В чем заключается комплексная оценка состояния здоровья
Комплексная лабораторная диагностика оценки состояния здоровья
Комплексная лабораторная диагностика подразумевает проведение нескольких анализов с целью раннего выявления нарушений. Такой подход позволяет предупредить развитие болезни или вовремя начать лечение еще не первой стадии, что повышает шансы пациента на полное выздоровление.
В рамках программы проводятся тесты на определение в крови веществ, которые являются маркерами различных патологий. По их уровню оценивают состояние жизненно-важных органов (сердца, сосудов, печени, почек), а также качественные и количественные характеристики обмена веществ. При отклонении любого из показателей от нормы необходима консультация профильного врача.
В «СМ-Клиника» действуют скидки на комплексы лабораторной диагностики. По отдельности анализы стоят дороже. Поэтому используя программу общей оценки состояния здоровья, пациент получает финансовую экономию.
Преимущества комплексной лабораторной диагностики:
Комплекс лабораторной диагностики для оценки состояния организма. Рекомендуется проходить на регулярной основе для оценки углеводного, липидного и белкового обмена, состояния печени и почек, а также при проявлении первых признаков заболеваний.
Расширенный комплекс лабораторной диагностики для оценки состояния организма.
Рекомендуется проходить на регулярной основе для оценки углеводного, липидного и белкового обмена, оценки уровня электролитов и ферментов, оценки индикаторов холестаза, маркеров повреждения клеток печени.
Комплекс исследований для диагностики нарушений всасывания углеводов в кишечнике и связанных с этим заболеваний.
Скрининговое исследование метаболизма важнейших макроэлементов, входящих в состав костной ткани, участвующих в поддержании гомеостаза организма, свертывающей системы крови.
Комплекс исследований позволяющий установить возможные причины нарушений в фосфорно-кальциевом обмене, уточнить роль витамина Д и паратгормона в их развитии.
В чем заключается комплексная оценка состояния здоровья
Показатели здоровья не только определяют объем и характер деятельности учреждений здравоохранения, затраты бюджетных и страховых средств на проведение лечебных, диагностических, профилактических и других мероприятий, но и приводят к необходимости организационных и структурно-функциональных преобразований. Они являются основой для создания новых возможностей в повышении эффективности медико-социальных программ, направленных на последовательное улучшение здоровья населения и лечебно-профилактической помощи. Среди многих участников управления в отрасли здравоохранения муниципальное здравоохранение является важнейшим сектором, от которого зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, решение многих медико-социальных проблем, а также отношение населения к деятельности медицинских учреждений в целом [2].
В связи с этим научное обоснование дифференцированных мероприятий по улучшению здоровья населения, в зависимости от уровня и структуры заболеваемости, ресурсного обеспечения муниципальных медицинских учреждений, представляет собой актуальную задачу, имеющую важное теоретическое и практическое значение, что и послужило основанием для выбора темы настоящего исследования [6].
Цель исследования: на основе комплексной оценки факторов, формирующих уровень здоровья, научно обосновать основные мероприятия по охране здоровья населения на муниципальном уровне.
Материалы и методы
Поставленная цель исследования потребовала системного подхода к постановке и решению задач, использованию разнообразных и адекватных методов сбора материала, обработки и анализа, выделения соответствующих объектов и единиц наблюдения.
Проведено комплексное многоступенчатое, социально-гигиеническое исследование здоровья населения муниципальных образований (МО) Удмуртской Республики и организации оказания медицинской помощи. Наблюдение проводилось в период с 2002 по 2010 г. В процессе исследования использованы следующие методы: статистический, экономический, организационного эксперимента и моделирования.
Математический аппарат включал альтернативный, вариационный, корреляционно-регрессионный, кластерный анализ и нейронные сети. Обработка полученных результатов осуществлена на компьютере на базе процессора Intel Pentium IV-3000 с помощью программного обеспечения Microsoft Excel XP, Statistica 6.0.
Для получения обобщающей оценки был применен метод расчета интегральных показателей (ИП) [3].
Значение ИП функционирования некоторой системы определяется выражением ИП = f (СП1, СП2. СПn), использующим n в общем случае статистических показателей (СПi), т.е. значений случайных параметров, фиксируемых на каждом шаге работы системы.
(1)
(2)
Результаты и обсуждение
Удмуртская Республика (УР) является одним из развитых промышленных регионов Приволжского федерального округа. В ее состав входит 25 муниципальных образований.
Среднегодовая численность населения УР за период с 2002 по 2010 г. составила 1577,6±31,3 тыс. человек. Среднегодовой темп убыли составил 0,8%. Полиномиальный тренд имеет тенденцию к снижению. Анализ количественного состава населения УР свидетельствует о том, что на 01.01.2010 г. численность населения региона уменьшилась по сравнению с 2002 г. на 2,2%.
Среднегодовой показатель рождаемости за период с 2002 по 2010 г. составил 11,3±1,6 на 1000 населения. Среднегодовой темп убыли 1,1%. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период с 15 до 49 лет) в среднем за анализируемый период составил 1,4±0,3. Чтобы обеспечить воспроизводство населения, суммарный коэффициент рождаемости должен равняться 2,14. За анализируемый период показатель смертности вырос с 9,8 до 14,0 на 1000 населения (на 42,9%), что свидетельствует о депопуляционных процессах в регионе.
Рис. 1. Уровень и прогноз общей заболеваемости в сравнении с РФ (на 1000 населения).
В зависимости от величин темпов роста заболеваемости по сравнению с РФ нами была проведена следующая группировка классов заболеваний: сверхвысокий, высокий, средний, с убылью первичной заболеваемости. Так, первую группу со сверхвысоким темпом роста составили осложнения беременности и родов, неточно обозначенные состояния, несчастные случаи, отравления и травмы, соответственно превысившие общероссийские показатели в 6; 2,6; 4 раза. Вторую группу (с высокими темпами роста) составили болезни уха, сосцевидного отростка и болезни системы кровообращения с темпом роста более чем в 1,8 раза выше среднего по РФ. К третьей группе заболеваний (со средним темпом роста, близким или равным РФ) были отнесены болезни кожи и подкожной клетчатки, психические расстройства, болезни эндокринной системы. Четвертую группу, характеризующуюся убылью первичной заболеваемости, составили инфекционные заболевания, болезни нервной системы, глаза и придаточного аппарата, органов пищеварения и мочеполовой системы.
В здравоохранении УР за анализируемый период происходили разнонаправленные процессы: наряду с сокращением коечного фонда отмечался рост подушевого финансирования программы государственных гарантий (ПГГ) при достаточно стабильной обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом. В целом же после 2003 г. наблюдается тенденция к росту ресурсного потенциала здравоохранения (табл. 1).
Комплексная оценка состояния здоровья
Комплексная оценка состояния здоровья включает разделы:
Все критерии, по которым оценивают состояние здоровья, делятся на две группы: определяющие (или обусловливающие) и характеризующие здоровье. К первой группе относят анамнез (социальный, биологический, генеалогический), ко второй группе – физическое и нервно-психическое развитие, резистентность (сопротивляемость) организма к инфекциям, уровень его функционального состояния, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.
Резистентность организма оценивается по кратности острых заболеваний за прошедший год и зависит от возраста ребенка. Она может быть высокой (заболеваний нет), средней (болеет 1–3 раза в год), низкой (кратность заболеваний 4–7), очень низкой (кратность заболеваний 8 раз и более).
Уровень функционального состояния организма определяют по частоте сердечных сокращений и дыхания, артериальному давлению, содержанию гемоглобина, поведенческим реакциям.
Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие здоровье, врач делает заключение с определением группы здоровья ребенка. Все дети по состоянию здоровья распределяются на четыре группы:
І группа – дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, не требующими коррекции, дети с неблагополучным социальным анамнезом; ІІа группа – дети с риском формирования хронических заболеваний в анамнезе (биологическом, социальном и генеалогическом); ІІб группа – дети, имевшие факторы риска у плода и новорожденного, которые могут в дальнейшем повлиять на появление хронических заболеваний, а также дети с пограничными состояниями и функциональными отклонениями; ІІІ группа – больные дети с хроническими заболеваниями; IV группа –дети-инвалиды.
После определения группы здоровья врач дает конкретные рекомендации. Сестра принимает самое активное участие в их выполнении. Все рекомендации делятся на профилактические, специальные оздоровительные и лечебные. Дети, отнесенные к I группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических мероприятий. Они включают:
Детям, отнесенным ко ІІ группе здоровья, на фоне индивидуальных профилактических мероприятий назначаются специальные оздоровительные. Дети ІІІ, IV групп здоровья находятся на диспансерном учете по ф. № 30/у и наблюдаются в декретированные сроки педиатром и врачами-специалистами. Больные дети нуждаются в индивидуальных профилактических мероприятиях (щадящий режим дня, особое питание, дозированные физические нагрузки и закаливающие процедуры), а также в специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях в соответствии со степенью компенсации патологического процесса.
Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних
1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:
у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;
с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;
с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
Комплексная оценка состояния здоровья детей. Группы здоровья
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Комплексная оценка состояния здоровья детей.
Группы здоровья.
Национальный календарь профилактических прививок и прививок по эпидпоказаниям
Абрамова Елена Витальевна, к.м.н., ассистент кафедры детских болезней педиатрического факультета
Описание слайда:
КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
Оценка физического развития.
Оценка нервно-психического развития.
Функциональное состояние органов и систем.
Резистентность организма.
Наличие хронической или врожденной патологии.
Описание слайда:
Сбор родословных, то есть прослеживание признака или болезни в семье с указанием типа родственных связей между членами родословной. Рассматривается «ядерная семья» – три поколения. Для скрининговой количественной оценки отягощенности генеалогического анамнеза используют показатель, называемый «индексом отягощенности наследственного анамнеза». Его определяют по формуле:
Общее число заболеваний у всех имеющих заболевания
родственников, исключая пробанда
Jот. = _______________________________________________
Общее число имеющих заболевания родственников,
исключая пробанда
0 – 0,2 – низкая отягощенность,
0,3 – 0,5 – умеренная отягощенность,
0,6 – 0,8 – выраженная отягощенность,
0,9 и выше – высокая отягощенность,
Дети с индексом отягощенности выше 0,7 относятся к группе риска
по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Описание слайда:
Включает сведения о развитии ребенка в различные периоды
онтогенеза:
Антенатальный период: раздельно о течении первой и второй половины беременности.
Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни): течение родов, оценка по шкале Апгар, диагноз при выписке из роддома, сроки прикладывания к груди, вакцинации против гепатита и БЦЖ, время отделения пуповины, состояние матери и ребенка при выписке из роддома.
Поздний неонатальный период: проявления натальной травмы, асфиксии, недоношенность, ГБН, ранний перевод на искусственное вскармливание, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, пограничные состояния и их длительность..
Постнатальный период развития ребенка: наличие повторных ОРВИ, рахита, анемии, гипо- и паратрофии, диатезов.
Описание слайда:
Полнота семьи, возраст родителей, образование и профессия, жилищно-бытовые условия и психологический микроклимат в семье, в том числе отношение к ребенку, наличие вредных привычек, материальная обеспеченность и санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.
Первые факторы риска выявляет медсестра на дородовом патронаже. После чего – при необходимости – проводится уже врачебный дородовый патронаж, на основании которого составляется прогноз рождения ребенка с серьезной патологией. Вопрос о прерывании беременности решается только коллегиально.
Оценка анамнеза – отягощен или не отягощен, в «скобках» можно указать «угроза развития …».
Описание слайда:
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Для оценки используются основные антропометрические параметры – масса, рост, окружность головы и окружность грудной клетки.
В нашем регионе для оценки используются центильные таблицы.
Соматотип определяется по трем показателям (вес, рост, окружность грудной клетки):
гипосоматическое развитие – сумма коридоров до 10;
нормосоматотип – от 11 до 15;
гиперсоматотип – более 15.
Гармоничность физического развития – по разнице между максимальным и минимальным коридорами:
0-1 – гармоничное;
2 – дисгармоничное;
более 2 – резко дисгармоничное.
Описание слайда:
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Если дисгармоничность, гипо- или гиперсоматотип вследствие снижения или повышения массы, то необходимо подсчитать долженствующий вес.
Соответственно в заключении указать гипотрофию или паратрофию. Группа здоровья II.
Окружность головы определяется с учетом центилей:
микроцефалия – 1-2й коридоры,
макроцефалия – 6-7й коридоры.
Но если все показатели лежат в 1-2м или 6-7м коридорах, то развитие гармоничное и данные формулировки в заключение не выносятся.
Описание слайда:
ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Оценка НПР должна быть комплексной – оцениваются параметры поведения и возрастные показатели развития.
А. Параметры поведения:
сон
аппетит
бодрствование, в т.ч. эмоции, настроение
игровая деятельность
контакты с окружающими
индивидуальные особенности поведения, например, агрессивность
Описание слайда:
ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Б. Возрастные показатели НПР:
Аз – анализатор зрительный
Ас – анализатор слуховой
Э – эмоции
Ра – речь активная
Рп – речепонимание
Н – навыки
До – движения общие
Др – движения руки
Описание слайда:
Оценка нервно-психического развития
До 3х лет НПР оценивается по 5 группам:
2я – Отставание ряда показателей на 1 эпикризный срок (3 степени отставания).
Выделено понятие «негармоничного развития» – часть показателей ниже, часть показателей выше нормы на 1 эпикризный срок – степень отставания в заключении в этом случае не указывается.
Описание слайда:
Оценка нервно-психического развития
Выделены степени отставания –
1-2 показателя отстают на 1-2 эпикризных срока – 1я степень;
3-4 показателя отстают на 1-2 эпикризных срока – 2я степень;
5 и более показателей отстают на 1-2 эпикризных срока – 3я степень;
Группа НПР оценивается по наихудшему показателю.
4 и 5я группы НПР относится к пограничным состояниям. Такие дети нуждаются в обследовании и консультации
невролога, психиатра, психолога.
Описание слайда:
Резистентность
Совокупность генетически детерминированных неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям.
Степень резистентности оценивается по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года:
на 1м году жизни – не более 4х острых заболеваний
с 2х до 3х лет – не более 6 острых заболеваний
в 4 года – не более 5 острых заболеваний в год
с 5 до 6 лет – не более 4х острых заболеваний
старше 6-7 лет (школьники) – не более 3х острых заболеваний в год.
Описание слайда:
Резистентность
В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу острых заболеваний (Jоз), который рассчитывается по формуле:
Количество перенесенных ребенком острых заболеваний
Jоз = _________________________________________
Число месяцев наблюдения
Выделяют четыре степени оценки:
Высокая – 0 – 0,32 (частота острых заболеваний 0-3 раз в год)
Сниженная – 0,33 – 0,49 (частота острых заболеваний 4-5 раз в год)
Низкая – 0,5 – 0,6 (частота острых заболеваний 6-7 раз в год)
Очень низкая – 0,67 и выше (частота острых заболеваний 8 и более раз в год)
Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс острых заболеваний 0,33 и выше.
Описание слайда:
Функциональное состояние органов и систем
оценивается по предъявляемым
жалобам, данным объективного
обследования, результатам
параклиники и функциональных
методов исследования.
Описание слайда:
Наличие хронических заболеваний или врожденных аномалий развития
Описание слайда:
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
КОСЗР проводится в эпикризные сроки:
на первом году жизни – ежемесячно
на 2м году – ежеквартально
на 3-4м году – каждые 6 месяцев
с 4х лет – ежегодно
Основным методом, позволяющим получить
характеристики, на основании которых дается
КОСЗР, является профилактический медицинский
осмотр.
КОСЗР с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
Описание слайда:
Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья детей
(Приказ МЗ РФ № 621от 30.12.2003г.)
Система комплексной оценки состояния здоровья ребенка (КОСЗР) основывается на четырех базовых критериях:
Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса).
Уровень функционального состояния основных систем организма.
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.
Уровень достигнутого развития и его гармоничности.
Описание слайда:
I ГРУППА ЗДОРОВЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ
Описание слайда:
I ГРУППА ЗДОРОВЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ
здоровые дети, имеющие нормальное физическое и нервно-психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений
Описание слайда:
I Iя ГРУППА ЗДОРОВЬЯ –
ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ С РИСКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИИ
Описание слайда:
I Iя ГРУППА ЗДОРОВЬЯ –
ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ С РИСКОМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИИ
Дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1сигма ) или избыточной массой тела (масса более M+2сигма ), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций
Описание слайда:
I I I я ГРУППА ЗДОРОВЬЯ – ДЕТИ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ КОМПЕНСАЦИИ
Описание слайда:
I I I я ГРУППА ЗДОРОВЬЯ – ДЕТИ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ КОМПЕНСАЦИИ
дети, страдающие хроническими
заболеваниями в стадии клинической
ремиссии, с редкими обострениями, с
сохраненными или компенсированными
функциональными возможностями, при
отсутствии осложнений основного
заболевания; дети с физическими
недостатками, последствиями травм и
операций при условии компенсации
соответствующих функций, степень
компенсации не должна ограничивать
возможность.
Описание слайда:
IV ГРУППА ЗДОРОВЬЯ – ДЕТИ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ СУБКОМПЕНСАЦИИ
Описание слайда:
IV ГРУППА ЗДОРОВЬЯ – ДЕТИ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ СУБКОМПЕНСАЦИИ
дети, страдающие хроническими заболеваниями
в активной стадии и стадии нестойкой клинической
ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными
или компенсированными функциональными
возможностями или неполной компенсацией
функциональных возможностей; с хроническими
заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными
функциональными возможностями, возможны
осложнения основного заболевания, основное
заболевание требует поддерживающей терапии; дети с
физическими недостатками, последствиями травм и
операций с неполной компенсацией соответствующих
функций, что, в определенной мере, ограничивает
возможность обучения или труда ребенка
Описание слайда:
V ГРУППА ЗДОРОВЬЯ – ДЕТИ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ ДЕКОМПЕНСАЦИИ
Описание слайда:
V ГРУППА ЗДОРОВЬЯ – ДЕТИ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В СТАДИИ ДЕКОМПЕНСАЦИИ
дети, страдающие тяжелыми хроническими
заболеваниями, с редкими клиническими
ремиссиями, с частыми обострениями,
непрерывно рецидивирующим течением, с
выраженной декомпенсацией функциональных
возможностей организма, наличием осложнений
основного заболевания, требующими постоянной
терапии; дети-инвалиды; дети с физическими
недостатками, последствиями травм и операций с
выраженным нарушением компенсации
соответствующих функций и значительным
ограничением возможности обучения или труда.
Описание слайда:
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех
приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на
основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на
основании заключений специалистов и результатов
собственного обследования дает врач-педиатр,
возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Описание слайда:
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минздрава России
от 30.12.2003 г. N 621
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ
В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)
Описание слайда:
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается.
В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Описание слайда:
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Описание слайда:
ИММУНОПРОФИЛАКТИКА
Важнейшим разделом работы врача
педиатра является проведение
профилактических прививок.
Основная задача иммунопрофилактики
– не только создание иммунной
невосприимчивости, а формирование
коллективного иммунитета к
определенным инфекциям, т.е.
обеспечение высокой иммунной
прослойки.
Описание слайда:
Коллективный иммунитет
Возникает в популяции в случае иммунизации достаточного количества индивидуумов к определенному заболеванию, что позволяет заблокировать или предупредить передачу инфекции людям, не имеющим к ней иммунитета
Для возникновения коллективного иммунитета требуется:
Эффективная вакцина с хорошей переносимостью
Широкий охват населения вакцинацией
Описание слайда:
Описание слайда:
ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
Способность к синтезу Ig и реакции клеточного иммунитета формируются на ранних этапах внутриутробного развития плода.
Новорожденный формирует клеточный иммунитет.
В первые месяцы жизни в ответ на поступление антигенов вырабатываются Ig M и G.
Недостаток собственных антител компенсируется материнскими Ig G, полученными через плаченту в последнем триместре беременности. Хорошо проникают через плаценту Ig G против кори, дифтерии, краснухи, слабо – противококлюшные, не передаются Ig M к грамотрицательным бактериям.
Пассивно полученные антитела против вирусов могут препятствовать активному синтезу антител при вакцинации живыми вирусными вакцинами, поэтому вакцинация ими проводится в возрасте старше года (корь, паротит).
Полиомиелит применяется через рот, не ингибируется Ig крови, поэтому применяется с 3х месяцев жизни. Материнское молоко содержит Ig А, он не всасывается в ЖКТ, но определяет защиту слизистых оболочек носоглотки и кишечника
Описание слайда:
Мотивация отказов родителей от прививок
Нет риска заразиться, почти нет инфекций и они не очень-то опасны
Страх перед вредом прививок (поствакцинальными осложнениями)
Недоверие к традиционной медицине и «большому бизнесу»
Есть другие способы защиты
Идеологические (вакцинация- «неестественна»,
сопротивление посягательству общества на свою
автономию») и религиозные взгляды
Описание слайда:
Юридические аспекты иммунопрофилактики.
Все граждане обеспечиваются государством возможностью бесплатно получать все прививки и информацию о них. В случае осложнений – бесплатную медицинскую помощь. Прививка проводится только при согласии вакцинируемого или его опекуна.
Каждый гражданин имеет право отказаться от прививке себе или своему ребенку (за исключением прививок по эпидпоказаниям при особо опасных инфекциях). Он должен это зафиксировать письменно в присутствии как минимум двух медицинских работников, которые также подписывают документ об отказе.
Непривитые лица при возникновении эпидситуации не допускаются в школы, техникумы, ДДУ и т.д.
В случае возникновения заболевания, соответствующей отказу инфекции, дни нетрудоспособности не оплачиваются.
Предусматривается ответственность производителя при производстве некачественной вакцины.
Медицинские работники отвечают за правильность противопоказаний, охват прививками, технику введения, своевременную диагностику поствакцинальных реакций и осложнений.
Описание слайда:
«Группы риска»
по возможности развития поствакцинальных осложнений
Если в анамнезе ребенка имеются отягощающие факторы, то его следует относить к «группе риска» по возможности развития поствакцинальных осложнений.
1я группа – дети, у которых подозревается или имеется поражение ЦНС:
С вероятным перинатальным поражением ЦНС. Определяющие факторы – гестоз беременности, заболевание и лечение матери во время беременности, акушерское пособие, групповая или резус-несовместимость крови, рождение ребенка с массой менее 2,5 кг и более 4х кг, двойни, запаздывание первого крика и его характер, плохое сосание, вялость, цианоз кожных покровов новорожденного.
С диагностированным ПП ЦНС – органические заболевания ЦНС, ДЦП.
Перенесшие различные формы нейроинфекций.
Имевшие в анамнезе судорожные приступы различного характера, обмороки.
Описание слайда:
«Группы риска»
по возможности развития поствакцинальных осложнений
2я группа – дети, имевшие в анамнезе аллергические реакции и заболевания (аллергические высыпания, отек Квинке, респираторный аллергоз). Необходимо учитывать семейный анамнез.
3я группа – дети, часто болеющие инфекциями дыхательных путей, имеющие длительный субфебрилитет, недостаточную прибавку в весе, транзиторные патологические изменения в моче, получавшие иммуносупрессию.
4я группа – дети с местными и общими патологическими реакциями на прививки и поствакцинальными осложнениями в анамнезе.
Описание слайда:
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ
Временные:
Вакцинация откладывается до выздоровления после острых (2 недели) и обострений хронических (1 месяц и более) заболеваний.
Однако, по эпидпоказаниям и при другого вида необходимости (беженцы, неуверенность в возможности привить ребенка по окончании болезни) прививки проводят и при нетяжелых заболеваниях типа ОРЗ, КИНЭ при t до 38,0.
Специальные (частные):
Определяются для детей, ранее перенесших коклюш, корь, паротит, туляремию и др.
Описание слайда:
Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок
Описание слайда:
Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок
Описание слайда:
«Национальный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям»
Сроки и объем проведения профилактических
прививок детям определены Приказом
Министерства здравоохранения и социального
развития РФ от 30.10.2007 года № 673
Описание слайда:
«Национальный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям»
Описание слайда:
«Национальный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям»
Описание слайда:
«Национальный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям»
Описание слайда:
ИММУНОПРОФИЛАКТИКА
Вакцинация и ревакцинация может проводиться препаратами как отечественного, так и зарубежного производства.
Все положенные по возрасту вакцины должны вводиться одновременно, но разными шприцами и в разные части тела.
Практически все вакцины национального календаря взаимозаменяемы. Повторное введение живых и инактивированных вакцин не требует применения одного и того же препарата. Комбинированные вакцины взаимозаменяемы с моновакцинами.
Описание слайда:
«Национальный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям»
Описание слайда:
«Национальный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям»
Описание слайда:
«Национальный календарь
профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям»
Описание слайда:
«Национальный календарь
профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям»
Иммунизация детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, осуществляется в рамках Национального календаря профилактических прививок (по индивидуальному графику прививок) и в соответствии с инструкциями по применению вакцин и анатоксинов.
Иммунизация детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, проводится с учетом следующих факторов: вида вакцины (живая, инактивированная), наличия иммунодефицита с учетом возраста ребенка, сопутствующих заболеваний.
Все инактивированные вакцины (анатоксины), рекомбинантные вакцины вводятся детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, в том числе ВИЧ-инфицированным детям, вне зависимости от стадии заболевания и числа CD4+ лимфоцитов.
Живые вакцины вводятся детям с установленным диагнозом «ВИЧ-инфекция» после иммунологического обследования для исключения иммунодефицитного состояния. При отсутствии иммунодефицита живые вакцины вводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок. При наличии иммунодефицита введение живых вакцин противопоказано.
Через 6 месяцев после первичного введения живых вакцин против кори, эпидемического паротита, краснухи ВИЧ-инфицированным осуществляют оценку уровня специфических антител и при их отсутствии вводят повторную дозу вакцины с предварительным лабораторным контролем иммунного статуса.
Описание слайда:
Особенности вакцинации специальных групп
По эпидпоказаниям вакцинируются:
лица с нетяжелыми заболеваниями, субфебрильной температурой допускается введение АДС-М анатоксина, коревой вакцины;
в очаге возможна вакцинация против полиомиелита детям с диареей, однако, после выздоровления вводится еще одна доза препарата.
Описание слайда:
Осмотр перед вакцинацией
Любые прививки должны вводиться только здоровым детям. В день прививки ребенок должен быть осмотрен врачом или фельдшером (на ФАП) с обязательной термометрией и соответствующей записью в «Истории развития ребенка» (форма 112/у).
Проведения лабораторного исследования перед прививкой не требуется.
Описание слайда:
Схема сбора анамнеза перед проведением прививок
Состояние здоровья ближайших родственников, обращая внимание на аллергические, нервно-психические, наследственные, эндокринные заболевания.
Предыдущие беременности, их исходы. Возраст и здоровье других детей в семье.
Течение беременности данным ребенком, наличие гестоза.
Роды (асфиксия, щипцы, родовая травма, гипербилирубинемия, недоношенность, групповая и резус-несовместимость). Масса и длина тела при рождении.
Врожденные пороки и аномалии развития.
Психофизическое развитие ребенка до года.
Рахит, гипотрофия, анемия, аномалии конституции.
Перенесенные заболевания, их тяжесть, продолжительность последнего заболевания.
Описание слайда:
Схема сбора анамнеза перед проведением прививок
Наличие и характер проявлений ЭКД.
Аллергические заболевания и реакции: характер, тяжесть, частота, сезонность, длительность обострения, дата последнего обострения, лечение.
Переносимость лекарственных препаратов и других аллергенов.
Реакция на предыдущие прививки.
Наличие судорожных припадков у ребенка, их характер и даты, эффективность лечения.
Жилищно-бытовые условия.
Посещает ли ребенок детские учреждения.
Эпидемиологическая ситуация в семье, детском учреждении.
Наличие контакта с больными инфекционными заболеваниями
Описание слайда:
Вакцинация детей с хроническими заболеваниями
Болезни почек.
При пиелонефрите вакцинация идет в период ремиссии.
При гломерулонефрите – при ремиссии и через необходимый промежуток времени после отмены иммуносупрессивной терапии.
ВОЗ рекомендует прививать детей с почечной патологией от пневмококковой инфекции, ХИБ инфекций, ветряной оспы, гепатита В и гриппа.
Частые ОРВИ.
Через 5-10 дней после заболевания. Остаточные явления (кашель, насморк) не являются поводом для медотвода.
Описание слайда:
Вакцинация детей с хроническими заболеваниями
Оперативные вмешательства.
Могут влиять на иммунную систему и ее работу, поэтому проводить без крайней необходимости вакцинацию в течение месяца после операции не рекомендуется. В случае плановой операции прививки провести за месяц до нее. Для профилактики гепатита В вакцинацию проводят по экстренной схеме 0-7-21день и ревакцинация через 12 месяцев.
Вакцинация лиц, имевших контакт с инфекционным больным.
На фоне возможной инкубации заболевания вакцинировать можно, это не противопоказание для вакцинации.
Туберкулез.
Детей с виражом туберкулиновых проб и инфицированных некоторые авторы рекомендуют прививать после окончания курса химиопрофилактики заболевания. С другими формами заболевания – на фоне противорецидивной терапии. Отсрочка оправданна только на острый (начальный) период заболевания.
Описание слайда:
Вакцинация детей с хроническими заболеваниями
Болезни свертывающей системы крови.
Из-за опасности кровотечения внутримышечный способ введения заменяют на подкожный. Противопоказаний у детей с гемофилией нет. Дети с идиопатической тромбоцитопенической пурпурой могут быть привиты в периоде стойкой ремиссии (АДС-м, живые вакцины).
Прививки от холеры и желтой лихорадки вызывают снижение свертываемости крови, их надо осторожно применять у лиц, получающих антикоагулянты.
Сердечно-сосудистые заболевания.
Вакцинацию проводят при ремиссии и наличии минимальной степени нарушения гемодинамики. При врожденных пороках сердца и аритмиях вакцинацию проводят на фоне длительной медикаментозной терапии основного заболевания.
Больным с ССП необходимы прививки от гриппа и пневмококковой инфекции.
Описание слайда:
Вакцинация детей с хроническими заболеваниями
Эндокринная патология.
У больных диабетом есть ряд иммунологических особенностей. У привитых до манифестации болезни выявляются низкие титрыантител и высокий % серонегативности к полиовирусу, дифтерии кори паротиту (но не к столбняку). Даже у перенесших корь антитела е выявляются в 11 % случаев. Эти наблюдения положены в основу отмены запрета на вакцинацию больных с диабетом. Которая существовала до 90-х годов. В фазе компенсации диабета вакцинация очень эффективна и безопасна. Необходимо учитывать у таких больных: удовлетворительное состояние. Сахар крови натощак не более 10 ммоль\л. Гликозурия не более 10-20г в сутки. Отсутствие кетоновых тел в моче. Инъекции с учетом липодистрофий, контроль за состоянием сахара в поствакцинальном периоде.
У больных диабетом крайне важны вакцинации от гепатитов А и В. Паротита, гриппа. Пневмококковой инфекции. Так как они очень тяжело переносят данные заболевания.
Адрено-генитальный синдром. Терапия преднизолоном не препятствует вакцинации инактивированными и живыми вакцинами. При необходимости возможно даже повышение поддерживающей дозы стероидов.
Описание слайда:
Вакцинация детей с хроническими заболеваниями
Муковисцидоз и заболевания легких.
Вакцинация оправданна и необходима в полном объеме. Особенно эти дети очень тяжело переносят корь и коклюш.
Вакцинация и введение препаратов крови.
Если получившему живую вакцину ребенку вводят иммуноглобулин, плазму или эритромассу ранее, чем через 2 недели после прививки живой вакциной, он должен получить повторную прививку через определенный интервал, так как иммуноглобулин, плазма и эритромасса содержат антитела, которые препятствуют размножению живых вакцинных вирусов.
Описание слайда:
Вакцинация детей с хроническими заболеваниями
Системные заболевания соединительной ткани.
Вакцинация оправданна при ремиссии не менее 1 месяца на фоне лечения НПВС. Детей на поддерживающих дозах цитостатиков, а также при ремиссии более 1 года вакцинируют без НПВС.
Хронический гепатит, в т.ч. с начинающимся циррозом печени, вакцинация в периоде ремиссии или на фоне минимально-достижимой активности АСТ и АЛТ. Важна вакцинация лиц с ХГВ и ХГС от гепатита
А, а у лиц с ХГС от гепатита В.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.