В чем заключается коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона общения: понятие, примеры из жизни, виды

В чем заключается коммуникативная сторона общения. lazy placeholder. В чем заключается коммуникативная сторона общения фото. В чем заключается коммуникативная сторона общения-lazy placeholder. картинка В чем заключается коммуникативная сторона общения. картинка lazy placeholder

Приветствую Вас, друзья!

В психологии рассматривается 3 стороны общения:

Сегодня мы поговорим о коммуникативной стороне общения. Мы выясним, что она собой представляет, рассмотрим структуру коммуникации и разберём несколько примеров.

Что такое коммуникативная сторона общения?

Коммуникативная сторона общения – это совокупность всех аспектов взаимодействия, направленных на обмен полезной информацией (знаниями, указаниями, идеями, убеждениями, мнениями, взглядами и прочим). При этом существует 2 канала коммуникации:

Таким образом, коммуникативная сторона общения не всегда связана с произнесёнными словами. К примеру, фразы «Здравствуйте!» или «Приятно познакомиться!» не передают информации, поэтому относятся к перцептивной стороне. В то же время обычный кивок в ответ на вопрос является частью коммуникативной стороны общения.

Функции коммуникативной стороны общения:

Примеры коммуникативной стороны общения

Чтобы лучше понять, что представляет собой коммуникативная сторона общения и как отделить её от перцептивной и интерактивной, рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:

В последнем примере нет интерактивной составляющей, поскольку общение является односторонним и не подразумевает взаимодействия. Но коммуникативная составляющая присутствует в полной мере и выполняет все свои функции: рассказывает зрителю о кафе, вызывает желание и призывает прийти в заведение в ближайшее время.

Структура коммуникации

Любая коммуникация подразумевает наличие 4 обязательных элементов:

В случае межличностного общения присутствует также пятый элемент – обратная связь. Обратная связь – это реакция реципиента на сообщение, которую принимает к сведению коммуникатор. В рассмотренных выше примерах обратная связь присутствует между парнем и девушкой (они совместно решают, как провести вечер), а также между продавцом и покупателем. А вот в примере с рекламой обратной связи нет.

Этапы коммуникативного процесса

Психологи выделяют в этом процессе 5 этапов:

Глядя на этот список, несложно догадаться, что на каждом из этапов коммуникативного процесса могут присутствовать помехи, из-за которых смысл информации будет искажён.

Средства передачи информации

Информация может передаваться двумя способами: вербально (словесно) и невербально. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Вербальное общение

Вербальными называют все формы передачи информации, в которых так или иначе задействованы слова. Это может быть устная речь, обычный печатный текст, рельефно-точечный текст, нанесённый шрифтом Брайля, звуковое сообщение, переданное с помощью кода Морзе, или визуальное сообщение с использованием семафорной азбуки.

Независимо от канала передачи информации, сообщение, которое можно перевести в речь (набор слов), является вербальным.

Существует 3 типа вербального общения:

2. Невербальное общение

Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью жестов, интонации, знаков и прочих символов. Её важность понимает каждый человек, пользующийся телефоном и знающий, насколько сложно бывает понять собеседника, не видя его жестов и мимики. Психологи, исследующие межличностные коммуникации, считают, что на невербальное общение приходится до 55% передаваемой информации.

Заключение

Невозможно переоценить важность общения, ведь вся наша жизнь фактически полностью состоит из него. При этом именно коммуникативная сторона общения определяет наш успех во всех сферах жизни. Коммуникация отвечает за знания, которые мы получаем, за работу, которую мы выполняем, а также за повседневную жизнь и за отношения, которые мы выстраиваем с близкими людьми.

Источник

Что такое коммуникативная сторона общения: определение понятия, описание и характеристика структуры

В чем заключается коммуникативная сторона общения. Kommunikativnaya storona obshheniya. В чем заключается коммуникативная сторона общения фото. В чем заключается коммуникативная сторона общения-Kommunikativnaya storona obshheniya. картинка В чем заключается коммуникативная сторона общения. картинка Kommunikativnaya storona obshheniya

Процесс общения имеет большую важность в повседневной жизни современного человека. Благодаря ему происходит обмен мыслями, эмоциями и опытом между людьми. Именно совместная деятельность в процессе коммуникации сторон приводит к полноценному обмену информацией.

Коммуникативная сторона общения заключается в непосредственном обмене информацией между несколькими лицами. «Информация» в подобной структуре рассматривается в форме идей, настроений, интересов, установок, чувств и пр. Структура имеет большое разнообразие форм, и нуждается в более детальном и тщательном рассмотрении.

Общие сведения

Очевидно, что общение и коммуникация тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассматривая этот вопрос, нужно учитывать тот факт, что коммуникативная сторона общения очень важна для каждого ее участника. В зависимости от того, какого характера при обмене информацией вы придерживайтесь и какую систему знаков используете, происходит то или иное влияние на взаимодействующую сторону.

В чем заключается коммуникативная сторона общения. kommunikativnaya storona 2. В чем заключается коммуникативная сторона общения фото. В чем заключается коммуникативная сторона общения-kommunikativnaya storona 2. картинка В чем заключается коммуникативная сторона общения. картинка kommunikativnaya storona 2

Иначе говоря, при обмене информацией всегда будет затрагиваться эмоциональная и поведенческая составляющая собеседника. А в первую очередь на это будет влиять использование знаков, которые оказывают воздействие на каждого соучастника коммуникации. Знаки при общении имеют большое значение, подобно инструментарию при выполнении технических работ.

В целом, психология общения касается «расшифровки» невербального и вербального способа передачи сигналов. Исходя из мнения психологов, человек понимает около 10% информации, которую может воспринимать мозг. Исходя из этого, можно утверждать, что анализирование и расшифровку человек выполняет не столь сознательно, как бессознательно.

Обратите внимание, что коммуникативную сторону общения формируют также и сочетание специфических барьеров. Эти барьеры являются психологическими или социальными. Коммуникационный барьер зачастую возникает по причине недопонимания происходящих ситуационных процессов.

Список причин для этого может быть разным, в виду профессиональных, социальных и политических различий. Они формирую иную интерпретацию взглядов и терминов, которые затрагиваются в процессе общения, а также личностную концепцию мировоззрения, мировоззрения и мироощущения.

Что такое коммуникативная сторона общения?

Понятие «коммуникация» происходит от английского слова communicate, что переводится как «отправлять», «сообщать». Данный тип взаимодействия между индивидами нацелен на процесс обмена информацией, состоящей из:

По утверждению исследователя Гарольда Лассвелла, процесс общения состоит из 5 аспектов, которые способствуют донесению нужной информации к адресату:

В чем заключается коммуникативная сторона общения. kommunikativnaya storona 3. В чем заключается коммуникативная сторона общения фото. В чем заключается коммуникативная сторона общения-kommunikativnaya storona 3. картинка В чем заключается коммуникативная сторона общения. картинка kommunikativnaya storona 3

Во многом коммуникативные стороны общения формирует субъективное информационное наполнение каждой отдельной личности. Другими словами характеристика людей, участвующих в общении, их осведомленность, эрудированность, компетентность в вопросах обсуждаемой темы.

Обратите внимание! Если у человека низкий уровень знаний, то высока вероятность возникновения недопониманий.

Обмениваться информацией люди могут посредством двух каналов:

Как отмечается психолог Аллан Пиза, примерно до 70% от всей информации человек передает посредством коротких невербальных контактов.

Вербальные способы коммуникации

Как мы уже сказали, к вербальным средствам коммуникации относят письменную и устную речь. Существует мнение, что скорость речи, интонацию голоса и ряд других сопутствующих проявлений в том числе причисляют к вербальной коммуникации. Но, если учитывать, что такие факторы не только дополняют, но и сводят к нулю весь прямой смысл озвученного, то можно смело говорить, что к невербальным средствам относится, то что нельзя назвать «словом».

В чем заключается коммуникативная сторона общения. kommunikativnaya storona 1. В чем заключается коммуникативная сторона общения фото. В чем заключается коммуникативная сторона общения-kommunikativnaya storona 1. картинка В чем заключается коммуникативная сторона общения. картинка kommunikativnaya storona 1

Невербальные способы коммуникации

Таким образом, к невербальным средствам общения можно отнести такие категории:

В чем заключается коммуникативная сторона общения. kommunikativnaya storona 4. В чем заключается коммуникативная сторона общения фото. В чем заключается коммуникативная сторона общения-kommunikativnaya storona 4. картинка В чем заключается коммуникативная сторона общения. картинка kommunikativnaya storona 4

В заключение

В качестве вывода, стоит сказать, что коммуникативную сторону общения относят к психологической категории. Поскольку процесс общение является крайне важным условием жизни человека и одной из основных потребностей каждого индивида. Благодаря общению формируется система человеческих ценностей и взаимоотношений с окружающим миром. Уровень личной популярности в социуме, наш жизненный успех и прочее часто зависит от умения общаться. Каждому человеку необходимо умение правильного общения.

Видео к материалу

Источник

Виды сторон общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

Коммуникативная сторона общения

Рассматривая часть общения, относящуюся к обмену информацией, принято выделять три стороны общения, важнейшей из который является коммуникативная. Значение коммуникации, которая постепенно выделила в отдельную область знания и практики, стремительно взлетает вверх по своей актуальности. Примером может быть одна из развивающихся сфер в этой области — межкультурная коммуникация, анализ массовых коммуникаций и др.

Если обратиться к коммуникативной стороне общения, то имеет смысл выделять несколько элементов, поскольку коммуникация представляет собой не простую передачу от одного источника другому в виде принятия, но и непременное отношение к передаваемой информации. По этой причине было введено понятие интерсубъективного процесса, где большую роль играет значимость информации и ее общий смысл. В целом коммуникации предполагают влияние друг на друга со стороны субъектов коммуникативного акта. Рассматривая коммуникацию, используется понятие кодификации и декодификации. Также здесь определяется понятие коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникация в психологии также предполагает использование понятий вербальной и невербальной коммуникации. Первая из них характеризуется использование человеческой речи. Она может включать 2 принципа: лексика и синтактика. Вербальная коммуникация сохраняет смысл сообщения, но вербальная сторона коммуникации в определенной мере считается культурно детерминированной.

Если рассматривать речь в форме основного коммуникативного инструмента, то часто речевую коммуникацию рассматривают в соответствии со схемой (рис. 1).

В чем заключается коммуникативная сторона общения. image001. В чем заключается коммуникативная сторона общения фото. В чем заключается коммуникативная сторона общения-image001. картинка В чем заключается коммуникативная сторона общения. картинка image001

Рисунок 1. Передача и восприятие информации

В процессе говорения коммуникатором кодируется информация, а реципиентом в ходе слушания она декодируется.

Коммуникация в качестве динамического процесса не понимается без ввода понятия «обратная связь», которая представляет собой сообщение, возникающее в ответ на сообщение другого (рис. 2).

В чем заключается коммуникативная сторона общения. image002. В чем заключается коммуникативная сторона общения фото. В чем заключается коммуникативная сторона общения-image002. картинка В чем заключается коммуникативная сторона общения. картинка image002

Рисунок 2. Схема диалога

Невербальная коммуникация в качестве аспекта общения использует другие системы знаков, помимо речи. Можно выделить несколько схем невербальной коммуникации:

Коммуникация, которая определяется в качестве передачи информации, можно рассматривать через изменение установок с помощью передачи информации. Важно отметить, что структура и цель сообщения являются культурно детерминированными.

Интерактивная сторона общения

Еще одна сторона общения представлена интерактивной. Она понимает взаимодействие в виде общения, которое связано с организацией совместной деятельности.

Межличностное общение включает его инструментально-технологическую сторону, при этом взаимодействие участников концентрируется на соотнесении цели каждой из сторон и организацию их достижения в ходе общения.

Общение, понимаемое как взаимодействие, дает возможность определить 3 компонента обмена действиями.

Взаимодействие также можно рассматривать в виде совокупности актов в контексте абстрактной схемы. Такая схема состоит из деятеля, другого, норм, ценностей и ситуации.

Максимально иллюстративно понятие взаимодействия в виде стороны общения рассмотрел транзактный анализ Эрика Берна. В нем каждый участник взаимодействия способен занимать одну из следующих позиции по выбору: родителя (с интенцией «Надо!»), взрослого (с интенциями «Хочу!» и «Надо!») и ребенка (с интенцией «Хочу!»). Классическая схема представлена на рис. 3

При описании трансактного анализ, который выражен в схемах, необходимо пояснить, что в самых простейших транзакциях как стимул, так и реакция исходят со стороны позиции Взрослого. Другими словами, за стимулом следует уместная, ожидаемая и естественная реакция. Тем не менее, в силу различных обстоятельств, которые обусловлены особенностями личности или культуры, ясность коммуникации часто нарушается. По этой причине возникают коммуникативные сложности или особенности. В полной мере транзактный анализ приведен в классическом труде Эрика Берна «Игры, в которые играют люди».

В чем заключается коммуникативная сторона общения. image003. В чем заключается коммуникативная сторона общения фото. В чем заключается коммуникативная сторона общения-image003. картинка В чем заключается коммуникативная сторона общения. картинка image003

Рисунок 3. Дополнительные транзакции

Интеракция рассматривает различные типы взаимодействий.

На практике транзактный анализ используется различными психотерапевтическими практиками (гештальт подход, экзистенциальные практики). Основная гипотеза здесь представлена высокой ролевой детерминированностью в человеческих взаимоотношениях. От подобной зависимости человеческое поведение тонко регулируется сложной сетью взаимоотношений.

Соответствующие стороны интеракции рассматривались теоретическими воззрениями символического интеракционизма. В них личность при осознании себя формируется в совместных действиях с другой личностью.

Перцептивная сторона общения

Третья сторона общения представлена перцептивной стороной, понимаемой в качестве процесса, который проявляется при межчеловеческом взаимодействии с помощью естественного общения. Оно протекает в форме восприятия и понимания одним человеком других людей.

Здесь важно упомянуть ключевые вопросы, проявленные в проблеме социальной перцепции: возрастную, половую, профессиональную особенность социальной перцепции, условия и факторы, воздействующие на адекватную и точную оценку одним человеком другого, закономерности формирование первого впечатления, влияния на данные процессы общего опыта, характеристик взаимоотношений, самооценки и личных качеств взаимодействующих индивидов.

Исследователи выявили, что на специфику социальной перцепции может оказывать влияние возраст и установки об объекте.

Рассматривая социальное восприятие вообще и межличностное восприятие в частности, нельзя не упомянуть о так называемых эффектах:

В рамках межличностного восприятия рассмотрению подлежит и феномен межличностной аттракции. Здесь формируются разные уровни аттракции, включая симпатию, дружбу, любовь. Операционально подобный феномен можно исследовать с помощью метода социометрии Дж. Морено.

Источник

Коммуникативная сторона общения в психологии

Основные этапы и средства коммуникативной стороны общения в психологии

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Общаясь, люди передают друг другу определенную информацию. На этой основе между ними формируется взаимопонимание. Беседующие становятся партнерами по обсуждению, познают один другого. Эти три действия — различные характеристики одного и того же процесса — общения. Его коммуникативная составляющая сводится к обмену информацией.

В психологии существует «модель коммуникативного общения» — схематическое отображение процесса человеческого общения. Эта модель включает в себя:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Как видно, информация передается от одного лица другому посредством сообщений, «посылаемых по определенному каналу». От характеристик этого канала, а также качества изложения сообщения зависит степень его восприятия аудиторией. Большое значение в этом играют культура речи, умение выслушать и задать своевременный вопрос, осознать услышанное, проанализировать, дать обратную связь. При этом необходимо, чтобы коммуникатор обладал способностью устранить коммуникативный барьер, излагал свою мысль четко, доступно.

Результат коммуникативного общения — выработка общего смысла на основе представленной для обсуждения информации. Она должна быть значимой и доступной для осмысления.

По мнению Л.С. Выготского, мысль не приравнивается к слову в его прямом смысле. Общение тогда будет результативным, когда беседующие одинаково понимают ситуацию, у них аналогично развиты синтаксические и лексические особенности.

Коммуникатор и реципиент (получатель) информации «говорят на одном языке», доступном и понятном им в равной степени.

Однако даже в таком случае возможно развитие коммуникативного барьера. Причины носят социальную или психологическую направленность. Побороть такие барьеры можно путем применения различных форм изложения материала, в зависимости от направленности беседы.

Для того чтобы передача информации была успешной, необходимо использовать специальные знаковые системы, среди которых различают вербальные и невербальные. Пример вербальных — речь человека. В ней — залог успешной коммуникации, т.к. с помощью слов можно максимально долго сохранять нить общения. Психологи выделяют при таком общении обязательность присутствия того, кто говорит («говорение») и того, кто слушает («слушание»). За говорящим — кодирование информации и донесение ее смысла до слушателя.

Учитывая этапы коммуникации, приведенные выше, выделяют три основных разновидности поведения коммуникатора («говорящего»):

Понятие «невербальной коммуникации» разделяют на виды общения, использующие следующие средства:

Кроме названных, существует контакт визуальной специфики. Его содержание сводится к обязательному взгляду «глаза в глаза», хотя существует мнение, что он может длиться не более 10 секунд.

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе

Mежличностный процесс общения приобретет коммуникационные свойства, когда происходит обмен информацией. В свою очередь, это зависит от значимости передаваемых фактов для каждого участника. В таком случае говорящий и слушающий стремятся осмыслить обсуждаемый факт, понять его общий смысл. Единство деятельности, общность познания и похожее понимание смысла — реальная помощь в коммуникации.

Одним из направлений полноценной коммуникации является влияние на поведение собеседника. Леонтьев отмечал, что знак в общении аналогичен орудию труда в деятельности человека. Особенность такого варианта заключается в том, что поведение участника коммуникационного общения меняется в результате психологического воздействия. От того, насколько оно целенаправленно и выразительно, зависит характер поведенческих реакций.

Если подаваемая информация носит сугубо информационный характер, о переменах настроения под влиянием психологических факторов не говорят.

Для достижения оптимального влияния на участников коммуникационного общения важно существование между ними понятной системы кодирования. Попросту говоря, они должны «быть на одной волне», «говорить на одном языке». Тогда «донор информации» и ее «реципиент» в результате ее речевого изложения не потеряют главного — ее смысла.

Специалисты в психологических областях часто говорят об актуальности коммуникативных барьеров. Они могут быть обусловлены не только отсутствием единой системы кодирования информации, но и иметь социальную сущность.

Рассматривая такую сторону общения, как интерактивная, дают характеристику ее проявлениям. Среди них — два вида: кооперация и конкуренция.

Описание и характеристика структуры

Смысл коммуникации заключается в налаживании контакта, в т.ч. для достижения деловых целей. Понимание с обеих сторон должно быть настолько идентичным, что приведет к выработке единых действий, выражаемых общими символами.

Коммуникация состоится, если в ней присутствуют следующие обязательные элементы:

В качестве источника могут рассматриваться как индивид, так и группа индивидов или целая организация. В силу своего характера они могут использовать уже наработанные способы подачи информации или выработать свою тактику. При этом использование только вербального способа в определенных случаях будет малоэффективным. Тогда его расширяют с помощью жестов, интонации. Вообще говорят, что на этапе передачи происходит кодирование идеи в сообщение.

Как собственно передается нужная информация? Для этого коммуникатор использует специально подобранные каналы. Наибольшее значение играют речь, письменное изложение, почта посредством каналов интернет, видеоизображение и т.п. Каналы подразделяются на формальные и неформальные, а по их расположению — на вертикальные, горизонтальные, диагональные.

Получатель информации часто ориентируется на компетентность коммуникатора. Ведь одно и то же сообщение может быть подано в различных формах, чем вызвать неоднородную реакцию. Если отправитель информации сам недостаточно компетентен в рассматриваемой проблеме, истинной коммуникации может не состояться вовсе, несмотря на длительность общения и использование интерактивных средств.

Качество коммуникаций во многом зависит от социокультурной обстановки, которая окружает общающихся. Здесь могут сыграть положительную роль, как существующая система ценностей, так и обычаи, традиции, особенности национальной культуры и т.д. Психологи в эту же группу факторов относят использование технических средств и развитие информационных технологий. Используя электронную почту, современные мессенджеры, УИС, новые информационные технологии, «донор» информации заинтересовывает «реципиента» самим процессом изложения.

Ученые придают большое значение процессам коннотации и денотации.

Коннотация — положительная либо отрицательная — общение с применением вторичных ассоциаций слов, которые обязательно понятны в данном сообществе. Их применение способствует субъективности и придает эмоциональность.

Денотация — применение терминологии, которая приемлема для большинства членов сообщества, в котором происходит общение.

Вербальное (речевое) общение не исключает потерю смысла доводимой информации. Поэтому очень важен такой этап, как обратная связь. Ее присутствие позволяет судить о степени выработки общего смысла, установлении единой точки зрения касательно той или иной ситуации. Ученые сводят смысл обратной связи к «удвоению» информации. В ходе демонстрации реципиентом степени его понимания обсуждаемой темы становится понятно, как он ее оценивает. При этом возможно использование невербальных средств, разнообразие которых зависит от индивидуальных особенностей человека, характера его мышления, отношения к происходящему вокруг.

Барьеры для коммуникации

Для грамотной диагностики причин плохой коммуникации необходимо проанализировать, какие барьеры возникли в ходе подачи информации. П.Митич среди них выделяет:

Бывает, что говорящий недооценивает формирование барьеров коммуникаций, чувствует ложную уверенность в своей способности донести смысл своих слов. В таких случаях потеря сути информации может дойти до 56% и ниже. Учеными приводятся цифры, что низкий объем усвоенной информации от партнеров при развитии барьеров коммуникации может привести к тому, что она полностью будет стерта из памяти.

Отдельной строкой стоят барьеры, возникающие при первичных контактах. Полноценному усвоению информации мешает так называемая субъективная интерпретация смысла подаваемых мыслей. Слушающий еще не отключил свое воображение от опыта предшествующих общений на ту же тему, у него в момент новой информации в сознании еще яркое воображение, созданное ранее. В результате этого, он не просто слушает, а мысленно сравнивает и определяет, насколько одно соответствует другому. Внимание при этом рассредоточивается, слушающий может полностью потерять нить повествования.

Нельзя недооценивать и психологический феномен восприятия. Он развивается там, где к коммуникатору существует недоверие, вызванное как его низким авторитетом, так и нежеланием вникнуть в актуальность обсуждаемых вопросов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *