В чем заключается культура безопасности

Что такое культура безопасного поведения и как ее повысить

В чем заключается культура безопасности. Bezymiannyi.width 500. В чем заключается культура безопасности фото. В чем заключается культура безопасности-Bezymiannyi.width 500. картинка В чем заключается культура безопасности. картинка Bezymiannyi.width 500Что такое пирамида происшествий, как поэтапно развивать в отрасли культуру доверия в вопросах безопасности и чем диалог о безопасности отличается от инспекции, рассказывает Алексей Прудников, руководитель проектов Центра развития культуры безопасности АНО «Корпоративная Академия Росатома».

Сегодня существует два основных подхода к управлению охраной труда — реактивный и проактивный. Реактивный предполагает реакцию на уже случившееся событие, а проактивный работает на выявление потенциальных проблем и их устранение еще до того, как они приведут к неприятным последствиям.

Один из наиболее ярких визуальных образов, демонстрирующих необходимость проактивного подхода, — пирамида происшествий Герберта Хенриха. В ее основании лежат опасные условия труда и опасные действия работников. Далее по уменьшению частоты встречаемости следуют предпосылки происшествий, за ними — травмы (регистрируемые и тяжелые) и смертельные случаи. Именно о таком распределении говорит статистика причин происшествий, анализируемая на протяжении многих лет.

В чем заключается культура безопасности. Piramida proisshestvii 2.width 800. В чем заключается культура безопасности фото. В чем заключается культура безопасности-Piramida proisshestvii 2.width 800. картинка В чем заключается культура безопасности. картинка Piramida proisshestvii 2.width 800

Проактивный подход к охране труда — это работа с основанием пирамиды, то есть профилактика и предупреждение опасных условий и действий. Только за счет их исключения мы сможем искоренить травматизм. Чтобы профилактика была эффективной, в организации должна существовать подходящая идейная основа, инфраструктура и методология.

Идейной основой проактивного подхода к охране труда в Росатоме является международная концепция нулевого травматизма Vision Zero, к которой Госкорпорация присоединилась два года назад.

В Росатоме уже ведется большая и эффективная работа по обеспечению безопасности. Для этого создана мощная инфраструктура, включающая службы охраны труда и промышленной безопасности предприятий, институт уполномоченных по охране труда и менеджеров по культуре безопасности, Техническую академию и Генеральную инспекцию и др.

В действующую инфраструктуру интегрируются и новые рычаги рычаги управления и развития проактивного подхода, в частности, Отраслевой координационный совет по развитию культуры безопасного поведения (КБП). Кроме того, стартовал отраслевой Проект по развитию КБП, сейчас в нем участвуют 10 предприятий Росатома.

Культуру безопасного поведения невозможно развивать без доверия работников к руководству. Доверие в работе — это уверенность в порядочности человека или организации, которым работник сообщает какую-либо информацию, надежда, что это ему не навредит и приведет к положительным изменениям.

Опыт развития доверия в Росатоме основан на открытом общении, которое строится по следующему принципу. Руководство поощряет открытый разговор, сотрудники рассказывают о «слабых местах» в обеспечении безопасности, руководство адекватно реагирует на информацию, то есть слышит, берет на себя свою долю ответственности и предпринимает разумные действия для решения проблемы. Если проблемы решаются, у работников увеличивается «кредит доверия» к руководству.

В подавляющем большинстве случаев причиной происшествий на производстве становится человеческий фактор. Чтобы существенно снизить травматизм и полностью искоренить случаи тяжелого и смертельного травматизма, нужно добиваться, чтобы ежедневные действия работников отрасли были осознанными и безопасными. Это работа с культурой, с внутренними установками.

Один из прикладных инструментов для снижения травматизма — «Минутка безопасности», во время которой участники обсуждают какое-либо происшествие, реальное или гипотетическое, фотографию с нарушениями техники безопасности и прочие подобные материалы. Проводить «Минутку» можно в начале любого собрания или совещания. Цель инструмента — настроить участников на обсуждение вопросов безопасности, сфокусировать их внимание на конкретных проблемных ситуациях и убедить в необходимости действовать осознанно и безопасно в подобных обстоятельствах.

Другой важный инструмент, с помощью которого можно развивать культуру открытости и доверия в коллективе и вести активную профилактику происшествий — это «Диалог о безопасности». Его суть состоит в обсуждении с работником вопросов безопасности после того, как руководитель понаблюдал за его действиями.

Существует принципиальное отличие «Диалога о безопасности» от инспекции. «Диалог о безопасности» сфокусирован на людях и является одним из практических инструментов в рамках цикла развития доверия. Фокус инспекции в свою очередь направлен на оборудование и условия, задача инспектора — найти недостатки и выдать предписание для их устранения. Именно поэтому диалог — инструмент проактивного подхода к снижению травматизма.

На платформе «РЕКОРД mobile» есть отдельные курсы по каждому из перечисленных инструментов, а также другие обучающие материалы по методикам и инструментам развития КБП.

Источник

и защита от них

Культура безопасности человека

Для выполнения главного условия безопасности жизнедеятельности в новой эпохе – изменения мировоззрения людей – необходимо формирование культуры безопасности.

Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как«особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие «безопасность» относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.

Культура безопасностиэто способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результатыэтой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

Воспитание в области культуры безопасности осуществлялось всегда – от момента рождения человека до конца его жизни – родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно и стихийно, в основном, вне сферы образования. Общие результаты разумной жизнедеятельности привели человечество сначала к постоянному росту уровня безопасности, но затем – к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области безопасности, для чего, как отмечено выше, дополнить способ жизнедеятельности в этой области контуром преобразования собственного сознания (в дополнение к контуру преобразования окружающей среды). Воспитание и образование должны внести в сознание людей, прежде всего, миропонимание, адекватное новой эпохе. А уже адекватное миропонимание будет способствовать изменению системы ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключению их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.

Новая эпоха требует формирования современной культуры безопасности на основе применения научных подходов. Значение науки для решения проблем современности определено Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (1992): «Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории» («Повестка дня на XXI век»). Наука является мощным инструментом человека в познании и преобразовании окружающей среды. До настоящего времени она служила созданию всё более могущественных технологий, имеющих целью, в конечном итоге, обеспечение и повышение уровня безопасности. Уменьшение вторичных опасностей от применения созданных технологий до приемлемого уровня осуществлялось эмпирическим методом проб и ошибок. Но этот традиционный метод оказывается неприемлемым для разрешения возникших глобальных проблем. Поэтому, чтобы избежать катастрофических последствий, в структуре научных разработок на первый план должна выйти та их часть, которая позволяет прогнозировать последствия применения созданных технологий.

Исключительно важно, чтобы прогнозы и поиск оптимальных решений разнообразных задач велись с позиции видения общей системы для анализа современного комплекса проблем безопасности:

«В любой сложной системе воздействие на один её элемент, каким бы обдуманным оно ни было, как правило, ухудшает параметры системы как единого целого» (Дж. Форрестер).

Становление современной культуры безопасности, опирающейся на науку, требует преобразования мировоззрения всех слоев общества с помощью образования. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (коллективу, общественному объединению, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – в учреждениях профессионального образования.

Исключительно важна профессиональная подготовка в области безопасности жизнедеятельности слоя управленцев («правящая элита») – лиц, принимающих ответственные решения (ЛПР). Эта подготовка должна быть тем более фундаментальной, чем выше в административной иерархии располагается ЛПР. 100%-ую подготовку в области безопасности должны иметь не только ученые из этой области, но и та часть правящей элиты, которая принимает ответственные решения, влияющие на жизнь и развитие общества. В докладах ученых Римскому клубу не случайно обращалось внимание не только на то, что «в настоящее время сохраняется система, способствующая выдвижению кандидатов, явно преследующих собственные интересы и готовых порой принести общественное благо в жертву личным или партийным амбициям», но и на то, что «избранные народом представители (в том числе и лидеры) не обладают знаниями, необходимыми для понимания ситуации», и это представляет собой одну из современных глобальных проблем.

Общеобразовательная область ОБЖ и общепрофессиональная дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны друг с другом, имеют общие фрагменты и межпредметные связи с другими образовательными областями (в школе практически со всеми, даже с математикой: необоснованное применение абстрактных схем которой может порождать серьезные опасности), образуя общее поле подготовки молодежи к жизни в новой эпохе.

Содержание образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):

— безопасное (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

— фрагменты безопасности во всех общеобразовательных областях;

— основы защиты Отечества (включая представление о деятельности государственных структур и о формах личного участия в гражданской и общественной деятельности в целях предотвращения ОС и ЧС);

— мировоззренческие модули (они разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях; такой модуль – данный «Современный комплекс проблем безопасности»);

— защита учреждений и предприятий в ЧС;

— безопасность профессиональной деятельности специалиста для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

Для преобразования мировоззрения людей, обеспечивающего переход к устойчивому развитию, обществу необходимо сформировать и внедрить современную культуру безопасности. Базой этого должны стать наука и образование.

Источник

В чем заключается культура безопасности. 220px Colorado coal miner. В чем заключается культура безопасности фото. В чем заключается культура безопасности-220px Colorado coal miner. картинка В чем заключается культура безопасности. картинка 220px Colorado coal miner

Исследования показали, что бедствия, связанные с рабочими местами, являются результатом нарушения политики и процедур организации, которые были установлены для обеспечения безопасности, и что эти нарушения возникают из-за недостаточного внимания, уделяемого вопросам безопасности.

Хорошей культуре безопасности может способствовать приверженность высшего руководства обеспечению безопасности, реалистичные методы работы с опасностями, непрерывное организационное обучение, а также забота и забота об опасностях, распространяемых среди сотрудников. Помимо организационного обучения, индивидуальное обучение формирует основу для построения системной культуры безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ

История концепции

Чернобыльская катастрофа подчеркнула важность культуры безопасности и влияния управленческих и человеческих факторов на безопасность полетов. Термин «культура безопасности» впервые был использован в «Сводном отчете о совещании по рассмотрению последствий аварии на Чернобыльской АЭС» INSAG (1986), где культура безопасности была описана как:

«Это собрание характеристик и взглядов в организациях и отдельных лицах, которое устанавливает, что вопросы безопасности атомных станций в качестве первостепенного приоритета получают внимание, соответствующее их значимости».

С тех пор был опубликован ряд определений культуры безопасности. Комиссия по здравоохранению и безопасности Великобритании разработала одно из наиболее часто используемых определений культуры безопасности: «продукт индивидуальных и групповых ценностей, взглядов, восприятий, компетенций и моделей поведения, которые определяют приверженность, стиль и мастерство, управление охраной труда и безопасностью организации «. «Организации с позитивной культурой безопасности характеризуются общением, основанным на взаимном доверии, совместном понимании важности безопасности и уверенности в эффективности превентивных мер».

В чем заключается культура безопасности. 220px Forstarbeiter. В чем заключается культура безопасности фото. В чем заключается культура безопасности-220px Forstarbeiter. картинка В чем заключается культура безопасности. картинка 220px Forstarbeiter

С 1980-х годов было проведено большое количество исследований в области культуры безопасности. Однако концепция остается в значительной степени «плохо определенной». В литературе существует ряд различных определений культуры безопасности с аргументами за и против этой концепции. Два наиболее известных и часто используемых определения даны выше от Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и от Комиссии по охране здоровья и безопасности Великобритании (HSC). Однако есть некоторые общие характеристики, присущие другим определениям. Некоторые характеристики, связанные с культурой безопасности, включают включение убеждений, ценностей и взглядов. Важнейшей особенностью культуры безопасности является то, что она разделяется группой.

При определении культуры безопасности одни авторы сосредотачиваются на отношениях, тогда как другие видят, что культура безопасности выражается через поведение и действия. Культура безопасности организации может оказывать решающее влияние на деятельность человека при выполнении задач, связанных с безопасностью, и, следовательно, на показатели безопасности в организации. Многие патентованные и академические методы претендуют на оценку культуры безопасности, но лишь немногие из них были проверены на соответствие фактическим показателям безопасности. Подавляющее большинство опросов исследуют такие ключевые вопросы, как лидерство, вовлеченность, приверженность, коммуникация и отчетность об инцидентах. Некоторые инструменты развития культуры безопасности используются в упражнениях фокус-групп, хотя некоторые из них (даже самые популярные) были проверены на сопоставлении с уровнем инцидентов в компании.

Сломанная культура

В чем заключается культура безопасности. 220px. В чем заключается культура безопасности фото. В чем заключается культура безопасности-220px. картинка В чем заключается культура безопасности. картинка 220px

Из опросов общественности стало очевидно, что нарушенная культура безопасности является причиной многих серьезных нарушений безопасности технологических процессов, которые произошли во всем мире за последние 20 лет или около того. Типичные черты, связанные с этими бедствиями, проявляются там, где раньше существовала культура:

Идеальная культура

Джеймс Ризон предположил, что культура безопасности состоит из пяти элементов:

Э. Скотт Геллер писал о «культуре общей безопасности» (TSC), достигаемой за счет применения прикладных поведенческих методов.

Несчастные случаи с физическими лицами

Пиджон и О’Лири утверждают, что «хорошая» культура безопасности может отражать и поддерживаться четырьмя факторами.

Только два из этих факторов относятся к системе управления, и лидерство, как и менеджмент, необходимо.

В последнее время некоторые данные показали, что региональная субкультура вносит свой вклад в культуру безопасности. Следовательно, рассмотрение ценностей субкультуры как предикторов будет полезно для повышения культуры безопасности.

Управление производственной безопасностью

Создание культуры безопасности

Измерение культуры безопасности

Инструменты, используемые для оценки культуры безопасности, обычно представляют собой анкеты. Из-за различий национальных и организационных культур, а также различных подходов к исследованиям возникло много типов анкет по культуре безопасности. Например, в нефтяных компаниях в Великобритании был разработан опросник по культуре безопасности.

Источник

Ноксология

Взаимодействие с опасностями

1. Основные опасности

2.1. Взаимодействие человека с окружающей средой

Организм человека постоянно находится во взаимодействии с окружающей его средой. Жизнь урбанизированного человека неразрывно связана со следующими процессами: труд, пребывание в городской среде, использование средств транспорта, сфера быта, активный и пассивный отдых.

Совокупность всех химических реакций в организме, необ­ходимых для обеспечения его веществом и энергией, называ­ется обменом веществ. В науке используют понятия основ­ного обмена и обмена при различных видах деятельности.

Основной обмен характеризуется величиной всех энерге­тических трат в организме при полном мышечном покое, в стандартных условиях (при комфортной температуре ок­ружающей среды, спустя 12-16 часов после приема пищи, в положении лежа). Эта энергия тратится только на поддер­жание жизни в теле человека, ее расход составляет 4,2 кДж в час на 1 кг массы тела. Для человека массой 70 кг общие энергетические траты при основном обмене составляют 294 кДж/ч, что соответствует мощности 81,7 Вт. Любое от­клонение от этих условий вызывает изменение интенсивно­сти основного обмена. Так, после приема пищи в зависимо­сти от ее вида основной обмен возрастает на 10-30%, а с повышением температуры тела на 1 °С интенсивность ос­новного обмена возрастает в среднем на 5%. Основной об­мен зависит также от эмоционального состояния человека, его пола и возраста.

Энергозатраты при мышечной работе зависят от ее на­пряженности и продолжительности. Так, затраты энергии на ходьбу зависят от скорости передвижения человека, и составляют примерно 175, 245 и 315 Вт соответственно при значениях скорости 3, 4 и 5 км/ч. Затраты энергии при мышечной работе различной интенсивности приведены ниже:

Еще в 1840 г. Ю. Либих сформулировал так называемый закон минимума, который гласит: «Выносливость организ­ма определяется слабым звеном в цепи его потребностей; его жизненные возможности лимитируются факторами, ко­личество и качество которых близко к необходимому орга­низму минимуму. Дальнейшее снижение или ухудшение этих факторов ведет организм к гибели».

Значительная часть энергии, высвобождающейся при окислительно-восстановительном распаде пищи, трансфор­мируется в теплоту, но основное количество теплоты (от 65 до 70%) вырабатывается в мышцах тела человека. При ин­тенсивной мышечной работе количество выделяемой в мышцах теплоты повышается до 90% от общей теплопро­дукции тела человека. Теплопродукция организма зависит не только от интенсивности мышечной работы, но также и от температуры окружающей среды (табл. 2.1).

Теплообмен тела человека с окружающей средой осуще­ствляется через кожные покровы, а также в процессе дыха­ния за счет нагрева вдыхаемого в легкие воздуха и испаре­ния воды с их поверхности. При этом организм использует все существующие в природе механизмы теплообмена: теплоизлучающий, теплопроводный, конвективный и транспи-рационный (посредством испарения влаги). Поэтому коли­чество отводимой в окружающую среду теплоты 0оТВ можно представить в виде суммы:

Испарение пота с поверхности кожи происходит только в том случае, если относительная влажность окружающего воздуха φ теплота накапли­вается в теле, его температура повышается и человеку ста­новится жарко, при 30 °С, когда практичес­ки вся теплота, вырабатываемая в теле человека, отдается в окружающую среду за счет испарения пота.

Интенсивное потовыделение при высоких температурах приводит к обезвоживанию организма. Обезвоживание на 6% влечет за собой нарушение умственной деятельности, сни­жение остроты зрения, обезвоживание на 15-20% приводит к смертельному исходу.

Вместе с потом организм теряет значительное количест­во минеральных солей, микроэлементов и водорастворимых витаминов (С, B1, B2). При неблагоприятных условиях по­тери жидкости организмом человека могут достигать 8-10 л за смену. При этом потери соли NaCl (ее концентрация в поте составляет 0,3-0,6%) достигают 40 г, что составляет почти 30% ее общего количества в организме человека. По­тери соли крайне опасны для организма.

Предельная температура вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты, составляет около 116 °С.

Барическое влияние. Нормальное атмосферное давле­ние на уровне моря в среднем составляет 760 мм рт. ст. (1,103-10 5 Па). С высотой давление воздуха уменьшается и становится опасным для человека на высоте 4-5 км над уровнем моря из-за кислородной недостаточности. При снижении относительно уровня моря (например, в шахте) атмосферное давление возрастает на каждые 100 м пример­но на 9 мм рт. ст. При погружении в водную среду давление водяного столба растет на одну атмосферу на каждые 10 ме­тров глубины. Поэтому безопасным считается погружение без специальных средств на 2-3 м.

Влияние электромагнитного поля Земли. Электромаг­нитные поля естественного происхождения являются по­стоянно действующим физическим фактором окружающей среды, необходимым для возникновения и существования жизни на планете. Естественными источниками геомагнит­ного поля являются: атмосферное электричество, излуче­ние Солнца, электрические и магнитные поля Земли. На поверхности Земли, обладающей избыточным электричес­ким зарядом, существует напряженность электрического поля, обычно равная 100-200 В/м и возрастающая в не­сколько раз при грозовой активности.

Напряженность магнитного поля Земли при спокойной магнитной обстановке составляет 70-150 А/м. Во время магнитных бурь магнитная напряженность возрастает на порядок.

В условиях дефицита естественных электромагнитных полей возникает дисбаланс основных нервных процессов в виде преобладания торможения, дистонии мозговых сосу­дов, развития изменений со стороны сердечнососудистой, иммунной и других систем.

Коэффициент ослабления интенсивности геомагнитного поля на рабочих местах персонала в помещении не должен превышать 2. Излучение Солнца, представляющее собой электромаг­нитные волны различной длины, крайне значимо для живой природы и человека. Оно является основным внешним источником энергии, определяет продолжительность свето­вого дня, его видимый диапазон излучения, обеспечивает непосредственную связь организма с окружающим миром, давая до 90% информации о нем. Но современному челове­ку не хватает дневного естественного света. Значительная часть работы и отдыха человека протекает при искусствен­ном освещении.

Влияние естественной радиации. Естественные источ­ники излучения можно подразделить следующим образом: внешние источники внеземного происхождения (космичес­кое излучение); источники земного происхождения (естест­венные радионуклиды).

Из космического пространства земную атмосферу не­прерывно атакует поток ядерных частиц очень высоких энергий, состоящий из примерно 90% протонов и около 10% альфа-частиц. Это так называемое первичное космическое излучение. Воздействуя на ядра нуклидов, входящих в со­став земной атмосферы, первичное космическое излучение инициирует целый каскад ядерных превращений, в резуль­тате которого образуются различного типа элементарные частицы и гамма-излучение. Это так называемое вторичное космическое излучение. У поверхности земли (до высоты порядка 25 км) доза внешнего облучения обусловлена, в ос­новном, гамма-излучением.

С удалением от поверхности земли интенсивность кос­мического излучения возрастает (рис. 2.3). Поэтому дозовая нагрузка на людей, проживающих в горной местности, в несколько раз больше, она равна примерно 0,7 и 5,0 мЗв в год соответственно на высотах 2 и 4-5 км. На высоте по­летов современных самолетов уровень космического излу­чения в несколько десятков раз больше, чем на уровне моря.

Все продукты реакций, а также потребленная человеком из внешней среды вода полностью выделяются организмом в окружающую среду: углекислый газ удаляется в атмосфе­ру при дыхании; шлаковые вещества выводятся вместе с по­требленной водой в виде отходов жизнедеятельности, часть воды выделяется путем испарения в атмосферу через кожу и через легкие при дыхании.

В сутки человеку требуется в среднем 1,75 кг пищи (из них твердых веществ около 0,6 кг), 7,3 л воды (2,5 л питье­вой и 4,8 л технической) и 0,9 кг кислорода. Вместе с пить­ем и пищей получается около 3,5 л жидкости в день (для климата средней полосы России при минимальной физиче­ской нагрузке). При нагрузке средней тяжести необходимо до 5 л, при тяжелой работе на воздухе — до 6,5 л жидкости в день.

Значительные опасности возникают при потреблении человеком загрязненных потоков воздуха, воды и пищи. До­статочно отметить, что от отравлений пищей в мире ежегод­но умирают около 2 млн. чел.

Информационная совместимость означает соответствие возможностей человека по приему и переработке потока за­кодированной информации и эффективного положения уп­равляющих воздействий в системе.

При длительном воздействии раздражителя происходит адаптация рецептора и его чувствительность снижается, од­нако, когда действие раздражителя прекращается, чувстви­тельность растет снова. Для адаптации рецепторов нет од­ного общего закона. Различают быстро адаптирующиеся (например, барорецепторы) и медленно адаптирующиеся рецепторы (фоторецепторы).

Полученная рецепторами информация, закодированная в нервных импульсах, передается по нервным путям в цен­тральные отделы нервной системы и используется для коор­динирующей работы органов. Иногда поступающая ин­формация непосредственно переключается на органы. Такой принцип переработки информации заложен в основу мно­гих безусловных рефлексов (врожденных, наследственно пе­редающихся). Например, сокращение мышц конечностей, раздражаемых электрическим током, теплотой или химиче­скими веществами, вызывает реакцию удаления конечности от раздражителя. При длительном воздействии раздражи­теля на основе приобретенного опыта формируются услов­ные рефлексы.

Понятие «орган чувств» в значительной мере условно, так как сам по себе он не может обеспечить ощущение. Для возникновения субъективного ощущения необходимо, что­бы возбуждение возникло на рецепторах и поступило в цент­ральную нервную систему.

С помощью органов чувств человек получает обширную информацию об окружающем мире. Количество информа­ции принято измерять в битах. В табл. 2.3 приведены макси­мальные скорости передачи информации, принимаемой че­ловеком с помощью различных органов чувств и их рецепторов для передачи к коре больших полушарий.

Нервная система человека подразделяется на ЦНС, включающую головной и спинной мозг, и периферическую (ПНС), которую составляют нервные волокна и узлы, лежа­щие вне ЦНС. Нервная система функционирует по принци­пу рефлекса. Рефлексом называют любую ответную реакцию организма на раздражение из окружающей или внутренней среды, осуществляющуюся с участием ЦНС.

Защитные функции организма, преимущественно двига­тельные, реализуются через мозг и его память. И только ког­да там не найдено адекватной программы реакции на сигнал, подключается сознание, прежде всего проявляя стереотип­ность мышления.

Процесс сознательного поиска решения очень медленный и малопригодный в экстремальных быстроразвивающихся ситуациях. Вероятность того, что человек быстро найдет нужное решение в процессе мышления, невелика. Основной путь подготовки человека к действиям в конкретных защит­ных ситуациях состоит в постоянном обучении и трениров­ке с целью перевода действий на уровень стереотипов.

Чем чаще идут одинаковые импульсы, тем прочнее стано­вится система их передачи от рецептора к исполнительному органу. При этом вероятность определения двигательной реакции на определенное раздражение нарастает. Однако эта вероятность никогда не сможет достичь единицы в силу существования опасности искажения сигнала в проводящей системе. Следовательно, процесс принятия решения явля­ется многовариантным, в том числе и содержащим возмож­ность ошибки. Это обусловлено объективно существующими трудностями вспоминания и выстраивания многовариант­ных процессов передачи сигналов по рефлекторной дуге. Если в прошлом человека необходимого опыта вообще не было, то решения принимаются методом проб и ошибок. Свобода выбора решений таит в себе потенциальную опас­ность от вмешательства человека в любой процесс.

Отсюда следует аксиома о потенциальной опасности деятельности человека: реакция человека на внешние раздражения может быть ошибочной и сопровождаться антропогенно-техногенными опасностями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *