В чем заключается личная гигиена персонала детских учреждений
Об условиях соблюдения личной гигиены детьми в детских садах
Какими должны быть условия для соблюдения личной гигиены детьми в детских садах?
Отвечая на этот часто задаваемый вопрос, обратимся к действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Объемно-планировочные решения помещений дошкольных образовательных организаций должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. С этой целью в здании детского сада предусматриваются групповые ячейки. В состав групповой ячейки входят необходимые помещения: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). При определенных условиях с учетом проектов здания допускается использование спальни в качестве групповой и наоборот. Туалетная же с умывальной – обязательна в каждой групповой ячейке.
В ранее построенных зданиях дошкольных образовательных организаций допускается использовать помещение туалетной в соответствии с проектом.
При этом необходимо учитывать принципиальные моменты.
В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте (холодного и горячего) в дошкольной образовательной организации обеспечивается подача воды, в том числе в туалетные всех групповых ячеек. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы.
Унитазы оборудуются детскими сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами.
В туалетной для детей раннего возраста предусматриваются шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детская ванна, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.
Независимо от эпидемиологической ситуации санитарно-техническое оборудование в туалетных должно ежедневно обеззараживаться ответственным персоналом детского сада, для чего: сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей ежедневно должны мыться теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека; горшки должны мыться после каждого использования при помощи ершей или щеток и моющих средств; ванны, раковины, унитазы должны чиститься дважды в день ершами или щетками с использованием моющих и дезинфекционных средств.
Рядом с умывальниками или напротив них устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей с соответствующей маркировкой с целью индивидуального использования полотенец. Смена полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей.
Следует помнить, что качество и безопасность средств личной гигиены (мыла, туалетной бумаги, бумажных полотенец и др.), используемых для детей, должно быть подтверждено соответствующими документами.
Для взрослых (персонала детского сада) в туалетной предусматривается отдельная умывальная раковина. Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом. Для персонала дошкольного учреждения рекомендуется организовать отдельную санитарную комнату с унитазом и умывальником.
Благоприятные гигиенические факторы в дошкольных учреждениях
Благоприятные гигиенические факторы в дошкольных учреждениях
Ребенок проводит в дошкольном учреждении много времени, и его здоровье в значительной степени зависит от условий, в которых он находится. Правильное развитие детей в дошкольном возрасте очень важно, так как определяет здоровый рост и развитие ребенка.Особая роль в создании здорового образа жизни детей отводится таким факторам как рациональное питание, соблюдение нормируемых параметров микроклимата, освещенности, гигиенически обоснованный режим дня в дошкольных учреждениях.
Питание ребенка – ведущий фактор, обеспечивающий правильное развитие и функционирование всех органов и систем, питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели. Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы детского сада.
Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в дошкольных образовательных организация, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями, сахарным диабетом и другими заболеваниями
Для создания благоприятных условий среды в помещениях пребывания детей необходимо обеспечить оптимальные параметры уровня искусственной освещенности и микроклимата. Администрации дошкольного учреждения необходимо осуществлять контроль за температурой и относительной влажностью воздуха в детском саду.
Нет сомнения, что все родители хотят, чтобы их ребенок был здоров, но далеко не все знают, что главное условие сохранения здоровья – соблюдение режима дня.
При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение.
Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Администрации и медицинским работникам детского сада необходимо принимать меры по профилактике заноса и распространения инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях. В связи с этим ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
Родителям нужно помнить, что после перенесенного заболевания, а также при отсутствии детей в детском саду более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Соблюдение гигиенических требований и рационального режима дня детьми в дошкольных учреждениях способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.
Личная гигиена детей и персонала
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ДЕТЕЙ
Правила личной гигиены связаны со всеми видами деятельности и отдыха детей. Большинство правил личной гигиены общеизвестны. Но о некоторых из них следует напомнить.
Один из основных элементов личной гигиены ребенка — чистота его тела. В жизнедеятельности организма человека кожа выполняет ряд важнейших функций.
Кожный покров предохраняет организм от вредных механических воздействий, от проникновения во внутренние ткани и органы микробов — возбудителей болезней.
Кожа играет большую роль в процессах обмена веществ, через нее осуществляется терморегуляция организма и кожное дыхание; она является органом чувств (осязание) и органом выделения (пота, кожного сала), в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей образуются иммунные тела и витамин D, играющий большую роль в профилактике рахита. Поэтому повреждение кожного покрова и нарушение его функций могут вызвать серьезные расстройства организма.
Кроме того, вместе с грязью, пылью, попавшими на кожу, возможно внесение инфекции и возникновение различных заболеваний. На грязной коже микробы находят для своего существования благоприятные условия.
На кожу немытых рук помещали микробы, которые обычно живут в кишечнике человека. Через полчаса количество их уменьшалось, но не намного — всего на 16%. Такой же опыт был повторен после того, как руки были тщательно вымыты с мылом.
Микробы, помещенные на только что вымытую кожу, уже через 20 минут почти все погибли, так как чистая кожа выделяет вещества, губительно действующие на многие микробы.
Нельзя допускать загрязнения кожи — это мешает выполнению ее многообразных жизненно важных функций. Также надо предохранять кожу от всяких повреждений — царапины, расчесы, опрелости, открывающие доступ в организм микробам, опасным для ребенка.
Родители обязаны приносить или приводить ребенка в детское учреждение чистым, опрятно одетым. Если же он нуждается в дополнительном туалете, нужно это сделать в детском саду.
Туалет грудного ребенка
Прежде всего ребенку следует вымыть лицо и руки и осушить их чистым индивидуальным полотенцем (предварительно сестра должна тщательно, с мылом вымыть свои руки). После умывания маленьким детям нужно промыть глаза, прочистить нос, а в случае надобности и уши.
Для промывания глаз надо пользоваться ватным шариком, смоченным кипяченой водой или раствором борной кислоты (отдельно для каждого глаза ватный шарик двигают от наружного угла глаза к внутреннему).
Нос очищают жгутиком из ваты (отдельным для каждой ноздри), смоченным кипяченой водой комнатной температуры, прокипяченным вазелиновым или растительным маслом, после чего надо протереть нос сухими ватными жгутиками.
При прочистке уха, когда там скопилась сера, поступают так же, как при очистке носа. Следует помнить, что применять твердые предметы (спички, шпильки и др.), а также глубоко вводить жгутик в слуховой проход недопустимо.
Ребенка грудного возраста нужно подмывать текучей струей теплой воды после каждого испражнения, причем это надо делать спереди назад, по направлению к заднему проходу. Каждый раз после мочеиспускания, которое у детей в течение дня происходит довольно часто (10 и более раз), подмывать ребенка не следует, так как это может вызвать раздражение кожи. При этом нужно только осушать кожу, прикладывая сухую пеленку.
Подмывать после мочеиспускания надо только в случае необходимости (обильное мочеиспускание, запах мочи, опрелости, покраснение в складках кожи и в паху).
Необходимо осматривать кожу ребенка, особенно в местах, где образуются складки. Покрасневшие участки смазывают стерильным вазелиновым, подсолнечным или другим растительным маслом.
Для стерилизации пузырек с маслом, закупоренный ватой, ставят в кастрюлю с горячей водой и кипятят в течение 5 минут, после чего его надо вынуть и охладить.
Если в комнате достаточно тепло (температура воздуха не ниже 20°), те места, где кожа раздражена, нужно для доступа воздуха оставить обнаженными (10—15 минут).
Детей на втором году жизни и более старшего возраста подмывать нужно только в тех случаях, когда к этому есть показания (в случае неопрятности и непредвиденных загрязнений).
Туалет детей от 3 до 7 лет
При утреннем приеме в детское учреждение надо проверять, достаточно ли ребенок чист и опрятно одет.
В детских садах с круглосуточным пребыванием дети умываются утром после сна и на ночь. Умывание следует организовать так, чтобы младшие дети имели возможность с помощью воспитателя, а старшие самостоятельно умываться, не ожидая очереди. Длительное ожидание утомляет, возбуждает и дезорганизует детей, и они умываются недостаточно тщательно.
Маленьким детям воспитатель показывает, как нужно правильно умываться: тщательно вымыть руки, намылить их не менее двух раз, растирая мыло до появления пузырьков, обмыть водой и только после этого приступать к умыванию лица. Кусок мыла должен быть небольшим, чтобы ребенок мог охватить его своей рукой. После мытья руки надо отжимать, а не стряхивать, и насухо вытирать.
Руки детей очень быстро загрязняются. Поэтому необходимо постоянно следить за их чистотой, иначе микробы и яйца глистов, находящиеся на грязных руках, могут с пищей попасть в рот и вызвать всевозможные, в частности желудочно-кишечные и глистные, заболевания.
Руки нужно мыть перед едой, после всякого их загрязнения (уборка, лепка, игры с песком), особенно тщательно после пользования уборной. Дети, посещающие детский сад ежедневно, зубы чистят дома, с круглосуточным пребыванием — во время утреннего умывания. Для этого у каждого ребенка с 4-летнего возраста должны быть индивидуальная зубная щетка и порошок.
После чистки зубов на зубной щетке, если ее только обмыть водой, остаются и сохраняются микробы. Поэтому после пользования щеткой, ее нужно густо намылить мылом и оставить так до следующей чистки зубов. Перед употреблением — щетку прополоскать. Зубй нужно чистить один-два раза в день. После приема пищи все дети должны полоскать рот тепловатой водой.
Не реже 1 раза в год детей надо показывать зубному врачу. Летом всем детям перед дневным сном необходимо мыть ноги. В суточных группах эту процедуру следует проводить во все сезоны года также перед ночным сном. Ноги нужно мыть проточной водой с мылом. В некоторых детских учреждениях в туалетной на уровне пола делают специальные лотки со стоками и кранами, что позволяет мыть ноги проточной водой нескольким детям одновременно. Температура воды регулируется с помощью специального смесителя.
При отсутствии таких приспособлений ребенок садится на стул, ноги ставит на деревянную решетку, положенную на таз, и из лейки ему поливают воду на намыленные ноги, после чего воду из таза выливают.
Вымытые ноги вытирают индивидуальными предназначенными для этого полотенцами. Сушат и хранят их обычно в туалетной комнате или на воздухе.
Необходимо следить за состоянием ногтей на руках и ногах у детей. Это должна делать мать не реже одного раза в неделю (перед купанием ребенка). Под длинными ногтями скапливается грязь, и, кроме того, ими ребенок может оцарапать себя и других детей.
Не будем останавливаться на таких всем понятных требованиях, как уход за волосами, которые также должны быть чистыми, аккуратно подстриженными, причесанными индивидуальными гребенками.
Лучшее средство для поддержания чистоты кожи ребенка — купание перед ночным сном. Если мать не имеет возможности регулярно делать это дома, купать детей надо в дошкольном учреждении перед кормлением. Детей, находящихся в детском учреждении круглые сутки, купать надо также регулярно.
До 6 месяцев детей надо купать ежедневно, со второго полугодия жизни до 1 года — через день, с 1 до 2 лет — 2 раза в неделю, детей от 2 до 7 лет в холодное время года можно мыть один раз в неделю. Купание проводится в ванночке — эмалированной, фаянсовой или из оцинкованного железа.
Она легко поддается очистке и дезинфекции. Готовя ванну к купанию детей, ее тщательно моют специальной мочалкой 1-процентным раствором хлорамина, а затем обваривают крутым кипятком. Мочалка для мытья ванны во время купания детей должна находиться в дезинфицирующем растворе, а по окончании купания ее следует прокипятить и высушить. Использовать эту ванну для других надобностей (например, для стирки белья) категорически запрещается.
Прежде чем приступить к купанию детей, сестра обязана тщательно вымыть руки (с мылом и щеткой), надеть чистый передник и повязать косынкой голову.
Температура воды в ванне должна быть для детей первых месяцев жизни 36,5—37,5°, старше 6 месяцев — 36°. Ее измеряют специальным, предназначенным для воды градусником. При определении температуры воды рукой можно ошибиться (ощущение тепла зависит от температуры кожи руки) и принести ребенку вред (ожог или охлаждение), а кроме того, вызвать у него отрицательное отношение к купанию, которое сохраняется надолго.
Мыть ребенка нужно индивидуальной мочалкой или рукавичкой, которая после мытья должна быть вымыта, прокипячена (в течение 10 минут) и высушена.
Детей старше 3 лет целесообразно купать под проточной водой — под душем; при этом отпадает необходимость дезинфицировать ванну, в которой дети моются стоя. Каждого ребенка после мытья надо насухо обтереть.
Иногда у маленьких детей на голове образуются корки, которые не отходят даже при мытье в ванне. В таких случаях за несколько часов до купания эти места надо смазать прокипяченным вазелиновым или подсолнечным маслом, а затем вымыть голову с мылом. После этого корку можно легко удалить, вычесывая волосы частым гребешком с ватой.
Купать детей в летний период надо за 1,5—2 часа до прогулки или сна на воздухе и не ранее чем через час после кормления. Зимой после купания выносить детей на воздух не рекомендуется.
Персонал детского учреждения должен не упускать из поля зрения детей во время пользования уборной и горшечной. Детей, высаженных на горшок, не следует оставлять в туалетной комнате одних, так как они могут загрязнить руки, после чего брать игрушки и другие предметы. Таким путем распространяются кишечные инфекции и глисты. Для пользования бумагой в туалетной на стене должен висеть мешочек, наполненный аккуратно нарезанной мягкой чистой бумагой. После посещения уборной дети должны непременно вымыть руки.
Некоторые предметы, предназначенные для детей, должны использоваться строго индивидуально: кровать, матрац, подушка, одеяло ватное или шерстяное на зиму, байковое для теплого времени года (маленьким детям зимой, кроме ватного, нужно иметь два байковых одеяла), спальный мешок, а также горшок, простыня, наволочка, пододеяльник, полотенце. Постельное белье детям меняется не реже двух-трех раз в месяц.
Чтобы предметы индивидуального пользования не переходили по ошибке от одного ребенка к другому, они должны храниться в определенном месте (в стеллажах-ячейках, в индивидуальных шкафчиках, на вешалках, на полочках) и иметь опознавательный знак, одинаковый на всех вещах одного и того же ребенка, чтобы ему (да и персоналу) легче было бы запомнить.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПЕРСОНАЛА
Чтобы воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки и привычки, взрослые сами должны выполнять правила личной гигиены, служить примером опрятности, аккуратности и высокой санитарной культуры.
Воспитательница, сестра и няня каждой группы должны приходить на работу в опрятной одежде и обуви. Верхнюю одежду нужно оставлять в отведенном для этого месте, вне помещений, где находятся дети. С этой целью желательно выделить в приемных-раздевальнях небольшие шкафы с вешалками и полочками. Наиболее целесообразно для этих целей использовать встроенные шкафы.
Все работники детского учреждения, приходя на работу, обязательно снимают обувь и заменяют ее другой, предназначенной только для помещения. Такой порядок уменьшает занос пыли и грязи в детские комнаты и облегчает работу персонала, которому приходится много двигаться.
Перед началом работы воспитательница, сестра, няня должны причесаться, надеть чистые, выглаженные халаты или специальные платья (исправность халата, платья проверяется накануне). У сестры и няни голова должна быть покрыта косынкой. Не следует при работе с детьми закалывать халаты и косынки булавками, иголками, а также носить в карманах зеркальца и другие бьющиеся предметы.
Халат, платье и косынка хранятся на вешалках (разумеется, отдельно от верхней одежды).
Для персонала детских учреждений (кроме обслуживающего младшие группы раннего возраста) целесообразно отказаться от белых медицинских халатов и взамен их ввести обычные разноцветные платья, платья-халаты с короткими рукавами, а также закрытые передники.
Как показал опыт, такой костюм имеет более приятный вид и удобен для работы с детьми. Кроме того, дети часто пугаются взрослых, одетых в белые халаты. Это связано с неприятными воспоминаниями о встрече с медицинскими работниками. Так же как и халатом, этой одеждой нужно пользоваться только во время работы. В конце дня платье и передник снимают и оставляют в детском учреждении. Перед входом в уборную халат и передник обязательно должны быть сняты и повешены около двери. Необходимо, чтобы няня имела второй халат, предназначенный специально для уборки.
В личной гигиене персонала исключительная роль принадлежит уходу за руками. Грязные руки едва ли не самые главные распространители инфекции.
После подмывания детей, мытья горшков, уборки помещения при переходе к работе, требующей особой чистоты (кормление детей, мытье посуды и т. п.), надо быть особенно осторожным, чтобы не вызвать загрязнения пищи и посуды опасными для здоровья детей микробами. Таким путем особенно часто переносятся дизентерийные микробы и яйца глистов.
Избежать переноса инфекции позволяет надежный и в то же время простой способ — мытье рук. При мытье рук с мылом в течение 2 минут количество микробов уменьшается на 92%.
Имеются данные, указывающие на неравномерное распределение микробов на коже рук (наибольшее загрязнение микрофлорой — 95 % — под ногтями). Сначала руки моют с мылом, ополаскивают водой (лучше теплой), затем снова намыливают и уже после этого моют ручной щеткой как поверхность рук, так и под ногтями. Для сестры и няни надо иметь отдельные щетки.
Хорошо вымытые щетки в течение рабочего дня нужно держать в свежем дезинфицирующем растворе. В противном случае последующее пользование непродезинфи-цированными щетками ведет к загрязнению рук.
Это подтверждается проведенным нами наблюдением. Оказалось, что использование бывшей в употреблении непродезин-фицированной и лежащей в сыром месте щетки вызвало загрязнение рук, в 70 раз превышающее их первоначальное состояние.
К сожалению, в детских учреждениях чаще всего ограничиваются мытьем рук с мылом или с последующим ополаскиванием хлорамином, хотя оба эти способа не очищают в достаточной степени подногтевые и околоногтевые пространства. Совершенно недопустимо пользование только хлорамином (для ополаскивания) без предварительного мытья рук.
Особенно важно помнить об этом техническому персоналу, которому приходится попеременно выполнять работу, связанную с большим загрязнением рук (уборка помещений, туалетных и т. д.). Поэтому в тех случаях, когда няня помогает в работе, требующей чистых рук (принести пищу для детей из кухни в группу, помочь в кормлении детей и т. п.), она должна тщательно вымыть руки, лицо, сменить темный халат на светлый, надеть чистую косынку, подобрать под нее волосы и затем только приступать к новой работе.
Большую ответственность за здоровье детей несут работники пищеблока. Нарушения ими правил личной гигиены могут привести к тяжелым последствиям всего коллектива детей.
Персонал пищеблока, как и весь обслуживающий персонал, обязан приходить на работу в опрятной одежде и обуви, перед началом работы принимать душ, а в случае отсутствия его вымыть руки, сменить одежду (у каждого должно быть не менее двух смен санодежды) и обувь, подобрать волосы под аккуратный колпак или косынку, соблюдать постоянно чистоту рук, лица, тела, одежды, коротко стричь ногти. При выходе из уборной тщательно вытирать ноги о коврик, пропитанный дезинфицирующим раствором.
Назначение санитарной одежды в пищеблоке — предохранить продукты и готовую пищу от возможного заражения или загрязнения (от тела, одежды, волос и т. д.).
Чтобы халат не мог стать причиной загрязнения продуктов, надо следить за его чистотой и обязательно менять в зависимости от характера работ в пищеблоке. Для выполнения работ особо грязных (переноска тары, топлива, уборка) санитарную одежду меняют на более темную.
По окончании рабочего дня санитарную одежду снимают и хранят в специальном шкафу с индивидуальными гнездами. Чистота рук у работников пищеблока имеет большое значение. Загрязнение может произойти при обработке сырых овощей, сырого мяса, рыбы.
В пищеблоке должен быть отдельный кран и раковина или наливной умывальник над тазом, сцециально предназначенный для мытья рук персонала. Рядом необходимо постоянно иметь мыло, щетку, полотенце.
Если на кухне 2 работника, то туалетные принадлежности, в том числе полотенце, должны быть индивидуальными. Полотенце для рук полагается менять ежедневно.
Умывальник нельзя располагать в непосредственной близости от мест приготовления пищи, мытья посуды, иначе брызги с рук попадут на продукты и посуду. Особенно тщательно нужно мыть руки после посещения уборной, где загрязнение их возбудителями кишечных заболеваний может произойти при прикосновении к дверной ручке, стенам, бумаге.
Санитарными органами установлен обязательный медицинский осмотр работников детских учреждений при поступлении на работу, а затем периодические обследования.
Персоналу дошкольного учреждения нужно внимательно следить за состоянием своего здоровья, в частности рта и носоглотки, для чего надо ежедневно полоскать рот, горло и чистить зубы.
При хроническом катаральном состоянии носоглотки и заболевании зубов нужно обращаться к специалисту, потому что при этом могут скапливаться болезнетворные микробы, которые вместе с капельками слюны и слизи (при кашле, чихании, громком разговоре) попадают в воздух, на окружающие предметы и могут принести вред детям.
Немалое значение имеет сознательное отношение самих работников детских учреждений к своему здоровью в целях охраны здоровья детей. Каждый член коллектива в случае инфекционного заболевания обязан прежде всего поставить в известность врача, медицинскую сестру или заведующую детским учреждением.
То же самое следует сделать, если сотруднику пришлось общаться с заболевшими острозаразной болезнью вне детского учреждения. Во всех случаях, когда возникает угроза занесения инфекции в детское учреждение, сотрудники должны уведомлять обо всем врача или сестру и по их совету принять соответствующие меры.
Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»
Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?
Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?
Читать статью >>
.
|