханова. Свои философские познания он приобрел главным образом из произведений Белинского, Герцена, а позднее Чернышевского и Добролюбова, которые были распространены между ссыльным. Начальство корпуса запрещало кадетам читать литературу революционного направления, а так же философские труды западноевропейских материалистов. Но, посредством своих наставников, Чокан за время учебы в корпусе успел прочитать многое из запрещенной литературы, что, несомненно, не лучшим образом повлияло на его духовное развитие. Его наставниками, среди прочих, были люди, воспитанные на революционно-демократических идеях Белинского и Герцена. Это преподававший в корпусе русскую литературу литератор и ориенталист Н. Ф. Костылецкий, [2] ссыльный ученый Гонсевский, читавший курс истории цивилизации, литератор Лободовский, друг молодости Чернышевского и последователь его идей.
Чокан пришел в кадетский корпус, не зная русского языка, но благодаря незаурядным способностям быстро его освоил. Глубокие знания и необыкновенная память юного Чокана, соединенные с трудолюбием и высокими моральными качествами, вызывали восхищение у многих преподавателей корпуса. Особенно проявились незаурядные способности Чокана в изучении истории, географии и восточной филологии. Уже через два-три года Чокан «не только обогнал идеями весь свой класс, но и тот класс, который был старше двумя годами». [3]
Знакомство Чокана Валиханова с Достоевским произошло в 1854 г. в Омске, в доме Ивановых, где часто бывал писатель. Находясь в омской каторжной тюрьме, названной им «мертвым домом», и по выходе из нее Федор Михайлович еще не отказался вполне от своих политических взглядов, сложившихся у него в кружке петрашевцев, что, несомненно, влияло на формирование мировоззрения молодого Валиханова, которому было тогда 19 лет.
Весной 1854 г. Достоевский был удален из областного центра и отправлен в Семипалатинск на бессрочную солдатскую службу, в 7-й батальон Сибирского линейного казачьего войска. Чокан же, после окончания кадетского корпуса с первых дней службы стремился к плодотворной творческой деятельности.
В 1855 г. Валиханов принял участие в поездке генерала Гасфорта и совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю. Маршрут его пролегал от Омска на Семипалатинск, оттуда через Аягуз и Капал в Заилийский Алатау, где в это время происходила закладка укрепления Верного.
Это путешествие положило начало глубокому научному изучению Валихановым истории казахского народа и его быта. Чокан собирал материалы по статистике, обычному праву и древней религии казахов.
По возвращении в Омск Чокан приступает к обобщению собранных материалов, на основании которых составляет официальные записки по вопросам землепользования, родовых и семейных отношений и религии казахов.
Но в Омске Чокан чувствовал себя одиноким. В своем письме (1856 г.) к Федору Михайловичу он жаловался на атмосферу провинциального города, в которой ему приходилось жить и работать. Он писал: «Омск так противен со своими сплетнями и интригами, что я не на шутку думаю его оставить. Как вы думаете об этом? Посоветуйте, Федор Михайлович. Как это устроить лучше?»
Такая возможность Чокану Чингисовичу представилась. Она была связана с исторической ситуацией, сложившейся в связи с добровольным присоединением казахов Старшего жуза и иссык-кульских киргизских родов: бугу, сарыбагыш и солту к Российской Империи. Как известно, казахи Старшего жуза присягнули на вечное подданство России в начале 40-х годов XIX века, вследствие чего в 1845 году была заложена новая крепость Капал. Укрепления Верного в то время еще не существовало. В Заилийском крае, в горах Тянь-Шаня и Чуйской долине было распространено влияние Кокандского ханства, о чем можно судить по выступлениям кокандского вождя Таучубека.
Чтобы пресечь влияние кокандцев, в Семиречье необходимо было проводить осторожную и дальновидную политику, направленную на мирное присоединение к России Старшего жуза. Решением этой задачи занималась группа офицеров, возглавляемая Гутковским, Хоментовским, Перемышельским. Русское правительство испытывало нужду в образованных людях из местного населения, которые знали бы условия жизни, быт и обычаи народов Среднеазиатского края. В этом отношении Чокан Валиханов, несмотря на молодость, был незаменимым человеком, прекрасно знавшим духовную и материальную культуру казахов, изучившим ряд восточных языков. В силу указанных причин Чокан был привлечен к выполнению этой миссии. Он сам явился свидетелем кровавых столкновений казахов с кокандскими сборщиками налогов. Об этом говорят документы Омского областного архива, где имеется донесение полковника Хоментовского из казахских степей во время экспедиции, в котором принимал участие Чокан. «От реки Чу до Каскелена,- писал Хоментовский,- 18 августа 1856 г. напали в 30 верстах от укрепления Верного на два аула казахов Старшего жуза кокандские беки, разграбили их, убили и взяли несколько человек казахов в плен и угнали часть скота». [7] Сам Валиханов констатировал, что «неудовольствие кочевников возрастало с каждым днем все более и более» и казахи искали покровительства у России.
Иссык-кульская же экспедиция, согласно донесениям Хоментовского и Перемышельского, была организована по просьбе киргизского манапа Буранбая, который писал: «Чтобы вы приехали к нам, видели своими глазами, научили нас что мы не знаем и, передавши нам умные советы ваши, помирили бы нас с сарыбагы-шами, успокоив нас подобно албанам и дулатам».
По проекту Хоментовского экспедиция должна была отправиться ранней весной 1856 года через перевалы Заилийского Алатау. Однако по предложению генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорда ее выезд из укрепления Верного был приурочен к приезду в Заилийский край из Омска Валиханова. Кроме казаков, в составе экспедиции была группа топографов во главе с Яновским, переводчик И. А. Бардашев, казахские султаны и бии из племени албанов, жалаиров и дулатов.
В 1856-1858 годы, отправляясь в путешествия по степи, Валиханов неизменно заезжал к Федору Михайловичу в Семипалатинск, подолгу беседовал с ним на мировоззренческие и политические темы. Достоевский прекрасно знал жизнь казахского аула. Пользуясь близостью к таким людям, как Врангель и Хоментовский, занимавшими тогда видное положение, Достоевский мог вместе с Валихановым и Врангелем посещать казахские аулы, бывать в Аркате, в Чингисских и Тарбагатайских горах.
После временной отлучки знаменитого русского писателя из Семипалатинска в Барнаул, Валиханов писал Достоевскому: «После Вашего отъезда я только ночевал в Вашем граде и утром на другой день отправился в путь. Вечер этот был для меня ужасно тосклив. Расстаться с людьми, которых я так полюбил, и которые тоже были ко мне благорасположены, было очень и очень тяжело. Мне так приятны эти немногие дни, проведенные с Вами в Семипалатинске, что теперь только о том и думаю, как бы еще побывать у Вас. Я не мастер писать о чувствах и расположении, но думаю, что это ни к чему: Вы, конечно, знаете, как я к Вам привязан и как я Вас люблю».
В ответ на это письмо Достоевский тоже открывает Валиханову свою душу:
«. Вы пишете мне, что меня любите. А я Вам объявляю без церемонии, что я в Вас влюбился. Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам. Тут бы можно многое сказать в объяснение, но чего Вас хвалить! А Вы верно и без доказательства верите моей искренности, дорогой Вали-хан, да если бы на эту тему написать 10 книг, то ничего не напишешь». [8]
В период, когда в душе Достоевского происходил мучительный перелом, в своем письме тому же Майкову Валиханов писал: «Будем говорить теперь о Вас, о Петербурге, о друзьях моих петербургских! Что делают Достоевские? Они редко пишут, в чем, впрочем, я сам виноват, потому что редко отвечаю. Говоря между нами, я что-то плохо понимаю их почву, народность, то славянофильством пахнет, то западничеством крайним, примирения что-то не видать или не удается им это примирение. По-моему что-нибудь да одно, или преобразования коренные но западному образцу, или держись старого, даже старую веру надо использовать. Китайская середина не идет теперь к делу».
Близкая дружба с гениальным русским писателем могла бы коренным образом изменить мировоззрение Чокана Валиханова, не оборвись так рано его жизнь. Вполне вероятно, что этот незаурядный, одаренный человек, обладавший пытливым умом и открытой душой, проживи он несколько десятков лет больше, мог стать свидетелем того, как эта «китайская середина» была преодолена Достоевским, и в «старой вере», в Православии, он обрел примирение с Богом своей мятущейся души, обрел Истину и «ощутили величественную даму и страшную трагедию европейского человека и всех его завоеваний». [10] И тогда, возможно, Валиханов воспринял бы всем сердцем не только русскую культуру и науку, но и духовность русского народа, как это произошло с мятущийся душой Федора Михайловича.
Несомненно, что решение «вечных проблем» было далеко не чуждо и Чокану Чингисовичу. Как ученый, он исследует религиозное состояние казахского народа и пишет ряд статей в этом направлении. Ислам, который стал усиленно насаждаться в степи с 1822 года Российским правительством посредством татарских мулл из Казани, [11] для Валиханова, как человека образованного, имевшего научный аналитический склад ума и острую интуицию, был неприемлем. Многие его труды и исследования красноречиво об этом говорят. Изучая духовные воззрения своего народа, Валиханов делает вывод, что казахи его времени были более привержены к шаманизму и держались шаманских обрядов, нежели мусульманских. Выводы Чокана Чингисовича нашли отражение в статье «Следы шаманства у киргизов», где он пишет:
Такой порядок вещей продолжался до наших дней, когда ислам вместе с русской цивилизацией проник в степь, и грамотные дети, воспитанные фанатичными татарами, с презрением отвернулись от обычаев предков и стали преследовать и запрещать их, где только замечали. Но, тем не менее, основания шаманской веры были поколеблены магометанским единобожием». [12]
Понимая, что социальное, экономическое и культурное и развитием народа напрямую связано с его духовным состоянием, Чокан развивает эту тему в «Записке о судебной реформе»:
Киргизы до вступления в русское подданство были мусульманами только по имени и составляли в магометанском мире особый суннитский раскол. Мусульманские законы никогда не были приняты киргизами и были введены в степь путем правительственной инициативы, вместе с бюрократическими прелестями внешних приказов.
Мы не знаем и не можем понять, что имело в виду русское правительство, утверждая ислам там, где он не был вполне принят самим народом.
Апостолом Магомета в Сибирской степи был великий Сперанский, [13] назначавший мулл и предположивший построение мечетей и татарских училищ при окружных приказах. (См. Особое учреждение управлений инородцев, именуемых сибирскими киргизами, Св. законов, изд. 1857 года, т. II, часть 2).
Оренбургским пограничным начальством уже давно приняты меры, чтобы препятствовать развитию ислама в подведомственных ему степях; там запрещается татарам не только быть муллами, но и жить долго в степи между киргизами. У нас же в Сибири правительство до сих пор держится в отношении мусульманства прежней покровительственной системы, и благодаря этому ислам делает в наших областях исполинские шаги. Вся степь наводнена полуграмотными муллами из татар и фанатическими выходцами из Средней Азии, выдающими себя за святых.
. Пропаганда эта во многом уже успела. В Баян-Аульском и отчасти Каркаралинском округах киргизы предавались ханжеству с ревностью, свойственной только новообращенным. Там живет под покровом местных туземных властей много ишанов, ходжей из Бухары и Коканда и ежегодно приезжает и уезжает немало этой сволочи. Татарское духовенство, которому вверило русское правительство наше нравственное воспитание, занималось до сих пор только нравственным нашим растлением, брало взятки, учило ханжеству и вместе с среднеазиатскими выходцами обманывало доверчивый наш народ.
Магомет все современные ему космогонические, медицинские и другие предания и предрассудки ввел в свое учение, как догмат и тем самым остановил движение опытных наук.
. Учение Магомета не может быть очищено, как думают некоторые защитники ислама; в нем невозможна никакая реформация. Какого можно ожидать возрождения от религии, которая имеет основанием своим дикие и варварские предрассудки кочевых арабов шестого столетия, предания спиритуалистов, жидов и разные фокусы-покусы персидских магов того же периода. Если таков ислам турков и персиан, то каков должен быть ислам татарский, составляющий в мусульманстве нечто вроде пуританизма. Татары отвергают поэзию, историю, математику, философию и все естественные науки, считая их искушениями для слабого человеческого ума, и ограничиваются одной мусульманской схоластикой и казуистикой.
Вот те плоды, которые может дать киргизам татарское просвещение. Чудовищная фантастика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли.
. Начальство наше до сих пор мало обращало внимания на умственное образование киргиз и, жарко преследуя баранту, конокрадство и вообще дисциплинируя киргизский народ, не имело времени следить за действием мулл и странствующих дервишей. Но дело еще можно поправить, и реакция еще возможна. »
Особенно ярко переживания Валиханова за социальное, культурное и духовное формирование своего народа выражается в статье «О мусульманстве в степи», где Чокан Чингисович пишет:
«Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах степи еще не утратили своего значения. У нас в степи теперь период двоеверия, как было на Руси во времена преподобного Нестора. Наши книжники также энергически, как книжники древней Руси, преследуют свою старину. Под влиянием татарских мулл, средне-азиатских ишанов и своих прозелитов нового учения народность наша все более и более принимает общемусульманский тип.
. Набожные киргизы начинают ездить в Мекку; а баяны наши, вместо народных былин, поют мусульманские апокрифы, переложенные в народные стихи. Вообще киргизскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, как пройдя через татарский период, как Русские прошли через период Византийский. Как ни гадка византийщина, [15] но она все-таки ввела христианство, элемент бесспорно просветительный. Что же может ожидать свежая и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства. Мы должны во что бы то ни стало обойти татарский период, и правительство должно нам в этом помочь.
Ислам не может помогать русскому и всякому другому христианскому правительству, на преданность татарского продажного духовенства рассчитывать нельзя. Татары в старое время, когда ислам на берегах Волги не был в такой силе, как теперь, служили России и на ратном поле и в земском деле. Царь Шигалей командовал русскими войсками во время Ливонской войны, а царь Петр казанский был земским царем во время опричнины. По мере распространения ультра-мусульманского направления участие татар в государственном деле Русского царства заметно слабеет.
. Со времени присоединения Казани и Астрахани к царству Русскому, значит в продолжении 300 слишком лет, [татары] не дали своему отечеству хоть сколько-нибудь известного деятеля. Нет никакого сомнения, что причиною отчуждения татар от русских и причиною всех плачевных явлений был магометанский пуританизм, другой причины не могло быть.
И у нас в степи все благодетельные меры правительства, все выгоды новых учреждений не приносят ожидаемых результатов именно вследствие того, что они парализуются возрастающим религиозным изуверством. Киргизы наши теперь более чуждаются русского просвещения и русского братства, чем прежде. О вреде мусульманского изуверства и вообще всякого религиозного фанатизма на социальное развитие народов, после всего сказанного нами выше, мы считаем излишним распространяться.
Приняв такую важную меру в интересах христианства, областное правление должно было принять вместе с тем и репрессивные меры в отношении ислама, ибо без этого невозможен успех христианства.
Мы далеки от того, чтобы советовать русскому правительству вводить в степь христианство каким бы то ни было энергическим путем, точно также не предлагаем ему преследовать ислам; подобные крутые меры ведут всегда к противным результатам».
И далее Валиханов предлагает предпринять конкретные действия, которые совпадают с мнением самих казахов (киргизов):
«. Мы просим и требуем, чтобы правительство не покровительствовало религии, враждебной всякому знанию, и не вводило бы насильственно в степь теологических законов, основанных на страхе и побоях. В силу представленных нами аргументов, достаточно рельефных, для пользы киргизского народа и в интересе самого правительства, по нашему мнению, необходимо принять теперь же, по примеру оренбургского начальства, систематические меры, чтобы остановить дальнейшее развитие ислама между киргизами нашей области и чтобы ослабить, а если можно, совершенно устранить вредное влияние татарских мулл и средне-азиатских святошей, тем более, что представляется правительству прекрасный случай сделать важный шаг на этом пути, уничтожив действие мусульманских законов в нашей области, согласно желанию самого киргизского народа».
Все исследования и выводы Чокана Валиханова укрепили в генерал-губернаторе Западной Сибири Гасфорде уверенность, что теперь можно приступить к переустройству быта казахов. Он даже хотел составить проект о введении переходной религии, которая была бы чем-то «средним» между христианством и исламом. Эта «средняя религия» была названа «гасфордовской».
Все мысли, изложенные Чоканом Чингисовичем в его записках и статьях, нашли свое воплощение и развитие только отчасти. Валиханов умер в расцвете сил, не успев воплотить в жизнь и малой доли своих прекрасных идей. Но то, что дошло до нас из его творческого наследия, представляет огромную ценность, ибо помогает воссоздать историко-культурную и политическую картину эпохи, в которой он жил, и духовное состояния казахского народа того времени.
Жизнь и деятельность Чокана были особенно ценны тем, что, как писал друг Чокана Потанин: «В сердце его любовь к своему народу соединялась с русским патриотизмом. В 60-х годах [XIX столетия] общероссийский патриотизм не отрицал местных областных инородческих, и два патриотизма, общий и частный, легко уживались в одном человеке». [17]
За год до своей кончины, весной 1864 года Валиханов был приглашен в военную экспедицию генерала Черняева, в задачу которой входило присоединение Южного Казахстана к России. Он принимал участие в военных действиях против кокандцев при взятии крепости Аулие-Ата (ныне Тараз). После этого похода Чокан выехал из Верного в аул старшего султана рода албан Тезека, где женился на его сестре. К тому времени здоровье его заметно пошатнулось. У Чокана стремительно развивался туберкулез.
Живя в ауле, он занимался изучением исторических преданий казахов Старшего жуза, интересовался ходом восстания дунган в Западном Китае, все время поддерживал связи с Петербургом и администрацией Западной Сибири. До самой смерти он числился на службе по Генеральному штабу и по Азиатскому департаменту.
Восстановить свое подорванное здоровье Чокан Валиханов не смог. Он скончался в апреле 1865 года в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган, недалеко от подножья Алтын-Эмельского хребта.
Перед смертью Чокан написал своему отцу последнее письмо: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех».
После его кончины, в ауле Тезека была построена над его могилой сводчатая гробница из жженого кирпича. В ознаменование научных заслуг Чокана Валиханова по поручению Туркестанского генерал-губернатора Константина Петровича фон-Кауфмана и при содействии Павла Матвеевича Зенкова [18] (отца знаменитого архитектора Андрея Павловича Зенкова) в 70-х годах XIX столетия на мавзолее Валиханова была установлена мраморная плита с надписью на казахском и русском языках. Текст надписи был составлен самим фон-Кауфманом, (казахский перевод ее сделан И. И. Ибрагимовым [19]). В задании Кауфмана относительно установки плиты было сказано: «. Поискать мастера дельного, который бы мог аккуратно и без ошибок вырезать надпись». Плиту заказали в Екатеринбурге и везли ее через Омск и Семипалатинск на Алтын-Эмель, где водрузили на могиле Чокана Валиханова. Надпись на плите гласила: «Здесь покоится прах штабс-ротмистра Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана 1-го, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881».
В первой редакции надписи за этим текстом следовали слова, которые впоследствии были изъяты: «Это камень положен. в память уважаемого и любимого всеми покойного Чокана Валиханова».