В чем заключается историческое значение философии платона
Историческое значение философии Платона в том, что
впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;
были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Академия Платона.
Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
ВОПРОС 7. Философия Аристотеля.
Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
335-322 гг. – основал собственную философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Философия Платона и ее историческое значение
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон – основоположник идеалистического направления философии.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
-окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
-любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
-весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
«Триада» Платона – «единое», «ум», «душа».
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
-«единого»; «ума»; «души». «Единое»:
-является основой всякого бытия;
-не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);
-есть ничто;
-выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
-первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум»:
-происходит от «единого»;
-разделен с «единым»;
-противоположен «единому»;
-является сущностью всех вещей;
-есть обобщение всего живого на земле.
«Душа»:
-подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
-также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
-душа человека (вещи) есть часть мировой души;
-душа бессмертна;
-при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
-постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Гносеология (учение о познании) Платона.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
-поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
-«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
-высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Значение философии Платона
1. Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Фе-дон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
2.Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
— материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
— окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
— реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
— чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
— любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
— весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
«Единое»:
— является основой всякого бытия;
— не имеет никаких признаков (ни начала, ми конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);
— выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
— первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
— происходит от «единого»;
— является сущностью всех вещей;
— есть обобщение всего живого на Земле.
«Душа»:
— подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
— также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
— душа человека (вещи) есть часть мировой души;
— при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
— постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса.
4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
— поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;
— «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);
— «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
— высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства(что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).
Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
— монархия – справедливая власть одного человека;
— тирания – несправедливая власть одного человека;
— аристократия – справедливая власть меньшинства;
— олигархия – несправедливая власть меньшинства;
— демократия – справедливая власть большинства;
— тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
— все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
— работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
— воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
— философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
— философы и воины не должны иметь частной собственности;
— жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
— не существует брака, все жены и дети общие;
— допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
7. Историческое значение философии Платона в том, что:
— впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
— положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» – противоположность материалистической «линии Демокрита»);
— впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т. д.;
— были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
— была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Платон
Древнегреческий философ Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение (по отцу, Аристону, он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери, Периктионе, был в родстве с законодателем Солоном). Пройдя с помощью лучших учителей полный курс тогдашнего воспитания (грамматика, музыка, гимнастика), Платон занялся стихотворчеством, которое оставил, когда около 407 г. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Во время суда над «мудрейшим из эллинов» Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 г. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу – Академию платоновскую. В 367 и 361 гг. вновь посетил Сицилию (в 361 г. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) – «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70-60-е гг.) – «Федон», «Пир», «Федр», II – X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду – «Законы» (50-е гг.).
Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему Платона приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе». Основой всякого бытия является, по Платону, «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.
Вторая субстанция – «ум» (нус) является, по Платону, бытийно-световым порождением «единого» – «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот «ум» воплощён в «космосе», а именно в правильном и вечном движении неба.
«Идеи» – это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («парадигму»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.
Материя для Платона – лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя – это не сущее, сущее же – только идея. Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём.
В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах», что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма. В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней – к области чистых идей. Этот синтез любви («эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею.
Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика – метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её «ипотеса», закон («номос»), ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос – идея – ипотеса – основание трактуются и как предел («цель») чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в «Государстве», «Филебе», «Горгии» или красота в «Пире». Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по Платону, обладает «совокупным видением» наук, «видит всё сразу».
Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной – с приматом первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели – мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, – «справедливость».
Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, т. е. крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы. Платон выделял три основные формы правления – монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной. Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. По Платону, цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ. и личного воспитания философов и воинов, Платон не относил её к «работникам». Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
В эстетике Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь – от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.
Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т. е. подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. Платон изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.
Не отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по Платону, – это символ; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще и т.д.
Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.
Школа Платона
Сочинения
До нас дошло издание сочинений Платона, предпринятое пифагорейцем Трасиллом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия (ум. 37), разбитое на тетралогии:
Помимо этого под именем Платона дошел ряд других диалогов.
Начиная с конца 17 в., корпус текстов Платона, подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их подлинности и хронологии.
Литературная деятельность Платона
С начала 380-х гг. в Академии развивается (при участии или под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги («Соперники», «Эриксий»), либо используют прямую драматическую форму («Клитофонт», «Лахет», «Алкивиад I», «Феаг», «Гиппий Меньший», «Ион», «Евтифрон»). Таковы тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х годов.
Между 2-й и 3-й сицилийскими поездками Платон завершает «Государство», начинает «Законы» и пишет диалог «Парменид».
Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут «Гиппия Большего», «Гиппарха», «Сизифа», «Миноса», «Демодока» и ряд писем, а также «О добродетели» и «О справедливости».
Основные проблемы платоновской философии
Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме «воспитания и образа жизни»), парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в необходимости «воспитывать людей», а также внимание к происхождению государства и права.
Ученик Сократа
Диалоги Платона были настолько совершенны с драматургической точки зрения, что их ставили на сцене. Во многих из них фигурирует Сократ как собеседник. Сам Платон утверждал, что всего лишь пересказывает мысли учителя. Именно поэтому мы никогда не узнаем, что же на самом деле говорил Сократ, а что было приписано ему талантливым учеником. Каждый диалог обозначает круг тем и подводит к главной, которая указана вместе с названием.
Платон присутствовал при последних часах и секундах своего учителя. Его глубоко поразила легкость и спокойствие, с которым Сократ уходил из жизни, развивая тему бессмертия души и ее приоритета перед телом. Так родилось идеалистическое направление в греческой философии, из которого восточное христианство черпало свои идеи.
Бессмертие души и единый творец вселенной, создавший вселенную из вечных и бестелесных понятий – вот тема, сквозной нитью соединяющая труды философа. Платон переворачивает все мировоззрение древних греков, привыкших к чисто конкретному пониманию вещей. Он утверждает, что материальное есть несовершенное, искаженное проявление мира идей. Неведомый и непостижимый бог создал проект мира, который утяжелился и наполнился противоречиями. Наши души тоскуют по совершенству, но они скованы плотью и не могут увидеть прекрасного замысла.
Для практичных греков философ создал целый ряд образов, помогающих понять его рассуждения. Хрестоматийным стал пример с темной комнатой, в которой сидят люди, прикованные цепями к стене. Они видят лишь отсвет лучей, отраженный на этой стене. Цепи – это плоть, которая не дает развернуться и взглянуть на лучи непосредственно. Конечно, материя для него – не иллюзия, как утверждают буддисты. Материя действительно существует, но она мешает нам соединиться с миром идеальных форм.
Космогония Платона
Все мировые религии подразумевают некое золотое время, которое было в начале. Материальный мир, куда погружены люди, стремится к катастрофе и когда-нибудь прекратит свое существование. В концепции Платона также присутствует золотой век человечества. Первые люди пребывали в самодостаточности, потому что были двуполы и не нуждались в своей противоположности. Она обладали громадной силой и боролись с богами за место под солнцем до тех пор, пока Зевс не рассек их надвое. С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, пытаясь обрести полноту первоначальных времен.
Некоторым особо одаренным людям удается на время вырваться из темницы плоти и увидеть свет истины напрямую. Они возвращаются в прежнее место, ослепленные неземным блаженством, и пытаются рассказать об увиденном другим людям. Обычно таких людей принимают за лжецов или умалишенных, проклинают и изгоняют их. Такова судьба всех настоящих мудрецов.
Интересны рассуждения Платона об обезьянах. Он считает их людьми, одичавшими от скотства и бескультурья. Они потеряли смысл жизни, а затем утратили и человеческий облик, отдавши себя чисто животным инстинктам. Опасность превращения в животных подстерегает человека на каждом шагу. Платон видит смысл жизни в непрестанной борьбе с грязными помыслами и низменными страстями.
Его идеями о материальном мире воспользовались монофизиты. Это направление христианства, получившее распространение в Африке и Армении, находилось под влиянием платонизма. Согласно их учению, человеческая, то есть, материальная природа Христа растворилась в его божественной сущности. Монофизитам была отвратительна сама мысль, что их Бог жил как простой человек, страдал, испытывал телесные потребности, предавался земным страстям и, главное, потел, испражнялся и извергал семя.
Государственная доктрина
Поручить управление государством философам, то есть, людям, близким миру возвышенных идей. Так учил Платон, пытаясь воплощать свою концепцию на Сицилии. Он предпринял несколько попыток. Как было сказано, Дионисий Старший продал его в рабство, а Дионисий Младший окружил заботой и любовью, но совсем не спешил допускать к управлению Сиракузами. В конце концов, Платон бежал из Сицилии и больше не пытался создавать идеальное государство.
Платон был автором одной из первых утопий в истории человечества. В наивной простоте он не скрывает тех мер, которые он собирается принять для того, чтобы построить идеальное государство. Люди несовершенные или неспособные встроиться в новую модель отношений, подчиненную высшей цели, должны быть уничтожены. Рассуждениями о концлагерях, расовой иерархии и выведении новой породы людей в 20-м веке воспользуются нацисты и большевики, забрав миллионы невинных жизней.
Дорога в ад устлана благими намерениями, гласит библейская мудрость. Идеализм, романтика и духовность потребовали от человечества слишком большую цену. Кстати, Платон не употреблял слово «духовность», придуманное в библейской среде. Однако христиане, которые унаследовали не только пыл ветхозаветных пророков, но и терминологию Библии, включая духовность, смогли приспособить его к своей доктрине.
Предание гласит, что Платон умер в 347 году в день своего рождения. Он успел основать знаменитую Академию и плеяду учеников, самым великим и наиболее известным стал Аристотель. Он вскормил своей мудростью не только Александра Македонского, но и всю европейскую науку. Величайший шедевр Ренессанса – фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона и Аристотеля, идущих вместе. Они спорят о приоритетах. Платон показывает на небо, а Аристотель – на землю. Их спор символизирует дуализм европейской философии, в которой черпает свои аргументы религия и наука.
Иерархия бытия
Парменидовское противопоставление истинного бытия и мира становления разработано Платоном в виде ряда иерархических структур. В «Пире» рассмотрена иерархия красоты, уводящая нас от плотской красоты к красоте души, нравов и обычаев, наук и прекрасного самого по себе, выше которого только благо и к которому причастны все прочие виды прекрасного. В «Федоне» здешней земле (подобию) противопоставлена истинная (образец-парадигма). В «Государстве» бытие, ум-образец, идея в качестве прекрасного подчинены благу, которому в чувственном мире соответствует Солнце. В «Тимее» благой демиург, тождественный со сферой ума-парадигмы, представляющей область нетварного вечного бытия, творит (рождает) мировую душу и поручает богам создание отдельных душ, осуществляя тем самым переход к сфере становления и времени.
Критерий и метод познания
В «Пармениде» Платон обсуждает проблемы, возникшие в ходе школьных дискуссий относительно онтологического статуса идей и их познавательной функции. Неясно, например, у каких вещей-подобий есть идеи-образцы, у каких нет (например, когда речь идет о грязи, соре и т. п.). Далее, вещи не могут приобщиться ни к идее в целом, потому что тогда они раздробят ее, ни к ее части, поскольку тогда единая идея окажется многим. Многие вещи должны быть причастны сразу нескольким противоположным идеям. Наконец, идеи соотносятся с идеями и как таковые подобны одна другой, а не вещам; точно так же и вещь может быть подобна другой вещи, но никак не идее. Поэтому обладая опытом вещей, мы ничего не сможем сказать об идеях, а от идей никак не перейдем к вещам.
Историческое значение
1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.