В чем заключается квантовая теория
Что квантовая теория на самом деле говорит о реальности?
Демонстрация, которая перевернула идеи великого Исаака Ньютона о природе света, была невероятно простой. Ее «можно повторить с большой легкостью, где бы ни сияло солнце», говорил английский физик Томас Янг в ноябре 1803 года членам Королевского общества в Лондоне, описывая эксперимент, который сейчас называется экспериментом с двойной щелью. И Янг не был восторженным юнцом. Он придумал элегантный и тщательно продуманный эксперимент, демонстрирующий волновую природу света, и тем самым опроверг теорию Ньютона о том, что свет состоит из корпускул, то есть частиц.
Квантовая теория гораздо сложнее этой визуализации.
Но рождение квантовой физики в начале 1900-х годов дало понять, что свет состоит из крошечных неделимых единиц — или квантов — энергии, которые мы называем фотонами. Эксперимент Янга, проводимый с одиночными фотонами или даже с отдельными частицами материи, такими как электроны и нейроны, представляет собой загадку, которая заставляет задуматься о самой природе реальности. Некоторые даже использовали его для утверждений, что на квантовый мир влияет человеческое сознание. Но действительно ли простой эксперимент может продемонстрировать подобное?
Может ли сознание определять реальность?
В современной квантовой форме эксперимент Янга включает стрельбу отдельными частицами света или материи через две щели или отверстия, вырезанных в непрозрачном барьере. По одну сторону барьера находится экран, записывающий прибытие частиц (скажем, фотографическая пластинка в случае с фотонами). Здравый смысл заставляет нас ожидать, что фотоны будут проходить или через одну, или через другую щель и накапливаться за соответствующим проходом.
Заходите в наш специальный Telegram-чат. Там всегда есть с кем обсудить новости из мира высоких технологий.
Но нет. Фотоны попадают в определенные части экрана и избегают других, создавая чередующиеся полосы света и темноты. Эти так называемые интерференционные полосы напоминают картину встречи двух волн. Когда гребни одной волны выравниваются с гребнями другой, вы получаете конструктивную интерференцию (яркие полосы), а когда гребни выравниваются с впадинами, вы получаете деструктивную интерференцию (темнота).
Но ведь через устройство проходит только один фотон за раз. Похоже на то, что фотон проходит через обе щели сразу и интерферирует сам с собой. Это противоречит здравому (классическому) смыслу.
Математически говоря, через обе щели проходит не физическая частица или физическая волна, а так называемая волновая функция — абстрактная математическая функция, представляющая состояние фотона (в данном случае положение). Волновая функция ведет себя как волна. Она попадает по двум щелям, и новые волны выходят по другую стороны щелей, распространяются и интерферируют между собой. Совмещенная волновая функция позволяет рассчитать вероятность того, где может находиться фотон.
Фотон обладает высокой вероятность оказаться там, где две волновые функции конструктивно интерферируют, и низкой — там, где интерференция деструктивная. Измерения — в данном случае это взаимодействие волновой функции с фотографической пластинкой — приводит к «коллапсу» волновой функции, к ее схлопыванию. В итоге она указывает на одно из мест, в котором фотон материализуется после измерения.
Чтобы не пропустить ничего интересного из мира высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram. Там вы узнаете много нового.
Этот очевидно вызванный измерением коллапс волновой функции стал источником множества концептуальных трудностей в квантовой механике. До коллапса нет никакого способа наверняка сказать, где окажется фотон; он может быть в любом месте с ненулевой вероятностью. Нет никакого способа проследить траекторию фотона от источника к детектору. Фотон нереален в том смысле, в котором реален самолет, летящий из Сан-Франциско в Нью-Йорк.
Квантовая теория в деталях
Вернер Гейзенберг, среди прочих, интерпретировал эту математику так, что реальность не существует, пока не наблюдается. «Идея объективного реального мира, мельчайшие частицы которого существуют объективно в таком же смысле, в котором существуют камни или деревья, вне зависимости от того, наблюдаем мы за ними или нет, — невозможна», писал он. Джон Уилер также использовал вариант эксперимента с двойной щелью, чтобы заявить, что «ни одно элементарное квантовое явление не будет явлением, пока не станет зарегистрированным («наблюдаемым», «доподлинно записанным») явлением».
Но квантовая теория совершенно не дает никаких подсказок к тому, что считать «измерением». Она просто постулирует, что измерительное устройство должно быть классическим, не определяя, где лежит эта грань между классическим и квантовым, и оставляя открытой дверцу для тех, кто считает, что коллапс вызывает человеческое сознание. В прошлом мае Генри Стапп и его коллеги заявили, что эксперимент с двойной щелью и его современные варианты свидетельствуют о том, что «сознательный наблюдатель может быть необходимым», чтобы наделять смыслом квантовую сферу, и что в основе материального мира лежит трансперсональный разум.
Но эти эксперименты не являются эмпирическим доказательством таких утверждений. В эксперименте с двойной щелью, выполненном с одиночными фотонами, можно лишь проверить вероятностные предсказания математики. Если вероятности всплывают в процессе досылания десятков тысяч идентичных фотонов через двойную щель, теория утверждает, что волновая функция каждого фотона схлопнулась — благодаря нечетко определенному процессу под названием измерение. Вот и все.
Кроме того, существуют другие интерпретации эксперимента с двойной щелью. Взять, например, теорию де Бройля-Бома, в которой говорится, что реальность — это и волна, и частица. Фотон направляется к двойной щели с определенным положением в любой момент и проходит через одну щель или другую; следовательно, у каждого фотона есть траектория. Она проходит через пилотную волну, которая проникает через обе щели, интерферирует и затем направляет фотон в место конструктивной интерференции.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.
В 1979 году Крис Дьюдни и его коллеги из Колледжа Брикбек в Лондоне смоделировали предсказание этой теории о траекториях частиц, которые пройдут через двойную щель. За последние десять лет экспериментаторы подтвердили, что такие траектории существуют, хоть и использовали спорную методику так называемых слабых измерений. Несмотря на спорность, эксперименты показали, что теория де Бройля-Бома все еще в состоянии объяснить поведение квантового мира.
Что более важно, этой теории не нужны наблюдатели, или измерения, или нематериальное сознание.
Теория коллапса
Как не нужны и так называемым теориям коллапса, из которых следует, что волновые функции схлопываются случайным образом: чем больше число частиц в квантовой системе, тем вероятнее коллапс. Наблюдатели просто фиксируют результат. Команда Маркуса Арндта из Венского университета в Австрии проверяли эти теории, посылая все большие и большие молекулы через двойную щель. Теории коллапса предсказывают, что когда частицы материи становятся массивнее определенного порога, они больше не могут оставаться в квантовой суперпозиции и проходить через обе щели одновременно, и это уничтожает картину интерференции. Команда Арндта отправила молекулу из 800 атомов через двойную щель и все равно увидела интерференцию. Поиск порога продолжается.
У Роджера Пенроуза была собственная версия теории коллапса, в которой чем выше масса объекта в суперпозиции, тем быстрее он коллапсирует до одного состояния или другого из-за гравитационных нестабильностей. И снова, эта теория не требует наблюдателя и какого-либо сознания. Дирк Боумеестер из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре проверяет идею Пенроуза с помощью одной из версий эксперимента с двойной щелью.
Концептуально идея заключается в том, чтобы не просто поместить фотон в суперпозицию прохождения через две щели одновременно, но и поставить одну из щелей в суперпозицию и заставить находиться в двух местах одновременно. По мнению Пенроуза, замещенная щель будет либо оставаться в суперпозиции, либо коллапсирует с фотоном на лету, что приведет к разным картинам интерференции. Этот коллапс будет зависеть от массы щелей. Боумеестер работает над этим экспериментом десять лет и, возможно, вскоре подтвердит или опровергнет заявления Пенроуза.
В любом случае, эти эксперименты показывают, что мы пока не можем делать никаких утверждений о природе реальности, даже если эти заявления хорошо подкреплены математически или философски. И учитывая то, что нейробиологи и философы разума не могут договориться о природе сознания, утверждение, что оно приводит к коллапсу волновых функций, будет преждевременным в лучшем случае и ошибочным — в худшем.
А какого мнения придерживаетесь вы? Расскажите в нашем чате в Телеграме.
Квантовая теория
Фундаментальные открытия в области квантовой физики
Исаак Ньютон, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн и многие другие — великие проводники человечества в удивительном мире физики, которые подобно пророкам открыли человечеству величайшие тайны мироздания и возможности управления физическими явлениями. Их светлые головы рассекли тьму невежества неразумного большинства и подобно путеводной звезде указали путь человечеству во мраке ночи. Одним из таких проводников в мире физики стал Макс Планк — отец квантовой физики.
Макс Планк не только основоположник квантовой физики, но и автор всемирно известной квантовой теории. Квантовая теория — важнейшая составляющая квантовой физики. Простыми словами, данная теория описывает движение, поведение и взаимодействие микрочастиц. Основатель квантовой физики также принес нам и множество других научных трудов, которые стали краеугольными камнями современной физики:
Теория квантовой физики о поведении и взаимодействии микрочастиц стала основой для физики конденсированного состояния, физики элементарных частиц и физики высоких энергий. Квантовая теория объясняет нам суть множества явлений нашего мира — от функционирования электронных вычислительных машин до строения и поведения небесных тел. Макс Планк, создатель данной теории, благодаря своему открытию позволил нам постигнуть истинную суть многих вещей на уровне элементарных частиц. Но создание данной теории — далеко не единственная заслуга ученого. Он стал первым, кто открыл фундаментальный закон Вселенной — закон сохранения энергии. Вклад в науку Макса Планка сложно переоценить. Если говорить кратко, то его открытия бесценны для физики, химии, истории, методологии и философии.
Квантовая теория поля
В двух словах, квантовая теория поля — это теория описания микрочастиц, а также их поведения в пространстве, взаимодействия между собой и взаимопревращения. Данная теория изучает поведение квантовых систем в рамках, так называемых степеней свободы. Это красивое и романтичное название многим из нас толком ничего не говорит. Для чайников, степени свободы — это количество независимых координат, которые необходимы для обозначения движения механической системы. Простыми словами, степени свободы — это характеристики движения. Интересные открытия в области взаимодействия элементарных частиц совершил Стивен Вайнберг. Он открыл так называемый нейтральный ток — принцип взаимодействия между кварками и лептонами, за что и получил Нобелевскую премию в 1979-ом году.
Квантовая теория Макса Планка
В девяностых годах восемнадцатого века немецкий физик Макс Планк занялся изучением теплового излучения и в итоге получил формулу для распределения энергии. Квантовая гипотеза, которая родилась в ходе данных исследований, положила начало квантовой физике, а также квантовой теории поля, открытой в 1900-ом году. Квантовая теория Планка заключается в том, что при тепловом излучении продуцируемая энергия исходит и поглощается не постоянно, а эпизодически, квантово. 1900-ый год, благодаря данному открытию, которое совершил Макс Планк, стал годом рождения квантовой механики. Также стоит упомянуть о формуле Планка. Если говорить кратко, то ее суть следующая — она основана на соотношении температуры тела и его излучения.
Квантово-механическая теория строения атома
Квантово-механическая теория строения атома является одной из базовых теорий понятий в квантовой физике, да и в физике вообще. Данная теория позволяет нам понять строение всего материального и открывает завесу тайны над тем, из чего же на самом деле состоят вещи. А выводы, исходя из данной теории, получаются весьма неожиданные. Рассмотрим строение атома кратко. Итак, из чего же на самом деле состоит атом? Атом состоит из ядра и облака электронов. Основа атома, его ядро, содержит в себе почти всю массу самого атома — более 99 процентов. Ядро всегда имеет положительный заряд, и он определяет химический элемент, частью которого является атом. Самым интересным в ядре атома является то, что он содержит в себе практически всю массу атома, но при этом занимает лишь одну десятитысячную его объема. Что же из этого следует? А вывод напрашивается весьма неожиданный. Это значит, что плотного вещества в атоме — всего лишь одна десятитысячная. А что же занимает все остальное? А все остальное в атоме — электронное облако.
Электронное облако — это не постоянная и даже, по сути, не материальная субстанция. Электронное облако — это лишь вероятность появления электронов в атоме. То есть ядро занимает в атоме лишь одну десятитысячную, а все остальное — пустота. И если учесть, что все окружающие нас предметы, начиная от пылинок и заканчивая небесными телами, планетами и звездами, состоят из атомов, то получается, что все материальное на самом деле более чем на 99 процентов состоит из пустоты. Эта теория кажется вовсе невероятной, а ее автор, как минимум, заблуждающимся человеком, ведь вещи, существующие вокруг, имеют твердую консистенцию, имеют вес и их можно осязать. Как же он могут состоять из пустоты? Не закралась ли ошибка в эту теорию строения вещества? Но ошибки тут никакой нет.
Все материальные вещи кажутся плотными лишь за счет взаимодействия между атомами. Вещи имеют твердую и плотную консистенцию лишь за счет притяжения или же отталкивания между атомами. Это и обеспечивает плотность и твердость кристаллической решетки химических веществ, из которых и состоит все материальное. Но, интересный момент, при изменении, например, температурных условий окружающей среды, связи между атомами, то есть их притяжение и отталкивание может слабеть, что приводит к ослаблению кристаллической решетки и даже к ее разрушению. Именно этим объясняется изменение физических свойств веществ при нагревании. Например, при нагревании железа оно становится жидким и ему можно придать любую форму. А при таянии льда, разрушение кристаллической решетки приводит к изменению состояния вещества, и из твердого оно превращается в жидкое. Это яркие примеры ослабления связей между атомами и, как следствие, ослабления или разрушения кристаллической решетки, и позволяют веществу стать аморфным. А причина таких загадочных метаморфоз как раз в том, что вещества лишь на одну десятитысячную состоят из плотной материи, а все остальное — пустота.
И вещества кажутся твердыми лишь по причине прочных связей между атомами, при ослаблении которых, вещество видоизменяется. Таким образом, квантовая теория строения атома позволяет совершенно по-другому взглянуть на окружающий мир.
Основатель теории атома,Нильс Бор, выдвинул интересную концепцию о том, что электроны в атоме не излучают энергию постоянно, а лишь в момент перехода между траекториями своего движения. Теория Бора помогла объяснить многие внутриатомные процессы, а также сделала прорыв в области такой науки, как химия, объясняя границу таблицы, созданной Менделеевым. Согласно таблице Менделеева, последний элемент, способный существовать во времени и пространстве, имеет порядковый номер сто тридцать семь, а элементы, начиная со сто тридцать восьмого, существовать не могут, так как их существование противоречит теории относительности. Также, теория Бора объяснила природу такого физического явления, как атомные спектры.
Это спектры взаимодействия свободных атомов, возникающие при излучении энергии между ними. Такие явления характерны для газообразных, парообразных веществ и веществ в состоянии плазмы. Таким образом, квантовая теория сделала революцию в мире физики и позволила продвинуться ученым не только в сфере этой науки, но и в сфере многих смежных наук: химии, термодинамики, оптики и философии. А также позволила человечеству проникнуть в тайны природы вещей.
Еще очень многое надлежит перевернуть человечеству в своем сознании, чтобы осознать природу атомов, понять принципы их поведения и взаимодействия. Поняв это, мы сможем понять и природу окружающего нас мира, ведь все, что нас окружает, начиная с пылинок и заканчивая самим солнцем, да и мы сами — все состоит из атомов, природа которых загадочна и удивительна и таит в себе еще массу тайн.
Квантовая теория
Глава из книги Игоря Гарина «Квантовая физика и квантовое сознание». Примечания и цитирования даны в тексте книги.
Кто не остался в шоке от квантовой теории, тот ее не понял.
Нильс Бор
Сама попытка вообразить картину элементарных частиц и думать о них визуально — значит иметь абсолютно неверное представление о них.
Вернер Гейзенберг
О квантовой механике иногда говорят как о самой таинственной науке, созданной человеком. Это не просто правда — это констатация глубинной связи между разными ветвями древа человеческой мудрости, питаемого нашей фантазией, нашей глубинной связью с бытием, бесконечными возможностями нашего сознания. Квантовую теорию создавали гениальные мыслители, которые не просто шаг за шагом преодолевали беспрецедентные трудности, стоявшие на их пути, но — мудрецы, сознательно или бессознательно чувствовавшие единство всего существующего, необходимость увязать разные слои реальности, микро- и макромир, многолистный мир и сознание человека. Квантовая теория — это не только новая физика, это совершенно новый взгляд на природу, на человека, на сознание и познание.
Всё, что сказано ранее о «нормальной» науке, в известной мере относится и к квантовой теории — я имею в виду, прежде всего, ее гениальную «придуманность» и непрерывно продолжающиеся модификации и интерпретации. От квантовой механики, возникшей в первой половине ХХ века (я имею в виду, прежде всего, так называемую копенгагенскую интерпретацию), ныне сохранились «рожки и ножки», в лучшем случае — «скелет», «костяк», тогда как все моменты, первоначально включенные в квантовую теорию из классической, ныне полностью пересмотрены в новых версиях и интерпретациях. Более того я убежден в том, что грядет вторая или даже третья волна «квантовой революции», которая приведет к качественно новому и более глубокому пониманию окружающего мира *. (* Современному состоянию и концептуальным вопросам квантовой теории посвящен обзор W. H. Zurek, «Decoherence, einselection, and the quantum origins of the classical», Rev. Mod. Phys. 75, 715 (2003), http://xxx.lanl.gov/abs/quant-ph/0105127).
Здесь следует иметь в виду, что физика давно преодолела позитивистский подход о признании лишь тех фактов, которые могут быть подтверждены экспериментально: согласно современной теории, на каждом этапе познания возникают новые знания, подтвердить которые с помощью экспериментов невозможно, то есть умозрение в науке не менее важно, чем эксперимент.
Первоначальная (копенгагенская) интерпретация квантовой теории * (* Копенгагенскую интерпретацию квантовой механики также именуют стандартной или минималистской) сегодня действительно устарела и считается непоследовательной, поскольку в ней сделана попытка совместить в единой теории классический и квантовый миры, подчиняющиеся разным законам. Отсюда — каламбур! — берет свое начало огромная путаница не с одними только перепутанными состояниями (см. далее).
Физики действительно любят шутить, и остроумный Джон Уилер заметил, что в копенгагенской интерпретации «ни один квантовый феномен не является феноменом до тех пор, пока не станет наблюдаемым (зарегистрированным) феноменом».
А. Садбери в учебнике квантовой механики, предназначенном для математиков, критикует копенгагенскую интерпретацию за то, что она не дает единой картины мира. Фактически к квантовой механике здесь предъявляются те же требования, что и к любой классической физической теории: «…Нельзя считать правильным, что единственная цель научной теории состоит в предсказании результатов экспериментов… Предсказания результатов экспериментов не цель теории; эксперименты лишь позволяют проверить, верна ли теория. Цель теории — познать окружающий нас физический мир *. (* А. Садбери. Квантовая механика и физика элементарных частиц. М., 1989. С. 294).
Рассматривая возможные варианты интерпретации квантовой механики, А. Садбери показал что на современном этапе физики выбрать один из вариантов не представляется возможным, но при этом очевидно, что копенгагенский вариант выбран не будет.
Говоря на языке физики, копенгагенская интерпретация описывает не собственно квантовый мир, а только то, что мы можем сказать о нем, используя классический измерительный прибор, то есть классическую физику или изменение квантового состояния под влиянием внешней среды.
«Квантовая» картина мира претерпевает настолько быстрые и радикальные изменения, что даже специалисты, работающие в этой области, не всегда успевают за ними проследить. Современная квантовая теория настолько меняет всю систему наших взглядов на мир, что ее желательно изучать буквально с чистого листа, дабы не попасть в тенета детерминизма, двойственности, причинности, локальности, материальности, пространства-времени и иных поверженных канонов классической науки.
Комментируя достижения квантовой физики на заре ее создания, А. Эйнштейн признавался: «Тогда ощущение было такое, словно почва ушла из-под ног и нигде не видно никакой тверди, на которой можно было бы что-то построить». По словам С. Хокинга, сказанным уже в наши дни, квантовая механика является теорией того, что мы не знаем и не можем предсказать.
Описание реальности на декартовском языке «здравого смысла» с позиции квантовой теории выглядит наивным и плоским, как космология мира, выстроенная на слонах и черепахе. Впрочем, это не препятствует многим ученым и сегодня зарабатывать хлеб, почти ничего не зная о вновь открытых реальностях квантового мира.
Можно без преувеличение сказать, что квантовая теория — глубокий прорыв науки в запредельное, в «высшую реальность», хотя это не означает, что при этом следует говорить о последнем слове науки. Я убежден в том, что это именно — прорыв, потому что основательное освоение непроявленной или виртуальной реальности все еще только впереди. «Наше знание неполно, и наше пророчество неполно; а когда придет совершенство, неполное упразднится» (1 Коринфянам 13:9).
Исследования по квантовой теории на всех этапах ее развития были столь значимы, что все без исключения ее творцы, создатели новой картины мира, получили Нобелевские премии, и, судя по всему, это будет продолжаться и далее.
В развитии квантовой теории можно выделить два основных этапа: после своего создания почти весь ХХ век она отрабатывала и совершенствовала методы изучения плотной материи в классическом или полуклассическом ее рассмотрении, а на переходном этапе развила идеи квантовой запутанности и инакомирия *, (* См. далее, а также мою книгу «Иные миры»), и наконец, ворвалась в ХХI век с готовым инструментарием изучения чисто квантовых «тонких миров». Можно без преувеличения сказать, что ХХ век, особенно его конец, стал переломным в науке, и причина такого перелома — огромный прогресс в применении квантовомеханического подхода к огромному классу физических процессов, в том числе — к тем, которые не имеют аналогов в классической физике.
Во второй половине ХХ века квантовая теория, шаг за шагом охватывая весь проявленный и непроявленный миры, непрерывно ветвилась на множество самостоятельных научных дисциплин, хотя и заметно разделенных между собой, но связанных единой нитью — от квантовой теории поля, возникшей одновременно с самой квантовой механикой, до квантовой теории процессов сознания.
Без преувеличения можно сказать, что именно квантовая теория стала основой для вхождения науки в «иные миры», ранее числившиеся за мистикой (тонкие уровни реальности, выходящие за пределы материального мира и не существующие с классической точки зрения). Можно смело утверждать (и я постараюсь показать это в настоящей книге), что встреча науки и мистики произошла именно благодаря новейшим открытиям квантовой теории, полностью совместимым с великолепными пророчествами мудрецов прошлого (эту совместимость я рассмотрю в отдельном разделе этой книги). Кстати, именно мыслители древности указали не необходимость величайшей осторожности в присвоении «тонким мирам» атрибутов, выраженных в понятиях повседневной жизни. Ныне уже многие физики заговорили о том, что объяснить природу вещей может лишь М-теория или теория-мистика, теория-тайна. Чем глубже мы познаем природу вещей, тем с большим количеством чудес встречаемся. Я глубоко убежден в том, что вообще нет противоречий между физикой и мистикой, полем и биополем, фактом и чудом — этому единству, собственно, и посвящена настоящая книга.
Квантовый подход — это принципиальной иной способ описания реальности, не имеющий аналогов в классической физике. Развитие самой квантовой теории буквально следовало принципу пролиферации П. Фейерабенда — она отказалась от идеалов классической механики, шаг за шагом преодолевая программу «нормальной» или классической науки Лапласа-Гельмгольца и всех их инвариантов.
В последние десятилетия в квантовой теории осуществлен грандиозный прорыв: полуклассическая копенгагенская интерпретация квантовой механики, в которой квантовые представления сосуществовали с классическими, уступила место чисто квантовому подходу, в котором уже не осталось места материалистическим уступкам. Квантовая теория больше не требует половинчатости и становится самодостаточной и внутренне согласованной теорией, построенной из единых общих принципов, больше не нуждающихся в «религиозных догматах» материализма.
Законы чисто квантовых систем радикально отличаются от законов классической физики, и поэтому редукция квантового состояния в классическое (скажем, вектора состояния в реально наблюдаемой объект) неизбежно сопровождается утратой огромной информации. Это означает, что представление о действительной сущности квантовой частицы мы неизбежно получаем в искаженном виде, или, иными словами, сам процесс измерения ведет к изменению параметров (в том числе размеров) квантовых объектов.
Квантовая теория меняет также классические представления о соотношении между частью и целым, реальным и нереальным, локальным и нелокальным. В частности, она допускает выделение части из целого и рассмотрение свойств частей, тогда как обратный путь — от части к целому — считает тупиковым, не способным привести к пониманию фундаментальных физических законов. В частности, квантовая теория свидетельствует о неприменимости понятий «индивидуальная вещь» или «материальный объект» в области микромира.
Квантовая теория кардинально меняет представления о самой физической реальности: понятия физических характеристик здесь заменены более фундаментальным и первичным понятием «состояний» системы. При этом любые физические величины, характеризующие систему, являются вторичными проявлениями, зависящими от состояний как микрочастиц, так и Вселенной в целом.
Квантовая теория, особенно ее последние достижения, меняют не только физические представления о мироустройстве, но и общечеловеческие подходы к реальности и сознанию — может быть, даже всю систему жизненных ценностей и устремлений человека. По словам С. И. Доронина, автора книги «Квантовая магия», основной вывод, этой теории можно сформулировать следующим образом: «Материя, то есть вещество и все известные физические поля, не являются основой окружающего мира, а составляют лишь незначительную часть совокупной Квантовой Реальности». Этот вывод «таит в себе самые глубокие и далеко идущие последствия, которые сегодня невозможно даже представить».
Грегори Бейтсон утверждает, что мышление на языке субстанции является серьезной методологической и логической ошибкой, потому что на самом деле мы имеем дело не с объектами, а с их сенсорными и ментальными преобразованиями в смысле теории Альфреда Коржибски. «Информация, различение, форма и паттерн, составляющие наше знание о мире, являются лишенными размерности сущностями, которые нельзя локализовать в пространстве или во времени» *. (* Автор цитирует С. Грофа).
Действительно, квантовые процессы невозможно представить с непосредственностью и «здравомыслием», с какими мы ориентируемся в макроскопическом материальном мире. Квантовый мир представляет собой настоящую Страну Чудес, в которой даже говорить приходится на ином, «неклассическом» и непривычном языке. Здесь нам придется отказаться от всего, к чему мы привыкли в повседневной жизни. Объекты здесь расплываются и исчезают, а пространство и время теряют смысл. Как мы увидим, именно здесь, в квантовом непроявленном и нелокальном мире, происходит встреча новейшей науки с мистическим опытом тысячелетий.
В. Паули часто подчеркивал, что в квантовом мире причинность терпит крах и события происходят «нипочему», то есть приблизительно так, как это чувствовали еще индийские мистики и еврейские каббалисты на заре человеческой мудрости. Согласно В. Паули, свобода в поведении индивидуальной частицы, есть наиболее важный урок квантовой теории.
Если в рамках картезианско-лапласовской парадигмы казалось бесспорным, что причинно-следственные связи, выраженные в виде законов движения, позволяют точно предсказать и объяснить любое явление, то даже на ранней стадии развития квантовой теории пришлось вводить понятия вероятности и неопределенности, ставящие под сомнение детерминизм классической физики. Оказалось, что многие точные вычисления, скажем времени распада единичного радиоактивного атома, принципиально невозможны, а результаты соответствующих квантовых измерений зависят от присутствия или отсутствия наблюдателя.
Здесь надо иметь в виду, что понятие вероятности входит в квантовую физику совсем не так, как в классической теории вероятности: оно является не результатом нашего незнания, а сущностным свойством мироустройства. Описывающая вероятность волновая функция представляет реальность не в актуальном виде, а в виде возможности, причем только акт наблюдения дает этой возможности реализоваться. Согласно В. Гейзенбергу, это является возрождением аристотелевского представления о потенции, развитого в «Метафизике» *. (* См. В. Гейзенберг, Физика и философия, М., 1963, с. 32, 153).
Проблема (парадокс) квантового измерения заключается в том, что наличие в измерении прибора или сознания наблюдателя разрушает квантовое состояние: выбор одного из множе¬ства альтернативных результатов измерения оказывается для квантовой механики чужеродным, оперирующим только классическими образами. Такая ситуация носит название редукции состояния, селекции альтернатив или коллапса волновой функции. Фактически это означает, что из реальной квантовой суперпозиции состояний сознание наблюдателя после измерения сохраняет лишь одну компоненту суперпозиции, соответствующую некоторому конкретному результату измерения. Или по-иному: свойства квантовой системы, обнаруженные при измерении, могут не существовать до измерения, сознание локализует нелокальное. Выбор сознанием наблюдателя единственного варианта из квантовой суперпозиции альтернатив означает, что возникающие здесь проблемы принципиально неразрешимы без включения в рассмотрение созна¬ния наблюдателя.
Разные интерпретации квантовой теории фактически сводятся к попытке решить указанную проблему селекции альтернатив и методологического уточнения содержания теории. В некоторых из них явно фигурирует сознание наблюдателя.
А. Н. Паршин, размышляя над теоремой Курта Гёделя *, (* См. А. Н. Паршин, Вопросы философии, 2000, № 6, С. 92-109) также заключил, что редукция волновой функции в квантовой механике аналогична вспышке сознания, акту спонтанного приобретения нового. Более того, согласно Герману Вейлю, имеется глубокая аналогия между гёделевскими представлениями и актом расширения физической системы, который существует в квантовой механике. Здесь надо иметь в виду, что еще сам Нильс Бор, один из наиболее философски мыслящих физиков ХХ века, размышляя о проблеме связи измерения с наблюдателем, сделал вывод, что граница между объектом и субъектом всегда неопределенна и способна смещаться в зависимости от сознания. Этот процесс смещения границы и расширения системы во многом аналогичен расширению в теореме Гёделя. Хотя это осознано еще в первой половине ХХ века, окончательного понимания всей глубины связи между теоремой Гёделя и квантовой механикой не достигнуто и поныне.
«Рассматривая теорему Гёделя именно с такой точки зрения, не как вынужденное ограничение, а как фундаментальный философский факт, можно прийти к намного более глубокому развитию психологии, логики и многих других наук, которые изучают человека, чем используя ту ограниченную точку зрения, которая доминирует до сих пор в научном сообществе».
Принято считать, что сама квантовая теория могла возникнуть лишь благодаря большому влиянию на Нильса Бора великого датского мыслителя Серена Киркегора: речь идет даже не об экзистенциальных мотивах его творчества — идея о квантовых скачках обязана киркегоровским и мистическим идеям о скачках в сознании, каковыми являются состояния пророческого экстаза, обращения (метанойи), просветления, острого духовного кризиса, или, на языке современной трансперсональной психологии, — любых измененных состояний сознания.
Все знают Нильса Бора как одного из творцов квантовой теории, но мало кому известен лейтмотив его жизни как ученого: жгучий интерес к проблеме реальности и загадкам человеческого сознания-бытия. По Бору и Пригожину, наука неотделима от проблем человеческого существования, в том числе от человеческих ошибок и страстей.
Кстати, сегодня уже никто не скрывает, что Нильс Бор в ХХ веке был так же привержен философскими и метафизическими включениями во внутрифизический дискурс, как Пьер Луи де Мопертюи в ХVIII-м. Возможно, именно «метафизика» помогла становлению новой физики, потому что метафизическая нагруженность облегчила творцу квантовой теории преодолеть «незыблемые принципы» классической физики, сковывающие смелость других творцов зарождающейся парадигмы.
Когда Нильсу Бору было пожаловано дворянское достоинство, он взял символом своего герба китайский тайцзы, выражающий мистическое соотношение между противопоставленными началами инь и ян. Посетив Китай в 37-м году, автор концепции дополнительности узнал об этой основе китайской мистики, и это обстоятельство оказало на него сильное воздействие. С тех пор интерес Н. Бора к восточной культуре никогда не угасал.
Возможно, прекрасное знание мистической литературы позволило создателям квантовой механики отказаться от постулата «здравого смысла» — очевидной предметности видимой материальной реальности и осознать возможность существования «иных миров», новых срезов реальности, а также — большую роль в эксперименте сознания самого наблюдателя и используемого им инструмента.
Не удивительно, что именно квантовая физика привела к картине мира, вполне согласующейся с природой человеческого сознания, с одной стороны, и мистических представлений, — с другой.
Надо признать, что квантовая теория была создана взыскующими умами и по сути неотделима от процессов, идущих на высших уровнях сознания и имеющих место в мистических откровениях. Поэтому и полученные результаты столь ошеломляюще схожи. Все творцы квантовой теории были великолепно знакомы с высшими достижениями совокупной человеческой культуры и были настоящими идеалистами в лучшем понимании этого слова.
Квантовая теория свидетельствует, что многослойная реальность подчиняется более сложной логике, чем аристотелева. И здесь очень важно то, что высшее сознание также действует совсем не по той логике, по которой мы мыслим дискурсивно. Это одно из самых поразительных достижений науки, означающее, что построение наглядной и полной картины мира в принципе невозможно — наглядность для человека может быть реализована лишь в рамках его собственной логики или системы мышления. Но построение квантовой картины мира теоретической мыслью означает, что мы способны понять мир, живущий по законам иной логики, то есть, что наше бесконечное как мир сознание шире и богаче нашей куцей дискурсивной мысли.
Физики до сих пор продолжают описывать микромир макроскопическими понятиями только по причине консерватизма науки. Не умея наблюдать квантовый мир иначе как посредством использования макроскопических приборов и пользуясь в обыденной жизни аристотелевой логикой, мы так или иначе продолжаем применять к квантовому миру неадекватные средства и устаревший язык. Некоторые физики-неофобы, сторонники «древлего благочестия», и сегодня считают, что квантовой теории должно придать детерминированный вид классической механики, исключив из нее всю «мистическую муть» вероятностей, неопределенностей, нелокальностей, отсутствия причинно-следственных связей и даже пространства-времени.
Классическую науку многие годы строили на декартовском дуализме (разделении и противопоставлении субъекта и объекта, лучше сказать — материи и сознания). Я написал отдельную книгу «Сознание-бытие», дабы окончательно положить конец этому заблуждению, причем речь идет не просто о философии, а о новой парадигме, новом мировоззрении, в котором холизм распространен на основы бытия и, следовательно, на научный подход к нему. К такому выводу о единстве сознания и бытия сначала вела совокупная человеческая мудрость и мистика, затем — психология и, наконец, современная квантовая теория в физике.
Здесь всё начиналось с квантового дуализма частица-волна (В. Гейзенберг, М. Борн, П. Иордан, Э. Шредингер, П. Дирак, В. Паули, Дж. фон Нейман), «принципа неопределенности» В. Гейзенберга, «статистической интерпретации волновой функции» М. Борна, «принципа дополнительности» Н. Бора, теории измерений Дж. фон Неймана, а кончилось суперсовременными идеями струн, нематериальной реальности и эвереттовского многомирия.
В физике принято делить объекты наблюдения и их состояния на классические и квантовые. Надо иметь в виду, что чисто квантовое состояние (см. далее в этой книге) является состоянием непроявленным, нелокальным, суперпозиционным, индетерминистическим, акаузальным и внепространственно-вневременным. «Объект» такого состояния как бы свободен, он находится «везде и нигде», и это — его главное отличие от макроскопических, классических, локальных объектов. Чем сильнее взаимодействие объекта с окружающей средой, тем лучше проявляется его локальность, классичность. Макроскопические объекты совмещают в себе оба состояния: они локальны и классичны, находясь перед наблюдателем, и с позиции чисто квантовой системы пребывают в локальном (свободном и изолированном) состоянии.
Кстати, Нильс Бор уже на ранних стадиях развития квантовой теории прекрасно понимал, сколь важно взаимодействие квантовых объектов с внешней средой: «Поведение атомных объектов невозможно резко отграничить от их взаимодействия с измерительными приборами» *. (* Н. Бор. Собр. научн. трудов. Т. 2. М., 1971).
При копенгагенской интерпретации квантовой теории измерительный прибор всегда оказывается классическим локальным объектом, иначе процедура измерения не определена. Иными словами, порвать с классической физикой здесь принципиально невозможно. Классическая процедура измерения и наличие наблюдателя фактически являются связующим мостиками между двумя реальностями — классической (материалистической) и квантовой (дематериализованной).
К вопросу о дуализме. Основной квантовый дуализм — не редуцирующий дуализм «волна-частица», а квантовый дуализм «локальность-нелокальность», или дуализм проявленной и непроявленной реальностей. В применении к человеку это означает, что как тело он локален и материален, а как дух — нелокален и непроявлен, то есть присутствует «всегда и везде».
Любопытно, что с позиции квантовой теории вся Вселенная, мир в целом, является чисто квантовой системой, потому что нет внешних объектов, способных с ней взаимодействовать. Это означает, что если бы сторонний наблюдатель мог все же существовать, не взаимодействуя со Вселенной, то он не увидел бы в этой системе ничего. И совершенно ошеломляющим является заявление легендарного мистика, автора «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста, много тысячелетий тому назад заявившего: «Мир является невидимым в своей целостности». Меня просто разрывает любопытство: что же этот получеловек-полубог имел в виду, говоря слова, ставшие понятными физикам только через много тысячелетий?
Разделение единой и целостной квантовой системы на отдельные части неизменно ведет к переходу от «квантовости» и нелокальности к «классичности» и локальности, но при этом не следует забывать, что у них есть единый скрытый источник — вся квантовая система в совокупности, также существующая «везде и нигде». При переходе от физики к мистике можно сказать, что понятие квантовой теории «единый квантовый источник классических корреляций» (Единый Источник Совокупной Реальности) тождественно теологическому понятию «Бог».
У каждого свой Бог. Но станет вскоре
понятно всем (и мне — в их хоре),
что в бесконечном разговоре,
наитьях, плаче, строгом споре,
в явленном бытии-просторе
единый волен Бог волной *. (* Автор цитирует стихи Р. М. Рильке)
Иными словами, чисто квантовые корреляции в системе, рассматриваемой в целом (Бог), являются источником классических корреляций между частями системы, рассматриваемыми по отдельности (Мир). Или еще по-иному: для квантовой теории то, что мы называем реальностью, является «проявлением» локальных объектов из целостной системы, где эти объекты находятся в нелокальном виде (идеи, формы, образы, эйдосы Платона, энтелехии Аристотеля, монады Лейбница, мыслеформы, эгрегоры, Пустота и т. п.).
Следует однако иметь в виду, что некоторые квантовые состояния оказываются более устойчивыми, и именно такие когерентные состояния реализуются в макромире.
Задачу перехода от микрообъектов к макрообъектам, взаимодействующим с окружением, некогда поставил Р. Фейнман. В. Цурек, А. Леггетт и другие выяснили, что взаимодействие с окружением разрушает квантовую интерференцию, превращая тем самым квантовую систему в классическую, причем тем быстрее, чем больше масса системы. Иными словами, чем крупнее система, тем труднее ее долго удерживать в квантовом состоянии.
С точки зрения квантовой физики следует различать изолированные и неизолированные системы. Чисто квантовыми могут быть только полностью изолированные системы, строго подчиняющиеся принципу суперпозиции состояний (см. далее). Сами классические системы (в том числе измерительные приборы) существуют потому, что они взаимодействуют с окружающим миром. В этом заключается проблематичность многих квантовых измерений — а именно, нестабильность чисто квантовых состояний, разрушаемых взаимодействием с окружением. Согласно одной из интерпретаций квантового принципа дополнительности, не прибор влияет на мир, а квантовая система «портит» прибор, дематериализуя его, порождая иллюзию и мираж.
Многочисленные попытки преодолеть индетерминизм и иные непривычные обыденному уму особенности квантовой теории или обнаружить факты, опровергающие ее, неизменно терпят крах. Я не хочу сказать, что эта теория неопровержима, я хочу сказать, что все дальнейшие теории уже не помогут возвратиться к миру, взыскуемому Альбертом Эйнштейном: «иные миры» никогда уже не будут предсказуемыми причинно-следственными мирами Лапласа.
Я полностью солидарен с известным науковедом и социологом науки М. Моравчиком в том, что ожидания концептуального упрощения теории в ее «окончательно сложившемся» виде больше не оправдываются *. (* M. Y. Moravcsik. The limits of science and the scientific method // Current Contents. 1990. Vol. 30. № 3. P. 7-12).
Физики до сих пор ищут альтернативы квантовой теории, позволяющие вернуть утраченный фундамент «здравого смысла» и единообразно объяснить разницу в поведении макроскопических и микроскопических систем *. (См., например, интереснейшую во всех отношениях работу G. С. Ghirardi, A. Rimini, Т. Weber Unified dynamics for microscopic and macroscopic systems // Phys. Rev. 1986. D34. P. 470–491). Естественно, вполне реалистичны попытки создать квантовую онтологию, которая приведет к обычным представлениям на макроскопическом уровне. Было бы весьма опрометчивым, придерживаясь идеи парадигмальности науки, априори отрицать возможности нового понимания. Но каким бы оно ни было, мне трудно себе представить редукцию сложного к простому — уйти от принципа неопределенности, вероятности и непроявленной реальности в микромире уже вряд ли удастся.
Сегодня же мощный математико-физический формализм квантовой теории изобилует многими догадками, фантастическими толкованиями, изощренными моделями и загадочными формулами, которые, вопреки пресловутому здравому смыслу, работают и открывают совершенно ошеломляющие перспективы.
Более того, транзисторы, лазеры, компьютеры, большая часть современной техники созданы именно благодаря развитию принципов квантовой теории. Чтобы осмыслить масштабы приложений квантовой теории, достаточно сказать, что 30% национального продукта Соединенных Штатов Америки базируется именно на изобретениях, использующих квантовые эффекты.
Квантовая теория изобилует многими фактами, несовместимыми с принципами построения «нормальной» науки.
— Знаменитое уравнение Шредингера представляет собой некое откровение — мировую загадку, которую начали усердно разгадывать его последователи.
— Квантовый объект может вести себя как волна и как частица. В силу этого в квантовой механике и возник термин «дуализм», подчеркивающий необходимость взаимодополняющего описания изучаемых объектов, но частично несущий на себе «пережитки» классического подхода.
— Волновая или материальная природа объектов определяются способом наблюдения объекта. Понятие «дуализм» волна-частица больше относится к наблюдению, состоянию, взаимодополняющим описаниям, чем к природе квантовых объектов.
— Луи де Бройль ввел в употребление понятие «волн вероятности» и высказал предположение о корпускулярно-волновой двойственности микрообъектов (1923). Не только фотоны, но электроны и любые другие частицы материи наряду с корпускулярными (энергия, импульс) обладают также волновыми свойствами (частота, длина волны). «Волны вероятности» связаны с любыми объектами и отражают их квантовую природу. Длина волны де Бройля тем меньше, чем больше масса частицы и ее скорость. Подтверждение гипотезы де Бройля было получено в 1927 году в опытах Д. Томпсона, К. Дэвиссона и Л. Джермера.
— Подтвержденная опытным путем идея де Бройля о двойственной природе микрочастиц — корпускулярно-волновом дуализме — принципиально изменила представления об облике микромира. Возникла потребность в такой теории, в которой волновые и корпускулярные свойства материи выступали бы не как исключающие, а как взаимно дополняющие друг друга. В основу такой теории — волновой, или квантовой, механики — и легла концепция де Бройля. Это отражается в названии «волновая функция» для величины, описывающей в этой теории состояние системы. Квадрат модуля волновой функции определяет вероятность состояния системы, и поэтому о волнах де Бройля часто говорят как о волнах вероятности (точнее, амплитудах вероятности).
— По словам Макса Борна, «нельзя вывести волновое уравнение строго логически; формальные шаги, ведущие к нему, являются, в сущности, лишь остроумными догадками» *. (* М. Борн. Атомная физика. Наука, М., 1981).
— Тот же Макс Борн нашел решения уравнения Шредингера с помощью статистической интерпретации волновой функции, но при этом квантовая механика окончательно приобрела «мистический» вид.
— Р. Фейнман в Нобелевской лекции провозгласил совершенно новый подход к созданию науки: «…Наверное, наилучший способ создания новой теории — угадывать уравнения, не обращая внимания на физические модели или физическое объяснение».
— В. Гейзенберг открыл новый вариант формализма квантовой механики: с помощью матричного исчисления и так называемого «соотношения неопределенностей», споры и страсти вокруг которого не утихают по сей день.
В отличие от принципов классической науки, приведенных в начале этой книги, квантовая теория и новая физика строятся на новой парадигме, характеризуемой следующими идеями:
— идея холизма — единства и целостности всего существующего, в том числе единства и целостности сознания и бытия;
— идея ахронизма квантового мира;
— многоуровневость реальности и сознания;
— наличие запутанных состояний и нелокальных связей;
— наличие акаузальных связей, индетерминизм;
— возможность дематериализации и рематериализации изучаемых объектов или, лучше сказать, состояний;
— принципы дополнительности и неопределенности;
— личностность и конвенциальность знания;
— влияние сознания наблюдателя на результаты наблюдения.
Природа статистичности квантовой теории имеет несколько объяснений:
— Согласно Луи де Бройлю, статистические законы могут быть сведены к динамическим;
— А. Эйнштейн и М. Борн ввели для учета статистичности концепцию квантовых ансамблей;
— В Копенгагенской интерпретации Нильса Бора статистичность рассматривается как фундаментальное свойство объектов микромира. Последняя концепция получила наибольшее распространенной среди физиков.
Принцип неопределенности, лежащий в основе квантовой теории, в корне подорвал веру в рост «объективности» и «точности» физических измерений. Важнейший вывод из квантовой теории заключается в принципиальной неопределенности результатов измерения и, следовательно, невозможности строгого и однозначного предвидения будущего.
Обращаю внимание на то, что соотношение неопределенности В. Гейзенберга заодно ставит под сомнение классическое понятие причинности. Действительно, мы можем определить координату квантового объекта с абсолютной точностью, но в тот момент, когда это происходит, импульс принимает совершенно произвольное значение. Это означает, что объект, положение которого нам удалось измерить абсолютно точно, тотчас же перемещается сколь угодно далеко. Локализация утрачивает смысл: понятия, составляющие самую основу классической механики, при переходе к квантовой теории претерпевают глубокие изменения. Квантовый мир вообще не знает времени и скорости, здесь всё происходит мгновенно и одновременно!
Под действием внешних сил квантовый объект движется не по определенной траектории в соответствии с ньютоновской механикой, а с определенными вероятностями по всем возможным траекториям сразу. На ином языке ему доступны «все пути». При этом бессмысленно говорить о значении параметров движения электрона в данной точке пространства, поскольку он движется одновременно всеми способами. Не отсюда ли великолепная иудейская интуиция: «Бог ведает все пути, Богу следует служить всеми дорогами?». Действительно, квантовые системы в каком-то смысле свободны от выбора, или точнее — выбирают все возможности сразу.
Уравнения квантовой теории в равной мере применимы к микро- и макрообъектам. Принцип дополнительности Бора более широк, чем это толкуют в учебниках физики: он характеризует не только поведение квантовых объектов, но и реальное познание многослойного мира. О его всеобщности свидетельствует то, что само существование квантовой теории возможно лишь в меру существования классических объектов. Согласно обобщенному принципу дополнительности и обобщенной теореме Гёделя, одна реальность обязательно дополняет другую реальность или любая попытка конкретизировать описание реальности приводит к неполноте и к сужению самого понятия «реальность».
Проблема Копенгагенской интерпретации квантовой механики заключается в том, что она соединяет чистую квантовость объектов с классичностью приборов наблюдения, то есть такая интерпретация является полуклассическим приближением. Очень ясно об этом пишет В. А. Фок: «Само понятие состояния трактуется… так, как если бы оно принадлежало атомному объекту самому по себе, в отрыве от средств наблюдения. Такая абсолютизация понятия „квантовое состояние“ приводит, как известно, к парадоксам. Эти парадоксы были разъяснены Нильсом Бором на основе представления о том, что необходимым посредником при изучении атомных объектов являются средства наблюдения (приборы), которые должны описываться классически» *. (* Предисловие В. А. Фока к книге П. Дирака «Принципы квантовой механики»).
При нынешнем состоянии квантовой теории реверансы в сторону классической физики больше не требуются и это ведет к плодотворным «безумным идеям», без которых невозможно развитие науки. Нельзя ставить бесконечные заплаты, наливая новое вино в дряхлые мехи — отсюда эвереттика и другие новые интерпретации квантовой теории (см. далее).
Надо отдавать себе отчет в том, что полный отказ от классических представлений старой физики ведет к кардинальной смене мировоззрения — к принятию новой парадигмы существования квантовых запутанных состояний, невозможных и «противоестественных» с точки зрения классической физики, попросту говоря — нематериальных. Причем такие состояния — не теоретические абстракции или математические символы, а элементы новой «запредельной» реальности, не имеющей ничего общего с классическими телами. Здесь следует подчеркнуть очень точное лингвистическое понятие «тела» как сущности, локализованной в пространстве и времени, в то время как истинно квантовые объекты во всех смыслах «бестелесны»!
Правильно ли интерпретировать квантовый мир как объективно существующий? Хотя на этот вопрос еще нет однозначного ответа, всё большее количество физиков склоняются к положительному ответу. Более того, физики-модернисты считают, что классический мир возникает лишь после того, как сознание выбирает его как единственный или один из возможных параллельных миров.
В этом случае «классическая реальность» оказывается только проекцией многомерного образования, выбранной сознанием наблюдателя, и представляет собой взгляд на квантовый мир с одной из возможных точек зрения. В квантовом мире все альтернативы объективно сосуществуют.
Мне трудно согласиться с мнением о субъективности «физической реальности» на квантовом уровне, где различные «альтернативные возможности» сосуществуют, образуя в теории суммы со странными комплексными весами. Можно, конечно, впасть в отчаяние от такой квантовой реальности, можно расценить квантовую теорию исключительно как вычислительную процедуру для расчета вероятностей, но я придерживаюсь принципиально иной точки зрения: разные уровни реальности не просто подчиняются разным теориям, но являются несопоставимыми уровнями реальности.
Я тщательно избегаю здесь понятия «объективной реальности», потому что квантовая реальность, как мне кажется, выходит за пределы смыслов, вложенных в несуществующую «объективность» — не существующую по причине ее абсолютной запредельности, идеальности, бестелесности, божественности. Ведь говорить об «объективности» можно только с позиции Бога — точно так же, как говорить об «истинности», на обладание которой обычно притязает тоталитарный разум.
Отказ от объективности не только не ведет к релятивизму, но, наоборот открывает для изучения грандиозные новые миры, включающие чисто квантовые системы, находящиеся в нелокальном состоянии, иные уровни реальности и многочисленные явления, числящиеся за мистикой, эзотерикой и магией. Кстати, отказ от последних также присущ все тому же тоталитарному разуму.
Квантовое расширение реальности, как и мистическое расширение сознания, взаимно дополняют одно другое, раздвигая горизонты познания, включая квантовые состояния в реальность и делая их объектами научного подхода. Таковыми постепенно становятся также многочисленные феномены просветления, ясновидения, экстрасенсорики, телепатии, материализации и дематериализации, плацебо, молитвенной терапии, духовных или эзотерических практик.
После краткого вводного описания основополагающих принципов квантовой реальности перейдем к некоторым деталям ее «внутреннего обустройства».